Программа курса повышения квалификации профессорско-преподавательского состава по направлению подготовки высшего профессионального образования «Инновационная деятельность»




Скачать 141.41 Kb.
НазваниеПрограмма курса повышения квалификации профессорско-преподавательского состава по направлению подготовки высшего профессионального образования «Инновационная деятельность»
Дата конвертации13.10.2012
Размер141.41 Kb.
ТипПрограмма курса




Приложение №1


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского


«УТВЕРЖДЖАЮ»


«_____»_____________2006 г


ПРОГРАММА

Курса повышения квалификации профессорско-преподавательского состава
по направлению подготовки высшего профессионального образования
«Инновационная деятельность»



Нижний Новгород

2006 г.

1. ВИДЫ ЗАНЯТИЙ, КОЛИЧЕСТВО УЧЕБНЫХ ЧАСОВ.


Лекций: 24

Семинаров: 24

Индивидуальные занятия с преподавателем: 4

Самостоятельные занятия: 16

Всего 72

Итоговая аттестация 4

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.



2.1 НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ И ИХ СОДЕРЖАНИЕ.


2.1.1 Инновационная экономика

Современная экономика – экономика знаний. Конкурентные преимущества, даваемые технологическим развитием.

Понятие инновации. Инновационный процесс, его стадии, особенности финансирования на разных стадиях, характеристика рисков.


2.1.2 Модели инновационных циклов

Инновационный цикл. Структура инновационного цикла, содержательное и экономическое значение его этапов. Коммерциализуемость технологии на каждом этапе цикла как необходимое условие реализации инноваций. Связь риска с доходностью инновационного проекта. Продуктовые и технологические инновации, их цели и особенности продвижения.

Развитие технологии в соответствии с рыночными тенденциями.

План технологического обеспечения нового продукта или рынка.


2.1.3 Инфраструктура инновационной деятельности

Участники инновационных рынков: государство, потребитель, инвестор, разработчик, лицензиары и лицензиаты, инжиниринговые компании, производящие компании.

Формы взаимодействия участников инновационных рынков и применение этих форм при реализации сценариев продвижения. Принципы передачи технологий, разработка организационно-правовых схем реализации инновационных проектов.


2.1.4 Коммерциализация результатов НИОКР.

Конкурентные силы на инновационных рынках. Позиционирование инновации. Прогноз реакции конкурентов на появление на рынке инновации, преодоление конкуренции.

Оценка влияния на конкурентные преимущества компании характера цикла подготовки инновации к производству и продажам. Стратегическое видение: сиюминутная выгода и завтрашние преимущества.

Основные стратегии коммерциализации научно-технических разработок: интеллектуальная собственность как основа коммерциализации технологий; формы коммерциализации научных результатов и разработок; идентификация стадии развития технологии и выбор стратегии ее коммерциализации.


2.1.5 Трансфер технологий.

Интересы и риски участников процесса коммерциализации (трансфера) технологий, влияние межкультурных различий. Риски участников. Специфика трансфера технологий, созданных на средства: бюджета; заказчика; собственные средства предприятия.

Международный трансфер технологий. Технологические брокеры и посредники, проблема пересечения границ. Подготовка технологии к трансферу - «упаковка». Формы трансфера – «лестница технологических возможностей»

Подготовка технологии к трансферу - «упаковка»: трансляция понятий в цепочке «изобретатель – предприниматель»; структура пакета и назначение документов из «упаковки» технологии; применение информационных технологий при «упаковке» технологий. Подготовка технологии для презентаций различного вида: устная презентация; презентация в специализированных изданиях; презентация в сети Интернет.


2.1.6 Жизненный цикл высокотехнологичного продукта.

Диффузионная модель проникновения на рынок, качественные и количественные характеристики прогноза дохода от предложения целевому рынку инновационного продукта.


2.1. 7 Инновационный маркетинг.

Особенности маркетинга при продвижении технологий: анализ целевых рынков при разработке стратегии коммерциализации технологий; маркетинговая и продуктная сегментация целевых рынков; стратегическое предвидение; сценарии проникновения новых технологий и товаров на рынок;

Согласование параметров инновационного проекта с инвестором и потребителем: предложение, заключение соглашения, составление технического задания, бюджета проекта.


2.1.8 Оценка коммерческого потенциала технологий.

Определение стоимости технологии – валоризация.

Факторы, влияющие на выбор инновации: соответствие стратегическим целям организации, интеллектуальная собственность, коммерческий потенциал технологии, доходность, неденежная выгода, перспективы роста, выход на рынок и т.п. Возможности выполнения проекта – наличие свободных ресурсов и научно-технического задела. Отказ от проекта. Формы инновационных предприятий, соответствие типа предприятия и параметров инновации как основа успешности проекта.

Параметры рынка интеллектуальной собственности как информация для оценки коммерческого потенциала инновации и для принятия управленческих решений.

Стоимость объекта интеллектуальной собственности в зависимости от характеристик инвестиционных процессов.


2.1.9 Интеллектуальная собственность как основа инноваций.

Интеллектуальная собственность как специфический объект управления в инновационных проектах. Формирование позиции на рынке интеллектуальной собственности.


2.1.10 Формирование портфеля прав на объекты интеллектуальной собственности.

Рынок технологий и интеллектуальная собственность, лицензии.

Влияние степени защиты интеллектуальной собственности, положенной в основу инновации, на силу и сроки воздействия конкурентов на потоки дохода от производства и продажи инноваций. Степени защиты: уникальная компетенция, новизна разработки, ноу-хау, патент на изобретение. Совокупность элементов защиты, создание собственного и преодоление чужих патентных барьеров для проникновения на рынки.

Выбор и констатация концепции проекта продвижения в зависимости от результатов анализа состояния предприятия-инноватора в сравнении с позицией на рынке интеллектуальной собственности других участников инновационных рынков.


2.1.11 Управление инновационными проектами.

Цели и инновационная стратегия организации – основа оценки приемлемости проекта. Особенности управления инновационными проектами. Функции в инновационных проектах. Управление персоналом в инновационном проекте, менеджер проекта, команда проекта. Роли и обязанности менеджера в процессе управления проектом. Матрица ответственности. «Инновационная» специфика.

Принципы приемлемости инновационного проекта – с точки зрения собственника, с точки зрения исполнителя, принципы, обусловленные действием рыночной среды.


2.1.12 Финансирование инновационных проектов.

Инвестиционный анализ инновационных проектов. Бизнес – план и его структура. Оценка риска, специфика рисков выполнения НИОКТР и внедрения результатов, влияние рисков на бюджет проекта.

Основные решения по формированию расходной и доходной части бюджета инновационного проекта на стратегическом уровне: собственное производство инновационного продукта, передача портфеля прав стороннему производителю, лицензирование, продажа бизнеса. Возможности выполнения проекта – наличие свободных ресурсов и научно-технического задела. Отказ от проекта. Формы инновационных предприятий, соответствие типа предприятия и параметров инновации как основа успешности проекта.

2.2 РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ ПО ТЕМАМ





N

Название раздела

Часы

Преподаватель

2.1.1

Инновационная экономика

2

Антонец В.А.

2.1.2

Модели инновационных циклов

6

Антонец В.А.

2.1.3

Инфраструктура инновационной деятельности

4

Антонец В.А.

2.1.4

Коммерциализация результатов НИОКР.

2

2

Антонец В.А. Нечаева Н.В.

2.1.5

Трансфер технологий.

2

2

2

Антонец В.А. Нечаева Н.В.

Рябчиков А.П.

2.1.6

Жизненный цикл высокотехнологичного продукта.

4

Антонец В.А.

2.1.7

Инновационный маркетинг.

4

Антонец В.А.

2.1.8

Оценка коммерческого потенциала технологий.

2

2

Антонец В.А. Рунова Е.В.

2.1.9

Интеллектуальная собственность как основа инноваций.

2

Нечаева Н.В.

2.1.10

Формирование портфеля прав на объекты интеллектуальной собственности.

2

2

Нечаева Н.В. Рябчиков А.П.

2.1.11

Управление инновационными проектами.

4

2

Нечаева Н.В. Рунова Е.В.

2.1.12

Финансирование инновационных проектов.

3

3

Нечаева Н.В. Рябчиков А.П.

2.1.13

Самостоятельная работа и индивидуальные занятия

20

Антонец В.А. Нечаева Н.В. Кулыгин М.Л. Рунова Е.В.

Суркова А.С. Рябчиков А.П.

всего




72






2.3. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ


п/п

Тема практических занятий

Количество
часов

1

Практикум формирования модели инновационного цикла.

4

2

Определение целесообразности взаимодействия участников инновационной деятельности по теме: «Инфраструктура инновационной деятельности»

2

3

Расчет Коммерциализация результатов НИОКР.

2

4

Планирование мероприятий по передаче технологии от разработчика в реальное производство.

4

5

Освоение методик сбора данных в Интернет по теме: «Жизненный цикл высокотехнологичного продукта».

2

6

Освоение методик сбора данных в Интернет по теме: «Инновационный маркетинг».

2

7

Освоение методик сбора данных в Интернет по теме: «Оценка коммерческого потенциала технологий».

2

8

Освоение методик сбора данных в Интернет по теме: «Формирование портфеля прав на объекты интеллектуальной собственности».

2

9

Формирование состава функций инновационного проекта.

4

10

Определение целесообразности эксплуатации технологий в производстве и/или реализации прав другим лицам в аспекте максимизации доходов инновационных проектов.

4







28


2.4. ТЕМАТИКА И ФОРМЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Слушатели курса повышения квалификации профессорско-преподавательского состава по программе «Инновационная деятельность» имеют возможность в индивидуальном порядке обсудить с преподавателями интересующие их вопросы в соответствии с перечнем разделов курса. Согласно предложенной ниже тематике слушателю необходимо выбрать интересную для него проблему и к окончанию курса представить по ней итоговый реферат (лекцию в рукописном виде).

Занятия проводятся в форме индивидуальных консультаций преподавателя по следующим темам:

2.4.1. Инфраструктура инновационной деятельности

2.4.2. Инновационный маркетинг

2.4.3. Оценка коммерческого потенциала технологий

2.4.4. Формирование портфеля прав на объекты интеллектуальной собственности


2.5. ТЕМАТИКА ИТОГОВЫХ РАБОТ


2.5.1. Инновационный маркетинг

2.5.2. Патентные исследования

2.5.3. Формирование бизнес-предложения

3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ


3.1. Основная литература


  1. Трансфер технологий и эффективная реализация инноваций // Сборник статей под ред. Н.М.Фонштейн, М., ЦКТ АНХ, 1998.

  2. Основы коммерциализации НИОКР и технологий, М., АНХ, 1999, 272 с.

  3. Стратегия коммерциализации: теория и практика, М., АНХ, 1999, 280 с.

  4. Продвижение технологического продукта на рынок // Сост.: к.т.н. А.З.Пименова, д.т.н. Н.М.Фонштейн, М.: АНХ, 1998.

  5. Зинов В.Г. Управление интеллектуальной собственностью: Учеб. Пособие. – М.: Дело, 2003, 512с.

  6. Титов В.В. Трансфер технологий (теория и практика): Учебное пособие на CD-ROM, 2001

  7. Управление инновациями: Факторы успеха новых фирм. Сб. ст. Пер. с англ. / Сост. и общ. ред. Фонштейн Н.М. - М.: Дело, 1995. - 223 с., схем. - (Б-ка технол. предпринимательства; Вып.1)

  8. Коммерциализация интеллектуальной собственности: проблемы и решения. Сборник статей. М.:АНХ, 1996г.

  9. Бегиджанов П.М., Особенности инновационного предпринимательства и управление его развитием, М., АНХ, 2002, 411 с.

  10. Менеджмент на рынке инноваций, Сб.статей, М., АНХ, 2002, 260 с.

  11. Инновационный менеджмент, под ред. С.Д.Ильенковой. М., ЮНИТИ, 1997.

  12. Фоломьев А.Н., Гейгер Э.А. Менеджмент инноваций: теория и практика. Изд. Российской Ак. Гос. Службы, М., 1998.

  13. Мэггс П.Б., Сергеев А.П. Интеллектуальная собственность. - М.: Юристъ, 2000. - 400 с.

  14. Парижская конвенция об охране промышленной собственности, Договор о патентной кооперации (РСТ), Европейские патентные конвенции.

  15. Рогалев Н.Д. Технологические инновации в техническом университете. М., Изд. МЭИ, 1997.

  16. Краюхин Г.А., Шайбакова Л.Ф. Основы государственного управления инновационными процессами. Изд. СПб. Гос. инж.-экон. Академии, 1997.

  17. Синтия Д.Скотт, Деннис Т.Джэфф. Управление переменами в организации. Челябинск, 1996.

  18. Брунер Р.Ф. Икер М.Р. MBA Краткий курс, М. 2000, ОлимпБизнес;

  19. Е.Г.Ойхман, Э.В.Попов. Реинжиниринг бизнеса: реинжиниринг организаций и информационные технологии. М., Финансы и статистика, 1997.

  20. А.А.Петруненков, Организация разработки нового товара. – М.: АНХ, 2002.

  21. Валдайцев С.В., Управление инновационным бизнесом. М. 2001, Юнити;

  22. Синтия Д.Скотт, Деннис Т.Джэфф. Управление переменами в организации. Челябинск, 1996.

  23. Бурков В.Н., Новиков Д.А., Как управлять проектами. Научно-практическое издание. М. «СИНТЕГ», 1997;

  24. Шапиро В.Д., Project management. Управление проектами. Толковый англо-русский словарь-справочник. М. Высшая школа», 2001;

  25. «Мазур И.И., Шапиро В.Д. и др., Управление проектами. Справочник для профессионалов. М. «Высшая школа», 2001;

  26. Х.Виссема. Менеджмент в подразделениях фирмы (предпринимательство и координация в децентрализованной компании). М., Инфра, 1996.

  27. Ройс У., Управление проектами по созданию программного обеспечения, М., «ЛОРИ», 2002;

  28. Кортер Дж., Microsoft Project 2000, М., «ЛОРИ», 2001;

  29. Куперштейн В., MS Office и Project в управлении и делопроизводстве, СПб., «BHV-Санкт-Петербург», 2001;


3.2. Дополнительная литература


  1. Ковалев А., Управление проектом по созданию интернет-сайта, М., «Альпина», 2001;

  2. Симаранов С.Ю. Инновационный менеджмент / Учебное пособие на CD-ROM 2001

  3. Антонец В.А. Жизненный цикл высокотехнологичного товара, / Учебное пособие на CD-ROM, 2001

  4. Г.Шмален. Основы и проблемы экономики предприятия. М., Финансы и статистика, 1996.

  5. Дж.Х.Харрингтон. Управление качеством в американских корпорациях. М., Экономика, 1990.

  6. Ф.Котлер. Основы маркетинга. М., "Бизнес-книга" ИМА-Кросс. Плюс., 1995.

  7. Олдкорн Р., Основы менеджмента. М. 1999, ДиС;

  8. Мескон и др. Основы менеджмента. М. 1999, Дело

  9. Б.Твисс. Управление научно-техническими нововведениями. М., Экономика, 1989.

  10. Ю.П.Морозов. Инновационный менеджмент. Уч.пособие для ВУЗов, М., «Юнита-Дана», 2000.

  11. И.Т.Балабанов. Инновационный менеджмент. СПб, "Питер", 2000.

  12. П.Розенберг. Основы Патентного права США. М.: Прогресс, 1979.

  13. J.A.Shumpeter. Business Cycles: A Theoretical Historical and Statistical Analysis of the Capitalism Process. Mc Graw Hill, NY.1939.

  14. Edge, G.; Thinking about the technology future // R&D management. - Oxford, 1995. - Vol. 25, N 2. - P. 117-128

  15. G.Kozmetsky "The Coming Economy", 1990.

  16. G.Kozmetsky. Perspectives on business and emerging trends for the 21st century.(Presentation to the fall 1997 CBA Advisory Council Dinner, 16.10.1997).

  17. Fogt, H.W. Gotts, I.K.; US technology licensing arrangements: do new enforcement guidelines in the United States mirror developments in the European Community? // Europ. Competition law rev. - Oxford, 1995. - Vol. 16, N 6. - P. 215-219

  18. Miles, D.; Constructive change: Managing international technology transfer / ILO. - Geneva: Intern. labour office, 1995. - XI, 138 p. - (Intern. construction management ser.; N 5)

  19. More, E. Irwin, H.; Technology transfer: Technocultures, power and communication - the Australian experience // J. of inform. science. - L., 1995. - Vol. 21, N 3. - P. 149-159

  20. Roffe P. UNCTAD: Code of conduct on transfer of technology // J. of world trade law.- Twickenham, 1985.- V.19, №6, p.669-672.

  21. Wei L.. International technology transfer and development of technological capabilities: a theoretical framework // Technology in soc.- N.Y. etc., 1995.- Vol.17, №1.- p. 103-120.

  22. Technology transfer and licensing // Intern. j. of technology management = J. intern. de la gestion technologique. - Geneva, 1995. - Vol. 10, N 7/8. - P. 643-954

  23. D.V.Gibson. Inter-organizational technology transfer: from standard technology packages to spin-offs // Commercializing high technology: East and West. 1997.


Периодические издания:

  • Журнал «Интеллектуальная собственность»; М.: ВНИИПИ.

  • Журнал «Патенты и лицензии»; М.: ВНИИПИ.

  • Сборник рефератов «Патентное дело. Дайджест российской и зарубежной прессы». М.: ВНИИПИ.

  • Журнал «Менеджмент в России и за рубежом», Москва, Издательство «Финпресс».

  • Журнал «БОСС», Москва, Издательство «Бизнес и Компьютер»;


WEB – страницы:

Законодательство, статьи и комментарии, словари, описание опыта управления технологическим развитием:

http://www.fips.ru

http://koi.www.osp.ru

http://www.icc.utexas.edu

http://www.intb.ru

http://www.nant.ru

http://www.fasie.ru

http://www.innov.ru

http://marketing.spb

http://az.sovtest.ru

http://www.cfin.ru

http://www.consulting.ru

http://www.cdf.org, Corporate Design Foundation

http://www.fastcompany.com, Fast Company

http://www.t-bird.edu

http://www.eiu.com

http://cwis.cub.nl

http://or-rsv.narod.ru

http://www.euromanagement.ru

http://www.finexpert.ru/

Юридическая информация:


  • Сайт Роспатента

www.rupto.ru, www.fips.ru

  • Справочно-информационный сервер «Правовая охрана интеллектуальной собственности»

www.febras.ru

  • Сайт, посвященный авторскому праву, статьи и комментарии

www.copyrighter.ru

  • Законодательство по ведению научной деятельности в РФ

www.sbras.ru/win/laws

ПАТЕНТНЫЕ БАЗЫ ДАННЫХ (БД)

  • Федеральный институт промышленной собственности (платно-бесплатная) - заявки и патенты РФ с 1994 года.

www.fips.ru

Англоязычные:

  • Патентное ведомство США – рефераты и полные описания изобретений США с 1976 года, рефераты описаний изобретений к патентам ЕПВ и Японии.

www.uspto.gov

  • Eвропейское патентное ведомство (ЕПВ) – заявки и патенты Франции, Германии, Швейцарии, США, ЕПВ и РСТ.

www.european-patent-office.org

  • Патенты Великобритании

www.patent.gov.uk

  • Формулы изобретений и полные описания изобретений к патентам США, патентам и заявкам ЕПВ, японские патентные документы и заявки РСТ.

www.delphion.com


3.3. Пособия и методические указания


1. Антонец В.А., Нечаева Н.В., Как подать заявку по программе «Старт»? («Престарт»), дистанционный курс, 2005-2006 http://de.msu.ru/moodle/course/view.php?id=86 , по заказу фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере


2. Антонец В.А., Нечаева Н.В., Образовательный курс по проблемам высокотехнологичного бизнеса для победителей конкурса «Старт» («Старт»), дистанционный курс, 2005-2006 http://de.msu.ru/moodle/course/view.php?id=87 , по заказу фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере


3. Антонец В.А., Жизненный цикл высокотехнологичного товара, учебное пособие, Академия народного хозяйства при Правительстве РФ, 2001 г., 105 с.


4. Раздаточные материалы преподавателей


Рабочую программу составили:

Проф., д.ф-м.н. Антонец В.А., доц., Нечаева Н.В. 15 апреля 2006 г.







Похожие:

Программа курса повышения квалификации профессорско-преподавательского состава по направлению подготовки высшего профессионального образования «Инновационная деятельность» iconПрограмма повышения квалификации профессорско-преподавательского состава по приоритетному направлению «Инновационная деятельность в образовании»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа курса повышения квалификации профессорско-преподавательского состава по направлению подготовки высшего профессионального образования «Инновационная деятельность» iconПрограмма повышения квалификации профессорско-преподавательского состава по приоритетному направлению «Инновационная деятельность в образовании»
Ниокр, продвижением инновационных проектов в учебном заведении или в организации-заказчике. Его основные цели
Программа курса повышения квалификации профессорско-преподавательского состава по направлению подготовки высшего профессионального образования «Инновационная деятельность» iconПрограмма «Современные нанотехнологии» повышения квалификации профессорско-преподавательского состава по приоритетному направлению «Проблемы подготовки кадров по приоритетным направлениям науки,
Оборудование для исследования наноструктур. Сканирующая зондовая микроскопия
Программа курса повышения квалификации профессорско-преподавательского состава по направлению подготовки высшего профессионального образования «Инновационная деятельность» iconПрограмма повышения квалификации профессорско-преподавательского состава в рамках II всероссийского семинара-тренинга «гранты: от заявки до отчЁта»
Цель программы – повышение квалификации слушателей в вопросах фандрайзинга, грантоискательства, коммерциализации научно-исследовательской...
Программа курса повышения квалификации профессорско-преподавательского состава по направлению подготовки высшего профессионального образования «Инновационная деятельность» iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки 080100 Экономика
Федерального государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению подготовки высшего профессионального образования...
Программа курса повышения квалификации профессорско-преподавательского состава по направлению подготовки высшего профессионального образования «Инновационная деятельность» iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки 221400 «Управление качеством»
Федерального государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению подготовки высшего профессионального образования...
Программа курса повышения квалификации профессорско-преподавательского состава по направлению подготовки высшего профессионального образования «Инновационная деятельность» iconФедеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
...
Программа курса повышения квалификации профессорско-преподавательского состава по направлению подготовки высшего профессионального образования «Инновационная деятельность» iconПримерная основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки
Федерального государственного образовательного стандарта (фгос впо) по данному направлению подготовки, утвержденного 20 мая 2010...
Программа курса повышения квалификации профессорско-преподавательского состава по направлению подготовки высшего профессионального образования «Инновационная деятельность» iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «санкт-петербургский государственный университет экономики и финансов»
П 78 анализа и статистики. Научная сессия профессорско-преподава- тельского состава, научных сотрудников и аспирантов по итогам
Программа курса повышения квалификации профессорско-преподавательского состава по направлению подготовки высшего профессионального образования «Инновационная деятельность» iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования направление подготовки 270800 «строительство»
Основная образовательная программа высшего профессионального образования (бакалавриата), реализуемая университетом по направлению...
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница