Программа дисциплины Управление инвестиционными проектами. Радел Инвестиционный маркетинг для направления 030200. 68 «Политология»




Скачать 87.81 Kb.
PDF просмотр
НазваниеПрограмма дисциплины Управление инвестиционными проектами. Радел Инвестиционный маркетинг для направления 030200. 68 «Политология»
Дата конвертации12.10.2012
Размер87.81 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
Правительство Российской Федерации 
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего 
профессионального образования 
«Государственный университет -                                   
Высшая школа экономики» 
 
Программа дисциплины 
 
Управление инвестиционными проектами.  
Радел 1. Инвестиционный маркетинг 
 
для направления 030200.68 «Политология»                         
подготовки магистра по Магистерской программе  
«Прикладная политология» 
 
 
Автор доцент,  к.т.н.  Бек М.А. mbek@hse.ru 
 
Рекомендована секцией УМС                                          Одобрена на заседании кафедры 
_____________________________                                   Стратегического маркетинга            
_______________________________ 
Председатель                                                                      Зав. кафедрой  Третьяк О.А. 
_____________________________                                   
________________________________ 
«_____» __________________ 2009   г.                           «____»_________________ 2009  г. 
 
 
Утверждена УС факультета 
 
                           
_________________________________ 
 
 
____________________________ 
Ученый секретарь 
 
 
 
 
 
 
_________________________________ 
 
 
 
« ____» ___________________2009  г. 
 
 
 
 
 
Москва, 2009   г. 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 
Автором  программы  является  Бек  Михаил  Александрович,  доцент  ка-
федры  стратегического  маркетинга  факультета  менеджмента  ГУ-ВШЭ,  канд. 
техн. наук, доцент, ст. научн. сотрудник.  
Программа предназначена для использования при подготовке магистров 
по Магистерской программе «Прикладная политология» направления 030200.68 
«Политология». 
Актуальность и практическая важность изучения курса инвестиционного 
маркетинга как  раздела курса «Управление инвестиционными проектами» при 
подготовке  магистров,  специализирующихся  в  области  инвестиционных  ком-
муникаций,  определяются  в частности: 
♦  Необходимостью  использования  методов  и  инструментов стратегиче-
ского маркетинга и менеджмента, инвестиционного анализа с учётом их тесной  
взаимосвязи  при  решении  практических  задач  выявления  текущих  и  потенци-
альных  инвесторов,  налаживания  с  ними  партнерских  взаимоотношений,  под-
готовки и предоставления необходимой инвесторам информации.  
♦  Большим значением маркетинга в обосновании и обеспечении эффек-
тивности  инвестиций  в  реальные  активы,  в  реализации  управленческой  функ-
ции  Investor  Relations,  предусматривающей  установление  и  поддержание  тес-
ных  взаимоотношений,  сотрудничества  между  государственными,  политиче-
скими, бизнес-структурами и инвесторами.  
Инвестиционный маркетинг развивается на стыке ряда взаимосвязанных 
дисциплин, включая инвестиционный анализ и бизнес-планирование, стратеги-
ческий  и  инновационный  менеджмент,  маркетинг,  управление проектами. Раз-
делы  по  маркетингу  являются  важной  составной  частью  бизнес-планов  инве-
стиционных  проектов,  недостаточное  внимание  маркетингу  и  маркетинговые 
ошибки нередко становятся причинами неудач при отборе и осуществлении ин-
вестиционных проектов. При обосновании и обеспечении эффективности инве-
стиционных предложений и проектов критически важную роль играют практи-
чески все основные виды маркетинговой деятельности, к числу которых, следуя 
Дж.О.Шонесси, можно отнести: 
 
определение рынков, входящих в сферу деятельности фирмы 
 
определение реального (или потенциального) спроса на рынке 
 
группировку покупателей по категориям в соответствии с их запросами 
 
выбор категорий потребителей, чьи запросы и потребности фирма может 
удовлетворить лучше, чем ее конкуренты 
 
определение  предложения  (товар,  цена,  продвижение  и  распростране-
ние), удовлетворяющего запрос 
 
обеспечение доступности предложения 
 
информирование  потенциальных  и  реальных  потребителей  о  рыночном 
предложении. 
Знания  и  навыки,  получаемые  при  изучении  данной  дисциплины  необ-
ходимы  для  осуществления  инвестиционных  коммуникаций  на  высоком  про-

 

фессиональном  уровне,  требующем  ответственного  критического  анализа 
имеющейся  информации  по  маркетинговому  обеспечению  инветиционных 
предложений  и  проектов,  творческого  подхода  к  повышению  её  обоснованно-
сти  и  достоверности.    Без  опоры  на  маркетинг  нельзя  обеспечить  подготовку 
необходимой инвесторам релевантной информации по реализуемости и эффек-
тивности инвестиционных предложений и проектов.  
Значение взаимосвязей маркетинга и инвестиций в последние годы воз-
растает в связи с тем, что затраты на маркетинг всё чаще рассматриваются как 
инвестиции,  направленные  на  извлечение  в  будущем  выгод,  на  увеличение 
стоимости  бизнеса,  а  методы  инвестиционного  анализа,  критерии  оценки  эф-
фективности  инвестиций  всё  шире  привлекаются  к  анализу  и  обоснованию 
маркетинговых решений.  
Основная  цель  курса  -  способствовать  формированию  современного 
маркетингового  мышления,  накоплению  и  систематизации  знаний,  приобрете-
нию компетенций, позволяющих активно и творчески участвовать в разработке 
и практическом применении современных концепций, методов и моделей инве-
стиционного  маркетинга  при  реализации  управленческой  функции  Investor 
Relations
.  
Важными целями курса являются: 
  изучение  базовых  понятий,  современных  концепций,  методов  и  моделей 
маркетинга  и  возможностей  их  применения  при  реализации  управленческой 
функции Investor Relations 
  ознакомление с современными тенденциями в развитии теоретических ос-
нов и практики маркетинга  
  формирование  компетенций,  необходимых  для  практического  использова-
ния  изучаемых  теоретических  концепций,  моделей  и  методов  при  проведении 
маркетингового аудита, критическом анализе и обосновании решений в области 
маркетинга, связанных с разработкой, обоснованием бизнес-планов и инвести-
ционных проектов, с подготовкой необходимой инвесторам информации. 
  приобретение знаний и навыков, необходимых для постановки и практиче-
ского решения типовых задач инвестиционного маркетинга, связанных с подго-
товкой  информации  для  инвесторов,  включая  задачи  критического  анализа  и 
повышения  обоснованности маркетинговых разделов инвестиционных предло-
жений, проектов и бизнес планов на основе: 
•  выбора целевых покупателей, изучения их потребностей, удовлетворенности 
и лояльности 
•  маркетингового аудита, диагностики маркетинговой ситуации   
•  сегментирования и позиционирования  
•  разработки стратегических и тактических планов маркетинга  
•  выбора и обоснования решений по изменению товарной политики, планиро-
вания  и  реализации  процессов  разработки  и  выведения  на  рынок  новых  то-
варных предложений       

 

•  формирования  рациональных  решений  по  ценам,  каналам  распределения  и 
коммуникациям 
Программа  предусматривает  использование  знаний  и навыков, получае-
мых  при  изучении  предусмотренных  учебными  планами  дисциплин,  включая 
«Основы  инвестиционной  политики»  и  «Управление  интегрированными  ком-
муникациями». Для исключения дублирования, изучаемые по смежным дисци-
плинам вопросы сведены в данной программе к необходимому минимуму. "Ин-
вестиционный  маркетинг"  входит  в  качестве  раздела  в  состав  дисциплины 
«Управление инвестиционными проектами», которая является дисциплиной по 
выбору,  изучаемой  на  первом  курсе  студентами,  обучающимися  по  магистер-
ской программе «Прикладная политология». 
Методическая новизна курса  обеспечивается использованием:  
• 
оригинальных  результатов  научно-методических  и  консультационных 
работ, в том числе посвященных бизнес-планированию инвестиционных проек-
тов, маркетинговому обеспечению  и обоснованию принимаемых решений 
• 
накопленного  опыта  чтения    лекций  и  проведения  семинаров  по  смеж-
ным курсам (маркетинга, промышленного маркетинга, маркетинга В2В, бизнес-
планирования и инвестиционного анализа) 
• 
опубликованных  в  последние  годы  монографий,  учебных  пособий  и  на-
учных статей  по проблемам маркетингового обеспечения и  обоснованию биз-
нес-планов инвестиционных проектов 
Основу  курса  составляют  лекции,  семинары  и  практические  занятия, 
главным содержанием которых является освоение научных основ, эффективных 
методов и приемов решения практических задач инвестиционного маркетинга, в 
том  числе  на  основе  применения  расчётно-аналитических  методов  и  моделей, 
обсуждения  конкретных  практических  ситуаций,  результатов  выполненных 
слушателями домашних заданий.  
Самостоятельная  работа  студентов  предусматривает  подготовку  домаш-
них заданий на основе обсуждения деловых ситуаций из российской и зарубеж-
ной практики, изучения, обобщения и анализа  материалов по основным темам 
курса, возможностей использования методов и средств инвестиционного марке-
тинга  при  подготовке  информации  для  инвесторов,  при  экспертизе,  обоснова-
нии  и  обеспечении  эффективности  инвестиционных  предложений  и  проектов, 
при бизнес-планировании.  

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 
 
№ 
Наименование разделов и тем 
Все-
Аудиторные часы 
Самостоя-
п/п 
го 
тельная ра-
Лекции 
Семинары и 
бота 
практические 
 
занятия 

Маркетинг и инвестиции. Марке-
тинг: концепции и тенденции 


  

развития  

Инвестиции в реальные активы и 
их экономическое значение. Роль 
маркетинга в обосновании и 




обеспечении эффективности ин-
вестиций 

Методы и критерии финансово-
экономической оценки эффек-




тивности инвестиций.  

Маркетинг, ориентированный на 




стоимость  

Информационная система марке-
тинга. Маркетинговые исследо-




вания.  

Стратегическое маркетинговое 
планирование. Сегментирование.   10 



Позиционирование.  

Товарная  и  ценовая  политика. 
Каналы  распределения.  Комму-




никации. 
 
Итого 
54 
14 
14 
26 
 

 

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ 
Текущий контроль: по результатам выполнения и презентации домашних 
заданий  и  по  результатам  текущих  работ  в  ходе  практических  занятий  (вклю-
чающих решение задач, анализ кейсов, ответы на вопросы тестов), выполнение 
которых предусмотрено графиком учебного процесса.  
Итоговый  контроль  знаний:  в  форме  зачёта,  включающего  тест  знаний 
по основным  темам курса и решение задачи. 
Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих эле-
ментов
• Работа на практических занятиях (обсуждения кейсов, решение задач, ответы 
на вопросы тестов) 
• Выполнение и презентация домашнего задания 
• Письменная зачетная работа (120 мин.). 
Итоговая  оценка  знаний  и  полученных  навыков  является  обобщением 
результатов выполненных студентом домашних заданий и их презентации,  за-
четной работы. Для оценки по 10-балльной шкале общая сумма баллов (за вы-
полнение  текущих  работ  в  ходе  практических  занятий  –  до  80    баллов,  за  до-
машнее  задание–  до  20  баллов,  за  зачетную  работу  до  50  баллов)  делится  на 
пятнадцать. 
 
БАЗОВЫЕ УЧЕБНИКИ 1 
1.  Дойль П. (2001). Маркетинг, ориентированный на стоимость. / Пер. с англ. - 
СПб: Питер.  
2.  Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. (2004). 11-е изд.  / Пер. с англ.- Спб.: 
Питер. 
3.  Ламбен Жан-Жак.  (2004). Менеджмент, ориентированный на рынок. Стра-
тегический и операционный маркетинг. / Пер. с англ.- Спб.: Питер 
4.  Липсиц И.В., Коссов В.В. (2004).  Экономический анализ реальных инве-
стиций: Учебник. 2-е изд., доп. и перераб.- М.: Экономистъ. 
 
 
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 
Тема 1. Маркетинг и инвестицииМаркетингконцепции и тенденции раз-
вития  
Маркетинг и инвестиции. Стоимость бизнеса, стратегические цели его раз-
вития, роль инвестиций в реальные активы в достижении стратегических целей, 
создании    и  сохранении  конкурентных  преимуществ,  в  увеличении  стоимости. 
Связь  маркетинговых  и  инвестиционных  решений  и  проектов  со  стратегиями 
фирмы. 
Роль  маркетинга  в  обосновании  и  обеспечении  эффективности  инвести-
ций, в успехах и неудачах при отборе и осуществлении инвестиционных проек-
                                                 
1 Все студенты обеспечиваются раздаточными материалами к лекциям. В библиотеке есть доста-
точное количество экземпляров базовых учебниковю 

 

тов.  Затраты  на  маркетинг  как  инвестиции.  Использование  инвестиционного 
анализа при оценках эффективности маркетинговых решений. 
Основные  виды  маркетинговой  деятельности.  Концепции  маркетинга,  их 
эволюция и связь с изменениями внешней среды. Ценность товаров и услуг для 
потребителя.  Факторы,  определяющие  воспринимаемую  потребителем  цен-
ность,  методы  оценки  и  подходы  к  увеличению  ценности.  Роль  соотношения  
между ценностью, ценой и издержками производителя в обеспечении конкурен-
тоспособности. Ценность в использовании, Value in Use, VIU. Понятие о цепоч-
ках и сетях создания  ценности. 
Современные  тенденции  развития  маркетинга:  маркетинг  взаимоотноше-
ний,  возрастание  роли  маркетинга  услуг,  ориентации  на  стоимость, на исполь-
зование IT-технологий 
Основная литература:  
1.  Дойль П. Маркетинг, ориентированный на стоимость. / Пер. с англ. - СПб: 
Питер, 2001. 
2.  Ламбен Жан-Жак.  Менеджмент, ориентированный на рынок. Стратегиче-
ский и операционный маркетинг. / Пер. с англ.- Спб.: Питер, 2004.  
3.  Третьяк О. А. (2005). Маркетинг: новые ориентиры модели управления: 
Учебник. М.: ИНФРА-М. 
Дополнительная литература
1.  Барроу К., Барроу П., Браун Р.  Бизнес-планирование. Полное руководство.- 
Пер. с англ. М. 2003. Разделы 2, 3. 
2.  Блэкуэлл Д., Миниард П., Энджел Дж. (2002). Поведение потребителей. Изд. 
9-е / Пер. с англ.- Спб. : Питер. 
3.  Гордон  Я.  (2001).  Маркетинг  партнерских  отношений  /  Пер.  с  англ.  СПб: 
Питер.  
4.  Дайер Д., Далзелл Ф., Олегарио Р. (2005). Procter&Gamble :  Путь к успеху: 
165-летний опыт построения брендов. / Пер. с англ. М. Альпина Бизнес Букс.  
5.  Котлер Ф. (2000). Маркетинг в третьем тысячелетии. Как создать, завоевать 
и удержать рынок  / Пер. с англ.- Спб. : Издательство «Питер».  
6.  Левитт  Т.  (2001).  Маркетинговая  миопия.  //  Классика  маркетинга.  Сборник 
работ, оказавших наибольшее влияние на маркетинг. / Пер. с англ. Составители 
Энис Б.М., Кокс К.Т., Моква М.П. – СПб.: Питер, стр. 11-34. 
7.  О’Шоннэсси Дж. Конкурентный маркетинг: стратегический подход / Пер. с 
англ.- Спб.: Питер, 2004. 
8.  Портер М. (2005). Конкурентное преимущество. Как достичь высокого ре-
зультата и обеспечить его устойчивость. / Пер. с англ. М. Альпина Бизнес Букс. 
9.  Таджева  З.  (2003).  Investor  relations  –  маркетинг  инвестиционных  идей.  // 
Маркетинговые коммуникации, №5  
  
10. Тимофеев Д. (2007). Годовой отчет компании — инструмент коммуникаций 
с инвесторами // Управление корпоративными финансами, № 2.  
11. Уолтон С. (2004). Сделано в Америке: как я создал Wal-Mart. / Пер. с англ. 
М. Альпина Бизнес Букс. 
12. Хартли Роберт Ф. (2008). Ошибки и успехи маркетинга / Пер. с англ. М.: По-
коление. 
 

 

Тема 2. Инвестиции в реальные активы и их экономическое значениеРоль 
маркетинга в обосновании и обеспечении эффективности инвестиций 
Альтернативы  собственника  капитала.  Доходность  инвестиций,  их  влия-
ние на конкурентоспособность и стоимость бизнеса.  
Этапность инвестиционного цикла. Роль маркетинга при разработке и реа-
лизации инвестиционных проектов, при выявлении и обосновании благоприят-
ных инвестиционных возможностей, при сопоставлении и отборе лучших вари-
антов. 
 Основная литература:  
1.  Бирман  Г.,  Шмидт    С.  (2003).  Капиталовложения.  Экономический  анализ 
инвестиционных  проектов:  Пер.  с  англ.  под  ред.  Л.П.  Белых.-  М.:.,  ЮНИТИ-
ДАНА, 2003.   
2.  Липсиц И.В., Коссов В.В. (2004).  Экономический анализ реальных инвести-
ций: Учебник. 2-е изд., доп. и перераб.- М.: Экономистъ. 
Дополнительная литература
1.  Зелль А. (2002). Бизнес-план: инвестиции и финансирование, планирование 
и оценка проектов: пер. с нем.. -М.: «Ось-89».  
2.  Пейли  Н.  (2007).  Успешный  бизнес-план.  От  стратегических целей к плану 
действий на один год. / Пер. с англ. М.: Эксмо. 
3.  Фливбьорг  Б,  Брузелиус  Н.,  Ротенгаттер  В.  (2005).  Мегапроекты:  история 
недостроев,  перерасходов  и  прочих  рисков  строительства./  Пер.  с  англ.  М.: 
ООО «Вершина». 
 
Тема 3. Методы и критерии финансово-экономической оценки эффектив-
ности инвестиций.  
Основные  принципы  оценки  эффективности  инвестиционных  проектов. 
Классификация, особенности и области применения отдельных методов оценки 
эффективности  инвестиций  (срок  окупаемости;  чистая приведенная стоимость; 
внутренняя  норма  доходности).  Общие  понятия  о  дисконтировании  и  о  крите-
риях финансово-экономической оценки инвестиционных проектов, о стоимости 
капитала. 
Маркетинговые аспекты решения типовых задач технико-экономического 
исследования  и  обоснования  инвестиционных  проектов.  Использование  теку-
щей стоимости единичного аннуитета для укрупненных оценок эффективности. 
Основная литература:  
Бирман  Г.,  Шмидт    С.  (2003).  Капиталовложения.  Экономический анализ 
инвестиционных  проектов:  Пер.  с  англ.  под  ред.  Л.П.  Белых.-  М.:.,  ЮНИТИ-
ДАНА, 2003.   
1.  Липсиц И.В., Коссов В.В. (2004).  Экономический анализ реальных инвести-
ций: Учебник. 2-е изд., доп. и перераб.- М.: Экономистъ. 
Дополнительная литература
1.  Беренс В., Хавранек П.М. (1995). .Руководство по подготовке  промышлен-
ных технико-экономических исследований. Пер. с англ. перераб. и дополн. изд.- 
М.:АОЗТ "Интерэксперт".   

 

2.  Коссов  В.В.  (2002)  Бизнес-план:  обоснование  решений:  Учебное  пособие. 
М.: ГУ-ВШЭ. 
3.  Крушвиц Л. (2001). Инвестиционные расчёты. / Пер. с нем. -СПб.: Питер.  
4.  Методические  рекомендации  по  оценке  эффективности  инвестиционных 
проектов  (вторая  редакция)  .    Официальное  издание.  -  М.:  Экономика,  2000.  
п.п. 2, 11, 12. 
5.  Норкотт  Д.  (1997).  Принятие  инвестиционных  решений.    Пер.  с  англ.  под  
ред. А.Н. Шохина.-М.: Банки и биржи, ЮНИТИ.  
6.  Четыркин Е.М. (1998). Финансовый анализ производственных инвестиций. - 
М.: Дело.  
 
Тема 4. Маркетингориентированный на стоимость.  
Оценка  стоимости  компании  исходя  из  дисконтированной  стоимости  де-
нежных  потоков.  Источники  стоимости  компании  по  П.Дойлю.  Вклад  марке-
тинга  в  увеличение  стоимости  компании,  в  обеспечении  эффективности  инве-
стиционных  предложений,  проектов,  в  формирование  важных  для  инвесторов 
характеристик бизнес-планов.   
Роль  маркетинга  в  повышении  обоснованности  прогнозирования  выгод  и 
затрат, сопряженных с инвестиционным проектом. 
Основная литература:  
1.  Дойль П. (2001). Маркетинг, ориентированный на стоимость. / Пер. с англ. - 
СПб: Питер.  
2.  Макдональд М., Смит Б., Ворд К. (2007). Должная проверка маркетинга 
(Marketing Due Diligence) Переориентация стратегии на стоимость компании. / 
Пер. с англ.-М.: ООО «Группа ИДТ». 
3.  Коупленд Т., Коллер Т., Мурин Д. (2002) Стоимость компаний: оценка и 
управление. –2-е изд. / Пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес» 
Дополнительная литература
1.  Кук, Виктор Дж. Мл. (2007). Маркетинг и финансы. В поисках эффективно-
го диалога. / Пер. с англ. М.: Вершина. 
2.  Ханк  Д.Э.,  Уичерн  Д.У.,  Райтс  А.Дж.    (2003).  Бизнес-прогнозирование,  7-е 
издание. Пер. с англ.- М.: Издательский дом «Вильямс».  
3.  Хартли Роберт Ф. (2008). Ошибки и успехи маркетинга / Пер. с англ. М.: По-
коление. 
4.  Шоу Р., Меррик Д. (2007). Прибыльный маркетинг: Окупается ли ваш мар-
кетинг? / Пер. с англ. Киев.: Companion Group. 
 
Тема 5. Информационная система маркетингаМаркетинговые исследова-
ния.  
Понятие об информационной системе маркетинга, её задачах, структуре и  
роли в формировании и обосновании стратегических маркетинговых и инвести-
ционных решений.  
Маркетинговый аудит, цели, задачи, инструменты, используемые при ана-
лизе внешней и внутренней среды бизнеса, инвестиционного проекта. Понятие 
о PEEST-анализе, SWOT- анализе, пяти силах и цепочке ценности М.Портера.  

 
10 
Виды  прикладных  маркетинговых  исследований,  их  роль.  Возможности 
использования  методов  прогнозирования,  причинно-следственных  диаграмм, 
бенчмаркинга, конджойнт-анализа при критическом анализе и обосновании ин-
вестиционных  решений  и  проектов,  при  подготовке  информации  для  инвесто-
ров. 
Основная литература:  
1.  Галицкий Е.Б. Методы маркетинговых исследований. 2004. М.: Институт 
фонда «Общественное мнение», 2004. 
2.  Малхотра Нэреш К. Маркетинговые исследования. Практическое руково-
дство. . / Пер. с англ.. — М.: Издательский дом «Вильямс», 2003 
Дополнительная литература
1.  Котлер Ф., Грегор У., Роджерс У. (2001). Навстречу эре маркетингового ау-
дита. // Классика маркетинга. Сборник работ, оказавших наибольшее влияние 
на маркетинг. / Пер. с англ. Составители Энис Б.М., Кокс К.Т., Моква М.П. – 
СПб.: Питер, стр. 728-746.  
2.  Портер М. (2005). Конкурентное преимущество. Как достичь высокого ре-
зультата и обеспечить его устойчивость. / Пер. с англ. М. Альпина Бизнес Букс. 
3.  Черчилль Г.А. Маркетинговые исследования.  / Пер. с англ.- Спб. : Питер, 
2004. 
 
Тема 6. Стратегическое маркетинговое планированиеСегментирование.  
Позиционирование
Задачи,  проблемы  и  значение  маркетингового  планирования.  Структура 
стратегического  плана  маркетинга  и  этапность  процесса  его  формирования. 
Преимущества  сегментирования  по  П.Дойлю.  Выбор  целевых  сегментов.  Тен-
денции углубления, условия и методы сегментировании. Критерии сегментиро-
вания потребительских и промышленных рынков. Учёт потребностей потреби-
телей  и особенностей их поведения. Сегментирование на основе АВС-анализа. 
Позиционирование: значение, основания и этапность.  
Роль  стратегических  маркетинговых  решений  в  обосновании  и  обеспече-
нии эффективности инвестиционных проектов. 
Основная литература:  
1.  Дойль П. (2001). Маркетинг, ориентированный на стоимость. / Пер. с англ. - 
СПб: Питер.  
2.  Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. (2004). 11-е изд.  / Пер. с англ.- Спб.: Пи-
тер. 
3.  Мак Дональд М. (2004). Планы маркетинга. Как их составить и использо-
вать. / Пер. с англ.-М.: Издательский дом «Технологии».  
4.  Ламбен Жан-Жак.  Менеджмент, ориентированный на рынок. Стратегиче-
ский и операционный маркетинг. / Пер. с англ.- Спб.: Питер, 2004 
Дополнительная литература
1.  Ассель  Г.  Маркетинг  –  принципы  и  стратегия:  Учебник  для  вузов.  /  Пер.  с 
анг. – М.: ИНФРА-М, 1999. Главы 11, 12.  
2.  Кревенс Д. (2003).Стратегический маркетинг, 6-е издание./  Пер. с англ.- М.: 
Издательский дом «Вильямс».  
3.  Макдональд  М.,  Данбар  Я.  Сегментирование  рынка.  Практическое  руково-
дство. / Перевод с англ.. М. «Дело и Сервис» , 2002 

 
11 
Тема 7. Товарная и ценовая политикаКаналы распределенияКоммуни-
кации
Основные  элементы  маркетинга-микс  по  Н.Бордену.  Проработка  и  отра-
жение  при  обосновании  инвестиций  маркетинговых  решений  по  элементам 
маркетинга-микс. Товарная политика фирмы. Направления дифференцирования 
товарных  предложений.    Жизненный  цикл  товара.  Роль  маркетинга  в  управле-
нии созданием новых товаров и их выведением  на рынок. Понятие о диффузии 
инноваций.  Факторы,  определяющие  темпы  диффузии  и  возможности  их  ис-
пользования в маркетинге. Типовые задачи инвестиционного анализа проектов 
разработки и выведения на рынок новых товарных предложений. Селекция про-
ектов и управление ими.  
Стратегические  ценовые  решения,  учёт  особенностей  внешней  среды  и 
внутренних  возможностей  фирмы.  Основные  ценообразующие  факторы.  Цено-
вые стратегии.  Виды цен и особенности их применения. Анализ безубыточно-
сти, учёт эффектов масштаба и опыта при обосновании товарной и ценовой по-
литики. 
Стратегические решения по каналам распределения, их влияние на эффек-
тивность  бизнеса.  Роль  посредников.  Маркетинговые  коммуникации,  интегри-
рованный  подход.  Роль  и  эффективность  рекламы,  стимулирования  продаж, 
связей с общественностью. 
Основная литература по теме:  
1.  Дойль П. (2001). Маркетинг, ориентированный на стоимость. / Пер. с англ. - 
СПб: Питер.  
2.  Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. (2004). 11-е изд.  / Пер. с англ.- Спб.: Пи-
тер. 
3.  Ламбен  Жан-Жак.    Менеджмент,  ориентированный  на  рынок.  Стратегиче-
ский и операционный маркетинг. / Пер. с англ.- Спб.: Питер, 2004. 
Дополнительная литература
1.  Бернет  Дж.,  Мориати  С.  (2001).  Маркетинговые коммуникации: интегриро-
ванный подход / Пер. с англ.- Спб : Питер. 
2.  Борден  Н.  (2001).  Концепция  маркетинга-микс.  //  Классика  маркетинга. 
Сборник работ, оказавших наибольшее влияние на маркетинг. / Пер. с англ. Со-
ставители Энис Б.М., Кокс К.Т., Моква М.П. – СПб.: Питер, стр. 529-538.  
3.  Лэвидж Р., Стейнер Г. (2001). Модель прогнозирующих показателей эффек-
тивности  рекламы.  //  Классика  маркетинга.  Сборник  работ,  оказавших  наи-
большее влияние на маркетинг. / Пер. с англ. Составители Энис Б.М., Кокс К.Т., 
Моква М.П. – СПб.: Питер, стр. 653-659.  
4.  Мур  Д.  (2006).  Преодоление  пропасти:  маркетинг  и  продажи  хайтек-
продуктов массовому потребителю. / Пер. с англ.-М.: Издательский дом «Виль-
ямс».  
5.  Нэгл Томас Т. (2004). Стратегия и тактика ценообразования. 3-е изд. / Пер. с 
англ.- Спб. : Питер. 
6.  Роджерс Э. (2001). Принятие и диффузия нового продукта. // Классика мар-
кетинга. Сборник работ, оказавших наибольшее влияние на маркетинг. / Пер. с 
англ.  Составители  Энис  Б.М.,  Кокс  К.Т.,  Моква  М.П.  –  СПб.:  Питер,  стр.  243-
262. 

 
12 
ТЕМАТИКА ЗАДАНИЙ ПО РАЗЛИЧНЫМ ФОРМАМ КОНТРОЛЯ  
Предусматривается выполнение студентами на семинарах практических работ и 
аудиторных заданий, предусматривающих:  
  Оценку ценности в использовании, Value in Use, VIU нового инновационного 
товара и обоснование на этой основе рекомендуемой цены товара 
  Сопоставление альтернативных вариантов выбора целевых сегментов рынка 
по критериям коммерческой эффективности и обоснование выбора  
  Анализ  маркетинговой  ситуации  по  материалам  конкретной  практической 
ситуации (кейса) с использованием метода динамического SWOT-анализа 
  Разработку  и  оценку  мероприятий  по  совершенствованию  маркетинговой 
деятельности по результатам  конкретной практической ситуации (кейса) 
  Обоснование выбора рационального набора  мероприятий по совершенство-
ванию  маркетинговой  деятельности  по  критериям  коммерческой  эффективно-
сти 
  Ответы на тестовые вопросы по пройденным темам 
Рекомендации по тематике и этапности выполнения домашнего задания по Ин-
вестиционному маркетингу даны в Приложении 1 к программе. 
 
 
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 
1.  Взаимосвязь маркетинга и инвестиционного анализа. Роль инвестиционного 
маркетинга в реализации управленческой функции Investor Relations.  
2.  Роль  маркетинга  в  повышении  обоснованности  прогнозирования  выгод  и 
затрат, сопряженных с инвестиционным проектом  
3.  Концепция  маркетинга,  ориентированного  на  стоимость,  возможности  её 
использования при коммуникациях с инвесторами. 
4.  Факторы, определяющие воспринимаемую потребителем ценность, методы 
оценки и подходы к увеличению ценности. Ценность в использовании, VIU. 
5.  Значение сегментирования и позиционирования для повышения обоснован-
ности  и  эффективности  инвестиционных  предложений,  проектов  и  бизнес-
планов. 
6.  Преимущества  сегментирования  по  П.Дойлю.  Выбор  целевых  сегментов. 
Критерии сегментирования потребительских и промышленных рынков.  
7.  Методы, используемые при диагностике маркетинговой ситуации, возмож-
ности  их  применения  при  подготовке  необходимой  инвесторам  информации  ( 
на  примере  PEEST-анализа,  SWOT-  анализа,  анализа  пяти  сил  конкуренции  и 
цепочки ценности М.Портера). 
8.  Значение и методы оценок потенциала рынка и прогнозирования спроса на 
рынках В2С иВ2В.  
9.  Значение, структура и этапность разработки стратегического маркетингово-
го плана. 
10.  Основные  элементы  маркетинга-микс  по  Н.Бордену.  Значение  решений  по 
элементам маркетинга-микс при обосновании. инвестиций 

 
13 
11.  Выбор  и  обоснование  стратегических  маркетинговых  решений  по  сегмен-
тированию и позиционированию, товарной и ценовой политике.  
12.  Товарная  политика  фирмы.  Маркетинговые  решения  по  номенклатуре  и 
программе производства продукции.  
13.  Роль  маркетинга  в  управлении  созданием  новых  товаров  и  их  выведением  
на рынок.  
14.  Понятие о диффузии инноваций. Факторы, определяющие темпы диффузии 
и возможности их использования в инвестиционном маркетинге. 
15.  Стратегические  ценовые  решения,  учёт  особенностей  внешней  среды  и 
внутренних возможностей фирмы. Основные ценообразующие факторы.  
16.  Факторы, определяющие выбор канала распределения и подбор отдельных 
участников канала.  
17.  Роль маркетинговых коммуникаций и рекламы при обосновании и осущест-
влении инвестиционных проектов. 
 
Автор программы:                                        Бек М.А. 

 
14 
Приложение 1 
Домашнее задание по разделу «Инвестиционный маркетинг» 
дисциплины «Управление инвестиционными проектами». 
 
Домашнее  задание  должно  быть  посвящена  анализу  практической 
маркетинговой 
ситуации, 
маркетинговому 
обоснованию 
и 
оценке 
эффективности  инвестиционного  предложения,  подготовке  информации  по 
этому  предложению  для  потенциального  инвестора.  В  домашнем  задании  ос-
новное  внимание  может  быть  уделено  одному  или  нескольким  аспектам  вы-
бранной темы2, например:  
  Роль  инвестиционного  маркетинга  в  обеспечении  эффективности  инвести-
ций. 
  Анализ маркетинговой ситуации, внешней и внутренней среды бизнеса. 
  Анализ  особенностей  и  тенденций  развития  рынка  (по  конкретной  группе 
товаров и услуг ), их учёт в маркетинге. 
  Анализ конкуренции на рынке.  
  Определение потенциала рынка и прогнозирование объемов продаж. 
  Анализ и обоснование товарной политики. 
  Анализ и обоснование ценовой политики. 
  Анализ и обоснование политики распределения. 
  Анализ и обоснование политики коммуникаций. 
Работа  представляется  в  письменном  виде,  ориентировочный  объем  12-15  ма-
шинописных  страниц  (размер  букв  12,  печать  через  1,5  интервала),  включая 
введение,  изложение  и  маркетинговое  обоснование  инвестиционного  предло-
жения  с  оценками  его  реализуемости  и  эффективности.  Форма  работы,  стиль 
изложения – по усмотрению автора. 
 
Рекомендуемая этапность выполнения работы  
1.  Сформировать группу в составе 2-3 человек 
2.  Выбрать и согласовать с преподавателем конкретную ситуацию, замысел ин-
вестиционного предложения,  которые должны быть непосредственно связаны с 
вопросами анализа практической маркетинговой ситуации, маркетингового 
обоснования и оценки эффективности инвестиционного предложения, подго-
товки информации по этому предложению для потенциального инвестора  
3.  Распределить работу между участниками команды  
4.  Подобрать по мере необходимости дополнительную маркетинговую инфор-
мацию по наиболее важным аспектам анализируемой ситуации и формируемых 
предложений 
                                                 
2  Тема  уточняется  по  согласованию  с преподавателем, разрабатывается приме-
нительно  к  решению  задач  маркетингового  обоснования  конкретного  инвести-
ционного предложения 
 

 
15 
5.  Провести обсуждение ситуации в группе,  сформулировать и обосновать 
сильные и слабые стороны формируемого предложения, а также ожидаемые 
Внешние изменения, которые потребуют стратегического ответа. На основе об-
суждения составить сводную таблицу SWOT-анализа, по возможности доведя 
анализ до количественных оценок. 
6.  Обсудить в группе возможные мероприятия по решению выявленных про-
блем с использованием маркетинговых средств. 
7.  По  каждому мероприятию и по их совокупности оценить вероятные затраты 
и результаты, провести расчёты эффективности. 
8.  Сформулировать и обосновать рекомендации. 
9.  Оформить результаты работы в письменном виде, оговорив вклад каждого 
участника и сдать преподавателю в заданный срок. 
10. Подготовить презентацию к семинару и доложить на нем домашнее задание 
 
При оценке работы предполагается учитывать:  
• 
Наличие и обоснованность собственной позиции авторов.  
• 
Умение  подбирать  и  критически    анализировать публикации по выбранной 
теме  
• 
Умение использовать полученные знания и навыки, инструменты маркетин-
га и инвестиционного анализа (при анализе ситуации, разработке и обосновании 
предложений). 
• 
Наличие собственных  мыслей, идей, прогнозов, рекомендаций по рассмат-
риваемой теме, их оригинальность и обоснованность. 
• 
Стиль изложения. 
• 
Уважение  к  чужим  публикациям,  ссылки  на  которые,  при  использовании 
опубликованных мыслей, идей, прогнозов, рекомендаций, обязательны.  
• 
Презентацию результатов работы над домашним заданием на практическом 
занятии  
 



Похожие:

Программа дисциплины Управление инвестиционными проектами. Радел Инвестиционный маркетинг для направления 030200. 68 «Политология» iconПрограмма дисциплины " Управление инвестиционными проектами " для направления 030200. 68 подготовки магистра по специальности «Прикладная политология»
«Управление инвестиционными проета- ми» при подготовке магистров, специализирующихся в области инвестицион
Программа дисциплины Управление инвестиционными проектами. Радел Инвестиционный маркетинг для направления 030200. 68 «Политология» iconМетодические указания по изучению дисциплины «Управление строительными инвестиционными проектами» для специальности 080502 экономика и управление на предприятиях строительства
...
Программа дисциплины Управление инвестиционными проектами. Радел Инвестиционный маркетинг для направления 030200. 68 «Политология» iconРабочая программа учебной дисциплины управление проектами
Для направления /специальности 08054. 65 «Государственное и муниципальное управление»
Программа дисциплины Управление инвестиционными проектами. Радел Инвестиционный маркетинг для направления 030200. 68 «Политология» iconПрограмма дисциплины «Маркетинговые исследования» для направления 080200. 68 «Менеджмент»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200....
Программа дисциплины Управление инвестиционными проектами. Радел Инвестиционный маркетинг для направления 030200. 68 «Политология» iconРабочая программа дисциплины управление проектами рекомендуется для направления подготовки
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа дисциплины Управление инвестиционными проектами. Радел Инвестиционный маркетинг для направления 030200. 68 «Политология» iconЗадачами изучения дисциплины являются
Подготовка к научно-исследовательской деятельности по программе «Управление инвестиционными проектами»
Программа дисциплины Управление инвестиционными проектами. Радел Инвестиционный маркетинг для направления 030200. 68 «Политология» iconПрограмма дисциплины «Организация инвестиционных бизнес-проектов»
...
Программа дисциплины Управление инвестиционными проектами. Радел Инвестиционный маркетинг для направления 030200. 68 «Политология» iconПрограмма дисциплины «Основы предпринимательства» для направления 080200. 68 «Менеджмент»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки  fillin...
Программа дисциплины Управление инвестиционными проектами. Радел Инвестиционный маркетинг для направления 030200. 68 «Политология» iconПрограмма дисциплины «Основы предпринимательство» для направления 080200 «Менеджмент»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки  fillin...
Программа дисциплины Управление инвестиционными проектами. Радел Инвестиционный маркетинг для направления 030200. 68 «Политология» iconПрограмма дисциплины «Инвестиционный менеджмент» для направления 080500. 62 «Менеджмент»
Курс «Инвестиционный менеджмент» предназначен для студентов направления 080500. 62 «Менеджмент» (подготовка бакалавра), специальности...
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница