Учебное пособие предназначено для изучения предмета «Экономика отрасли и предприятия»




Скачать 69.56 Kb.
PDF просмотр
НазваниеУчебное пособие предназначено для изучения предмета «Экономика отрасли и предприятия»
Дата конвертации13.10.2012
Размер69.56 Kb.
ТипУчебное пособие
НАЧАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
М.А.ГУРЕЕВА
ОСНОВЫ
ЭКОНОМИКИ
ТРАНСПОРТА
Рекомендовано
Федеральным государственным учреждением
«Федеральный институт развития образования»
в качестве учебного пособия для использования
в учебном процессе образовательных учреждений,
реализующих программы начального
профессионального образования
Регистрационный номер рецензии 135

от 28 апреля 2009 г. ФГУ «ФИРО»

УДК 338.47(075.32)
ББК 65.37я722
 Г951
Р е ц е н з е н т —
преподаватель ФГОУ СПО «Московский автомобильно-дорожный
колледж им. А. А. Николаева» И. А. Светлова
  
Гуреева 
М. А.
Г951   Основы экономики транспорта : учеб. пособие для нач. 
проф. образования / М. А. Гуреева. — М. : Издательский центр 
«Академия», 2010. — 192 с.
  
ISBN 
978-5-7695-6002-6
Учебное пособие предназначено для изучения предмета «Экономика 
отрасли и предприятия» и является частью учебно-мето дического комплек-
та по дисциплинам отраслевого цикла для профессий, связанных с эксплуа-
тацией транспорта.
Изложены основы экономики транспорта. Рассмотрены факторы произ-
водства и показатели их использования, сущность и виды планирования, 
анализ, экономические показатели и финансовые результаты хозяйствен-
ной деятельности транспортного предприятия. Особое внимание уделено 
деятельности предприятия в условиях рыночной экономики.
Для учащихся учреждений начального профессионального образования.
УДК 338.47(075.32)
ББК 65.37я722
Учебное издание
Гуреева Марина Алексеевна
Основы экономики транспорта
Учебное пособие
Редактор Е.Б.Махиянова. Технический редактор О.Н.Крайнова
Компьютерная верстка: С.Ф.Блудова. Корректор С.Ю.Свиридова
Изд. № 101113939. Подписано в печать 15.03.2010. Формат 60 × 90/16.
Гарнитура «Балтика». Бумага офсетная. Печать офсетная. Усл. печ. л. 12,0.
Тираж 3 000 экз. Заказ №
Издательский центр «Академия». www.academia-moscow.ru
125252, Москва, ул. Зорге, д. 15, корп. 1, пом. 26 б.
Адрес для корреспонденции: 129085, Москва, пр-т Мира, 101В, стр. 1, а/я 48.
Тел./факс: (495) 648-0507, 616-0029.
Санитарно-эпидемиологическое заключение № 77.99.60.953.Д.007831.07.09 от 06.07.2009.
Отпечатано с электронных носителей, предоставленных издательством,
в ОАО «Саратовский полиграфкомбинат». www.sarpk.ru
410004, г. Саратов, ул. Чернышевского, 59.
Оригинал-макет данного издания является собственностью
Издательского центра «Академия», и его воспроизведение любым способом
без согласия правообладателя запрещается
© Гуреева М.А., 2010
© Образовательно-издательский центр «Академия», 2010
ISBN 978-5-7695-6002-6
© Оформление. Издательский центр «Академия», 2010

Оглавление
Предисловие ............................................................................................................ 4
Глава 1. Транспорт — основа развития экономики России .......................... 6
1.1.  Транспорт как отрасль материального производства
и производственно-социальной инфраструктуры .................................... 6
1.2. Специфические особенности транспорта как отрасли экономики ....... 9
1.3. Технико-экономическая характеристика видов транспорта ................ 12
Глава 2.  Роль экономики в современном обществе. Основные
проблемы экономики ........................................................................... 33
2.1. Роль экономики в современном обществе ............................................... 33
2.2. Потребности и ресурсы. Понятие экономического блага ..................... 34
2.3. Основные вопросы экономики ................................................................... 39
Глава 3.  Экономические основы функционирования отрасли
и транспортного предприятия ........................................................... 42
3.1. Сущность экономики .................................................................................... 42
3.2. Субъекты, объекты и ресурсы экономики ................................................ 43
3.3. Экономические системы .............................................................................. 47
3.4.  Рыночная экономика как преобладающая система
хозяйствования в современном мире ........................................................ 51
3.5. Экономические отношения. Отношения собственности ...................... 52
3.6. Основные понятия рыночной экономики ................................................ 57
3.7. Классификация типов рынков .................................................................... 62
3.8. Государство в рыночной экономике .......................................................... 66
Глава 4. Предприятие и его деятельность в условиях конкуренции ......... 74
4.1. Основные формы предприятий в России ................................................. 74
4.2. Конкурентоспособность транспортных услуг .......................................... 86
4.3. Предпринимательство в условиях рынка ................................................. 90
4.4. Налоги и налогообложение в условиях рынка ......................................... 94
Глава 5.  Факторы производства предприятия и показатели
их использования ................................................................................ 105
5.1. Средства производства предприятия ...................................................... 105
5.2. Рынок труда. Обеспечение предприятия рабочей силой ..................... 111
5.3. Заработная плата работников предприятия транспорта ..................... 120
188

Глава 6. Экономические показатели деятельности предприятия ........... 127
6.1. Затраты предприятия, их структура и виды ........................................... 127
6.2. Финансово-кредитный механизм регулирования производства ....... 133
6.3. Финансовые результаты деятельности предприятия ........................... 137
Глава 7. Планирование деятельности предприятия ................................... 141
7.1. Сущность планирования. Бизнес-план ................................................... 141
7.2. Маркетинговая стратегия предприятия .................................................. 147
7.3. Производственный план ............................................................................ 150
7.4. Финансовый план ........................................................................................ 151
Глава 8.  Управление транспортным предприятием. Организация
перевозок .............................................................................................. 155
8.1. Менеджмент ................................................................................................. 155
8.2. Основные понятия о производственном процессе ............................... 157
8.3. Обслуживание и обеспечение производства ......................................... 158
8.4. Системы управления качеством продукции .......................................... 160
Глава 9. Анализ хозяйственной деятельности предприятия .................... 164
9.1. Анализ финансового положения предприятия ..................................... 164
9.2. Анализ хозяйственной деятельности предприятия .............................. 169
Глава 10. Бухгалтерский учет и отчетность на предприятии .................... 173
10.1. Понятие и основные правила ведения бухгалтерского учета ........... 173
10.2. Состав и содержание бухгалтерской отчетности ................................ 181
Список литературы ............................................................................................ 186

Уважаемый читатель!
Данное учебное пособие предназначено для изучения предмета 
«Экономика отрасли и предприятия» и является частью учебно-
методиче ского комплекта по дисциплинам отраслевого цикла для 
профессий, связанных с эксплуатацией транспорта.
Учебно-методический комплект — это основная и дополнитель-
ная литература, позволяющая освоить профессию, получить про-
фильные базовые знания. Комплект состоит из модулей, сформи-
рованных в соответствии с учебным планом, каждый из которых 
включает в себя учебник и дополняющие его учебные издания — 
рабочие тетради, плакаты, справочники и многое другое. Модуль 
полностью обеспечивает изучение каждой дисциплины, входящей 
в учебную программу. Все учебно-методические комплекты разра-
ботаны на основе единого подхода к структуре изложения учебного 
материала.
Для существенного повышения качества обучения и приближе-
ния к практической деятельности в комплект входят учебные мате-
риалы для самостоятельной работы, практикумы, пособие по про-
изводственному обучению. Важно отметить, что разработанные 
модули дисциплин, входящие в учебно-методический комплект, 
имеют самостоятельную ценность и могут быть использованы при 
выстраивании учебно-методического обеспечения образователь-
ных программ обучения по смежным профессиям.
При разработке учебно-методического комплекта учитывались 
требования Государственного образовательного стандарта началь-
ного профессионального образования.

Предисловие
Экономика всегда являлась неотъемлемой частью жизни чело-
века и общества. Первые экономические отношения возникли сра-
зу после появления людей на Земле, поскольку человек отличается 
от всего остального живого мира именно тем, что способен изме-
нять мир согласно своим потребностям и приспосабливаться к 
окружающим его условиям жизни.
В процессе деятельности у человека расширяется кругозор, по-
вышается уровень экономических знаний и квалификации, он ста-
новится специалистом, формируется как личность, самореализует-
ся и получает общественное признание. Таким образом, экономи-
ческая сфера жизни связана не только с обеспечением материаль-
ной основы существования человека, но и является источником его 
творческого, духовного и социального развития.
Цель создания данного учебного пособия по основам экономики 
транспорта — помочь молодежи разобраться в основных экономи-
ческих терминах и понятиях, а также дать более глубокое понима-
ние некоторых проблем, связанных с экономической деятельно-
стью отрасли.
Сегодня экономика развивается чрезвычайно быстрыми темпа-
ми. Экономические преобразования, происходящие в нашей стра-
не, ставят задачу углубления экономических знаний молодого по-
коления нашей страны.
В учебном пособии представлено описание основных направле-
ний развития экономической теории в рамках различных экономиче-
ских школ, подробно рассмотрены особенности транспорта, как от-
расли народного хозяйства, даны принципиальные моменты деятель-
ности транспортного предприятия в условиях рыночной экономики.
В учебном пособии применен системный подход к изучению 
транспортной отрасли и ее регулированию, который отражается в 
таких понятиях, как «транспортное предприятие», «маркетинг», 
«рынок транспортных услуг», «транспортная система».
В учебном пособии рассматриваются:
х
  арактеристика транспортного предприятия как субъек-
та предпринимательской деятельности;
4

вопросы о
 
рганизации производства транспортных услуг 
и управления транспортным предприятием;
х
  арактеристика всех видов ресурсов, показатели и пути 
их оптимизации;
фо
 
рмирование себестоимости транспортных услуг, клас-
сификации текущих затрат;
методы оценки финанс
 
овых результатов деятельности 
транспортного предприятия, налогообложения, учета и 
отчетности;
пути развития транспо
 
ртного предприятия в условиях 
рыночных отношений.
Автор надеется, что представленный материал будет интересен 
всем желающим постичь основы экономики транспортной отрас-
ли, а также тем, кто интересуется проблемами экономического раз-
вития этой сети, и поможет им в дальнейшем развитии и углубле-
нии своих знаний в этой области.

ГЛАВА 1
ТРАНСПОРТ — ОСНОВА РАЗВИТИЯ 
ЭКОНОМИКИ РОССИИ
1.1.  ТРАНСПОРТ КАК ОТРАСЛЬ 
МАТЕРИАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА
И ПРОИЗВОДСТВЕННО-СОЦИАЛЬНОЙ 
ИНФРАСТРУКТУРЫ
Транспорт представляет собой сложнейшую социально-эконо-
мическую и техническую систему, характеризующуюся тесными 
взаимосвязями со всеми отраслями и сферами экономики государ-
ства.
Как отрасль материального производства и субъект производ-
ственно-социальной инфраструктуры экономики транспорт оказы-
вает существенное влияние на формирование эффективной ры-
ночной экономики.
Значение транспорта для экономики впервые раскрыл К. Маркс, 
определивший характерные стороны транспорта как отрасли чело-
веческой деятельности.
Транспорт на различных стадиях производственного процесса 
выполняет внутритехнологическую функцию по перемещению сы-
рья или комплектующих для создания готовой продукции. При этом 
транспортные затраты органически включаются в себестоимость 
производства конечной продукции. К внутрипроизводственному 
(промышленному) транспорту относятся внутренние транспортные 
коммуникации и технические средства (подъездные пути, подъемно-
транспортные средства и т. п.). Но кроме внутрипроизводственной 
функции транспорт выполняет и другую важнейшую функцию — 
транспортировку готовой продукции из сферы производства в сфе-
ру потребления. Транспорт, осуществляя перевозку, производит 
важную материальную перемену — перемену местоположения про-
дукта по отношению к потребителю, изменяет его пространствен-
ное положение и создает потребительскую стоимость.
Транспорту присущи все три непременных элемента, которые ха-
рактерны для любой отрасли материального производства, а именно:
6

с
  редства труда — транспортные средства, здания, соору-
жения и оборудование для их хранения, обслуживания и 
ремонта;
пре
 
дметы труда (объекты перевозки) — грузы и пассажи-
ры;
це
  лесообразная деятельность людей — труд.
Таким образом, транспорт по праву отнесен к числу отраслей ма-
териального производства, но он является особой отраслью, обла-
дающей своей спецификой процесса производства, продукции, 
техники, технологий, организации и управления.
Продукция транспорта производится и потребляется одновре-
менно и, следовательно, ее нельзя заготовить впрок или резервиро-
вать, тогда как другую продукцию материального производства 
можно выработать и сложить в запас с тем, чтобы реализовать ее в 
период, допустим, неожиданного сбоя или запланированного сни-
жения текущего производства. С этой точки зрения транспорт 
представляет собой более сложную отрасль, чем любое другое ма-
териальное производство.
Одна из особенностей производственно-социальной инфра-
структуры транспорта состоит в том, что ее продукция не имеет ве-
щественной формы, так как выступает в виде услуг и неотделима от 
процесса ее производства и потребления; такую продукцию нельзя 
накопить и хранить.
Осуществляемые транспортом перевозки — это услуги, оказы-
ваемые производству и населению, они неотделимы от самого 
транспорта, и с прекращением его работы исчезает транспортная 
продукция. Другая особенность транспорта как отрасли произ-
водственно-социальной инфраструктуры заключается в том, что 
его функционирование вызывает как существенный внетранспорт-
ный социально-экономический эффект в обслуживаемых отраслях, 
так и со про вождается негативным воздействием на окружающую 
среду.
Понятие инфраструктуры сформировалось в 1940-е гг. (при раз-
работке стратегии НАТО) как организация комплекса тыловых 
учреждений, обеспечивающих ударные действия вооруженных 
сил.Производственно-социальная инфраструктура экономики — 
совокупность организационно-обособленных хозяйствующих 
субъектов (структурных единиц) и соответствующих технических 
и технологических средств и процессов, результатом функциони-
рования которых является не производство вещественной продук-
7

ции, предназначенной для непосредственного личного и производ-
ственного потребления, а обслуживание деятельности отраслей 
материального производства (промышленности, сельского хозяй-
ства, строительства) и предприятий непроизводственной сферы.
Кроме транспорта к отраслям производственно-социальной ин-
фраструктуры относятся:
инфо
 
рмационно-коммуникационные системы (инфор-
матика, навигация, телематика, связь, средства передачи 
информации);
оптовая и ро
 
зничная торговля материально-технически-
ми и продовольственными ресурсами и товарами, а так-
же системы заготовок общественного питания;
инж
 
енерная инфраструктура, тепло- и водоснабжение;
сис
 
тема природопользования;
до
  рожная инфраструктура.
На протяжении длительного времени транспорт и другие отрас-
ли производственно-социальной инфраструктуры существенно от-
ставали в своем развитии от темпов роста других отраслей эконо-
мики, что, безусловно, отражалось на величине потерь, связанных:
с отк
 
азами в обслуживании из-за недостаточной про-
пускной способности сети, порчей сельскохозяйственной 
продукции из-за отсутствия провозных резервных мощ-
ностей и неэффективности систем управления;
повышением транспо
 
ртных издержек и соответственно 
себестоимости продукции, что в конечном счете вызыва-
ло увеличение цен на продукцию производственно-
технического назначения и другие товары;
низк
 
ой оборачиваемостью оборотных средств, суще-
ственным уровнем иммобилизации средств в запасах, 
особенно в сфере производства (из-за отсутствия логи-
стического подхода в условиях централизованной адми-
нистративной системы управления материальными по-
токами);
материа
 
льно-вещественным ущербом экономике и здо-
ровью населения из-за дорожно-транспортных происше-
ствий;
нес
 
оответствием технических характеристик транспорт-
ных средств экологическим стандартам.
В настоящее время существенно изменился взгляд на развитие 
отраслей производственно-социальной инфраструктуры. Развитие 
8

рыночных отношений, глобализация внешнеэкономической дея-
тельности, интеграция в международное транспортное простран-
ство и вступление России во Всемирную торговую организацию 
(ВТО) ставят перед транспортным комплексом задачу коренного 
реформирования и значительного повышения социально-экономи-
ческой эффективности функционирования отрасли.
1.2. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ 
ОСОБЕННОСТИ 
ТРАНСПОРТА КАК ОТРАСЛИ ЭКОНОМИКИ
Как материальная основа производственно-социальной инфра-
структуры народного хозяйства транспорт характеризуется следу-
ющими особенностями.
В процессе транспортного производства не создается новой 
материально-вещественной продукции.
Транспортную продукцию нельзя хранить и накапливать, произ-
водство совмещено с потреблением транспортной продукции.
В отличие от промышленности транспортное производство:
не потребляет сырье к
 
ак органическую часть формируе-
мой готовой продукции;
х
  арактеризуется тем, что предметами труда являются 
грузы, которые не должны претерпевать структурных и 
объемных изменений (с точки зрения ущерба), а только 
подвергаться пространственно-временным изменениям 
в процессе их перемещения, что обусловливает увеличе-
ние потребительской стоимости (полезности);
обладает с
 
окращенным циклом кругооборота капитала.
Кругооборот транспортного капитала в сфере обращения имеет 
следующую форму:
 Д —Т… П — Д´, 
(1.1)
а кругооборот промышленного капитала
  Д —Т… П … Т´ — Д´, (1.2)
где Д, Д´ — денежные ресурсы соответственно на начальной и ко-
нечной стадиях кругооборота, при этом Д´ = Д + ΔД; в данном слу-
чае ΔД — приращение капитала за счет транспортного процесса (в 
сфере кругооборота транспортного капитала) или за счет произ-
водства и реализации нового товара (в сфере кругооборота про-
мышленного капитала); Т — средства производства и оплата труда; 
9

Т´ — готовая продукция; П — процесс производства (соответствен-
но транспортного и промышленного).
При этом транспорт в кругообороте промышленного капитала 
принимает участие как в сфере обращения (доставка сырья или 
комплектующих, а также готовой продукции потребителю), так и в 
качестве технологического транспорта в процессе производства. 
Как видно из формулы (1.1), транспорт не формирует новый веще-
ственный продукт в виде товара.
Транспорт является весьма капиталоемкой и фондоемкой отрас-
лью производственно-социальной инфраструктуры.
Существуют различия в экономико-технологической специфи-
ке функционирования транспорта в сфере материального произ-
водства и сфере обращения. В сфере материального производства 
транспорт — технологический элемент производственного процес-
са (промышленный транспорт), а в сфере обращения — самостоя-
тельная отрасль экономики.
Транспорт, осуществляя перемещение продукции от отправите-
ля к потребителю, но не создавая новых материально-вещественных 
благ, увеличивает стоимость продукции за счет транспортных за-
трат, уровень которых в условиях рыночной экономики не должен 
превышать предельных издержек, лежащих в основе равновесных 
рыночных цен на товары и услуги.
Транспорт характеризуется переменной загрузкой подвижного 
состава и транспортной сети, вызываемой неравномерностью пе-
ревозок с учетом факторов сезонности и влияния конкурентной 
среды, что предопределяет особые требования по оптимизации 
структуры транспортных ресурсов с учетом формирования резерв-
ных провозных мощностей.
Структура транспортных затрат отличается высоким удельным 
весом оплаты труда и амортизации (70 %), в отличие от промышлен-
ности, где их удельный вес составляет 30 %.
Учитывая инфраструктурную значимость транспорта, для ре-
зультативности функционирования отрасль должна, в первую оче-
редь, ориентироваться на достижение существенного внетран-
спортного эффекта, получаемого в обслуживаемых сферах народ-
ного хозяйства.
Автотранспортное производство сопровождается нанесением 
окружающей среде существенного экологического ущерба.
Транспортный комплекс России — важнейшая составная часть 
производственно-социальной инфраструктуры, устойчивое и эф-
фективное функционирование которой является необходимым 
условием стабилизации, подъема и структурной перестройки эко-
10

номики, улучшения условий и уровня жизни населения, обеспече-
ния территориальной целостности, национальной безопасности и 
обороноспособности страны.
Россия имеет мощную транспортную систему, включающую в 
себя все виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, 
морской, внутренний водный, авиационный, трубопроводный.
Начавшийся в России с 2000 г. восстановительный период эконо-
мики определил важнейшие организационно-экономические изме-
нения в функционировании транспортного комплекса. Деятельность 
транспортного комплекса в 2007 г. была направлена на решение за-
дач, поставленных Президентом Российской Федерации в Послании 
Федеральному собранию, и реализацию основных положений Транс-
портной стратегии Российской Федерации на период до 2020 г.
При значительном росте основных фондов транспорта в стои-
мостном выражении за 2003 — 2006 гг. более чем в 2 раза, а по же-
лезнодорожному транспорту — в 2,4 раза, в автомобильном транс-
порте увеличение фондов составило только 12,2 %. Объем перево-
зок грузов в 2007 г., выполненный транспортом всех отраслей эко-
номики, за исключением трубопроводного, составил 12,3 млрд т. 
Объем бюджетного финансирования в сфере транспорта в 2009 г. 
составил 202,1 млрд руб.
Статистическая информация предоставляется в основном круп-
ными и средними предприятиями, что не в полной мере характери-
зует состояние производственного аппарата отраслей транспорта.
Среднесписочная численность работников предприятий и орга-
низаций транспортного комплекса по состоянию на конец 2007 г. 
составила 3,04 млн чел., или 6 % численности работников всех от-
раслей экономики России. Средняя заработная плата по транспорт-
ному комплексу в 2007 г. составила 12 тыс. руб., что выше средней 
заработной платы по экономике России в целом.
Рост тарифов на грузовые перевозки в отраслях транспортного 
комплекса в 2007 г. несмотря на существенный рост цен на топливо 
не превысил рост цен на промышленную продукцию и, следова-
тельно, не явился фактором, стимулирующим инфляционные про-
цессы в экономике.
В целом прибыль по крупным и средним организациям транс-
портного комплекса к концу 2007 г. достигла 65,1 млрд руб. Основ-
ной объем прибыли получен организациями железнодорожного 
транспорта общего пользования (52 %), морского (19 %) и воздушно-
го (17 %) транспорта, а также организациями, выполняющими 
погрузочно-разгрузочные и транспортно-экспедиторские работы и 
услуги (13 %).
11

1.3.  ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ 
ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ ТРАНСПОРТА
1.3.1. Железнодорожный транспорт
Железнодорожный транспорт — вид транспорта, осуществляю-
щий перевозки грузов по рельсовым путям в вагонах (поездах) с по-
мощью локомотивной тяги.
Железнодорожный путь — комплекс сооружений и устройств, 
образующий дорогу с направляющей рельсовой колеей для движе-
ния подвижного состава железнодорожного транспорта.
Железнодорожный путь имеет сложное строение. Основные 
элементы железнодорожного пути: верхнее строение, земляное по-
лотно, инженерные сооружения (мосты, тоннели, виадуки, дренаж-
ные сооружения, подпорные стенки).
В разных странах принята различная ширина колеи, что объяс-
няется в основном историческими причинами: в России — 1 520 мм; 
на новых линиях Западной Европы, Канады, США и Японии — 
1 435 мм; в отдельных странах Южной Америки, странах Африки, в 
Индии — 1 067 мм.
Узкая колея может быть шириной 1 000; 914; 891; 750 и 600 мм. 
Колея шириной 600 и 750 мм характерна для промышленного же-
лезнодорожного транспорта России.
В России существуют четыре категории железнодорожных ма-
гистралей, различающиеся по грузонапряженности и числу пар по-
ездов в сутки. Например, 1-я категория имеет грузонапряженность 
более 10 млн т · км/км пути и свыше 10 пар поездов, но густота ее 
сети (количество километров пути на 100 км2 территории) составля-
ет 0,51 км, что ниже, чем в большинстве стран, включая страны СНГ. 
Парк локомотивов в грузовом движении насчитает примерно 4 тыс. 
единиц (2/3 электровозов), парк грузовых вагонов — 385,1 тыс. еди-
ниц, парк пассажирских вагонов — более 20 тыс. единиц.
Основные технико-эксплуатационные особенности и достоин-
ства железнодорожного транспорта:
выс
 
окая пропускная и провозная способность (двухпут-
ная дорога с автоматической блокировкой пропускает 
150 — 200 пар поездов в сутки; однопутная — 60 пар по-
ездов в сутки);
наде
 
жность работы благодаря независимости от клима-
тических условий, что обеспечивает бесперебойную пе-
12

ревозку грузов в любое время года (95 % путей сообще-
ния работает без сбоя при перепадах температуры; ис-
ключения приходятся на обрыв электрических проводов 
при стихийных бедствиях);
во
  зможность сооружения железнодорожных путей со-
общения на любой сухопутной и водной территории при 
наличии паромов;
непос
 
редственная связь с промышленными и сельскохо-
зяйственными предприятиями любых отраслей экономи-
ки. Отдельные отрасли (металлургическая, угледобываю-
щая, нефтеперерабатывающая и др.) имеют, как правило, 
свои подъездные пути для выхода на магистральную 
сеть;
мас
 
совость перевозок в сочетании с довольно низкой се-
бестоимостью (малые эксплуатационные расходы) и до-
статочно высокой скоростью доставки;
более к
 
ороткий путь следования по сравнению с есте-
ственными путями водного транспорта.
Относительные недостатки железнодорожного транспорта:
ограниченная маневреннос
 
ть из-за привязки к колее;
выс
 
окая первоначальная стоимость основных фондов: 
стоимость строительства 1 км однопутной линии — при-
мерно 10 млн руб. (в ценах 1998 г.), двухпутной — на 40 % 
больше (в трудных условиях может быть в 2 — 3 раза 
выше); подвижной состав дороже автомобилей (но в 3 —
4 раза дешевле, чем самолеты и морские суда);
выс
 
окая металлоемкость, трудоемкость, низкая произво-
дительность труда. Так, в среднем на 1 км эксплуатацион-
ной длины железных дорог России приходится почти 14 
человек обслуживающего персонала (в США — 1,5 чело-
века при тех же объемах транспортной работы).
Технология работы железнодорожного транспорта наиболее 
сложная, что связано с его привязкой к железнодорожной колее. 
Основой технологии работы железнодорожного транспорта явля-
ется:
тео
 
рия расписаний (график движения);
план фо
 
рмирования поездов по направлениям движе-
ния;
с
  огласованный план формирования поездов на маги-
стральном направлении с графиком работы подъездных 
13

путей предприятий, имеющих связь с магистральной се-
тью железных дорог.
Принципы работы железных дорог:
на занятый перегон не мо
 
жет выйти другой поезд (для по-
вышения пропускной способности перегоны дробятся на 
участки);
движ
 
ение осуществляется только поездами (пассажир-
скими, грузовыми, почтовыми, смешанными), которые 
переформировываются по маршруту движения;
гр
  узы следуют между сортировочными станциями, на ко-
торых переформировываются поезда;
управление транспо
 
ртным процессом производится че-
рез диспетчерский центр;
смена б
 
ригады паровоза производится через 100 … 120 км 
(забор воды необходим через 600 … 800 км). Современная 
тяга позволяет менять бригаду через 200 … 300 км, а локо-
мотив — через 1 000 км. Смена осуществляется в течение 
15 … 20 мин;
перево
 
зка проходит при разной ширине колеи;
отправки гр
 
узов — повагонные, мелкопартионные, по-
ездные или маршрутными поездами.
Отправки маршрутными поездами характерны для перевозки 
угля и других массовых навалочных грузов от мест добычи до по-
требителей, например на электростанции, или при перевозке кон-
тейнеров чаще по специально разработанному расписанию (с уско-
ренной доставкой).
1.3.2. Автомобильный транспорт
Автомобильный транспорт — это вид транспорта, осуществля-
ющий перевозку грузов и пассажиров по безрельсовым путям с ис-
пользованием колесного движителя*.
Это наиболее массовый вид транспорта для перевозки пассажи-
ров на короткие и средние расстояния. Основная сфера его дея-
тельности — перевозка грузов любой стоимости на небольшие и 
средние расстояния. Использование современных технологий типа 
контейнерной расширяет сферу применения автомобильного 
транспорта по перевозке грузов. Эффективна и перевозка на зна-
* Движитель — устройство для преобразования работы двигателя или другого 
источника энергии в работу, обеспечивающую движение транспортных машин (на-
пример, колеса, гусеницы, парус, весла, реактивные сопла и др.).
14

чительные расстояния в международном сообщении, которое при-
носит валютную прибыль и ускоряет доставку экспортно-
импортных грузов.
На автомобильном транспорте России было зарегистрировано 
более 450 тыс. перевозчиков, оформивших лицензии, и 1,7 млн гру-
зовых автотранспортных средств, 100 тыс. из которых имели раз-
решение на международные перевозки. На пассажирских перевоз-
ках было занято более 450 тыс. транспортных средств, более 120 тыс. 
из которых имели лицензии. В международных перевозках пасса-
жиров участвовали 16,7 тыс. автомобилей. Число транспортно-
экспедиционных компаний — примерно 12 тыс. Нужно заметить, 
что производительность транспортных средств в мелких автотран-
спортных предприятиях в 18 — 20 раз ниже, чем в средних и круп-
ных.
В России на 01.01.2006 полная протяженность сети автомобиль-
ных дорог (общего пользования, ведомственных и частных) состав-
ляла 922 тыс. км, из них 751,3 тыс. км (81,5 %) — с твердым покрыти-
ем, дорог общего пользования — 579 тыс. км, из них 525,3 тыс. км 
(90,7 %) — с твердым покрытием. По федеральным дорогам, протя-
женность которых — 46,4 тыс. км (менее 10 % от сети общего поль-
зования), перевозят 40 … 50 % грузов.
Автомобильные перевозки грузов в 2006 г. осуществляли более 
70 тыс. предприятий всех отраслей экономики, являющихся вла-
дельцами грузовых автотранспортных средств, и более 100 тыс. ин-
дивидуальных владельцев.
За период рыночных преобразований более 70 % крупных и 
средних грузовых автотранспортных предприятий были привати-
зированы. Число грузовых автомобилей в индивидуальной соб-
ственности граждан за последние годы возросло в 2 раза и состав-
ляет 40 % от имеющегося в стране грузового автопарка.
Рост объемов перевозок грузов требует трансформировать авто-
транспортную деятельность из транспортного в транспортно-
логистический сервис для снижения совокупных транспортно-
логистических затрат по всей цепочке от производства продукции 
до ее потребления.
Число крупных и средних грузоперевозящих автотранспортных 
предприятий на автомобильном транспорте снижается: так в 2001 г. 
оно составило 2,1 тыс. ед.; 2004 г. — 1,6 тыс. ед.; 2007 г. — 1,3 тыс. ед.
На внутреннем рынке перевозок объем предложения услуг из-
быточен, конкуренция носит чисто демпинговый характер. Рента-
бельность этих перевозок недостаточна для обновления подвижно-
го состава и обеспечения требований безопасности.
15

В 2006 г. объем коммерческих грузовых перевозок в целом до-
стиг 1 647,8 млн т, а грузооборот — 80 млрд т. Объем международ-
ных автомобильных перевозок российских внешнеторговых грузов 
в 2006 г. достиг 40,6 млн т.
Развитие международных перевозок грузов в России сдержива-
ется недостаточным числом автомобильных средств, соответствую-
щих европейским нормам экологической безопасности.
Российским автоперевозчикам необходимо увеличить экспорт 
автотранспортных услуг, т. е. выполнять все виды транспортно-
экспедиционной деятельности, связанные с перевозкой грузов в 
международном сообщении по иностранной и российской терри-
тории, при которых конечным потребителем транспортных услуг 
является иностранное юридическое или физическое лицо.
В соответствии с федеральной программой «Модернизация 
транспортной системы России» в стране создаются терминалы в 
регионах, примыкающих к международным транспортным коридо-
рам. В крупных городах и транспортных узлах терминальные ком-
плексы располагают складами для приема и отправления грузов, 
таможенными службами, охраняемыми стоянками, ремонтной зо-
ной для автомобилей. Такие терминалы функционируют в Санкт-
Петербурге, Новгороде, Пскове, Твери, Орле, Нижнем Новгороде, 
Воронеже, Краснодаре и Московском регионе.
Автомобильный транспорт участвует, а иногда и организует сме-
шанные перевозки грузов во внутреннем и международном сооб-
щении. Грузы ввозят и вывозят для отправления и получения на же-
лезнодорожных станциях, в речных и морских портах, аэропортах 
и при этом для повышения эффективности перевозки применяют 
контейнеры, транспортные пакеты и контрейлерные системы.
Государственная политика в сфере автомобилизации осущест-
вляется в соответствии с Концепцией развития автомобильной 
промышленности России, одобренной распоряжением Правитель-
ства Российской Федерации от 16.07.2002 № 978-р. Целями Концеп-
ции являются создание условий, обеспечивающих развитие рос-
сийской автомобильной промышленности, ее интеграцию в миро-
вое автомобилестроение, а также повышение эффективности про-
изводства современной конкурентоспособной автомобильной тех-
ники, удовлетворяющей потребности населения, государства и 
субъектов хозяйствования.
Указанные цели предполагают решение следующих задач:
насыщение транспо
 
ртного комплекса страны современ-
ной автомобильной техникой, соответствующей между-
народным требованиям по экологии и безопасности;
16

с
  овершенствование экономической и социальной ин-
фраструктуры автомобильной промышленности;
с
  оздание благоприятных условий для ввода в действие и 
эффективной эксплуатации новых мощностей по произ-
водству автомобильной техники;
развитие к
 
онкуренции в сфере изготовления автомо-
бильной техники, ее сбыта и оказания сервисных услуг;
прове
 
дение эффективной таможенно-тарифной политики, 
направленной на оптимизацию таможенных пошлин на 
автомобильную технику и автомобильные компоненты;
по
  этапная интеграция России в мировой автомобильный 
рынок;
о
  рганизация с участием стратегических инвесторов, в 
том числе иностранных, новых производств по выпуску 
автомобильной техники и комплектующих изделий;
повышение у
 
ровня обороноспособности государства за 
счет разработки и выпуска военной автомобильной техни-
ки нового поколения, в том числе двойного назначения.
Снижению негативного влияния автомобильного транспорта на 
окружающую среду и экономии топлива на автомобильном транс-
порте будут способствовать расширение применения альтернатив-
ных видов топлив, к которым в первую очередь относятся природ-
ный газ и спиртовые топлива, а также использование водорода и 
химических источников энергии для электромобилей.
Основные технико-эксплуатационные особенности и достоин-
ства автомобильного транспорта:
маневреннос
 
ть и большая подвижность, мобильность;
дос
 
тавка грузов или пассажиров «от двери до двери» без 
дополнительных перегрузок или пересадок в пути следо-
вания;
автономнос
 
ть движения транспортного средства;
выс
 
окая скорость доставки;
широк
 
ая сфера применения по территориальному при-
знаку, видам груза и системам сообщения;
более к
 
ороткий путь следования по сравнению с есте-
ственными путями водного транспорта.
Относительные недостатки автомобильного транспорта:
большая с
 
ебестоимость;
большая топливо
 
энергоемкость, металлоемкость;
17

Document Outline

  • Gur_tran_acad_vyhod.indd
  • Gur_transport.indd



Похожие:

Учебное пособие предназначено для изучения предмета «Экономика отрасли и предприятия» iconУчебное пособие для студентов экономических специальностей Павлодар
Учебное пособие предназначено для изучения курса «Экономика промышленности» студентами экономических специальностей вузов
Учебное пособие предназначено для изучения предмета «Экономика отрасли и предприятия» iconУчебник
...
Учебное пособие предназначено для изучения предмета «Экономика отрасли и предприятия» iconКожевникова А. Н. Коммерческая деятельность на железнодорожном транспорте. Часть 1: Учебное пособие
Учебное пособие предназначено для углубленного изучения отдельных разделов
Учебное пособие предназначено для изучения предмета «Экономика отрасли и предприятия» iconУчебное пособие предназначено для студентов вузов в основном по специальностям «Менеджмент организации»
Учебное пособие предназначено для студентов вузов в основном по специальностям «Менеджмент организации», «Экономика и управление»,...
Учебное пособие предназначено для изучения предмета «Экономика отрасли и предприятия» iconУчебное пособие предназначено для студентов экономических специаль- ностей, направлений «Экономика»
Учебное пособие предназначено для студентов экономических специаль
Учебное пособие предназначено для изучения предмета «Экономика отрасли и предприятия» iconЯковлев Г. А. Экономика и статистика туризма: Учебное пособие. 2-е изд., перераб и доп
Предшествующие курсы, обязательные для изучения данной дисциплины: Изучение дисциплины «Экономика предприятия в игиТ» базируется...
Учебное пособие предназначено для изучения предмета «Экономика отрасли и предприятия» iconУчебное пособие предназначено для студентов специальностей 060800 «Экономика и управление на предприятии в нефтяной и газовой промышленности»
Учебное пособие предназначено для студентов специальностей 060800 «Экономика и управление на предприятии в нефтяной и газовой промышленности»...
Учебное пособие предназначено для изучения предмета «Экономика отрасли и предприятия» iconУчебное пособие Санкт-Петербург 2008 Бочаров В. В., Самонова И. Н., Макарова В. А. Управление стоимостью бизнеса. Учебное пособие.
«Управление стоимостью бизнеса» и предназначено для подготовки магистров второго года обучения направления «Экономика» (специализация...
Учебное пособие предназначено для изучения предмета «Экономика отрасли и предприятия» iconМ е н е д ж м е н т и экономика физической культуры и спорта
Учебное пособие предназначено для студентов высших и средних профес
Учебное пособие предназначено для изучения предмета «Экономика отрасли и предприятия» iconУчебное пособие Москва 2006
Учебное пособие предназначено для студентов магистратуры факультета
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница