Бизнес-планирование, бизнес-план, стратегия, развитие, методология




Скачать 71.78 Kb.
PDF просмотр
НазваниеБизнес-планирование, бизнес-план, стратегия, развитие, методология
Дата конвертации12.10.2012
Размер71.78 Kb.
ТипБизнес-план
ВІСНИК ДОНЕЦЬКОГО УНІВЕРСИТЕТУ, СЕР. В: ЕКОНОМІКА І ПРАВО, СПЕЦВИП., Т.1,  2011 
 
реалистичность  предположений,  отсутствие  чрезмерного    оптимизма;  отсутствие  жаргонных  выражений,  сугубо  технического 
описания информации; отражение способов мониторинга и контроля реализации коммерческой идеи. 
На  основании  всего  вышеизложенного  можно  сделать  вывод  о  том,  что  в  современных  условиях  бизнес-план  является 
эффективным  инструментом  моделирования  и  описания  процесса  функционирования  предприятия,  поскольку  он  показывает, 
каким  образом  будут  достигнуты  поставленные  цели.  Качественно  разработанный  бизнес-план  способствует  развитию 
предприятия, завоеванию и удержанию устойчивых конкурентных позиций на рынке. Для того, чтобы бизнес-план выполнял свои 
созидательные  функции,  в  основе  его  разработки  должны  находится  общие  логические  конструкции  и  целесообразная 
структуризация.  
 
РЕЗЮМЕ 
В  статье  систематизированы  подходы  к  определению  содержания,  последовательности  бизнес-планирования,  структуризации  и 
требований к разработке его информационного продукта – бизнес-плана. 
Ключевые слова: бизнес-планирование, бизнес-план, стратегия, развитие, методология.  
 
РЕЗЮМЕ  
У статті систематизовано підходи до визначення змісту, послідовності бізнес-планування, структуризації і вимог до розробки його 
інформаційного продукту - бізнес-плану. 
Ключові слова : бізнес-планування, бізнес-план, стратегія, розвиток, методологія.  
 
SUMMARY  
The article describes the approaches of business-planning’s maintenance, sequence and the approaches of structurization, requirements to 
development of its informative product  − business plan. 
Keywords: business-planning, business plan, strategy, development, methodology.  
 
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХИСТОЧНИКОВ: 
 
1.Баринов В.А. Бизнес-планирование: Учебное пособие / В.А. Баринов.  – М. : ИНФРА-М, 2003.  – 272 с.  
2.Павлов  В.А.  Как  разработать  бизнес  план  и  оформить  документы  на  получение  кредита / В.А.  Павлов,  С.О.  Попов. – Великий 
Новгород : Новгород-ское региональное агентство поддержки малого и среднего бизнеса, 1999.  – 62 с.  
3.Слиньков  В.Н.  Бизнес-план  и  организация  финансово-хозяйственной  деятельности  предприятия : Учебное  пособие.  /  В.Н. 
Слиньков. – 2-е изд., стереотипное. – К. : Алерта, 2006. – 456 с. 
4.Македон В.В. Бізнес-планування : Навч. пос. / В.В. Македон. – К. : Центр учбової літератури. – 236 с. 
5.Бізнес-план : технологія  розробки  та  обґрунтування: Навч.  посібник. – Вид. 2-ге,  доп. / [С.Ф.  Покропивний,  С.М.  Соболь,  Г.О. 
Швиданенко, О.Г. Дерев′янко ]. – К. : КНЕУ, 2002. – 379 с. 
6.Козловський В.О. Бізнес-планування. Навчальний посібник. / В.О. Козловський, О.Й. Лесько. – Вінниця: ВНТУ, 2005. – 189 с. 
7.Черняк  В.З.  Бизнес-планирование : Учебно-практическое  пособие. / В.З.  Черняк,  А.В.  Черняк,  И.В.  Довдиенко. – М. : 
Издательство РДЛ, 2003. – 272 с. 
8.Барроу К. Бізнес-план: Практ. посіб. / П. Барроу, Браун. : Пер. з 3-го англ. вид. –  К. : Т-во „Знання", КОО, 2002. – 285 с. 
9.Скворцов М.Н. Бізнес-план підприємства: Вироб.-практ. вид. / М.Н. Скворцов. – К. : Вища шк., 1995. – 189 с. 
10.Волков А.С. Инвестиционные проекты: от моделирования до реализации / А.С. Волков. – М. : Вершина, 2006.  – 256 с. 
11.Шевчук Д.А. Бизнес-планирование: Учебное пособие. /  Д.А. Шевчук. – Ростов-на-дону: Феникс, 2006. – 289 с. 
12.Международные 
стандарты 
составления 
бизнес-плана . – Режим 
доступа 
к 
материалам: http://pro-
consulting.com.ua/conferense/international _standarts/ 
 
 
УДК 336.647 

 
МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ 
 
Сысой Ю.В.
, доцент кафедры экономики предприятия Донецкого национального университета  
 
Финансовое обеспечение деятельности предприятий, с одной стороны, предусматривает формирование и использование 
финансовых  ресурсов  для  удовлетворения  потребностей  субъекта  хозяйствования,  регламентированных  соответствующими 
нормативными  актами,  которые  определяют  способы  их  мобилизации,  распределения  и  использования  на  всех  уровнях 
хозяйственного  управления.  С  другой  стороны,  его  осуществляют  путем  использования  методов  привлечения  ресурсов: 
самофинансирования,  банковского  кредитования,  бюджетного  финансирования  и  кредитования,  перераспределения  средств, 
размещения  финансовых  инструментов  и  долговых  обязательств,  которые  предполагают  определение  потребности  в  ресурсах, 
выявление целесообразности и эффективности их использования. 
Качественная  и  количественная  характеристика  финансового  механизма  определяется  объемом  финансовых  ресурсов, 
которые  он  обеспечивает  предприятию  вследствие  распределения  созданного  продукта.  При  этом  важным  является  не  только 
объем  ресурсов,  а  и  их  структурированный  поток,  который  в  значительной  степени  гарантирует  финансовую  устойчивость, 
независимость и платежеспособность предприятия. 
В  экономических  условиях,  которые  сложились  ныне  в  Украине,  наблюдается  увеличение  количества  финансового 
неустойчивых  субъектов  хозяйствования.  Одной  из  ключевых  проблем  обеспечения  финансовой  устойчивости  предприятия 
является  недостаточно  глубокий  системный  анализ  складывающейся  ситуации,  для  принятия  упреждающих  действий  при 
неблагоприятной  деловой  обстановке.  С  точки  зрения  антикризисного  управления  особую  роль  играет  обоснованная  оценка 
платежеспособности и ликвидности. 
В связи с этим, целью статьи является системно-факторное исследование механизма управления платежеспособностью 
предприятий в направлении его совершенствования. 
Большой вклад в развитие методологии комплексного анализа, включающего анализ платежеспособности предприятия, 
внесли Баканов М.И., Шеремет А.Д., Савицкая Г.В., Ковалев В.В. и другие. В работах таких специалистов, как Грачева Р., Минина 
Е.,  Корсакова  Д.,  Погребенько  С.,  основное  внимание  уделено  освещению  практических  аспектов  оценки  платежеспособности, 
подробно описаны методики анализа финансовой отчетности предприятия. 
                                                           
© Сысой Ю.В., 2011 
 
351

ВІСНИК ДОНЕЦЬКОГО УНІВЕРСИТЕТУ, СЕР. В: ЕКОНОМІКА І ПРАВО, СПЕЦВИП., Т.1,  2011 
 
В  последние  годы  появляется  все  большее  количество  работ,  посвященных  проблемам  выявления  признаков  будущей 
неплатежеспособности, отечественных ученых, таких как: Чумаченко Н.Г., Бланк И.А., Мишина С.В., Кирейцев Г.Г., и другие 1, 2, 
3.  Их  исследования  учитывают  особенности  экономического  положения  Украины,  и  вместе  с  тем  в  них  нашли  отражение 
новейшие разработки в области финансового анализа с учетом международных стандартов. Но в то же время пока еще отсутствуют 
единые подходы в оценке платежеспособности и ликвидности предприятия. Существуют различия в оценке ликвидности активов 
по критериям способности и сроков преобразования их в средства платежей, также имеются различные точки зрения по вопросу 
определения суммы платежных средств. 
Наиболее приемлемо к платежным средствам относить денежные средства, краткосрочные ценные бумаги, так как они 
могут  быть  быстро  реализованы  и  обращены  в  деньги,  часть  дебиторской  задолженности,  по  которой  имеется  уверенность  в  ее 
поступлении.  Срочные  обязательства  включают  текущие  пассивы,  то  есть  обязательства  и  долги,  подлежащие  погашению: 
краткосрочные  кредиты  банка,  кредиторская  задолженность  за  товары,  работы  и  услуги,  бюджету  и  другим  юридическим  и 
физическим  лицам.  Превышение  платежных  средств  над  срочными  обязательствами  свидетельствует  о  платежеспособности 
предприятия. О платежеспособности могут сигнализировать отсутствие денег на расчетном счете и других счетах в банке, наличие 
просроченных: кредитов банку, займов, задолженности финансовым органам, нарушение сроков выплаты средств по оплате труда 
и так далее. 
Платежеспособность  предприятия  иногда  ошибочно  отождествляют  с  наличием  денег  на  расчетном  счете  в  банке. 
Динамика остатков денежных средств на текущем счете характеризует не платежеспособность в широком смысле, а лишь текущую 
платежную наличность [1, с.184-185]. 
При  определении  платежеспособности  используются  показатели  ликвидности.  Известны  две  концепции  ликвидности. 
По  одной  из  них  под  краткосрочной  (до  одного  года)  ликвидностью  понимается  способность  предприятия  оплатить  свои 
краткосрочные  обязательства.  По  другой  концепции  ликвидность – это  готовность  и  скорость,  с  которой  текущие  активы  могут 
быть превращены в денежные средства. При этом учитывается и степень обесценивания текущих активов в результате быстрой их 
реализации. 
Оперируя  понятиями  «ликвидность»  и  «платежеспособность»,  прежде  всего,  необходимо  отметить,  что  ряд 
отечественных специалистов нередко отождествляют эти два понятия. 
Платежеспособность  означает  наличие  у  предприятия  денежных  средств  и  их  эквивалентов  для  расчетов  по 
кредиторской задолженности, требующей  немедленного погашения.  Таким образом, основными признаками платежеспособности 
является: наличие в достаточном объеме средств на текущем счете; отсутствие просроченной кредиторской задолженности. 
В  современной  экономической  литературе  используются  различные  методологические  подходы  к  оценке 
платежеспособности, которые дают возможность выделить и предположить такие характеристики этого понятия: 
В зависимости от момента исследования состояния платежеспособности может быть оценено в статике и в динамике. 
Статистическая  платежеспособность  оценивает  возможность  выполнения  платежеспособных  обязательств  на  момент 
оценки за счет имеющегося имущества или отдельных его частей [3, с.112]. 
Динамическая  платежеспособность  исследуется  в  определенном  временном  периоде  и  показывает  способность 
предприятия к выполнению плановых платежей и срочных обязательств на протяжении анализируемого периода [3, с.113]. 
В зависимости от периода оценки рассматривают фактическую и перспективную платежеспособность. 
Фактическая  характеризует  платежные  возможности  предприятия  на  дату  или  на  протяжении  периода  оценки,  а 
перспективная определяет потенциальные возможности выполнения платежных обязательств и затрат. 
В  зависимости  от  характера  определения  объема  платежных  средств  предприятия  можно  выделить  такие  виды 
платежеспособности,  как  денежная – только  за  счет  наличных  средств;  расчетная – за  счет  наличных  средств  и  возможных 
(реальных) источников их роста (средств в расчетах). 
В  зависимости  от  характера  определения  платежных  потребностей  состояние  платежеспособности  может 
использоваться  для  оценки  возможности  выполнения  внешних  (срочных)  обязательств – бухгалтерская  платежеспособность; 
оценки  возможности  продолжения  финансирования  текущей  деятельности – текущая  платежеспособность;  оценки  степени 
покрытия внешних срочных обязательств и плановых затрат – общая платежеспособность [2, с.32]. 
Ликвидность  менее  динамична  по  сравнению  с  платежеспособностью.  По  мере  стабилизации  производственной 
деятельности  предприятия  у  него  постепенно  складывается  определенная  структура  активов  и  источников  средств,  резкие 
изменения  которой  сравнительно  редки.  Поэтому  коэффициенты  ликвидности  обычно  варьируют  в  некоторых  вполне 
предсказуемых границах. Различают такие виды ликвидности. 
Под ликвидностью какого-либо актива понимают способность его трансформироваться в денежные средства, а степень 
ликвидности  определяется  продолжительностью  временного  периода,  в  течение  которого  эта  трансформация  может  быть 
осуществлена.  Чем  короче  период,  тем  выше  ликвидность  данного  вида  активов.  В  таком  понимании  любые  активы,  которые 
можно  обратить  в  деньги,  являются  ликвидными.  Тем  не  менее,  в  учетно-аналитической  литературе  понятие  ликвидных  активов 
сужается до активов, потребляемых в течение цикла (года). 
Под ликвидностью баланса понимают возможность субъекта хозяйствования обратить активы в наличность и погасить 
свои  платежные  обязательства,  а  точнее – это  степень  покрытия  долговых  обязательств  предприятия  его  активами,  срок 
превращения которых в денежную наличность соответствует сроку погашения платежных обязательств. 
Она  зависит  от  степени  соответствия  величины  имеющихся  платежных  средств  величине  краткосрочных  долговых 
обязательств. 
Ликвидность  предприятия – наличие  у  него  оборотных  средств  в  размере,  теоретически  достаточном  для  погашения 
краткосрочных обязательств. Основным признаком ликвидности, следовательно, служит формальное превышение (в стоимостной 
оценке) оборотных активов над краткосрочными пассивами. Если величина оборотных активов недостаточно велика по сравнению 
с  краткосрочными  пассивами,  текущее  положение  предприятия  неустойчиво – вполне  может  возникнуть  ситуация,  когда  оно  не 
будет иметь достаточно денежных средств для расчета по своим обязательствам. 
Так что, очевидно, что ликвидность и платежеспособность не тождественны друг другу. 
Платежеспособность  выступает  как  признак  и  как  основа  финансовой  устойчивости  фирмы.  Данное  требование 
предполагает,  что  фирма  должна  иметь  возможность  оплачивать  свои  производственные  потребности,  поэтому  индикатором 
устойчивого  состояния  в  этом  случае  является  отрегулированный  баланс  денежных  потоков.  В  настоящее  время  именно 
несбалансированность  денежных  потоков  хозяйствующих  субъектов  является  одной  из  основных  причин  их  нестабильного 
состояния. 
При  выявлении  таких  причин  и  структурировании  проблемы  становится  очевидным,  что  неплатежеспособность 
производственных  предприятий  может  возникнуть  в  результате  воздействия  двух  основных  факторов – неплатежеспособности 
потребителей продукции или серьезных трудностей с реализацией этой продукции. В свою очередь, на оба эти фактора оказывают 
воздействие  другие  различные  причины,  внутренние  и  внешние.  Считается,  что  кризис  неплатежеспособности,  переживаемый  в 
настоящее время большинством предприятий и определяемый по ряду показателей, является причиной неустойчивого положения. 
Казалось  бы,  улучшив  эти  показатели,  можно  достичь  стабильности.  Однако,  известны  методы  достижения  технической 
платежеспособности на контрольную дату при сохранении реальной неплатежеспособности предприятий. В этом случае уместно 
352  

ВІСНИК ДОНЕЦЬКОГО УНІВЕРСИТЕТУ, СЕР. В: ЕКОНОМІКА І ПРАВО, СПЕЦВИП., Т.1,  2011 
 
говорить,  что  неплатежеспособность  является  не  причиной,  а    признаком  неустойчивого  финансового  положения  предприятий. 
Причины гораздо глубже и искать их нужно, в основном, в неэффективном управлении платежеспособностью. 
Управление платежеспособностью проводится, как минимум, по двум направлениям: повышение платежеспособности и 
профилактика  (снижение)  неплатежей.  Платежеспособность  предприятия  можно  повысить,  если  регулярно  проводить  различные 
мероприятия,  устраняющие  причины  и  факторы  снижения  платежеспособности,  а  также – способствующие  повышению 
ликвидности активов. 
При  анализе  платежеспособности  особое  внимание  следует  обращать  на  финансовое  положение  и  результаты  ведения 
хозяйственной  деятельности  за  длительный  промежуток  времени,  величину  долгосрочной  задолженности  в  структуре  капитала, 
доступность капитала для погашения долгосрочной задолженности, возможность продажи основных фондов, финансовых и других 
активов, прибыльность предприятия. 
Для того чтобы любое предприятие было платежеспособным, должны соблюдаться следующие основные пропорции. 
1. Наиболее ликвидные активы (денежные средства и краткосрочные ценные бумаги) должны покрывать наиболее срочные 
обязательства (кредиторскую задолженность) или превышать их. 
2. Быстрореализуемые активы (дебиторская задолженность плюс средства на депозитах) должны покрывать краткосрочные 
пассивы  (краткосрочные  кредиты  и  займы  и  ту  часть  долгосрочных  кредитов  и  займов,  срок  погашения  которых  приходится  на 
данный период) или быть больше. 
3. Медленнореализуемые  активы  (запасы  готовой  продукции,  сырья  и  материалов)  должны  покрывать  долгосрочные 
пассивы (долгосрочные кредиты и займы) или превышать их. 
4. Труднореализуемые постоянные активы (здания, земля, оборудование, сооружения) должны быть покрыты постоянными 
пассивами и не превышать их. 
Платежеспособность и ликвидность предприятия являются важнейшими характеристиками ритмичности и устойчивости 
его  текущей  деятельности.  Ритмичность  и  стабильность  текущей  деятельности  предприятия  зависит  от  политики  в  области 
управления  оборотными  средствами  и  источниками  их  покрытия.  Любой  компонент  оборотных  активов  играет  определяющую 
роль  в  финансово-хозяйственной  деятельности  предприятия:  запасы  используются  для  производства  продукции;  дебиторская 
задолженность  возникает  в  силу  сложившейся  практики  продажи  товаров  по  безналичному  расчету;  денежные  средства  вообще 
многофункциональны. 
Поэтому  на  предприятии  возникает  задача  обеспечения  оптимальной  величины  оборотных  средств  для  нормального 
функционирования предприятия и его платежеспособности. 
Однако  на  предприятии,  с  одной  стороны,  имеются  серьезные  аргументы  в  пользу  накопления  достаточно  больших 
запасов  сырья  и  материалов,  лояльности  по  отношению  к  покупателям,  проявляющуюся  в  предоставлении  им  льготного 
кредитования,  аккумулирования  на  счетах  предприятия  свободных  денежных  средств.  Обладание  крупными  запасами  (политика 
поддержания  высокой  ликвидности)  имеет  определенные  преимущества – например,  страхование  от  остановки  производства  в 
случае несвоевременной поставки сырья. Однако неоправданно большая величина оборотных средств сопровождается снижением 
эффективности и прибыльности работы предприятия. 
С  другой  стороны,  можно  выбрать  диаметрально  противоположную  политику  (политику  поддержания  низкой 
ликвидности), суть которой в предельной минимизации уровня оборотных средств. Например, наладив ритмичную поставку сырья, 
до минимума  сократить запасы на складе или, установив жесткие  требования  по оплате продукции, сократить величину средней 
дебиторской задолженности и т.п. Теоретически это верно, однако на практике удается не всегда. 
Возможные  сбои  в  поставке  сырья  и  материалов  могут  привести  к  остановке  производственного  процесса,  слишком 
высокие требования по оплате продукции чреваты потерей клиентов, отсутствие резерва денежных средств осложняет отношения с 
кредиторами и т.п. и в этом случае (при реализации) возможны прямые и косвенные финансовые потери. 
Таким  образом,  политика  управления  оборотными  средствами  должна  обеспечить  компромисс  между:  а)  затратами  на 
поддержание оборотных активов в сумме, составе и структуре, защищающих от сбоев в технологическом процессе; б) доходами в 
связи с бесперебойной работой предприятия; в) потерями в связи с риском утраты ликвидности; г) доходами от дополнительного 
вовлечения оборотных средств в хозяйственный оборот. 
Каких-либо  универсальных  алгоритмов  обоснования  той  или  иной  политики  управления  оборотными  средствами  не 
существует. Но известны некоторые подходы в этом направлении: 
  в отношении производственных запасов рекомендуется использование системы моделей, оптимизирующих совокупные 
затраты  по  заказу,  по  доставке  и  хранению  запасов.  В  основе  этих  моделей  заложены  параметры,  устанавливаемые  в  плановом 
порядке или с помощью экспертных оценок (максимальная и средняя дневная потребность в сырье; максимальная, минимальная и 
средняя продолжительность выполнения заказа; затраты по хранению единицы сырья); 
  в  отношении  дебиторской  задолженности  рекомендуется  применение  системы  скидок  за  досрочную  оплату 
поставленной продукции, что приводит к ускорению оборачиваемости средств в расчетах; 
  в  отношении  денежных  средств  рекомендуется  применение  системы  моделей,  предназначенных  для  анализа, 
прогнозирования и оптимизации денежных средств. 
Становится  очевидным,  что  задача  обеспечения  оптимальной  величины  оборотных  средств  сводится  к  выбору 
оптимальной политики управления величиной, составом и структурой оборотных активов. 
Следующей задачей управления платежеспособностью и ликвидностью является удовлетворение общей потребности в 
денежных ресурсах. Чтобы эффективно управлять денежными ресурсами, необходимо знать: 
  какова их величина за определенное время (месяц, квартал); 
  каковы их основные элементы; 
  какие виды деятельности генерируют основной поток денежных средств. 
К процессу управления денежными ресурсами предъявляются следующие требования: 
  продавать как можно больше и по разумным ценам; 
  как можно больше ускорять оборачиваемость оборотных активов, которая на практике увеличивает денежный поток; 
  как  можно  быстрее  собирать  денежные  средства  у  дебиторов,  не  забывая,  что  чрезмерные  требования  ко  всем 
покупателям могут привести к снижению будущего объема продаж. Для ускорения получения денег от дебиторов целесообразно 
использовать скидки с цен на товары и услуги; 
  постараться достичь приемлемых сроков выплаты кредиторской задолженности без ущерба для будущей деятельности 
предприятия, использовать любые преимущества, предоставляемые скидками, существующими у поставщиков. 
В  процессе  управления  денежными  ресурсами  важным  моментом  является  регулирование  дефицита  (излишка) 
денежных  средств.  Дефицит  денежных  средств  негативно  сказывается  на  платежеспособности  многих  предприятий,  порождая 
кризис неплатежей. Основные последствия дефицита денежных средств: 
  задержка оплаты труда персонала; 
  рост кредиторской задолженности перед поставщиками и бюджетной системой государства; 
  увеличение доли просроченной задолженности по кредитам банков в общем объеме ссудной задолженности; 
 
353

ВІСНИК ДОНЕЦЬКОГО УНІВЕРСИТЕТУ, СЕР. В: ЕКОНОМІКА І ПРАВО, СПЕЦВИП., Т.1,  2011 
 
  снижение ликвидности активов; 
  увеличение  длительности  производственного  цикла  из-за  перебоев  в  снабжении  материальными  и  энергетическими 
ресурсами. 
Первое на что следует обратить внимание при решении вопроса о ликвидности дефицита бюджета любого предприятия 
– это улучшение управления дебиторской и кредиторской задолженностью. 
Управление дебиторской задолженностью включает ускорение оборачиваемости и снижение темпов роста дебиторов за 
счет: 
 
усиления контроля состояния расчетов с покупателями по просроченным или отсроченным платежам; 
  проведение анализа задолженности по отдельным дебиторам с целью выявления постоянных неплательщиков; 
  пересмотра соотношения продаж в кредит и по предоплате, исходя из кредитной истории плательщика; осуществления 
анализа дебиторской задолженности по видам продукции для выявления невыгодных с точки зрения инкассации денежных средств 
товаров;   понижение дебиторской задолженности на сумму безнадежных долгов; 
  ориентация  на  возможно  большее  количество  покупателей  для  снижения  риска  неуплаты  товара  одним  или  рядом 
крупных покупателей; 
  усиление контроля за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности и сбалансированности тенденций их 
изменений; 
  предоставление скидок покупателям при досрочной оплате товаров для повышения коэффициента инкассации; 
  рассмотрения возможностей продажи дебиторской задолженности банкам. 
Результатом ускорения дебиторской задолженности является сокращение общей потребности предприятия в оборотных 
активах. 
Управление кредиторской задолженностью направлено на ускорение оборачиваемости (сокращения сроков погашения). 
Многие предприятия переживают сейчас дефицит денежной наличности (ликвидных средств). 
Важнейшие причины дефицита денежных средств на предприятии можно систематизировать на внешние и внутренние. 
К внешним причинам относятся кризис неплатежей в экономике, высокая доля неденежных форм расчетов в платежном обороте, 
сильная  конкуренция  на  отдельных  сегментах  товарного  рынка,  рост  цен  на  энергоносители  и  транспортные  услуги,  высокая 
налоговая  нагрузка  на  товаропроизводителей,  значительная  стоимость  заемных  средств  (банковских  кредитов)  и  другие.  К 
внутренним причинам относятся падение объема продаж и недостатки в управлении финансами, которые проявляются в результате 
слабого  финансового  планирования,  отсутствия  управленческого  учета,  недостаточного  контроля  над  затратами,  низкой 
квалификации управленческих кадров. 
Первыми  признаками  данного  дефицита  являются  отрицательное  значение  чистого  оборотного  капитала  и 
отрицательный денежный поток (приток денежных средств меньше их оттока за период). 
Предприятие может при недостатке собственных источников финансирования  привлекать средства со стороны. Однако 
основанием  для  принятия  решения  о  выборе  источника  финансирования  должна  быть  альтернативная  стоимость  (цена) 
привлекаемых  средств.  Необходимо  иметь  в  виду,  что  самым  дешевым  источником  финансирования  предприятия  являются 
собственные средства. Оптимизация собственных средств достигается за счет разработки бюджета и образования временного лага 
между  моментом  формирования  денежных  средств  и  моментом  оплаты  счетов  поставщиков,  налогов,  погашение  кредита  и  т.д. 
Данный способ финансирования преобладает на финансово устойчивых предприятиях, имеющих положительное сальдо денежного 
потока. 
Подводя  итог,  можно  предположить,  что  внедрение  изложенных  рекомендаций  по  совершенствованию  политики 
управления  платежеспособностью  предприятия  позволит  субъектам  хозяйствования  осуществлять  финансовое  управление 
стабильным  развитием  предприятия  на  более  высоком  качественном  уровне,  оперативно  реагировать  на  изменения  рыночной 
среды, наблюдать за показателями, которые влияют на платежеспособность и финансовое равновесие, определять мероприятия по 
обеспечению повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия. 
 
РЕЗЮМЕ 
Исследованы некоторые проблемы, возникающие в процессе управления платежеспособностью предприятий. Систематизированы 
основные  задачи  по  обеспечению  достаточного  уровня  платежеспособности  предприятия,  в  рамках  которых  изложен  ряд 
рекомендаций по повышению качественного уровня управления платежеспособностью предприятий. 
Ключевые  слова:  платежеспособность,  платежные  средства,  ликвидность,  финансовая  устойчивость,  оборотный  капитал, 
денежный поток. 
 
РЕЗЮМЕ 
Досліджено  деякі  проблеми,  що  виникають  в  процесі  управління  платоспроможністю  підприємств.  Систематизовано  основні 
завдання щодо забезпечення достатнього рівня платоспроможності підприємства, в рамках яких викладено ряд рекомендацій щодо 
підвищення якісного рівня управління платоспроможністю підприємств. 
Ключові слова: платоспроможність, платіжні засоби, ліквідність, фінансова стійкість, оборотний капітал, грошовий потік. 
 
SUMMARY 
Some problems, arising up in the process of management solvency of enterprises, are probed. Basic tasks are systematized on providing of 
sufficient level of solvency enterprises within the framework of which the row of recommendations is expounded on the increase of qualiti 
level of management solvency of enterprises. 
Keywords: solvency, circulating mediums, liquidity, financial stability, floating capital, money stream. 
 
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ: 
 
1.Бланк И.А. Управление финансовой безопасностью предприятия / И.А. Бланк. – К.: Ника-Центр: Эльга, 2004. – 776с. 
2.Кирейцев  Г.Г.  Глобализация  экономики  и  унификация  методологии  бухгалтерского  учета:  Науч.  докл. / Г.Г.  Кирейцев. – 
Житомир: ЖГТУ, 2008. – 76с. 
3.Мішина С.В. Організаційно-економічний механізм управління фінансовими ресурсами на підприємстві: Наукове видання / С.В. 
Мішина, О.Ю. Мішин: - Х.: ХНЕУ, 2006. – 176с. 
4.Курс финансового менеджмента: учебник / В.В. Ковалев. – М.: ПРОСПЕКТ, 2009. – 478с. 
354  



Похожие:

Бизнес-планирование, бизнес-план, стратегия, развитие, методология iconЧто дает стратегическое планирование?
Эти вопросы, можно проследить, выполняется ли бизнес-план и, соответственно, реализуется ли стратегия. Следовательно, стратегическое...
Бизнес-планирование, бизнес-план, стратегия, развитие, методология iconВведение в бизнес планирование Тема Планирование как инструмент управления бизнесом Сущность планирования и плана Проблемы российской практики планирования Тема Методология и организация планирования

Бизнес-планирование, бизнес-план, стратегия, развитие, методология iconВведение в бизнес планирование Тема Планирование как инструмент управления бизнесом Сущность планирования и плана Проблемы российской практики планирования Тема Методология и организация планирования

Бизнес-планирование, бизнес-план, стратегия, развитие, методология iconБизнес-план и его общая стратегия 55 > Рынок и маркетинговая стратегия 56 > Производство и эксплуатация 61 > Управление 66 > Финансовый план 68 глава разработка бизнес-плана по созданию кафе-мороженое 74
В значительной степени успех, или неуспех предпринятых усилий зависит от совершенствования opганизации управления и ее важнейший...
Бизнес-планирование, бизнес-план, стратегия, развитие, методология iconБизнес-план Понятие бизнес-плана и его необходимость
Главным стержнем любого дела является планирование. Планирование единственный
Бизнес-планирование, бизнес-план, стратегия, развитие, методология iconБизнес-план > Копии документов, подтверждающих право собственности на землю, бизнес-план, договоры
«Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и социальное развитие...
Бизнес-планирование, бизнес-план, стратегия, развитие, методология iconБизнес-планирование: как составить бизнес-план (для кредита, инвесторов и других целей) Бизнес план может быть толстым цветным документом с множеством таблиц и графиков
Шевчук Д. А. Бизнес-поанирование: как составить бизнес-план для кредита, инвесторов и
Бизнес-планирование, бизнес-план, стратегия, развитие, методология iconРабочая программа дисциплины (модуля) Бизнес-планирование Направление подготовки 080200 «Менеджмент»
Целями освоения дисциплины «Бизнес-планирование» являются получение комплекса теоретических знаний о содержании бизнес-планирования,...
Бизнес-планирование, бизнес-план, стратегия, развитие, методология iconБизнес-планирование в структуре внутрифирменного планирования 4 2 Зависимость структуры бизнес-план от его целей 5
Методологические основы разработки бизнес-плана современного предприятия 4
Бизнес-планирование, бизнес-план, стратегия, развитие, методология iconСтратегическое планирование на предприятии стратегия предприятия и ее элементы
Термин "стратегия" (от греч stratos ~ войско и ado веду) имеет военное происхождение
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница