Программа итогового




НазваниеПрограмма итогового
страница1/5
Дата конвертации13.10.2012
Размер0.66 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5



программа

итогового

междисциплинарного экзамена

по специальности 021400 «Журналистика»


Для студентов факультета журналистики


Москва

Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова

2005

УТВЕРЖДЕНО

Ученым советом

(протокол № 5 от 26.04.05)


С о с т а в и т е л и: д-р филол. наук, проф. Е.П. Прохоров,
д-р филол. наук, проф.
Л.В. Овчинникова,
д-р полит. наук, проф.
С.А. Шомова,
канд. филос. наук, проф.
Ю.В. Трошкин


Программа итогового междисциплинарного экзамена по специальности 021400 «Журналистика». – М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2005. – 35 с.


Подготовленa на факультете журналистики.


Программа соответствует требованиям

Государственного образовательного стандарта


© Прохоров Е.П., Овчинникова Л.В., Шомова С.А., Трошкин Ю.В., 2005

© Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова, 2005


Введение


На итоговом экзамене государственная комиссия оценивает теоретическую и практическую готовность выпускника к самостоятельной работе в СМИ, своеобразие его социально-творческой позиции, профессиональные качества и умения, систему знаний и степень социальной ответственности за направленность, характер и уровень творческой деятельности.

Итоговый экзамен включает вопросы по всем преподаваемым на факультете общепрофессиональным и специальным дисциплинам. Подготовка к нему требует не механического повторения полученных на разных курсах знаний, а самостоятельной завершающей систематизации материала (например, знания по теории информации, полученные на первом курсе, должны быть связаны с раскрытыми на других курсах особенностями информационной деятельности в разные исторические периоды, обогащены сведениями социологического и психологического характера, представлениями о творческом использовании общетеоретических знаний в изданиях и программах различного типа, об особенностях информационной структуры различных жанров и видов публицистики и т.д.). На экзамене просматривается творческое досье экзаменуемого, учитывается его практическая работа за все время обучения. Это позволяет экзаменаторам оценить уровень творческой реализации знаний и умений, степень развития способностей выпускника, особенности его социальной позиции, меру ответственности при постановке и решении профессиональных задач.

На экзамене студент имеет право пользоваться только программой итогового экзамена. Однако в сложных случаях с разрешения государственной комиссии он может обращаться также и к программам профилирующих учебных курсов, тематика которых затронута в экзаменационном билете. От умения системно пользоваться всеми этими документами в немалой степени зависит качество ответа на поставленные вопросы. Использование дополнительных материалов отмечается государственной комиссией.

По итогам экзамена комиссия выставляет отметку, которая системно отражает степень готовности студента к профессиональной деятельности по всем ее составляющим.


П р о г р а м м а



Раздел I. Общая теория журналистики


Тема 1. Журналистика в современном мире

Журналист и журналистика в переходном обществе. Изменения в структуре и характере деятельности СМИ. Глобализация журналистики и необходимость адаптации к новым условиям. Трансформация теоретических представлений с учетом накопленного российской журналистикой позитивного опыта, новых теоретических наработок в отечественной и зарубежной литературе. Современные подходы к структуре и формированию профессионального сознания журналиста. Формы подготовки и саморазвития в условиях социального, политического и идеологического плюрализма.


Тема 2. Журналист – творческая личность

Черты творческой личности. Структурные элементы. Ядро личности: склонности – способности – социальная позиция. Склонности как личностная приверженность и специфическая система мотиваций вхождения в мир журналистики. Выбор профессии и иерархия мотивов выбора. Личностное ранжирование мотивов: объективные и субъективные причины. Необходимое и случайное. Способности и их совокупность. Уровень способностей (от технического исполнительства до возможностей талантливого решения неординарных задач). Проблема и пути развития способностей. Социальная позиция как система общественно-политических ориентиров и содержательная основа реализации склонностей и способностей.

Личностные качества журналиста-профессионала и их совокупность (интеллектуально-креативные, эмоционально-образные, психологические и др.).

Профессиональные знания и их система. Журналист как социальный мыслитель и общественный деятель. Энциклопедизм общей подготовки и специализация в конкретной области общественной жизни. Значение социально-гуманитарных знаний. Специально-журналистская подготовка как общая, так и специализированная для выполнения конкретных творческих задач в организационной, редакторской, авторской деятельности.

Накопление профессионального опыта через практическую деятельность. Знакомство с деятельностью журналистов-современников, а также изучение зафиксированного в дневниках, мемуарах, записках и др. публикациях опыта, накопленного журналистами многих поколений. «Позитивный» и «негативный» опыт. Зависимость его осмысления и принятия от социально-творческой позиции и осознания социальной и профессиональной ответственности.


Тема 3. Журналистика как предмет изучения

Компоненты журналистики как функционирующей системы. Прямые и обратные связи. Система основных категорий теории. Теория журналистики как фундамент журналистского образования. Роль теории журналистики в профессиональном овладении всей совокупностью дисциплин учебного плана и формировании творческого облика журналиста.


Тема 4. Журналистика как сфера массово-

информационной деятельности

Многозначность термина «информация». Научное значение. Массовая и специальная информация. Информация потенциальная, принятая и реальная (отношения «действительность – журналист – текст – аудитория»). Семантика, синтактика и прагматика информации. Дескриптивная, валюативная, нормативная, прескриптивная информация. Проблема информационной насыщенности текста и его информативности. Условия и факторы информативности. Небанальность, декодируемость, релевантность. Информация и дезинформация. Понятие информированности.


Тема 5. Функции журналистики

Объективное предназначение СМИ и субъективное целеполагание журналиста. Цель – средства – деятельность – результат. Функциональная, дисфункциональная, нефункциональная, афункциональная деятельность в зависимости от интересов и потребностей аудитории, задач, поставленных учредителем (владельцем), их осознания самим журналистом.

Система функций. Взаимоотношения коммуникативной, идеологической, контрольной, непосредственно-организаторской, культуроформирующей, рекламно-справочной, рекреативной функций. Журналистика и массовое сознание в многообразии его компонентов. Отношения «журналистика – общественное мнение», «журналистика – социальные институты». Журналистика и различные области культуры. Журналистика и реклама. Журналистика и досуг аудитории. Взаимодействие функций: теория и реальность.


Тема 6. Социальная позиция журналиста

Многообразие возможных позиций в плюралистическом обществе. «Частное» (социально-групповое) и «общее» (общенациональное, общечеловеческое) в социальной позиции. Проблема их совместимости на гуманистической основе. Варианты гуманистического подхода к различным сферам действительности.

Выбор, формирование и развитие социальной позиции. Позиция по убеждению, конформизм, нонконформизм.

Социальная позиция как система принципов. Объективные основания и субъективные интерпретации. Принципиальность и формы ее проявления.


Тема 7. Свобода печати и журналистской деятельности

Социально-творческий аспект. Свобода журналистской деятельности как возможность выбора и реализации социальной позиции. Концепции свободы СМИ: авторитарная, полная, ответственная. Мера свободы: осознание социальной необходимости и способность творчески действовать в ее рамках. Свобода и «несвобода».

Юридический аспект. Права и обязанности СМИ. Их законодательное закрепление в международных и внутригосударственных документах. Государственный контроль деятельности СМИ: ограничение свободы или недопустимость злоупотребления свободой?

Экономические условия реализации свободы СМИ. Проблема экономической независимости СМИ.


Тема 8. Журналистика в системе социальных институтов

демократического общества

СМИ как «четвертая власть». Специфика ее «властных полномочий». Проблема легитимности. Отношения с «первой», «второй», «третьей» и другими властями в обществе. Медиадемократия. СМИ как «подручный» государственных и экономических структур. Проблема допустимости медиакратии («сверхвласти» журналистики).

СМИ и информационный порядок в обществе. Информационное обеспечение демократии через достижение информированности всех слоев общества. Демократический плюрализм и грубая «плюральность». Совокупность требований толерантности. Движение к «моноплюрализму» через диалог между СМИ, СМИ и властью, СМИ и аудиторией. Условия конструктивности диалога. Социальные, познавательные, психологические трудности и пути их преодоления.

Государственная политика в области СМИ. Законодательство и другие нормативные документы как пространство медиадемократии. Государственный и общественный контроль в сфере СМИ. Проблема цензуры.

Обеспечение массово-информационной безопасности. Доктрина информационной безопасности о деятельности СМИ, видах угроз и путях их устранения. Участие различных социальных институтов общества в поддержании массово-информационной безопасности. Социальные типы СМИ (государственные, «частные», общественные), принципы их деятельности и взаимодействия. Проблема национального совета по СМИ и подобных структур.
Тема 9. Действенность и эффективность журналистики

Понятие результативности журналистской деятельности. Действенность как мера реализации контрольной непосредственно-организаторской функции СМИ. Условия и факторы. Проблема законодательного регулирования действенности выступлений СМИ.

Эффективность как мера реализации гуманистически осмысленных функций СМИ, обращенных к массовой аудитории. Аудитория СМИ (расчетная, реальная, потенциальная). Знания об аудитории, необходимые для эффективной деятельности. Социальные и творческие факторы эффективности. Использование социопсихологических механизмов эффективного информирования со стороны СМИ и восприятия информации аудиторией.

Взаимозависимость действенности и эффективности. Повышение авторитета СМИ и доверия к ним.
  1   2   3   4   5


Похожие:

Программа итогового iconПрограмма итогового квалификационного экзамена по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Б бухгалтерский учет, анализ и аудит: программа итогового квалификационного экзамена по специальности / сост. И. В. Воюцкая, Е. В....
Программа итогового iconПрограмма итогового государственного экзамена по направлению 080100. 68 "Экономика" Магистерская программа «Финансовый менеджмент»
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Программа итогового iconПрограмма государственного итогового междисциплинарного экзамена для студентов специальности 080507 «Менеджмент организации»
...
Программа итогового iconПрограмма итогового междисциплинарного экзамена по направлению 080500. 62 «Менеджмент»
Национальный исследовательский университет
Программа итогового iconПрограмма государственного итогового междисциплинарного экзамена по специальности 080105. 65 «финансы и кредит»
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа итогового iconПрограмма государственного итогового междисциплинарного экзамена по специальности 080301 «коммерция (торговое дело)»
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа итогового iconПрограмма итогового междисциплинарного экзамена по инфекционным и инвазионным болезням животных для специальности 111201 «Ветеринария» Черкесск 2008
Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности...
Программа итогового iconУчебно-методический комплекс по специальности
Программа итогового междисциплинарного экзамена, тематика дипломных работ, программы практик, методические указания по выполнению...
Программа итогового iconПрограмма итогового государстенного междисциплинарного экзамена по специальности 521600 «Экономика»
В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» итоговая государственная аттестация студентов, обучающихся по программе...
Программа итогового iconПрограмма итогового междисциплинарного экзамена
Коммерция (торговое дело) №203 мжд/сп от 23 марта 2000 г и в соответствии с рабочим учебным планом по специальности 080301 Коммерция...
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница