Учебно-методический комплекс дисциплины Экономика и менеджмент сми для студентов факультета журналистики




Скачать 133.14 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины Экономика и менеджмент сми для студентов факультета журналистики
Дата конвертации13.10.2012
Размер133.14 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс



Учебно-методический
комплекс дисциплины



Экономика
и менеджмент СМИ



Для студентов факультета журналистики



Москва

Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова

2008

УТВЕРЖДЕНО

кафедрой теории и практики

периодической печати


С о с т а в и т е л ь – д-р полит. наук, проф.,
член Союза журналистов России
А.С. Шилов


Учебно-методический комплекс дисциплины «Экономика и менеджмент СМИ». – М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова. – 10 с.


Подготовлен на факультете журналистики.


Программа соответствует требованиям

Государственного образовательного стандарта


© Шилов А.С., 2008

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ изучения дисциплины



Цель изучения дисциплины: сформировать у студента понимание сущности экономических проблем и тенденций современного медиа-бизнеса, раскрыть основные черты и специфику управленческих процессов в журналистике.

Основные задачи изучения дисциплины – помочь студентам:

– видеть современную журналистику как часть духовного производства;

– иметь представление о журналистской информации как товаре;

– оценивать влияние государственных и финансово-предпринимательских структур на деятельность СМИ;

– понять основы и сущность финансовой деятельности редакций;

– овладеть основами и приемами редакционного менеджмента;

– осознать рыночный характер и экономические основы труда журналиста.


По окончании курса студент должен:

– свободно разбираться в системе понятий и терминов экономики и менеджмента СМИ;

– знать основные экономические предпосылки и условия становления и функционирования СМИ;

– знать основы редакционного менеджмента;

– знать сущность редакционной финансовой, рекламной, тиражной политик редакции;

– уметь строить оптимальную структуру управления редакционным коллективом печатных СМИ;

– понимать необходимость социального регулирования информационной деятельности СМИ;

– иметь практические навыки решения управленческих проблем функционирования печатных периодических изданий;

– уметь использовать полученные знания при анализе финансовых проблем и управленческих конфликтов;

– уметь определять экономическое состояние и перспективы деятельности редакции и периодического издания;

– иметь практические навыки решения экономических проблем функционирования печатных периодических изданий.


Программа1




Тема 1. Экономика СМИ и журналистика. Информационный рынок


Экономика СМИ как область практической деятельности. Экономическая структура общества и СМИ. Отражение экономических проблем общества в печатных изданиях. Роль экономического фактора в журналистике и обеспечении функционирования СМИ. Экономика СМИ как предмет. Система понятий и терминов экономической инфраструктуры журналистики.

Журналистика как разновидность духовного производства. Специфика информации как товара. Закономерности формирования и развития информационного рынка. Структура информационного рынка. Особенности рынка различных СМИ. Территориальные аспекты рыночной среды. Рынок периодических изданий. Журналистская информация как товар на информационном рынке.

Тема 2. Правовые и экономические факторы информационного бизнеса


Проблемы собственности в информационном бизнесе. Экономическая база периодического издания. Организационно-правовые формы ведения информационного бизнеса. СМИ как информационно-коммерческие предприятия. Правовые, экономические и организационно-творческие предпосылки становления и функционирования периодических изданий. Регистрация СМИ. Экономические отношения учредителя, владельца, издателя и редакции. Лицензирование СМИ. Воспитание экономического мышления у руководителей и сотрудников редакции.

Тема 3. Финансовый капитал на информационном рынке


Российский капитал на информационном рынке. Процесс концентрации СМИ. Издательско-производственное объединение. Издательский дом. Информационно-издательская компания. Информационный холдинг. Финансово-информационный концерн. Проблемы монополизации информационного рынка. Взаимодействие СМИ с банками. Иностранный капитал на российском информационном рынке.

Тема 4. Государственное регулирование медиа-сферы
в условиях рыночной экономики


СМИ как субъект и объект государственной информационной политики. Информационная политика как часть социальной политики государства. Доступ к информации как социально-экономическая проблема. Возможности и пути государственного воздействия на состояние и качество услуг на информационном рынке. Государственное регулирование информационных процессов в странах с развитой рыночной экономикой. Государственные и муниципальные СМИ. Государственный протекционизм над СМИ в условиях рыночной экономики.

Задачи и функции Министерства по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций РФ. Компетенция МПТС. Структура министерства и его территориальные органы.

Тема 5. Основы редакционного менеджмента


Понятие редакционного менеджмента, его особенности, цели и задачи. Производственный и финансовый менеджмент. Кадровый менеджмент. Структура и организация редакционного менеджмента. Менеджер в редакции: функциональные обязанности и специализация.

Бизнес-план в системе редакционного планирования. Цель, предмет и виды бизнес-плана. Структура бизнес-плана.

Ответственность менеджера за обеспечение существования издания. Менеджмент и закон.

Тема 6. Управление редакционным коллективом


Организационная структура редакционного коллектива и управление редакцией. Методы управления редакцией. Устав редакции. Правила внутреннего распорядка редакции. Служебная этика. Главный редактор и творческий коллектив.

Редакционные и приредакционные структуры. Правовые и экономические основы их деятельности. Формы и методы коммерческой деятельности редакции.

Тема 7. Основы редакционно-издательского маркетинга


Понятие маркетинга. Редакционно-издательский маркетинг: особенности, цели, задачи. Служба маркетинга. Планирование маркетинга и его методы. Маркетинговые прогнозы. Реклама издания. PR-акции. Пробный номер. Маркетинговая кампания. Бюджет маркетинга.

Изучение рынка периодических изданий. Исследование рынка потребителей. Поиск целевой аудитории. Конкуренция на рынке периодических изданий. Наблюдение за своим изданием и возможности корректировки его информационной деятельности. Финансовые аспекты маркетинга новых изданий.

Тема 8. Финансовая политика редакции


Финансовая основа деятельности СМИ. Стартовый капитал. Уставный капитал. Основные фонды редакции. Оборотный капитал. Источники финансирования СМИ. Налоги. Дотации и спонсирование редакции. Кредиты. Акции.

Тема 9. Бюджет редакции


Бюджет и баланс периодического издания. Бюджетный дефицит и методы его ликвидации.

Расходная часть бюджета. Общередакционные расходы. Фонд оплаты труда. Издательские расходы. Производственные расходы. Типографские расходы. Издержки распространения. Налоги.

Доходная часть бюджета. Выручка от реализации тиража. Издательская деятельность редакций. Доходы от дочерних изданий. Коммерческая деятельность редакции.

Тема 10. Ценовая и рекламная политика редакции


Ценовая политика редакции. Стоимость номера. Реклама в периодическом издании. Рекламная политика редакции. Система публикации рекламных материалов: универсальная, специализированная, смешанная. Скрытая реклама.

Тема 11. Распространение изданий. Тиражная политика СМИ


Распространение периодического издания. Служба распространения и организация ее работы в редакции.

Оптимальный тираж издания. Тиражная политика. Структура тиража. Выручка от реализации тиража. Ценовая политика и тираж издания. Тиражный аудит.

Тема 12. Экономические основы труда журналиста


Журналист в редакционном коллективе. Профессиональные требования и ответственность журналиста. Универсальность и специализация в журналистской работе. Мотивация журналистского труда. Экономические методы регулирования труда журналиста. Система и формы оплаты труда. Экономические факторы в творчестве журналиста.

Творческое соревнование и конкуренция в редакции. Формы и методы оплаты труда журналистов и стимулирования сотрудников редакции. Самомаркетинг журналиста. Проблемы социальной защиты журналиста в рыночных условиях.

Тема 13. Правовые и этические основы редакционного менеджмента


Законодательная база редакционного менеджмента. Экономическая целесообразность соблюдения юридических норм в информационном бизнесе и журналистской деятельности. Экономические потери издания, возникновение угрозы его существования и банкротство как следствие нарушения законодательства о СМИ.

Экономические факторы как основа соблюдения этических норм в медиа-бизнесе и журналистике. Моральные основы взаимодействия главного редактора, менеджеров, журналистов и сотрудников редакции. Соблюдение нравственных норм как основание эффективности и действенности журналистских выступлений.

Соблюдение правовых и этических норм как основа позитивного имиджа издания.

Учебные задания к семинарским занятиям

Тема 1. Социально-экономические аспекты создания
и функционирования периодического издания


Вопросы для обсуждения

  1. Каков порядок регистрации СМИ?

  2. Каковы причины миграции в журналистской среде?

  3. Работают ли в российских условиях процедуры самомаркетинга журналистов?

  4. В чем регулирующая роль социальных институтов и каковы инструменты, регламентирующие предпринимательство в информационной сфере?

  5. Влияет ли общественное мнение на деятельность СМИ и их финансовое благополучие?

Формы текущего контроля знаний: опрос, анализ информационных ситуаций.

Формы контроля самостоятельной работы: анализ газетных публикаций и материалов электронных СМИ.

Тема 2. Бизнес-план издания


Вопросы для обсуждения

  1. Какие организационно-правовые формы юридического лица редакции наиболее эффективны?

  2. В чем цель, предмет бизнес-плана?

  3. Каковы основные элементы в структуре бизнес-плана?

  4. Чем различаются виды бизнес-плана?

  5. Нужен ли бизнес-план экономически устойчивому периодическому изданию?

  6. Какова роль бизнес-плана в системе редакционного планирования?

Формы текущего контроля знаний: разбор выполнения заданий для самостоятельной работы.

Формы контроля самостоятельной работы: решение ситуационных задач.

Тема 3. Конкурентоспособность печатного издания в рыночной экономике


Вопросы для обсуждения

  1. Нужна ли конкуренция СМИ на информационном рынке?

  2. Какие факторы способствуют победе в конкурентной борьбе?

  3. Как найти оптимальную информационную нишу для вновь создаваемых СМИ?

  4. Что несет журналистике процесс монополизации СМИ?

  5. Может ли иметь место профессиональная солидарность журналистов конкурирующих изданий?

  6. От чего зависит имидж периодического издания?

  7. Что такое брэнд издания или программы?

Формы текущего контроля знаний: опрос, тестовый контроль.

Формы контроля самостоятельной работы: сообщение по теме семинара.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ


  1. Определите состав какого-либо сегмента информационного рынка в вашем регионе.

  2. Проанализируйте роль СМИ в обеспечении предпринимательства.

  3. Опишите порядок регистрации СМИ.

  4. Найдите информационную нишу для учреждения газеты в выбранном вами рыночном сегменте.

  5. Проанализируйте наличие конкурентов в выбранной вами области информационной деятельности.

  6. Дайте анализ рекламной политики одного из периодических изданий.

  7. Подготовьте бизнес-план, для создания нового периодического издания.

  8. Разработайте план маркетинга, который можно предложить одному из периодических изданий.

  9. Предложите механизм проведения тиражного аудита газеты или журнала.

  10. Предложите оптимальную структуру редакционного коллектива районной газеты или другого издания.

  11. Попытайтесь проанализировать эффективность редакционного менеджмента периодического издания.

  12. Выясните, как ценовая политика редакции сказывается на определении отпускной, каталожной и подписной цены издания.



вопросы для подготовки к зачету


  1. Информация как товар.

  2. Информационный рынок.

  3. Правовые основы информационного бизнеса.

  4. Экономические предпосылки информационного бизнеса.

  5. Экономические факторы в творчестве журналиста.

  6. Российский капитал на информационном рынке.

  7. Иностранный капитал на информационном рынке России.

  8. Источники финансирования СМИ.

  9. Редакционно-издательский маркетинг: понятие, цели, направления.

  10. Изучение рынка периодических изданий.

  11. Методы изучения конкурентной среды.

  12. Планирование маркетинга.

  13. Методы маркетинга.

  14. Служба маркетинга в СМИ.

  15. Маркетинговая политика СМИ.

  16. Структура бизнес-плана редакции.

  17. Финансовая политика редакции.

  18. Основные направления ценовой политики редакции.

  19. Тиражная политика редакции.

  20. Тиражный аудит. Проблемы и перспективы.

  21. Рекламная политика СМИ.

  22. Издательская деятельность редакции.

  23. Коммерческая деятельность СМИ.

  24. Структура бюджета редакции.

  25. Расходная часть бюджета редакции.

  26. Доходная часть бюджета редакции.

  27. Прибыль редакции.

  28. Анализ процессов концентрации СМИ.

  29. Особенности редакционного менеджмента.

  30. Кадровый менеджмент в редакции.

  31. Структура редакции печатного СМИ.

  32. Проблемы редакционной собственности.

  33. Управление редакционным коллективом.

  34. Экономическая основа труда журналиста.

  35. Имидж периодического издания.

  36. Стратегия и тактика распространения продукции СМИ.

  37. Самомаркетинг как условие становления журналиста.

  38. Руководитель и редакционный коллектив.

  39. Служебная этика и ее роль в регулировании отношений в редакции.

  40. Истоки миграции в журналистской среде.

  41. Факторы рыночной привлекательности СМИ для рекламодателей.

  42. Государственная поддержка СМИ.

  43. Методы государственного регулирования деятельности СМИ.

  44. Правовые и этические проблемы управления коллективом редакции.



литература


Конституция РФ.

Гражданский кодекс РФ.

Закон РФ «О средствах массовой информации».

Вартанова Е. Медиаэкономика зарубежных СМИ. – М.: Аспект-Пресс, 2003.

Ворошилов В.В. Журналистика и рынок: Проблемы маркетинга и менеджмента СМИ. – СПб., 2004.

Ворошилов В.В. Журналистика. – СПб., 2005.

Грабельников А.А. Работа журналиста в прессе. – М.: РИП-холдинг, 2001.

Гуревич С.М. Газета и рынок: как добиться успеха. – М., 1998.

Гуревич С.М. Экономика средств массовой информации. – М., 2001.

Гуревич С.М. Экономика отечественных СМИ. – М., 2004.

Евстафьев В.А., Ясонов К.П. Введение в медиапланирование. – М.: НАТ, 1998.

Кулев В.С. Деловая пресса России. – М., 1996.

Назайкин А.Н. Рекламная служба газеты. Структура. Принципы. Функции. – М., 1996.

Налогообложение деятельности СМИ. – М.: Галерия, 2004.

Регистрация СМИ. Типовые уставы. – М.: Юридический МИР, 2006.

Саморегулирование журналистского сообщества. Опыт. Проблемы. Перспективы становления в России. – М.: Галерия, 2004.

Шилов А.С. Управление средствами массовой информации. – М.: Изд-во МГСУ, 2003.

Щепилова Г.Г. Реклама в экономической структуре СМИ. – М.: Медиа МИР, 2006.

Журналы: «Экономика и менеджмент СМИ», «Журналист».

1 В программе использованы материалы факультета журналистики МГУ для соответствующего курса.


Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины Экономика и менеджмент сми для студентов факультета журналистики iconУчебно-методический комплекс дисциплины основы журналистики для студентов факультета журналистики
Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы журналистики» / А. С. Шилов, О. А. Воронова, Л. Г. Свитич. – М. Импэ им. А. С. Грибоедова,...
Учебно-методический комплекс дисциплины Экономика и менеджмент сми для студентов факультета журналистики iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Экономика предприятия (организации, фирмы)» составлен в соответствии с государственными стандартами и учебными планами специальностей: «Мировая экономика»,
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов экономического факультета и факультета управления заочной формы обучения
Учебно-методический комплекс дисциплины Экономика и менеджмент сми для студентов факультета журналистики iconУчебно-методический комплекс дисциплины микроэкономика для студентов экономического факультета
Учебно-методический комплекс дисциплины «Микроэкономика» / сост. Т. А. Борисовская. – М. Импэ им. А. С. Грибоедова, 2009. – 10 с
Учебно-методический комплекс дисциплины Экономика и менеджмент сми для студентов факультета журналистики iconУчебно-методический комплекс включает в себя программу курса
Основы журналистики. Организация работы редакции сми : учеб метод комплекс для студентов фак журналис
Учебно-методический комплекс дисциплины Экономика и менеджмент сми для студентов факультета журналистики iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности 080507 «Менеджмент организаций»
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Внутрифирменное планирование» составлен в соответствии с требованиями к уровню подготовки...
Учебно-методический комплекс дисциплины Экономика и менеджмент сми для студентов факультета журналистики iconЭкономика и менеджмент сми типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности
А. В. Потребин, доцент кафедры социологии журналистики факультета журналистики Белорусского государственного университета, кандидат...
Учебно-методический комплекс дисциплины Экономика и менеджмент сми для студентов факультета журналистики iconПрограмма дисциплины основы журналистики : система организации и функционирования сми. Введение в специальность цикл опд специальность: 030601. 65-«Журналистика»
Утверждена Учебно-методической комиссией факультета журналистики и социологии кгу
Учебно-методический комплекс дисциплины Экономика и менеджмент сми для студентов факультета журналистики iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности 08. 01. 02 «Мировая экономика» специализации «Международный бизнес»
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 08. 01. 02 «Мировая экономика»
Учебно-методический комплекс дисциплины Экономика и менеджмент сми для студентов факультета журналистики iconУчебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина
Э экономика предприятий швейного производства [Текст] : Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: В. А вдовина; Бийский пед...
Учебно-методический комплекс дисциплины Экономика и менеджмент сми для студентов факультета журналистики iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности 080507 «Менеджмент организаций»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов специальности «Менеджмент организаций»
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница