1. содержание, история, культура и виды предпринимательства природа, сущность и условия предпринимательской деятельности




Скачать 244.79 Kb.
Название1. содержание, история, культура и виды предпринимательства природа, сущность и условия предпринимательской деятельности
Дата конвертации13.10.2012
Размер244.79 Kb.
ТипПрограмма

СБОРНИК

МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ


по курсу


ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО


Для студентов экономического факультета


Москва

Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова

2000


УТВЕРЖДЕНО

кафедрой «Общие экономические дисциплины»


С о с т а в и т е л и: д-р экон. наук, проф. М.З. Ильчиков

канд. экон. наук, доц. А.Б. Можаев


Сборник методических материалов по курсу «Предпринима-тельство». М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2000. 20 с.


Подготовлен на экономическом факультете.


© Ильчиков М.З., 2000

© Можаев А.Б., 2000


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА




Переход к рыночной экономике и юридическое признание частной собственности побудили развитие активной предпринимательской деятельности в России, представляющей собой сложный производственно-хозяйственный механизм.

Функционирование предприятия как субъекта рыночных отношений протекает в конкурентной среде товаропроизводителей, создающей благоприятные условия для развития и являющейся движущей силой социального и экономического прогресса.

Задача курса – дать студентам представление о механизме работы предприятия, сути и движущей силе конкуренции, построении взаимоотношений предпринимателя с хозяйствующими партнерами, ответственности предпринимателя, предпринимательской тайне и культуре предпринимательства, рисках в деятельности предпринимателя, путях достижения финансовой устойчивости, реализации ценовой и дистрибутивной политики предприятия, порядке подготовки собственного дела.

Практическая цель курса заключается в том, что он поможет студентам комплексно овладеть основами предпринимательской деятельности, охватывающими различные аспекты экономических и управленческих знаний, внесет вклад в подготовку современных кадров для работы в рыночных условиях.


ПРОГРАММА




Тема 1. СОДЕРЖАНИЕ, ИСТОРИЯ, КУЛЬТУРА И ВИДЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА


Природа, сущность и условия предпринимательской деятельности.

История возникновения предпринимательства: зарождение и этапы развития.

Процесс предпринимательства. Классификация предпринимательской деятельности по: видам, формам собственности имущества, количеству собственников. Особенности развития предпринимательства в России и за рубежом.

Деловая и профессиональная этика. Правила делового общения. Характерные черты предпринимателя. Основные проблемы, стоящие перед предпринимателем, и оценка предпринимательских качеств.

Виды предпринимательской деятельности: производственное, коммерческое, финансовое, консультативное предпринимательство. Привлекательность сферы деятельности.


Тема 2. СРЕДА И ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВАЯ ФОРМА ПРЕДПРИЯТИЯ


Способы создания предприятий. Рыночная модель предприятия.

Внешняя среда предприятия: макросреда и непосредственное окружение. Факторы, определяющие отдельные виды сред и макросреду в целом. Непосредственное окружение: основные факторы влияния.

Внутренняя среда предприятия. Подсистемы, обеспечивающие процесс преобразования. Структуры, процессы и функции на предприятии.

Право собственности и функции собственника. Понятие физического и юридического лица. Коммерческая и некоммерческая организации как виды существования юридического лица. Сущность, классификация и особенности организационно-правовых форм хозяйствования юридических лиц.


Тема 3. РИСК В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ

И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ТАЙНА


Виды конкуренции и их признаки. Основные модели рынка. Система государственного антимонопольного регулирования.

Виды рисков в деятельности фирмы. Распределение риска между участниками. Учет рисков при финансировании проектов. Страхование рисков. Пути и методы снижения риска.

Понятие и содержание предпринимательской тайны. Сведения, подлежащие обязательной публикации в средствах массовой информации. Сведения, не представляющие коммерческой тайны.


Тема 4. РЫНОК И ТОВАР


Сущность и содержание маркетинга и его роль в современном бизнесе. Виды рынков в условиях маркетинговой деятельности. Задачи интегрированного маркетинга. Концепция маркетинга. Принципы маркетинга.

Изучение потребителей и выявление потребностей.

Изучение возможностей предприятия.

Объекты и критерии сегментации рынка. Процесс сегментации. Выбор целевого рынка предприятия. Проникновение на рынок.

Понятие, функции и цели рекламы. Общие принципы рекламы. Рекламные обращения и каналы их распространения. Эффективность рекламы. Коммуникационный и коммерческий эффект. Фирменный стиль в рекламной деятельности.

Товар в маркетинговом понимании. Классификация товаров по их назначению. Жизненный цикл товара на рынке и варианты действий предпринимателя на различных стадиях жизненного цикла. Виды жизненных циклов товаров на рынке.

Классификация инноваций и основные этапы разработки нового товара. Оценка инновационных проектов и инновационная политика.


Тема 5. ЦЕНОВАЯ И ДИСТРИБУТИВНАЯ ПОЛИТИКА

ПРЕДПРИЯТИЯ


Цели ценовой политики исходя из стратегических целей предпринимательской деятельности. Этапы разработки ценовой политики.

Функции спроса и предложения от цены. Объемы спроса и предложения. Ценовая эластичность. Ценообразующие факторы. Государственное регулирование.

Бухгалтерские и предпринимательские, постоянные и переменные издержки. Практическая ценность классификации издержек. Совокупные, предельные средние издержки и их изменения на различных стадиях жизненного цикла.

Выбор цели в ценовой политике. Методы установления цен товаров. Ценообразование в условиях инфляции.

Сбыт и продажа: единство и различие. Каналы сбыта. Участники сбыта. Организация товародвижения. Стимулирование сбыта.

Понятие и правила продажи. Принципы эффективной продажи.


Тема 6. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ


Предприниматель и руководитель. Место управления в предпринимательской деятельности. Сущность и структура процесса управления. Основные управленческие действия.

Планы и их роль в деятельности предприятия. Типы планов и виды планирования.

Назначение организационной деятельности. Основные принципы структуризации, виды структур.

Концепции стиля и эффективность руководства. Мотивация организационного поведения.

Сущность, принципы и виды контроля. Этапы контроля.


Тема 7. ОЦЕНКА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

И ЕГО РАБОТА НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ

И С КРЕДИТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ


Сущность и назначение финансового анализа. Методы и инструментарий анализа.

Предварительная (общая) оценка финансового состояния предприятия и изменения его финансовых показателей. Оценка платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия. Оценка кредитоспособности предприятия и ликвидности его баланса.

Анализ финансовых результатов предприятия. Анализ эффективности использования оборотных активов.

Виды и формы кредитов, предоставляемых предпринимателю. Основные признаки кредитов. Условия предоставления кредитов и этапы кредитования. Организационно-экономические основы кредитования.

Ценные бумаги. Предприятие как эмитент и инвестор ценных бумаг. Выплата дивидендов. Права и обязанности акционеров. Инвестиционный портфель предприятия.


Тема 8. ОРГАНИЗАЦИЯ СОБСТВЕННОГО ДЕЛА


Порядок и способы создания нового предприятия.

Разработка технико-экономического обоснования.

Бизнес-план и его содержание. Цели, характеристика и используемые показатели отдельных разделов бизнес-плана. Международная практика обоснования проектов.

Стадии развития предпринимательской фирмы. Создание организма управления предприятием.


ЛИТЕРАТУРА



Нормативная

  1. Гражданский кодекс РФ. – Ч. I. – М.: Юрид. лит., 1994.

  2. Гражданский кодекс РФ. – Ч. II. – М.: Юрид. лит., 1996.

  3. Кодекс законов о труде РСФСР. Официальный текст по состоянию на 10.03.96. – М.: ИНФРА.М-НОРМА, 1996.

  4. Налоговый кодекс РФ. – Ч. I. – М.: НИПКЦ ВОСХОД, 1999.

  5. Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.99.

  6. Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства» от 12.05.95.


Основная

  1. Предпринимательство: Учеб. для вузов / Под ред. В.Я. Горфинкеля, Г.Б. Поляка, В.А. Швандара. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999. – 475 с.


Дополнительная

  1. Абрамова М.А., Александрова Л.С. Финансы, денежное обращение и кредит: Учеб. пос. – М.: ИМПЭ, 1996. – 136 с.

  2. Бусыгин А.В. Предпринимательство: Учеб. – М.: Дело, 1999. – 640 с.

  3. Веснин В.Р. Основы менеджмента. – М.: ИМПЭ, 1999. – 480 с.

  4. Ворст Й., Ревентлоу П. Экономика фирмы: Учеб. / Пер. с датск. А.Н.Чеканского, О.В. Рождественского. – М.: Высш. шк., 1994. – 272 с.

  5. Галаган А.А. История предпринимательства российского от купца до банкира. – М.: Ось-89, 1997.

  6. Гемерлинг Г., Кондратьев С., Ломакин О. Практический курс предпринимательства. Самоучитель. – М.: Лаборатория базовых знаний, 1999. – 304 с.

  7. Грузинов В.П. и др. Экономика предприятия: Учеб. для вузов / Под ред. В.П. Грузинова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999. – 535 с.

  8. Ильчиков М.З. Предпринимательство как сфера и способ деятельности. – М.: ИМПЭ, 1997. – 184 с.

  9. Камаев В.Д. и кол. авт. Экономическая теория: Учеб. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 640 с.

  10. Павлова Л.Н. Финансы предприятий: Учеб. для вузов. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998. – 639 с.

  11. Панкрухин А.П. Маркетинг: Учеб. – М., 1999. – 398 с.

  12. Пелих А.С. Бизнес-план. – М.: Ось-89, 2000. – 96 с.

  13. Технология бизнеса / С.Б. Исмуратов, И.Я. Петренко, С.А. Пикулев, Е.И. Чивилихин; Под ред. Е.И. Чивилихина. – М., 1999. – 640 с.

  14. Финансовый бизнес-план: Учеб. пос. / Под ред. В.М. Попова. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 480 с.

  15. Самсонов Н.Ф., Баранникова Н.П., Володин А.А. и др. Финансовый менеджмент: Учеб. для вузов / Под ред. Н.Ф Самсонова. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999. – 395 с.

  16. Циферблат Л.Ф. Бизнес-план: работа над ошибками. – М.: Финансы и статистика, 1999. – 144 с.

  17. Шихирев П.Н. Этические принципы ведения дел в России / Под общ. ред. С.А. Смирнова. – М.: Финансы и статистика, 1999. – 248 с.

  18. Экономика предпринимательства: Курс лекций: Учеб. пос. для вузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 240 с.



Периодические издания

Вопросы экономики

Деловой мир

Коммерсантъ

Коммерсантъ-Daily

Российский экономический журнал

Экономист

Эксперт


СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


Основное назначение семинарских занятий по курсу – обеспечить глубокое усвоение студентами материалов лекций, прививать навыки самостоятельной работы с экономической литературой, воспитывать умение находить оптимальные практические решения в условиях изменяющейся практики хозяйствования, формировать современное экономическое мышление студентов.

Лекционная и внеаудиторная работа студентов получает свое практическое завершение на семинаре.

На семинарских занятиях предполагается рассмотреть наиболее важные, существенные и сложные вопросы, которые трудно усваиваются студентами.

При обсуждении вопросов необходимо учитывать сложившуюся в последние годы практику предпринимательской деятельности в Российской Федерации. В ходе семинаров должны быть проанализированы основные тенденции и закономерности предпринимательской деятельности, среда и применение организационно-правовых форм предприятий, обстоятельства, связанные с предпринимательской тайной и рисками предпринимателя, состояние рынка и жизненный цикл товара на рынке, пути повышения эффективности рекламы, подходы к формированию ценовой и дистрибутивной политики, комплексы работ по оценке финансового состояния предприятия и его взаимоотношения с кредитными организациями, принципы и порядок создания нового предприятия и организации управления им. Для этого предполагается использование периодических изданий, а также соответствующих материалов преподавателя.

Семинарское занятие может включать в себя и специально подготовленные доклады, выступления по какой-либо сложной или особо актуальной проблеме. Тема для такого выступления может быть предложена преподавателем или избрана самим студентом. На семинаре студент проявляет знание предмета, корректирует информацию, полученную в процессе лекционных и внеаудиторных занятий, получает навыки устного выступления и культуры дискуссии.


Тема 1. СОДЕРЖАНИЕ, ИСТОРИЯ, КУЛЬТУРА И ВИДЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА


Вопросы для обсуждения

  1. История возникновения и сущность предпринимательства.

  2. Экономические, социальные и правовые условия предпринимательской деятельности.

  3. Основные черты предпринимателя.

  4. Виды предпринимательской деятельности.


Литература: 1, 2, 6, 7, 12, 15, 16, 24.

Тема 2. СРЕДА И ФОРМЫ ПРЕДПРИЯТИЙ


Вопросы для обсуждения

  1. Рыночная модель и механизм функционирования предприятия.

  2. Внешняя и внутренняя среда предприятия.

  3. Организационно-правовые формы.


Литература: 1-3, 7, 9, 14, 16.


Тема 3. РИСК В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ

И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ТАЙНА


Вопросы для обсуждения

  1. Конкуренция предпринимателей.

  2. Предпринимательские риски и их страхование.

  3. Предпринимательская тайна и сведения, ее представляющие.


Литература: 7, 9, 13, 20, 25.


Тема 4. РЫНОК И ТОВАР


Вопросы для обсуждения

  1. Принципы маркетинга и направления маркетинговых исследований.

  2. Понятие товара и его жизненный цикл на рынке.

  3. Разработка нового товара и инновационная политика.

  4. Реклама в деятельности предприятия.


Литература: 5, 7, 11, 14, 18, 20.


Тема 5. ЦЕНОВАЯ И ДИСТРИБУТИВНАЯ ПОЛИТИКА

ПРЕДПРИЯТИЯ


Вопросы для обсуждения

  1. Определение целей ценовой политики и анализ ценообразующих факторов.

  2. Оценка издержек производства.

  3. Выбор метода ценообразования.

  4. Организация сбыта продукции и эффективная продажа.


Литература: 3, 7, 9, 13, 14, 17, 18, 22.


Тема 6. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ


Вопросы для обсуждения

  1. Сущность и структура процесса управления.

  2. Планирование и организация на предприятии.

  3. Руководство и контроль на предприятии.


Литература: 7, 9, 10, 13, 20.

Тема 7. ОЦЕНКА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

И ЕГО РАБОТА НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ

И С КРЕДИТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ


Вопросы для обсуждения

  1. Содержание анализа финансового состояния предприятия.

  2. Кредитование предпринимательской деятельности.

  3. Работа с ценными бумагами.


Литература: 4, 7-9, 17, 21, 22.


Тема 8. ОРГАНИЗАЦИЯ СОБСТВЕННОГО ДЕЛА


Вопросы для обсуждения

  1. Порядок создания нового предприятия.

  2. Разработка технико-экономического обоснования и бизнес-плана.

  3. Управление предприятием в период становления и развития.


Литература: 1-25.


ДЕЛОВАЯ ИГРА*



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


Деловая игра охватывает весь комплекс вопросов, рассматриваемых в ходе семинарских занятий. Однако при проведении деловой игры не представляется возможным сохранить очередность рассмотрения тем, как в ходе семинарских занятий**. Использование этой формы обучения позволяет студентам наиболее эффективно научиться увязывать теоретическое осмысление положения дел на моделируемом предприятии с практическими действиями; прочувствовать взаимозависимость производственных проблем (то есть на простой модели познакомиться с влиянием частных решений на различные сферы деятельности предприятия) и научиться самостоятельно решать проблемы согласования и координации, уяснить значение отдельных служб предприятия для обеспечения процесса преобразования; познакомиться с работой в команде и связанными с ней трудностями с точки зрения организации, поведения, принятия быстрых и целенаправленных решений, выполнения заданий в установленный срок.

На первом занятии каждая из двух подгрупп группы разбивается на несколько бригад по 3-4 человека, представляющих менеджеров предприятий, которые работают в условиях рынка и выпускают, реализуют одно наименование продукции.

Студентам сообщается описание производственного процесса и организации производства, сбыта и снабжения, а также график проведения и структура построения деловой игры.

Они получают необходимый раздаточный материал, содержащий следующие исходные данные:

  • стоимость единицы материалов и комплектующих, используемых в выпускаемой продукции;

  • нормы расхода материалов и комплектующих на единицу продукции;

  • стоимость технологического оборудования;

  • производительность технологического оборудования в месяц и за весь срок службы;

  • норма амортизации технологического оборудования;

  • часовая ставка основного рабочего;

  • расходы на найм и увольнение одного рабочего;

  • рабочее время в неделю;

  • трудоемкость изготовления единицы выпускаемой продукции на каждой производственной ступени;

  • норма транспортно-заготовительных затрат;

  • норма общепроизводственных затрат;

  • величина расходов на управленческий персонал;

  • ставка налогов;

  • норма резервной прибыли;

  • транспортные расходы при реализации единицы изготовленной продукции.

Под руководством преподавателя на конкретных примерах студенты рассматривают всю процедуру по выработке первого управленческого решения: рассчитывают и заказывают необходимые материальные и трудовые ресурсы для производства продукции и принимают собственное решение.

Далее, в ходе занятий, рассматриваются вопросы планирования сбыта, а затем производства и снабжения под влиянием различных факторов: затрат на качество, рекламу и цены. Производится калькуляция затрат на производство, обосновывается цена продукции, рассчитываются выручка и прибыль. На основе этих расчетов принимается второе управленческое решение, которое соответствует временному периоду, когда осуществляется не только подготовительная работа к будущему производству, но и собственно производственный процесс.


Студенты разбирают различные аспекты финансового состояния предприятия на основе результатов обработки своего второго управленческого решения, произведенной с помощью специального программного продукта. Результаты представляются в виде распечаток, содержащих сведения об их предприятии, баланс, расчет прибыли и убытков, ликвидности, покрытия затрат, специальный расчет стоимости основных фондов, рыночную информацию о конкурентах. Затем студенты заполняют побригадно информационные формуляры обеспеченности ресурсами предприятий и с учетом имеющихся в их распоряжении ресурсов, а также информации, содержащейся в распечатках, принимают третье управленческое решение.

В ходе занятий рассматриваются также вопросы выработки стратегического решения и построения схемы управления предприятием, культуры предпринимательства, предпринимательской тайны и риска в деятельности предпринимателя, формирования рынка и внедрения товара на рынок, ценообразования и дистрибутивной политики и другие вопросы, предусмотренные программой курса.

При принятии последующих решений в деятельности предприятия имеют место форс-мажорные обстоятельства: забастовки, сокращаются поставки комплектующих и т.д., о чем становится известно из телеграмм, сообщений в газетах, по факсу.

На занятиях студенты участвуют в конкурсах по презентации товара, рекламного плаката и других, результаты которых учитываются в деловой игре.

По мере накопления результатов принятых решений и их обработки студенты проводят анализ деятельности предприятий: финансовое положение, эффективность производства, ценовая, дистрибутивная и товарная политика и другое. Обоснования действий студентов по результатам обработки рыночных ситуаций в течение определенного периода времени должны быть положены в основу выполняемой индивидуально каждым студентом контрольной работы.


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


Контрольная работа представляет собой самостоятельную личную творческую работу, позволяющую оценить уровень усвоения студентом курса, умение использовать знания, полученные в процессе изучения дисциплины, для решения конкретных экономических задач предпринимательской деятельности.

В процессе выполнения контрольной работы студент углубляет свои знания по полученному материалу. Контрольная работа является частью самостоятельной работы студента, формой развития его творческих, исследовательских навыков.

Тематика контрольных работ разрабатывается преподавателем, ведущим практические занятия. При выборе темы необходимо учитывать индивидуальный интерес студента, вызванный изучением экономической литературы. Можно выбрать по согласованию с преподавателем любую тему для своей контрольной работы, однако она должна совпадать с направлением работы студента в качестве менеджера в деловой игре и быть подкреплена соответствующей аргументацией с позиции принятых в игре решений.

Литературные источники подбираются после выбора темы с использованием предметно-тематических каталогов, а также литературы, приведенной в настоящей программе. Литературные источники приводятся в приложении списком, а в тексте на них делаются ссылки.

В результате выполнения контрольной работы должно быть получено не только теоретическое освещение выбранной темы, но и подробно обоснованы цели деятельности предприятия в деловой игре; ясно изложено, как реализовывались эти цели на практике, с помощью какой стратегии; каковы результаты деятельности предприятия за рассматриваемый период и какие цели могут быть поставлены на ближайший год по анализируемому направлению деятельности.

Требования, предъявляемые к выполнению контрольной работы:

  • должна быть написана на основе обобщения теоретических материалов по выбранной теме с привлечением соответствующих методических и нормативных документов;

  • готовится самостоятельно и должна отличаться практическим подходом к оценке действующей практики предпринимательства и результатам принятых решений в ходе деловой игры;

  • должна быть оформлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми в институте к контрольным работам, в том числе к титульному листу (см. образец оформления титульного листа).

Общий объем контрольной работы – 7-10 страниц, включая графики, диаграммы, таблицы. Минимальный объем средств аргументации в виде графиков и диаграмм – 3-4. Графики и диаграммы желательно выполнять на миллиметровой бумаге с изложением по мере раскрытия содержания контрольной работы.

Образец оформления титульного листа


Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА


по курсу


«ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО»


__________________________________________________


__________________________________________________


Студент __________________________

(Ф.И.О.)


Руководитель ______________________

(Ф.И.О.)


Москва, _______ г.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ





  1. История предпринимательства.

  2. Природа и сущность предпринимательства.

  3. Особенности развития предпринимательства в России и за рубежом.

  4. Деловая и профессиональная этика.

  5. Виды предпринимательской деятельности.

  6. Характерные черты предпринимателя.

  7. Рыночная модель предприятия.

  8. Внешняя среда предприятия.

  9. Внутренняя среда предприятия.

  10. Организационно-правовые формы хозяйствования.

  11. Виды конкуренции.

  12. Основные модели рынка.

  13. Предпринимательская тайна.

  14. Виды рисков в деятельности предприятия.

  15. Страхование предпринимательских рисков.

  16. Содержание и принципы маркетинга.

  17. Направления маркетинговых исследований.

  18. Товар в маркетинговом понимании.

  19. Жизненный цикл товара.

  20. Этапы разработки нового товара.

  21. Оценка инновационных проектов.

  22. Цели и принципы рекламы.

  23. Фирменный стиль и эффективность рекламы.

  24. Этапы разработки ценовой политики.

  25. Ценообразующие факторы и государственное регулирование цен.

  26. Классификация издержек и их практическая ценность.

  27. Методы установления цен товаров.

  28. Организация сбыта продукции.

  29. Правила и принципы продажи.

  30. Сущность и структура процесса управления.

  31. Виды планирования и типы планов.

  32. Основные принципы структуризации и виды предпринимательских структур.

  33. Стили и эффективность руководства.

  34. Мотивация организационного поведения.

  35. Виды и этапы контроля.

  36. Методы и инструментарий финансового анализа.

  37. Предварительная (общая) оценка финансового состояния предприятия.

  38. Оценка платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия.

  39. Оценка кредитоспособности предприятия и ликвидности его баланса.

  40. Анализ финансовых результатов предприятия.

  41. Анализ эффективности использования оборотных активов.

  42. Виды, формы и основные признаки кредитов.

  43. Условия и этапы кредитования.

  44. Организационно-экономические основы кредитования.

  45. Ценные бумаги: предприятие как эмитент и инвестор ценных бумаг.

  46. Инвестиционный портфель предприятия.

  47. Порядок создания нового предприятия.

  48. Разработка технико-экономического обоснования.

  49. Бизнес-план и его содержание.

  50. Создание и изменение структуры управления предприятием на стадиях развития.



* *

*


С О Д Е Р Ж А Н И Е



СБОРНИК 1

МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ 1

1

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА 4

ПРОГРАММА 4

ЛИТЕРАТУРА 8

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ 12

ДЕЛОВАЯ ИГРА 17

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 21

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ 24




* По решению Учебно-методического совета института вместо семинарских занятий может проводиться компьютерная деловая игра и выполняться контрольная работа.

*** В случае использования деловых игр, отличных от нижеизложенной, рекомендации по проведению издаются дополнительно к настоящему сборнику методических материалов.


Похожие:

1. содержание, история, культура и виды предпринимательства природа, сущность и условия предпринимательской деятельности iconИ. К. Шевченко Организация предпринимательской деятельности. Учебное пособие. Таганрог: трту, 2004 Глава Сущность предпринимательства и его виды
И. К. Шевченко Организация предпринимательской деятельности. Учебное пособие. Таганрог: трту, 2004
1. содержание, история, культура и виды предпринимательства природа, сущность и условия предпринимательской деятельности iconМуниципальная целевая программа «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальном районе Белебеевский район Республики Башкортостан на 2012 год» Содержание
Виды, условия и порядок предоставления финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства
1. содержание, история, культура и виды предпринимательства природа, сущность и условия предпринимательской деятельности iconПрограмма «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в городском поселении город Белебей муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан на 2012 год» Содержание
Виды, условия и порядок предоставления финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства
1. содержание, история, культура и виды предпринимательства природа, сущность и условия предпринимательской деятельности iconТема Сущность и функции предпринимательской деятельности
Проблемы становления и развития предпринимательства в России в контексте современных реформ
1. содержание, история, культура и виды предпринимательства природа, сущность и условия предпринимательской деятельности iconУчебной работе Н. А. Златин экзаменационные вопросы по дисциплине «Экономика организации (предприятия )» для специальностей 080214 «Операционная деятельность в логистике»
Понятие и состав участников предпринимательской деятельности в России. Виды предпринимательской деятельности
1. содержание, история, культура и виды предпринимательства природа, сущность и условия предпринимательской деятельности iconУчебной работе Н. А. Златин экзаменационные вопросы по дисциплине «Экономика организации» для специальностей 230701 «Прикладная информатика (по отраслям)»
Понятие предпринимательской деятельности, ее участники и виды предпринимательства
1. содержание, история, культура и виды предпринимательства природа, сущность и условия предпринимательской деятельности iconХакасский филиал
Содержание предпринимательской деятельности: объекты, субъекты и цели предпринимательства, внутренняя и внешняя среда
1. содержание, история, культура и виды предпринимательства природа, сущность и условия предпринимательской деятельности iconБизнес-план инвестиционного проекта, его назначение и порядок разработки
Лизинг: понятие, сущность, значение, содержание, виды. Лизинговые операции
1. содержание, история, культура и виды предпринимательства природа, сущность и условия предпринимательской деятельности iconУчебная программа курса «Основы экономики и предпринимательской деятельности: содержание и методика преподавания»
«Основы экономики и предпринимательской деятельности: содержание и методика преподавания» (144 часа) – эк-3
1. содержание, история, культура и виды предпринимательства природа, сущность и условия предпринимательской деятельности iconШпаргалка содержание
Место банковского права 29. Виды лицензий. Условия в системе российского права аб получения лицензии ЦБ рф
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница