Российской Федерации Ассоциация сельскохозяйственных консультационных организаций фгу «Российский центр сельскохозяйственного консультирования»




НазваниеРоссийской Федерации Ассоциация сельскохозяйственных консультационных организаций фгу «Российский центр сельскохозяйственного консультирования»
страница1/5
Дата конвертации13.10.2012
Размер0.79 Mb.
ТипРеферат
  1   2   3   4   5
Проект


Министерство сельского хозяйства Российской Федерации


Ассоциация сельскохозяйственных консультационных организаций


ФГУ «Российский центр сельскохозяйственного консультирования»


Концепция

развития системы

сельскохозяйственного

консультирования

на период до 2015 года


Москва 2009

УДК 631.158:65.012

Ответственный за выпуск –Ю.Н. Егоров, начальник отдела Депнаучтехполитики Минсельхоза России


Рецензенты:

д-р экон. наук, профессор И.С. Санду ,

д-р экон. наук, профессор, член-корр. РАСХН Лазовский В.В.


Авторский коллектив:

Егоров Ю.Н. (Департамент научно-технологической политики и образования Минсельхоза России); Савенко В.Г., д.э.н., Демишкевич Г.М., к.э.н. (ФГУ «Российский центр сельскохозяйственного консультирования»); Михалев С.Н. (ГУ «Кубанский сельскохозяйственный информационно-консультационный центр»), Мамедов М.С., к.в.н. (Фонд «Нижегородская консультационная служба АПК»); Олонцев А.В. (ГОАУ Ярославской области «Информационно-консультационная служба АПК»); Макаров А.П. (ОГУ «Самара – аграрная Российская информационная система»); Дубинин А.В. (ГУ «Центр сельскохозяйственного консультирования Республики Башкортостан», Дондокова Д.К. (АУ «Информационно-методологический центр сельских территорий Республики Бурятия»).


Концепция развития системы сельскохозяйственного консультирования на период до 2015 года. – М.: 2009. – 6 с.


Концепция содержит обоснование необходимости системного информационно-консультационного обеспечения АПК. Изложено современное состояние и проблемы развития формирований системы, определены цели, задачи и направления деятельности системы сельскохозяйственного консультирования, изложен механизм реализации и ожидаемые результаты от проведения намеченных мероприятий в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы. Предназначено для руководителей и специалистов органов управления АПК, администраций субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, формирований системы сельскохозяйственного консультирования


Одобрено Советом Ассоциации консультационных организаций России (протокол №_ от __.__.2009 г.).

Рассмотрено и одобрено Научно-техническим советом Минсельхоза России (протокол №_ от __.__.2009 г.).


ISBN УДК 631.158:65.012


© Минсельхоз России, 2009

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Настоящая концепция разработана в дополнение и уточнение Концепции развития информационно-консультационной службы АПК России на период до 2010 года (утверждена Советом ИКС 17 июня 2003 г.) в связи с принятием Правительством Российской Федерации (Постановление № 446 от 14 июля 2007 года) Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы (далее Госпрограмма) с целью согласования позиций участников исполнения мероприятий по оказанию консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и переподготовки специалистов для сельского хозяйства. Мероприятия направлены на расширение доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения к консультационным услугам.

Реализация настоящей концепции позволит развить систему, способную методами консультационной деятельности, используя механизмы трансферта научно-технических достижений, инновационной продукции научных организаций, предприятий и фирм, распространяя передовой производственный опыт, оказывая помощь при внедрении инноваций и, организуя консультационное сопровождение, обеспечить повышение эффективности и устойчивости агропромышленного производства.

Из многозначного понимания термина концепции (от лат. сonception – понимание) в работе в основном сконцентрировано внимание на определении ведущего замысла – организация системного информационно-консультационного обеспечения сельскохозяйственного производства и сельского населения и конструктивных принципов его исполнения.

Концепция состоит из пяти основных разделов. В первом дается обзор этапов организации системы сельскохозяйственного консультирования в современной России, краткий анализ результатов ее деятельности, основные причины, сдерживающие становление системы и возможности развития в связи с принятием Госпрограммы. Второй раздел определяет концептуальное и системное видение целей и задач развития всех уровней системы сельскохозяйственного консультирования. Основные направления комплексного развития системы и совершенствования форм и методов ее деятельности, в том числе в рамках реализации мероприятий Госпрограммы изложены в третьем и главном разделе концепции.

Отдельный раздел посвящен механизму реализации концепции, включающему правовой, организационно-экономический, финансовый, технико-технологический, маркетинговый и мотивационный аспекты.

Ожидаемые результаты реализации концепции изложены в пятом разделе, они позволяют соизмерить деятельность по развитию системы сельскохозяйственного консультирования с получаемым экономическим, социальным, технологическим и экологическим эффектом.

Концепция предназначена для руководителей и специалистов органов управления АПК всех уровней, центров сельскохозяйственного консультирования (в т. ч учебно-методических), сельскохозяйственных консультантов и специалистов, желающих стать консультантами, руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций.


Термины и определения:


- концепция – (от лат. понимание, система) определенный способ понимания, трактовки какого- либо предмета, явления, процесса, основная точка зрения на предмет и др., руководящая идея для систематического освещения (БСА);

- концепция – генеральный замысел, определяющий стратегию действий при осуществлении реформ, проектов, программ. 2 Система взглядов на процессы и явления в природе и обществе (Эк. сл.);

- стратегия – система решений и действий, направленная на достижение долгосрочных целей организации;

- система сельскохозяйственного консультирования – совокупность структурных элементов, организационно объединенных и/или функционально взаимодействующих, использующих единые формы и методы консультационной деятельности, основу которых составляют центры сельскохозяйственного консультирования на федеральном, региональных и муниципальных уровнях;

- центр сельскохозяйственного консультирования – юридическое лицо, обособленное или структурное подразделение юридического лица, осуществляющее консультационную деятельность;

- консультант по сельскому хозяйству – физическое лицо, имеющее профессиональное образование по основной специальности и дополнительную подготовку в сфере консультирования, осуществляющее консультационную деятельность;

  • консультационная услуга – деятельность по оказанию консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и сельскому населению, результаты которой реализуются и потребляются в процессе агропромышленного производства и жизнеобеспечения сельского населения;

- консультационная деятельность – совокупность действий и мероприятий, совершаемых субъектами системы сельскохозяйственного консультирования, направленных на удовлетворение потребностей сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения в консультационных услугах;

- единое информационное пространство — это совокупность баз и банков данных, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов и по общим правилам, обеспечивающим информационное взаимодействие организаций и граждан, а также удовлетворение их информационных потребностей;

- инновация [от англ. innovation — нововведение] - это конечный результат творческой деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, нового усовершенствованного технологического или иного процесса, используемого в практической деятельности, приносящего экономический и/или социальный эффект;

- инновационная деятельность — совокупность последовательно осуществляемых действий по созданию нового или усовершенствованного продукта и организация его производства на основе использования результатов научных исследований, разработок или передового производственного опыта;

- информатизация — организационный процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей организаций (субъектов управления) и реализации органами управления своих функций на основе формирования и использования информационных ресурсов;

- информационные ресурсы — организованная совокупность документированной информации, включая базы данных и знаний, другие массивы информации в информационных системах;

- информационная технология система методов и способов сбора, передачи, накопления, обработки, хранения, представления и использования информации;

- переподготовка кадров — вид дополнительного профессионального образования кадров, используемый для получения или углубления их знаний, умений и навыков в связи с переходом на новую работу, освоением новой профессии;

- повышение квалификации - подготовка кадров с целью усовершенствования знаний, умений и навыков в связи с повышением требований к профессии или повышением в должности;

- развитие — необратимый, направленный и закономерный процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное;

- региональная программа — комплекс мероприятий, утвержденный Законодательным органом региона, обоснованный и согласованный по ресурсам, срокам и исполнителям, обеспечивающий эффективное решение приоритетных социально-экономических задач, имеющий региональное значение;

- учебно-методический центр сельскохозяйственного консультирования – структурное подразделение образовательного учреждения, на которое приказом Минсельхоза России возложены функции организации и проведения подготовки специалистов по оказанию консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и методологическое обеспечение работы центров сельскохозяйственного консультирования;

- сельскохозяйственное производство – совокупность видов экономической деятельности по выращиванию, производству и переработке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

- сельскохозяйственный товаропроизводитель – организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в общем доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей доля от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов в течение календарного года;

- стажировка - формирование и закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки. Стажировка осуществляется также в целях изучения передового опыта, приобретения профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности. Стажировка может быть как самостоятельным видом дополнительного профессионального образования, так и одним из разделов учебного плана при повышении квалификации и переподготовке специалистов;

- трансферт инноваций – действия по выявлению, формированию баз данных инновационной продукции и распространению инновации от ее носителя к потребителю;

- устойчивое развитие сельских территорий - стабильное социально-экономическое, сбалансированное развитие на основе рационального использования имеющихся потенциалов в эффективной производственной и иной деятельности людей, не разрушающее окружающую природную среду и обеспечивающее повышение уровня жизни сельского населения, всестороннее развитие сельского сообщества.


1. СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ


1.1. Основные этапы становления системы сельскохозяйственного консультирования

История развития сельскохозяйственного консультирования в России начинается в конце IX- начале XX века. Первый успешный опыт сельскохозяйственного консультирования был отмечен в Пермской губернии (в 1887 г.) и получил широкое распространение. К 1913 году в ряде губерний России уже функционировали полноценные службы «общественной агрономии». В них трудилось 9 тыс. специалистов.

В советский период информация о научно-технических достижениях и передовому производственному опыту распространялась через систему научно-технической информации. С положительной стороны проявили себя научно-производственные системы.

Первые сельскохозяйственные информационно-консультационные центры (ИКЦ) в современной России были созданы на этапе становления фермерского движения в рамках международных проектов (Тасис, Британского фонда Ноу Хау (БФНХ) и др.). Эти центры, как правило, создавались в виде автономных некоммерческих организаций или при образовательных учреждениях.

Наиболее системно на государственном уровне ИКЦ начали создаваться с 1996 года благодаря реализации проекта поддержки аграрной реформы в России ARIS (Agriculture Reform Implementation Support), осуществляемого за счет кредита мирового банка реконструкции и развития.

В этот период приказом Министра сельского хозяйства был создан Совет информационно-консультационной службы (ИКС) АПК, разработана и утверждена Концепция развития информационно – консультационной службы АПК России на период до 2010 года.

В период действия проекта АРИС информационно-консультационная служба АПК была создана в 26 регионах России. В регионах, где работали фермерские консультационные центры, функции ИКЦ были возложены на них. Одновременно консультационные центры начали создавать в виде государственных предприятий, некоммерческих организаций и на базе образовательных учреждений. В ряде регионов функции регионального центра выполняли структурные подразделения органов управления АПК.

Новым импульсом в развитии сельскохозяйственного консультирования стало включение в федеральную целевую программу «Социальное развитие села до 2010 года» мероприятий по развитию информационно-консультацион­ного обслуживания в сельской местности - создано 240 районных центров сельскохозяйственного консультирования в 29 субъектах Российской Федерации.

Перспективы развития сельскохозяйственного консультирования с 2008 года связаны, прежде всего, с реализацией Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, которая содержит подпрограмму (направление) «Оказание консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и переподготовка специалистов для сельского хозяйства».

Развитие сельскохозяйственного консультирования предусматривается рядом нормативных документов и межведомственными соглашениями:

- в постановлении Правительства Российской Федерации "О совершенствовании кадрового обеспечения агропромышленного комплекса" от 10 февраля 2000 г. № 117 ставится задача «Завершить в 2001 году организацию информационно-консультационной службы для сельских товаропроизводителей, полнее использовать в этих целях потенциал аграрных образовательных и научных учреждений»;

- совместным приказом Министерства науки и технологий Российской Федерации, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации и Президиума Российской академии сельскохозяйственных наук от 30 декабря 1999 года № 285/892/111. Данный приказ определяет развитие информационно-консультационной службы приоритетным направлением в сфере производства сельскохозяйственного сырья и пищевых продуктов на период до 2015 года;

- соглашениями о сотрудничестве в сфере агропромышленного комплекса, заключаемыми Минсельхозом России и субъектами Российской Федерации, в которых включались статьи, отражающие взаимные обязательства по созданию и поддержке функционирования региональной информационно-консультационной службы;

- приказами Минсельхоза России. Данных приказов было издано двадцать три (семь - о ротации состава Совета ИКС АПК России и возлагаемых на него функций, регламенте его работы; восемь - посвящены реализации «Проекта поддержки осуществления сельскохозяйственной реформы – АРИС»; девять - созданию и развитию субъектов информационно-консультационной деятельности, в том числе пять – на федеральном уровне).

В концепции развития аграрной науки и научного обеспечения агропромышленного комплекса Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена приказом Минсельхоза России № 342 от 25 июня 2007 г.) среди приоритетных направлений развития аграрной науки и научного обеспечения АПК России, прежде всего, выделяются «организационно-экономические основы развития инновационно-
консультационной деятельности в АПК». В данной концепции также предусматривается, что «отработанные в производственных условиях научные решения через информационные электронные сети, информационно-консультационную службу Минсельхоза России рекомендуются к внедрению в хозяйства различных форм собственности».




1.2. Структура системы на современном этапе развития (по состоянию на 01. 01.2009 г.)

В настоящее время система сельскохозяйственного консультирования включает федеральный, региональный и районный уровень (рис.1).

Федеральный уровень системы сельскохозяйственного консультирования представлен: отделом сельскохозяйственного консультирования и переподготовки кадров в Департаменте научно-технологической политики и образования Министерства сельского хозяйства Российской Федерации; ФГУ «Российский центр сельскохозяйственного консультирования»; Федеральным учебно-методический центром сельскохозяйственного консультирования и учебно-методические центры при подведомственных Минсельхозу России образовательных учреждениях. Функции федерального уровня также выполняют отраслевые центры сельскохозяйственного консультирования при головных НИИ и Центральная научная сельскохозяйственная библиотека Россельхозакадемии.


С целью общественного регулирования развития и совершенствования деятельности системы сельскохозяйственного консультирования и развития консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и сельскому населению созданы общественная организация – ассоциация консультационных организаций (АСКОР).

Основными функциями субъектов системы сельскохозяйственного консультирования федерального уровня являются:

- определение приоритетных направлений, разработка концепции, выработка стратегии и координация развития системы сельскохозяйственного консультирования;

- организация государственной поддержки, формирование единого нормативно-правового и информационного пространства для субъектов консультационной деятельности;

- организационная и методическая помощь субъектам системы сельскохозяйственного консультирования;

- создание условий для подготовки высококвалифицированных консультантов, организация их переподготовки и повышения квалификации;

- мониторинг развития сельскохозяйственного консультирования, изучение потребности и разработка предложений по расширению видов и объемов консультационных услуг сельскохозяйственным товаропроизводителям и сельскому населению, распространение передового опыта работы центров сельскохозяйственного консультирования.

Система сельскохозяйственного консультирования регионального уровня состоит из структурного подразделения органа управления АПК и/или совета, координирующего развитие консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и сельскому населению, регионального и районных центров сельскохозяйственного консультирования.

Региональные центры сельскохозяйственного консультирования осуществляют функции:

- организационно-методическое руководство развитием сельскохозяйственного консультирования на уровне субъекта Российской Федерации;

- осуществление региональной кадровой политики центров сельскохозяйственного консультирования, организация повышения квалификации консультантов;

- формирование информационных ресурсов по инновационным предложениям и передовому опыту, представляющих интерес для региона, и обеспечение специалистов районных центров сельскохозяйственного консультирования, сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения информационным продуктами;

- организация объектов информационно-инновационного сопровождения и мероприятий для пропаганды инновационных достижений и распространения передового опыта;

- организация и проведение практических и обучающих семинаров, выставочных и демонстрационных мероприятий для сельских товаропроизводителей;

- мониторинг потребности в инновационной продукции и консультационных услугах, контроль качества и осуществление обратной связи с их пользователями;

- оказание консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и сельскому населению;

- взаимодействие с федеральными структурами системы сельскохозяйственного консультирования.

Районные центры сельскохозяйственного консультирования могут быть юридическими лицами различных организационно-правовых форм и/или структурными подразделениями регионального центра в форме юридического лица.

Районные центры сельскохозяйственного консультирования осуществляют консультационное обеспечение в пределах компетенции системы сельскохозяйственного консультирования формами и методами консультационной деятельности, оказывают помощь при внедрении инноваций, решают иные проблемы сельскохозяйственных товаропроизводителей, развития сельских территорий и жизнеобеспечения их населения.

В табл. 1 представлена динамика структуры системы за последние три года. По состоянию на 1 января 2009 года в составе системы сельскохозяйственного консультирования имеется 56 региональных информационно-консультационных центров.


Таблица 1

Структура

системы сельскохозяйственного консультирования

в 2006-2008 г.г.


Компоненты системы

Годы

2006

2007

2008

Федеральный центр

1

1

1

Федеральный и региональные учебно-методические центры







28

Количество регионов, имеющих систему сельскохозяйственного консультирования

52

54

58

Количество региональных информационно-консультационных центров

52

52

56

в т.ч. в форме государственных учреждений (предприятий)

15

19

22

при учреждениях ДПОС, вузах и НИИ

17

16

15

при органах управления АПК

9

6

7

в других формах

11

11

12

Количество районных информационно-консультационных центров, ед.

309

385

465
  1   2   3   4   5


Похожие:

Российской Федерации Ассоциация сельскохозяйственных консультационных организаций фгу «Российский центр сельскохозяйственного консультирования» iconФгу «Специализированный центр учета в апк» информационный обзор
Председатель Правительства Российской Федерации В. В. Путин своим распоряжением назначил Соловьёва Александра Александровича заместителем...
Российской Федерации Ассоциация сельскохозяйственных консультационных организаций фгу «Российский центр сельскохозяйственного консультирования» iconФгу «Специализированный центр учета в апк» информационный обзор
Министр сельского хозяйства РФ елена Скрынник приняла участие в заседании Президиума Правительства Российской Федерации 5
Российской Федерации Ассоциация сельскохозяйственных консультационных организаций фгу «Российский центр сельскохозяйственного консультирования» iconПерспективы развития информационно-консультационной службы в апк россии Сообщение о некоторых проблемах создания службы сельскохозяйственного консультирования в РФ (на примере Тверской области)
Сообщение о некоторых проблемах создания службы сельскохозяйственного консультирования в РФ (на примере Тверской области)
Российской Федерации Ассоциация сельскохозяйственных консультационных организаций фгу «Российский центр сельскохозяйственного консультирования» iconАссоциация сельскохозяйственных научно-исследовательских
Азии и Южного Кавказа был организован Ассоциацией сельскохозяйственных научно
Российской Федерации Ассоциация сельскохозяйственных консультационных организаций фгу «Российский центр сельскохозяйственного консультирования» iconМонография под общей редакцией И. В. Палаткина. Пенза, 2009
Монография предназначена для работников муниципальных, региональных и федеральных органов управления, руководителей и специалистов...
Российской Федерации Ассоциация сельскохозяйственных консультационных организаций фгу «Российский центр сельскохозяйственного консультирования» icon«Тематические новости» "Рынок мяса рф" Бюллетень содержит данные
Правительства Российской Федерации от 12 августа 2011 г. N 672 г. Москва "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской...
Российской Федерации Ассоциация сельскохозяйственных консультационных организаций фгу «Российский центр сельскохозяйственного консультирования» iconПерспективы развития информационно-консультационной службы в апк россии Сообщение Анализ опыта Тверской государственной сельскохозяйственной академии по оказанию консультационной помощи сельхозтоваропроизводителям
Данная статья – вторая из двух статей, объединенных одной общей темой: проблемами создания и развития российской службы сельскохозяйственного...
Российской Федерации Ассоциация сельскохозяйственных консультационных организаций фгу «Российский центр сельскохозяйственного консультирования» iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию
Фгу «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций»
Российской Федерации Ассоциация сельскохозяйственных консультационных организаций фгу «Российский центр сельскохозяйственного консультирования» icon2-го Совещания Консорциума неправительственных организаций (кнпо) и
Ассоциации сельскохозяйственных научно-исследовательских организаций Центральной Азии и
Российской Федерации Ассоциация сельскохозяйственных консультационных организаций фгу «Российский центр сельскохозяйственного консультирования» iconПрограмма подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства
Подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации» и Постановлением Правительства Российской...
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница