«Лучшая публикация о малом и среднем бизнесе» «Краткий справочник предпринимателя», №5 (19) май 2009




Название«Лучшая публикация о малом и среднем бизнесе» «Краткий справочник предпринимателя», №5 (19) май 2009
страница1/5
Дата конвертации13.10.2012
Размер0.49 Mb.
ТипСправочник
  1   2   3   4   5
Работы Алёны Морозовой в номинации

«Лучшая публикация о малом и среднем бизнесе»


«Краткий справочник предпринимателя», № 5 (19) май 2009


Сертификация СМК – следствие, а не цель!


Сегодня к пониманию того, что сертификация системы менеджмента качества (СМК) необходима, приходит всё большее число компаний различного профиля деятельности и уровня развития. Так, в Иркутске можно выделить целый ряд организаций, которые не только внедрили у себя СМК, но и сертифицировали её: холдинг ЗАО «Труд», ОАО «Иркутскэнерго», Институт физики солнца, ИрГТУ, корпорация «Иркут», компания «Энергетические технологии» и многие другие. Несмотря на это, процентное соотношение между теми, кто «уже получил сертификат ИСО-9001» и теми, кто «об этом ещё и не думал», говорит о явном превосходстве второй группы.


- На самом же деле, – считает руководитель Иркутского филиала Ассоциации по сертификации Павел Лонцих, – любая организация, которая работает на внутренний или внешний рынок, должна чувствовать потребность в разработке и внедрении СМК. Как сказал один из российских мыслителей И. А. Ильин, наступила Эра качества. Россия должна определить свои приоритеты в этом направлении. Но на данный момент мы находимся в хвосте всемирной «гонки» за качеством, которую сегодня возглавляют такие страны, как Китай и Япония.

Прежде чем, ответить на два вполне закономерных вопроса предпринимателя «Что такое СМК?» и «Зачем она нужна конкретно моей компании?», попробуем дать определение термину «качество», так как именно качество является основой для построения системы менеджмента.

- Условно определения качества можно разделить на объективное и субъективное, – говорит Павел Лонцих. – Если говорить субъективно, качество – это то, что нравится мне как потребителю. Объективно же качество – это некое свойство удовлетворять потребности в изделиях и услугах, которые имеются сегодня и/или могут возникнуть в будущем. Параметры этого свойства определяются стандартами и, прежде всего, стандартами ИСО-9001.

СМК в свою очередь – это система управления качеством, а именно комплекс документов, процедур и действий, которые определяют эффективность работы в области качества конкретного предприятия. Переходим ко второму вопросу.


ЗАЧЕМ НУЖНА СМК

Для чего предприятие существует на рынке? Вопрос почти риторический, так как ответ вполне очевиден – для того, чтобы получать прибыль. Понятно, что определённой гарантией прибыли является конкурентоспособность самого предприятия.

- А разработанная, внедрённая и сертифицированная СМК – это один из «рычагов», который позволяет добиться повышения конкурентоспособности компании, – объясняет Павел Лонцих. – Это, во-первых. Второй «плюс» СМК для компании – это работа по принципу ориентации на потребителя (всего принципов в СМК восемь!). Если организация руководствуется в своей работе этим принципом, на рынке она не пропадёт, так как делает именно то изделие, которое найдёт своего покупателя и которое, в соответствии со своим качеством, может быть продано.

И, наконец, третий существенный момент. Компания, имеющая сертифицированную систему менеджмента качества, получает ряд преимуществ для участия в конкурсах, торгах, тендерах. Она не только приводит в порядок свой имидж, но и начинает чувствовать себя увереннее и спокойнее в условиях рыночных отношений.

- К нам поступил заказ, требующий сертификата ИСО, которого на тот момент у нас не было, – рассказывает заместитель начальника отдела управления качеством энергетической компании Евгения Башкуева. – Соответственно, к нам, как к ненадёжному поставщику, были предъявлены очень жёсткие требования. Кроме того, сегодня к участию во многих конкурсах компании без сертификата просто не допускаются – таковы современные условия рынка. Компания должна гарантировать, что её деятельность ведётся в соответствии с принятыми стандартами. Именно поэтому в 2007 году нами было принято решение о разработке, внедрении и последующей сертификации системы менеджмента качества. В марте этого года мы получили сертификат ИСО-9001.


С ЧЕГО НАЧАТЬ

Конечно, с разработки СМК – напрашивается ответ. Логично, но неверно!

- Руководителю нужно начать с себя, – считает Павел Лонцих. – Второй из восьми принципов СМК, о которых я уже упоминал – это лидирующая роль руководителя или топ-менеджера. Если руководитель воспринимает себя адекватно и понимает, что именно от него зависит развитие СМК на предприятии, можно смело утверждать, система будет разработана. Второй шаг – это вовлечение персонала. Люди должны понимать, куда и зачем они идут. И вот только после того, как руководитель и персонал будут психологически готовы к созданию на своём предприятии СМК, можно приступать к следующему шагу – разработке.

Для разработки СМК компания может пригласить сторонних специалистов, например из соответствующей консалтинговой компании, или… обойтись собственными силами.

Павел Лонцих полагает, что каждый должен заниматься своим делом, и поэтому правильнее добиваться необходимого результата, то есть разработать и внедрить систему менеджмента качества, привлекая консалтинговую компанию. Но это вовсе не значит, что не будут задействованы силы и ресурсы самого предприятия – происходит совместная работа, нацеленная на результат.

- Мы разрабатывали свою систему самостоятельно, – рассказывает Евгения Башкуева. – Согласно требованиям международного стандарта ISO 9001 (а именно его немецкой версии DIN EN ISO 9001:2008) мы создали комплекс внутренних корпоративных документов, подходящих именно для нашей компании. По сути, система менеджмента качества не придумывает ничего нового, а только объединяет и позволяет использовать все лучшие международные и внутренние традиции в рамках конкретной организации. Главное, все сотрудники компании должны работать в соответствии с одними и теми же нормами и стандартами. Прежде чем подавать запрос на сертификацию, компания, внедрившая СМК, должна проработать в этой системе не менее трёх месяцев. У нас получилось больше. Постоянный мониторинг всех процессов, происходящих в компании, всего документооборота, анализ руководства плюс внутренний аудит, предусмотренные стандартами ИСО, позволяют выявить несоответствия, если таковые имеются. После их устранения необходимо снова отследить работу системы. Всё в порядке? Можно выходить на сертификацию.


Получение сертификата – значительное событие в жизни компании. Значительное, но не ставящее точку в области менеджмента качества, так как наличие документа должно быть следствием чёткой и отлаженной работы системы, но никак не конечной целью для организации, решившей внедрить и сертифицировать у себя СМК. Тем более что срок действия сертификата ограничен, и целесообразность его повторного получения компании необходимо подтверждать каждые три года.


Алёна Морозова, КСП


С чего начинается вендинг-бизнес?


Основным принципом вендинг-бизнеса или предпринимательской деятельности, осуществляемой с помощью торговых автоматов, является утверждение: «Всё, что может продавать человек, может продавать и машина». Тем более что машины никогда не болеют и всегда «предельно вежливы» с покупателями.


В западных странах вендинг-бизнес давно и прочно и вошёл в жизнь. Автоматы продают всё, что угодно душе потребителя, начиная с бутербродов и заканчивая зубными щётками. В России же о вендинге впервые услышали в 90-е годы. И надо признать, несмотря на прошедшие два десятка лет, для нашего покупателя «общение» с «продавцом-автоматом» до сих пор в новинку.

- Самые частые «пользователи» вендинг-машин – это, конечно, молодёжь, – рассказывает проект-менеджер вендинговой компании Юлия Житко. – Возрастная категория людей от 16 до 25 лет. Чем старше человек, тем сложнее ему пересилить свои страхи и недоверие при столкновении с этими аппаратами. Мы привыкли, покупая, общаться с продавцом, видеть его реакцию, разделять с ним ответственность за приобретение товара. В случае покупки у автомата, вся ответственность ложится на плечи того, кто покупает. Люди не всегда к этому готовы. И если говорить о нашем первом опыте вендинг-продаж, нам очень помогли дети. У них ведь нет комплексов. Им интересно. Они идут сами и привлекают к этому родителей, которые спустя некоторое время понимают, здесь нет ничего сложного!

Сегодня в сибирском регионе, кроме «кофейников», то есть автоматов по продажам горячих напитков, встречающихся как в крупных торговых центрах, так и в небольших специализированных заведениях, вроде районных поликлиник или ночных клубов, весьма распространены аппараты по продаже бахилов, детского ассортимента (игрушки, жевательная резинка) и средств индивидуальной защиты, проще говоря презервативов.

- Популярность вендинг-машин у населения со временем неуклонно растёт, – говорит Юлия Житко. – И сегодня многие бизнесмены, понимая, что это доходное дело, начинают заниматься им вплотную. Кто-то делает ставку на дополнительный сервис или второстепенный заработок, а кто-то выбирает вендинг основным видом деятельности.


Значение имеет…

Вы решили заняться вендингом? Первый шаг – выбор места для установки аппарата. Причём, как считают специалисты, лучше всего устанавливать автоматы в крупных торговых центрах с большой проходимостью, так как это: а) рентабельно, б) безопасно – охрана «приглядит», если что, и в) наглядно. Тот, кто никогда не пользовался автоматами, может увидеть, как ими пользуются другие, и осознать все достоинства «чудо-машины».

Второй шаг – выбор самого автомата.

- Например, механические аппараты не требуют серьёзных вложений даже на первых порах, – объясняет Юлия Житко. – Так, небольшой автомат для продажи игрушек стоит 6300 рублей плюс стойка и наполнитель (280 штук). Причём, приобретая наполнитель, например, за 2,5 рубля, а продавая по пять, вы получаете выручку в два раза больше суммы, которую потратили на приобретение расходных материалов. То же самое касается и аппаратов по продаже жевательной резинки.

Кофейные аппараты относятся к категории электронных автоматов и стоят соответственно намного дороже.

- От 90 тысяч и до бесконечности, – говорит Юлия Житко. – И в данном случае всё зависит от возможностей и желания начинающего предпринимателя. Так как, купив кофейный автомат за 160 тысяч, вы можете подобрать к нему снековый аппарат (автоматы по продаже штучной продукции, например чипсов и шоколада), в итоге получив мини-бар стоимостью ниже, чем два отдельных аппарата, за счёт его оснащённости единой платёжной системой.

Понятно, что заранее следует побеспокоиться и о расходных материалах.

- Их можно приобретать там, где вам удобно, – советует Юлия Житко. – Главное – помнить о двух существенных моментах, связанных с «расходниками». Во-первых, каждый автомат требует использования определённых ингредиентов, рекомендованных производителем. А во-вторых, примерно половина вашей выручки будет уходить на их приобретение. Примерно, потому что автоматы дают бизнесмену возможность варьировать уровень цен на напиток, расход этих ингредиентов и даже объём чашки.


Как работает уникасса?

Говоря о вендинг-машинах, пользующихся особой популярностью в нашем регионе, следует упомянуть и об универсальной системе платёжных терминалов или уникассе.

Сегодня платёжные терминалы не редкость. Мобильная связь, коммунальные платежи, спутниковое телевидение, Интернет – при оплате этих и других услуг всё больше людей пользуются уникассой. Что же необходимо знать начинающим предпринимателям, решившим освоить эту область вендинга?

- Стоимость таких машин, прежде всего, зависит от их «навороченности», – говорит генеральный директор компании-поставщика автоматических платёжных терминалов Сергей Зверев. – Есть недорогие аппараты, но очень ненадёжные в плане безопасности. Есть машины с системами двойной и тройной защиты, с семимиллиметровым антивандальным стеклом. Они стоят намного дороже. В среднем цена колеблется в пределах 70-140 тысяч. Однако это, не считая программного обеспечения, которое устанавливается отдельно. Причём написать программу самостоятельно довольно проблематично. Мы, например, работаем в этом плане с Санкт-Петербургом, ежемесячно платим за обновления софта.

В общем самый доступный вариант обойдётся бизнесмену-новичку примерно в 120 тысяч (машина+софт). Плюс обучение специалиста, который будет в дальнейшем обслуживать машину. Но мало купить машину и обучить человека, необходимо знать некоторые особенности работы этой системы.

- Например, клиенту необходимо заплатить за услуги связи. Что он делает? Он идёт к автомату и платит. Деньги соответственно остаются в платёжной машине. Как сделать так, чтобы платёж прошёл сразу же? Не ждать же инкассации, которая может производиться, например, раз в неделю, – объясняет Сергей Зверев. – В этом случае информация о том, что платёж прошёл, приходит на компьютер к предпринимателю, который перечисляет нужную сумму со своего счёта на счёт компании клиента. Таким образом, прежде чем начинать работать с платёжными аппаратами, бизнесмен должен иметь на своём счету довольно большую сумму (не менее 1,5 млн руб.), чтобы иметь возможность заплатить за всех клиентов, которые будут пользоваться его машиной в течение определённого периода.

К установке платёжных терминалов довольно часто прибегают крупные компании, скажем сотовой связи, которым нерентабельно открывать множество филиалов (например, по продаже карточек) в отдалённых от города районах, но вполне «по карману» установить там автоматы.

А вот одному человеку, не имеющему больших финансовых средств, «потянуть» такое дело, считает Сергей Зверев, будет не под силу. Ведь ещё надо учесть расходы на обслуживание аппаратов, на оплату услуг служб слежения, инкассаторов, операторов и т. д. Гораздо проще заключить договор с компанией-дилером, которая возьмёт на себя не только установку, но и обслуживание автоматов, поделиться с ней процентами и спокойно получать прибыль.


Как видите, вариантов реализовать себя в направлении вендинга предостаточно. Осталось выбрать, какой из них для вас предпочтительнее.


Алёна Морозова, КСП


«Краткий справочник предпринимателя», № 10 (24) октябрь 2009


Бизнес без потерь


К выполнению любого дела может быть, как минимум, два подхода: нерациональный и рациональный. При нерациональном подходе тот, кто занят этим самым делом, будет на каждом этапе своей деятельности нести потери (время, силы, средства). Продуманный и рациональный подход позволяет этих потерь избежать, попросту говоря, сэкономить там, где это возможно. Применительно к бизнесу рациональный подход легко осуществляется при наличии грамотно работающей логистической системы.


– Правильно выстроенная логистическая составляющая, – считает Олег Нарцев, директор иркутского филиала российской транспортной компании, – позволяет уменьшить затраты на производство товаров до 30%. Логистика на предприятии возникает из стремления повысить прибыль путём экономии. Она включает в себя планирование и контроль, управление транспортировкой и хранением товаров, упаковку и обработку. Позволяет ускорить оборачиваемость оборотного капитала, снизить себестоимость производства и затраты в дистрибуции.

Для наглядности приведу довольно простой пример. Представьте себе, что несколько детей строят башню из кубиков. Причём за каждым ребёнком закреплена своя собственная функция. Один привозит кубики на игрушечном грузовике, другой эти кубики сортирует и подаёт третьему, третий, соответственно, строит, а четвёртый, скажем, поправляет кубики, чтобы ровно стояли. Когда процесс неконтролируем, результат непредсказуем. Ведь первый может задержаться в пути, второй подать не тот кубик, который нужен, третий попытаться поставить два кубика вместо одного, а четвёртый отвлечься на разговоры с товарищами и пропустить момент корректировки. И вот башня рушится. Это значит, что надо всё начинать сначала. Тратить время на вторую попытку построить башню. А теперь представьте себе, что в песочнице появляется пятый ребёнок и берёт на себя роль контролёра и организатора процесса. Его задача заключается в том, чтобы вся цепочка работала как часы. Если мы говорим о бизнесе, то «башня» – это и есть цель всей деятельности компании или предприятия, например, успешная реализация товара, а «пятый ребёнок» – та самая логистическая система, которая позволяет избежать ненужных потерь.

  1   2   3   4   5


Похожие:

«Лучшая публикация о малом и среднем бизнесе» «Краткий справочник предпринимателя», №5 (19) май 2009 iconСтатья посвящена состоянию и вопросам повышения эффективности деятельности в малом и среднем бизнесе, в том, который в международных экономических аббревиатурах обозначается как smb (Small & Medium Business). В основном речь будет идти о «среднем бизнесе»
Вложений в последние годы на- может, ведь продукт этот на ры- ний бизнес в Украине начинается с
«Лучшая публикация о малом и среднем бизнесе» «Краткий справочник предпринимателя», №5 (19) май 2009 iconИнновационный аутсорсинг в малом и среднем бизнесе
Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный...
«Лучшая публикация о малом и среднем бизнесе» «Краткий справочник предпринимателя», №5 (19) май 2009 iconВведение 3 глава 1 теоретические основы организации и управления предприятием в малом бизнесе 6
Теоретические основы организации и управления предприятием в малом бизнесе 6
«Лучшая публикация о малом и среднем бизнесе» «Краткий справочник предпринимателя», №5 (19) май 2009 iconМаркетинг в малом бизнесе
Методические указания по написанию реферата для самостоятельной работы студентов II курса
«Лучшая публикация о малом и среднем бизнесе» «Краткий справочник предпринимателя», №5 (19) май 2009 iconЗадачами курса являются
При этом внимание акцентируется на специфике предпринимательской деятельности в малом бизнесе, оценке результативности
«Лучшая публикация о малом и среднем бизнесе» «Краткий справочник предпринимателя», №5 (19) май 2009 iconБизнес-планирование в малом бизнесе: особенности и аспекты автоматизации Г. Г. Арунянц, С. Г. Саядян
Образовался своеобразный "мир управления проектами" с обширной специальной
«Лучшая публикация о малом и среднем бизнесе» «Краткий справочник предпринимателя», №5 (19) май 2009 iconМаркетинг в малом бизнесе
Актуальность дисциплины в условиях кризиса стабилизация экономики невозможна без поступательного развития сферы малого бизнеса. В...
«Лучшая публикация о малом и среднем бизнесе» «Краткий справочник предпринимателя», №5 (19) май 2009 icon1 Теория бюджетирования, его задачи, функции
Этот ме­тод в различных вариантах применяется практически всеми крупными и средними предприятиями (фирмами), а в последнее время...
«Лучшая публикация о малом и среднем бизнесе» «Краткий справочник предпринимателя», №5 (19) май 2009 iconСправочник начинающего предпринимателя
Санкт-Петербургским Фондом развития бизнеса по заказу Комитета по труду и занято
«Лучшая публикация о малом и среднем бизнесе» «Краткий справочник предпринимателя», №5 (19) май 2009 icon3. 3 Разработка и заключение договоров 4 Вопросы, рассматриваемые при заключение договоров
Этот модуль написан для предпринимателей, работающих в малом бизнесе, и посвящен самой больной проблеме предпринимательства – проблеме...
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница