Сущность финансового планирования на предприятии




НазваниеСущность финансового планирования на предприятии
страница1/4
Дата конвертации13.10.2012
Размер0.85 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4
ГЛАВА 1 Сущность, ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ


1.1 СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ


Можно констатировать, что планирование стало основной функцией управления начиная с 60-х годов XX столетия и остается таковой по сей день.

По отношению к сущности планирования не выработано единой точ­ки зрения ни в отечественной, ни в зарубежной литературе. Например, немецкий ученый И. Вильд считает, что «планирование - это систематическое, направленное в будущее продумывание и установление целей, ме­роприятий, средств и путей к будущему достижению целей».

Е. Коснол, также представляющий немецкую научную школу, рассматривает планирование в качестве «перспективных мыслительных поступков, на основе которых следует проводить будущую деятельность».

Из современных отечественных авторов можно выделить точку зрения М.М. Алексеевой. Она считает, что планирование необходимо рассматри­вать с двух позиций: в общеэкономическом смысле планирование - это механизм, который заменяет цены и рынок; управленческое понимание планирования основано на том, что планирование - это умение предви­деть цели организации, результаты ее деятельности и ресурсы, необходимые для достижения определенных целей.

А. С. Большаков и В. И. Михайлов считают, что планирование - это процесс обоснования решения и распределения ресурсов (материальных, финансовых, людских, информационных, временных) для его реализации.

По моему мнению, планирование - это процесс определения целей развития организации и способов их достижения. С планирования начинается процесс управления, поскольку оно позволяет: формулировать цели развития и определять направление движения; установить риски в функционировании компании и предусмотреть пути их снижения. Необ­ходимость протезирования и планирования деятельности предприятий, как мы уже подчеркивали, является одним из принципов организации де­нежного хозяйства предприятии.

Взгляды зарубежных ученых на систему планирования предприятии представлены в структурированном виде на рисунке 1.

Практически все исследователи выделяют стратегическое планирование в отдельный блок. Однако реализация стратегии проявляется через различные типы планов, в основном тактические и оперативные. Встраивание политики предприятий в систему планирования есть лишь у немно­гих исследователей.

Говоря о российской теории планирования, можно сделать следу­ющий вывод: за годы становления рыночной экономики отечественные ученые не только не осмыслили зарубежный опыт, но и не сформирова­ли своего видения этой проблемы. Многие исследователи рассматривают отдельные элементы системы планирования применительно к отдельным проблемам управления. Так, бизнес-план изучается относительно окупае­мости инвестиций, без увязки со стратегическим планом и бюджетом.

Другой пример: стратегический план исследуется для определения путей развития хозяйствующего субъекта на долгосрочную перспективу и во многих случаях не увязывается с оперативным планированием, ко­торое показывает пути реализации стратегических мероприятий.




Рисунок 1 – Точки зрения на систему планирования предприятий в зарубежной научной и учебной литературе.


Многие авторы не понимают, что планирование и взаимоувязка звеньев плана - это единый процесс. Кроме того, такая составная часть планирования, как финансовое планирование, зачастую рассматривается отдельно от других видов планов, чего, по нашему мнению, делать нельзя с концептуальной позиции. Так, одни авторы описывают отдельно финансовый план бизнес-плана или финансовый бюджет, а другие финансовым планом считают баланс доходов и расходов или платежный календарь.

Можно констатировать, что проблемы планирования хозяйствующих субъектов в отечественной литературе еще далеко не разработаны, хотя и являются важным направлением рациональной организации их деятель­ности.

Система управления па предприятиях должна, па наш взгляд, вклю­чать установление принципов развития, или политику собственников; стратегическое и оперативное планирование и управление (рисунок 2), Та­кая система может быть реализована па предприятиях, где функции собственников отделены от функций менеджеров. На предприятиях, где соб­ственник выступает в роли единоличного менеджера своего предприятия, система планирования и управления должна состоять из стратегического и оперативного уровней. Политику такого предприятия отдельно разрабатывать не требуется, поскольку принципы и нормативы деятельности будут отражены в целях развития при разработке стратегического плана.

Рассмотрим последовательно все уровни планирования.

Политика представляет собой установление совокупности условий и принципов функционирования предприятия, касающихся:

  1. целей развития предприятия в целом и отдельных функциональ­ных областей его деятельности;

  2. определения ответственности по отношению ко всем контактным аудиториям: сотрудникам, собственникам, потребителям, кредиторам, поставщикам, налоговым службам, инвесторам, предприятиям-партне­рам, обществу в целом;

3) кооперации, слияния или приобретения других предприятий и бизнесов.

Принятая система условий и принципов находит применение при разработке стратегии на конкретный период. На этапе оперативного планирования и управления принципы политики закладываются в бизнес-планы инвестиционных проектов и бюджет предприятия.

О политике говорят тогда, когда принципы деятельности хозяйствующего субъекта разработаны и он имеет цели, известные всем сотрудникам.

Политика не может быть подлинной, если она навязана извне (например, консультантами) или подходит полностью к деятельности другого предприятия или холдинга. Политика всегда специфична для конкретного предприятия.

На основе политики разрабатывается стратегия развития на конкретный период. Что же общего и каковы различия между политикой и стра­тегией?



Рисунок 2 – Система управления предприятием.

Политика определяет совокупность условий и принципов деятель­ности и разрабатывается собственниками. Стратегия детализирует статус предприятия в конкретном временном интервале, то есть определяет, как будут применены на практике условия и принципы, которые выделяет политика. Иными словами, стратегия должна разрабатываться менеджера­ми. Конечно, политика и стратегия пересекаются, поскольку принципы, определяющие политику, частично реализуются в стратегии предприятий при описании их миссии и целей.

Разработка политики входит в задачи собственников. На основе принятой политики руководящий состав менеджеров должен разрабатывать стратегию. Именно на плечи менеджеров ложится ответственность за разрешение конфликтов между политикой и стратегией предприятий в целях их эффективного развития. Тактика предприятий детализирует ресурсы и Процесс достижения целей стратегических мероприятий, показывая, как их добиться. Становится понятным, что на малых и средних предприятиях, где собственники и менеджеры выступают в одном лице, политика и стратегия сливаются воедино. Для крупных предприятий, тем более для холдингов, политику и стратегию необходимо различать.

Мы ставим знак равенства между тактическим и оперативным планированием. Некоторые исследователи отмечают их разницу лишь в периодах планирования: при тактическом период планирования составляет от 1 до 5 лет, при оперативном - месяц. На наш взгляд, такая градация нецелесообразна. Например, при бюджетном планировании основной бюджет составляют на год, причем обязательно с разбивкой по месяцам, а при не­обходимости - по неделям или декадам. Бизнес-план, также относящийся к оперативному планированию, разрабатывается на период окупаемости инвестиций, с обязательной разбивкой по годам.

Проанализируем сущность финансового планирования и его место в системе планирования. Финансовое планирование нельзя рассматривать отдельно от всей системы планирования. Оно присутствует на уровне разработки политики, стратегии и тактики. Финансовое планирование строится на основе предварительных планов по маркетингу, производству, исследованиям и новым разработкам, логистике, персоналу. Так, финан­совая политика завершает разработку общей политики и представля­ет совой совокупность норм и условий управления денежным капиталом (фондами) и потоками денежных средств, устанавливаемых собствен­никами бизнеса для достижения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности предприятия. Финансовая политика устанав­ливает условия финансирования, а также приемлемые уровни колебаний рентабельности и ликвидности, которые не нанесут ущерба финансовому положению предприятия. Кроме того, финансовая политика может оце­пить правильность разработки всех других функциональных политик, поскольку тесно взаимосвязана с ними.

При разработке стратегии развития бизнеса одной из функциональ­ных стратегий также является финансовая. Она состоит в том, что на каждом этапе разработки стратегии вводятся основные финансовые показатели, позволяющие провести анализ исходной ситуации, поставить цели развития бизнеса в стоимостном выражении и получить сумму инвести­ций, необходимых для достижения принятых целен. Разработка финансо­вой стратегии возможна только после получения информации о рынках и технологии производства.

В бизнес-плане заключительным разделом является финансовый план, который составляют после планов маркетинга и производства. Фи­нансовый план показывает источники финансирования инвестиционного проекта, а также его рентабельность и ликвидность.

Бюджет предприятия состоит из операционного и финансового бюджетов. Финансовый бюджет включает в себя инвестиционный бюджет, бюджет по прибыли и движению денежных средств, бюджетный баланс.

Таким образом, финансовое планирование, будучи частью системы планирования хозяйствующих субъектов, проявляется па уровне разра­ботки политики, стратегии и тактики. Основные его задачи заключаются в определении оптимального соотношения между источниками финансирования мероприятий по развитию бизнеса, сохранении запаса ликвидности и укреплении рентабельности.

Следует отметить, что успех предприятия в полной мере будет зави­сеть не только от того, будет ли внедрена система финансового планиро­вания, но еще и от правильного соблюдения сроков планирования.

Предприятие должно раз в год корректировать стратегический план, увязывать его со своим бюджетом, постоянно проводить корректировку уже составленных планов при изменениях внешней и внутренней среды.

Наконец, важно анализировать отклонение плановых показателей от фактических, так как это дает возможность принимать управленческие решения, позволяющие предприятию подняться па более высокий уро­вень развития.

Для успешной деятельности предприятий в условиях рыночной экономики необходимо, чтобы все звенья планирования разрабатывались на каждом предприятии. К сожалению, проблема в том, что культура планирования на предприятиях России пока отсутствует.

Отсутствие системы планирования на предприятиях сопровождает­ся принятием ошибочных управленческих решений отсюда снижение конкурентоспособности предприятия, нарушение координации действий между его подразделениями, уменьшение возможностей для маневра на рынке производимых товаров и услуг. Однако введение процесса планирования не означает быстрого решения всех проблем и не становится панацеей. Как показали исследования английского специалиста по планированию Р. Финна, успех приносит лишь долговременный опыт планирования (свыше двух лет). Планирование обеспечивает стабильность развития предприятия и не приводит к резкому улучшению деятельности. Крупный успех достигается лишь в 6 % случаев.

Процесс планирования поддерживает потенциал предприятия па та­ком уровне, чтобы оно могло стабильно и экономически эффективно раз­виваться.

Характер и содержание плановой деятельности определяют основные принципы планирования: единства; участия; непрерывности; гибкости; точности.

Следует указать и на проблему взаимоувязки производственных и финансовых показателей деятельности предприятия. В ряде случаев могут возникнуть противоречия. Например, изъятые денежные средства в инвестиционные проекты с длительным сроком окупаемости могут вызвать недостаток собственных оборотных средств для текущей производствен­ной деятельности. Система планирования, состоящая из политики, стратегического плана, бизнес-плана и бюджета предприятия призвана ликви­дировать указанные противоречия. Основой планирования является, как было сказано, политика собственника.

В заключение отметим, что управление финансовой деятельностью предприятия предполагает осуществление процесса, включающего планирование, анализ, координацию и информационное обеспечение. По истечении планового периода производится сравнение плановых и фактических данных. Менеджмент устанавливает приемлемый уровень колебаний по каждому контролируемому показателю, уровни планирования, в которых необходимо провести координацию, и используемые при этом инструменты. Результатом координации могут стать мероприятия по пересмотру политики, стратегии или оперативных планов.

Вывод: планирование - это процесс разработки и принятия целевых установок в количественном и качественном выражении, а также определение путей их наиболее эффективного достижения.


1.2 МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ


В финансовом планировании широко применяются следующие методы:

  • нормативный метод;

  • расчетно-аналитический метод;

  • балансовый метод;

  • метод оптимальных плановых решений;

  • экономико-математические методы (ЭММ).

Нормативный метод – это достаточно простой способ финансового планирования, основанный на применении заранее установленных норм и технико-экономических нормативов, позволяющих рассчитать потребность предприятия в финансовых ресурсах и их источниках. Этими нормативами являются: ставки налогов, тарифные ставки, нормы амортизационных отчислений, нормы расходов оборотных средств. Нормативы включают в себя: федеральные, областные, местные, отраслевые и нормативы предприятия.

Расчетно-аналитический метод строится на основе анализа достигнутой величины финансовых показателей, применяющихся за базу и индексов его изменения в прошедшем периоде. На этой основе рассчитывается плановый финансовый показатель. Подобный способ финансового планирования используется тогда, когда отсутствуют технико-экономические нормативы и связь между показателями косвенная. Связь устанавливается на основе анализа динамических рядов.

Балансовый метод основан на следующем: путем построения балансов финансовых показателей достигается увязка имеющихся в наличии финансовых ресурсов и фактических потребностях в них. Этот метод применяется при планировании, распределении прибыли и других финансовых ресурсов.

Метод оптимизации плановых решений строится на разработке несколько вариантов плановых решений, на основе анализа которых выбираются самые оптимальные. Главная задача в правильном применении данного метода – это обоснование критерия выбора оптимального решения.

Экономико-математические методы позволяют найти полную зависимость между финансовым показателем и фактором его определения на основе построения экономико-математических моделей.

Процесс финансового планирования включает несколько этапов:

На первом этапе происходит анализ финансовых показателей за предыдущий период. Для этого используют информацию из основных финансовых отчетов предприятий: бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств.

Они имеют важное значение для финансового планирования, так как содержат данные для анализа и расчета финансовых показателей деятельности предприятия, а также служат основой для составления прогноза этих документов. Сложная аналитическая работа на этом этапе несколько облегчается тем, что форма финансовой отчетности и планируемые финансовые таблицы одинаковы по содержанию.

Баланс организации входит в состав документов финансового планирования, а отчетный бухгалтерский баланс служит исходной базой на первой стадии планирования.

На втором этапе происходит составление основных прогнозных документов, таких как прогноз баланса, отчета о прибылях и убытках, движения денежных средств, которые относятся к перспективным финансовым планам и включаются в структуру научно-обоснованного бизнес-плана предприятия.

На третьем этапе происходит уточнение и конкретизация показателей прогнозных финансовых документов посредством составления текущих финансовых планов.

На четвертом этапе осуществляется оперативное финансовое планирование.

Завершается процесс финансового планирования практическим внедрением планов и контролем за их выполнением. Назначение финансового контроля заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства.

Результатами финансового контроля является выявление различных факторов экономической жизни (как правило, отрицательных) и количественных показателей, например: самоликвидация предприятий, замедление реализации некоторых видов товаров, сокращение ввоза в республику определенных товаров. Эти факты свидетельствуют о неэффективности установленных форм и методов реализации финансовых отношений (высокие ставки налогов, таможенных пошлин) и сигнализируют о необходимости их изменения.


1.
  1   2   3   4


Похожие:

Сущность финансового планирования на предприятии iconСодержание Введение Глава Сущность, методы и виды финансового планирования на предприятии
Проблемы совершенствования и пути улучшения финансового планирования на предприятии «псб – филиал ОАО «Тулаоблгаз»
Сущность финансового планирования на предприятии iconБилетов
Сущность, назначение и функции стратегического планирования на предприятии
Сущность финансового планирования на предприятии icon2. Оценка финансового состояния и финансового планирования муп «Атмосфера» 21
Оценка и необходимость совершенствования финансового планирования сгмуп «Атмосфера» 41
Сущность финансового планирования на предприятии iconОсновы планирования на предприяти процесс планирования на предприятии
Этапы планирования
Сущность финансового планирования на предприятии iconВ современных условиях рыночных отношений возникает объективная необходимость финансового планирования. Без финансового планирования невозможно добиться
Финансовое планирование напрямую связано с планированием производственной деятельности предприятия. Все финансовые показатели базируются...
Сущность финансового планирования на предприятии iconСущность вероятности банкротства и бизнес-планирования в системе управления финансовыми ресурсами предприятия 5
Анализ финансового состояния предприятия и оценка вероятности банкротства на примере ООО 12
Сущность финансового планирования на предприятии iconВведение в бизнес планирование Тема Планирование как инструмент управления бизнесом Сущность планирования и плана Проблемы российской практики планирования Тема Методология и организация планирования

Сущность финансового планирования на предприятии iconВведение в бизнес планирование Тема Планирование как инструмент управления бизнесом Сущность планирования и плана Проблемы российской практики планирования Тема Методология и организация планирования

Сущность финансового планирования на предприятии iconВ. Л. Базикова методы планирования маркетинга в организации
В материалах статьи показана сущность и необходимость планирования в маркетинговой деятельности
Сущность финансового планирования на предприятии iconКомпьютерные модели для финансового анализа, оценки инвестиционных проектов и финансового планирования
Знакомство с программами
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница