Трансфер знаний в университете




НазваниеТрансфер знаний в университете
страница1/7
Дата конвертации13.10.2012
Размер1.29 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Национальный исследовательский университет


ТРАНСФЕР ЗНАНИЙ В УНИВЕРСИТЕТЕ


Сборник информационно-аналитических материалов


Нижний Новгород

2010


УДК 378

ББК Ч 484(2) 711

Т-65


Составители:

А.О. Грудзинский, А.Б. Бедный


Т-65 Трансфер знаний в университете. Сборник информационно-аналитических материалов

— Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2010.


Публикуются материалы, касающиеся вопросов инновационного развития университетов в условиях глобальной экономики знаний; особое внимание при этом уделяется развитию систем университетского трансфера знаний, обеспечивающих передачу знаний, включая технологии, опыт и навыки, от университета к внешним заказчикам – предприятиям, общественным и государственным структурам, приводя к инновациям в экономике и общественной сфере.


Предназначено для вузовских работников, занимающихся вопросами развития инноваций и трансфера знаний, для преподавателей и аспирантов.


СОДЕРЖАНИЕ






стр.

  1. Лиссабонская декларация
    Университеты Европы после 2010 года: многообразие при единстве целей




  1. Национальная инновационная система России

Введение

  1. Стратегические цели инновационной политики Российской Федерации

  2. Государственные приоритеты в области науки и технологий

  3. Структура государственного управления инновационной деятельностью

  4. Развитие законодательства в области интеллектуальной собственности







  1. Нормативные документы ННГУ

Миссия ННГУ

Политика ННГУ в области качества образования

Стратегия трансфера знаний ННГУ

Руководство по трансферу знаний ННГУ





  1. Статьи

Грудзинский А.О., Бедный А.Б. Трансфер знаний – функция инновационного университета

Грудзинский А.О. Европейское измерение в развитии управления университетом





  1. Программа повышения квалификации профессорско-преподавательского состава «Инновационная деятельность
    в науке и высшей школе»











  1. Лиссабонская декларация.
    Университеты Европы после 2010 года: многообразие при единстве целей


  2. Вступительная часть




  1. Европе сильные университеты: Со времен их создания более 800 лет назад, европейские университеты играли ведущую роль в проведении научных исследований, способствовали формированию цивилизованного и толерантного общества, и готовили молодежь к выполнению ее роли в обществе и экономике. В настоящее время Европа ожидает от своих университетов активизации их роли, призванной помочь гражданскому обществу справиться с вызовами XXI века. Изменение климата, энергетические проблемы, рост продолжительности жизни, ускорение технологического прогресса, повышение глобальной взаимозависимости и ширящееся экономическое неравенство как внутри Европы, так и между Европой и другими континентами -все эти процессы требуют изучения, проведения фундаментальных исследований, а также технологических и социальных инноваций, направленных на решение проблем по мере их возникновения и обеспечение успешного экономического развития в сочетании с социальной стабильностью в различных обществах. Европейские университеты, также отличающиеся многообразием, готовы совместно решать данные проблемы.

  2. Университеты и Общество, основанное на знаниях: Ключевой задачей университетов является подготовка населения стран Европы – как молодого, так и пожилого – к выполнению его роли в Обществе, основанном на знаниях, в котором экономическое, социальное и культурное развитие главным образом зависит от разработки и распространения знаний и умений. Современные общества, в значительно большей степени чем аграрные и промышленные общества прошлых столетий, зависят от применения знаний, высокоуровневых умений, деловой хватки, а также использования коммуникаций и информационных технологий. Именно в развитии этих умений преуспевают европейские университеты, как через предметное образование, так и через профессиональную подготовку, основанные на результатах фундаментальных исследований, которым отводится особая роль в университетской системе. Таким образом, университеты с готовностью ожидают выполнения ими стержневой роли в выполнении новаторских задач, поставленных в «Лиссабонской повестке дня», в частности, через свое активное участие в Европейском пространстве высшего образования и Европейском пространстве научных исследований.

  3. Диверсифицированная система университетского образования: Университеты признают, что переход от элитарной к массовой системе высшего образования предполагает наличие университетов различной направленности и специализации. Для этого необходима система учебных заведений с высокодиверсифицированными структурами, при одинаковом уважении целей и задач каждого из них. Учебные заведения будут все более активно предлагать разноплановые учебные программы, направленные на приобретение выпускниками расширяющегося спектра специальностей, позволяющих в том числе переходить из одного учебного заведения в другое, и будут развивать научно-исследовательскую, инновационную деятельность и деятельность по передаче знаний, в соответствии со своими утвержденными миссиями.

  4. Фундаментальная важность автономности университетов: Способность университетов адаптироваться и проявлять гибкость, необходимую для реагирования как на происходящие в обществе изменения, так и на изменения спроса, напрямую зависит от предоставления им более существенной автономии и надлежащего финансирования, то есть необходимой свободы действий для определения ими своего места в системе. Многообразие отнюдь не вступает в противоречие с общей целью обеспечения вклада в развитие Европы; оно лишь предполагает самостоятельное определение и преследование своих целей каждым университетом в отдельности, в то время как все вместе они будут работать над удовлетворением потребностей как отдельных стран, так и Европы в целом. Автономность предполагает контроль как над основными средствами, такими как имущество и недвижимость, так и над персоналом; она также подразумевает готовность к подотчетности как перед внутренним университетским сообществом – персоналом и студентами, так и перед обществом в целом.

  5. Университеты и интеграционное общество: Европейские университеты признают свою ответственность перед широкой общественностью за содействие социальному равенству и развитию интеграционного общества. Они предпринимают большие усилия по расширению социально-экономического состава своих студенческих сообществ; они проявляют приверженность принципам обеспечения доступа и предоставления возможности успешного поступления всем тем, кто обладает необходимыми знаниями и может получить преимущества от получения высшего образования. Для успешного решения данной задачи необходимы партнерские отношения с правительствами и другими участниками образовательной системы.



II. Строительство Европейского пространства высшего образования

  1. Сосредоточенность на решении ключевых задач: Университеты полностью привержены делу строительства Европейского пространства высшего образования, что находит свое отражение в ошеломляющем успехе быстрого внедрения трехцикловой модели образования во всей Европе. В то же время, из доклада ЕАУ «Тенденции V» видно, что один из парадоксальных аспектов реформы в рамках Болонского процесса заключается в том, что несмотря на поставленную перед университетами основную задачу решать общественные проблемы, до настоящего времении сам по себе диалог с обществом не поддерживался на достаточном уровне. Таким образом, параллельно с улучшением понимания и повышением эффективности использования различных инструментов, университетам и правительствам необходимо придать новый импульс своей работе по решению общих задач реформирования, с тем чтобы более высокая инициативность студентов, профессиональная подготовленность к рынку труда, мобильность, привлекательность и социальная интеграция стали воистину неотъемлемыми элементами формирующегося Европейского пространства высшего образования.




  1. Повышение сфокусированности на студентах: Университеты понимают, что для эффективного перехода к обучению, сфокусированному на студентах требуются дополнительные усилия. Сюда входит не только поощрение использования учебных результатов и четкое разъяснение студентам ожидаемых от них знаний и умений, но также и стимулирование критического мышления и активного участия студентов. Особые усилия необходимо предпринять для мотивирования и подготовки профессорско-преподавательского состава для работы в условиях данной системы, сфокусированной на студентах. Студентов и их представителей необходимо привлекать к проработке последствий применения данных новых подходов.




  1. Европейская система переводных зачетных единиц (ECTS): В докладе ЕАУ «Тенденции V» подчеркивается эффективная роль ECTS в структурировании учебных процессов, при условии ее правильного применения на основе учебных результатов и учебной нагрузки студентов. Система перезачета является основой доверительных отношений как внутри, так и между отдельными учебными заведениями, циклами и предметами, подкрепляя, таким образом, гибкую и многостороннюю мобильность, являющуюся ключевой задачей Болонского процесса. Университеты настойчиво призывают Европейскую комиссию задействовать достижения ECTS в процессе дальнейшей разработки предложений по развитию Системы переводных зачетных единиц в сфере профессионального образования и подготовки (ECVET). Необходимо предпринять все возможные усилия для предотвращения появления двух отдельных систем перезачета в рамках одной стратегии непрерывного пожизненного обучения. Университеты желают занять ведущую роль в дальнейшей разработке системы ECTS. ЕАУ будет проводить соответствующую работу в рамках своей неизменной поддержки усилий университетов по реализации предусмотренных Болонским процессом реформ, через разработку «Руководства по Болонскому процессу» и организацию профильных семинаров и других мероприятий. Как показывают приведенные в докладе «Тенденции V» результаты, на реализацию данного процесса потребуется время.




  1. Создание благоприятной учебной атмосферы: Понимая важность корректировки методик преподавания и учебных процессов с учетом потребностей все более многообразной студенческой базы, университеты, в партнерстве с правительствами, будут стремиться к предоставлению всем студентам доступа к высококачественным службам поддержки студенчества – в частности, к ориентационно-консультационным услугам. Для выполнения этих задач требуется приверженность данной стратегии со стороны учебных заведений на самом высоком их уровне, а также финансовая поддержка правительств для обеспечения более широкого доступа.




  1. Профессиональная подготовленность к рынку труда: Университеты признают необходимость дополнительных усилий для информирования работодателей о проводимой огромной работе по реформированию учебных программ. Они будут стремиться к поддержанию более последовательного диалога с работодателями, предоставлению более полной информации о квалификациях и учебных результатах своих выпускников, а также внедрению системы мониторинга трудоустройства выпускников. Совместно с государственными и/или частными организациями они займутся решением вопроса о предложении своим студентам более систематизированных услуг профессиональной ориентации. Как учебные заведения, так и правительства должны перевести свою приверженность данной общепринятой политике в практическое русло. Университеты призывают правительства реорганизовать свои собственные структуры по найму госслужащих, с учетом новой системы учебных степеней. Этот вопрос уже поднимался в докладе «Тенденции IV», но на сегодняшний день он остается нерешенным.




  1. Пожизненное образование: Университеты понимают настоятельную необходимость превращения в предстоящие годы концепции пожизненного образования в реальность, от непрерывного образования и профессиональной подготовки высококвалифицированных выпускников, до первоначального образования представителей малообеспеченных слоев населения. Как показывает опыт, участие в программах пожизненного образования создает весьма интересные возможности в области укрепления партнерских отношений на местах, диверсификации финансирования и решения проблем регионального развития. Болонские инструменты, в частности документ «Общая структура степеней на Европейском пространстве высшего образования», принятый министрами образования в Бергене, дают возможность предложения более разнообразных учебных планов и поддерживают разработку систем, обеспечивающих признание полученного ранее неформального образования или обучения на рабочем месте. В своих предложениях по «Общей структуре степеней на Европейском пространстве высшего образования», ЕАУ настойчиво призывает Европейскую комиссию не допустить разработки двух параллельных структур степеней, применимых к системе высшего образования, так как это приведет к возникновению проблем в процессе внедрения структуры на национальном уровне, а также дезориентирует участников процесса на местах. ЕАУ также призывает Европейскую комиссию активно привлекать университеты к разработке политики в области пожизненного образования. Этот вопрос исключительно важен как для сферы высшего образования, так и для сферы профессиональной подготовки, и, следовательно, требует разработки инициатив, являющихся совместимыми и последовательными.



III. Интернационализация Европейского пространства высшего образования

  1. Интернационализация и «Болонский фирменный знак»: Болонский процесс – один из наиболее успешных европейских проектов. За ним с большим вниманием следят во всем мире и он становится своего рода «фирменным знаком» Европы. Болонские реформы повышают привлекательность европейской системы высшего образования, так как в их основе лежит определенная философия и методология, а также использование открытых и прозрачных инструментов, таких как Европейская система переводных зачетных единиц. Эти принципы характеризуются эффективной применимостью на международном уровне, так как они заключают в себе общее понимание высшего образования как общественного достояния и ставят во главу угла академические ценности, лежащие в основе высшего образования.




  1. Стратегии учебных заведений в области интернационализации: Университеты являются основной движущей силой разработки структур и стратегий международного сотрудничества, а также обменов на институциональном, национальном и европейском уровнях. Они все активнее разрабатывают структуры и стратегии, охватывающие как научно-исследовательскую, так и преподавательскую деятельность, стремятся к обеспечению баланса между сотрудничеством и конкуренцией, направляя свои усилия на конкретные географические регионы. Особая роль в развитии интернационализации на институциональном уровне отводится сектору последующего образования выпускников учебных заведений.




  1. Дальнейшее развитие интернационализации: Европейские университеты полны решимости сделать Европу наиболее привлекательным регионом для студентов и преподавателей. ЕАУ продолжит работу в этой области путем: популяризации и разъяснения Болонского процесса международным партнерам; участия в обсуждении соответствующей политики на европейском уровне; а также, совместно с Национальными конференциями ректоров, путем развития диалога с ассоциациями участников систем высшего образования в разных регионах мира, залагая, таким образом, прочную основу долгосрочному партнерству и сотрудничеству. Через систему ЕАУ университетам необходимо разработать кодекс поведения для международного сотрудничества и обменов на Европейском пространстве высшего образования. Университеты призывают Европейскую комиссию и национальные правительства поддержать данный процесс интернационализации путем разработки гибких инструментов финансирования, позволяющих учебным заведениям реализовывать долгосрочные международные стратегии, а также принять меры для повышения мобильности студентов и преподавателей. В частности, университеты призывают национальные власти внести изменения в иммиграционные законы и визовые режимы, в целях успешной реализации данных стратегий. Активное участие международных партнеров в данном диалоге также будет играть важную роль в достижении поставленных задач.


  1   2   3   4   5   6   7


Похожие:

Трансфер знаний в университете icon1. Современная экономика экономика знаний. Понятие инновации Современная экономика экономика знаний. Конкурентные преимущества, даваемые
Цель курса заключается в формировании у слушателей знаний и навыков об основных
Трансфер знаний в университете iconПрограмма: 1 день: «внимание! Анонс!!!»
Точный проезд: Самолетом до г. Измир (в пути 2,5 ч.), далее трансфер до отеля (120 км, в
Трансфер знаний в университете iconCynefin, как одна из новейших разработок менеджмента знаний
Стратегия, направленная на предоставление вовремя нужных знаний тем членам
Трансфер знаний в университете iconОсновы библиотечно-библиографических знаний
...
Трансфер знаний в университете iconПрограмма: «диво» по-настоящему демократическое государство, где мнение каждого «гражданина»
Точный проезд: Самолетом до г. Измир (в пути 2,5 ч.), далее трансфер до отеля (120 км, в
Трансфер знаний в университете iconПрограмма учебной дисциплины Наименование специальности 080801 «Прикладная информатика в экономике»
На микроуровне формирование знаний у студентов знаний по эконо- мике, организации и управлению предприятий информатики, их особенностей,...
Трансфер знаний в университете iconЕкатеринбург, 25-26 января 2011 г. Секция 2 Интеграция науки и производства. Трансфер технологий Часть 2 Екатеринбург 2011
Э. В. Пешина Доктор экономических наук, профессор, главный советник при ректорате
Трансфер знаний в университете icon1. Эволюция научно-прикладных знаний о физической культуре, спорте и туризме
Цель преподавания дисциплины – дать магистру совокупность современных систематизированных знаний об основных этапах становления современного...
Трансфер знаний в университете iconПрограмма производственной практики Направление подготовки 080100. 62 «Экономика»
Производственная практика имеет целью закрепление и углубление знаний, полученных в процессе теоретического обучения, приобретения...
Трансфер знаний в университете iconУченые выстраивают «индустриальный ландшафт»
В казахском экономическом университете им. Т. Рыскулова состоялось событие
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница