Лекция 1 "бизнес план: определения, цель, разработка"




НазваниеЛекция 1 "бизнес план: определения, цель, разработка"
страница1/5
Дата конвертации13.10.2012
Размер0.49 Mb.
ТипЛекция
  1   2   3   4   5




ЛЕКЦИЯ 1

"БИЗНЕС ПЛАН: ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ЦЕЛЬ, РАЗРАБОТКА"

  1. Основные определения.

  2. Цель разработки.

  3. Порядок разработки.


1. Основные определения


Практика планирования в условиях рыночной экономики и современное состояние развития бизнеса как во всем мире, так и на Украине, показала высокую эффективность организации планирования в форме бизнес-планов. Бизнес-план является одним из видов формализированного планирования для успешного развития бизнеса и частного предпринимательства.

Что же такое Бизнес-план?

Дословно «бизнес-план» переводится с английского как план предпринимательской деятельности, предпринимательства и предполагает по крайней мере два слагаемых: бизнес и план.

Современный экономический словарь содержит следующее определение:  «БИЗНЕС-ПЛАН – это программа осуществления бизнес-операции, действий фирмы, содержащая сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности».

Можно сделать вывод о том, что в упрощенном виде бизнес–план – это всё о бизнесе, и это всё, что мы знаём о нём. Однако сформируем более детальное представление. В прикладном смысле бизнес-план — это документ, вырабатываемый новой или действующей компанией, в котором систематизируются основные аспекты намеченного коммерческого мероприятия.

Основные понятия представлены вашему вниманию в таблице 1.1 раздаточного материала, из которой следует, что:

Во-первых, Бизнес-план – это документ, который описывает все главные аспекты деятельности будущего предприятия, анализирует проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяет способы решения этих проблем;

Во-вторых, Бизнес-план – это плановый документ, который описывает все основные аспекты будущей деятельности фирмы в процессе реализации бизнес - идеи на определенном этапе  времени;

В-третьих, Бизнес-план – это технико-экономическое обоснование деятельности предприятий в рыночных условиях, программа его деятельности, которая характеризует модель развития предприятия в будующем;

В-четвертых, Бизнес-план – это План, который должен составить каждый потенциальный (начинающий) предприниматель, где он отображает всю информацию о товаре или услуге, которую собирается предложить на рынке, рыночном потенциале, возможной конкуренции, ресурсах, необходимых для производства (персонал, помещение, оборудование, материалы, техника, и тому подобное), необходимый капитал (инвестиции, операционные ресурсы) и имеющийся капитал, потребности в финансах, запланированную оборотность средств и результаты деятельности как правило на ближайшие 3-5 лет;

В-пятых, Бизнес-план – это Документ, который готовится руководством предприятия (фирмы, компании), готовящегося к продаже (выкупу) или приватизации, в котором обстоятельно характеризуется прошлое, действительное и предполагаемое будущее предлагаемой к выкупу компании, с целью укрепления ее будущего финансового состояния.

Это, на наш взгляд, основные определения данного понятие, но имеется и ряд других (упрощенных), наведенных в таблице, а именно:

- рабочий инструмент предпринимателя для организаций своей работы;

- развёрнутая программа (рационально организованных мер, действий) осуществления бизнес-проекта, предусматривающая оценку расходов и доходов;

- результат исследования и обоснования конкретного направления деятельности фирмы на определённом рынке;

- краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса, важнейший инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющий выбрать наиболее перспективные решения и определить средства для их достижения;

- необходимый в рыночных условиях документ, который описывает все основные аспекты будущего коммерческого предприятия, анализирует все проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяет способы решения этих проблем;

- инструмент технического, организационного, экономического, финансового, управленческого обоснования дела, включая взаимоотношения с банками и инвестиционными, сбытовыми организациями, посредниками, потребителями;

- объективная оценка собственной предпринимательской деятельности предприятия, фирмы и в то же время необходимый инструмент производства продукции в соответствии с потребностями рынка и сложившийся ситуации.


Из данного перечня определений (таб. 1.1) становится очевидным, что бизнес-план по своей сути является документом как для начинающих предпринимателей, так и для действующих малых и крупных предприятий и компаний.

Бизнес-план составляется как для действующего предприятия, так и для нового вида деятельности или продукции, нового предприятия или предпринимателя.

В то же время, он нужен как предпринимателю для начала свого бизнеса, так и руководителю фирмы, акционерам, инвесторам.

Если для предпринимателя Бизнес-план, в общих чертах, включает разрабатываемую цель и задания, которые ставятся на ближайшую и будущую перспективу, информацию о том, как должен развиваться бизнес, то в нем так же должны содержаться все необходимые элементы, которые учитываются действующим предприятием (фирмой), а именно:

тщательный анализ руководства, ее материальных, трудовых, производственных и финансовых ресурсов, а также данные о прошлой деятельности компании и ее текущее положении на рынке;

формы отчета о прибылях и убытках, балансу и отчету о движении наличности с прогнозами на один-три года вперед и детальных прогнозах на более отдаленные сроки;

стратегия развития и поставлены задачи, в соответствии с которыми впоследствии будут анализироваться результаты работы предприятия (фирмы).


Очевидно, что не зависимо от того, кем разрабатывается Бизнес-план и на каком уровне, основное его назначение заключается в развитии субъекта хозяйственной деятельности и получении прибыли. Исходя из этого, основное назначение разработки бизнес-плана заключается в следующем:

открытие предпринимателями нового дела и получение на выполнение проекта необходимых производственных ресурсов и, в первую очередь, денежных средств. Поиск инвесторов требует наиболее тщательного обоснования многих финансовых показателей с учетом существующей степени риска не только во внутренней производственно-хозяйственной деятельности, но и во внешних кредитно-финансовых и банковских структурах.

В упрощенном виде назначение бизнес-плана и его основные элементы представлены на рис. 1.1.


2. Цель разработки


Очевидно, что Бизнес-план составляется для внутренних и внешних целей.

В подавляющем большинстве случаев, так уж сложилось в нашей стране, бизнес-план начинают составлять, когда необходимо привлечь инвестиции. Но дело в том, что это только одна сторона дела, на самом деле он составляется не только для внешних целей.

Внешние цели, для которых составляется бизнес-план - обоснование необходимости привлечения дополнительных инвестиций или заемных средств, демонстрация имеющихся у фирмы возможностей и привлечение внимания со стороны инвесторов и банка, убеждение их в достаточном уровне эффективности инвестиционного проекта и высоком уровне менеджмента предприятия.

Каждый инвестор захочет оценить выгодность инвестирования в предлагаемый инвестиционный проект и оценить соотношение возможной отдачи от проекта и рискованности вложений, а лучший способ для этого - изучить и проанализировать бизнес-план инвестиционного проекта.

Бизнес-план, по сути - визитная карточка инвестиционного проекта. Он дает инвестору ответ на вопрос, стоит ли вкладывать средства в данный инвестиционный проект и при каких условиях он будет наиболее эффективен при допустимой для инвестора степени риска и верности допущений сделанных разработчиком инвестиционного проекта.

Гораздо более важными для предприятия являются внутренние цели, для которых составляется бизнес-план.

Внутренние цели - проверка знаний управляющего персонала, понимания ими рыночной среды и реального положения предприятия на рынке. Очень важны достижение понимания инвестором и администрацией предприятия стратегических целей, характеристик, конкурентной среды, слабых и сильных сторон конкретного инвестиционного проекта, его возможной эффективности при заданных условиях.

Таким образом, составив бизнес-план, Вы сделаете предприятие более эффективным и управляемым, сможете с более высокой точностью прогнозировать ситуацию на будущее.

На Слайде рис. 1.2 представлена основная цель как разработки самого Бизнес-плана, так и общие (внутренние, внешние и сопутствующие (тактические) цели бизнес-планирования – как процесса вообще.

Очевидно, что для предпринимателя основной целью является планирование предпринимательской деятельности на определенный период времени в соответствии с определенной «бизнес-идеей», потребностью рынка, возможностей его ресурсного обеспечения для воплощения бизнес-идеи и получения прибыли.

Данная цель достигается посредством достижения пяти важнейших целей бизнес-планирования:

  • определение уровня жизнеспособности и устойчивости развития бизнеса (предприятия, фирмы);

  • выявление сильных и слабых сторон бизнеса (предприятия, фирмы);

  • конкретизация стратегии развития через систему количественных и качественных показателей;

  • обеспечение поддержки инвесторов и акционеров;

  • снижение рисков предпринимательской деятельности.


Для предпринимателей, которые организуют собственный бизнес Для достижения поставленных целей бизнес-план ориентируется на решение следующих задач (Рис. 1.3):

·  обеспечение более детальной проработки проблемы, которая снижает риск предпринимательской деятельности, то есть служит для самопроверки  возникшей бизнес-идеи;

·  конкретизация перспективы бизнеса в виде системы количественных и качественных показателей будущего развития, оценка хода реализации бизнес-идеи и ее эффективности;

·  получение бесценного опыта планирования, развитие перспективного взгляда на организацию и ее рабочую среду;

·  подготовка документального обоснования бизнеса, которое можно предоставить потенциальным инвесторам для решения вопроса о выделении  кредита или инвестиций.

Исходя из этого определяются основные функции бизнес-плана (рис. 1.4).

В отличие от стратегических и тактических планов, бизнес-план предусматривает проработку вопросов, связанных не со всеми, а с одной целью фирмы.

Кроме того, бизнес-план ориентирован только на развитие, тогда как спектр стратегических альтернатив шире.

Еще одним его отличием является то, что горизонт планирования  пересматривается по мере реализации планов, а бизнес-план имеет четкие временные границы, по окончании которых цель бизнес-плана должна быть достигнута.

Правильно-составленный бизнес-план позволяет предпринимателю извлечь следующие очевидные преимущества в организации свого бизнеса (Рис. 1.5):

      • управлять собственной предпринимательской деятельностью, а не просто реагировать на события;

      • обосновать выгодность предложенного проекта;

      • привлечь возможных контрагентов, важных партнеров;

      • привлечь внимание инвесторов привлекательными возможностями развития производства или услуг и привлечь их деньги;

      • как реальная и последовательная программа - эффективно осуществлять намеченное.


3. Порядок разработки


Порядок разработки и содержания бизнес-плана зависит от величины предприятия (фирмы, компании), характера бизнеса, рынка, экономических, политических факторов и другого.

В то же время, не зависимо от этих факторов, весь процесс бизнес-планирования включает такие этапы (табл. 1.2):

  • Изучение методологии бизнес-планирования на основе литературных источников;

  • Определение целей и главной цели (например – получения инвестиций, максимализация прибыли, привлечение компаньонов, признание акционеров и др.).

  • Определение целевой аудитории, на которую расчитан бизнес-план (читателей бизнес-плана). Это могут быть инвесторы, акционеры, банки, менеджеры высшего уровня руководства.

  • Определение структуры бизнес-плана. Он может быть полным или сокращенным, зависимо от срока планирования.

  • Сбор данных для каждого раздела бизнес-плана. Важнейшее значение для успеха бизнеса имеет маркетинговый анализ, изучение рынка, потенциальных потребителей, возможностей конкурентов, слабых и сильных сторон фирмы и учета этих факторов в бизнес-плане.

  • Составление бизнес-плана. Это важный этап, который дает конечный результат — бизнес-план. Выходными являются показатели объемов продаж и товарной продукции, инвестиций. Практика показывает, что бизнес-план должен составляться фирмой самостоятельно или с помощью консультантов. Написание бизнес-плана на заказ по доверенности имеет ряд недостатков.

  • Экспертиза, изучение бизнес-плана независимым квалифицированным специалистом. Как правило, бизнес-план предоставляется для чтения и экспертизы незаинтересованным лицам высокой квалификации. В процессе на основе экспертизы может быть дана и деловая критика. Устранение недостатков повысит качество бизнес-плана.

Исследование рынка, план маркетинга, оценка возможностей фирмы относительно инвестиций, сроков начала производства, объемов производства, финансовый план, охрана среды является обязательными составляющими бизнес-плана.


Источники

1. http://www.agencija.sokal.lviv.ua/text-biznes_plan.html.

2. http://economic.lviv.ua/resursi/b-znes-plan.html.

3. http://uk.wikipedia.org/wiki.

4. В.А. Горемыкин, Н.В. Нестерова. Энциклопедия бизнес планов. – М, Ось-89, 2003. – 1102 с.

5. В.М. Попов. Бизнес-планирование: Учебник/ Под ред. В.М. Попова, С.И.Ляпунова и С.Г. Молодика. – 2е издание., перераб. И доп. – М.: Финансы и статистика,2006. – 816с.

6. Халтаева С.Р. Бизнес - планирование: Учебное пособие. / Халтаева С.Р., Яковлева И.А. – Улан - Удэ, 2005. – 170с.

7. Любанова Т.П.. Сборник бизнес-планов. Методика и примеры: предпринимательская деятельность, экономическое обоснование инженерных решений в курсовом, дипломном проектировании, диссертационных работах: Учебное и научно-практическое пособие / Под ред. Любановой Т.П., Л.В. Мясоедовой, Олейниковой Ю.А. и др. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2008. – 408с.

8. Черняк В.З. Бизнес-планирование: учебник / В.З. Черняк. – М.: КНОРУС, 2005. – 536с.

9. Пивоваров К.В. Бизнес-планирование: Учебно-методическое пособие. 7-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. – 164с.


ЛЕКЦИЯ 2

"СТРУКТУРА БИЗНЕС-ПЛАНА"

  1. Требования к оформлению бизнес-плана и его обязательные реквизиты.

  2. Структура бизнес-плана.


1. Требования к оформлению бизнес-плана

и его обязательные реквизиты


В обобщенном виде построение бизнес-плана зависит от вида бизнеса, цели, характера продукции, рынка, возможностей, интересов и ряда других факторов.

Большинство ученых-преподавателей, издающих учебные пособия, и источники Интернета утверждают о том, что стандарта бизнес-плана не существует. С нашей точки зрения, такое мнение является ошибочным и порождает хаос при составлении бизнес-планов начинающими предпринимателями и снижает их качественную сторону.

Опыт изучения бизнес-планирования – как процесса в Украине, начавшегося в период развития рыночной экономики и приватизации, позволяет говорить о том, что еще в мае 1994 года Фондом Государственного Имущества Украины (ФГИУ) было разработано и утверждено Приказом ФГИУ № 301 от 26.05.94, и зарегистрировано в Министерстве юстиции Украины за № 251/461 14 октября 1994 г. Положение о типовом бизнес-плане, которое, к сожалению, утратило действенность на основе Приказа того же ФГИУ за № 886 от 15.08.1997 года.

Обратите внимание на данное Положение (Приложение 2.1). Безусловно, среди всех перечисленных в первой лекции целей разработки Бизнес-плана, данное Положение касается лишь ее немногих – приватизации государственного предприятия (или отдельного его подразделения, привлечения данным предприятием потенциальных инвесторов и (или) создание совместного предприятия с участием государства и иностранных инвесторов). Но, в то же время, по нашему мнению данное Положение превосходит все рекомендуемые в учебниках и источниках Интернета требования к разработке, наполнению и структурированию, и на это мы обратим более подробное внимание при изучении структуры бизнес-плана.

Исходя из данного Положения, точек зрения ученых-преподавателей и источников Интернета следует, что бизнес-план полного объема при любом варианте его составления может иметь следующие элементы:

  • Титульный лист.

  • Резюме.

  • Содержание. (Рис. 2.1.).


Оформление бизнес-плана свегда начинается с подготовки титульного листа, на котором содержится:

-информация об авторе проекта (фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес, телефон, факс,

-идентификационный номер и (или) паспортные данные,

-название документа, его главная идея (сфера деятельности, форма собственности) и цель.

Для юридических лиц, как, например в случае с назначением бизнес-плана по вышеупомянутому Положению (приложение 2.1), на титульном листе обязательно указываются:

-полное и сокращенное названия предприятия;

-его юридический адрес;

-код по общему классификатору предприятий и организаций (ОКПО);

-номер и дата государственной регистрации;

-полное название и юридический адрес объединения (ассоциации, концерна и тому подобное), в состав которого входит предприятие;

-форма собственности и правовой статус;

-перечень основателей и размера их частей в уставном капитале;

-обоснование предложенной покупателем организационно-правовой формы и перспектив ее последующего изменения (в случае, если покупатель имеет такие намерения).

Титульный лист должен иметь короткое название, дату подготовки, должен содержать предупреждение о том, что содержание не подлежит разглашению.


Как правило, бизнес-план сопровождается резюме (см. Рис. 2.2).

Общепринятым считается то, что Резюмé (фр. “résumé” або лат. “curriculum vitae” (CV) - документ, который содержит информацию об опыте работы, чаще всего используется во время приема на работу. Цель резюме - заинтересовать работодателя своей кандидатурой.

В нашем же случае, резюме – ключевая часть документа, его  “визитная карточка“, которая  сжато дает представление  инвестору о бизнес-идее и последствиях ее реализации. Поэтому от данного раздела во многом зависит, будет ли дальше более детально рассмотрен бизнес-план.

Многие кредиторы и инвесторы любят читать краткое содержание бизнес-плана, т.е. резюме, объем которого не должен превышать трех-четырех листов. Это дает им возможность увидеть важные особенности и преимущества данного проекта перед другими проектами. По содержанию резюме инвестор часто судит о том, стоит ли ему терять время и читать бизнес-план до конца, поэтому необходимо четко и весьма убедительно изложить основные положения предлагаемого проекта, чтобы кредиторы и инвесторы смогли получить ответы на вопросы: «Что они получат в случае успешной реализации этого бизнес-плана?» и «Каков риск потери ими денег?»

Для ответа на поставленные вопросы в этом разделе бизнес-плана определяются все направления и сферы деятельности фирмы. Границами сфер деятельности могут служить производимые товары, существующие сегменты рынка и технологические возможности самой фирмы. После определения сфер и направлений деятельности по каждому из них фирма устанавливает цели, к которым она стремится. Этими целями могут быть увеличение доли фирмы на сложившихся рынках до определенной величины или повышение общего объема продаж в несколько раз, увеличение роста чистого дохода, увеличение доли сервисных услуг или повышение качества продукции, а также снижение срока освоения новых видов продукции, проникновение на рынки и вытеснение старых товаров.

В конце резюме отражаются финансовые результаты, которые ожидаются от проекта в будущем.

Особенностью этого раздела является то, что он складывается по итогам разработки бизнес-плана.

Таким образом можно подытожить, что этот раздел должен содержать в концентрированном виде основное содержание бизнес-идеи и ожидаемые результаты  ее реализации:

  •   коротко   изложенную суть проекта;

  •   сжатое описание основных параметров проекта (ожидаемый спрос, необходимые средства и пути их получения, эффективность проекта).

В том случае, если бизнес-план составляется для участия в приватизационном процессе, юридическим лицом готовится сжатая историческая справка деятельности предприятия (см. Приложение 2.1), в которой подается информация о:

-специализации деятельности предприятия;

-перечень основных видов продукции и услуг;

-отмечаются объемы производства;

-наводится описание земельного участка и производственных площадей;

-содержаться общие выводы относительно состояния предприятия.

Не смотря на то, что Резюме имеет ограниченный объем, для его восприятия инвестором в этом разделе необходимо дать четкое определение и описание тех видов продукции или услуг, которые будут предложены на рынок. Следует указать некоторые аспекты технологии, необходимой для производства продукции.

При описании основных характеристик продукции делается акцент на тех преимуществах, которые эта продукция несет потенциальным покупателям, а не на технических подробностях. Детальная информация технологического процесса может быть дана в приложении.

Очень важно подчеркнуть уникальность или отличительные особенности продукции или услуг. Это может быть выражено в разной форме: новая технология, качество товара, низкая себестоимость или какое-то особенное достоинство, удовлетворяющее запросам покупателей. Также необходимо подчеркнуть возможность совершенствования данной продукции.

В этом разделе следует описать имеющиеся патенты или авторские права на изобретение или привести другие причины, которые могли бы воспрепятствовать вторжению конкурентов на рынок. Такими причинами могут быть, например, эксклюзивные права на распространение или торговые марки.

Тот, кто читает резюме должен получить общее представление о бизнес-плане. Настоящий документ всегда складывается для каждого конкретного случая. Резюме пишется лаконично, конкретно, правдиво.


Подытоживая вышеизложенное, можно четко сказать, что обязательными реквизитами бизнес-плана являются рассмотренные титульный лист, основное содержание (сама структура бизнес-плана) и сопровождающий документ – резюме, которые имеют определенные требования к оформлению (Рис. 2.2).

В тоже время, по мнению большинства практиков – специалистов в области бизнес-планирования, основное содержание бизнес-плана должно раскрыть такие вопросы, как:

• характеристика организационно-правовой формы предприятия;

• финансовые расходы на создание предприятия;

• описание товара (продукции, услуг), его сравнительная характеристика;

• план маркетинга (реклама, пути реализации);

• организационный план (кадровое обеспечение);

• финансовый план.


Бизнес-планы разных предприятий будут отличаться деталями.

Например:

Для производственных предприятий – большое значение имеют технология производства, совместимость оборудования, инвестиции, планирования производства;

Для торговых предприятий – местоположение и качество помещений, снабжения, и доставка товара.

Для фирмы по предоставлению услуг – потребность в персонале с определенной квалификацией, средствах связи, доставке.

Объем бизнес-плана также может быть разным, поскольку зависит от потребностей фирмы. Обычно, сжатый вариант исполняется в пределах 4-10 страниц.

Бизнес-план малого предприятия, например, парикмахерской на 2 кресла, будет намного короче от аналогичного документа большего предприятия, основанного с привлечением иностранных инвестиций.

Однако в бизнес-плане обязательно должны быть отображены основная идея, цель бизнеса, специфика предпринимательской деятельности, организационная и производственная структура, стратегия финансирования, предложения, по инвестициям, перспективы развития.


В связи с вышеизложенным необходимо подробно рассмотреть структуру бизнес-плана с раскрытием основных тренований к её содержанию по разделам.

  1   2   3   4   5


Похожие:

Лекция 1 \"бизнес план: определения, цель, разработка\" iconЛекция 1 "бизнес план: определения, цель, разработка"
Документ, который готовится руководством предприятия (фирмы, компании), готовящегося к продаже (выкупу), в котором обстоятельно характеризуется...
Лекция 1 \"бизнес план: определения, цель, разработка\" iconБизнес-план журнала Телефон: +7 (495) 9692718
Цель бизнес-плана – создание делового журнала и разработка его финансовой модели
Лекция 1 \"бизнес план: определения, цель, разработка\" iconБизнес-план радиостанции
Цель бизнес-плана радиостанции – разработка бизнес-модели радиостанции и определение финансовых
Лекция 1 \"бизнес план: определения, цель, разработка\" iconЛекция 13. Практики развития 77 Лекция 14. Управление временем 84 Лекция 15. Когнитивная навигация: поиск и получение информации 93 Лекция 16. Организация команды 97 3 Введение Дисциплина «Практическая антропология»
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Лекция 1 \"бизнес план: определения, цель, разработка\" iconБизнес-план предприятия биогумуса
Цель бизнес-плана – разработка бизнес-модели предприятия по производству биогумуса и определение
Лекция 1 \"бизнес план: определения, цель, разработка\" iconБизнес-план стратегического развития спортивного клуба. Назначение бизнес-плана. Данный бизнес план составлен для определения и решения стратегических и тактических задач развития и расширения спортивного клуба «Бельфор»
Данный бизнес план составлен для определения и решения стратегических и тактических
Лекция 1 \"бизнес план: определения, цель, разработка\" iconНазначение и цель выполнения работ
Термины и определения
Лекция 1 \"бизнес план: определения, цель, разработка\" iconЛекция 2 Методологии
Основная цель такого процесса отделить успешные практики разработки и сопровождения по от конкретных людей, умеющих их
Лекция 1 \"бизнес план: определения, цель, разработка\" iconБизнес-план
Описание, характеристики: Разработанный бизнес-план отражает коммерческую привлекательность разработки, особенность организации производства,...
Лекция 1 \"бизнес план: определения, цель, разработка\" iconБизнес-план разработка и представление
Простой Бизнес-план с маркетингом и дополнительной информацией, предоставленными
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница