Методические указания по выполнению курсовой работы Киров




Скачать 340.72 Kb.
НазваниеМетодические указания по выполнению курсовой работы Киров
Дата конвертации13.10.2012
Размер340.72 Kb.
ТипМетодические указания


ВЯТСКИЙ

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

ИНСТИТУТ




Кафедра экономики и финансов




Экономика организаций

(предприятий)




Методические указания

по выполнению курсовой работы


Киров

ВСЭИ

2010


Печатается по решению кафедры экономики и финансов, протокол № 5 от 13 января 2010 г.


Экономика организаций (предприятий): Методические указания / Сост. Т.Б. Костромина. – Киров: ВСЭИ, 2010. – 22 с. (кафедра экономики и финансов).


Методические указания разработаны в соответствии с учебной программой дисциплины «Экономика организаций (предприятий)» и предназначены для студентов экономических направлений и специальностей.


© Вятский социально-экономический институт

(ВСЭИ), 2010.

Введение



В соответствии с учебным планом студенты направления Экономика и специальностей Менеджмент организации, Бухгалтерский учет, анализ и аудит, Мировая экономика, Налоги и налогообложение выполняют курсовую работу по дисциплине «Экономика организаций (предприятий)» на одну из предложенных тем.

Курсовая работа – сложная форма контроля знаний студента, позволяющая проверить прочность и глубину теоретических знаний, а также способствующая приобретению практических навыков в оценке экономических результатов и решении практических задач развития предприятия.

Цель методических указаний - помочь студентам в разработке темы курсовой работы, составлении плана ее изложения и оценке состояния и перспектив развития конкретного предприятия, как в целом, так и в направлении, определенном темой работы.


Общие требования и порядок выполнения курсовой работы

Содержание курсовой работы не должно носить отвлеченный характер и основывается на практических материалах конкретного предприятия любой отрасли производственной сферы: промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта, связи, торговли, общественного питания и пр.

При выполнении работы студент должен показать знания теоретических основ по предложенной теме, владение методикой расчета и анализа экономических показателей, умение обобщать и формулировать выводы и предложения.

Практическая часть курсовой работы базируется на показателях деятельности предприятия за последние 2-3 года. На этой основе должен быть сделан анализ состояния экономики предприятия в целом и по теме работы. Основные положения работы необходимо иллюстрировать таблицами, схемами, рисунками, диаграммами и другими наглядными материалами.

Теоретические вопросы темы необходимо раскрывать четко сформулированными фразами, соблюдая логическую последовательность в изложении материала.

Курсовую работу рекомендуется выполнять на листах стандартного формата от руки или напечатать на компьютере. Минимальный объем работы 40-45 страниц, максимальный – 60 страниц. Нумерация страниц начинается с титульного листа и заканчивается списком литературы. В приложениях к работе страницы не нумеруются. Номер имеет каждое отдельное приложение, которое может помещаться на нескольких страницах.

Названия разделов необходимо озаглавливать в соответствии с вопросами плана, разработанного студентом с учетом рекомендаций данных методических указаний. При этом следует учитывать, что в тексте работы не должно быть заголовков, не включенных в план работы, а отдельные разделы (параграфы) должны иметь объем в 5-10 страниц. Таблицы и рисунки, графики, схемы, диаграммы должны быть пронумерованы и озаглавлены. Недопустимо сокращение слов, кроме общепринятых.

Расчеты отдельных показателей приводить не следует, а при использовании методов статистики или факторного анализа в тексте работы приводятся только полученные результаты, а расчеты помещаются в приложении к курсовой работе после списка использованной литературы. Закончив изложение курсовой работы, необходимо указать дату и подписать работу.

Список фактически использованной литературы приводится в конце работы и должен включать законодательные и нормативные акты, учебники и книги по изучаемой теме, статьи (с обязательным указанием названия и автора) и справочные издания. В список не включаются годовые отчеты предприятия (баланс, отчет о прибылях и убытках), внутренние положения и инструкции. Указанные документы помещаются в приложениях к работе.

Тема курсовой работы определяется первой буквой фамилии студента с возможностью выбора из нескольких вариантов.


Первая буква фамилии

Темы

А, Д, И, Н, Ч

5, 13, 17, 20

Б, Е, К, О, Щ

2, 6, 11, 15

В, Ж, Л, П

3, 8, 14, 18

Г, З, М, Р, Ц

4, 7, 9, 22, 25

С, У, Ш, Э, Ю

10, 12, 19, 23

Т, Ф, Х, Я

1, 16, 21, 24


Предоставлять курсовую работу в деканат следует в установленный факультетом срок. Курсовая работа, не отвечающая требованиям, содержащимся в настоящих методических указаниях, возвращается студенту вместе с рецензией и оценкой «не допускается к защите». В этом случае студенту необходимо выполнить работу вновь, полностью учтя все замечания преподавателя. Повторно выполненную работу следует сдать на проверку вместе с первой работой и рецензией на нее.

Окончательная оценка курсовой работы выставляется после ее защиты.

Ниже приведены требования к структуре и содержанию курсовой работы, а также темы курсовой работы с указанием перечня вопросов, которые следует включить в план и осветить в работе.


Структура и содержание работы

Определившись с выбором конкретного предприятия (объекта исследования) и темой работы необходимо составить план работы в соответствии с указанными основными вопросами по теме и требуемой последовательностью в раскрытии темы и изложении материалов.

В содержании работы должны найти отражение:

  • теоретические аспекты темы;

  • организационно-экономическая характеристика предприятия (общее состояние экономики предприятия);

  • анализ показателей и фактов экономической деятельности предприятия по изучаемой теме;

  • выводы и предложения, вытекающие из проведенного анализа литературных источников и показателей деятельности предприятия.

Общая структура курсовой работы должна включать в себя следующие разделы в обязательной последовательности:

  • содержание (план работы);

  • введение;

  • теоретическая глава, включающая 2-3 параграфа;

  • организационно-экономическая характеристика предприятия с указанием его названия;

  • аналитическая глава по теме исследования, включающая 3-4 параграфа;

  • выводы и предложения;

  • список использованной литературы.

Работа должна также иметь титульный лист и приложения. Название и содержание отдельных разделов зависят от темы, однако необходимо соблюдать ряд общих требований.

В аналитической (практической) части работы не должно быть теоретических положений и общих определений, которые излагаются в первой главе работы. Здесь дается изложение материалов хозяйственной деятельности, анализ показателей и факторов их формирования и изменения.

Содержание

В содержании последовательно перечисляются заголовки разделов, подразделов (параграфов), пронумерованные согласно их размещению в работе. При этом содержание, введение, выводы и предложения, список использованной литературы и приложения не нумеруются. Содержание должно включать все заголовки, имеющиеся в работе, с указанием страницы, на которой они помещены. Заглавием раздела служит слово «Содержание», написанное в отдельной строке заглавными буквами.

Введение (не более 2 страниц)

Введение должно определять значение изучаемого вопроса и цель работы. Здесь требуется показать актуальность темы, ее соответствие современным задачам развития производства, затем сформулировать цель работы и ее задачи, указать объект исследования, источники исходной информации. Заглавием раздела служит слово «Введение», написанное в отдельной строке заглавными буквами.

Первая – теоретическая глава (до 20 страниц)

Содержание главы представляет собой изложение теоретических аспектов изучаемого вопроса на основе исследования литературных источников. Материалы данной главы должны раскрывать теоретические основы, сущность рассматриваемого вопроса, его состояние и проблемы, а также пути их решения. При изучении литературы необходимо обращать внимание на положительный опыт предприятий-лидеров, освоивших новые методы хозяйствования и повышения экономической эффективности производства. В теоретической главе нет необходимости излагать систему показателей, применяемых при анализе тех или иных экономических вопросов, методику их определения. Наибольшую ценность здесь представляют материалы статистических и научных исследований, характеризующие различные экономические аспекты изучаемого вопроса. При выделении параграфов, каждый из них также следует пронумеровать и озаглавить в соответствии с содержанием.

Вторая глава (до 10 страниц)

Содержание главы представляет собой организационно-экономическую характеристику предприятия-объекта исследования.

Материалы раздела должны включать следующие направления:

  • название предприятия с указанием организационно-правовой формы и структуры капитала;

  • местоположение и его влияние на сбыт продукции, материально-техническое снабжение и сервисное обслуживание;

  • краткую характеристику организационной и производственной структур предприятия;

  • оценку ресурсного и производственно-технического потенциала с указанием наличия, состава и структуры основных фондов, оборотных активов, трудовых ресурсов, а также анализ уровня эффективности их использования;

  • основные результаты производственной и финансовой деятельности предприятия, включая динамику объемов и структуры производства, денежной выручки и прибыли, уровня затрат и рентабельности производства.

Третья глава (15-20 страниц)

В третьей главе должно раскрываться фактическое состояние изучаемого вопроса по теме работы. Здесь автор детально исследует и анализирует различные аспекты темы. Особое внимание должно быть уделено динамике протекания изучаемых процессов, изменению экономических показателей и выявлению факторов, вызвавших изменения. В результате на основе проведенных расчетов и анализа показателей дается объективная оценка рассматриваемой проблемы. В главе целесообразно выделить несколько подразделов (параграфов) по отдельным направлениям исследования.

Выводы и предложения (3-5 страниц)

Выводы и предложения являются логическим завершением курсовой работы и вытекают из анализа предшествующего материала. Они должны быть конкретными и в сжатой форме содержать оценку результатов работы. В них показывается как решены задачи, поставленные во введении, кратко излагаются главные результаты анализа и пути или конкретные мероприятия по совершенствованию экономических процессов. В конце данного раздела автор должен поставить подпись и дату окончания работы.

Список литературы

Должен содержать все использованные литературные источники с указанием автора, места и года издания.

Приложения

Включают вспомогательные материалы, которые загромождают текст работы и представляют из себя дополнительный материал, использованный автором при разработке темы. Приложения необходимо располагать в порядке появления на них ссылок в тексте.


Рекомендуемые таблицы для выполнения второй главы


Таблица 1

Размер и структура капитала предприятия


Участники

Размер, тыс. руб.

Число долей (акций)

Юридические лица

в т.ч.:

… (наименование организаций)

Физические лица







Всего







Размер собственного капитала на 01.01.200… г.





Примечание: в таблице показывается уставный капитал предприятия для ООО, ОДО, ЗАО и ОАО. Для товариществ капитал является складочным. В этом случае графа “Число долей (акций)” исключается, а в графе “Участники” указываются фамилии предпринимателей-учредителей (собственников) предприятия. Если в работе объектом исследования является индивидуальное предприятие, то размер его капитала указывается по тексту работы без таблицы.


Таблица 2

Объем и структура денежной выручки предприятия



Виды продукции

200… г.

200… г.

200… г.

Последний год в % к начальному

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

1-й вид (группа) продукции (указать наименование)

2-й вид

n-й вид

Прочие






















Выручка всего




100




100




100






Примечание: объем и структура денежной выручки характеризуют размер основной деятельности предприятия и его специализацию. Динамика показателей должна быть представлена не менее чем за три последних года. Если работа выполняется, например в 2007-2008 уч. году, то последним из рассматриваемых лет должен быть 2006 год. В этом случае в шапке таблицы будут указаны: 2004 г., 2005 г. и 2006 г., а в последней графе – 2006 г. в % к 2004 г.

Следует также иметь в виду, что показатели последующих таблиц, как во 2-ой, так и в 3-ей главе работы должны быть представлены за тот же период времени (годы во всех таблицах должны совпадать).

Если предприятие выпускает очень широкий ассортимент продукции, его общий перечень представляется в приложениях к работе, а показатели объема выручки должны быть агрегированы по однородным группам выпускаемой продукции.

Если объемы производства и реализации продукции значительны, то размер выручки может быть показан в млн. руб.

Доля “Прочие” в выручке не должна превышать 5%.


Таблица 3

Динамика объемов производства основных видов (групп) продукции


Виды продукции

200… г.

200… г.

200… г.

Последний год в % к начальному

1-й вид (наименование)

2-й вид

n-й вид














Примечание: в таблице показываются объемы производства (реализации) продукции по годам в натуральном измерении (штуках, тоннах, литрах и т.д.). При значительных объемах показатели представляются в тыс. шт., тыс. м2 и т.д. Виды и группы продукции, по которым даются объемы производства, должны соответствовать их группировке в таблице 2, кроме строки “прочие”, где могут быть объединены разнородные виды продукции.


Таблица 4

Размер и структура основных фондов предприятия


Виды и группы основных фондов

200… г.

200… г.

200… г.

Последний год в % к начальному

тыс. (млн.) руб.


%

тыс. (млн.) руб.


%

тыс. (млн.) руб.


%

Основные производственные фонды – всего

в т.ч.: здания

сооружения

машины

оборудование



прочие






100






100






100




Непроизводственные основные фонды






















Всего основных фондов




100




100




100





Примечание: стоимость основных фондов должна быть показана в среднегодовой оценке, а не на начало или конец года. Единицы измерения: тыс. руб. или млн. руб. – выбираются в зависимости от размера предприятия таким образом, чтобы цифра не превышала 4-5 знаков и не была меньше единицы.

На предприятиях, не имеющих социальной сферы (инфраструктуры), все основные фонды являются производственными, поэтому строки “Непроизводственные основные фонды ” и “Всего основных фондов” следует исключить.

Видовая группировка основных производственных фондов и выделение соответствующих строк в таблице будет зависеть от отраслевой принадлежности предприятия и особенностей учета основных фондов.


Таблица 5

Размер и структура оборотных средств предприятия



Группы оборотных средств

200… г.

200… г.

200… г.

Последний год в % к начальному

тыс. (млн.) руб.


%

тыс. (млн.) руб.


%

тыс. (млн.) руб.


%

Оборотные фонды

в т.ч.: материальные

производствен-

ные запасы

незавершенное производство

расходы будущих периодов.

Фонды обращения

в т.ч.: готовая

продукция

дебиторская задолженность

денежные средства (включая ценные бумаги),

прочие.






















Всего оборотных средств




100




100




100





Примечание: стоимость оборотных средств показывается в среднегодовой оценке: (на начало года + на конец года) / 2. Единицы измерения указываются по тому же принципу, что и в таблице 4. Если какая-либо группа оборотных средств на предприятии отсутствует, то соответствующую строку с её наименованием из таблицы следует исключить. Кроме того, не должно быть строки “НДС по приобретенным ценностям”. Размер НДС следует при этом вычесть из стоимости материальных производственных запасов и из общей суммы оборотных средств.


Для торговых предприятий вместо элемента “Готовая продукция” в группе фондов обращения будет строка “Товары для перепродажи”. Для предприятий сферы услуг строку “Готовая продукция” следует исключить. А для предприятий сферы материального производства (товаров) может добавиться элемент “Товары отгруженные”.


Таблица 6

Состав и структура персонала предприятия



Категории работников


200… г.


200… г.


200… г.

Последний год в % к начальному


чел.


%


чел.


%


чел.


%

Работники основного производства (ППП)

в т.ч.: рабочие

из них: постоянные

сезонные

временные

ИТР

из них: руководители

специалисты

служащие






















Всего




100




100




100





Примечание: для промышленных предприятий, имеющих социальную сферу, в таблицу может быть добавлена строка “Непромышленный персонал”. В составе рабочих могут отсутствовать категории сезонных и временных работников. В этом случае соответствующие строки из таблицы следует исключить.


Таблица 7

Показатели эффективности использования основных видов производственных ресурсов



Показатели


200… г.


200… г.


200… г.

Последний год в % к начальному

Фондоотдача, руб.

Оборачиваемость оборотных средств:

обороты

дни

Материалоемкость, руб.

Произведено (реализовано) продукции:

на 1 работника, тыс. руб.

на 1 чел.-ч., руб.

Окупаемость затрат, руб.














Примечание: фондоотдача определяется по объему произведенной или реализованной продукции к среднегодовой стоимости ОПФ. При этом объем производства (продаж) должен быть определен в ценах одного года (первого или последнего), либо с поправкой на индекс инфляции, чтобы показатели по годам были сопоставимы. Вместо фондоотдачи можно дать показатель фондоемкости, но одновременно оба этих показателя включать в таблицу нецелесообразно. Показатели производительности труда должны быть рассчитаны по тому же принципу, что и фондоотдача. При этом берется среднесписочная численность работников. Окупаемость затрат определяется делением выручки от реализации на полную себестоимость реализованной продукции, а материалоемкость – делением суммы материальных производственных затрат на стоимость валовой (произведенной) продукции.

Для предприятий сферы торговли и услуг (кроме строительства) показатель материалоемкости не определяется. В торговле аналогом показателя произведенной продукции является товарооборот.


Таблица 8

Финансовые результаты деятельности предприятия, тыс. (млн.) руб.



Показатели


200… г.


200… г.


200… г.

Последний год в % к начальному

Выручка от реализации продукции

Полная себестоимость реализованной продукции

Валовая прибыль

Прибыль от продаж

Чистая прибыль

Рентабельность, %

продаж

активов













Примечание: в таблице следует показывать полную себестоимость, т.е. с включением административных и коммерческих расходов. Валовая прибыль представляет собой разницу между выручкой от реализации продукции (услуг) и их производственной себестоимостью. Для торговых предприятий вместо этого показателя следует определить валовый доход, представляющий собой разницу между товарооборотом и стоимостью закупленных товаров. Прибыль от продаж определяется как разница между денежной выручкой и полной себестоимостью реализованной продукции, т.е. меньше валовой на величину коммерческих и административных расходов.

Для торговых предприятий прибыль от продаж – это разница между валовым доходом (сумма торговых наценок) и издержками обращения.

Некоторые из рассмотренных выше таблиц могут быть, в зависимости от выбранной темы, перенесены в 3-ю главу. Например, если тема работы связана с основными фондами, в 3-ю главу переносится таблица 4; по темам, определяющим использование оборотных средств или материальных ресурсов, - это таблица 5, а по трудовым ресурсам или производительности труда – таблица 6.

Вместе с тем, вне зависимости от темы работы, показатели всех таблиц в динамике должны быть обязательно проанализированы и представлены в работе без изъятия.


Темы курсовых работ


Тема 1. Производственная деятельность предприятия в рыночной среде

Цели и задачи производственно-хозяйственной деятельности предприятия в рыночных условиях. Производственные и рыночные связи предприятия. Внешняя среда предприятия: поставщики, покупатели, конкуренты, банки и страховые компании, органы власти, законодательство. Влияние конкуренции на повышение эффективности работы предприятия. Внутренняя среда предприятия: средства производства, персонал, финансовые ресурсы, информация.

Тема 2. Рыночная модель предприятия

Организационные формы предприятий и их особенности. Механизм функционирования предприятия: факторы производства и формирование затрат; объем, структура и качество продукции (услуг), цены и доходы; организационная структура и технологии. Регулирующая роль цены. Определяющая роль качества выпускаемой продукции. Прибыль предприятия как цель его функционирования.


Тема 3. Экономическая эффективность производства на предприятии

Сущность и критерии экономической эффективности производства. Факторы эффективности в рыночных условиях. Необходимость повышения эффективности производства. Показатели, характеризующие эффективность производства на предприятии: фондоотдача, оборачиваемость оборотных активов, материалоемкость, производительность труда, прибыль и рентабельность. Резервы и основные направления повышения эффективности деятельности.


Тема 4. Малые предприятия и их роль в современных условиях

Понятие и место малых предприятий в рыночной экономике. Малый бизнес в зарубежных странах. Динамика развития малого предпринимательства в России. Особенности создания и регистрации малых предприятий. Особенности функционирования и показатели деятельности малого предприятия. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России.


Тема 5. Основные фонды предприятия и их использование

Состав и классификация основных фондов предприятия. Производственные и непроизводственные основные фонды. Отраслевые особенности состава и структуры основных производственных фондов (ОПФ). Динамика и структура ОПФ предприятия, их качественный состав. Факторы формирования и использования ОПФ. Оценка и амортизация основных фондов. Система показателей и пути улучшения использования ОПФ предприятия.


Тема 6. Оборотные активы предприятия и их использование

Оборотные активы (средства) предприятия, их состав и кругооборот. Структура оборотных средств предприятия и факторы, ее определяющие. Оборачиваемость и потребность в оборотных средствах. Показатели и факторы изменения оборачиваемости. Оборачиваемость материальных запасов, готовой продукции и дебиторской задолженности. Основные пути улучшения использования оборотных активов.


Тема 7. Резервы и пути улучшения использования материальных ресурсов на предприятии

Роль материальных ресурсов на предприятии, необходимость их рационального использования. Состав и характеристика материальных производственных запасов. Требования к качеству сырья и материалов. Оценка материальных запасов при передаче их в производство. Система показателей использования материальных ресурсов и основные резервы их экономии на предприятии.


Тема 8. Трудовые ресурсы (персонал) предприятия и их использование

Понятие и состав персонала предприятия. Показатели численности, структуры и движения работников. Текучесть и ее причины. Понятие системы управления персоналом. Определение потребности и планирование численности персонала. Показатели использования фонда рабочего времени. Наем, отбор и профессиональная подготовка персонала. Качественный состав персонала предприятия.


Тема 9. Организация оплаты труда работников предприятия

Основные положения и роль оплаты труда в мотивации работников. Формы и системы оплаты труда, особенности их применения на предприятии. Бестарифная система оплаты труда и ее элементы. Зарубежный опыт оплаты труда. Фонд оплаты труда и его формирование. Оплата и производительность труда.


Тема 10. Производительность труда и пути ее повышения на предприятии

Сущность производительности труда и ее роль в повышении экономической эффективности производства. Показатели и факторы роста производительности труда. Выработка и трудоемкость. Динамика и темпы роста уровня производительности труда на предприятии. Резервы повышения производительности труда. Влияние повышения производительности труда на другие показатели деятельности предприятия.


Тема 11. Производственная мощность предприятия и ее использование

Понятие «производственной мощности» предприятия. Виды производственной мощности. Производственная мощность и производственная программа. Элементы производственной мощности предприятия и методика ее расчета. Факторы, определяющие размер и динамику производственной мощности. Уровень и пути повышения использования производственной мощности на предприятии.


Тема 12. Оптимальный объем и структура производства на предприятии

Понятие размера производства и критерии его выбора. Эффект масштаба. Влияние объема выпуска и продаж на прибыль и издержки. Критический объем (точка безубыточности) и производственный рычаг. Определение оптимального объема производства. Объемы и структура производства на предприятии. Динамика продаж отдельных видов (групп) продукции, их цены и рентабельность. Постоянные затраты и маржинальная прибыль (доход).


Тема 13. Затраты на производство и основные направления снижения себестоимости продукции на предприятии

Понятие «затраты», «издержки производства», «себестоимость продукции». Классификация затрат. Прямые и косвенные затраты. Постоянные и переменные затраты. Смета затрат на производство и калькуляция себестоимости отдельных видов продукции. Динамика уровня и структуры себестоимости основных видов продукции на предприятии. Себестоимость и прибыль. Факторы формирования и основные резервы снижения себестоимости продукции на предприятии.


Тема 14. Управление издержками и ценовая политика предприятия

Издержки (себестоимость) – инструмент повышения эффективности производства. Себестоимость как элемент цены и фактор прибыли предприятия. Взаимосвязь объемов производства, издержек и цен на продукцию. Системы калькулирования затрат. Постоянные и переменные затраты. Маржинальная прибыль и критический объем продаж. Производственный рычаг. Структура затрат и ценовая политика предприятия. Методы расчета цен на основе издержек производства и пределы их изменения.


15. Экономическая эффективность реализации продукции и сбытовая политика предприятия

Роль сбыта продукции в формировании денежной выручки и прибыли предприятия. Спрос на продукцию предприятия и ориентация конечных результатов его деятельности на реальные требования потребителей. Динамика и структура объемов продаж и прибыли предприятия. Рентабельность продукции. Характеристика рынков предприятия, методы продвижения и сбыта продукции. Разработка прогноза объема продаж на предприятии.


Тема 16. Цены и ценообразование на продукцию и услуги предприятия

Понятие цены и ее структура. Роль цены в предпринимательской деятельности. Факторы ценообразования. Цена и качество. Цена и издержки производства. Динамика и структура цен на продукцию предприятия. Этапы процесса ценообразования на предприятии. Цели ценовой политики. Методы расчета цен на товары и услуги. Ценовые скидки. Ценовые стратегии предприятия на различных типах рынков.


Тема 17. Финансовые результаты и распределение прибыли предприятия

Понятие и состав финансовых результатов предприятия. Выручка от реализации продукции как основа формирования финансовых результатов от основной деятельности. Показатели прибыли. Валовая прибыль, прибыль от продаж, чистая прибыль. Факторы формирования прибыли на предприятии. Распределение и использование прибыли на предприятии.


Тема 18. Качество и конкурентоспособность продукции предприятия

Понятие «качество продукции». Показатели качества продукции. Влияние качества на конкурентоспособность продукции. Качественные характеристики продукции предприятия. Технико-экономические и организационные факторы повышения качества продукции и их уровень на предприятии. Конкурентоспособность продукции предприятия. Экономическая эффективность мероприятий по повышению качества продукции на предприятии.


Тема 19. Системы управления качеством продукции на предприятии

Понятие и виды систем управления качеством продукции. Зарубежный опыт управления качеством. Международные стандарты ИСО-9000. Системы управления качеством продукции на предприятии. Виды контроля качества. Качественные характеристики продукции и уровень брака. Влияние уровня качества продукции на конечные результаты деятельности предприятия. Экономическая эффективность системы качества продукции на предприятии.


Тема 20. Стандартизация и сертификация и их роль в повышении качества продукции

Понятие стандартизации и виды стандартов. Российская система стандартизации. Стандарты как элемент системы управления качеством продукции на предприятии. Виды применяемых на предприятии стандартов и технических условий. Сертификация как метод подтверждения соответствия выпускаемой продукции установленным стандартам и требованиям. Обязательная и факультативная сертификация. Сертификация и конкурентоспособность продукции предприятия. Экономическая эффективность применения стандартов и сертификации продукции на предприятии.


Тема 21. Инновации и инновационная

политика предприятия

Понятие «новшество» и «инновация». Сущность инновационного предпринимательства. Виды инноваций и их организационные формы. Роль малого бизнеса в инновационном процессе. Инновации и инвестиции. Инновационная политика предприятия. Понятие, содержание и оценка инновационных проектов. Оценка социальных эффектов инноваций.


Тема 22. Экономическая эффективность внедрения новой техники и технологий на предприятии

Роль новой техники и технологий в повышении экономической эффективности производства. Технический уровень производства на предприятии и эффективность применяемых технологий. Основные направления модернизации и внедрения новой техники и совершенствования технологий производства. Финансовые возможности и экономические условия технического совершенствования производства на предприятии. Лизинг техники и оборудования. Экономическая эффективность мероприятий по внедрению новой техники и технологий.


Тема 23. Экономическая эффективность инвестиционной деятельности предприятия

Понятие и виды инвестиций. Характеристика инвестиционного процесса. Инвестиционная стратегия предприятия. Реализуемые и планируемые на предприятии инвестиционные проекты. Организация инвестиционного процесса на предприятии. Источники финансовых ресурсов инвестиций и формы их привлечения. Экономическая эффективность инвестиций.


Тема 24. Виды и методы планирования на предприятии

Роль планирования в деятельности предприятия, виды и характеристика планов. Методические основы и принципы планирования. Нормы, нормативы и плановые показатели. Прогнозирование плановых показателей. Виды разрабатываемых на предприятии планов и их особенности. Бизнес-план, его назначение и роль в проектном планировании и привлечении финансовых ресурсов. Особенности структуры и содержания бизнес-плана, методика его разработки.


Тема 25. Внешнеэкономическая деятельность предприятия

Предприятие в системе мирохозяйственных связей. Экспортный потенциал и экспортная политика предприятия. Методы продвижения товаров и услуг на внешний рынок. Динамика объемов экспорта продукции на предприятии. Структура экспорта по продуктам и странам. Основные этапы подготовки внешнеторговой операции. Разработка и содержание внешнеторгового контракта. Экономическая эффективность внешнеторговых операций и их влияние на конечные результаты.


Основная литература

  1. Гражданский кодекс РФ. – М.: Омега-Л, 2004.

  2. Грибов В.Д. Экономика предприятия: Учебник для вузов. Практикум / В.Д. Грибов, В.П. Грузинов – 3-е изд. – М.: Финансы и статистика, 2006.

  3. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2002.

  4. Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2004.

  5. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. Н.А. Сафронова – М.: 2002.


Дополнительная литература

  1. Генкин Б.М. Экономика и социология труда. – М.: Инфра-М, 2003.

  2. Жиделева В.В. Экономика предприятия: Учебное пособие. - 2-е изд. – М.: Инфра-М, 2002.

  3. Кировская область в цифрах: Краткий статистический сборник. – Киров: Тер. орган Федеральной службы гос. статистики, 2005, 2006.

  4. Лидеры бизнеса Кировской области: аналитический рейтинг-справочник. – Киров: Тер. орган Федеральной службы гос. статистики, 2003.

  5. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: учебное пособие для студентов вузов / Под. ред. Т.Г. Морозовой, А.В. Пикульника. – 2-е изд. – М.: Юнити, 2003.

  6. Российский статистический ежегодник. Официальное издание. 2002 г. – М.: Госкомстат России, 2005, 2006.

  7. Ростовский Ю.М. Внешнеэкономическая деятельность: Учебник для вузов. – 2-е изд., изм. – М.: Экономистъ, 2005.

  8. Салимжанов И.К. Ценообразование: Учебник для вузов. – М.: Кнокус, 2007.

  9. Швандар В.А., Прасолова В.П. Экономика предприятия. Тесты, задачи, ситуации: Учебн. пособие для вузов. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2003.

  10. Экономика предприятия (фирмы): Учебник / Под ред. проф. О.И. Волкова и доц. О.К. Девяткина. – М.: ИНФРА-М, 2002.

  11. Экономика торгового предприятия: торговое дело: Учебник для вузов / Под ред. Л.А. Брагина. – М.: Инфра-М, 2004.


Периодические издания


Журналы:

  1. Вопросы экономики

  2. Конъюнктура товарных рынков

  3. Собрание законодательства РФ

  4. Экономика и управление

  5. Экономические стратегии

Газеты:

  1. Российская газета

  2. Экономика и жизнь



Костромина Татьяна Борисовна




Экономика организаций (предприятий)



Методические указания


Ответственный за выпуск Костромина Т.Б.


Технический редактор Метелева О.Ю.


Корректор Горохова С.Ю.


Издательский орган ВСЭИ

610000 Киров, Большевиков, 91А

тел./факс 67-02-35


Подписано в печать «____» ____________ 2010 г.


Тираж __________


Отпечатано на ризографе ВСЭИ



Похожие:

Методические указания по выполнению курсовой работы Киров iconБизнес- планирование методические указания по выполнению курсовой работы для студентов заочной формы обучения специальности 080504
Бизнес – планирование: Методические указания по выполнению курсовой работы / Новосиб гос аграр ун-т. – Новосибирск, 2006. с
Методические указания по выполнению курсовой работы Киров iconМетодические указания по выполнению курсовой работы дения» по дисциплине «Менеджмент и Маркетинг»
Методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине “Менеджмент и Маркетинг” для студентов направления 260200 «Производство...
Методические указания по выполнению курсовой работы Киров iconМетодические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Экономика отрасли»
Экономика строительства : метод указания к выполнению курсовой работы по дисц
Методические указания по выполнению курсовой работы Киров iconМетодические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине «Экономика (предприятия) организаций»
Оценка финансовых результатов деятельности организации: Методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине «Экономика...
Методические указания по выполнению курсовой работы Киров iconМетодические указания и задания к выполнению, оформлению и защите курсовой работы для студентов специальности 080105. 65 «Финансы и кредит»
Выбор и закрепление темы курсовой работы
Методические указания по выполнению курсовой работы Киров iconМетодические указания по выполнению курсовой работы для слушателей фпк и переподготовки кадров специальности
Менеджмент в агробизнесе: Методические указания / Белорусская государственная сельскохозяйственная академия; Сост. М. З. Ф р е й
Методические указания по выполнению курсовой работы Киров iconМетодические указания по выполнению курсовой работы для студентов V курса специальности (080507) 06. 11. 00
Методические указания по выполнению курсовой работы для студентов V курса специальности 061100 (080507) «Менеджмент организации»
Методические указания по выполнению курсовой работы Киров iconМетодические указания по выполнению курсовой работы составлены в соответствии с государственными образовательными стандартами второго поколения и программой гоу впо ргтэу. Рассмотрено на заседании
Методические указания для контрольной работы №1 для студентов заочной формы обучения по специальности
Методические указания по выполнению курсовой работы Киров iconМетодические указания по выполнению курсовой работы для студентов специальности 050106 "Учет и аудит" дневной формы обучения
Методические указания одобрены и рекомендованы к утверждению на заседании кафедры учета и
Методические указания по выполнению курсовой работы Киров iconМетодические указания к выполнению курсовой работы «Расчёт бизнес плана автотранспортного предприятия»
Методические указания предназначены для студентов специальностей 190604 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница