Крым: экономика окружающей среды, образование и туризм




Скачать 215.49 Kb.
НазваниеКрым: экономика окружающей среды, образование и туризм
Дата конвертации12.10.2012
Размер215.49 Kb.
ТипДокументы











Дихтярь А.И.ександр





КРЫМ: ЭКОНОМИКА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, ОБРАЗОВАНИЕ И ТУРИЗМ


Современные процессы глобализации, как в области образования, так и в области экономики окружающей среды и туризма, продолжают набирать темп. Громадным потенциальным ресурсом Украины является ее географическое положение – она является вторым по площади государством, целиком расположенным в границах Европы, причем практически в самом ее центре (около 30% населения Центральной Европы). Исследованиями ученых Британского музея разработана концепция превращения Европы во всемирный музей. Крым в этой системе отводится достойное место, как крупнейшему центру туризма и отдыха, обладающему огромным

Крым – единственный в Украине средиземноморский регион Украины, геополитический и геоэкологический фокус Причерноморья с богатым историческим наследием и необычайно высоким природно-ландшафтным и биологическим разнообразием.

Широкая сеть природных памятников – уникумов, занимающих более 5% территории Крыма, является каркасом сети туристических троп и маршрутов. Еще академик А.Е.Ферсман назвал Крым «природным музеем», а его Южнобережье – своим «первым университетом». Ряд трудов создателя учения о био- и ноосфере В.И.Вернадского, Первого президента Украинской Академии Наук, профессора и ректора (1920 - 21 гг.) Таврического университета были посвящены уникальной роли живого вещества и природе Крыма. Все это налагает дополнительную ответственность на деятельность Таврического национального университета, как флагмана региональной науки, за развитие современных образовательных и информационных технологий применительно к насущным потребностям региона и внедрение их в обучение, в том числе и для обеспечения эффективного менеджмента на всех уровнях.

Особое внимание управленческо-исполнительной властью должно уделяться исполнению экологических законов, справедливо утверждающих, что в живой динамике сложных и разветвленных экологических целей, образующих единую, но хрупкую систему равновесия окружающей среды, природе самостоятельно трудно справляться с тем искусственным, и не всегда безвредным, что создает человек. Человечество должно заботиться не только о регулировании, сохранении и бережном использовании, но и о восполнении потребляемых им ресурсов, переработке и ассимиляции отходов.

Примером научно обоснованного, оптимального решения вековой для Крыма и важнейшей для его экономики двуединой задачи – сочетание жесткой охраны уникальных природных ресурсов с их цивилизованным использованием в XXI веке – может послужить реализация концепции создания в Крыму природного национального парка (ПНП) «Таврида» [1].

Первый национальный парк был создан в США (Йеллоустоун) в 1872 г., а за 2года до этого в Крыму часть горно-лесных ландшафтов получила статус заказника царской охоты. Из более 2300 существующих национальных парков на долю Украины приходится 21, но ни одного нет пока в Крыму, хотя из 20 украинских заповедников 6(!) являются крымскими.

В условиях нарастающего экологического кризиса, развивающегося на фоне кризиса социально-экономического, создание ПНП «Таврида», кроме решения указанной двуединой задачи, позволит: сохранить и сделать достоянием туризма систему выдающихся историко-архитектурных памятников, начиная от палеолита; наиболее полно удовлетворить познавательные и рекреационные запросы общества в сочетании с основными целями; получить уже в ближайшие годы надежный источник финансовых поступлений в бюджет, благодаря разумной коммерциализации паркового хозяйства под действенным контролем государства; активно воздействовать на формирование массового экологического сознания, повышая экологическую культуру, образованность и нравственные качества в целом, начиная со школьной скамьи.

Кстати, у истоков популярного ныне образовательного туризма в Крыму стояли воспитанники симферопольской дворянской гимназии, издававшие под руководством своих педагогов после поездок научные материалы описаний флоры и фауны губернской территории.

Заповедный фонд Крыма является индикатором научного и природно-ресурсного потенциала региона. Ощутимость в его защите возникла сразу после второй мировой войны и обострялась последующим развитием на полуострове химической, горно-добывающей и строительной промышленности, транспорта и рекреационного пресса. Более 700 здравниц, домов отдыха и турбаз принимали на себя лишь 10% общего потока рекреантов. Стихийность подобного природользования неизбежно приводила к наиболее резким деструктивным процессам – только пожаров за последние 5 лет потушено более 800!

В последнее время стала известна информация о масштабах военного использования ландшафтов Крыма – 4,2% площади отводилось военным под военсовхозы и обширные полигоны, но скрывалось в статистике сельхозугодий. Парадоксально, но это сыграло положительную роль в сохранении последних крупных остатков целины, в частности, на Керченском полуострове, сохранении степных экосистем. А вот планово-стихийное отчуждение этих земель в пользу местных хозяйств на волне деаилитаризации, их экстенсивное освоение приводит к опасности их уничтожения. В настоящее время прорабатываются предложения по созданию межгосударственного природного заповедника «Киммерия», включающий Керченский и Таманский полуостров.

Сельскохозяйственное использование природно-ландшафтных (65% всех ландшафтов) привело практически к полному уничтожению первичной живой природы Равнинного Крыма. Распаханность земель в Крыму – одна из самых высоких в Украине и достигает 64-75% площади сельскохозяйственных земель, а в равнинной части – 80-90%. Это в 2 раза выше, чем в среднем по Европе, но гораздо ниже по производительности и эффективности их использования. Условия разрушения растительного покрова отягощаются сложным положением на южном макросклоне Крымских гор, где частые оползни и сели сочетаются с постоянным разрушением берегов.

Важнейшим толчком решения проблем научно необоснованного воздействия общества на природу и ее ресурсы стала Международная конференция в Рио (1992) по окружающей среде, провозгласившая принцип «устойчивого развития» – sustainable development: сосуществование нынешнего поколения с природой, обеспечивающее его нормальную жизнедеятельность, но не ставящее под угрозу существование будущих поколений. Следуя заветам В.И. Вернадского, основополагающей ценностью планеты является биосфера Земли со всей свойственной ей совокупностью видов организмов, геоэкосистем, биологическим и ландшафтным разнообразием.

Такие заповедно-природно-рекреационные комплексы, как национальные парки, оказываются в высшей степени благоприятными в системе рационального природопользования, природоохраны и строго целенаправленного цивилизационного рекреационного процесса для экотуризма и экопросвещения.Согласно основным концептуальным подходам создания ПНП “Таврида” и в соответствии с рекомендациями Международного Союза Охраны Природы для регионов, к 2005 г. предполагается удвоить площади особо охраняемых природных территорий Крыма, доведя их долю до 10%! При этом зона абсолютной заповедности будет составлять около 80%, а остальное (приблизительно поровну) – зона строго контролируемой и регламентируемой рекркации и зона хозяйствования (автомагистрали и населенные пункты с размещенными в них кемпингами и автостоянками).

Доминирующей формой организации рекреации в ПНП “Таврида”, охватывающем кольцом Крымские горы от Феодосии до Севастополя, планируется пеший экологический туризм, частично конный, велосипедный и электромобильный вдоль 500-километровой Большой эколого-этнографической тропы по внешнему периметру кольца и тиристским тропамрадиального направления внутрь ПНП.

Сохранение и цивилизованное рекреационное использование уникальных ресурсов Крыма – актуальнейшая государственная задача, научное кредо Крыма и Украины. Разрешение насущных проблем возможно лишь в системном сочетании научно обоснованной охраны природы и организованного, нормативно регулируемого, экологически грамотного цивилизованного туризма, как регионального, так и международного.

Такое сочетание возможно только в крупном национальном парке с надлежащим контролем государства и детально регламентируемыми правилами поведения туристов. Опыт функционирования европейских национальных парков со сходными с Крымом условиями – Гран-Парадизо (Италия), Меркантур (Франция), Монтанья-де-Ковадонга (Испания), Микра-Пресна (Греция), Пирин (Болгария) – подтверждает, что и опасность пожаров в них сведена к минимуму.

Наряду с процессами глобализации в наших условиях уже проявляются новые тенденции – сдерживание аппарата влатси рыночными силами, ее децентрализация и регионализация. Новой доктриной корпоративной власти является ее укрепление и расширение путем передачи полномочий компетентным специалистам.

Вопросы кадровой политики и подготовки квалифицированных специалистов, особенно управленцев-менеджеров всех уровней, приобрел наибольшую остроту и актуальность. В нынешних кризисных условиях острого дефицита финансовых средств существует острая потребность в руководителях новой формации, обладающих способностями к быстрому обучению и постоянному самообучению, принятию квалифицированных решений в нестандартных ситуациях.

Организация оптимальной системы управления рекреационными территориями с целью увеличения их адаптационных возможностей, научно-экономическая оптимизация и интеллектуализация технологий управления, развитие инфраструктуры сервиса и производства для нужд населения и рекреациации, повышение ее экономической эффективности и привлечение инновационных средств и негосударственных источников финансирования возможны с приходом новой волны управленцев, сознающих, что коррумпированность, непорядочность и неэтичность – прямой путь к утрате доверия и банкротству в цивилизованной экономике с отрегулированным правовым полем и льготным налогообложением, которую необходимо еще построить.

Экономические реформы при действенном, но не удушающем контроле со стороны государства, требуют значительно более эффективного использования природо-ресурсного, научно-технического и производственного потенциала регионов, как и человеческого капитала и информационных систем и коммуникаций. В этом направлении в Крыму уже приобретен определенный опыт по созданию и развитию открытых для инвестиций и внедрения современных технологий, в том числе ресурсо- и энергосберегающих, экономических зон. Это дает шанс, но требует большей простоты и “прозрачности” экономических механизмов, их гибкости и способности к оперативной адаптации к динамическим изменениям внешней среды. Такой форме для рекреации может соответствовать структура управления системы управления по типу курортополисов как единых развивающихся систем, конкурентоспособных по эффективности экономического функционирования как внутри страны, так и по сравнению с аналогичными объектами зарубежья.

В Украине разработана действующая до 2015 г. Национальная программа действий, предусматривающая сохранение и восстановление природных и нарушенных человеком экосистем, их компонентов и биологических комплексов, широкое информирование и развитие образования по проблемам биологического разнообразия, усилении ответственности предприяьтий, организаций и граждан, использующих природные ресурсы, за сохранение окружающей среды и ее биоразнообразия.

Задача экономической науки и менеджмента – в разработке соответствующих экономических механизмов, обеспечивающих заинтересованность в их реализации, а также отвечающих современным требованиям программ подготовки и переподготовки кадров, особенно управленческих и развивающих использование информационных технологий и коммуникаций. Этим же целям должна соответствовать и проводимая глобальная реформа системы образования.

Как убедительно показывает опыт Ирландии и Финляндии, занимающих по данным Международного Института Менеджмента и Развития (август 2000 г., критерий из 290 пунктов) 7-е и 3-е места в мире по коэффициенту конкурентоспособности экономики, вложения в человеческий фактор и развитие информационно-коммуникационных отраслей во многом определяет успех в современном мире. Кроме того замечено, что небольшие страны (Сингапур – 2-е место, Нидерланды – 4-е, Швейцария – 5-е, Исландия – 10-е) более восприимчивы к новым веяниям в экономической области.

Путь, пройденный Ирландией, чрезвычайно поучителен для Крыма в аспекте правильного определения стратегии экономического развития через вложения в человеческий капитал, образование и развитие информационных технологий. Продуманная система образования, в том числе высшего, бесплатная для детей и подростков, но платная для уже работающих по специальности и желающих повысить свою квалификацию, подготовила наиболее динамичное развитие Ирландии в мире последние 6-7 лет (в среднем более 9% ежегодного роста GDP ), выйдя по качественным показателям образования также на первое место. На образовательные нужды расходуется 6% национального бюджета страны, к тому же значительные суммы зарабатываются путем предоставления образовательных услуг, в частности, в области менеджмента, на международной арене по программам ЕС. Этим занимается специальное структурное подразделение института менеджмента Ирландии (IMI) IMI International (http://www.imi-int.ie), начавшее (1973) функционировать уже на следующий год после вступления Ирландии, одновременно с Великобританией и Данией, в ЕС.

Дублин может являться примером успешного функционирования консорциума из 1300 коллективных и 800 индивидуальных членов, эффективно использующего отлаженную систему корпоративного управления, совместных ресурсов и возможностей и пользующегося непосредственной поддержкой правительства и всех заинтересованных отраслей экономики.

Крым интересен мировому сообществу не только своим громадным курортно-рекреационным потенциалом природного музея под открытым небом, на развитие которого оказали свое влияние все мировые культуры и цивилизации, но и тем, что на его территории даже в тяжелых условиях переходного периода продолжают мирно трудиться представители более 80-ти национальностей. Практически АР Крым является единственной потенциально “горячей” территорией на всем постсоциалистическом пространстве, продолжающей находиться в нормально функционирующем (по нашим меркам) рабочем состоянии.

Опыт Ирландии может быть задействован и в использовании информационных технологий (видеоконференций) при реализации проектов по совместному проведению бизнес-мероприятий в международном туризме: они могут применить (как и в случае с Финляндией) накопленный опыт в этом бизнесе и средства, а мы – хотя бы показать свой потенциал, который в дальнейшем может быть использован. Темпы развития мирового туризма приводят в течение каждых пяти лет к увеличению примерно в два раза количества персонала, занятого в сфере мирового туризма, и в полтора раза расходов населения на туристические поездки в мире.

В миллионном Дублине в прошлом году было приобретено 100000 автомобилей, а доля дублинцев моложе 30 лет составляет более 50%. В целом же по стране доля населения до 14 лет – около 22%, а работоспособного населения до 65 лет – около 64%. Одной из прерогатив страны является забота о здоровье нации, и девять из десяти крупнейших мировых фармацевтических компаний имеют здесь свои представительства и интересы.

Впечатляет эффективность функционирования национальных агентств по развитию и поддержке предприятий, обеспечению их квалифицированной рабочей силой. В подкрепление можно привести два показательных факта: если по итогам целевого тренинга по обучению определенной профессии трудоустраивается менее 70% обучаемых, то он считается неудачным и отменяется; продавцы супермаркетов во время тренинг-обучения имеют 2 месяца стажировки во Франции.

В период 1991-1996гг. 30% европейских инвестиций США предназначалось Ирландии – еще в недалеком прошлом агропромышленной периферии Европы. Среди инвесторов были все крупнейшие американские информационно-технологические компании. В результате Ирландия стала 2-м крупнейшим в мире экспортером программного обеспечения, причем из нее же поступает каждый третий продаваемый в Европе персональный компьютер.

Ирландия является европейским лидером в развитии центров мобильной связи и надежности коммуникаций, имеет весьма полезный для нас опыт функционирования национального центра дистанционного обучения (www.oscail.ie) по разным специальностям и программам, удовлетворяющим международному уровню. Девиз «селтикского тигра» (экономики Ирландии) – сервис и гостеприимство мирового класса! – был наглядно продемонстрирован в ходе реализации программы стажировки.

Все указанные факты лишь подтверждают существование возможностей эффективного использования даже для небольшого государства международного сотрудничества, инновационных технологий и человеческого капитала для кратчайшего пути к экономическому и социальному процветанию, если государство через развитие образования и технологий выполняет свою функцию к адаптации научно-технических достижений для развития общества.

Международная практика показывает, что канал получения технологий во многом зависит от географического положения страны, емкости ее рынка, возможности выхода к основным морским путям. И в этом Украина и Крым имеют громадный неиспользованный потенциал. Инвестиции предоставляются, прежде всего, странам с развитыми информационными технологиями и средствами телекоммуникаций. Кроме того, иностранные инвесторы обходят своим вниманием страны, подверженные эпидемиям, ибо этот фактор блокирует прогрессивные экономические варианты развития, основанные на передовых технологиях. И в этом также проявляется ответственность государства за проведение дальновидной социально-демографической политики, как и развития международного сотрудничества.

К сожалению, свои образовательные проблемы в овладении иностранными языками, основами компьютерной и экономической грамотности населением и, в частности, учителями мы опять только планируем ликвидировать в ходе начавшейся глобальной реформы системы образования.

С увеличением уровня глобализации мировой экономики постоянно возрастает значимость менеджерской компетенции, развития менеджмент- и бизнес-образования. Поэтому так важен для нас и опыт гибкого подхода при определении сроков и порядка проведения тренингов и программ развития бизнеса для практикующих менеджеров разных уровней с обязательной обратной связью для обеих сторон (анкеты, практическая реализация навыков топ-менеджмента на своем предприятии с последующей доводкой и корректировкой). Отмечу, что в выпускаемом IMI руководстве-справочнике указывается исчерпывающая информация о тренерах и всех тренингах (а их 164, не считая международных), проводимых ими с указанием содержания, целей, планируемых к приобретению практических навыков и сроков их проведения на год вперед. По мере поступления отзывов от обучаемых, сразу решается: какие из них будут развиваться далее, модернизированы или заменены новыми на следующий год.

Весьма ценными в бизнес-среде являются практические навыки динамической презентации с использованием технических средств и способов доведения информации до слушателей для поддержания их внимания. Но наибольшим событием была демонстрация имитационной модели по принятию решений в условиях рынка, позволяющая использовать эффективные активные формы приобретения практических навыков, работать в командах с распределением обязанностей по зонам ответственности (параметрам) в принятии вводимого решения. Таких параметров модели всего 13 (стоимость - $150000!).

Подобная модель, но с меньшим (5) количеством параметров вводимого решения используется мной в учебном процессе и при проведении тренингов по компьютерному и экономическому моделированию и принятию менеджерских решений. Ознакомление с подобными тренингами было бы весьма полезно и для преподавателей иностранных языков, работающих на факультетах управления или экономики.

Моделирование – незаменимый инструмент нового мышления во все усложняющемся мире, "интеллектуальное ядро" информатики, экономической кибернетики, эконометрики. Современная экономическая теория предполагает существенно более высокий уровень формализации и компьютеризации, чем это было ранее в высшей школе. В новых условиях все большее внимание уделяется использованию информационных технологий в вопросах обоснованности принятия решений и развития бизнес образования в целом, формированию умений и навыков анализа экономических ситуаций, построению и исследованию соответствующих моделей.

Опыт работы со студентами показывает, что студенты, уверенно чувствующие себя в использовании математического аппарата, статистических данных и компьютера, творчески подходят к построению эконометрических моделей, самостоятельно находят альтернативные пути решения задач и лучше анализируют полученные результаты экономического моделирования и прогнозирования. К тому же группы, в которых практические занятия проводятся с использованием ЭВМ, успешнее овладевают автоматизированными системами управления (АСУ) и автоматизированными рабочими местами (АРМ) в своей специальности.

Для подготовки высококвалифицированного, грамотного, эрудированного специалиста-менеджера в экономике рыночных отношений необходимо передавать не только современный теоретический материал, но и проводить курс на повсеместную, но разумную компьютеризацию и информатизацию учебного процесса. Компьютерные тренинги для студентов стационарного и особенно последипломного повышения квалификации на факультетах второго образования являются составной частью этой задачи.

При построении эконометрических моделей с использованием электронных таблиц проявляются ряд достоинств по внедрению системного подхода к компьютеризации и повышению уровня математической формализации процесса обучения менеджменту и экономической теории: не теряется алгоритм решения задачи; обучаемый освобождается от рутинной работы по проведению громоздких вычислений и расчетов; приобретаются навыки овладения компьютерными технологиями обработки больших объемов информации, т.е. базами данных (статистическими данными рассматриваемой модели), для работы с которыми и предназначены электронные таблицы.

Формализация основных особенностей функционирования экономических объектов (систем) позволяет оценить возможные последствия воздействия на них и использовать такие оценки в управлении.

Наступающая эпоха для Украины – эпоха квалифицированного менеджмента и информационных технологий. Поэтому весьма актуальна проблема реализации информационной концепции менеджмента как триединства нового инструмента работы менеджера – персонального компьютера, новой методологии управления, базирующейся на системном подходе, теории и методах принятия решений, математическом моделировании и внедрении этого эффективного сплава в практику менеджмента с использованием современных информационных технологий.

Методология управления, опирающаяся на информационные технологии, охватывает все основные этапы принятия управленческих решений – от выявления проблем, поиска идей их решения, до построения математических моделей и получения оптимального результата.

Для успешного овладения данной концепцией необходимо выстроить непрерывную цепочку базового обучения по овладению и совершенствованию использования эффективных информационных технологий в менеджменте. Общее знакомство с устройством компьютера как системы и средства повышения эффективности организации личной работы в курсе информатики дополняется научными методами моделирования в различных направлениях менеджерской деятельности и проблем информатизации общества, базирующихся на количественных оценках эконометрии и поисках оптимимального решения и прогноза. Технологии использования информационных систем менеджмента дополняются исследованием задач экономической динамики и организации информационных потоков в базах данных.

Использование моделей спроса и предложения на конкретном рынке, проигрывание различных ситуаций на модели с целью уменьшения рисков и поля неопределенности в условиях хитросплетения различных факторов и с использованием возможностей компьютера актуально и при составлении такого обязательного атрибута современного предпринимательмтва, как бизнес-план.

Система управления должна действовать с учетом всех факторов организационной деятельности, включая достоверность и полноту используемой информации, целей и квалификации персонала, принципы структтурирования информации для последующего анализа и принятия решения. Использование ЭВМ является концептуальной основой имитационного моделирования, поиска оптимальных решений и оптимизации решений задач линейного, динамического и целочисленного программирования, обработки экспериментальных данных и систем массового обслуживания, эффективно для хранения баз данных и знаний и создания информационной среды управления.

Можно сказать, что рекреация – это экспорт впечатлений и положительных эмоций в стабильной и безопасной, в том числе экологически, окружающей среде. Экспорт предполагает продукт продуманного устойчивого развития. С этой точки зрения депрессивность какого-либо региона является фактором неготовности к рекреационному бизнесу, а возможности Internet – одним из лучших средств продвижения данного бизнеса. Последнее означает необходимость готовить не просто как менеджеров рекреационного дела, но и как специалистов, способных работать с образами, брэндами и их экспортом.

Человечеству понадобилось 38 лет, чтобы 50 млн. человек стали слушать радио, 14 лет – смотреть телевизор, и только 4 года – стать пользователями Internet. Ожидается, что уже в 2001г. объем рынка электронной коммерции достигнет 5% всех продаж в мире (3 трлн.$).

Internet постепенно занял свое место в одном ряду с традиционными средствами массовой информации. Internet-реклама, Internet-маркетинг уже сегодня меняют весь мир, в том числе и деловой – из приблизительно 160 млн. пользователей около 80% ищут информацию о всевозможных покупках и услугах. В более-менее развитых странах уже нет компаний, не реализующих хотя бы часть своего бизнеса через сеть. Это необходимо учитывать и украинским бизнесменам и предпринимателям при вхождении в мировой цивилизованный рынок. Возможности Сети позволяют рекламировать и распространять свою продукцию, принимать заказы, управлять доставкой и т.д., избавляясь от посредников и одновременно сводя к минимуму накладные расходы и издержки.

По мнению квалифицированных международных экспертов, затраты на услуги по управлению знаниями – Knowledge Management Solutions – и соответствующему программному обеспечению имеют тенденцию к существенному возрастанию. Во главу деятельности в цивилизованном бизнесе ставится уже не столько рост доходов, сколько Исследования Рынков и Потребностей, Интеллектуальность бизнеса. Competing through Knowledge & Internet – конкуренция через знания и Интернет! – лозунг эпохи бизнес-менеджмента и информационных технологий.

Процесс становления экономики Украины как независимого государства не может миновать стадию насыщения малыми предприятиями. Развитие предпринимательства и курортно-рекреационного комплекса, малого и среднего бизнеса поможет решить и проблему занятости населения, и рационального использования нашего национального богатства – интеллектуально-образовательного потенциала.

В условиях перманентной нехватки финансовых ресурсов, постоянных изменений бизнес среды, несовершенства законодательной и правовой базы, ужесточения конкуренции успех во многом зависит от понимания необходимости постоянной учебы как руководителей, так и всего персонала предприятий.

В философии используется формула, согласно которой общество – это развернутый человек, а человек – свернутое общество. С этой точки зрения образование должно рассматриваться не как производная от экономики, а как преобразующая составляющая общественного развития. Заботиться о будущем страны – значит, растить поколение, способное на своих плечах вынести все реформы.

Вода для человека – живительная влага, но 85% заболеваний – от “грязной” воды (последствий экологических нарушений, перманентного расширения территорий свалок и мест стихийного варварского сброса всевозможных отходов и т.д.). Социопедагогические системы "питаются" потоками информации (обновляемых знаний). Информация, направленная в "болевые" точки системы, способна, в зависимости от качества, или вылечить ее, или окончательно свалить с ног. Следовательно, вылечить образование – вылечить государство.

Экономические критерии прогресса в настоящее время оцениваются с точки зрения "качества жизни", развития духовности человека, сбережения био- и ноосферы, глобальной социально-экологической системы. Экономика товаров постепенно заменяется экономикой информации (знаний), а моделирование стратегии развития как наций и народностей, так и человечества в целом должно развиваться путем комплексного поливариантного прогнозирования.

Образование – это экономический ресурс Украины, и Крыма [2] в частности, тот фактор, которым мы обязаны воспользоваться для построения нашей будущности. Необходима гуманизация непрерывного образования, поиск средств внебюджетного финансирования и наполнения школы новыми экономико - информационными знаниями современности, решающими проблему социальной адаптации подрастающей молодежи.

Отечественная практика показывает, что наибольшие потери наше общество несет именно из-за неудовлетворительного использования человеческого потенциала, а именно – его интеллектуальных возможностей при соответствующем использовании информационных технологий, особенно в управлении. Наиболее полно это проявляется в звеньях интеллектуального труда – науке, народном образовании, управлении, закладывающих фундамент для будущего любого государства.

Мы уже подошли к пониманию того факта, что данные негативные явления не могут быть устранены одним рывком, даже применяя щедрые материальные стимулы или маневрируя финансовыми ресурсами, направляемыми в социальную сферу. Необходимо внедрить нацеленный на конечный результат – реализации природного потенциала каждой личности в новых экономических условиях – комплексный подход ко всей структуре функционирования образования в целом, начиная “с младых ногтей” и до завершения подготовки квалифицированного специалиста третьего тысячелетия.

Особенностью современной науки является интеграция знаний для объяснения развития окружающего мира и общества. В настоящий момент знания, которые получают дети, имеют слишком мало общих точек соприкосновения, мало связаны между собой. Усилить связь между предметами могут межпредметные связи, однако они имеют лишь эпизодический характер. Качественно новый уровень синтеза знаний – это интегрированные занятия, интегрированные курсы, которые объединяют вокруг определенного понятия, темы или идеи разнородные знания из различных учебных предметов. Синтез таких знаний дает возможность достичь всестороннего рассмотрения объекта, показать взаимосвязь между явлениями, интенсивно формировать умения анализировать, сравнивать, обобщать. Особенно это важно для рассмотрения мировоззренческих, человековедческих, коммуникативных, экологических знаний и понятий, информационных систем и технологий.

Опыт развитых стран показывает, что могущество державы определяется высоким уровнем образования, технологий, экологической культуры производства. Бурное развитие и широкое применение вычислительной техники способствует выявлению закономерностей, взаимосвязи и динамики реальных социально-экономических явлений окружающей среды. Исследования, проводимые на протяжении последних лет в 30-ти странах специалистами Мирового банка под эгидой ЮНЕСКО показывают, что треть прироста валового внутреннего продукта обеспечивается инвестициями в сферу образования.

В основе согласованного подхода к гуманизации, демократизации и информатизации образования лежат цели, культивируемые ЮНЕСКО, о необходимости усиления глобальной интеграции всех мировых держав на базе общечеловеческих ценностей с учетом региональной самобытности народонаселения, а также идее Римского клуба о более глубоком учете социально-культурных факторов при моделировании экономического развития общественных систем. Стратегическое направление общественных изменений в Украине зафиксировано в Конституции Украины (ст.3): человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность определяются наивысшей социальной ценностью.

Но без квалифицированного менеджмента на любом уровне, то есть создания механизма плодотворной работы с четкой мотивацией и ориентацией на конечные результаты в каждой конкретной сфере деятельности и в каждом конкретном регионе, мы не сможем занять достойное место в цивилизованном мире. И если ХХ век для человечества прошел под знаком менеджерской революции, почти никак не зацепившей страны СНГ, то такая же участь может постигнуть и Украину в отношении революции информационно- экологической, с которой мировая цивилизация вступает в свое третье тысячелетие.


Литература


  1. Научно-прикладные основы создания природного национального парка «Таврида» и Большой эколого-этнографической тропы в Крыму. Приложение к научно-практическому дисскусионнно-аналитическому сборнику «Вопросы развития Крыма» / Ена В.Г., Ена Ал.В., Ена Ан.В., Ефимов С.А., Слепокуров А.С. – Симферополь: СОНАТ, 2000. – 104 с.

  2. Дихтярь А.И. Образование как экономический ресурс будущности Украины и Крыма // Ученые записки Симферопольского государственного университета. – 1998. № 3 (42). с. 30-37.



Похожие:

Крым: экономика окружающей среды, образование и туризм iconПрограмма развития ООН
Основной Результат Стратегического плана проон в области охраны окружающей среды и устойчивого развития: Усиление национальных возможностей...
Крым: экономика окружающей среды, образование и туризм icon«Фортуна-крым», ул. Ульяновых 1-Д, Г. Керчь-24, ар крым, 98324
Дорогие друзья!!! Редакция газеты «фортуна-крым» проводит беспрецедентную акцию
Крым: экономика окружающей среды, образование и туризм icon«Фортуна-крым», ул. Ульяновых 1-Д, Г. Керчь-24, ар крым, 98324
Дорогие друзья!!! Редакция газеты «фортуна-крым» проводит беспрецедентную акцию
Крым: экономика окружающей среды, образование и туризм icon«Фортуна-крым», ул. Ульяновых 1-Д, Г. Керчь-24, ар крым, 98324
Только до конца марта стань vip-клиентом газеты «фортуна-крым» на 3
Крым: экономика окружающей среды, образование и туризм iconОсновные образовательные программы Направление 080100 "Экономика" Профиль Экономика предприятий и организаций (туризм и гостинично ресторанный бизнес) Разработала кафедра
Профиль Экономика предприятий и организаций (туризм и гостинично ресторанный бизнес)
Крым: экономика окружающей среды, образование и туризм icon«Фортуна-крым», ул. Ульяновых 1-Д, Г. Керчь-24, ар крым, 98324
Призовые купоны на публикацию объявлений напечатаны на странице 10 газеты
Крым: экономика окружающей среды, образование и туризм iconГосударственного университета
Проведены биоиндикация и биотестирование окружающей среды с использованием Lemna minor L. Вы
Крым: экономика окружающей среды, образование и туризм iconЭкономика крыма
Украина, Автономная Республика Крым, 95007, г. Симферополь, просп. Вернадского, 4
Крым: экономика окружающей среды, образование и туризм iconПрограмма расходов
Система мер по охране окружающей среды состоит из двух основных элементов: а координация и надзор, б управление природными
Крым: экономика окружающей среды, образование и туризм icon«Эрнст энд Янг» относится к глобальной
Участвуй на общественных началах в мероприятиях в области образования, предпринимательства и охраны окружающей среды
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница