Бизнес-планирование в условиях открытой экономики




Скачать 74.73 Kb.
PDF просмотр
НазваниеБизнес-планирование в условиях открытой экономики
Дата конвертации13.10.2012
Размер74.73 Kb.
ТипБизнес-план
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
?. ?. ???????, ?. ?. ????????, ?. ?. ????????
?????? ????????????
? ???????? ????????
?????????
????????
?????? ???????????? ???????????? ?? ???????????
? ??????? ????????????????? ???????????
? ???????? ???????? ??????? ??? ?????????, ??????????? ?? ?????????????
060800 «????????? ? ?????????? ?? ???????????» (?? ????????)
3 ? ???????, ????????????
1

УДК 338.2(075.8)
ББК 33.я73
Г155
Р е ц е н з е н т ы:
декан  экономического  факультета  Санкт-Петербургского
государственного университета, д-р экон. наук, профессор И. П. Бойко;
доцент кафедры информационного менеджмента Санкт-Петербургского
государственного университета, канд. экон. наук Л. С. Серова
Галенко В.П.
Г155
Бизнес-планирование в условиях открытой экономики :
учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.П.Галенко,
Г.П.Самарина, О.А.Страхова. — 3-е изд., стер. — М. : Изда-
тельский центр «Академия», 2008. — 288 с.
ISBN 978-5-7695-5268-7
Рассмотрены  современные  технологии  бизнес-планирования.  Даны
методики для разработки бизнес-плана. Показана зависимость жизнеде-
ятельности предприятия от внешней среды и влияния внутренних факто-
ров. Описаны современные технологии по обучению и построению биз-
нес-планов на примере итоговой деловой игры «Инвест».
Для студентов высших учебных заведений.
УДК 338.2(075.8)
ББК 33.я73
Оригинал-макет данного издания является собственностью
Издательского центра «Академия», и его воспроизведение любым способом
без согласия правообладателя запрещается
©  Галенко  В. П.,  Самарина  Г. П.,  Страхова  О. А,  2005
©  Образовательно-издательский  центр  «Академия»,  2005
ISBN  978-5-7695-5268-7
©  Оформление.  Издательский  центр  «Академия»,  2005
2

ПРЕДИСЛОВИЕ
Предлагаемое учебное пособие знакомит читателя с рядом важ-
нейших  разделов  макро-,  мезо-  и  микроэкономики,  формирует
основы экономического мышления и акцентирует внимание на
необходимости активного использования компьютерных и интер-
нет-технологий. Авторы стремились в доступной форме разъяс-
нить  сущность  современных  экономических  процессов,  связан-
ных с множеством рисков и неопределенностью. В учебном посо-
бии рассмотрены только те экономические законы, теории, ко-
торые используются в бизнес-планировании. Каждая теория по-
дается с точки зрения ее эффективного применения в бизнес-
плане.
В контексте изложенного теоретического материала приведены
задачи и даны методики, помогающие разрабатывать не только
отдельные разделы бизнес-плана, но и план в целом. Для актив-
ности процесса обучения все примеры максимально приближены
к реальным ситуациям в различных областях экономики. В учеб-
ном пособии приведены современные методики бизнес-планиро-
вания, которые можно рассматривать только в свете взаимодей-
ствия внешней и внутренней сред того или иного предприятия.
В гл. 1 рассмотрены цели, задачи, принципы бизнес-планиро-
вания на предприятии, его особенности и функции в рамках тре-
бований и рекомендаций международных стандартов бухгалтер-
ской отчетности, подробно анализируются типовой бизнес-план
и его разделы. В главе описаны основные принципы и методики
анализа  конкурентной  среды  предприятия,  приведены  типовые
бухгалтерские отчетные документы предприятий РФ как входные
формы бизнес-планирования, а также рассмотрен процесс их пре-
образования в стандарт международной бухгалтерской отчетности
IAS. Помимо этого дан типовой алгоритм разработки финансового
плана предприятия, показана методика сбора статистических дан-
ных  конкурентов  исследуемого  предприятия  в  интернет-базах
Федеральной комиссии по ценным бумагам Российской Федера-
ции (ФКЦБ России).
В гл. 2 речь идет о зависимости жизнедеятельности предприятия
от его внешней среды и о влиянии внешних факторов на бизнес-
планирование предприятия. Подробно описаны концепции и модели
поведения потребителя, теории спроса и предложения. Показано
3

место предприятия в мировой экономической системе, даны моде-
ли  кругооборота  доходов  и  продуктов,  которые  экономисты  ис-
пользуют для анализа и прогноза влияния внешних факторов на
предприятие. Кроме того, представлен ряд экономических законов
и зависимостей, показана необходимость их применения в практи-
ческой деятельности предприятия при построении бизнес-плана.
В гл. 3 дается обзор внутренних факторов, влияющих на жизне-
деятельность предприятия, и описаны способы их использования
в контексте разработки бизнес-планов. Рассмотрено практическое
применение теорий затрат и прибыли. Исследованы оптимальные
решения по использованию ресурсов предприятия.
В гл. 4 описаны современные технологии обучения построению
бизнес-планов на примере итоговой деловой игры (ИДИ) «Ин-
вест», которая предназначена для формирования знаний и навы-
ков специалистов разных уровней (работников банков, финансо-
вых,  страховых,  инвестиционных  компаний,  промышленных  и
торговых организаций, налоговых служб, администраций регио-
нального и муниципального уровней) по разработке инвестици-
онной политики хозяйствующих субъектов. В настоящее время при
бизнес-планировании акцент делают не на рутинной разработке
бизнес-плана, а на построении экономико-математических моде-
лей  внешней,  внутренней  среды  предприятия  и  последующим
моделированием от 10 до 10 000 возможных сценариев и вариан-
тов бизнес-планов для выбора оптимального.
Большое внимание в книге уделено использованию эконометри-
ки в качестве инструмента экономического исследования. В бли-
жайшем будущем эконометрические методы станут важнейшей со-
ставляющей экономического анализа, поэтому экономисты-прак-
тики должны отказаться от субъективного подхода, на основании
которого делаются крайне простые наблюдения и выводы.
Предложенные в книге модели, технологии и методики явля-
ются основой технологии ИДИ «Инвест», при разработке которой
учитывались требования Болонской конвенции 2001 г. Это делает
учебный процесс современным и еще раз доказывает необходи-
мость неразрывной связи между ним и научными исследования-
ми. Технология ИДИ «Инвест» позволяет как обучать студентов и
аспирантов,  так  и  повышать  квалификацию  специалистов  и
руководителей.
4

Г Л А В А   1
БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ
Бизнес-план (англ. business plan) — это программа деятельности
предприятия по реализации какого-либо коммерческого проекта
и деятельности предприятия в целом.
Он  содержит  сведения  о  фирме,  товаре,  его  производстве,
рынках сбыта, персонале, финансах и организационной структу-
ре. В любой экономической системе основой деятельности фирмы
является планирование.
Планирование — это формирование целей, задач фирмы, а зна-
чит, ее будущего.
Бизнес-план позволяет ответить на три жизненно важных для
фирмы вопроса.
1. Как снизить риски и расширить виды деятельности (диверси-
фикация портфеля предприятия)?
2. Как входить на рынок и выходить с рынка?
3. Как удержать и расширить существующий рынок?
Раскроем содержание этих вопросов подробнее. Чем большее
количество видов товаров и услуг предоставляет фирма, тем она
стабильнее и тем больше доверие к ней, поскольку при широком
спектре товаров и услуг фирма, персонал, собственники, акцио-
неры, кредиторы, инвесторы и регион испытывают меньше рис-
ков.Доверие в экономике — это не только моральная, но и эконо-
мическая категория.
Любая стабильность вознаграждается — ваши поставщики го-
товы дать вам товарный кредит и/или продать свою продукцию по
более низким ценам.
Банки, финансовые компании, акционеры, государство склон-
ны предоставить стабильной фирме денежные, товарные, нало-
говые кредиты.
Успешное ведение бизнеса — это не только умение находить и
осваивать новые рынки (вход), но и умение и готовность поки-
нуть рынок (выход), если сражение на нем проиграно.
Захватить часть (сегмент) рынка — это мастерство, еще боль-
шее искусство требуется, чтобы его удержать, но и этого мало,
потому что сегмент нужно расширять и укреплять.
Если перед тем, как начать действовать, вы не ответили на эти
три вопроса, то вы проиграли!
5

1.1.  ОСНОВЫ  БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ
Бизнес-планирование  позволяет  российским  предприятиям
надежнее  функционировать  в  условиях  рынка  и  безболезненно
войти в систему Всемирной торговой организации (ВТО). Россий-
ским  предприятиям  необходимо  осознать  основные  механизмы
современного рынка — конкуренцию и трудовую мотивацию. Кон-
куренция порождает необходимость планирования в жестких усло-
виях  неопределенности  и  рисков,  а  трудовая  мотивация  невоз-
можна в условиях крайне заниженной оплаты труда. Эти базовые
рыночные механизмы создают эффективное, конкурентоспособ-
ное предприятие, на основе которого формируется открытое, де-
мократическое, богатое общество. Современная экономика в усло-
виях  третьей  промышленной  революции  приобрела  следующие
новые  черты:  интернационализация;  глобальная  конкуренция;
свободное перемещение капиталов, технологий, ресурсов, труда;
информационная прозрачность. Это привело к тому, что прави-
тельства даже развитых стран превратились в «статистов», и если
они не учитывают этих общих тенденций в мировой экономике,
то ввергают свои страны в кризисные процессы. Поэтому пред-
приятия всех стран оказались в еще более сложной ситуации. Из-
менения в мировой экономике требуют, чтобы при планирова-
нии деятельности предприятия учитывался не только микромир
фирмы, но и макросреда. По разным оценкам успех деятельности
любой современной фирмы на 60— 85 % зависит от факторов мак-
росреды.
Процесс глобализации изменил условия работы менеджеров и
руководителей. Они должны быть готовы эффективно действовать
в странах с разной культурой и деловой средой, управлять между-
народными по составу группами, работающими над единым про-
ектом. Управленцы должны постоянно учиться, быть в курсе ин-
новаций, уважать персонал и самим пользоваться общим уваже-
нием. Последнее является одним из базовых требований стандар-
тов ISO.
Деловая среда современной организации еще более ужесточи-
ла процесс бизнес-планирования.
Под  бизнесом  (англ.  business  —  дело,  предпринимательство)
понимают экономическую деятельность, осуществляемую за счет
собственных или заемных средств на свой риск и под свою иму-
щественную ответственность. Главные цели бизнеса — получение
прибыли и развитие собственного дела, сопутствующие цели —
продажа  товаров,  выполнение  работ,  оказание  услуг.  Выделяют
следующие этапы бизнеса: рисковый, транзитный, большой, сред-
ний,  малый,  международный.
Рисковый (венчурный) бизнес — вид предпринимательства, при
котором осуществляются технологические нововведения с целью
6

коммерциализации  результатов  научных  исследований  в  науко-
емких и, в первую очередь, высокотехнологичных областях, где
возможна высокая, но негарантированная прибыль и имеется зна-
чительная доля риска.
Основой транзитного бизнеса является получение банками де-
позитов в иностранной валюте от нерезидентов для предоставле-
ния кредитов другим нерезидентам.
Деление бизнеса на большой, средний и малый условно и определя-
ется численностью организации. Например, малый бизнес представ-
ляет собой предпринимательскую деятельность мелких фирм, вклю-
чая индивидуальное предпринимательство и мельчайшие фирмы.
Так, в США к малому бизнесу относят предприятия с числом ра-
ботников от 1 до 19 чел., в Великобритании — от 1 до 24 чел., в
Италии — от 1 до 9 чел. В Российской Федерации к малым фирмам
относят организации с численностью работников до 200 чел.
Международный бизнес действует в интернациональной эконо-
мике,  предусматривающей  использование  преимуществ  между-
народного разделения труда.
Предприниматель  (деловой  человек),  занимающийся  любым
видом экономической деятельности, приносящей прибыль (вы-
году), называется бизнесменом. В экономически развитых странах
бизнесмены соблюдают интересы работников и их профсоюзов,
работодателей и их союзов, а также государственных институтов
с помощью сложившейся системы компромиссов. Для этого госу-
дарство определяет правила игры для всех участников на основе
законов. Эти законы направлены против любого бизнеса, обще-
ственных организаций и союзов, которые стремятся к монополь-
ному  управлению  (недобросовестной  конкуренции)  социально-
экономическими отношениями в обществе. Современное мировое
сообщество  осознало,  что  любая  монополизация  ведет  к  созда-
нию неэффективных социально-экономических систем.
Существует несколько точек зрения на роль бизнеса в обще-
стве.  Фридменисты  (последователи  американского  экономиста
М. Фридмена)  считают,  что  социальной  ответственностью  биз-
неса является получение прибыли от деятельности путем откры-
той и честной конкуренции. Сторонники концепции социальной
ответственности считают, что взаимосвязь общества и бизнеса про-
ходит  через  сложную  систему  конкурирующих  противоречивых
интересов. Такие противоречия бизнеса и общества особенно ярко
проявились в Российской Федерации в период реформ.
Любая  предпринимательская  деятельность  осуществляется  в
интересах людей, а у каждого человека независимо от его соци-
ального статуса существует свой личный план осуществления тех
или иных жизненных целей. Любая организация объединяет сово-
купность людей с целью максимальной реализации их интересов.
Значит, максимальное совмещение целей организации и персо-
7

нала возможно только при грамотном планировании деятельно-
сти персонала.
Может возникнуть вопрос — почему авторы отводят первосте-
пенную роль персоналу? По мнению авторов, именно професси-
онализм персонала определяет уровень выбранных технологий и
эффективность управления производством и финансами. Техно-
кратическая позиция в отношении персонала неверна. Значимость
персонала по отношению к капиталу подтверждается экономет-
рическими  исследованиями  авторов,  которые  не  отличаются  от
ранних классических исследований. Сегодня во всех развитых стра-
нах отмечается ярко выраженная тенденция к повышению роли
персонала в экономике. Утверждению представления о приори-
тетной роли персонала по отношению к капиталу и значимости
человеческого фактора способствовали работы П.Сорокина и его
последователей.
Таким образом, планирование является основой жизнедеятель-
ности  и  отдельной  личности,  и  организации.  В  экономике  под
планированием организации понимается процесс формирования
целей, определение приоритетов, средств и методов их достиже-
ния. Результатом планирования является план. План — это моти-
вированная модель действий, созданная на основе прогноза эко-
номической  среды  и  поставленных  целей,  как  личности,  так  и
совокупности личностей (организации).
Для лучшего понимания бизнес-планирования рассмотрим ос-
новные принципы, которые формируют его цели, задачи и функ-
ции.
По мнению А.Файоля и Р.Акоффа, основными принципами
планирования являются единство, участие, непрерывность, гиб-
кость, точность. При этом эти принципы являются не взаимоис-
ключающими, а дополняющими друг друга.
Принцип единства предполагает, что планирование в организа-
ции должно иметь системный характер. Все планы организации —
это совокупность документов, объединенных в систему.
Принцип участия означает, что каждый член организации ста-
новится участником плановой деятельности независимо от долж-
ности и выполняемой им функции. Процесс планирования дол-
жен осуществляться всем персоналом организации. Бизнес-пла-
нирование,  основанное  на  принципе  участия,  называют  парти-
сипативным.
Принцип непрерывности заключается в том, что процесс плани-
рования на предприятиях осуществляется постоянно в рамках уста-
новленного цикла. При этом разработанные планы непрерывно
приходят на смену друг другу. Процесс планирования должен быть
непрерывным, исходя из неопределенности внешней среды, из-
менения целей, задач и представлений фирмы о своих внутрен-
них ценностях и возможностях.
8

Принцип гибкости вытекает из неопределенности внешней сре-
ды. Планы должны составляться так, чтобы в них можно было
вносить уточнения, увязывая их с изменяющимися внутренними
и внешними условиями. Планы обычно содержат резервы, имею-
щие оптимальные пределы планирования. При выполнении этого
принципа предприятие будет нуждаться в дополнительных затра-
тах, причем их уровень должен соотноситься с вероятным буду-
щим риском. Например, фирма должна иметь резервы оборудова-
ния,  запасов,  персонала  на  случай,  если  при  планировании  и
прогнозировании было допущено занижение объемов продаж.
Принцип точности предполагает, что планы фирмы конкретны
и детализированы в той степени, в какой позволяют внешние и
внутренние условия. Учитывая неопределенность внешней среды
и глубину планирования, краткосрочный план более точен, чем
долгосрочный и стратегический.
Выделяют факторы внешней и внутренней сред организации.
Внешние факторы делятся:
• на географические, демографические — природно-климати-
ческие условия, социально-культурную структуру и общую чис-
ленность населения;
• экономические — динамика развития мировых рынков: ре-
сурсных, финансовых, товаров и услуг;
• политические — соответствие монетарной, фискальной по-
литики, а также политики доходов и заработной платы объектив-
ным экономическим законам;
• правовые — совокупность законов, обеспечивающих прозрач-
ность, демократичность, подотчетность и равенство государствен-
ной системы и бизнес-системы перед обществом;
•  технологические  —  уровень  научно-технического  развития
общества.
К факторам внутренней среды относят:
• применяемые технологии и оборудование в организации;
• уровень трудовой мотивации и профессионализм персонала;
• объем используемого капитала и уровень производственных
затрат.
Из перечисленных факторов вытекают внешние и внутренние
функции организации.
К внешним функциям относят:
• наличие бизнес-плана как обязательное требование цивили-
зованного рынка;
• возможность использования бизнес-плана для разработки об-
щей концепции, генеральной стратегии развития организации;
• использование бизнес-плана не только для инвестиционных
проектов, но и для всех видов деятельности организации;
• использование психологического аспекта ощущения основа-
тельности и солидности организации;
9

• возможность оценить и контролировать процесс развития ос-
новной деятельности организации;
• привлечение денежных средств со стороны;
• привлечение к реализации планов развития предприятия по-
тенциальных  партнеров  и/или  акционеров,  которые  могут  вло-
жить собственный капитал или технологию;
• прозрачность организации для персонала, акционеров, инве-
сторов, кредиторов и поставщиков, потребителей, региональных
и федеральных властей, как отечественных, так и зарубежных.
К внутренним функциям бизнес-плана относят:
•  выявление  недостатков  в  жизнедеятельности  предприятия,
грозящих перерасти в серьезные препятствия и существенно ос-
ложняющих работу;
• целенаправленность и оптимизация деятельности персонала
(в том числе менеджеров) организации;
• поэлементный контроль и управление внутренней средой пред-
приятия;
• возможность проведения сравнительного анализа эффектив-
ности деятельности организации и ее конкурентов;
• позиционирование организации на конкурентных рынках.
Таким образом, бизнес-план должен обеспечить анализ, оцен-
ку, позиционирование, контроль, управление в условиях неопре-
деленности и динамичности как внешней, так и внутренней сред
организации.
Как было отмечено выше, главной целью бизнес-плана явля-
ется формулирование главной концепции развития организации
на основе планирования производственной, хозяйственной, сбы-
товой, финансовой, социальной и экологической деятельности с
различными горизонтами планирования в соответствии с потреб-
ностями целевого рынка. Можно сформулировать конкретные цели
бизнес-плана. Следует проводить сравнительный анализ эффектив-
ности деятельности всей организации и ее структурных подразде-
лений с конкурентами, позиционировать организацию на конку-
рентных рынках. Важное значение имеет разработка стратегии раз-
вития организации в целом и отдельных направлений ее деятель-
ности, а также определение методов реализации выбранной стра-
тегии. Следует постоянно осуществлять контроль, текущий ана-
лиз, регулирование и оперативное управление. Важно привлекать
инвесторов и снижать затраты по привлечению капитала на осно-
ве социально-экономической прозрачности организации, а также
снижать уровень совокупного риска в ходе осуществления произ-
водственной, научно-технической, финансовой и внешнеэконо-
мической деятельности и, как следствие, уменьшать затраты по
привлечению капитала. В организации постоянно разрабатывают и
осуществляют проекты по созданию новой продукции, формиру-
ют наиболее благоприятное общественное мнение, стандартизи-
10

руют  процесс  ознакомления  потенциальных  инвесторов  с  орга-
низацией.
Все эти цели требуют решения определенных  задач. Следует
анализировать тенденции в мировой экономике, стране, регио-
не, отрасли (конкурентов), целевых рынках и описывать эти тен-
денции с помощью эконометрических методов и моделей. Важны-
ми задачами являются прогнозирование социально-экономической
политики правительства на основе полученных результатов и оцен-
ка возможных действий конкурентов. Следует выявить и оценить
наиболее динамичные рынки и определить возможную долю орга-
низации на них; разработать стратегию и тактику освоения выяв-
ленных потенциальных рынков и возможного ухода с них. Необ-
ходимо оценить производственные затраты по созданию, освое-
нию, производству новой продукции и ее реализации, разрабо-
тать маркетинговые мероприятия по углубленному изучению це-
левых и перспективных рынков, проведению рекламы, формиро-
ванию  спроса,  продвижению  товаров,  стимулированию  объема
продаж,  организации  каналов  сбыта,  выбору  наиболее  целесо-
образных методов ценообразования и т.д. Также стоит задача опре-
деления динамики рынка труда регионов, в которых размещают-
ся структурные подразделения организации. Разрабатываются орга-
низационно-технические  мероприятия  по  управлению  внутрен-
ней и внешней трудовой мотивацией персонала и определяются
его оптимальная структура и численность с учетом сформирован-
ных ранее моделей и прогнозов. Важную роль играет задача уста-
новления  степени  чувствительности  организации  к  различным
факторам внутренней и внешней среды, оценки их значимости
для организации и определение возможностей влияния на них со
стороны организации с учетом необходимых затрат. Одной из за-
дач является непосредственно построение бизнес-плана предпри-
ятия.
Достижение поставленных целей дает организации существен-
ные преимущества перед ее конкурентами. Оно делает руковод-
ство и весь коллектив более профессиональным и позволяет обес-
печить более четкую координацию предпринимаемых усилий по
достижению поставленных целей и задач. Организация становится
более подготовленной к изменчивости и неопределенности внеш-
ней среды. Более четко формулируются функциональные обязан-
ности и определяются степени ответственности всех уровней ру-
ководства.  Персонал  становится  более  дисциплинированным,
объективно оценивает свои возможности. Повышается внутрен-
няя мотивация персонала и, как следствие, производительность
труда  динамично  растет  без  существенных  капиталовложений.
Появляется возможность проводить в жизнь собственные цели и
задачи через понимание позиций всех заинтересованных сторон.
Снижается вероятность наступления реального банкротства орга-
11

низации вследствие исключения грубых ошибок в социально-эко-
номических расчетах и обоснованиях.
С учетом назначения бизнес-плана, целей и задач, решаемых с
его помощью, приведем основные и наиболее часто встречающи-
еся на практике типы бизнес-планов.
Бизнес-план организации — это программа развития организа-
ции на предстоящий плановый период с указанием необходимых
и достаточных социально-экономических показателей для обосно-
вания привлечения нужных объемов инвестиций и ресурсов.
Бизнес-план заявки на кредит разрабатывается с целью получе-
ния заемных средств от организации-кредитора.
Бизнес-план инвестиционного проекта — это изложение резуль-
татов  маркетингового  исследования,  обоснование  стратегии  ос-
воения рынка, предлагаемых конечных экономических и финан-
совых результатов.
Бизнес-план структурного подразделения (центра финансового
учета) — это изложение плана деятельности подразделения.
Бизнес-план заявки на грант составляется для получения инве-
стиций из государственных бюджетов различных уровней и/или
различных отечественных либо зарубежных фондов с целью ре-
шения  социально-экономических  проблем.  Такой  бизнес-план
сопровождается обоснованием прямых и косвенных экономиче-
ских,  социальных,  научно-технических  преимуществ  для  обще-
ства при условии выделения средств или ресурсов под предлагае-
мый проект.
Бизнес-план  развития  региона  —  это  обоснование  перспектив
социально-экономического развития региона и объемов финан-
сирования соответствующих программ для органов, наделенных
бюджетными полномочиями.
Бизнес-план учреждения — это обоснование перспектив и зна-
чимости социально-экономического развития учреждения (напри-
мер, вуза, поликлиники, школы, научно-технических центров и
т.д.) для общества. При этом определяется потребность в ресурсах
по плановым периодам.
1.1.1. Горизонт планирования
В  зависимости  от  временноґго  горизонта  плана  организации
планирование подразделяется на три типа:
• краткосрочное;
• среднесрочное;
• долгосрочное.
Подобное разделение основывается на продолжительности вре-
менныґх отрезков, необходимых для выполнения плановых пока-
зателей, и имеет технический характер.
12

Краткосрочное планирование — это разработка планов на один
год. Содержание таких планов детализируется по кварталам и ме-
сяцам. При этом первый квартал планового периода детализиру-
ется вплоть до сменного уровня. Краткосрочные планы включают
в себя конкретные способы использования ресурсов организации,
необходимых для достижения целей.
Среднесрочное планирование опирается на краткосрочные пла-
ны. Оно осуществляется на период от 2 до 5 лет.
Долгосрочное планирование обычно охватывает длительные пе-
риоды — от 5 до 10 лет. Его нельзя отождествлять со стратегиче-
ским  планированием,  которое  по  своему  содержанию  гораздо
сложнее долгосрочного. Оно не является простой экстраполяцией
предыдущих планов и поэтому не может отождествляться с функ-
цией времени, так как характеризует функцию направления раз-
вития организации. Все типы планирования должны увязываться
между собой и не противоречить друг другу.
Весь процесс планирования в организации можно разделить на
две основные стадии: разработка стратегии деятельности органи-
зации (стратегическое планирование) и определение тактики реа-
лизации стратегии (оперативное, или тактическое, планирование).
Стратегическое  планирование  —  это  определение  общих  на-
правлений деятельности организации, разработка ее действий в
ответ на объективные внешние и внутренние обстоятельства. Обыч-
но оно бывает рассчитано на длительный период. Ответственность
за разработку стратегического плана несет руководство органи-
зации, поскольку стратегическое планирование требует высокой
ответственности и масштабного охвата всей деятельности персо-
нала.
Тактическое планирование так распределяет и управляет всеми
ресурсами  организации,  чтобы  обеспечить  максимально  полное
достижение стратегических целей. Оно обычно охватывает крат-
косрочный, среднесрочный и частично долгосрочный периоды.
Основное различие между стратегическим и тактическим пла-
нированием заключается в том, что стратегическое планирование
отвечает на вопрос — чего хочет добиться организация? Такти-
ческое же планирование сосредоточено на том, как организация
должна достичь такого состояния.
Процесс планирования в организации можно представить в виде
следующего алгоритма. Вначале принимается решение о создании
нового бизнеса или о расширении текущей деятельности органи-
зации. После принятия данного решения проводится анализ соб-
ственных возможностей и способности его осуществить. На следу-
ющем  этапе  выбирается  и  уточняется  номенклатура  товаров  и
услуг, которые намечаются к выпуску. Данный этап включает сле-
дующие подэтапы: исследование потенциального (целевого) рынка
выбранных товаров и услуг и его взаимодействия с другими рын-
13

ками, а также потенциальных конкурентов; оценка и прогнози-
рование объема продаж; оценка ареала потребителей и определе-
ние территориальной привязки планируемых производственных
мощностей.
После этого разрабатывается план производства под планируе-
мые производственные мощности, который включает в себя:
• разработку юридической схемы планируемого бизнеса;
• формирование учетной политики и организацию бухгалтер-
ского учета;
• формирование портфелей контрактов (договор и/или прото-
кол намерений) с поставщиками и потребителями со всеми усло-
виями поставок;
• формирование портфеля поставщиков оборудования, техно-
логий и строительно-монтажных организаций со всеми условиями;
• определение форм и видов страхования планируемого бизнеса.
На  основании  всех  прогнозов  и  данных  предыдущих  этапов
разрабатывается и моделируется финансовый план с различными
временными горизонтами, детализацией и сценарными планами
с обязательным моделированием всего спектра рисков.
На последнем этапе составляется резюме бизнес-плана. Состав,
структура и детализация бизнес-плана определяются функциональ-
ной спецификой и размером организации, активностью целевого
рынка  сбыта,  эффективностью  конкурентов,  а  также  стратеги-
ческими целями и задачами планируемого бизнеса и перспекти-
вами роста организации.
Структура бизнес-плана достаточно стандартна вне зависимости
от объема необходимых инвестиций и масштабов организации и
времени ее жизни. Объем бизнес-плана зависит от его целей. Если
это план внутрифирменного развития, то его объем регламентиру-
ется только внутренними стандартами организации. Бизнес-план
для получения небольших или средних инвестиций обычно состо-
ит из 20—30 с., а бизнес-план, цель которого — привлечение круп-
ных инвестиций, капитала, может составлять до 100 с. без учета
приложений. Данные требования по объему достаточно условны и,
в конечном счете, определяются инвесторами и их экспертами.
Общие  требования,  предъявляемые  к  бизнес-плану,  можно
сформулировать следующим образом: он должен быть лаконич-
ным,  четким,  емким,  грамотным,  быть  понятным  финансистам
инвесторов, партнерам по бизнесу и быть выполнен с учетом тре-
бований, стандартов инвесторов.
В связи с целями и задачами бизнеса, множеством требований
и стандартов инвесторов и отсутствием единого общепринятого
стандарта  существуют  различные  структуры  бизнес-плана  с  той
или иной степенью конкретизации, детализации его разделов. Более
подробно наименование, количество, содержание, цели и задачи
разделов будут рассмотрены далее.
14



Похожие:

Бизнес-планирование в условиях открытой экономики icon«бизнес-планирование в условиях рынка»
Конспект лекций по курсу «Бизнес-планирование в условиях рынка»( для студентов фпо и 30 специальности 090603» Электротехнические...
Бизнес-планирование в условиях открытой экономики icon«бизнес-планирование в условиях рынка»
Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по курсу «Бизнес -планирование в условиях рынка»( для студентов фпо и...
Бизнес-планирование в условиях открытой экономики iconКонспект лекций по курсу «экономика предприятия» Содержание: Тема предприятие в условиях рыночной экономики 3
В условиях рыночных отношений предприятие является основным звеном всей экономики, поскольку именно на этом уровне создается нужная...
Бизнес-планирование в условиях открытой экономики iconКонспект лекций по курсу «экономика предприятия» содержание: Тема предприятие в условиях рыночной экономики 3
В условиях рыночных отношений предприятие является основным звеном всей экономики, поскольку именно на этом уровне создается нужная...
Бизнес-планирование в условиях открытой экономики iconБизнес-планирование, бизнес-план, стратегия, развитие, методология
На основании всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что в современных условиях бизнес-план является
Бизнес-планирование в условиях открытой экономики iconВнутрифирменное планирование и маркетинг; стратегическое планирование и государственное регулирование экономики
Внутрифирменное планирование — это взаимосвязанная научная и практическая деятельность людей, предметом изучения которой выступает...
Бизнес-планирование в условиях открытой экономики iconЗаседание «Меркурий клуба» планирование -на тему«Планирование и прогнозирование экономического развития России в рыночных условиях»
Ноябрь 2004 года №22 (302) Выходят с 9 сентября 1992 года
Бизнес-планирование в условиях открытой экономики iconВопросы к экзамену по дисциплине «Прогнозирование и планирование в экономике»
Государственное регулирование экономики. Необходимость государственного регулирования экономики
Бизнес-планирование в условиях открытой экономики iconБухгалтерский учет
В условиях рыночной экономики современный бизнес сталкивается с проблемой гибкого и быстрого
Бизнес-планирование в условиях открытой экономики iconПрактическое руководство по бизнес инкубационным системам
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница