Услуг в развитии предприятий




Скачать 32.39 Kb.
PDF просмотр
НазваниеУслуг в развитии предприятий
Дата конвертации13.10.2012
Размер32.39 Kb.
ТипДокументы
 
РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ  
УСЛУГ В РАЗВИТИИ ПРЕДПРИЯТИЙ 
 
В.Е. Агафонов, Д.П. Бирман, С.А. Бушуев 
 
Нижегородский государственный университет 
 
Важными  факторами,  определяющими  эффективность  функционирования  и 
развития  промышленных  предприятий,  являются  система  подготовки  и  повыше-
ния квалификации  управленческих  кадров  и других  технических специалистов  и 
возможность  получения  квалифицированной  консультационной  помощи  руково-
дителями  и  специалистами  по  различным  сферам  деятельности.  Эта  помощь 
должна  предусматривать  и  возможность  выбора  наилучших  вариантов  решений 
из  имеющихся  альтернатив,  и  получение  информации  об  окружающей  внешней 
среде: конкурентах, рынках, тенденциях развития событий и т. д. Особое значение 
такая  помощь  имеет  для  вновь  возникающих  малых  и  средних  промышленных 
предприятий (МСП). 
В настоящее время система образования уделяет мало внимания обучению мо-
лодого поколения, связанному с особенностями организации новых предприятий, 
трудностями  технико-технологической  подготовки  производства,  проблемами 
управления формирующимися производственными коллективами. 
На  всех  уровнях  системы  образования  недостаточно  специальное  обучение  в 
области анализа внутреннего и внешнего рынка, оперативного и особенно страте-
гического  управления,  финансового  менеджмента,  контроля  качества,  конкурен-
ции  и  т.д.  Для  действующих  руководителей  в  рамках  повышения  квалификации 
необходимо давать профессиональные знания об особенностях управления произ-
водством и людьми в малом и среднем бизнесе, об искусстве маркетинговой дея-
тельности,  о  трудностях  реализации  инновационных  проектов  и  др.  Им  необхо-
димы специально изданные книги по праву, налоговой политике, финансам, бух-
галтерскому учету, написанные на понятном им на языке. 
Средства  массовой  информации  должны  играть  большую  роль  в  формирова-
нии позитивного общественного мнения о малых и средних промышленных пред-
приятиях,  их  месте  в  развитии  экономики  России  и  в  удовлетворении  по-
требностей населения, никоим образом не отождествляя их с предприятиями тор-
говли и услуг. 
Важнейшей задачей в системе государственной поддержки МСП является ока-
зание им консультационной и информационной помощи. Здесь следует учитывать 
и зарубежный опыт, где в большинстве стран действует разветвленная сеть орга-
низаций,  предоставляющих  консультативные  услуги,  научно-техническую  ин-
формацию  и  рекомендации,  касающиеся  различных  сторон  функционирования 
малых  и  средних  предприятий,  за  весьма  умеренную  плату  или  бесплатно.  Роль 
данной  формы  поддержки  МСП  существенно  возрастает  на  настоящем,  по  сути 
начальном, этапе развития данного сектора в России. 
Следует  отметить,  что  появившиеся  в  пореформенный  период  многочислен-
ные  консультационные  фирмы  предлагают  услуги,  качество  которых  никто  не 
гарантирует, так же, как и ответственность самих консультантов. Практика между 
тем показывает, что главной  целью  подавляющего большинства консалтинговых 
структур  является  получение  платы  за  их  оказание.  Так,  например,  на  одном  из 
средних предприятий Н. Новгорода консультационная фирма оказывала услуги по 
16
 

 
сертификации  продукции  по  международному  стандарту  ИСО-9000  без  какой-
либо гарантии, что продукция будет сертифицирована по этому стандарту. Впро-
чем, не отличаются добросовестностью на российском консультационном рынке и 
зарубежные фирмы. В середине 90-х  годов  на одном из предприятий радиоэлек-
тронной  промышленности  Н.  Новгорода  консультанты  из  США  предлагали  по 
результатам  обследования  предприятия  разработать  бизнес-план  и  найти  для  его 
реализации  иностранных  инвесторов.  Собрав  надлежащую  и  всеобъемлющую 
информацию, характеризующую состояние и области деятельности предприятия, 
и  получив  за  свои  услуги  немалую  плату,  консультанты  отбыли  в  США,  на  чем 
сотрудничество  и  закончилось.  Поэтому  деятельность  консалтинговых  фирм 
должна находиться под строгим государственным контролем. Кроме того, по ос-
новополагающим  проблемам развития МСП эту  деятельность должны осуществ-
лять главным образом государственные структуры.  
Профессиональные консультации включают такие услуги и охватывают такие 
сферы,  как  бухгалтерский  учет,  аудит,  финансовые,  налоговые  и  юридические 
вопросы, страхование, бизнес-консалтинг, научно-технические разработки, иссле-
дование рынка и реклама, подготовка бизнес-планов и инвестиционных проектов, 
сертификация  и  лицензирование  продукции,  материально-техническое  и  про-
граммное обеспечение, обучение персонала и др. 
Эти услуги могут относиться по своей природе к товарам доверия. Это создает 
проблемы в консультационном процессе, и в частности в диагностике деятельно-
сти МСП, представлении проектов решений, мониторинге исполнения предложе-
ний  консультантов.  Такая  проблема,  кстати,  существует  не  только  для  пользова-
теля, но и для поставщика услуг. Если даже консультант предлагает услуги высо-
кого качества, то ему трудно порой рассчитывать на объективность пользователя, 
даже    после  того  как  они  действительно  дали  ожидаемые  результаты.  Сама  дея-
тельность  консультанта  встречается  нередко  с  недоверием,  поскольку  персоналу 
кажется,  что  вклад  консультантов  в  полученные  результаты  невелик,  а  главная 
заслуга  принадлежит  именно  предприятию.  Таким  образом,  способность  пользо-
вателя  судить  о  качестве  консалтинга  зависит  от  уровня  образования,  степени 
компетентности,  а  порой  и  от  добросовестности  потребителя  услуг.  В  части  по-
следней  (добросовестности)  потребитель  может  заявить,  что  его  предприятие  и 
без  полученных  консультаций  достигло  бы  таких  же  результатов,  и  этим  самым 
снизить плату за оказанные услуги.  
Анализ влияния масштабов в сделке, касающейся деловых услуг, должен в ос-
новном  опираться  на  особенности  функционирования  МСП.  Среди  разнообраз-
ных  характеристик  последних,  в  контексте  рассмотрения  их  как  пользователей 
профессионального  консультирования,  важную  роль  играют  незначительный 
масштаб деятельности, индивидуальность и относительная независимость МСП. 
Разнообразие  видов  деятельности  малых  и  средних  промышленных  предпри-
ятий  создает  потенциальный  спрос  на  весьма  диверсифицированные  консульта-
ционные услуги. При этом надо отметить, что относительные затраты на консал-
тинг  наиболее  велики  именно  на  малых  предприятиях,  в  результате  чего  их  по-
тенциальный спрос на получение информационно-консультационных услуг зачас-
тую не превращается в реальный. Поэтому небольшой масштаб деятельности не-
редко обусловливается низкой эффективностью в сфере стратегии, планирования 
и  маркетинга,  что  связано  с  нехваткой  специализированных  кадров  в  области 
управления  персоналом, маркетинга, финансового планирования, контроля, юри-
дических вопросов. Все это может сочетаться с низким уровнем формального об-
 
17

 
разования  и  обучения  руководителей  и  персонала  МСП.  Кроме  того,  из-за  необ-
ходимости  решения  большого  количества  текущих  вопросов  у  руководителей  и 
специалистов  МСП  не  хватает  времени  для  самостоятельного  решения  страте-
гических  и  оперативных  проблем,  что,  с  одной  стороны,  создает  потребность  в 
услугах в этой области, а с другой — обостряет проблему маркетинга этих услуг. 
Проблема  компетентности  потенциального  потребителя  услуг  для  консульта-
ционных  фирм  заслуживает  особого  внимания.  Различия  в  профессиональных 
знаниях между специалистами в МСП, с одной стороны, и в  больших фирмах, с 
другой  стороны,  связаны  с  тем,  в  какой  степени  знания  является  интуитивными 
или  эмпирическими.  Руководители  крупных  предприятий  могут  правильно  дей-
ствовать,  опираясь  и  на  интуицию,  и  на  опыт.  В  малом  же  и  среднем  бизнесе  у 
большинства руководителей (если, отметим, они  не пришли с крупных  предпри-
ятий) нет ни того, ни другого. И поэтому при принятии решений им  не остается 
ничего другого, как действовать методом проб и ошибок. 
Эмпирический  характер  знания  имеет  преимущества:  опирается  на  нефор-
мальное выполнение задачи, исключает множество письменных планов, проектов 
и процедур и таким образом обеспечивает гибкость. Он допускает большую сте-
пень  автономности  в  работе,  обеспечивает  руководителю  удовлетворенность  и 
создает  достаточно  высокий  уровень  мотивации.  Однако  такой  характер  знаний 
порождает  проблему  усвоения  новых  знаний  и  технологий,  предлагаемых  кон-
салтинговыми фирмами. И в этой части руководители и персонал МСП находятся 
в лучших условиях по сравнению со своими коллегами на крупных предприятиях.  
Одной  из  особенностей  МСП  как  пользователей  консалтинговых  услуг  явля-
ется склонность к часто необоснованной экономии на данном виде затрат. Безус-
ловно,  эта  проблема  усугубляется  высокой  ценой  консалтинга,  а  для  консалтин-
говых  структур  существуют  так  называемые  пороговые  затраты  на  оказание  ин-
формационно-профессиональных услуг, которые не зависят от размера будущего 
договора.  К  ним,  например,  относятся  оплата  командировочных  расходов  кон-
сультанта,  затраты  на  проведение  предварительной  диагностики  состояния  про-
изводства и оценки потребностей потенциального партнера в консалтинге и др. 
Пороговые  затраты  являются  более  весомыми  при  сделках  с  малым  объемом 
потребных  услуг, характерным для МСП, что создает для них проблемы как для 
пользователей. Высокие затраты, например, на проведение маркетингового анали-
за не окупятся, если объем производства продукции ниже некоторой критической 
величины. 
Крупные предприятия меньше склонны к экономии на объеме и качестве кон-
сультаций,  потому  что  они  могут  получить  значительный  эффект  при  вложении 
средств,  например,  в  исследование  рынка  или  в  создание  своего  позитивного 
имиджа. 
Так  как  затраты  на  консалтинговые  услуги  имеют  слабую  связь  с  объемом 
производства, то они тяготеют к группе постоянных. Следовательно, невозмеще-
ние  осуществленных  консалтинговых  затрат  представляет  для  МСП  серьезную 
угрозу. Поэтому если сделка требует значительных затрат со стороны потребите-
ля  консалтинговых  услуг,  то  меньший  по  масштабам  деятельности  пользователь 
будет  требовать  большего  количества  гарантий  и  из-за  большей  необходимости 
экономии финансовых ресурсов, и из-за меньшей способности перенести потерю 
вложенных средств. 
Следует  отметить  и  такие  особенности  работы  консалтинговых  фирм  с  не-
крупными  клиентами,  как  недостаток  у  последних  надежных  информационных 
18
 

 
данных. Это чаще устная, чем письменная информация, что создает проблемы на 
всех стадиях консультационного процесса, и особенно при проведении организа-
ционной и финансовой диагностики.  
Таким  образом,  из-за  влияния  масштаба  малые  и  средние  промышленные 
предприятия намного труднее обеспечиваются за счет своих ресурсов профессио-
нальными деловыми услугами, нежели крупные. Эти проблемы могут быть смяг-
чены стандартизацией методов и процедур  процесса консалтинга. Часть методов 
может быть стандартизирована по отраслевому принципу, другие — по функцио-
нальному (типовые учредительные документы, методика финансовой и организа-
ционной диагностики, пакеты документов по лицензированию и стандартизации, 
набор наиболее типичных мероприятий в сфере маркетинга, страхования рисков, 
стратегического планирования и т.п.). Консалтинговыми фирмами, работающими 
для  российских  МСП,  накоплен  определенный  опыт  в  этой  области:  широко  ис-
пользуются программы компьютерной бухгалтерии, разработаны типовые формы 
контрактов  и  договоров,  начинается  внедрение  адаптированной  для  отечествен-
ных  условий  компьютерной  системы  инвестиционного  проектирования «Project 
Expert». Это позволяет уменьшить затраты на оказание консультационных услуг, 
предназначенных  для  удовлетворения  наиболее  типичных  потребностей  индиви-
дуального пользователя. 
 
 
 
 
 
19



Похожие:

Услуг в развитии предприятий iconО развитии микрофинансовых услуг в городе москве
Пп "О прогнозе социально-экономического развития города Москвы до 2011 года", с учетом положений Федерального закона от 24 июля 2007...
Услуг в развитии предприятий iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Проектирование процесса оказания услуг» 2008
Виды, типы и функции предприятий сервиса, организаций и их служб. Состояние и пути развития производственно-технологической базы...
Услуг в развитии предприятий iconПрограмма Региональной сессии практического консалтинга
Что такое венчурный бизнес. Его роль в развитии технологического бизнеса. Преимущества и возможности венчурного инвестирования инновационных...
Услуг в развитии предприятий iconФормирование экономически обоснованных тарифов на продукцию и услуги коммунальной энергетики поселений подмосковья
Промисса между потребностями предприятий коммунального хозяйства (КХ) и возможностями бюджета города и средней семьи по оплате соответствующих...
Услуг в развитии предприятий icon№77 предприятий, учреждений всех форм
Просим срочно руководителей организаций заключить дого- вор на оказание услуг с ООО «Внешнее Благоустройство»
Услуг в развитии предприятий icon2 Описание продукции (услуг) и планируемые цены
Анализ сбыта продукции (услуг). Потребители продукции (услуг) и их возможности по приобретению продукции (услуг)
Услуг в развитии предприятий icon1. основы организации финансов предприятий понятие финансов предприятий. Сущность и формы их проявления. Совокупность экономических отношений, определяющих содержание финансов предприятий. Целевые фонды денежных средств предприя
Сборник методических материалов по курсу «Финансы предприятий»: Для студентов экономического факультета. М.: Импэ, 2000. 19 с
Услуг в развитии предприятий iconЗакон Кемеровской области от 27. 12. 2007 №187-оз «О развитии малого и среднего предпринимательства»
Малого и среднего предпринимательства на развитие производственных мощностей и освоениея нового вида продукции и услуг
Услуг в развитии предприятий iconОтчет по первому этапу исследования Самара 1999 г
В 1997 г инновационной деятельностью занимались 44 предприятия области (по данным обследования 200 промышленных предприятий). Из...
Услуг в развитии предприятий iconЗакон Курганской области от 26. 09 2008 года №389 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Курганской области»
Утвердить целевую программу Частоозерского района о развитии и
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница