Методические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «стратегический менеджмент»




Скачать 148.55 Kb.
НазваниеМетодические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «стратегический менеджмент»
Дата конвертации13.10.2012
Размер148.55 Kb.
ТипМетодические указания
ЮЖНО-САХАЛИНСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, ПРАВА И ИНФОРМАТИКИ


Кафедра менеджмента и экономики


УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА И

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ

КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

по дисциплине


«СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ»

для студентов заочного отделения

по направлению «Менеджмент»


Южно-Сахалинск

2000


ББК 74. я 73

Учебная программа дисциплины «Стратегический менеджмент»/ Сост. Ким Э.Г.; ЮСИЭПиИ. Юж.-Сах., 2000. __ с.


С о с т а в и т е л ь

преподаватель

ким э.г.


О т в е т с т в е н н ы й р е д а к т о р

зав.кафедрой менеджмента и экономики

доктор экономических наук, профессор

пархоменко р.с.


О б с у ж д е н а

на заседании кафедры «Менеджмента и экономики»

_____________________2000 г., протокол №  __


У т в е р ж д е н о

на заседании Учебно-методического совета ЮСИЭПиИ

_____________________2000 г., протокол №  __


© Южно-Сахалинский институт экономики, права и информатики, 2000.


СОДЕРЖАНИЕ


1. Учебная программа.

1.1. Организационно-методические указания...............……………...............

1.2. Содержание тем программы..................................……….........................

1.3. Тематический план курса ………………………………….......................

1.4. Контрольные вопросы ……………………................……………............

1.5. Рекомендуемая литература..........................................…………................

2. Методические указания по выполнению контрольных работ.

2.1. Общие положения…………………………………………………………

2.2. Структура контрольной работы………………………………………….

2.3. Тематика контрольных работ…………………………….……………….


1. У Ч Е Б Н А Я П Р О Г Р А М М А


1.1. Организационно-методические указания


В связи с радикальной перестройкой системы управления экономикой, переходящей на путь рыночного метода хозяйствования, первостепенное значение приобретают реформы на уровне каждого отдельного предприятия, положение которых в рыночной экономике меняется коренным образом.

Становясь объектом товарно-денежных отношений, обладающим экономической самостоятельностью и полностью отвечающим за результаты своей хозяйственной деятельности, предприятие должно сформировать у себя систему управления, которая обеспечила бы высокую эффективность работы, конкурентоспособность и устойчивость положения на рынке. В рыночной экономике организации самостоятельно принимают решения, формируют цели и задачи, разрабатывают стратегию и политику своего развития, находят необходимые для их реализации средства и методы. В силу этого вопросы стратегического управления организацией занимают одно из ведущих мест в теории и практике менеджмента.

«Стратегический менеджмент» входит в учебный план направления «Менеджмент» в соответствии с квалификационными характеристиками, которые требуют готовности специалистов к осуществлению всех видов управленческой деятельности.

Курс раскрывает сущность стратегического управления, а так же вопросы практической реализации стратегического менеджмента в организации.

Входя в цикл изучаемых управленческих дисциплин, курс стратегического планирования является его неотъемлемой частью.

Целью преподавания данного курса является ознакомление студентов с теорией и практикой стратегического менеджмента в организации. В нем изложены общая концепция стратегического управления, процессы планирования стратегии, а также методы разработки его отдельных этапов. Особое внимание уделяется вопросам организации, что поможет реализовать полученные знания в области стратегического управления в дальнейшей практической деятельности студентов.

В результате изучения данного курса студенты должны знать:

  • общую концепцию стратегического управления;

  • методы разработки отдельных этапов планирования стратегии;

  • вопросы управления реализацией стратегического плана и контроля за его выполнением.




    1. Содержание тем программы


Раздел I. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ.


Тема 1. Общая концепция стратегического управления.

Необходимость стратегического управления в условиях рыночной экономики. Предпосылки стратегического управления. понятие стратегии. Общая концепция стратегии. Содержание системы стратегического управления. Методология стратегического управления: управление на основе экстраполяции, управление на основе предвидения изменений, управление на основе гибких экстренных решений. Стратегическое и оперативное управление. Основные принципы стратегического менеджмента. Модель процесса стратегического управления. Эволюция системы хозяйственного управления в области планирования в России.


Раздел II. ПРОЦЕСС СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ.


Тема 2. Разработка миссии и целей организации.

Миссия организации. Выбор миссии. Миссия некоммерческих и малых организаций.

Цели организации: общие цели и специфические цели. Характеристика целей.


Тема 3. Анализ внешней среды организации.

Необходимость проведения анализа внешней среды организации как этапа процесса стратегического управления. Факторы внешней среды, их влияние на организацию: факторы среды прямого и косвенного воздействия. Схема анализа внешней среды организации. Модель «национального ромба» М. Портера, «отраслевые кластеры», концепция «движущих сил» отрасли. Анализ конкуренции, модель «5 сил конкуренции М. Портера».


Тема 4. Анализ внутренней среды организации.

Оценка эффективности текущей стратегии. Анализ сильных и слабых сторон организации. Управленческое обследование - как метод диагностики внутренних проблем организации. Методы выявления проблем, оценка потенциальных возможностей. Функциональные зоны организации: маркетинг, финансы, производство, персонал, организационная культура и имидж организации. Показатели, используемые для исследования функциональных зон. Конкурентная сила организации. Определение стратегических задач.


Тема 5. Анализ стратегических альтернатив и выбор стратегии.

Базовые виды стратегий: глобальные стратегии, корпоративные стратегии, функциональные стратегии. Процесс выбора стратегии, его этапы: разработка, доводка, анализ и оценка. Факторы выбора стратегии. Формирование портфеля стратегий: алгоритм формирования портфеля стратегий, графические методы описания и анализа ситуаций, разработки и отбора вариантов решений. Матричные аналитические методы разработки корпоративных стратегий: матрица БКГ, матрица GE, матрица возможностей по товарам. Временной аспект стратегии.


Раздел III. УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ СТРАТЕГИИ.


Тема 6 . Реализация стратегического плана.

Основные компоненты формального планирования: тактика, политика, процедуры, правила. Система планов как результат функционирования системы стратегического планирования: основные направления деятельности, планы развития организации, тактические планы, программы и планы-проекты.


Тема 7. Управление реализацией стратегического плана, контроль выполнения и оценка стратегического плана.

Методы определения потребностей и распределения ресурсов для реализации стратегии и координации действий: разработка бюджета, управление по целям. Этапы процесса управления.

Необходимость непрерывной оценки стратегических планов. Процесс оценки стратегического планирования. Количественные и качественные критерии оценки. Проблемы оценки стратегического плана.


Тема 8. Структура управления организацией ориентированная на решение стратегических задач.

Влияние структуры организации на эффективность функционирования системы стратегического управления. Централизация и децентрализация, их связь с производственно-хозяйственными характеристиками организации. Структура управления на основе концепции стратегических хозяйственных подразделений. (СПХ).


Тема 9. Организационная культура и эффективность функционирования системы стратегического управления.

Определение культуры организации, ее роль в достижении эффективного управления. Основные элементы организационной культуры. Философия организации, ценности, нормы и правила поведения, ожидания, процедуры и поведенческие ритуалы. Постулаты веры и этические стандарты организации. Система тотального управления качеством. Подход Э. Деминта к проблеме качества.


Тема 10. Управление изменениями в организации..

Необходимость проведения стратегических изменений в организации. Проблемы проведения изменений; их причины: групповое и индивидуальное сопротивление. Этапы процесса проведения организационных изменений. Внедрение системы стратегического управления на основе подхода «организационного развития».


1.3. Тематический план курса


НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛА

И ТЕМЫ

ВСЕГО

ЧАСОВ

аудиторных

самост. работа

лекции

семинары

1. Общая концепция стратегического управления.

6

1

-

5

2. Разработка миссии и целей организации.

6

1

-

5

3. Анализ внешней среды организации.

13

2

-

11

4. Анализ внутренней среды организации.

14

2

-

12

5. Анализ стратегических альтернатив и выбор стратегии.

22

2

-

20

6. Управление реализацией стратегического плана, контроль выполнения и оценка стратегического плана.

22

2

-

20

7. Структура управления организацией, ориентированная на решение стратегических проблем.

17

2

-

15

ИТОГО:

100

12

-

88




    1. ПРИМЕРНЫЕ Контрольные вопросы




  1. Необходимость перехода к стратегическому планированию в современных условиях хозяйствования. Характеристика системы стратегического планирования.

  2. Стратегия: сущность, эволюция, общая концепция, основные элементы.

  3. Сущность стратегического управления, его основные формы.

  4. Система стратегического планирования, ее основные допущения и элементы - подсистемы.

  5. Анализ внешней среды организации как этап процесса стратегического управления, схема анализа внешней среды. Источники внешних стратегических данных.

  6. Факторы внешней среды прямого воздействия и косвенного воздействия.

  7. Диагностика возможностей организации как этап процесса анализа внутренней среды организации. Методы выявления проблем в организации.

  8. Модель «национального ромба» М. Портера.

  9. Анализ внутренней среды организации как этап процесса стратегического управления, его основные стадии.

  10. Понятие и значение организационной миссии, ее формирование.

  11. Цели организации, их основные свойства.

  12. Классификация целей организации.

  13. Способы формирования, основные направления формулирования целей, факторы выбора целей.

  14. Принцип стратегических кривых. Стратегические кривые 1 и 2 порядка.

  15. Корпоративные стратегии организации.

  16. Функциональные стратегии организации.

  17. Глобальные стратегии конкуренции.

  18. Матрица «продукт-рынок», ее применение в рамках стратегического менеджмента.

  19. Матрица Бостонской консультативной группы, ее значение.

  20. Параметры гибкости организационных структур.

  21. Стратегическая сегментация внешнего окружения организации, концепция СЗХ.

  22. Алгоритм формирования портфеля стратегий.

  23. Разработка, оценка и выбор стратегии, критерии выбора.

  24. Разработка бюджетов как инструмент формального планирования.

  25. Метод управления по целям.

  26. Структура управления организацией, ориентированная на стратегическое управление.




    1. Рекомендуемая литература




  1. Акофф Р.Л. Планирование будущего корпораций. - М.: Прогресс, 1985, с. 324.

  2. Ансофф И. Стратегическое управление. - М.: Экономика, 1989, с.519.

  3. Богомолов В.А. Стратегический менеджмент и внутрифирменное планирование. - М.: Изд-во МГАП «Мир книги», 1994.

  4. Глухов В.В. Основы менеджмента. СПб: «Специальная литература, 1995, с. 326.

  5. Виханский О.С. Стратегическое управление. - М.: МГУ, 1995.

  6. Гусев Ю.В. Стратегическое управление: Учебное пособие./ ч.1. НГАЭиУ. - Новосибирск, 1995, с. 119.

  7. Забелин П.В., Моисеева Н.К. Основы стратегического Управления: Учебное пособие. - М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1997.

  8. Карлоф Б. Деловая стратегия. - М.: Экономика, 1991, с.239.

  9. Коно Т. Стратегия и структура японских предприятий. - М.: Прогресс, 1987, с.384.

  10. Менеджмент организации/ Под ред. З.П. Румянцевой, Н.А. Саламатина. - М.: ИНФРА-М, 1997, с.429.

  11. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 1992, с.702.

  12. Портер М. Международная конкуренция./Под ред. В.Д. Щетинина. - М.: Международные отношения, 1993, с.896.



  1. М е т о д и ч е с к и е у к а з а н и я п о в ы п о л н е н и ю

к о н т р о л ь н ы х р а б о т



2.1. Общие положения


Цель контрольной работы – проверить теоретические знания студента и его умение применять на практике основные положения изучаемого курса.

Выполняя контрольную работу, необходимо правильно, коротко и четко изложить материал выбранной темы согласно установленной структуре работы.

В начале работы необходимо привести план, раскрывающий ее содержание. В конце работы необходимо привести список использованной литературы. Рекомендуется использовать не только литературу, указанную в п. 1.5. рабочей программы, а так же текущие публикации, фактические данные, практические материалы предприятий и организаций. По всем указанным в тексте работы данным (цифры, цитаты и др.) должны быть сделаны ссылки на использованные первоисточники. Не допускается дословное переписывание текста из используемой литературы.

Контрольная работа выполняется на листах формата А4 либо в стандартной ученической тетради. Объем работы не должен превышать 15 листов тетрадного формата. Писать следует разборчивым, аккуратным почерком. Страницы должны быть пронумерованы, иметь поля для замечаний рецензента.


Студенты выполняют варианты контрольных работ в зависимости от начальной буквы фамилии (Например, А - 1 тема, Б - 9 тема, В - 13 тема).



Начальная буква фамилии студента

Номер темы контрольной работы

А, Б, В,

Г, Д, Е,

Ж, З, И,

К, Л, М,

Н, О, П,

Р, С, Т, У,

Ф, Х, Ц, Ч,

Ш, Щ, Э, Ю, Я

1, 9, 13

2, 6, 14

3, 8, 22

4, 11, 23

5, 10, 24

7, 12, 15, 25

18, 20, 17, 26

19, 21, 16, 1, 2


2.2. Структура контрольной работы


По структуре контрольная работа должна состоять из введения, трех – четырех разделов, заключения и списка использованной литературы.

Введение. Во введении кратко обосновывается актуальность выбранной темы, цель и основные задачи работы, организация, послужившая информационной базой для выполнения практической части работы.

  1. Анализ теоретического материала по теме. Выполняется на основе изучения литературных источников (50% объема работы).

  2. Практическая адаптация теоретических положений темы. В данном разделе необходимо провести описание и анализ, рассматриваемого в теоретической части работы, аспекта управления на уровне конкретного предприятия, учреждения или подразделения организации, где работает студент. Допускается не приводить в работе сведения, составляющие коммерческую тайну, в таком случае следует использовать условные численные значения социально-экономических показателей организации, сохраняя имеющиеся между ними пропорции.

  3. Предложения по решению проблем. В данной части работы необходимо определить цель действий, методы решения выявленных проблем, а также привести набор и последовательность конкретных мероприятий для решения выявленных в ходе анализа организационных проблем (20 – 30% объема работы).

Заключение. В заключении кратко формулируются выводы по теме и рекомендации по совершенствованию практики управления, их значение.

Основными критериями оценки контрольной работы являются:

  • полнота раскрытия содержания темы;

  • глубина анализа практики управления на уровне организации;

  • правильность оформления работы,


2.3. Тематика контрольных работ


  1. Стратегическое планирование в организации.

  2. Теория конкурентного преимущества М. Портера.

  3. Стратегическая сегментация внешней среды организации.

  4. Зависимость успеха предприятия от жизненного цикла продукции.

  5. Предпосылки перехода от перспективного планирования к стратегическому планированию.

  6. Определение политики развития предприятия.

  7. Внутренняя и внешняя среда организации.

  8. Конкурентные стратегии фирмы.

  9. Стратегия ценообразования.

  10. Стратегия инноваций.

  11. Финансовая стратегия.

  12. Стратегия маркетинга.

  13. Базовые стратегии развития по М. Портеру.

  14. Оценка потенциальных возможностей предприятия.

  15. Матричные модели анализа портфеля бизнеса организации.

  16. Бизнес-план как инструмент привлечения инвестиций.

  17. Планирование бизнеса фирмы.

  18. Циклическая модель процесса стратегического планирования.

  19. Маркетинговый подход в управлении.

  20. Товарная политика фирмы.

  21. Эволюция концепции планирования.

  22. Планирование реализации стратегии.

  23. Стратегия снижения производственных издержек.

  24. Стратегия антикризисного управления фирмой.

  25. Финансовые методы оценки стратегии.

  26. Выбор стратегических альтернатив.



УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА И

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ

КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

по дисциплине

«СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ»

Составитель: Ким Э.Г.


Подписано в печать 2000 г. Формат 60х84 1/16

Объем п.л. Тираж экз. заказ №___


Похожие:

Методические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «стратегический менеджмент» iconМетодические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «Экономическая оценка инвестиций»
Методические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «Экономическая оценка инвестиций»для студентов всех форм обучения...
Методические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «стратегический менеджмент» iconМетодические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «Финансовый менеджмент»
Выполнение контрольной работы по курсу «Финансовый менеджмент» предусмотрено учебным планом специальности 080109. 65 «Бухгалтерский...
Методические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «стратегический менеджмент» iconМетодические указания по выполнению контрольной работы Для самостоятельной работы
Методические указания и задания по выполнению контрольной работы одобрены на заседании Научно-методического совета взфэи
Методические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «стратегический менеджмент» iconМетодические указания по выполнению курсовой работы дения» по дисциплине «Менеджмент и Маркетинг»
Методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине “Менеджмент и Маркетинг” для студентов направления 260200 «Производство...
Методические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «стратегический менеджмент» iconМетодические рекомендации для написания курсовой работы по дисциплине «Стратегический менеджмент»
Методические указания предназначены для студентов всех форм обучения специальности «Антикризисное управление», которые в соответствии...
Методические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «стратегический менеджмент» iconМетодические указания по выполнению контрольной работы
Методические указания по выполнению контрольной работы “Управление персоналом”/ Сост. Ахтариева Л. Г. Уфа.: Угаэс, 2010, 18 с
Методические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «стратегический менеджмент» iconМетодические указания по выполнению контрольной работы “
Методические указания по выполнению контрольной работы “Управление персоналом”/ Сост. Ахтариева Л. Г. Уфа.: Угис, 2004, 18 с
Методические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «стратегический менеджмент» iconМетодические указания по выполнению контрольной работы по дисциплине: «Бизнес-план»
Методические указания предназначены для студен­тов заочной формы обучения специальности 061000 «Государственное и му­ниципальное...
Методические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «стратегический менеджмент» iconРабочая программа и методические указания по выполнению контрольной работы по учебной дисциплине «инвестиционный менеджмент»
Блок Инвестиционный климат, его характеристика на макро-, мезо-, микроуровне
Методические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «стратегический менеджмент» iconМетодические указания к выполнению контрольной и самостоятельной работы по дисциплине «Менеджмент» для студентов заочной формы обучения 030504 «Экономика предприятия»
Изучение особенностей управления компанией имеет первостепенное значение в
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница