Ix всероссийская объединенная конференция «Интернет и современное общество» (ims 2006) Инициативы Европейской комиссии по цифровым библиотекам




Скачать 236.64 Kb.
НазваниеIx всероссийская объединенная конференция «Интернет и современное общество» (ims 2006) Инициативы Европейской комиссии по цифровым библиотекам
Дата конвертации13.10.2012
Размер236.64 Kb.
ТипДокументы

IX Всероссийская объединенная конференция «Интернет и современное общество» (IMS 2006)





Инициативы Европейской комиссии по цифровым библиотекам

Н.В. Браккер, Л.А. Куйбышев

Центр по проблемам информатизации сферы культуры

Москва


1. Введение

Можно считать, что движение к Европейской цифровой библиотеке началось с 2000 г., с принятия Европейским Союзом Лиссабонской стратегии, определяющей цифровое развитие Европы на 10 лет, и с принятия Лундских принципов1 и Лундского плана2 действий по оцифровке культурного и научного наследия и обеспечения доступа к нему в 2001 г. За это время были приняты и реализованы программы e-Europe2002 и e-Europe2005, e-Content и e-Content Plus3. На смену реализованному с помощью Группы национальных представителей4 и проектов MINERVA и MINERVA PLUS5 Лундскому плану пришел Динамический план действий6. Был принят и реализован целый ряд научно-исследовательских и технологических проектов 5-й и 6-й7 рамочных программ Европейской комиссии. Однако, всего этого оказалось недостаточно.

2. Инициатива «i2010. Цифровые библиотеки».

2.1. Проекты Google

Европейское Сообщество озабочено проектами Google Print и Google Book Search по оцифровке книжных коллекций и предоставлению доступа к ним. Первоначально этот проект ориентировался только на англоязычные книги, издаваемые в США. Затем было объявлено о начале приема на сканирование книг на английском языке в 14 странах, среди них Великобритания, Австралия, Канада, Ирландия, Новая Зеландия, Индия, Пакистан, ЮАР, Кения, Ямайка и другие. Затем стало известно и об оцифровке книг на других языках издательств Германии, Франции, Испании, Италии и Нидерландов. Издательства предоставляют свои книги только при условии соблюдения прав на интеллектуальную собственность. Отсканированы и проиндексированы книги будут полностью, но пользователи смогут просмотреть только около пятой части всех страниц.

Служба Google Book Search предлагает PDF-файлы отсканированных книг, которые можно загрузить и распечатать бесплатно. Читатели могут разыскать эти книги, выбрав перед началом поиска опцию Full view books. На странице выбранной книги в правом верхнем углу появляется кнопка Download. Предлагаются только книги, которые являются общественным достоянием, и только для использования в личных целях.

Продолжает Google и приостановленный проект по сканированию изданий из фондов американских библиотек, начатый в декабре 2004 г. В этом случае, книги могут сканироваться и без предварительного согласования с издателями. Однако по запросам пользователей будут выводиться даже не страницы книг, а их фрагменты - несколько предложений вокруг ключевого слова, использованного для поиска.

Новый проект8 Google и трех университетов (Дублинского, Университета Буффало и Массачусетского университета в Амхерсте) предусматривает оцифровку и предоставление доступа к историческим манускриптам.


2.2. i2010 Цифровые библиотеки

В ответ на инициативы Google, в письме от 28 апреля 2005 г.9 шесть глав государств и правительств стран-членов ЕС предложили приступить к созданию виртуальной европейской библиотеки. Ставилась задача обеспечить всеобщий доступ к европейскому культурному и научному наследию. Еврокомиссия поддержала это предложение, которое реализуется в рамках инициативы «i2010.Цифровые библиотеки».

Комиссия предлагает странам-членам Европейского Сообщества сконцентрировать усилия на оцифровке наследия, сохранении цифрового наследия и предоставлении всеобщего доступа к нему.

Цель этой инициативы - облегчить доступ к европейским информационным ресурсам и сделать их более привлекательными для пользователей. Доступ к богатому европейскому наследию базируется на мультикультурной и многоязычной среде, новейших технологиях и новых бизнес моделях.

Инициатива относится как к оцифрованным материалам и документам, так и к информационным ресурсам, сразу созданным в цифровом виде.

Рассматриваются три ключевые проблемы:

  • Он-лайн доступ, обеспечивающий максимальные преимущества, которые могут получить граждане, исследователи и компании от использования информации.

  • Оцифровка аналоговых коллекций для широкого использования информационным обществом.

  1. Сохранение цифровых информационных ресурсов, обеспечение доступа к ним для будущих поколений, предотвращение потерь ценных информационных ресурсов.

В рамках Инициативы 30 сентября 2005 г. принято «Информационное сообщение»10 с постановкой задачи, анализом состояния дел и предложением первоочередных действий, необходимых для максимального использования культурного и экономического потенциала европейского культурного наследия и преодоления фрагментации усилий в Европе. В Приложении к «Информационному сообщению»11 дается более детальная разработка этих проблем.

В отдельный блок выделены вопросы, связанные с научной информацией. Эта область имеет собственную специфику и динамику развития, связанную с необходимостью обрабатывать и хранить огромные объемы цифровых данных и с лавинообразным ростом объема публикаций, доступных только в цифровом виде. В 2006г. планируется выпуск специального «Информационного сообщения», посвященного специфическим проблемам цифровых библиотек в области научного знания, включая инфраструктуру и план действий на европейском уровне.

В конце 2005 года проведены он-лайн консультации по вопросам оцифровки, доступа и сохранения цифровых информационных ресурсов, в которых приняли участие организации и эксперты, занимающиеся исследованиями и разработками цифровых библиотек. Ответы на вопросы, поставленные в рамках консультаций, опубликованы12 и стали основой дальнейших работ в рамках Инициативы.


2.3. Информационное сообщение «i2010. Цифровые библиотеки».

2.3.1. Оцифровка культурного и научного наследия


  • экономические аспекты

Оцифровка – дорогостоящий процесс, требующий значительных инвестиций, непосильных для учреждений, хранящих информацию. Тотальная оцифровка практически невозможна, т.е. необходимо производить отбор и устанавливать очередность оцифровки.

Стоимость оцифровки включает в себя: отбор материала, выяснение правового статуса документа, стоимость собственно оцифровки, создание метаданных, обеспечение пользователям доступа к оцифрованному документу, контроль и гарантии качества, сохранение оцифрованного материала.

Аналитики считают, что затраты на собственно оцифровку смешанных коллекций составляют около 32% общей стоимости, а приписывание метаданных – 29%. Остальные затраты составляют администрирование и контроль качества.

Подробное исследование, проведенное Национальной библиотекой Новой Зеландии определяет стоимость собственно оцифровки одной страницы текста в 0,27 Евро, включая стоимость оборудования и персонала. Другой источник определяет стоимость оцифровки одного монохромного изображения от 0,12 до 0,30 Евро, а оцифровка изображения в шкале серого – от 0,26 до 1,00 Евро. Распознавание текста оценивается в 0,08 Евро за страницу. Стоимость реализации инициативы Google по оцифровке 15 миллионов книг оценивается в 150-200 миллионов долларов (122-164 миллиона Евро). Если считать, что в среднем в книге 200 страниц, это составляет 0,05 –0,075 доллара (0,04-0,06 Евро) за страницу или 10-15 долларов (8-12 Евро) за книгу.

Оценка стоимости оцифровки аудиовизуального материала зависит от типа и состояния носителя. Оцифровка одного часа медийного материала может стоить от 100 Евро для аудио до 2000 Евро для фильма.

  • организационные аспекты

Стратегия «однократная оцифровка – широкий доступ». Координация оцифровки для исключения дублирования. Партнерство с бизнесом

Партнерство публичного сектора с бизнесом для обеспечения доступа к информации или спонсорская поддержка оцифровки частными компаниями может облегчить финансирование этого процесса. Сотрудничество публичного и частного сектора может принимать разнообразные формы, от спонсорства до партнерского участия, при котором частная компания использует оцифрованные материалы в своем бизнесе. Эти формы сотрудничества еще не отработаны. При такого рода сотрудничестве очень важно, чтобы информация оставалась доступной для всех, необходимо избегать передачи эксклюзивных прав на информационные ресурсы частным компаниям.

Хорошим примером такого сотрудничества является ‘Archivo General de Indias’, в котором хранятся исторические коллекции по испанскому завоеванию американского континента (9 км полок). По случаю 500-летия открытия Америки 8 млн. документов, или 10% всех коллекций, было оцифровано за 1986 – 1992 гг., в том числе каталогизировано и описано часть коллекции. Эта работа спонсировалась El Corte Inglés и IBM Spain. С тех пор ‘Archivo General de Indias’ продолжает оцифровку своих коллекций, но гораздо медленнее. Сейчас оцифровано около 12%.

  • правовые аспекты

Решение проблем прав на интеллектуальную собственность при создании цифровой копии; возможные исключения для библиотек, музеев, архивов, образовательных учреждений. Ограничения на использование цифровой копии являются одним из препятствий для оцифровки

  • технологические и технические аспекты

Совершенствование технологий для улучшения качества и уменьшения стоимости оцифровки, разработка оборудования для автоматической подачи книг и документов, развитие технологий распознавания текстов.

Ключевую роль имеют лингвистические аспекты. Одной из причин того, что Google собирается оцифровать огромные объемы англоязычных книг при минимальных затратах, является то, что системы оптического распознавания англоязычных текстов отрабатываются уже в течение 10-15 лет, опробованы на различных печатных шрифтах и усилены автоматическими или полуавтоматическими системами корректировки правописания. Эти системы основаны на лингвистическом анализе, сегментации текста и на огромных словарях общей лексики, а также словарях географических названий и имен, названий организаций и пр.

Кроме того, для обработки огромных массивов книг и документов требуется специальное оборудование для автоматической подачи книг и документов и переворачивания страниц, адаптированное для сканеров разных форматов. Уменьшая ручной труд в процессе оцифровки можно добиться уменьшения стоимости и повышения качества оцифровки.

Технологические проблемы имеют диапазон от совместимости формальных описаний информационных ресурсов (метаданные и системы идентификации) до адаптации поисковых машин к нуждам библиотек и архивов. В среднесрочной перспективе необходим прогресс в области автоматического распознавания рукописных текстов, идентификации изображений и средств автоматического реферирования и /или приписывания документам метаданных и ключевых слов. Наконец, определение материалов, требующих срочной оцифровки, на основе разумных потребностей пользователей, также увеличит эффективность работ по оцифровке в среднесрочной перспективе.

2.3.2. Открытый доступ


  • организационные аспекты

  • экономические аспекты

Определенных затрат требует предоставление он-лайн доступа к оцифрованным коллекциям; сюда включаются затраты на развитие и поддержку технической инфраструктуры, а также затраты на поддержку самого оцифрованного материала. Затраты варьируются в зависимости от типа предоставляемых услуг, например, разрешается только просмотр или также скачивание информации.

  • правовые аспекты

В соответствие с законодательством ЕС и международными соглашениями цифровые ресурсы можно выставлять в открытый доступ через глобальные сети только если они относятся к публичным информационным ресурсам, или если получено прямое разрешение от держателей прав на интеллектуальную собственность. Поэтому Европейская цифровая библиотека ориентируется на публичные информационные ресурсы. Здесь публичные информационные ресурсы понимаются как ресурсы, находящиеся вне сферы действия закона об авторских и смежных правах. В этом контексте очень важно прояснение и прозрачность правового статуса ресурса. В некоторых случаях определение правового статуса ресурса стоит дороже, чем оцифровка и размещение в сети. Особую сложность представляют «сироты» (‘orphan works’), т.е. книги или фильмы, определить правообладателя которых очень трудно или невозможно.

  • технологические и технические аспекты

К технологическим аспектам относятся продвинутые развитые средства доступа, многоязычный доступ, стандарты и метаданные, интеграция ресурсов и пр.

2.3.3. Сохранение цифровых информационных ресурсов



Инвестиции в оцифровку без соответствующей стратегии сохранения цифровых ресурсов могут оказаться потерянными. Проблема сохранения цифровых ресурсов является жизненно важной для информационного общества, в котором объем ресурсов растет по экспоненте, а ресурсы становятся все более и более динамическими. В настоящее время опыт по сохранению цифрового контента незначителен, правовые основы в стадии становления, научная и технологическая база недостаточна, и результат усилий по сохранению неясен. Необходимо срочно привлекать серьезное внимание политиков и наиболее заинтересованных институций к этой проблеме. Она относится не только к библиотекам и архивам, но и ко всем тем, кто производит цифровые информационные ресурсы и заинтересован в долговременном доступе к ним.

Серьезным фактором является скорость технологического прогресса и быстрое моральное старение оборудования, технологий и носителей.

На европейском уровне деятельность по сохранению цифрового контента фрагментарна, а на национальном уровне многие страны не имеют четкой стратегии в этой области. Наибольший прогресс достигнут в организации обязательного депонирования цифрового материала в центрах, обладающих соответствующими технологиями и опытом. Однако эта практика не распространена повсеместно, существует значительный разброс в методах организации, технологиях, полноте охвата материала.

  • организационные аспекты

Как решить, кто отвечает за сохранение цифровых материалов? В сфере, в которой нет четких ответов на базовые вопросы, существует риск широкого разброса вариантов решений и дублирования. На европейском уровне необходима иерархия ответственности и распространение положительного опыта. Сохранение цифрового материала также требует новых методов работы, переподготовки персонала, а также сотрудничества публичного и частного секторов.

  • экономические аспекты

Реальная стоимость долговременного сохранения цифровых информационных ресурсов не ясна. Она зависит, например, от количества необходимых миграций. Однако очевидно, что в силу ограниченности финансовых средств, необходим отбор материала, который должен быть сохранен.

  • правовые аспекты

Так как сохранение цифрового наследия требует копирования и миграции, эти вопросы необходимо рассматривать в контексте прав на интеллектуальную собственность. Другие проблемы связаны с легальным депонированием цифрового материала. Проблемы легального депонирования и прав на интеллектуальную собственность, введение методов технологической защиты от нелегального копирования, управление правами с ограничением доступа влекут за собой целый ряд новых проблем.

  • технологические и технические аспекты

До сих пор научные исследования в области сохранения цифрового наследия носили ограниченный характер. Основная задача – сделать эту деятельность экономически эффективной и доступной. Другая задача – развивать исследования и разработки в области сохранения больших объемов быстро изменяющейся распределенной информации. Прогресс в связанных с этим областях, таких как инструменты автоматического анализа и индексации, обеспечит доступность информации и возможность ее последующего использования.

2.4. Европейская цифровая библиотека


2 марта 2006 г. Европейская комиссия выпустила пресс-релиз13 с результатами консультаций и дальнейшими планами развития доступа к европейскому цифровому наследию через Европейскую Цифровую Библиотеку.

«Через пять лет Европейская цифровая библиотека обеспечит для всех ВЕБ-доступ к не менее чем шести миллионам книг, документов и других материалов по культуре. Чтобы расширить деятельность по оцифровке, Европейская Комиссия будет софинансировать создание европейской сети центров оцифровки. Кроме того, в ряде стратегических документов Комиссия рассмотрит проблемы, связанные с защитой прав на интеллектуальную собственность в контексте цифровых библиотек».

Европейская Цифровая Библиотека будет опираться на инфраструктуру TEL14 (Европейская Библиотека), созданную членами Конференции Европейских Национальных Библиотек (CENL15) в результате реализации научно-исследовательских проектов Gabriel и DigiCult16 4-й и 5-й рамочных программ. Сейчас TEL предоставляет ВЕБ-доступ к каталогам многих национальных библиотек, а также к некоторым полнотекстовым цифровым ресурсам библиотек-участниц.

CENL в своем пресс-релизе отмечает, что она «с энтузиазмом приветствует планы Европейской Комиссии» и что она «воспользуется всеми возможностями, чтобы углубить существующие контакты с европейскими архивами и музеями для обсуждения вопросов создания Европейской Цифровой Библиотеки.

Так как Европа будущего будет больше, чем сейчас, также очень важно с самого начала сотрудничать со всеми европейскими странами, не только со странами-членами Евросоюза. Построение масштабируемой системы означает не только техническую масштабируемость, но также и расширение функциональных возможностей. Это означает, что надо ориентироваться на все европейские языки, на различные алфавиты».

Ежегодная генеральная Конференция CENL (Conference of European National Librarians), впервые в России, прошла в Санкт-Петербурге 27-30 сентября в Российской Национальной библиотеке. Координация и совместные действия в едином информационном пространстве – основная цель, которую ставит перед собой CENL. В рамках конференции обсуждались вопросы по интеграции библиотечных информационных ресурсов и другие проблемы национальных библиотек и CENL. В конференции приняли участие директора 45 национальных библиотек из 43 стран Европы, а также члены Европейской Комиссии и Совета Европы.

Открыли конференцию С.Б. Тарасов, вице-губернатор Санкт-Петербурга; Э.Ниггеманн, председатель CENL; В.Н.Зайцев, генеральный директор Российской национальной библиотеки, президент Российской библиотечной ассоциации.

На рабочем семинаре “Навстречу европейской цифровой библиотеке: настоящее и будущее” с докладами выступили представители Европейского Союза и эксперты из комиссий Совета Европы. В повестку дня вошли вопросы о ходе работы по созданию распределенной цифровой библиотеки Европы.

Проект Еврокомиссии TEL-ME-MOR17 оказывает содействие 9-ти национальным библиотекам стран, вступивших в Евросоюз в 2004 г. В рамках проекта анализируются правила каталогизации, стандарты и цифровые ресурсы библиотек и для каждой составляется план присоединения к Европейской цифровой библиотеке. Словения присоединилась к Европейской цифровой библиотеке на предыдущей стадии проекта, Эстония и Латвия – в январе 2006г., остальные 7 библиотек планируют присоединение в 2007г. В рамках конференции CENL в Санкт-Петербурге организовано заседание членов Правления проекта TEL-ME-MOR. 19 – 20 октября в Таллинне, Эстония, прошла заключительная конференция проекта TEL-ME-MOR. На конференции обсуждался ход реализации проекта Европейская цифровая библиотека, стратегии Еврокомиссии и роль CENL в этом проекте, результаты проекта TEL-ME-MOR и перспективы развития.

Ставится задача к концу 2007 года включить в Европейскую цифровую бибилотеку национальные библиотеки всех стран Евросоюза, которая будет решаться через только что принятый к реализации проект EDL.


2.5. Рекомендации Еврокомиссии по оцифровке и доступу к культурному наследию

24 августа 2006 г. Европейская Комиссия приняла Рекомендации18 по оцифровке и он-лайн доступу к информации по культуре и сохранению цифрового наследия. Целью Рекомендаций является полноценное использование экономического и культурного потенциала европейского культурного и научного наследия с помощью Интернета. В Рекомендациях Еврокомиссия призывает страны-члены Евросоюза активизировать деятельность в различных областях, от проблем копирайта до систематического сохранения цифрового контента для обеспечения долговременного доступа к информационным ресурсам.

Рекомендации основываются на том, что оцифровка культурного и научного наследия и сохранение цифровых ресурсов входят в сферу ответственности стран-членов Евросоюза. На европейском уровне проводится координация и мониторинг деятельности, а также обеспечиваются необходимые научно-технические разработки.

Вот что рекомендует Еврокомиссия странам-членам Евросоюза:

«Оцифровка и on-line доступ

1. собирать информацию об оцифрованных и планируемых к оцифровке книгах, журналах, газетах, фотографиях, музейных объектах, архивных документах, аудиовизуальных материалах и создавать обзоры такого рода оцифровок для предотвращения дублирования и продвижения сотрудничества и взаимодействия на европейском уровне;

2. планировать объемы оцифровки и предусматривать государственные бюджетные средства на оцифровку аналоговых материалов, хранящихся в архивах, библиотеках, музеях, количественно оценивать процесс оцифровки и наращивать объем оцифрованного материала, который войдет составной частью в Европейскую цифровую библиотеку;

3. стимулировать партнерство учреждений культуры и частного сектора для создания новых возможностей финансирования оцифровки материалов по культуре;

4. устанавливать и поддерживать технические средства, необходимые для оцифровки, в центрах компетентности по оцифровке;

5. продвигать Европейскую цифровую библиотеку, в форме общего пункта многоязычного доступа к распределенным – т.е. хранящимся в разных местах различными организациями – цифровым материалам по культуре, а именно:

(a) стимулировать учреждения культуры, а также издательства и других держателей прав, предоставлять свои оцифрованные ресурсы для поиска через Европейскую цифровую библиотеку;

(b) обеспечить использование учреждениями культуры, а также частными компаниями, общих стандартов оцифровки для достижения совместимости цифровых ресурсов на европейском уровне и для обеспечения многоязычного поиска;

6. улучшить условия оцифровки материалов по культуре и on-line доступа к ним путем:

(a) создания механизмов использования материалов-«сирот», проводя консультации со всеми заинтересованными сторонами;

(b) создания и продвижения механизмов, усиливающих использование не переиздаваемых и не распространяемых работ, основываясь на принципе добровольности, проводя консультации со всеми заинтересованными сторонами,

(c) создания списков известных материалов-«сирот» и документов, являющихся общественным достоянием,

(d) определения барьеров, препятствующих легализации такого рода материалов, on-line доступу к ним и мер преодоления этих барьеров.

Цифровое сохранение

7. разработать национальные стратегии долговременного сохранения цифровых материалов и обеспечения доступа к ним с полным соблюдением прав на интеллектуальную собственность, в которых:

(a) определить организационную структуру, определяющую роли и ответственность сторон, включенных в этот процесс, и местонахождение соответствующих ресурсов,

(b) разработать план действий, определяющий цели и сроки реализации соответствующих мероприятий;

8. обмениваться информацией относительно стратегий и планов действий;

9. сделать необходимые поправки в законодательство, обеспечивающие множественный копирайт и миграцию цифровых материалов по культуре между общественными институциями в целях сохранения цифровых ресурсов, при этом полностью учитывая международное законодательство и законодательство Евросоюза по вопросам прав на интеллектуальную собственность;

10. определяя политику и процедуры депозитарного хранения материалов, превоначально созданных в цифровой форме, принимать во внимание разработки Стран-членов для предотвращения больших расхождений в депозитарных правилах;

11. сделать необходимые поправки в законодательство, обеспечивающие сохранение веб-контента путем выдачи мандата институциям, использующим технологии сбора материалов из Интернета, таким как поисковые машины, при полном уважении международного законодательства и законодательства Евросоюза по вопросам прав на интеллектуальную собственность».

2.5. Конвергенция европейских проектов по созданию цифровых библиотек.

В ходе реализации 5-й и 6-й рамочных программа Европейской комиссии, кроме проектов GABRIEL, DIGICULT и TEL, которые стали основой Европейской цифровой библиотеки, был реализован целый ряд научно-исследовательских и технологических проектов по разработке технологических решений для цифровых библиотек, в том числе:

DELOS19 – сеть экспертных центров по цифровым библиотекам, интеграция и координация научных исследований и технологических разработок;

BRICKS20 – разработка и создание интегрированной системы, которая предлагает функциональные возможности для нового поколения Цифровых Библиотек, включающие в себя "Цифровые музеи", "Цифровые архивы" и другие системы цифровой памяти.

MICHAEL21 – проект, инициированный Группой национальных представителей и проектом MINERVA, для обеспечения многоязычного доступа к культурному наследию Европы.

Сейчас рассматриваются возможности объединения результатов реализации этих трех проектов и TEL для создания единой Европейской цифровой библиотеки, объединяющей ресурсы библиотек, музеев, архивов Европы.

Эти проекты договорились о стратегическом сотрудничестве с Европейской цифровой библиотекой, а практические шаги в этом направлении обсуждались на конференции TEL-ME-MOR в Таллинне в октябре этого года.

3. Заключение

Несмотря на то, что две национальные библиотеки России – Российская государственная библиотека и Российская национальная библиотека – являются ассоциированными членами CENL, существуют определенные организационные и экономические препятствия для полноценного участия России в Европейской цифровой библиотеке.

Как известно, в России до сих пор не сформулирована четкая национальная политика и стратегия создания цифровых информационных ресурсов по культуре, науке и образованию, предоставления долговременного доступа к нему и сохранения цифрового наследия. Формирование такой политики – настоятельна необходимость. Европейская модель разработки, продвижения и реализации стратегий оцифровки, доступа и сохранения цифрового наследия может служить хорошим примером.

Проблемы создания цифровых информационных ресурсов по науке, культуре, образованию распадаются на три блока: оцифровка культурного и научного наследия, открытый доступ к цифровым информационным ресурсам, сохранение цифровых информационных ресурсов. В каждом блоке необходимо рассматривать организационные, правовые, технико-технологические и финансово-экономические проблемы.

Стратегия должна строиться на принципах межведомственной, межрегиональной и общественной координации, организации сотрудничества государства, бизнеса и гражданского общества, широкого международного сотрудничества. Стратегия должна учитывать положительный опыт международного сообщества и быть совместимой с ним.

Административные и финансовые механизмы корпоративной оцифровки значимых информационных ресурсов в области культуры, науки, образования должны предусматривать консолидацию финансовых средств различных бюджетных и внебюджетных источников, долевого участия бизнес-структур, предоставления грантов российских и зарубежных фондов. Эти механизмы должны опираться на принципы саморегулирования, прозрачности, обеспечения контроля сообщества за эффективным расходованием финансовых средств.


Авторы:

Браккер Надежда Викторовна

Место работы: Центр по проблемам информатизации сферы культуры


Должность: гл. специалист

e-mail: Nbrakker@cpic.ru


Куйбышев Леонид Абрамович

Заслуженный работник культуры

Место работы: Центр по проблемам информатизации сферы культуры

Должность: Директор

e-mail: Leonid@evarussia.ru


1 http://www.minervaplus.ru/docums/l_prncp.htm

2 http://www.minervaplus.ru/docums/l_plan.htm

4 http://www.minervaplus.ru/nrgroup/nrgroup.htm

5 http://www.minervaplus.ru/about_mp/aboutmp.htm

6 www.minervaplus.ru\docums\dap-r.htm

7 http://www.minervaplus.ru/homepage/fp6projs.htm

10 http://europa.eu.int/information_society/activities/digital_libraries/doc/communication/en_comm_digital_libraries.pdf

14 http://www.theeuropeanlibrary.org

15 От России в CENL входят Российская Государственная библиотека (Москва) и Российская Национальная библиотека (Санкт-Петербург), однако пока они не участвуют в проекте объединенного доступа к распределенным каталогам коллекций национальных библиотек, который станет основой для создания Европейской цифровой библиотеки.

17 http://www.telmemor.net

18 http://europa.eu.int/information_society/activities/digital_libraries/doc/recommendation/recommendation/en.pdf

20 www.bricks.org.ru

21 http://www.michael-culture.org



14 – 16 ноября 2006 г., Санкт-Петербург


Похожие:

Ix всероссийская объединенная конференция «Интернет и современное общество» (ims 2006) Инициативы Европейской комиссии по цифровым библиотекам iconI всероссийская Интернет‐конференция «Грани науки 2012» Совет молодых ученых и специалистов Казани
Ресурсосбережение
Ix всероссийская объединенная конференция «Интернет и современное общество» (ims 2006) Инициативы Европейской комиссии по цифровым библиотекам iconК теории сетевой экономики
Работа рассчитана на специалистов, а также студентов, изучающих социально-экономические аспекты влияния Интернет технологий на современное...
Ix всероссийская объединенная конференция «Интернет и современное общество» (ims 2006) Инициативы Европейской комиссии по цифровым библиотекам icon2003 год II всероссийская конференция п р о г р е с с и в н ы е
Ершов А. Я
Ix всероссийская объединенная конференция «Интернет и современное общество» (ims 2006) Инициативы Европейской комиссии по цифровым библиотекам icon28 29 апреля 2003 года в Москве пройдет IV всероссийская конференция Дождались
Т о р г о в о п р о м ы ш л е н н о й п а л а т ы р о с с и й с к о й ф е д е р а ц и и
Ix всероссийская объединенная конференция «Интернет и современное общество» (ims 2006) Инициативы Европейской комиссии по цифровым библиотекам iconIv всероссийская конференция
Московский государственный университет сервиса 14. Оао «Научно-исследовательский институт нетканых материалов», г
Ix всероссийская объединенная конференция «Интернет и современное общество» (ims 2006) Инициативы Европейской комиссии по цифровым библиотекам iconКак повысить рентабельность интернет-представительства компании?
Веб-сайт, или просто сайт — объединённая под одним адресом совокупность
Ix всероссийская объединенная конференция «Интернет и современное общество» (ims 2006) Инициативы Европейской комиссии по цифровым библиотекам iconВоронежский гасу инновационный бизнес-инкубатор «ноу-технология»
Всероссийская научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых
Ix всероссийская объединенная конференция «Интернет и современное общество» (ims 2006) Инициативы Европейской комиссии по цифровым библиотекам iconРекомендации по созданию сайта библиотеки Развитие это увеличение желаний и способности
Интернет прочно вошел/входит в наш быт. Он активно внедряется в различные сферы деятельности человечества торговлю, банковское дело,...
Ix всероссийская объединенная конференция «Интернет и современное общество» (ims 2006) Инициативы Европейской комиссии по цифровым библиотекам iconВсероссийская научно-практическая конференция студентов и аспирантов
В двух томах. Том I. Казань: Издательство «Тагли- мат» Института экономики, управления и права, 2007. 284 с
Ix всероссийская объединенная конференция «Интернет и современное общество» (ims 2006) Инициативы Европейской комиссии по цифровым библиотекам iconВсероссийская научная конференция «сорокинские чтения» стратегия инновационного развития россии как особой цивилизации
Необходимо отметить, что на формирование потребности в миграционном движении
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница