Бекоева Д. Д. Б42 Практическая психология: учеб пособие для студ высш учеб заведений / Д. Д.




Скачать 78.65 Kb.
PDF просмотр
НазваниеБекоева Д. Д. Б42 Практическая психология: учеб пособие для студ высш учеб заведений / Д. Д.
Дата конвертации13.10.2012
Размер78.65 Kb.
ТипДокументы
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
?. ?. ???????
????????????
??????????
?????????????
??????? ?? ?????????? ?????? ????????????? ???????????
?? ????????????? ???????????????? ???????????
? ???????? ???????? ??????? ??? ????????? ?????? ??????? ?????????,
??????????? ?? ??????????? «??????????» ? ??????????????? ??????????????
1

УДК 159.9(075.8)
ББК  88.4я 73
Б42
Р е ц е н з е н т ы:
доктор психологических наук, профессор А. Ф. Ануфриев, доктор психологиче-
ских наук, профессор Т. С.Кабаченко
Бекоева Д.Д.
Б42
Практическая психология: учеб. пособие для студ. высш.
учеб. заведений / Д.Д.Бекоева. — М.: Издательский центр
«Академия», 2009. — 192 с.
ISBN 978-5-7695-4942-7
Учебное пособие содержит тематические тренинги, включающие уп-
ражнения, ролевые игры, тесты, ситуативные задачи и направленные на
формирование практических умений и навыков профессиональных пси-
хологов в учебном процессе.
Для  студентов  факультетов  психологии  высших  учебных  заведений.
Может  быть  полезно  практическим  психологам,  менеджерам,  а  также
широкому кругу читателей.
УДК 159.9(075.8)
ББК 88.4я 73
Оригинал-макет данного издания является собственностью
Издательского центра «Академия», и его воспроизведение любым способом
без согласия правообладателя запрещается
© Бекоева Д.Д., 2009
© Образовательно-издательский центр «Академия», 2009
ISBN 978-5-7695-4942-7 © Оформление. Издательский центр «Академия», 2009
2

??????????
Предисловие ................................................................................................. 3
Ч а с т ь  I. Активные методы обучения в практической психологии ............ 6
Глава 1. Психологическая модель специалиста ................................. 6
Глава 2. Тренинги в практической психологии ................................ 13
Глава 3. Методы работы в тренинге .................................................. 20
Глава 4. Психотехники тестирования ................................................ 27
Глава 5. Ситуативные задачи и другие методы обучения ................ 31
Глава 6. Программы и процедуры тренинга ..................................... 36
Ч а с т ь  II. Программы тренингов ................................................................. 41
Глава 7. Гностические способности и сензитивность ...................... 41
Глава 8. Самоотношение и позитивное отношение к другим ......... 56
Глава 9. Коммуникативные умения ................................................... 72
Глава 10. Партнерство и конфронтация в деловом общении .......... 90
Глава 11. Успешное телефонное общение ...................................... 101
Глава 12. Личная эффективность ..................................................... 114
Глава 13. Мотивация личности ........................................................ 129
Глава 14. Креативность ..................................................................... 148
Глава 15. Профессиональная компетентность ................................ 170
Глава 16. Развитие навыков рекрутинга .......................................... 180
Приложение ............................................................................................... 189
Учебное издание
Бекоева Диана Дмитриевна
Практическая психология
Учебное пособие
Редактор М.И.Черкасская. Ответственный редактор Н.В.Менщикова
Технический редактор Н.И.Горбачева
Компьютерная верстка: Е. Ю. Матвеева. Корректоры Э.Г.Юрга,
Н.В. Козлова
Изд. № 101113576. Подписано в печать 04.08.08. Формат 60Ѕ90/16. Гарнитура «Таймс».
Бумага офс. № 1. Печать офсетная. Усл. печ. л. 12,0. Тираж 3 000 экз. Заказ №
Издательский центр «Академия». www.academia-moscow.ru
Санитарно-эпидемиологическое заключение № 77.99.02.953.Д.004796.07.04 от 20.07.2004.
117342, Москва, ул. Бутлерова, 17-Б, к. 360. Тел./факс: (495)330-1092, 334-8337.
Отпечатано в полном соответствии с качеством диапозитивов, предоставленных
издательством, в ОАО «Саратовский полиграфкомбинат». www.sarpk.ru
410004, г. Саратов, ул. Чернышевского, 59.
192

???????????
Происходящие в социальной среде изменения привели к услож-
нению социально-психологических отношений, повысились тре-
бования к профессионализму специалистов разных сфер деятель-
ности, а соответственно, и к уровню их подготовки.
Особые требования предъявляются практическим психологам:
их задачей является не только помощь людям при решении лич-
ных проблем, но и помощь специалистам различных сфер дея-
тельности. Каждый работник должен постоянно совершенствовать
умения в профессиональной сфере. Непрерывное обучение и са-
моразвитие не только путь достижения стратегических целей, но
и необходимое условие выживания индивида в конкурентной среде.
Все это обусловливает необходимость кардинальных измене-
ний в системе обучения. Такие изменения происходят по следую-
щим направлениям.
1. Осуществляется переход к контекстному обучению, что пред-
полагает  обучение  определенным  поведенческим  компетенциям
в рамках моделируемых ситуаций вместо изучения общих тем и
решения отдельных задач. Иными словами, обучение становится
непрерывным, связанным с изменениями самой деятельности, и
происходит теперь не только в аудитории, но и на рабочем месте,
часто без отрыва от производства.
2. Акцент при обучении студентов переносится с поиска пра-
вильных ответов на развитие умения решать проблемы. В реальной
жизни человек должен быть готов найти такое решение самостоя-
тельно, применяя определенные способы.
3. Пассивный тип обучения, при котором обучающийся оста-
вался в роли слушателя, заменяется активным, в процессе кото-
рого обучающийся сам может участвовать в формировании про-
граммы обучения. Например, в процессе тренинга один из участ-
ников может предложить для рассмотрения реальный случай или
существующую проблему из собственной практики и в игровой
форме решить ее.
4. Контроль над учебным процессом со стороны преподавателя
совмещается с контролем со стороны обучающегося и развитием
самоконтроля. Преподаватель лишь фиксирует правила в рамках
учебного процесса, обучающиеся же сами контролируют свои дей-
ствия по приобретению необходимых знаний и навыков и оцени-
вают  их.  При  этом  оценивается  не  только  степень  выполнения
3

задания, но и умение обучающихся самостоятельно сформулиро-
вать цели и задачи обучения.
Таким образом, в сфере обучения будущих специалистов все
более значительную роль приобретают активные методы практи-
ческой  психологии:  тренинги,  ситуативные  задачи  и  тесты,  по-
зволяющие обеспечить связь обучения с практикой трудовой дея-
тельности. В настоящее время психологические тренинги широко
используются при обучении специалистов разных сфер деятель-
ности.
Столь высокая популярность психологических тренингов объяс-
няется, в первую очередь, их эффективностью и простотой в ис-
пользовании. Именно тренинги позволяют быстрее осваивать пси-
хологическую реальность, приобретать навыки и умения адаптив-
ного  поведения  в  деловой  среде  и  формировать  универсальные
алгоритмы  решения  стратегических  задач  любой  деятельности.
Однако если тренинги проводятся людьми, не имеющими соот-
ветствующей  классификации,  что,  к  сожалению,  часто  прихо-
дится  наблюдать,  то  существует  реальная  опасность  нанесения
вреда их участникам.
Именно поэтому практический психолог должен в полной мере
владеть методами психологического тренинга. Практические пси-
хологи могут внести существенный положительный вклад в дея-
тельность организаций, способствовать повышению их экономи-
ческой эффективности на рынке, созданию сплоченного коллек-
тива,  внедрению  командных  методов  работы.  Психологические
знания, полученные в процессе тренингов, позволяют развивать
социальную и коммуникативную компетентность, осваивать пси-
хологические способы настройки на клиента, управлять процес-
сами взаимодействия и общения и в конечном итоге способству-
ют скорейшей трудовой социализации личности.
В данном учебном пособии понятие «тренинг» используется с
точки зрения парадигмы деятельности практического психолога,
решающего  разнообразные  задачи  во  всех  сферах  человеческой
жизни, для которого процесс самопознания является основопо-
лагающим элементом профессиональной компетентности.
В пособии обобщен опыт преподавания и организации тренин-
гов в рамках учебного курса «Тренинги и деловые игры». Пред-
ставлены  авторские  модели  тренингов  и  психотехник,  которые
могут быть использованы в процессе обучения студентов по спе-
циальностям «Практическая психология», «Психология менедж-
мента», «Социальная психология».
Все  тренинги,  вошедшие  в  данное  учебное  пособие,  имеют
целевую направленность, способствуя вовлечению участников в
процесс практического обучения.
При  выборе  тренингов  для  включения  в  настоящее  пособие
приоритет был отдан тренингу коммуникативных умений, а так-
4

же тренингам важнейших способностей человека, которые помо-
гают ему эффективно общаться. Такой выбор был продиктован
тем, что способность к общению является неотъемлемым каче-
ством личности и основным способом жизнедеятельности чело-
века в обществе. Посредством общения человек реализует свои
материальные и духовные потребности, вступая в разнообразные
и разноплановые отношения с окружающими. Кроме того, в ра-
боте практического психолога общение занимает более половины
всего времени. В своей деятельности практический психолог всту-
пает в различные по форме и по сути коммуникации с разными
людьми.
Задача практического психолога — помочь людям лучше пони-
мать друг друга и самих себя и устанавливать доверительные отно-
шения с окружающими.
5

? ? ? ? ?
I
???????? ?????? ????????
? ???????????? ??????????

?? ? ? ?   1
??????????????? ?????? ???????????
Психологической моделью называется некоторый образец пове-
дения  в  качестве  достойного  для  имитации  или  копирования.
В психологии понятие «модель» играет важную роль, так как уста-
новлено, что процесс социализации личности и усвоения ею но-
вых ролей и функций большей частью происходит посредством
имитации и последующего формирования идеальных представле-
ний с помощью достойных для подражания примеров. В практи-
ческой психологии изучение психологической модели специали-
ста  —  психолога  или  руководителя  социальной  организации  —
весьма актуально.
Психологическая  модель  может  быть  представлена  профес-
сиограммой и психограммой специалиста. Профессиограммой на-
зывается свод научно обоснованных профессиональных норм и
требований,  определяющих  физиологические  особенности,  вы-
сокую степень развития умений и обширную специализирован-
ную подготовку субъекта, необходимую для исполнения опреде-
ленной социальной роли. С одной стороны, профессиограмма (опи-
сание  труда  в  профессии)  позволяет  выявить,  в  какой  степени
человек подходит для выполнения обязанностей в той или иной
сфере деятельности. С другой стороны, профессиограмма опреде-
ляет потенциал личности в рамках конкретной профессии, про-
фессиональную способность индивида, вероятность того, что он
достигнет успеха в работе и будет удовлетворен ею в соответствии
со своей подготовкой и образованием. Профессиограмма — это
обобщенная эталонная модель успешного специалиста. Однако это
не жесткая стандартная схема, а гибкая ориентировочная основа
деятельности специалиста, не сковывающая его индивидуальное
творческое развитие.
Психограмма (описание человека в профессии) отражает пси-
хологические качества, желательные для эффективного выполне-
ния трудовой деятельности и определяющие возможность профес-
сионального роста. Психограмма включает характеристики мотива-
6

ционной, волевой, эмоциональной сфер личности специалиста и
представляет собой профиль индивида, чаще всего получаемый на
основании результатов ряда стандартных тестов. Психограмма обо-
значает индивидуальные паттерны личностных свойств, психиче-
ских процессов, потребностей и мотивов индивида.
В психологической науке и практике существуют разные опи-
сания психологической модели специалиста. Наиболее известные
из них можно разделить по трем основаниям.
1. По предмету и характеру профессиональной деятельности. Эта
модель сконструирована в соответствии с требованиями к опре-
деленному  виду  профессиональной  деятельности  и  отражена  в
профессиограме.
2. По требованиям, предъявляемым к специалисту. Модель отра-
жает совокупность качеств личности, позволяющих эффективно
выполнять требования профессии, и представлена психограммой.
3.  По  степени  соответствия/несоответствия  психологических
качеств индивида требованиям профессии.
Рассмотрим  эти  модели  применительно  к  специальностям
«практический психолог» и «менеджер».
В соответствии с  п е р в о й   м о д е л ь ю, определяющей пред-
мет и характер профессиональной деятельности, практический пси-
холог осуществляет следующие действия и операции:
?  исследует развитие психики  и  закономерности  протекания
психических процессов;
? выявляет закономерности развития детей и определяет по-
строение программ обучения в зависимости от возраста;
? изучает поведение и деятельность людей в малых и больших
группах, а также особенности труда в организации;
? исследует поведение людей в стрессовых ситуациях;
? осуществляет психологическое консультирование, проводит
лекции, семинары и тренинги;
? моделирует психодиагностические методики и адаптирует их
к условиям реальной деятельности;
?  осуществляет  социально-психологическую,  коррекционную
и психотерапевтическую работу в различных группах;
?  организует  работу  по  отбору  кадров  для  организаций,  ис-
пользуя психологические технологии и психотехники тестирова-
ния.
Менеджер, как правило, выполняет следующие действия:
? управляет деятельностью персонала;
? планирует работу всей организации (фирмы);
? устанавливает и развивает взаимодействия между работника-
ми внутри одной организации (фирмы), а также между разными
организациями;
? разрабатывает бизнес-план и осуществляет контроль за его
реализацией;
7

? участвует в процессе подбора и приема работников, а также
помогает их профессиональному росту;
? проводит переговоры и презентации;
? осуществляет руководство организацией и оценивает профес-
сиональные и личностные качества подчиненных в соответствии
с должностными требованиями;
? мобилизует и стимулирует исполнителей.
В соответствии со  в т о р о й   м о д е л ь ю, определяющей необ-
ходимые требования к личностным качествам специалиста, прак-
тический психолог должен иметь следующие качества:
? устойчивое внимание и способность к его концентрации на
субъекте или объекте деятельности;
? хорошо  развитые  мнемические  способности,  отличную  па-
мять;
? высокий уровень развития мыслительных способностей, т.е.
умение  сравнивать,  обобщать,  классифицировать,  систематизи-
ровать, анализировать, логично выстраивать умозаключения; спо-
собность к рефлексии;
? коммуникативные  способности,  т.е.  умение  устанавливать
контакты  с  людьми,  внимательно  слушать  собеседника,  ясно,
четко и выразительно высказываться;
? способность к прогнозированию событий, интуицию;
? высокоразвитую личную ответственность;
? терпимость, толерантность по отношению к людям;
? тактичность, интерес и уважение к другому человеку;
? целеустремленность, стремление к самопознанию и самораз-
витию в общении и взаимодействии с другими людьми;
? умение хранить тайну;
? креативность.
Для  успешного  выполнения  профессиональной  деятельности
менеджер должен иметь следующие качества:
? способность руководить людьми, организовать сотрудников
умение  ставить  перспективные  цели,  целеустремленность  и  ре-
шительность;
? коммуникативные способности: умение входить в контакт и
налаживать  взаимоотношения  с  людьми;  развитые  каналы  вер-
бального, невербального и технического общения;
? способность к самоуправлению, к саморегулированию и реф-
лексии, задатки лидера;
? профессиональную компетентность, умение формировать и
развивать эффективные рабочие группы;
?  способность  решать  проблемные  ситуации,  ситуационные
задачи;
? высокий  уровень  понятийного  мышления,  аналитические
способности, умение получать и обрабатывать нужную информа-
цию, креативность и чувство юмора;
8

? тактичность, хорошо развитую интуицию,
? внешнюю привлекательность (опрятность, элегантность, хо-
рошие манеры, четкую речь);
? стремление к личностному росту.
В соответствии с  т р е т ь е й   м о д е л ь ю  с профессиональной
деятельностью практического психолога несовместимы следующие
качества:
? отсутствие склонности к работе с людьми;
? агрессивность и эмоциональная неустойчивость;
? неспособность к рефлексии и неумение понять позицию дру-
гого человека;
? ригидность мышления;
? низкий интеллектуальный уровень.
С успешной деятельностью менеджера несовместимы следую-
щие качества:
? отсутствие организаторских и коммуникативных способно-
стей;
? боязнь неудачи, неуверенность в себе, нерешительность;
? неорганизованность, беспринципность, недисциплинирован-
ность,  безынициативность;
? отсутствие чувства долга, неуравновешенность, бестактность;
? косность, ригидность (неумение изменяться самому и учиты-
вать изменения в окружающих);
? склонность перекладывать ответственность на других;
? неумение управлять собой.
Сравнение операциональных составляющих профессиограммы
и психограммы практического психолога и менеджера позволяет
выявить сходство этих профессий: обе они относятся к соционо-
мическим, т.е. работа специалиста связана с постоянным обще-
нием и взаимодействием с людьми и является метадеятельностью.
Это предполагает наличие высокого уровня образования, иници-
ативности, высокой социальной мотивации личности.
С учетом того, что представления людей об идеальных профес-
сиональных свойствах личности с течением времени изменяются,
можно предположить, что в их формировании существенную роль
играют требования к специалисту, определенные профессиограм-
мой и психограммой. Эти требования открывают широкие воз-
можности влияния на продуктивную мотивационную направлен-
ность личности. Приближение к идеальным качествам возможно
путем  расширения  практической  направленности  образователь-
ных программ.
В научной литературе проблема практической направленности
обучения впервые была поставлена Г.П.Щедровицким. Он под-
черкивал,  что  настало  время  учить  не  конкретным  навыкам,  а
методологии приобретения знаний и их наилучшего использова-
ния при изменяющихся условиях социальной среды. Перспектив-
9

ным путем такого обучения он считал перенесение акцента с пред-
метного усвоения на методологическое освоение, на процесс не-
прерывного получения знаний и на компетентностный подход в
использовании знаний.
С психологической точки зрения возможность методологиче-
ского освоения предмета должна базироваться на развитии функ-
циональных компонентов деятельности личности. В профессиональ-
ной деятельности практического психолога и менеджера основой
этих компонентов являются гностические, проективные, конст-
руктивные, организационные, коммуникативные способности и
умения, иначе говоря, умения, позволяющие ответить на вопрос
«как?»: как продуктивно работать? как осуществлять профессио-
нальную деятельность эффективно? какие средства использовать?
какие компетенции необходимы?
Каждый из этих функциональных компонентов отражает оп-
ределенные психологические результаты — социализацию и адап-
тацию  личности,  ее  социальную  и  профессиональную  компе-
тентность, приобретенные умения и профессиональное мастер-
ство. Индивид аккумулирует свои базовые способности и прояв-
ляет их в функциональных компонентах деятельности, в умении
получать и накапливать психологическую или деловую инфор-
мацию, легко осваивать новые методы работы и виды деятель-
ности. При этом уровень освоения профессиональной деятель-
ности может быть разным и соответствовать той или иной пси-
хологической модели.
Специалист  высшего  профессионального  уровня  отличается
высокой степенью свободы, умением видеть необычные стороны
объекта, ставить цели и формировать новые ценности. Только та-
кой  специалист  в  состоянии  справиться  с  профессиональными
задачами, которые, с одной стороны, состоят в упорядочивании
уже существующего, а с другой стороны — в принятии происхо-
дящих изменений для сохранения целостности и равновесия лич-
ности и общества с окружающей средой.
Таким образом, подготовка современных специалистов, с од-
ной стороны, связана с интеграцией знаний, а с другой сторо-
ны — с необходимостью реального объединения теории и посто-
янно обновляющейся практики. Роль эффективного и успешного
специалиста в современном обществе — это скорее роль методо-
лога, хорошо ориентирующегося в своей предметной области и
владеющего  процессуальными  информационно-аналитическими
умениями.
Активные методы обучения — тренинги, ситуативные задачи и
тесты — направлены на развитие следующих структурных компо-
нентов психологической модели деятельности специалиста:
? сформулированных и осознанных целей;
? современных психологических знаний;
10

? профессиональных и должностных компетенций;
? творческой индивидуальности, направленной на профессио-
нальное самосовершенствование и рефлексию.
Эти структурные компоненты указывают направления для фор-
мирования общих и профессиональных качеств индивида и по-
зволяют осуществлять их диагностику путем выделения специаль-
ных знаний, умений и необходимых навыков. Как уже говори-
лось, специальности «практический психолог» и «менеджер» от-
носятся к социономическим, т.е. предполагают активное взаимо-
действие и общение с людьми. Поэтому как практические психо-
логи, так и менеджеры прежде всего должны развивать свои гно-
стические и коммуникативные способности.
Подготовка к выполнению профессиональной роли подразу-
мевает  учебное  воздействие  на  определенные  психологические
свойства субъекта в соответствии с функциональными компонен-
тами трудовой деятельности. Рассмотрим эти компоненты.
Гностический компонент (синтез ума, сердца и воли) обеспе-
чивает аналитико-синтетическую работу специалиста при оценке
ситуации, формировании задач, поиске недостающей информа-
ции; позволяет преодолевать внешние и внутренние преграды в
неопределенной или экстремальной ситуации (например при не-
адекватном  поведении  субъекта  взаимодействия);  способствует
овладению знаниями, необходимыми для уяснения цели, приня-
тия решения, анализа результатов деятельности, а также разви-
тию аналитического мышления и продуктивной умственной дея-
тельности. Гностический компонент составляет 80 % любой дея-
тельности и может быть реализован в рамках фундаментального
междисциплинарного  образования  с  использованием  активных
форм обучения.
Проективный  компонент  (умение  планировать  и  прогнозиро-
вать) позволяет осуществлять анализ, синтез, обобщение, систе-
матизацию и категоризации материала, а также определяет ана-
литико-синтетические умения: идентификацию сложной пробле-
мы или задачи, разложение ее на отдельные элементы, виґдение
ее структуры «изнутри», выявление взаимоисключающих альтер-
нативных комбинаций на разных уровнях ее рассмотрения. Осно-
вой этого компонента является умение прогнозировать и предви-
деть результаты, а также такие качества, как способность к абст-
рагированию и рефлексии, проницательность, интуиция. Проек-
тивный компонент обеспечивает стратегические аспекты и поста-
новку цели деятельности.
Конструктивный компонент (моделирование задач совместной
деятельности и определение алгоритма их решения) создает ос-
нову планомерности и композиционной целенаправленности всех
проводимых мероприятий, обеспечивая системность деятельнос-
ти. Конструктивный компонент включает действия, связанные с
11

моделированием частных конкретных ситуаций предстоящей дея-
тельности во временноґм и пространственном диапазонах.
Организационный компонент (реализация замысла и целей дея-
тельности  во  времени  и  пространстве)  позволяет  осуществлять
саморегуляцию в процессе самопознания, основываясь на таких
качествах  личности,  как  твердая  воля,  целеустремленность,  на-
стойчивость, творческий подход. Этот компонент определяет струк-
турную организацию всех элементов деятельности.
Коммуникативный компонент (реализация действий, связанных
с  целесообразными  взаимоотношениями  с  людьми)  определяет
кумулятивный эффект продуктивной деятельности.
С одной стороны, идеальная модель специалиста позволяет вы-
делить операциональные составляющие деятельности, связанные
с ее предметом и характером, а также качества личности, необхо-
димые для успешной работы. С другой стороны, эта модель позво-
ляет определить направления учебных воздействий и методы обу-
чения, связанные с функциональными компонентами деятельно-
сти специалиста. Эти компоненты могут быть отработаны как от-
дельно, так и во взаимодействии с другими компонентами в со-
ответствующей контексту подборке упражнений, психотехник и
тренингов  по  развитию  функциональных компонентов  деятель-
ности.
Проблема  содержания,  направленности  и  качества  обучения
современного  специалиста  решается  в  определенной  степени  с
ориентацией на психологическую модель в процессе тренингов,
представленных в части II пособия.
??????????? ???????
1. Какие операциональные составляющие можно выделить в деятель-
ности психолога и менеджера?
2. Какие структурные компоненты определяют продуктивность дея-
тельности специалиста?
3. Какие функциональные компоненты являются основными в дея-
тельности специалиста?
? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ?   ? ? ? ? ? ? ? ? ? ?
Бекоева Д.Д. Тренинги в управлении персоналом: теория, программы
и процедуры. — М., 2006.
Кабаченко Т. С. Психология управления. — М., 2000.
Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологиче-
ской диагностике. — СПб., 2003.
12

?? ? ? ?   2
???????? ? ???????????? ??????????
В широком смысле тренинг — это практика психологического
воздействия, основанная на активных методах групповой работы.
Это подразумевает прежде всего работу со здоровыми людьми с
целью  формирования  у  них  умений  и  навыков  самопознания,
общения и взаимопонимания в социальной среде, а также совер-
шенствования профессиональной деятельности.
В узком смысле тренинг — это форма развивающего или кор-
рекционного обучения с использованием активных методов груп-
повой работы для приобретения участниками определенных на-
выков.
В данной работе тренинг рассматривается как планомерно осу-
ществляемая программа разнообразных упражнений с целью фор-
мирования и совершенствования умений и навыков, повышения
эффективности учебной и трудовой деятельности.
Существует множество разновидностей тренинга. В соответствии
с одной из классификаций тренинги можно разделить по следую-
щим основаниям.
По  форме  проведения:  открытые  и  корпоративные.  Открытые
тренинги обычно проводятся для всех желающих; инициатором
их проведения может выступать учебный центр или фирма. Кор-
поративные  тренинги  представляют  собой  закрытые  для  посто-
ронних  лиц  обучающие  программы,  которые  разрабатываются
непосредственно  для  конкретной  организации-заказчика  с  уче-
том ее потребностей и специфики.
По  рангу  участников:  для  руководящего  состава  (управление
конфликтами,  управление  проектами  и  т.д.)  и  для  рядовых  со-
трудников (основы техники оформления документов, ведеґние те-
лефонных переговоров и др.). Чаще проводятся тренинги первого
типа, что обусловлено рядом причин. В частности, это связано с
тем, что обучение руководителей является более результативным
и оказывает существенное влияние на повышение эффективно-
сти деятельности организации. В то же время высшее руководство
обычно охотно выделяет средства на организацию тренингов для
сотрудников.
По направленности и объекту воздействия: профессиональные
и социально-психологические. Профессиональные тренинги на-
целены на формирование у обучаемых определенных навыков и
умений, необходимых для работы в организации. Социально-пси-
13

хологические тренинги направлены на развитие социально-пси-
хологической  компетентности,  т. е.  овладение  психологически-
ми  знаниями,  формирование  навыков  в  сфере  общения,  кор-
рекцию установок и развитие системы межличностных отноше-
ний.
По тематике: вводный тренинг, тренинг по технике продаж,
работе с клиентами, принятию управленческих решений, разре-
шению конфликтов, формированию команд и др.
В зависимости от используемых средств: гласные и негласные.
Негласные  тренинги  проводят  ведущие  (тренеры)  с  целью  кор-
ректировки  служебного  поведения  и  стиля  руководства  обучае-
мых. При этом ведущий не рассматривает причины тех или иных
особенностей поведения работника, ограничиваясь четкими пред-
ложениями по его корректировке или изменению стиля руковод-
ства людьми. Гласный тренинг проводят тренеры-аналитики, ко-
торые стремятся исследовать весь комплекс причин, обусловив-
ших те или иные особенности служебного поведения, моделируя
новый образ последнего и новые методы управления.
В зависимости от состава группы: индивидуальные и группо-
вые. Индивидуальный тренинг позволяет более точно проанали-
зировать возникшие проблемы, связанные с той или иной управ-
ленческой ситуацией. Групповые тренинги, в свою очередь, со-
здают предпосылки для возникновения эффекта «генерации идей»,
т.е. творческих решений, которые достигаются только при совме-
стном обсуждении общих проблем.
По месту проведения: осуществляемые непосредственно на ра-
бочих местах и аудиторные. С одной стороны поток новых знаний
и быстрые изменения обусловливают необходимость подготовки
сотрудников в специальных центрах обучения, например, осна-
щенных новым оборудованием, которого еще нет на предприя-
тии. С другой стороны эффективность обучения будет выше, если
оно проводится в аудитории в условиях взаимно доброжелатель-
ного  и  конструктивного  отношения  в  мотивированной  группе,
ясно осознающей цели учебы.
В зависимости от ориентации: ориентированные на деятель-
ность (инструментально ориентированные, связанные с технологи-
ческими аспектами видов работы и поведения людей), и ориен-
тированные на личность (экзистенционально ориентированные,
концентрирующиеся на личности в контексте ее существования,
на личностных смыслах, глубинных переживаниях).
По уровню воздействия (от наиболее агрессивных форм к наи-
менее агрессивным) и в зависимости от использующихся теоре-
тических схем и методов:
? тренинг как своеобразный метод дрессуры с доминировани-
ем манипулятивных приемов (отрицательное и положительное под-
крепление) воздействия на поведение участников;
14

? тренинг как репетиторство: способствует формированию и
усвоению умений и навыков эффективного поведения посредством
манипулятивных приемов и соперничества;
? тренинг как форма наставничества: передача психологичес-
ких знаний, а также развитие профессиональных умений и навы-
ков на основе отношений соперничества и партнерства;
?  тренинг  как  метод  создания  условий  для  самораскрытия
участников и самостоятельного поиска ими способов решения
собственных психологических проблем на основе моделей парт-
нерства и содружества, отношения к другому как самоценнос-
ти.В отличие от других методов практической психологии тренин-
гам присущи следующие специфические особенности:
? соблюдение ряда принципов групповой работы;
? нацеленность на психологическую помощь участникам груп-
пы в саморазвитии;
? наличие более или менее постоянной группы (обычно от 7 до
15 человек), периодически собирающейся на встречи или работа-
ющей непрерывно в течение двух-пяти дней (так называемые груп-
пы-марафоны);
? определенная пространственная организация (чаще всего ра-
бота в удобном изолированном помещении, участники боґльшую
часть времени сидят в кругу);
?  акцент  на  взаимоотношениях  между  участниками  группы,
развивающихся и анализирующихся в ситуации «здесь и сейчас»;
? применение разнообразных интерактивных методов группо-
вой работы;
?  объективация  взаимонаправленных  субъективных  чувств  и
эмоций участников группы, вербализованная рефлексия;
? атмосфера раскованности и свободы общения, климат пси-
хологической безопасности.
Общей  чертой  тренингов  является  их  стадийность,  обуслов-
ленная социально-психологическими закономерностями динамики
развития группы. Как правило, в процессе любого тренинга мож-
но выделить три основные стадии: начальную, рабочую и заклю-
чительную.
На начальной стадии происходит построение возможных моде-
лей поведения во внешнем плане, выстраиваемых с целью рас-
ширения ролевого поведенческого репертуара, с учетом возраст-
ных, гендерных, социальных, психологических и мотивационных
особенностей участников.
На рабочей стадии корректируются неконструктивные элемен-
ты и модели поведения посредством перевода внутреннего плана
действия  во  внешний  с  помощью  механизмов  обратной  связи,
диагностики и самодиагностики. Вербализация проблемных зон
переводит их из внутреннего, неосознаваемого плана во внешний,
15

Document Outline

  • Bekoeva



Похожие:

Бекоева Д. Д. Б42 Практическая психология: учеб пособие для студ высш учеб заведений / Д. Д. iconПантелеева Т. С., Червякова Г. А. П16 Экономические основы социальной работы: Учеб пособие для студ высш учеб, заведений
Материалы, размещенные в телекоммуникационной библиотеке и представленные в виде цитат
Бекоева Д. Д. Б42 Практическая психология: учеб пособие для студ высш учеб заведений / Д. Д. iconУчебное пособие рассчитано на студентов высших учебных заведе­ний, преподавателей, а также на широкий круг организаторов пред­принимательства, экономистов. Ббк 65. 01 3 © Коллектив авторов, 1999 © «Гуманитарный издательский центр владос»
Экономика предпринимательства: Курс лекций: Учеб пособие Э40 для студ высш учеб заведений. — М.: Гуманит изд центр владос, 2001....
Бекоева Д. Д. Б42 Практическая психология: учеб пособие для студ высш учеб заведений / Д. Д. iconМосква 2006 1
Экономика и управление в здравоохранении : учеб для студ сред мед учеб заведений / Л. А. Зенина, И. В. Шешу- нов, О. Б. Чертухина...
Бекоева Д. Д. Б42 Практическая психология: учеб пособие для студ высш учеб заведений / Д. Д. iconНовые книги, поступившие в библиотеку пвгус в 2009 г
Концепции современного естествознания. Справочное пособие для подготовки к компьютерному тестированию [Текст] : [учеб пособие для...
Бекоева Д. Д. Б42 Практическая психология: учеб пособие для студ высш учеб заведений / Д. Д. iconДля студентов средних профессиональных учебных заведений. Может быть использовано для профориентационной работы с выпускниками школ
Строительство. Введение в специальность : учеб пособие для студ сред проф образования / В. И. Сетков, Е. П. Сер- бин. М. Издательский...
Бекоева Д. Д. Б42 Практическая психология: учеб пособие для студ высш учеб заведений / Д. Д. iconВ апреле-июне 2008 года
Абрамова Г. С. Возрастная психология [Текст] : учеб пособие для студентов вузов по спец. "Психология", "Дошкольная педагогика и психология",...
Бекоева Д. Д. Б42 Практическая психология: учеб пособие для студ высш учеб заведений / Д. Д. iconАминов И. И. Психология делового общения [Текст] : учеб пособие / И. И. Аминов. 4-е изд., стер
Аверин А. Н. Подготовка кадров в системе профессионального образования [Текст] : учеб пособие / А. Н. Аверин; Рос акад гос службы...
Бекоева Д. Д. Б42 Практическая психология: учеб пособие для студ высш учеб заведений / Д. Д. iconБизнес-планирование : учеб пособие для студ учреждений
Московского колледжа градостроительства и предпринимательства А. С. Воловникова; д-р экон наук, профессор Московской финансово-юридической...
Бекоева Д. Д. Б42 Практическая психология: учеб пособие для студ высш учеб заведений / Д. Д. iconГаджинский А. М. Логистика: Учебник для студентов высш и сред спец учеб заведений изд. 4-е, перераб и доп
Тема Современная система рыночного товародвижения: закупки, склады, запасы, транспорт, информация, кадры, сбыт. Характеристика звеньев...
Бекоева Д. Д. Б42 Практическая психология: учеб пособие для студ высш учеб заведений / Д. Д. iconВещунова Н. Л., Фомина Л. Ф. В40 Бухгалтерский учет: Учеб пособие
В40 Бухгалтерский учет: Учеб пособие. М.: Финансы и статис­тика, 2000. 496 с.: ил
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница