Економіка І фінанси 93




Скачать 70.96 Kb.
PDF просмотр
НазваниеЕкономіка І фінанси 93
Дата конвертации12.10.2012
Размер70.96 Kb.
ТипАнализ
ЕКОНОМІКА  І  ФІНАНСИ 
93 
УДК 658.14/.17 
Е.А. Кричевец, доцент, канд. экон. наук 
Севастопольский национальный технический университет 
ул. Университетская, 33, г. Севастополь, Украина, 99053 
E-mail: e-krichevets@mail.ru 
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕНЕЖНЫХ 
ПОТОКОВ ПРЕДПРИЯТИЙ В УКРАИНЕ 

 
Изучается  состояние  отечественного  нормативно-правового  регулирования    денежных 

потоков предприятий, исследуются его основные проблемы и пути совершенствования. 
Ключевые  слова:  нормативно-правовое  регулирование,  денежный  поток;  чистый 
денежный  поток  от  операционной  деятельности,  прямой  и  косвенный  методы  расчета 
операционного денежного потока. 

 
Постановка  проблемы.  В  условиях  преодоления  отечественной  экономикой  последствий 
мирового  финансово-экономического  кризиса  особую  актуальность  приобретают  вопросы  обеспечения 
жизнеспособности 
предприятий. 
Новейшими 
показателями 
эффективности 
функционирования 
хозяйствующих  субъектов  являются  совокупный  чистый  денежный  поток  и  чистый  операционный 
денежный  поток.  Данные  показатели  отражают  потребность  субъекта  в  денежных  средствах  для 
осуществления  финансово-хозяйственной  деятельности  и  характеризуют  его  способность  генерировать 
денежные  средства  в  процессе  функционирования.  На  показателях  совокупного  чистого  денежного 
потока  и  чистого  денежного  потока  от  операционной  деятельности  базируются  методики  оценки 
кредитоспособности,  определения  склонности  к  банкротству  [1],  оценки  качества  менеджмента  [2]  и 
многих  иных  параметров  функционирования  предприятия.  Эти  обстоятельства  делают  вопросы 
исследования  особенностей  государственного  нормативно-правового  регулирования  денежных  потоков 
предприятий исключительно актуальными. 
Анализ  последних  исследований  и  публикаций.  В  последнее  время  проблемы  эффективного 
регулирования  денежных  потоков  предприятия  привлекают  все  большее  внимание  отечественных  и 
зарубежных ученых и практиков. Труды И.А. Бланка, О.А. Терещенко, Г.А. Крамаренко, В.В. Ковалева, 
О.А. Кононенко,  М.Е. Максюта,  Т.М. Максюта,  А.Д. Шеремета,  Е.В. Негашева  и  многих  других 
специалистов  посвящаются  исследованию  сущности  денежных  потоков  предприятия,  разработке 
теоретико-методологических  основ  их  анализа,  планирования  и  прогнозирования,  контроллинга, 
бюджетирования  и  оптимизации.  Большинство  авторов  концентрирует  внимание  на  исследовании  и 
регулировании  денежных  потоков  с  позиции  внутренних  пользователей  финансовой  информации, 
которым доступны полные и подробные учетные данные.  
Выделение  нерешенных  частей  проблемы.  Однако  одновременно  с  внутренними,  сведения  о 
денежных  потоках  необходимы  и  внешним  пользователям  финансовой  информации  –  потенциальным 
инвесторам,  кредиторам,  контрагентам,  конкурентам,  органам  государственной  статистики  и  другим 
категориям  пользователей.  Единственным  для  них  источником  информации  о  денежных  потоках 
предприятия является Форма № 3 «Отчет о движении денежных средств», порядок составления которого 
регламентируется  Министерством  финансов  Украины.  Несмотря  на  вышеизложенное,  исследование 
проблем  правового  регулирования  денежных  потоков  предприятия  пока  не  нашло  отражения  в  трудах 
отечественных ученых. 
Цель  статьи.  Цель  данной  публикации  состоит  том,  чтобы  на  основании  критического  анализа 
действующих  правовых  актов  выявить  основные  проблемы  нормативного  регулирования  денежных 
потоков предприятий в Украине и разработать практические рекомендации по его совершенствованию. 
Изложение  основного  материала.  Отечественное  законодательство  за  последние  семь  лет  в 
значительно  большей  степени  стало  ориентировано  на  потоковый  подход,  о  чем  свидетельствуют 
результаты сравнительного анализа, приведенные в таблице 1.  
Таблица 1 – Сравнительный анализ количества нормативно-правовых актов, оперирующих потоковыми 
показателями 
Термин 
На 01.01.2004  [3] 
01.01.2011 
Поток 
369 
401 
Денежный поток 

35 
Движение денежных средств 

21 
Поток денежных средств 

62 
 
Вісник СевНТУ: зб. наук. пр. Вип. 116/2011. Серія: Економіка і фінанси. — Севастополь, 2011. 

94 
ЕКОНОМІКА  І  ФІНАНСИ 
В  современном  отечественном  законодательстве  используются  понятия  товарного,  торгового, 
транспортного,  денежного,  финансового  потока,  потока  денежных  средств,  потока  информации, 
пассажиро-  и  грузопотока,  технологического,  миграционного,  туристического  потока  и  т.д.  Собственно 
денежный поток упоминается в тридцати пяти правовых актах, то есть за последние семь лет количество 
нормативных документов, использующих данный термин, увеличилось в пять раз. 
Из  тридцати  пяти  действующих  в  настоящее  время  нормативных  актов,  регламентирующих 
денежные потоки предприятий, девятнадцать (более 54 %) изданы Национальным банком Украины, три – 
Министерством  финансов  Украины,  три  –  Кабинетом  министров  Украины,  два  –  Фондом 
государственного имущества. 
Восемь  действующих  нормативных  актов  (более  22 %)  заключены  Украиной  с  различными 
зарубежными и международными организациями – Международным банком реконструкции и развития, 
Европейским  банком  реконструкции  и  развития,  Европейским  парламентом  и  Европейским  союзом, 
странами  СНГ,  Дирекцией  по  вопросам    развития  и  сотрудничества  Швейцарии.  В  основном  в  данных 
нормативных актах под денежными потоками понимаются денежные платежи, связанные с получением, 
обслуживанием  и  погашением  международных  кредитов  и  поступления  средств  от  зарубежных 
партнеров по заключенным договорам. 
Исключение составляют следующие международные соглашения, регламентирующие иные сферы 
использования показателей денежных потоков:  
1)  «Концепция  интегрирования  систем  ценообразования  стран-участниц  СНГ  и  внедрения 
инновационных  методов  определения  стоимости  строительства  на  всех  стадиях  инвестиционно-
строительного процесса» от 10.09.2010, которая предусматривает расчет инвестором стоимости объекта 
строительства  в  соответствии  с  доходным  подходом  и  предполагает  для  этой  цели  дисконтирование 
денежных потоков [4]; 
2)  Директива  2006/48/ЄС  от  14.06.2006  Европейского  Парламента  и  Совета  «По  созданию  и 
осуществление  деятельности  кредитных  учреждений»  предполагает  использование  денежных  потоков 
для оценки риска контрактов, в том числе валютных форвардов [5]; 
3) Соглашение о займе (Второй проект развития экспорта) между МБРР и ОАО «Государственный 
экспортно-импортный  банк  Украины»  от  26.09.2006  [6].  В  соответствии  с  данным  соглашением,  
Укрэксимбанк,  в  том  числе,  имеет  право  предоставлять  субкредиты  и  лизинговое  финансирование 
предприятиям-бенефициарам,  если  «только  прогноз  их  доходов  и  затрат  не  свидетельствует,  что  их 
предполагаемые  денежные  потоки  за  каждый  финансовый  год  периода,  на  который  принимаются 
финансовые обязательства, составляют соотношение минимум 1,3:1 раз прогнозируемых требований по 
обслуживанию долга в данном году на все его долги». Однако, с нашей точки зрения, в бюджете доходов 
и затрат не содержится информация о движении денежных  потоков, то есть определить рекомендуемое 
соотношение по указанному прогнозу невозможно; 
4)  Кредитное  соглашение  от  28.11.2007  между  ЕБРР  и  Государственным  предприятием 
«Ильичевский морской торговый порт». В данном соглашении: 
–  во-первых,  регламентировано  составление  пятилетнего  бизнес  плана  развития  предприятия  по 
форме и содержанию, утвержденному банком. Однако указано, что бизнес-план «должен быть дополнен 
прогнозом Отчета о движении денежных средств на пять лет» [7]; 
–  во-вторых,  впервые  в  отечественных  законодательных  актах  появляется  термин  «свободный 
денежный поток» [7], под которым понимается денежный поток до уценки активов, выплаты налогов и 
процентов за вычетом изменений в рабочем капитале и капитальных затратах (кроме финансируемых за 
счет кредита). То есть, свободный денежный поток представляет собой сумму чистых денежных потоков 
от  операционной  и  инвестиционной  деятельности  предприятия.  Кроме  этого,  в  данном  кредитном 
соглашении  вводится  коэффициент  покрытия  обслуживания  долга,  которых  представляет  собой 
отношение  свободного  денежного  потока  к  требованиям  по  обслуживанию  долга  за  период.  Данным 
соглашением  установлено  минимальное  значение  коэффициента  покрытия  обслуживания  долга  на 
уровне 1,35 [7]. 
Во 
внутригосударственных 
нормативно-правовых 
актах 
чаще 
всего 
регламентируется 
использование денежных потоков для следующих целей: 
– 
для  поддержания  необходимого  уровня  системных  рисков,  влияющих  на  стабильность 
финансовой  системы  Украины,  обеспечения  стабильности  денежного  обращения,  международных 
платежных систем; 
– 
для  оценки  эффективности  деятельности  и  перспектив  развития  предприятия  (в  том  числе 
государственного) или банковского учреждения; 
– 
для оценки стоимости активов различных категорий (целостных имущественных комплексов, 
ценных  бумаг  и  финансовых  активов,  производных  финансовых  инструментов,  имущества  и 
имущественных прав, инвестиционной недвижимости, пакета акций и будущих дивидендов по нему);  
– 
для оценки уменьшения полезности активов и гудвилла; 
Вісник СевНТУ: зб. наук. пр. Вип. 116/2011. Серія: Економіка і фінанси. — Севастополь, 2011. 

ЕКОНОМІКА  І  ФІНАНСИ 
95 
– 
для  оценки  уровня  рисков  (риска  ликвидности,  валютного  риска,  кредитного  риска,  риска 
ценных бумаг) и оценки эффективности хеджирования рисков; 
– 
для оценки инвестиционной привлекательности объектов;  
– 
для расчета эффективной ставки процента по кредитным операциям банка. 
Основным правовым документом, регламентирующим денежные потоки предприятий в Украине, 
является  Положение  (стандарт)  бухгалтерского  учета  4  «Отчет  о  движении  денежных  средств»  [8].  С 
15 июля 2010 года Министерством финансов Украины в П(с)БУ 4 внесены изменения, в соответствии с 
которыми введена новая форма «Отчета о движении денежных средств» [9]. Ее принципиальное отличие 
состоит  в  том,  что  оценка  чистого  движения  денежных  средств  от  операционной  деятельности 
осуществляется  с  использованием  прямого  метода  (ранее  же  расчет  чистого  операционного  денежного 
потока производился косвенным методом).  
Согласно  МСФО (IAS) 7  поощряется  использование  компаниями  прямого  метода  для 
представления 
денежных 
потоков 
по 
операционной 
деятельности, 
поскольку 
информация, 
представленная  данным  методом,  позволяет  оценить  будущие  потоки  денежных  средств,  однако  в 
зарубежной  практике  более  широко  распространено  использование  косвенного  метода.  Основное 
преимущество  косвенного  метода  состоит  в  возможности  определения  несоответствий  между 
показателем  чистой  прибыли  (убытка)  отчетного  периода  (рассчитываемого  по  методу  начисления  и 
содержащегося  в  отчете  о  финансовых  результатах)  и  показателем  чистого  денежного  потока  по 
операционной  деятельности  (определяемого  кассовым  методом).  Применение  косвенного  метода  при 
определении  чистого  операционного  денежного  потока  предполагает  использование  данных 
бухгалтерского баланса (Формы № 1) на начало и на конец отчетного периода, а также данных отчета о 
финансовых  результатах  (Формы  №  2),  что  обеспечивает  возможность  проверки  сопоставимости  форм 
финансовой отчетности. 
С  нашей  точки  зрения,  преимуществами  новой  формы  №  3  «Отчет  о  движении  денежных 
средств»,  основанной  на  прямом  методе  исчисления  чистого  денежного  потока  от  операционной 
деятельности, являются: 
а) 
высокая  степень  детализации  денежных  поступлений  и  выплат  по  операционной 
деятельности предприятия. В частности, в настоящее время предприятия кроме собственно поступления 
выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) должны показывать такие притоки денежных 
средств  как  поступления  от  погашения  полученных  векселей,  авансов  от  покупателей  и  заказчиков, 
возврат  авансов,  возврат  бюджета  налога  на  добавленную  стоимость  и  иных  налогов  и  платежей,  от 
учреждений  банков  процентов  по  текущим  счетам,  получение  субсидий,  дотаций,  поступление  от 
должников  неустоек  (штрафов,  пени)  и  проч.  Среди  оттоков  денежных  средств  по  операционной 
деятельности должны быть отражены выплаты на приобретение товаров (работ, услуг), оплата авансов и 
возврат  авансов,  выплаты  работникам,  оплата  расходов  на  командировки,  оплата  обязательств  по  НДС, 
по налогу  на  прибыль, по отчислениям на социальные  мероприятия и  по иным  налогам и сборам и  т.д. 
Таким  образом,  внешние  пользователи  финансовой  отчетности  предприятия  получают  практически 
полную  картину  формирования  и  использования  операционных  денежных  потоков  и  могут  делать 
достоверные выводы о качестве, объемах, сроках и определенности формирования поступлений и выплат 
в ходе операционной деятельности конкретного предприятия; 
б) 
относительная  простота  чтения  отчета  внешними  пользователями  информации.  Не 
возникает  необходимости  оценки  влияния  на  движение  денежных  средств  корректирующих  статей 
(амортизационных  отчислений,  увеличения  или  уменьшения  обеспечений,  убытка  или  прибыли  от 
нереализованных курсовых  разниц  и т.д.), а также воздействия  изменений оборотных активов, текущих 
обязательств, доходов и расходов будущих периодов; 
в) 
ориентация  на  валовые  поступления  и  выплаты,  а  не  на  чистые  (итоговые)  показатели. 
Пользователи  финансовой  отчетности  имеют  возможность  исследовать  собственно  поступления  и 
выплаты  денежных  средств,  а,  например,  не  чистое  уменьшение  текущих  обязательств  за  период, 
которое может быть вызвано многократными небольшими увеличениями текущей задолженности перед 
работниками  и  единичным  гашением  крупной  суммы  просроченной  кредиторской  задолженности 
предприятия  перед  поставщиком.  Ориентация  отчета  на  валовые  денежные  потоки  также  позволит 
разработать  органам  государственной  статистики  методику  консолидации  и  статистического  изучения 
Формы  №  3,  так  как  в  прежней  редакции  обработка  «Отчета  о  движении  денежных  средств» 
Госкомстатом Украины не осуществлялась; 
г) 
более высокая объективность информации, содержащейся в «Отчете о движении денежных 
средств»  (прямой  метод  оценки  чистого  операционного  денежного  потока  не  базируется  на  показателе 
прибыли  от  обычной  деятельности  до  налогообложения,  который  не  всегда  отражает  реальные 
финансовые результаты функционирования предприятия). Это обеспечивает возможность сопоставления 
отчетности  разных  компаний,  так  как  устраняется  эффект  различий  в  учетной  политике  отдельных 
предприятий.  Кроме  этого,  не  используются  суммы  амортизационных  отчислений,  зависящие  не  от 
Вісник СевНТУ: зб. наук. пр. Вип. 116/2011. Серія: Економіка і фінанси. — Севастополь, 2011. 

96 
ЕКОНОМІКА  І  ФІНАНСИ 
интенсивности  и  эффективности  операционной  деятельности,  а  от  качества  и  состава  необоротных 
активов,  находящихся  на  балансе  предприятия,  и  применяемой  предприятием  амортизационной 
политики.  
Наряду  с  перечисленными  достоинствами,  новая  форма  «Отчета  о  движении  денежных  средств» 
предприятий в Украине имеет, на наш взгляд, и определенные недостатки: 
1) 
подробное  отражение  притоков  и  оттоков  денежных  средств  по  операционной  деятельности 
делает  практически  абсолютно  прозрачным  функционирование  предприятия,  что  может  нарушить 
принцип соблюдения коммерческой тайны. Так, например, детальное отражение  информации динамике 
авансов выданных и  полученных, в частности о возврате авансов, может трактоваться потенциальными 
кредиторами  как  индикатор  невыполнения  предприятием  договорных  обязательств  и  низкой  его 
кредитоспособности; 
2) 
применение прямого метода, как правило, требует более полной и детализированной учетной 
информации,  необходимой  для  расчета  притоков  и  оттоков  денежных  средств  от  операционной 
деятельности.  Это  приводит  к  возникновению  серьезных  трудовых  затрат  при  составлении  данного 
отчета; 
3) 
при  составлении  отчета  о  движении  денежных  средств  прямым  методом  возникает 
необходимость  исключения  из  состава  денежных  операций  тех,  которые  приводят  к  возникновению 
внутренних денежных потоков (то есть тех, которые меняют состав и структуру денежных средств и их 
эквивалентов,  но  не  влияют  на  общую  сумму  денежных  активов).  К  таким  трансакциям,  вызывающим 
внутренние  денежные  потоки,  относятся  обналичивание  и  обезналичивание  денежных  средств 
предприятия,  покупка-продажа  иностранной  валюты  и  иные  движения  средств  между  счетами  30 
«Касса»,  31  «Счета  в  банках»,  33  «Прочие  средства».  Если  не  исключить  внутренние  денежные  потоки 
произойдет  параллельное  увеличение  денежных  поступлений  и  выплат.  Хотя  величина  чистого 
операционного денежного потока не изменится, отчетность будет искажена; 
4) 
в  предыдущей  редакции  П(с)БУ  4  в  первом  разделе  Формы  №  3  «Движение  средств  от 
операционной  деятельности»  имела  место  статья  130  "Проценты  уплаченные".  Нам  представляется 
дискуссионным  отнесение  уплаченных  процентов  к  денежному  потоку  от  операционной  деятельности. 
Хотя в мировой практике используются разные подходы к классификации движения средств, связанных 
с  процентами  и  дивидендами,  что  отображено  в  таблице  2,  по  нашему  мнению,  для  предприятия 
(нефинансовой  организации)  нецелесообразно  включать  выплату  процентов  и  дивидендов  в  состав 
денежных оттоков по операционной деятельности. Даже если предположить, что средства, привлеченные 
предприятием  путем  эмиссии  акций  или  получения  займов,  были  направлены  предприятием  на 
финансирование  основной  деятельности,  в  ходе  последующего  функционирования  предприятия 
невозможно  будет  четко  определить,  какая  часть  акционерного  или  заемного  капитала  явилась 
источником  финансирования  операционной,  а  какая  –  инвестиционной  деятельности.  Поэтому  мы 
считаем,  что  для  обеспечения  единой  однозначной  трактовки  проценты  и  дивиденды,  уплаченные 
предприятием, необходимо относить к оттокам денежных средств по финансовой деятельности.   
Таблица 2 – Основные подходы к классификации процентов и дивидендов [10]  
Поток денежных средств 
Деятельность 
операционная 
инвестиционная 
финансовая 
1. Проценты 
 
 
 
уплаченные 

– 

полученные 


– 
2. Дивиденды 
 
 
 
уплаченные 

– 

полученные 
– 

– 
 
Изменения,  внесенные  в  П(с)БУ  4  [5].,  не  коснулись  третьего  раздела  «Движение  средств  в 
результате  финансовой  деятельности».  Это  позволяет  утверждать,  что  в  новой  редакции  Формы  № 3 
«Отчет  о  движении  денежных  средств»,  проценты,  уплаченные  по-прежнему,  относятся  к  денежным 
потокам от операционной деятельности. Однако, в первом разделе новой Формы № 3 «Движение средств 
от операционной  деятельности" строка "Проценты  уплаченные» отсутствует. Это  вынудит  предприятия 
при  составлении  отчета  о  движении  денежных  средств  включать  сумму  процентов,  уплаченных  за 
пользование  заемным  капиталом,  в  состав  строки  145  "Прочие  выплаты".  Отсутствие  отдельной  статьи 
для  отражения  данного  денежного  оттока  лишает  внешних  пользователей  финансовой    информации 
сведений  о  способности  предприятия  генерировать  в  процессе  операционной  деятельности  денежные 
поступления,  достаточные  для  покрытия  процентных  платежей  (то  есть  для  обслуживания  займов),  а, 
следовательно, затрудняет экспресс-оценку кредитоспособности потенциального заемщика.  
Вісник СевНТУ: зб. наук. пр. Вип. 116/2011. Серія: Економіка і фінанси. — Севастополь, 2011. 

ЕКОНОМІКА  І  ФІНАНСИ 
97 
Выводы  по  результатам  исследования.  В  результате  проведенного  изучения  действующих 
нормативно-правовых  актов  выявлено,  что  в  основном    регламентация  денежных  потоков  предприятий 
осуществляется  со  стороны  Национального  банка  Украины.  Большинство  законодательных  документов 
косвенно использует денежные потоки, чаще всего для оценки стоимости различных категорий активов, 
исчисления  уровня  различных  видов  финансовых  рисков  и  определения  кредитоспособности 
предприятия-  заемщика.  С  нашей  точки  зрения  экономическая  сущность  и  внутреннее  содержание 
позволяет более широко использовать органами государственной показатели денежных потоков. 
Необходимым,  на  наш  взгляд,  шагом  по  совершенствованию  нормативной  базы,  является 
корректировка  новой  Формы  №  3  «Отчет  о  движении  денежных  средств»  предприятий  в  Украине.  Во-
первых, целесообразно снижение степени детализации операционных денежных поступлений и выплат. 
Во-вторых, необходимо выделение отдельной строки «Проценты уплаченные» и ее перенесение в третий 
раздел  «Движение средств в результате финансовой деятельности». Это повысит качество информации, 
содержащейся  в  финансовой  отчетности  отечественных  предприятий,  избавит  внешних  пользователей 
информации  от  избыточных  малозначащих  данных  и  обеспечит  их  необходимыми  для  принятия 
управленческих решений сведениями.  
Перспективы  дальнейших  исследований.  Поднятая  проблема  требует  дальнейших 
исследований  в  части  разработки  правового  обеспечения  методики  консолидации  и  статистического 
изучения денежных потоков предприятий. Это позволит органам государственной статистики проводить 
изучение    потоков  денежных  средств  предприятий  в  разрезе  различных  видов  экономической 
деятельности,  форм  деловой  организации,  регионов  функционирования  и  обеспечит  органы 
государственной  власти  качественной  динамичной  информацией  для  разработки  экономической 
политики Украины.  
 
Библиографический список использованной литературы 
1.  Терещенко  О.А.  Дискриминантная  модель  интегральной  оценки  финансового  положения 
предприятия / О.А. Терещенко // Вопросы экономики. — 2003. — № 7. — С. 38–44. 
2.  Кричевец  Е.А.  Диагностика  качества  финансового  менеджмента  предприятия  на  базе  анализа 
денежных  потоков  /  Е.А.  Кричевец  //  Вестник  СевГТУ.  Сер.  Экономика  и  финансы:  сб.  науч.  тр.  — 
Севастополь, 2007. — Вып. 81. — С. 32–35. 
3. Кричевец Е.А. Нормативно-правовое регулирование денежных потоков предприятий в Украине 
/  Е.А.  Кричевец  //  Динаміка  наукових  досліджень  2004:  матер.  III  Міжнародної  науково-практичної 
конференції, Дніпропетровськ, 21 - 30 червня 2004 р. — Т. 37. Фінансові відносини. — Дніпропетровськ: 
Наука і освіта, 2004. — С. 35–36. 
4. Концепція  інтегрування  систем  ціноутворення  держав-учасниць  СНД  і  впровадження 
інноваційних  методів  визначення  вартості  будівництва  на  всіх  стадіях  інвестиційно-будівельного 
процесу: Міжурядова Рада зі співробітництва в будівельній діяльності держав-учасниць СНД: Схвалено 
на  засіданні  Комісії  з  ціноутворення  в  будівельній  діяльності  10.09.2010  у  м.  Астані  [Електронний 
ресурс].  —  Електронні  текстові  дані  (75247  bytes).  —  К.,  2011.  —  Режим  доступу: 
http://zakon1.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi Monday, Friday, 18 March 2011 16:15:38. 
5.  Директива  2006/48/ЄС  Європейського  Парламенту  та  Ради  про  започаткування  та  здійснення 
діяльності  кредитних  установ  (виправлене  видання)  14  червня  2006  року  [Електронний  ресурс].  — 
Електронні  текстові  дані  (105221  bytes).  —  К.,  2011.  —  Режим  доступу:  http://zakon1.rada.gov.ua/cgi-
bin/laws/main.cgi Monday, Friday, 18 March 2011 16:42:08. 
6. Угода про позику (Другий проект розвитку експорту) між Міжнародним банком реконструкції 
та розвитку та Відкритим акціонерним товариством "Державний експортно-імпортний банк України" від 
26  вересня  2006  р.  (ПОЗИКА  НОМЕР  4836-UA)  [Електронний  ресурс].  —  Електронні  текстові  дані 
(56077  bytes).  —  К.,  2011.  —  Режим  доступу:  http://zakon1.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi  Monday, 
Friday, 18 March 2011 17:01:38. 
7. Кредитна угода  між  державним  підприємством "Іллічівський морський торговельний порт" та 
Європейським  Банком  Реконструкції  та  Розвитку  від  28  листопада  2007  [Електронний  ресурс].  — 
Електронні  текстові  дані  (35267  bytes).  —  К.,  2011.  —  Режим  доступу:  http://zakon1.rada.gov.ua/cgi-
bin/laws/main.cgi Monday, Friday, 18 March 2011 17:31:21. 
8. Положення (стандарт) бухгалтерського обліку 4 «Звіт про рух грошових коштів»: Затв. Наказом 
Міністерства  фінансів  України  від  31.03.1999  №  87  [Електронний  ресурс].  —  Електронні  текстові  дані 
(130560  bytes).  —  К.,  2011.  —  Режим  доступу:  http://zakon1.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi  Friday,  18 
March 2011 16:12:09.  
9.  Зміни  до  Положення  (стандарту)  бухгалтерського  обліку  4  «Звіт  про  рух  грошових  коштів»: 
Затв. Наказом Міністерства фінансів України від 10.06.2010 № 382 [Електронний ресурс]. — Електронні 
текстові  дані  (78848  bytes).  —  К.,  2011.  — Режим  доступу:  http://zakon1.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi 
Monday, Friday, 18 March 2011 16:01:18. 
Вісник СевНТУ: зб. наук. пр. Вип. 116/2011. Серія: Економіка і фінанси. — Севастополь, 2011. 

98 
ЕКОНОМІКА  І  ФІНАНСИ 
10. Голов С. Отчет о движении денежных средств согласно МСБУ / С. Голов // Бухгалтерский учет 
и аудит. — 1999. — № 2. — С. 5–12. 
Поступила в редакцию 30.11.2010 г 
 
 
 
 
Крічевець  К.О.  Вдосконалення  нормативного  регулювання  грошових  потоків  підприємств  в 
Україні 

Вивчається  стан  вітчизняного  нормативно-правового  регулювання    грошових  потоків 
підприємств, досліджуються його основні проблеми та шляхи вдосконалення. 
Ключові  слова:  нормативно-правове  регулювання,  грошовий  потік;  чистий  грошовий  потік  від 
операційної діяльності, прямий і непрямий методи розрахунку операційного грошового потоку 
 
 
Krichevets E.A. Improving the legal regulation of an enterprise’s cash flows 
The  state  of  the  legal  regulation  for  enterprise’s  cash  flows  is  studied.  Main  problems  of  the  legal 
regulation of enterprises’ cash flows and ways of improvement are explored in the article. 
Keywords:  legal  regulation;  cash  flow;  net  operation  cash  flow;  direct  and  indirect  methods  of 
calculation of operation cash flow. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Вісник СевНТУ: зб. наук. пр. Вип. 116/2011. Серія: Економіка і фінанси. — Севастополь, 2011. 



Похожие:

Економіка І фінанси 93 iconС. 435-437. 19. Фролов У. А., Ю. Б. Рабинина, М. А. Олейник. Учет рисков в процессе бюджети- рования // Економіка. Фінанси. Право. 2004. №8. С. 15-17. Получено 19. 06. 2007
...
Економіка І фінанси 93 iconЕкономіка І фінанси 85
Обосновывается необходимость и целесообразность проектирования инфраструктуры
Економіка І фінанси 93 iconЕкономіка І фінанси
Обосновывается методический механизм создания новых предприятий в условиях бизнес
Економіка І фінанси 93 iconЕкономіка І фінанси
Рассмотрены особенности разработки бизнес-модели создания и продвижения инноваций
Економіка І фінанси 93 icon2. Теорія граничної продуктивності (Закон спадаючої віддачі. Середня І гранична продуктивність. Граничні витрати І гранична продуктивність)
Базові курси: Економіка праці І соціально-трудові відносини; Економіка праці в організації
Економіка І фінанси 93 iconФінанси підприємств Навчально-методичний посібник 14
Рекомендовано до друку Вченою радою Київського інституту інвестиційного менеджменту
Економіка І фінанси 93 iconК. В. Павлов Міжнародна та регіональна економіка
Белгородский областной фонд поддержки мало- внешнеэкономической деятельности малых предприя
Економіка І фінанси 93 iconЧингос П. Т. Оплата по результату. Из опыта оплаты труда персонала в США [Текст] / П. Т. Чингос; пер с англ
Вісник донецького національного університету, сер. В: Економіка І право, вип. 2, Т. 1, 2010
Економіка І фінанси 93 iconНауковий вісник чдіеу №1 (2), 2009 Економіка
Науковий вісник чдіеу №1 (2), 2009
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница