Российский комитет Программы юнеско “Информация для всех”, Москва, Россия Цели и задачи




Скачать 258.26 Kb.
НазваниеРоссийский комитет Программы юнеско “Информация для всех”, Москва, Россия Цели и задачи
страница1/2
Дата конвертации13.10.2012
Размер258.26 Kb.
ТипПрограмма
  1   2
О программе ЮНЕСКО «Информация для всех»


Кузьмин Е.И., Демидов А.А .

Российский комитет Программы ЮНЕСКО “Информация для всех”, Москва, Россия


Цели и задачи

Программа ЮНЕСКО “Информация для всех” родилась в 2000 году в результате слияния двух важнейших программ ЮНЕСКО прошлого десятилетия: “Общей программы по информации” и “Межправительственной программы по информатике”. Она создана в качестве основы для международных дискуссий о политических, правовых, этических и социальных проблемах, связанных с построением глобального информационного общества, а также для подготовки проектов, ориентированных на обеспечение всеобщего доступа к информации.

Одна из главных целей Программы состоит в разработке инструментария и последующей эффективной реализации базовых элементов для построения глобального информационного общества и общества знаний.

Само название новой программы — “Информация для всех” — говорит о том, что мировое сообщество претерпело существенную эволюцию в осознании рассматриваемой проблемы: раньше она воспринималась прежде всего как техническая и технологическая, а сегодня ещё или даже в первую очередь как гуманитарная, социальная и политическая. Те, кто стоит в центре мировой дискуссии и их организует, всё больше понимают, что во главу угла новой мировой информационной политики ставиться не технологии и даже не сама информация, а её создатель и конечный потребитель — человек.

Основной предмет Программы — это информационная политика, ориентированная на человека, развитие его потенциала, ресурсов, навыков и знаний. Ведь именно от людей зависит, каким путем будет развиваться человечество и каждая страна, каждый народ в отдельности. Новейшие информационные и коммуникационные технологии помогают развитию, в значительной степени являются его залогом, но сами по себе технологии не обеспечивают равноправного доступа к информации для всех. Люди, особенно в развивающихся странах, — а Россия это одновременно и развитая и развивающаяся страна — должны быть максимально вовлечены в участие в мировых процессах. Каждый человек должен получить максимум преимуществ от свободного и эффективного доступа к информации.

Программа “Информация для всех” формулирует глобальные цели информационного развития мирового сообщества в условиях интенсивного и массового внедрения информационных и коммуникационных технологий, определяет общую для всех стран стратегию, методы и инструментарий для строительства правового и свободного информационного общества.

Генеральный директор ЮНЕСКО Коитиро Мацуура особо подчеркивает, что реализуя эту программу, ЮНЕСКО должна выйти за рамки технических параметров и новинок информационно-коммуникационных технологий и способствовать тому, чтобы эти мощные средства и сети эффективно использовались для борьбы с нищетой и социальным отчуждением, служили задачам развития, содействовали всеобщему доступу к образованию, являлись гарантами культурной и языковой самобытности, укрепляли основу гражданского общества.

В соответствии с мандатом ЮНЕСКО, предоставленным Программе “Информация для всех”, она должна сыграть ключевую роль в осуществлении политики ЮНЕСКО — повсеместно способствовать развитию “образования для всех”, “свободному обмену информацией и знаниями” и увеличению средств коммуникации между людьми.

Программа должна также содействовать уменьшению разрыва между информационно богатыми и информационно бедными. Почему именно на этом делается сильный акцент? Потому что очень часть конфликты возникают именно из-за того, что люди неинформированные не понимают людей информированных, необразованные — образованных. Чаще всего именно из-за этого в обществе не достигается консенсуса, и, как минимум, теряется время и возможности для успешного устойчивого развития. В том числе и в этом кроются опасности и угрозы конфликтов на этнической, экономической, идеологической, культурной и религиозной почве. И как результат всего этого — социальное отчуждение и напряжение. Само название Программы — “Информация для всех” — ориентирует международное сообщество на новые глобальные цели и вполне определенные действия — способствовать повышению информационной культуры, строить национальную информационную политику и инфраструктуру так, чтобы свести к минимуму опасный разрыв между информационно богатыми и информационно бедными.

В рамках Программы будут осуществляться прямые инициативы, оказываться содействие в усилении сотрудничества, проводиться исследования, подготавливаться доклады.

Приоритетными направлениями Программы должна быть работа со всеми другими программами ЮНЕСКО, тесное сотрудничество с организациями системы ООН, государственными, межправительственными и неправительственными организациями, коммерческими структурами.

Цели Программы “Информация для всех” сформулированы следующим образом:

  • создание платформы для всеобщего доступа к информации;

  • участие в создании элементов Глобального информационного общества;

  • анализ этических, правовых и иных социальных последствий развития информационных и коммуникационных технологий;

  • создание рамок для международного и регионального сотрудничества;

  • развитие общих стратегий, методов и инструментария для построения правового и свободного информационного общества.

Задачи Программы “Информация для всех”:

  • поощрение и расширение доступа к информации с помощью её организации, перевода в электронную форму (оцифрования) и защиты;

  • развитие международной рефлексии и дискуссии по этическим, правовым и иным общественным угрозам и вызовам в информационном обществе;

  • содействие тренингу, непрерывному образованию и обучению в сфере информации и информатики;

  • продвижение использования международных стандартов и передового опыта в сфере информации и информатики в пределах компетенции ЮНЕСКО;

  • продвижение сетевого взаимодействия в сфере информации и знаний на местном, национальном, региональном и международном уровнях.

Программа “Информация для всех” состоит из 5 основных разделов:

1. Развитие информационной политики на международном, региональном и муниципальном уровнях;

2. Развитие человеческих ресурсов, навыков и умений в век информации;

3. Усиление роли специально созданных и связанных с ними организаций в обеспечении доступа к информации;

4. Развитие инструментов, способов и систем информационного менеджмента;

5. Информационные технологии для образования, науки, культуры и коммуникаций.

Политика Программы “Информация для всех” строится на том, что образование, наука, культура, наряду со средствами массовой коммуникации и контентом, являются основными составляющими в создании общества знаний.

Представляется необходимым сконцентрировать усилия в той области, где воздействие ИКТ ощущается наиболее сильно, а именно на деятельности и продуктах, произведенных человеческим разумом.

ЮНЕСКО заявляет, что необходимо последовательно и без всяких исключений инкорпорировать все социально-культурные и этические аспекты и содействовать преодолению цифрового разрыва, ставя развитие человека в центр всех задач.

В этих рамках будут решаться четыре стратегические задачи:

  • согласование общих принципов, лежащих в основе общества знаний;

  • расширение возможностей получения образования путем обеспечения доступа к его разнообразным формам и системам;

  • укрепление возможностей научных, исследовательских, культурных обменов и передачи информации;

  • содействие использованию ИКТ в целях укрепления человеческого потенциала, наделения людей большими правами и возможностями, благого управления и более широкого участия в жизни общества.

С помощью Программы “Информация для всех” ЮНЕСКО предлагает активизировать процесс глобального анализа задач, проблем и конечных целей информационного общества, стремясь при этом к укреплению интеллектуального сотрудничества в деле применения информационных и коммуникационных технологий в интересах развития во всех областях своей компетенции. Эта деятельность будет заключаться в сборе и распространении актуальной информации, содействии обсуждению междисциплинарных вопросов и спорных проблем с целью достижения согласия в отношении принципов, применимых к киберпространству — таких, как:

  • гарантия доступности информации;

  • применимость законодательства об интеллектуальной собственности к объектам в сети Интернет;

  • пределы допустимости вмешательства государства в информационные отношения в бизнесе и обществе;

  • информационная безопасность;

  • соотношение моральных, религиозных, корпоративных и правовых регуляторов в противодействии распространению асоциальной информации и многих других вопросов.

Формулируя цели информационного развития в интересах человека, необходимость его интеграции в общество и участие в жизни государства, ЮНЕСКО, в то же время, предлагает всем странам участвовать в разработке этой общей стратегии. Государства — члены ЮНЕСКО должны развивать свою национальную информационную политику с учетом мировых рекомендаций и тенденций, совместно формировать международную политику, включая политику сотрудничества.

С полным текстом Программы ЮНЕСКО “Информация для всех” можно познакомиться на сайте Российского комитета Программы www. ifap. ru в разделе “Официальные документы”.

Подробная информация о Программе “Информация для всех” и её реализации:

Реализация программы ЮНЕСКО “Информация для всех” в России

Осенью 2000 г. в соответствии с рекомендациями Межправительственного Совета Программы ЮНЕСКО “Информация для всех” и поручением Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО в Российской Федерации был сформирован Российский комитет программы ЮНЕСКО “Информация для всех”. Россия первой из государств-членов ЮНЕСКО создала в рамках рассматриваемой Программы национальный орган. В состав Комитета вошли представители органов государственной власти Российской Федерации, учреждений образования, науки, культуры и коммуникаций, общественных объединений и коммерческих структур, участвующих в разработке и реализации российской политики в сфере информатизации, знающие зарубежный и российский опыт по созданию и поддержке сетей учреждений и виртуальных сообществ.

Комитетом с момента образования проводится работа по пропаганде идей Программы и привлечению к её реализации самой широкой общественности.

Главная задача Комитета состоит в том, чтобы способствовать выработке современной, социально-направленной информационной политики, ориентированной на человека, развитие его потенциала, знаний и навыков, необходимых для жизни в информационном обществе.

Комитет является связующим звеном между Россией и Межправительственным советом Программы ЮНЕСКО “Информация для всех”. Благодаря его деятельности Россия узнает о развитии международной политики и системе взглядов в рассматриваемой области, участвует и оказывает влияние на выработку международного консенсуса, а ЮНЕСКО узнает о том, что происходит в России.

Это взаимопроникновение происходит через реализуемые Комитетом мероприятия — конференции, семинары, исследования, издание актуальных материалов, создание экспертных советов и т. п. Так, например, участвуя в организации обсуждения в России проектов таких базовых документов ЮНЕСКО, как “Рекомендация о развитии и использовании многоязычия в Интернете и всеобщем доступе к киберпространству”, а также “Хартия сохранения цифрового наследия”, Российский комитет подготавливает условия для создания эффективного и приемлемого для страны механизма интеграции в глобальное информационное общество и построения общества знаний.

Комитет считает, что для выработки правильной стратегии деятельности по построению информационного общества в России, необходимо оценить и понять идеологию ЮНЕСКО, приложить её к реалиям и возможностям России, и уже на основании полученных данных формировать политику, определяя её цели, задачи и инструментарий. Разумеется, ЮНЕСКО не может и не ставит своей целью создать за граждан России грамотную, понятную, популярную и поддерживаемую населением политику информатизации в России. Это могут сделать только сами россияне, используя инструменты, которые создали передовые страны и ЮНЕСКО как собиратель и фиксатор их лучшего и худшего опыта, выразитель интересов всех других стран. Для этого необходимо на существующую информационную политику страны, наиболее полно и ясно выраженную в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации, образно говоря, “наложить” структуру Программы ЮНЕСКО “Информация для всех”, сопоставить их, провести сравнительный анализ рассматриваемых документов. Если они в чем-то совпадают — это прекрасно. Совпадающие положения нужно безоговорочно развивать и реализовывать. Позитивный результат от реализации Доктрины должен быть надлежащим образом оформлен и представлен в ЮНЕСКО как образец успешной реализации национальной информационной политики. Если же положения Доктрины и Программы не совпадают в чем-то, то нужно понять — в чём и почему? Это и есть те самые элементы реализации стратегии Программы ЮНЕСКО “Информация для всех” в России. Это и есть цели и задачи Российского комитета и самой Программы ЮНЕСКО.

При этом необходимо учитывать, что кроме построения своей собственной информационной политики России следует учитывать и задачу участия государства в формировании информационной политики в рамках Совета Европы, Содружества Независимых Государств, Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, Шанхайской шестерки, Союза Белоруссии и России и т. д.

Участие России в построении Глобального информационного общества должно заключаться в конкретных шагах, кропотливой ежедневной работе по созданию элементов информационного общества и общества знаний на всех уровнях и для каждого человека. Без этого сегодня практически невозможно построение ни правового государства, ни гражданского общества, ни создания условий для эффективного функционирования цивилизованной экономики.

Одна из главных задач Российского комитета помочь россиянам уяснить, что цели ЮНЕСКО — это наши цели и наша стратегия. Наша беда, что мы мало учитываем и практически не используем опыт, накопленный другими странами.

Неверно думают многие, что у нас нет государственной информационной политики. Она есть! Каждое федеральное ведомство, большинство региональных администраций и муниципалитетов проводят ту или иную информационную политику. Другое дело, что наша общая национальная политика похожа на лоскутное одеяло, не всегда последовательна, скоординирована, сбалансирована и выверена. В ней плохо, с точки зрения рядового гражданина, прописаны цели информатизации, а именно к этому призывает все страны ЮНЕСКО. Нет критериев её оценки с точки зрения эффективности, нет привычных и понятных человеку лозунгов, нет механизмов согласования интересов ведомств, регионов, социальных групп, нет механизмов её реализации и финансирования.

Всё это происходит на фоне высокой динамики развития информационной сферы, есть множество примеров позитивных решений и на политическом, и на социальном уровнях. Число персональных компьютеров, количество пользователей Интернет, качество телекоммуникаций с каждым годом повышается, опережая темпы экономического развития страны. Создаются современные отечественные информационные системы. Имеются яркие примеры формирования инфраструктуры для ИКТ, как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях. Необходимо отметить, что лидируют сегодня в этом органы власти субъектов Российской Федерации, Ро бизнес-структуры и общественные организации.

Вся эта огромная работа требует большого внимания, осмысления, четкой координации, эффективного организационно-правового и материально-технического обеспечения.

Фактически Российский комитет приступил к реализации в России Программы “Информация для всех” с 2001 года.

При поддержке Минкультуры России и Администрации Кемеровской области на базе Кемеровской государственной академии культуры и искусства был создан Научно-исследовательского института информационных технологий социальной сферы.

Цель этого проекта — изучение проблемы, создание методологии и методики воспитания информационной культуры человека с самого детства, привитие потребностей в информации, навыков правильного формирования информационного запроса, поиска, фиксации и использования информации, критической её оценки, умения её создавать в традиционном и в электронном виде.

В рамках проекта выполнено первое в своем роде базовое исследование “Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях” и на его основе издательством “Школьная библиотека” выпущена в свет монография.

Необходимо отметить, что прогрессивное мировое сообщество идет по пути укрепления роли библиотек и информационных служб в качестве путей выхода на информационные магистрали с акцентом на публичные и школьные библиотеки в качестве эффективных средств расширения доступа к образованию, культуре и знаниям.

В начале 90-х отец нынешнего президента США, Джордж Буш-старший сказал, что мощные, технически оснащенные библиотеки США были и остаются залогом мирового лидерства США в экономике и демократии, а супруга нынешнего президента, во время недавнего официального визита посетила вместе в супругой Президента России Российскую государственную детскую библиотеку.

Роль библиотек в современной России постепенно начинают осознавать и федеральные органы государственной власти, и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, и органы местного самоуправления, которые всё больше воспринимают библиотеки как своих деловых партнеров, как информационно-ресурсные центры, способные взять на себя решение социально-значимых задач. В качестве примеров можно привести администрации Смоленской, Пермской областей, Республики Саха-Якутия и ряда других регионов, где информатизация органов власти и местного самоуправления идет параллельно с информатизацией библиотек с четким разделением сфер ответственности. Органы власти помогают в решении вопросов технического и материального обеспечения сети общедоступной информации и обеспечивают актуализацию массивов официальной информации, а библиотеки систематизируют указанную информацию и обеспечивают доступ к ней населения.

Одним из узловых элементов в реализации Программы ЮНЕСКО “Информация для всех” является укрепление сотрудничества с коммерческими структурами, активно влияющими на формирование информационной политики в России. Складывающееся сотрудничество с Торгово-промышленной палатой Российской Федерации, а также с одним из ведущих производителей и распространителей правовой информации в России — Информационно-правовым консорциумом “Кодекс” — первые шаги на этом пути. Российский комитет намерен и далее проводить заявленную ООН и ЮНЕСКО политику сближения частного сектора, гражданского общества и других заинтересованных сторон на пути построения глобального информационного общества и общества знаний. На предстоящей Всемирной встрече на высшем уровне по вопросам информационного общества в Женеве (декабрь, 20 0 3) этому вопросу будет уделено большое внимание и одну из своих задач Российский комитет видит в сборе, обобщении и предоставлении информации по данному вопросу на Саммите.

Не менее значимо в реализации мероприятий Программы ЮНЕСКО “Информация для всех” участие общественных организаций и СМИ. Это особенно важно в решении вопросов построения гражданского общества и правового государства. К глубокому сожалению, в России сегодня практически невозможно получить сколько бы то ни было полную и актуальную информацию о том, какие проекты в области информатизации реализуются общественными и иным некоммерческими организациями и какие информационные ресурсы ими создаются и находятся в открытом доступе. И здесь главное — не создание инструментария для общественного контроля за эффективностью реализуемых проектов, а возможность для максимально широкого круга людей воспользоваться создаваемыми информационными ресурсами.

Зарубежные и российские грантодатели активно поддерживают проекты, направленные на создание условий по улучшению общественного доступа к информации. Особенно интересен опыт проектов, поддержанных НК ЮКОС, ТАСИС, Советом Европы, фондами Сороса, Форда, Макартуров, Советом по международным исследованиям и обменам (США), Британским Советом, Институтом Гёте, Германским фондом международного правового сотрудничества, посольствами Великобритании, Нидерландов, США, Франции, ФРГ и др. Но, к сожалению, нет систематизированной информации о результатах, полученных в результате реализации указанных проектов. Российский комитет видит и в этом одно из направлений своей деятельности.

Необходимо отметить, что ЮНЕСКО рекомендует более внимательно рассматривать вопросы освещения национального опыта в области создания “электронного государства” (“электронного управления”). Изучение и продвижение данного опыта также является элементом национальной, региональной и международной политики.

Отдельным направлением своей деятельности Российский комитет также намерен обозначить сотрудничество между национальными информационными системами и сетями в интересах развития регионов, решения задач, связанных с цифровыми технологиями, развития инфраструктуры в областях компетенции ЮНЕСКО. Первый шаг в этом направлении уже сделан.

Основную организационную задачу на пути реализации Программы “Информация для всех” ЮНЕСКО видит в укреплении роли национальных комитетов в качестве организаций интеллектуального форума, в рамках которых мог бы осуществляться обмен информацией по социально-культурным, правовым и этическим аспектам информационного сообщества.

  1   2


Похожие:

Российский комитет Программы юнеско “Информация для всех”, Москва, Россия Цели и задачи icon6. информация о предприятиях
Россия, г. Москва, ул. Покровка, 16/16 103012, Россия, г. Москва, Б. Черкасский пер., 2/10
Российский комитет Программы юнеско “Информация для всех”, Москва, Россия Цели и задачи iconОт проекта “Россия для всех
Проект «Россия для всех» это сообщество молодых людей, которые хотят жить в открытой, привлекательной и дружелюбной стране, привлекающей...
Российский комитет Программы юнеско “Информация для всех”, Москва, Россия Цели и задачи iconПрограмма дисциплины Для направления 18 Подготовка населения по вопросам информационных технологий Москва 2011
Цели и задачи дисциплины
Российский комитет Программы юнеско “Информация для всех”, Москва, Россия Цели и задачи icon119333 Россия, город Москва, Ленинский проспект 55/1 стр. 1 Информация, содержащаяся в настоящем ежеквартальном отчете, подлежит раскрытию в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах
Место нахождения эмитента: 119333 Россия, город Москва, Ленинский проспект 55/1 стр. 1
Российский комитет Программы юнеско “Информация для всех”, Москва, Россия Цели и задачи icon115184 Россия, Москва, Озерковская набережная 28 корп стр. 1 оф. 1 Информация, содержащаяся в настоящем ежеквартальном отчете, подлежит раскрытию в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах
Место нахождения эмитента: 115184 Россия, Москва, Озерковская набережная 28 корп стр. 1 оф. 1
Российский комитет Программы юнеско “Информация для всех”, Москва, Россия Цели и задачи icon119333 Россия, город Москва, Ленинский проспект 55/1 стр. 1 Информация, содержащаяся в настоящем ежеквартальном отчете, подлежит раскрытию в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах
Место нахождения эмитента: 119333 Россия, город Москва, Ленинский проспект 55/1 стр. 1
Российский комитет Программы юнеско “Информация для всех”, Москва, Россия Цели и задачи iconИито юнеско
Национальный координационный центр проекта «Ассоциированные школы юнеско» в Российской Федерации
Российский комитет Программы юнеско “Информация для всех”, Москва, Россия Цели и задачи iconАвтор и ведущий генеральный директор компании Тренинг-Бутик марк кукушкин (г. Москва, программа курса подготовлена при участии Тимофея Нестика) Общие цели и задачи тренинга
Приглашаются все желающие. Для членов pmp club kz участие бесплатно. Справки и регистрация до 20. 01. 06
Российский комитет Программы юнеско “Информация для всех”, Москва, Россия Цели и задачи iconОткрытое акционерное общество "гт-тэц энерго"
Место нахождения: Россия, 123610 г. Москва, Краснопресненская набережная, 12 Информация, содержащаяся в настоящем ежеквартальном...
Российский комитет Программы юнеско “Информация для всех”, Москва, Россия Цели и задачи iconОткрытое акционерное общество "гт-тэц энерго"
Место нахождения: Россия, 123610 г. Москва, Краснопресненская набережная, 12 Информация, содержащаяся в настоящем ежеквартальном...
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница