Предпринимательских проектов




НазваниеПредпринимательских проектов
страница1/8
Дата конвертации13.10.2012
Размер1.25 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8


АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ИРКУТСКА

Комитет по экономике и финансам


МАЛЫЙ БИЗНЕС:


ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО

РАЗРАБОТКЕ БИЗНЕС-ПЛАНОВ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТОВ


Учебно-методическое пособие





Иркутск 2009

Администрация г. Иркутска

Комитет по экономике и финансам


Руководители разработки:


Зюбр Г.Д.

Первый заместитель мэра - председатель Комитета по экономике и финансам администрации г. Иркутска

Сдобнова Н.В.

Начальник департамента экономики Комитета по экономике и финансам администрации
г. Иркутска


Авторский коллектив:


Колпакиди Н.Н.

Доцент Санкт-Петербургской академии управления и экономики, к.ф.-м.н.

Колпакиди Д.В.

Заведующий кафедрой предпринимательства Иркутского института международного туризма, к.э.н.

Абросимова Л.Э.

Директор ООО «Бухгалтерская служба»


Практические рекомендации по разработке бизнес-планов предпринимательских проектов. Учебно-методическое пособие. – Иркутск. - 2009. – 75 с.
ББК 65.9(2)-56
УДК 658.012.2


Рассматриваются вопросы, связанные с разработкой и оценкой инвестиционных проектов. Объясняется, каким должно быть содержание основных разделов бизнес-плана. Обсуждается процесс принятия решений по инвестиционным проектам.

Учебно-методическое пособие издано за счет средств муниципальной целевой программы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в г. Иркутске на 2008-2012 годы».

©Колпакиди Н.Н., 2009

©Колпакиди Д.В., 2009

©Абросимова Л.Э., 2009

©Комитет по экономике

и финансам администрации

г.Иркутска, 2009

СОДЕРЖАНИЕ





Стр.

ВВЕДЕНИЕ

4

1. РЕЗЮМЕ

6

2. ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОРА ПРОЕКТА

7

3. ОПИСАНИЕ ПРОДУКЦИИ (УСЛУГ)

8

4. АНАЛИЗ РЫНКА СБЫТА

8

5. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПЛАН

9

6. ПЛАН ПЕРСОНАЛА

10

7. МАРКЕТИНГОВЫЙ ПЛАН

10

8. ОЦЕНКА РИСКА И СТРАХОВАНИЕ

11

9. ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН

15

10. АНАЛИЗ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ ПРОЕКТА

19

11. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ ПО ИНВЕСТИЦИОНЫМ ПРОЕКТАМ

20

12. ПРОГРАММНЫЕ ПРОДУКТЫ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ БИЗНЕС-ПЛАНОВ

33

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Основные функции бизнес-плана

45

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Отчет о прибылях и убытках

46

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Отчет о движении денежных средств

47

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Балансовый отчет

48

ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Расходы, включаемые в состав затрат до уплаты налога на прибыль

49

ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Планирование заработной платы

61

ПРИЛОЖЕНИЕ 7. Финансовые показатели

62

ПРИЛОЖЕНИЕ 8. Показатели эффективности инвестиционного проекта

71

ПРИЛОЖЕНИЕ 9. Сравнительный анализ программных продуктов для разработки бизнес-плана

73

ПРИЛОЖЕНИЕ 10. Об инвестиционно-финансовой поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства г.Иркутска

75


ВВЕДЕНИЕ


В рыночной экономике бизнес-план является рабочим документом, используемым во всех сферах предпринимательской деятельности и определяющим стратегию функционирования предприятия.

В стратегической работе предприятия прослеживается следующий порядок:

Разработка концепции развития.

Инвестиционная программа.

Бизнес-план на среднесрочный период (1-3 года).

Мероприятия по реализации бизнес-плана.

Для того чтобы бизнес-план был принят потенциальным инвестором к рассмотрению, он должен быть обеспечен необходимыми финансовыми ресурсами.

Основные функции бизнес-плана перечислены в приложении 1.

Бизнес-план позволяет решить целый ряд задач, основными из которых являются следующие:

  • обоснование экономической необходимости направлений развития предприятия (стратегий, концепций, проектов);

  • расчет ожидаемых финансовых результатов деятельности, в первую очередь объемов продаж, прибыли, доходов на капитал;

  • определение намечаемого источника финансирования реализации выбранной стратегии, то есть способы концентрирования финансовых ресурсов;

  • подбор персонала, который способен реализовать данный план.

Каждая задача может быть решена только во взаимосвязи с другими.

Последовательность составления и принципы детализации бизнес-плана для разных предприятий и проектов не совпадают. При составлении бизнес-плана необходимо учитывать, что это всегда итерационный процесс, подразумевающий внесение изменений на основе вновь получаемой информации и применения различных сценариев. Бизнес-план является постоянно действующим документом. Он систематически обновляется. В него вносятся изменения, связанные как с переменами, происходящими внутри предприятия, так и с изменениями на рынке, где действует предприятие, и в экономике в целом.

В то же время существует внутренняя логика структуры бизнес-плана и общепризнанные принципы его разработки.

Бизнес-план – это специфический документ. В нем с экономической точностью должно быть доказано, что вложенные инвестором деньги будут возвращены в срок и принесут прибыль. Поэтому для разработки бизнес-плана рекомендуется пользоваться некими стандартами. В качестве одного из самых известных эталонов разработки и анализа инвестиционных проектов может быть рекомендовано «Руководство по оценке проектов», разработанное UNIDO (United Nations Industrial Development Organization), одной из организаций ООН, занимающихся промышленным развитием. При подготовке бизнес-планов в международном стандарте требуется соответствие всех расчетов бизнес-плана методике UNIDO.

Предлагаемая структура бизнес-плана с рекомендациями по его разработке приведена ниже. В целях единства экономических подходов к составлению, оценке и контролю реализации бизнес-плана, а также для обеспечения возможности компьютерной обработки, ключевая информация бизнес-плана должна быть сгруппирована в виде, соответствующем приложениям 2, 3, 4.

Стимулы для разработки бизнес-плана:

  • Наличие спроса на продукцию, товары и услуги, которые планируются к производству, наличие предварительных соглашений (гарантийных писем) с потенциальными потребителями продукции, выпускаемой предприятием.

  • Наличие конструкторской, технологической и другой документации для производства того или иного вида продукции.

  • Наличие производственных мощностей (или возможностей их создания в короткие сроки), сырья и трудовых ресурсов.

  • Выведение на рынок новых видов товаров (услуг).

  • Поиск инвесторов.

  • Необходимость стратегического планирования и прогнозирования деятельности предприятия.


Структура бизнес-плана

Титульный лист

Бизнес-план обязательно должен иметь титульный лист, на котором приводятся следующие сведения:

  • наименование проекта;

  • наименование предприятия (предпринимателя), реализующего проект, или организаций-учредителей будущего предприятия;

  • местонахождение предприятия (предпринимателя);

  • наименование, дата и регистрационный номер документа о создании предприятия;

  • подписи руководителя предприятия, реализующего проект, и разработчика бизнес-плана;

  • месяц и год разработки бизнес-плана;

  • адрес, телефон, факс разработчика бизнес-плана.

По международным требованиям в бизнес-план должны быть включены следующие основные разделы:

  1. Характеристика автора проекта.

  2. Описание продукции (услуг).

  3. Анализ рынка сбыта.

  4. Производственный план.

  5. План персонала.

  6. Маркетинговый план.

  7. Финансовый план.

  8. Оценка риска и страхование.

  9. Анализ чувствительности проекта.

  10. Приложение.

Бизнес-план предваряется резюме, в котором концентрируются общие выводы из всех последующих разделов.


1. РЕЗЮМЕ

Резюме составляется в самом конце работы над бизнес-планом, его объем не должен превышать 2 машинописных листов и может использоваться в качестве рекламы. В процессе написания резюме по возможности следует избегать специальных терминов. Оно должно быть сориентировано на то, чтобы убедить неспециалиста в выгодности начинаемого дела.

Основное содержание резюме:

  • суть проекта: его цели и потенциальная эффективность;

  • возможность реализации проекта в конкретных рыночных условиях;

  • кто и как будет осуществлять проект;

  • источники финансирования проекта (в том числе соотношение заемных и собственных средств);

  • потенциальные выгоды от инвестирования в проект;

  • объем продаж, издержки производства и сбыта, норма прибыли, сроки окупаемости и возврата инвестированных средств;

  • наличие лицензий, сертификатов, разрешений и т.д.;

  • риски и возможные пути их снижения;

  • срок, в течение которого можно вернуть взятые в кредит средства;

  • что служит гарантией возврата кредита:

а) гарантийное обязательство банка;

б) гарантийное обязательство другого предприятия с отметкой банка о платежеспособности;

в) залоговое обязательство, заверенное нотариально.


2. ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОРА ПРОЕКТА

1. Если бизнес-проект будет реализовываться в рамках существующего предприятия или действующего бизнеса, то:

  • дается его краткая характеристика;

  • описываются основные сферы деятельности;

  • определяется стадия развития (становление, расширение действующего предприятия, слияние с другим предприятием, выделение из состава более крупного предприятия и пр.);

  • приводится краткая история организации;

  • рассматриваются источники финансирования предприятия в прошлом и в настоящее время, его кредитная история;

  • приводятся сведения об учредителях предприятия, размере уставного капитала и величине оплаченной его части;

  • описывается опыт предпринимательской деятельности руководителей и репутация предприятия на рынке.

К бизнес-плану обязательно прилагаются учредительные документы, баланс на последнюю отчетную дату и справка из налоговой инспекции об отсутствии задолженности по налогам.

2. Если речь идет о составлении бизнес-плана для совершенно нового предприятия, то предоставляется следующая информация:

  • сведения об учредителях;

  • планируемая организационно-правовая форма;

  • опыт предпринимательской деятельности учредителей.

3. Если владельцем бизнеса является предприниматель без образования юридического лица, то при составлении бизнес-плана приводятся следующие сведения:

  • фамилия, имя, отчество;

  • дата рождения;

  • место рождения;

  • семейное положение;

  • количество детей;

  • образование;

  • наименование образовательного учреждения;

  • год окончания образовательного учреждения;

  • специальность по диплому;

  • общий стаж работы;

  • стаж работы по специализации проекта;

  • паспортные данные;

  • почтовый адрес;

  • телефоны;

  • прочие сведения.


3. ОПИСАНИЕ ПРОДУКЦИИ (УСЛУГ)

В этом разделе приводится подробная характеристика производимой предприятием (предпринимателем) продукции или услуг, производится сравнение ее с продукцией конкурентов по следующей схеме:

  • характеристика товара (услуг);

  • потребности, которые призван удовлетворить товар;

  • особенности товара, его отличие от продукции конкурентов (например, более выгодные ценовые, технические или качественные параметры, особенность в упаковке, преимущества дизайна и пр.). По возможности необходимо сравнить технические, качественные параметры своей продукции с той продукцией, которая сегодня имеется на рынке;

  • авторские права, защищающие предлагаемые продукцию или услуги (авторские свидетельства, патенты);

  • оценка конкурентоспособности цены на продукцию (услуги);

  • время, в течение которого планируемый к выпуску продукт будет новинкой на рынке (примерная оценка с учетом ранее сложившихся тенденций);

  • организация сервиса товара (продвижение, упаковка, доставка, льготы, скидки).

В качестве иллюстрации к бизнес-плану целесообразно включить в него фотографии, рисунки товара, другое наглядное изображение, описание или видеопрезентацию, которые позволят составить о нем четкое представление.


4. АНАЛИЗ РЫНКА СБЫТА

В этом разделе производится оценка рынка сбыта товара или услуг и доказывается, что предприятие сосредоточивает внимание на рынке сбыта, а не только на технической стороне выпуска продукции. Основные элементы такого анализа - это определение:

  • целевого рынка (кто основные потребители продукции или услуг);

  • емкости рынка (текущее состояние и прогнозы);

  • динамики цен на аналогичную продукцию на рынке в течение нескольких последних лет;

  • доли предприятия на рынке (текущее состояние и прогнозы);

  • ниши на рынке, которую занимает (планирует занять) предприятие;

  • основных покупателей продукции с их характеристикой.

Кроме того, необходимо представить независимые прогнозы развития рынка в будущем.

Планируемые объемы сбыта необходимо подтвердить протоколами намерений, договорами по сбыту планируемой к выпуску продукции (услуг).

Необходимо также обобщить информацию, которая известна о конкуренции на том рынке, куда должна поступить планируемая к производству продукция.

В этом разделе должны содержаться ответы на следующие вопросы:

  • Какие предприятия является крупнейшими производителями аналогичных товаров? Как обстоят у них дела: с объемом продаж, с доходами, с внедрением новых образцов продукции или новых видов услуг?

  • Много ли внимания и средств уделяют основные конкуренты рекламе своих товаров?

  • Что представляет собой продукция конкурентов? Основные характеристики, уровень качества, дизайн, мнение покупателей.

  • Каков уровень цен на продукцию конкурентов? Какова их политика цен?

Следует описать стратегию ценообразования в рамках проекта.


5. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПЛАН

В этом разделе приводится полное описание производственного процесса, из которого следует, что предприятие в состоянии производить нужное количество товара с выполнением обязательств по срокам, может организовывать производство и имеет необходимые для этого ресурсы. Вопросы, которые необходимо осветить в данном разделе:

  • наличие производственных площадей, собственные они или арендованные (следует приложить соответствующие договоры, протоколы намерений, прочую разрешительную и согласительную документацию);

  • технологию производства товара;

  • потребность в оборудовании, где планируется его приобрести, на каких условиях, в какие сроки (приложить соответствующие договоры, протоколы намерений, прайсы, описание технических характеристик и пр.);

  • условия, на которых будут закупаться сырье, материалы и комплектующие (следует охарактеризовать поставщиков и предыдущий опыт работы предприятия с ними, по возможности приложить соответствующие договоры, протоколы намерений);

  • партнеров по бизнесу;

  • необходимые инвестиции для достижения оптимальной мощности;

  • оптимальный объем производства на планируемом предприятии;

  • планируемые затраты в процессе реализации проекта;

  • определение расходов, включаемых в затраты до уплаты налога на прибыль (приложение 5), и цены производимого продукта (услуги).


6. ПЛАН ПЕРСОНАЛА

Этот раздел должен содержать следующую информацию:

  • обеспеченность предприятия специалистами, уровень их квалификации, опыт работы;

  • сведения о заработной плате административного, производственного и маркетингового персонала по форме приложения 6;

  • условия оплаты и стимулирования;

  • условия труда;

  • структура и состав подразделений;

  • обучение персонала;

  • предполагаемые изменения в структуре персонала по мере развития предприятия.

Требуется указать количество необходимых работников и предъявляемые к ним квалификационные требования, т.е. какие специалисты (профиль, образование, опыт) и с какой заработной платой понадобятся в процессе реализации проекта, условия найма этих специалистов (на постоянную работу или в качестве совместителей), есть ли возможность воспользоваться услугами специализированных организаций.

Необходимо оговорить вопросы оплаты труда и стимулирования руководящих работников.

К бизнес-плану должна быть приложена организационная схема управления и штатное расписание предприятия.


7. МАРКЕТИНГОВЫЙ ПЛАН

План маркетинга должен содержать ответы на следующие вопросы:

  • схема распространения продукции;

  • методы ценообразования;

  • реклама;

  • методы стимулирования продаж;

  • организация послепродажного обслуживания клиентов;

  • формирование общественного мнения о фирме и товарах.

В данном разделе оговариваются следующие моменты:

  • как планируется развернуть продажу товара (услуг): через собственные магазины, оптовые торговые организации, другим каким-либо способом;

  • определение цены на продаваемые товары (услуги), реализация уровня рентабельности в зависимости от вложенных средств, возможности снижения цены в случае возникновения на рынке ценовой конкуренции;

  • организация рекламных мероприятий, расчет бюджета рекламной кампании;

  • наличие факторов постоянного роста объема продаж (например, за счет расширения района сбыта или поиска новых форм привлечения покупателей);

  • организация службы сервиса и выделяемые на неё средства;

  • создание хорошей репутации товаров (услуг) и фирмы в глазах общественности.


8. ОЦЕНКА РИСКОВ И СТРАХОВАНИЕ

Ведение любого бизнеса неизбежно связано с большим количеством рисков.

Как экономическая категория, риск представляет собой событие, которое может произойти или не произойти. В случае совершения такого события возможны три экономических результата:

  • отрицательный (проигрыш, ущерб, убыток);

  • нулевой;

  • положительный (выигрыш, выгода, прибыль).

Риском можно управлять, то есть использовать различные меры, позволяющие в определенной степени прогнозировать наступление рискового события, и принимать меры к снижению степени риска.

Ниже рассматриваются основные виды рисков, с которыми может столкнуться предприниматель в процессе ведения производственной деятельности.

Чистые риски означают возможность получения отрицательного или нулевого результата.

Спекулятивные риски выражаются в возможности получения как положительного, так и отрицательного результата. К ним относятся финансовые риски, являющиеся частью коммерческих рисков.

К природно-естественным рискам относятся риски, связанные с проявлением стихийных сил природы (землетрясение, наводнение, буря и пр.).

Транспортные риски – это риски, связанные с перевозками грузов транспортом.

Политические риски связаны с политической ситуацией в стране и деятельностью государства.

Несколько подробнее стоит остановиться на коммерческих рисках, суть которых заключается в опасности потерь в процессе финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Они означают неопределенность результатов данной коммерческой сделки.

По структурному признаку коммерческие риски делятся на имущественные, производственные, торговые, финансовые.

Финансовые риски связаны с вероятностью потерь финансовых результатов и подразделяются на два вида: риски, связанные с покупательной способностью денег, и риски, связанные с вложением капитала (инвестиционные риски).

К рискам, связанным с покупательной способностью денег, относятся:

Инфляционный риск – это риск того, что при росте инфляции, получаемые денежные доходы обесцениваются с точки зрения реальной покупательной способности быстрее, чем растут.

Дефляционный риск – это риск того, что при росте дефляции происходит падение уровня цен, ухудшение экономических условий предпринимательства и снижение доходов.

Валютные риски представляют собой опасность валютных потерь, связанных с изменением курса одной иностранной валюты по отношению к другой.

Риски ликвидности – это риски, связанные с возможностью потерь при реализации ценных бумаг или других товаров из-за изменения оценки их качества и потребительской стоимости.

Инвестиционные риски включают в себя следующие подвиды рисков: риск упущенной выгоды, риск снижения доходности, риск прямых финансовых потерь.

Криминальность среды, в которой вынуждены работать российские предприниматели – еще одна специфическая особенность современного российского бизнеса.

В процессе прогнозирования рисков необходимо учитывать следующие основные моменты:

  • Независимо от источника угрозы, ее результаты, прежде всего, проявляются в финансовых потерях.

  • Используя финансовые механизмы (прежде всего, страховой), можно ослабить негативные последствия действия угроз.

  • Любые организационные мероприятия, осуществляемые с целью обезопасить свой бизнес (будь то установление охранных систем или пересмотр кадрового состава предприятия), по сути своей являются инвестиционными и могут оцениваться в категориях «затраты - результат».

В этом разделе необходимо спрогнозировать все типы рисков, с которыми может столкнуться предприятие, моменты их возникновения и разработать меры профилактики.

В качестве одного из способов экспертной оценки рисков может быть предложена методика разбиения рисков по стадиям проекта: подготовительной (таблица 8.1), начальной (таблица 8.2) и функционирования (таблица 8.3).

Таблица 8.1

Подготовительная стадия

Простые риски

Отрицательное влияние на ожидаемую прибыль от реализации проекта

Удалённость от транспортных узлов

Дополнительные затраты на создание подъездных путей, повышенные эксплуатационные расходы

Удалённость от инженерных сетей

Дополнительные капитальные вложения на подводку электроэнергии, тепла, воды

Отношение местных властей

Возможность введения ими дополнительных ограничений, осложняющих реализацию проекта

Доступность подрядчиков на месте

Опасность завышения стоимости работ из-за монопольного положения подрядчика

Наличие альтернативных источников сырья

Опасность завышения цен при монопольном положении подрядчика


Таблица 8.2

Начальная стадия

Простые риски

Отрицательное влияние на ожидаемую прибыль от реализации проекта

Платежеспособность заказчика

Увеличение объёма заёмных средств и снижение чистой прибыли из-за выплат процентов

Непредвиденные затраты, в том числе из-за инфляции

Увеличение объёма заёмных средств

Недостатки проектно-изыскательских работ

Рост стоимости строительства, задержки с вводом мощностей

Несвоевременная поставка комплектующих

Увеличение сроков строительства, выплата штрафов подрядчику

Несвоевременная подготовка ИТР и рабочих

Увеличение срока выхода на проектный режим

Недобросовестность подрядчика

Увеличение сроков строительства



Таблица 8.3

Стадия функционирования: финансово-экономические риски

Простые риски

Отрицательное влияние на ожидаемую прибыль от реализации проекта

Неустойчивость спроса

Падение спроса с ростом цен

Появление альтернативного продукта

Снижение спроса

Снижение цен конкурентами

Снижение цены

Увеличение производства у конкурентов

Падение продаж или снижение цены

Рост налогов

Уменьшение чистой прибыли

Неплатёжеспособность потребителей

Падение продаж

Рост цен за сырьё, материл, перевозки

Снижение прибыли из-за роста цен

Зависимость от поставщиков, отсутствие альтернатив

Снижение прибыли из-за роста цен

Недостаток оборотных средств

Увеличение кредитов



Продолжение таблицы 8.3

Стадия функционирования: социальные риски

Простые риски

Отрицательное влияние на ожидаемую прибыль от реализации проекта

Трудности с набором квалифицированной рабочей силы

Увеличение затрат на комплектование

Угроза забастовки

Штрафы за нарушение договоров

Отношение местных властей

Дополнительные затраты на выполнение их требований

Недостаточный уровень зарплаты

Текучесть кадров, снижение производительности

Квалификация кадров

Снижение ритмичности, рост брака, увеличение аварий

Социальная инфраструктура

Рост непроизводственных затрат



Продолжение таблицы 8.3
  1   2   3   4   5   6   7   8


Похожие:

Предпринимательских проектов iconИзвещение о проведении конкурсов предпринимательских проектов
Конкурсы предпринимательских проектов проводит департамент развития предпринимательства, торговли и сферы услуг администрации Владимирской...
Предпринимательских проектов iconИзвещение о проведении конкурса предпринимательских проектов
Конкурс предпринимательских проектов проводит департамент развития предпринимательства, торговли и сферы услуг администрации Владимирской...
Предпринимательских проектов iconО проведении конкурсов предпринимательских проектов
Конкурсы предпринимательских проектов и муниципальных программ проводит департамент развития предпринимательства, торговли и сферы...
Предпринимательских проектов iconПояснения к схеме Инфраструктуры поддержки предпринимательских проектов
В реализации предлагаемой схемы «Инфраструктуры поддержки предпринимательских проектов» предполагается участие 4-х органов местной...
Предпринимательских проектов iconИзвещение о проведении конкурсов предпринимательских проектов и муниципальных программ
Конкурсы предпринимательских проектов и муниципальных программ проводит департамент развития предпринимательства, торговли и сферы...
Предпринимательских проектов iconО проведении конкурсов предпринимательских проектов
Настоящее положение определяет порядок и условия проведения департаментом развития предпринимательства, торговли и сферы услуг администрации...
Предпринимательских проектов iconПоложение о ежегодном университетском конкурсе инновационных и предпринимательских проектов тпу «Идеи для жизни» Общие положения
Ежегодный университетский конкурс инновационных и предпринимательских проектов тпу «Идеи для жизни» проводится в соответствии с приказом...
Предпринимательских проектов iconНа экспресс семинарах по направлению «Практические вопросы разработки и реализации предпринимательских проектов учащейся молодёжи»
Целью оказания услуг в рамках настоящего Государственного заказа является организация и проведение экспресс – семинаров для начинающих...
Предпринимательских проектов iconПорядок предоставления субсидий начинающим субъектам малого предпринимательства на организацию бизнеса и реализацию инновационных проектов на основе проведения республиканского конкурса предпринимательских проектов "лучший проект начинающего предпринимателя"
Предоставления субсидий начинающим субъектам малого предпринимательства на организацию бизнеса и реализацию инновационных проектов...
Предпринимательских проектов iconПоложение о Конкурсе предпринимательских проектов и бизнес идей «Перспектива»
Конкурс направлен на выявление наиболее перспективных проектов и бизнес-идей для развития экономики города Томска и Томской области...
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница