Валерий Кравников1 Некоторые итоги развития туризма в Архангельской области в 1995 1999 годах




Скачать 270.52 Kb.
НазваниеВалерий Кравников1 Некоторые итоги развития туризма в Архангельской области в 1995 1999 годах
страница1/3
Дата конвертации13.10.2012
Размер270.52 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3
Валерий Кравников1

Некоторые итоги развития туризма

в Архангельской области в 1995 - 1999 годах

1. Краткая характеристика туристических ресурсов Архангельской области

Архангельская область в силу своего географического положения и особенностей исторического развития всегда была своего рода воротами центра России во внешний мир. С XV века через Архангельск - единственный порт в России - шла вся торговля с Европой, в первую очередь со Скандинавскими странами. С XVII века область становится и воротами в Арктику. Архангельск снарядил и отправил для изучения северных земель и морей более 300 экспедиций. С открытием Северного морского пути через нашу область пролёг маршрут на Дальний Восток и в Америку. А сегодня ее можно назвать и воротами в космос, поскольку на территории области располагается единственный в России космодром Плесецк.

Архангельская область - один из интереснейших с точки зрения туризма регионов России, который располагает и уникальными памятниками истории и культуры, и практически не тронутым более поздними веяниями пластом культурного наследия, включающим в себя сохранившийся до настоящего времени традиционный уклад жизни северян, богатейший фольклор и песенную культуру. Удивительно разнообразна здесь природа - это и среднерусские пейзажи на юге области, и арктические льды Новой земли на севере, и бескрайние моря, и сотни рек и озер, и самые большие по разветвленности и насыщенности карстовые пещеры Пинежья...

На берегах Белого моря сложилась самобытная культура поморов, морских рыбаков и охотников, уже в XVI веке освоивших северные моря. С продвижением новгородцев на север связано создание исторических городов - Каргополя, Сольвычегодска, Холмогор, которые сегодня являются памятниками истории и культуры.

Неповторимые по красоте, экологически чистые уголки северной природы, уникальные памятники каменного и деревянного зодчества, традиционная широта души, доброта и гостеприимство северян способствуют неослабевающему интересу к нашему краю со стороны российских и западных туроператоров и увеличению потока туристов.

2. Анализ туристского потока

Чтобы сравнить количественные характеристики туристского потока за последние 5 лет, в качестве эталона целесообразно принять наиболее благоприятный для туризма в Архангельской области 1990 год, когда ее посетили свыше 60 тыс. туристов. Практически 99% из них составляли граждане СССР. После начала радикальных экономических реформ и девальвации рубля туристский поток резко сократился и в 1992 году достиг своего минимального уровня (область посетили всего около 7 тыс. туристов) и держался на этом уровне до конца 1994 года. Одной из основных причин этого стало снятие ограничений на выезд за границу, в связи с чем подавляющее большинство платёжеспособных граждан России предпочло проводить отпуск в Турции, Арабских Эмиратах, Египте и т.д. Другой основной причиной резкого снижения въездного туризма стал распад Советского Союза, что привело к практическому прекращению туристского потока из Прибалтики и значительному уменьшению из Украины и Белоруссии. В то же время, надежды на серьёзное увеличение числа туристов из стран дальнего зарубежья не могли осуществиться в связи с малой известностью Архангельской области. Начиная с 1995 года въездной туристский поток начинает постоянно расти (см. график Г) и к середине 1999 года достигает значения, близкого по уровню к 1990 году.

1 Валерий Георгиевич Кравников - ведущий специалист комитета по культуре и туризму администрации Архангельской области.



График 1

Сдерживающим фактором увеличения туристского потока из стран Запада является негативный образ криминальной России, хотя на Севере он ощутим в меньшей степени в связи с удаленностью от крупных криминальных центров. В то же время рост курса доллара и низкие цены российского рынка являются объективным фактором привлечения западных туристов в Россию. Одновременно меры, предпринимаемые органами государственного управления и субъектами туристического рынка по формированию образа Архангельской области как региона, привлекательного для туризма, по рекламированию нашего турпродукта, способствуют привлечению новых туристов в область.

Значительно сузилось географическое поле архангельского туристического рынка. Так, если в 1990 году в туризм было вовлечено 15 районов и городов области, то к 1998 году их количество сократилось до 5, причем основной туристский поток (90%) направлен на Архангельск и Соловецкие острова и только 10% приходится на все остальные районы и города области (см. диаграмму 1).

Диаграмма 1 Разделение турпотока по районам области



На величину выездного туристского потока за пределы Архангельской области значительное влияние оказал августовский кризис 1998 года (см. график 2). За 1998 год и первую половину 1999 года он сократился почти вдвое. К концу 1999 года выезд туристов за пределы области начал расти, чему во многом способствовало оживление в экономике, особенно у предприятий, работающих на экспорт.




График 2

3. Инфраструктура туризма в Архангельской области

3.1. Туристические фирмы

Образование и развитие туристических фирм в нашей области можно разделить условно на три этапа:

Этап 1 (до 1990 года). В туристической сфере области безраздельно господствовало 4 мощных государственных структуры - ЗАО «Интурист», БММТ «Спутник», областной Совет профсоюзов и областной Совет по туризму и экскурсиям. К 1990 году туризм в области достиг наибольшего расцвета, практически во всех районах области была создана разветвлённая сеть объектов туристической сферы, в том числе гостиницы, кафе, турбазы, санатории и т.д. По области было задействовано около 50 маршрутов, в том числе и совместные с Республикой Карелия. В туристической отрасли работало 20 800 человек, что составляло 3,0% от всех работающих в экономике области.

Этап 2 (1991 - 1996). Период т.н. «дикого рынка», который характеризовался разгосударствлением, а затем полным исчезновением с туристического рынка государственных структур и появлением большого числа мелких частных компаний, полностью захвативших рынок выездного туризма. В период наибольшего расцвета количество туркомпаний на рынке Архангельской области доходило до 44 (1994 - 1995). Бурный рост числа субъектов туристического рынка связан с огромным интересом граждан России к посещению других стран, а также тем, что при значительной выгоде занятие выездным туризмом не требует практически никакой базы, а значит и финансовых вложений в развитие. Въездным туризмом занимаются только фирмы, возникшие на месте районных отделений областного Совета по туризму и получившие при разделе его имущество в виде турбаз, гостиниц и т.д. или отделившиеся от этого Совета при его расформировании. Поэтому соотношение компаний, занимающихся въездным и выездным туризмом складывается с абсолютным перевесом в пользу последнего (6/38 в 1995 году).

Этап 3 (1996 - 1999). Период упорядочения деятельности в сфере туризма и становления фирм. С выходом в 1996 году федерального Закона «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации» и началом лицензирования и сертифицирования туристического бизнеса появилась возможность контроля и регулирования деятельности турфирм со стороны государственных органов управления. Это сразу резко снизило возможности злоупотреблений со стороны субъектов турбизнеса и способствовало исчезновению с рынка недобросовестных компаний.

Политика органов государственной власти в области, направленная на развитие въездного туризма, поддержку фирм, занимающихся таким туризмом, в том числе и льготное налогообложение, приносит свои плоды (см. диаграмму 2).

Диаграмма 2

Соотношение турфирм, занимающихся въездным и выездным туризмом







Жесткую конкуренцию за клиентов выдержали в основном фирмы, уже зарекомендовавшие себя на рынке области или ставшие филиалами и представительствами крупных столичных туркомпаний. Этап характеризуется постоянным уменьшением числа действующих фирм при одновременном росте компаний, занимающихся въездным туризмом. При объективном уменьшении количества фирм происходит их укрупнение, расширение видов деятельности, увеличение количества сотрудников (см. график 3 и 4).

График 3



В последние два года характерно стремление туристических фирм области к различным объединениям (по интересам, по совместным инвестициям и т.д.), что позволяет профессионально вести деятельность в условиях жесткой конкуренции, особенно со стороны столичных фирм, и осуществлять совместные действия по инвестированию проектов, превышающих возможности отдельной компании.

Объективной характеристикой развития туризма в области является постоянный рост объема туристических услуг (см. график 5). С ним тесно связан рост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней и отчислений в социальные фонды. К сожалению, на сегодняшний день эта величина составляет около 2% от всех поступлений в бюджет, что существенно ниже среднемирового уровня -10%.

График 4



Хотя столь резкое повышение объемов туристических услуг и налоговых отчислений во многом объясняется скачком курса доллара в 1998 году и постоянной инфляцией, в относительном

выражении ко всем поступлениям в бюджет также наблюдается рост - с 1,5% в 1996 году до 2,0% в 1998 году (см. график 6).

График 5



График 6



3.2. Гостиницы

По сравнению с 1990 года количество гостиниц и других объектов размещения сократилось в 1,5 раза. В настоящий момент номерной фонд 80 гостиниц области составляет 5380 мест. За последние 5 лет при снижении общего числа гостиниц наблюдается устойчивая тенденция к повышению уровня комфортности и качества обслуживания практически во всех гостиницах, находящихся в городах области. Уровню * * * соответствуют гостиницы, находящиеся в городах области (гг. Архангельск, Северодвинск, Новодвинск, Котлас, Мирный, Онега). Уровню **** и ***** соответствуют только гостиницы г.Архангельска («Бизнес-центр-отель», «Полина», «Пур-Наволок») и Новодвинска («Уют»). Несмотря на сравнительно высокое соотношение номеров повышенной комфортности к общему номерному фонду (около 10%), в остальных районных центрах, даже с устойчивым туристическим потоком (Соловки, Каргополь), количество мест и уровень комфортности не отвечают требованиям, необходимым для приема иностранных туристов.

3.3. Объекты общественного питания

После неуклонного снижения числа мест на предприятиях общественного питания в течение 1990 - 1995 гг., связанного с их приватизацией и акционированием, в последующие годы наблюдается определенная количественная стабильность, а в крупных городах области даже некоторый рост числа предприятий питания. Однако рост этот происходит за счёт появления новых высококлассных ресторанов, баров, ночных клубов, в основном ориентированных на обслуживание иностранных туристов и состоятельных россиян. В то же время, в большинстве райцентров области количество предприятий питания и качество обслуживания в них остаются на уровне конца 80-х гг., и без необходимых инвестиций повышение их уровня за счет местных средств представляется невозможным.

3.4. Транспорт и связь

В связи с обширной территорией области и удалением ее от центра транспортная инфраструктура развита совершенно недостаточно. Во многие северные районы области можно попасть на автомобиле только во время зимы по накатанной дороге, а в любое другое время - только авиатранспортом.

Железнодорожный транспорт. Протяженность железных дорог на территории области составляет 1,8 тыс. км. Основная железнодорожная магистраль связывает Архангельск с Москвой и Санкт-Петербургом через Вологду и проходит с севера на юг через всю область. Ответвления от этой основной магистрали связывают Архангельск с Котласом, Республикой Карелия (через Беломорск, Кемь). Кроме этого существует отдельная железнодорожная линия Архангельск - Карпогоры, соединяющая областной центр с Пинежским районом. Железнодорожным транспортом в области обеспечивается 70% грузо- и пассажироперевозок. Этому способствует относительная дешевизна тарифа. Для перевозки туристов в основном используется магистраль «Архангельск - Москва».

Авиатранспорт является вторым основным видом транспортного сообщения как с крупными городами России, так и с другими странами. А в связи с отсутствием развитой сети автомобильных и железных дорог для многих районов области авиация также основной вид транспорта. Поэтому к 1990 году протяженность внутриобластных авиалиний составляла около 17 тыс. км. К сожалению, за прошедшие годы авиация области не избегла бед, связанных с общим экономическим кризисом в России. В период приватизации почти все аэропорты в райцентрах перешли в муниципальную собственность и содержание их для местных властей стало слишком обременительным. В связи с этим были закрыты или законсервированы аэропорты во многих районах, в том числе в таких туристических центрах, как Каргополь и Онега. Также значительно сократилось число авиарейсов. Например, аэропорт «Васьково» - свыше 100 рейсов вдень в 1990 году и 7-9 рейсов в неделю в 1999 году. Из аэропорта «Котлас» в 1990 году самолеты летали по 18 направлениям, в 1997-1999 гг. -только один регулярный рейс Котлас-Архангельск. Авиарейсы на Соловецкие острова особенно в летнее время, производятся только для туристов, поскольку стоимость авиабилета (650 рублей) стала практически недоступна для местных жителей. Общий объем перевозок за прошедшие годы сократился в 4 раза и составляет на сегодня 260 тыс. пассажиров в год.

Поскольку за прошедшие годы произошло значительное сокращение парка самолетов, возможности областных авиакомпаний по увеличению перевозок туристов на сегодняшний день практически исчерпаны, что стало серьезным тормозом в увеличении турпотока в Архангельскую область.

Автомобильный транспорт. Сеть автомобильных дорог в области, насчитывающая на сегодня свыше 13 тыс. км, недостаточна по количеству дорог с твердым покрытием и, за исключением трассы Архангельск-Вологда, не соответствует современному уровню дорожного обустройства. Практически полное отсутствие обустроенных придорожных стоянок с кафе, магазинами, кемпингами и т.д., крайне малая информативность дорожных знаков, полное отсутствие указателей на английском языке создают немалые трудности для туристов, особенно иностранных, желающих посетить наш край на автомобиле, и являются серьезным препятствием для развития в области одного из самых популярных в мире видов туризма. В последние годы положение с ремонтом и строительством дорог несколько выправляется, но до сих пор в некоторые районы области, особенно по побережью Белого моря, на автомобиле можно проехать только в зимний период.

Регулярное автобусное сообщение в настоящее время имеется с шестью районами области. До начала 90-х гг. для проведения автобусных маршрутов автопредприятия области были укомплектованы комфортабельными автобусами типа «Икарус» и «Лаз-турист». В настоящее время в связи с повышением цен на ГСМ и ремонтное обслуживание предприятия не имеют возможности поддерживать имеющийся автобусный парк в рабочем состоянии или приобретать современные машины. В связи с этим в настоящее время более или менее регулярно задействован только один маршрут «Архангельск - Антониево-Сийский монастырь». С появлением современных автобусов данный вид экскурсионного и туристического обслуживания имеет в области очень большие перспективы.

  1   2   3


Похожие:

Валерий Кравников1 Некоторые итоги развития туризма в Архангельской области в 1995 1999 годах iconНекоторые итоги развития туризма в Архангельской области в 1995 1999 годах
Архангельская область в силу своего географического положения и особенностей исторического
Валерий Кравников1 Некоторые итоги развития туризма в Архангельской области в 1995 1999 годах iconПостановление от 02 марта 2010 г. №54-пп г. Архангельск Об утверждении Порядка сопровождения инвестиционных проектов, планируемых к реализации и реализуемых на территории Архангельской области
В соответствии с Федеральным законом от 25 февраля 1999 года №39-фз «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой...
Валерий Кравников1 Некоторые итоги развития туризма в Архангельской области в 1995 1999 годах iconДолгосрочной целевой программы Архангельской области «Электронная Архангельская область» на 2011-2013 годы
Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктами 22 и 24 Порядка разработки и реализации целевых программ Архангельской области,...
Валерий Кравников1 Некоторые итоги развития туризма в Архангельской области в 1995 1999 годах iconТеплоснабжением в городе Няндоме Архангельской об-ласти. В ночь с 11 на 12 февраля в котельной «Архобл-энерго» вышли из строя два котла из трех работавших
Еженедельник деловых кругов архангельской области издается с 1999 года №06 (534) 21. 02. 2011
Валерий Кравников1 Некоторые итоги развития туризма в Архангельской области в 1995 1999 годах iconЕженедельник деловых кругов архангельской области издается с 1999 года №15 (445) 27. 04. 2009

Валерий Кравников1 Некоторые итоги развития туризма в Архангельской области в 1995 1999 годах iconЕженедельник деловых кругов архангельской области издается с 1999 года №10 (489) 22. 03. 2010

Валерий Кравников1 Некоторые итоги развития туризма в Архангельской области в 1995 1999 годах iconЕженедельник деловых кругов архангельской области издается с 1999 года №22 (501) 14. 06. 2010

Валерий Кравников1 Некоторые итоги развития туризма в Архангельской области в 1995 1999 годах iconЕженедельник деловых кругов архангельской области издается с 1999 года №43 (473) 16. 11. 2009

Валерий Кравников1 Некоторые итоги развития туризма в Архангельской области в 1995 1999 годах iconКонкурс в интервью «Фонтанке ру»
Еженедельник деловых кругов архангельской области издается с 1999 года №49 (479) 28. 12. 2009
Валерий Кравников1 Некоторые итоги развития туризма в Архангельской области в 1995 1999 годах iconКонкурс в конкурсе трейдеров
Еженедельник деловых кругов архангельской области издается с 1999 года №1 (577) 16. 01. 2012
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница