Выступление заместителя министра науки и профессионального образования Республики Саха (Якутия) А. Д. Сафронова на коллегии




Скачать 133.98 Kb.
НазваниеВыступление заместителя министра науки и профессионального образования Республики Саха (Якутия) А. Д. Сафронова на коллегии
Дата конвертации10.09.2012
Размер133.98 Kb.
ТипДокументы


Выступление заместителя министра науки и профессионального образования Республики Саха (Якутия) А.Д.Сафронова на коллегии

10 ноября 2010 г. 15-00 часов

[слайд 1]


Уважаемые коллеги!


Министерству науки и профессионального образования Республики Саха (Якутия) Президентом Республики Саха (Якутия) дано поручение внести проект решения Правительства Республики Саха (Якутия), направленный на повышение эффективности внедрения НИР и НИОКР, выполненных за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия).

Думаю, в этой аудитории говорить об актуальности данного вопроса нет необходимости. По-сути, речь идет о комплексе мер.

Правительство республики уже многие годы формирует и финансирует государственный заказ на научные исследования для нужд социально-экономического развития Республики Саха (Якутия).

За эти годы существенно изменилась федеральная нормативно-правовая база в сфере науки, механизмы финансирования науки в России. Претерпела значительные изменения и ведомственная структура научных учреждений республики.

Принят 94-ФЗ «О государственных закупках» согласно которому исполнитель научно-исследовательских работ определяется по результатам открытого конкурса, а также 122-ФЗ, так называемый «суперзакон», согласно которому разделены полномочия между федеральными и региональными органами государственной власти, в научно-технической сфере в частности.

За последние годы мы фактически перешли от полного государственного субсидирования науки к государственно-рыночным механизмам обеспечения функционирования и развития научных учреждений.

С учетом этих обстоятельств, кардинальным образом изменились условия и подходы во взаимодействии между государством и наукой.

Свидетельством тому были принятое еще в 2004 году распоряжение Президента Республики Саха (Якутия) от 12 января 2004 года N 7-РП "О разработке системы государственного заказа на научные исследования" и перехода от социально-ориентированной поддержки научных учреждений к инвестиционной модели планирования научных исследований, ориентированной на конечный результат.

Во исполнение данного Распоряжения Президента РС(Я) было разработано положение «О порядке формирования и финансирования государственного заказа на научные исследования в Республике Саха (Якутия)» в 2005 году в которое уже дважды вносились соответствующие изменения.

Сегодня мы в своей работе руководствуемся Положением, утвержденным постановлением от 31 января 2009 г. № 36 которым было совершенно четко определено, что республика отходит от практики финансирования фундаментальных исследований и базового содержания научных учреждений за счет средств государственного заказа. [слайд 2]

Данный документ находится в раздаточном материале.

Вместе с тем, практика показала, что существует ряд проблем, так называемого переходного периода, это в частности:

- лоббирование интересов отдельных научных учреждений;

- некая инерция остающаяся в сознании многих руководителей научных учреждений и вузовской науки от, по-сути существовавшей до недавнего времени «распределительной системы» при формировании и реализации государственного заказа.

Мы до сих пор слышим такие анахронистические высказывания как «это тема того или иного института», нас зачастую критикуют ученые за то, что мы не включили ту или иную тему в государственный заказ, и не устроили кому-то безбедное существование. (и лишили дополнительного заработка)

Поэтому существовала практика включения в государственный заказ тех тем или разработок, которые заказчик в лице определенного министерства и ведомства не смог бы использовать в курируемой отрасли по определению!

В нынешних условиях эти факты абсолютно недопустимы. Это противоречит и действующему антикорруприонному законодательству и интересам республики.

Необходимо также отметить, что приоритетные направления развития науки, технологий и техники не являются достаточным основанием для включения той или иной темы в государственный заказ.

Нашей общей задачей является обеспечение высокой эффективности государственного заказа на выполнение научно-исследовательских работ. Государственный заказ республики должен решать конкретные социально-экономические задачи, а полученные результаты должны незамедлительно внедряться в практическую деятельность, давать экономический эффект в краткосрочной перспективе. Тем более, что объем государственного заказа Республики Саха (Якутия) в последние годы существенно вырос и по итогам 2010 года составляет внушительную сумму – почти 90 млн. рублей. Республика, вкладывая значительные средства в научные исследования вправе ожидать результатов, и я уверен, что каждый вложенный в науку рубль принесет не менее десяти рублей экономического эффекта.

Заказчики в лице органов исполнительной власти должны четко осознавать цель того или иного научного исследования и перспективы внедрения результатов в практическую деятельность в курируемых отраслях и подведомственных учреждениях или хозяйствующих субъектах через механизмы ГЧП и институты инновационного развития, нести сообразную ответственность за нецелевое расходование средств государственного бюджета, вплоть до административной ответственности при выявлении фактов неэффективного использования средств.

Должен быть обеспечен надлежащий контроль за процессом формирования государственного заказа и внедрения результатов в отраслях экономики республики. Эта работа должны стать публичной, результаты выполненных научно-исследовательских работ должны стать достоянием общественности. Должна быть организована тщательная экспертиза заявок министерств, сметных расчетов по выполнению НИОКР, оценка перспектив внедрения полученных результатов. Полностью должно быть исключено финансирование работ фундаментального характера и дублирования выполнения работ за счет федерального и регионального бюджетов.

Неделю назад министерства и ведомства по нашему запросу представили информацию о внедрении НИОКР в соответствующих отраслях.

Проведенный опрос показал весьма интересную ситуацию.

Я бы не хотел конкретно указывать на то или иное министерство, но должен сказать, что ряд заказчиков не владеют полной информацией по темам НИР, по которым выступали заказчиками.

Есть заказчики, которые в последние годы заказали выполнение научно-исследовательских работ на десятки миллионов рублей и смогли предоставить только перечень научно-исследовательских работ и ни слова об их внедрении или каком либо использовании для государственных нужд. Такую ситуацию нельзя назвать нормальной.

Из 23 заказчиков информация была представлена только 14 заказчиками или 59 % заказчиков. [слайд 3]

Общая сумма средств израсходованных на выполнение НИР по заказчикам, не представившим информацию составила 96,7 млн. рублей, причем по отдельным заказчикам эта сумма достигает значительных сумм.

Основной вывод - Прослеживается тенденция, когда результаты НИР не находят своего применения(внедрения). Факторы, которые оказывает влияние на данный показатель [слайд 4]:

- изменение законодательства РФ и РС(Я);

- недофинансирование и в результате не завершение научно-исследовательской работы;

- слабый мониторинг результатов внедрения НИР со стороны заказчика;

- незаинтересованность заказчика во внедрении результатов НИР, вследствие утраты актуальности.

  1. Большинство результатов НИР легли в основу разработки, совершенствования нормативно-правовых актов РС(Я), Концепций, целевых программ социально-экономического развития Республики Саха (Якутия).

Исходя из вышеизложенного, мы вносим на рассмотрение членов коллегии и присутствующих следующие предложения, которые по нашему мнению должны войти в качестве норм в разрабатываемый министерством проект соответствующего решения Правительства Республики Саха (Якутия).

  1. Структуру положения предлагается взять за основу. [слайд 5]

2. В раздел I «Общие положения» в пункт 1.3. мы предлагаем включить дополнительно в перечень критериев для отбора НИОКР следующий критерий: «Достижимость целей и результатов, технологическая и техническая реализуемость, ориентированность на практическое применение».

Думаю, что необходимость включения данного положения очевидна.

3. [слайд 6] Последний абзац раздела предлагается изложить в следующей редакции: «Отраслевым министерствам и ведомствам при формировании перечня республиканских НИОКР на уровне внутренних научно-технических советов необходимо руководствоваться основными направлениями и планами социально-экономического развития Республики Саха (Якутия), республиканских целевых и ведомственных программ, а также предложениями подведомственных учреждений, носящих прикладной характер.

Что касается приоритетных направлений развития науки, техники и технологий Республики Саха (Якутия), предлагается избежать двойственного трактования данного положения, и исходить из основополагающего положения о том, что направления НИОКР определяются заказчиками НИОКР – министерствами и ведомствами РС(Я)».

Мы перешли к финансированию государственного заказа на НИОКР и последующему использованию результатов НИОКР, выполненных за счет средств государственного бюджета республики, а именно должны быть созданы необходимые условия для максимально эффективного научного обеспечения решения конкретных задач социально-экономического развития Республики Саха (Якутия).

4. Необходимо дополнить понятийный аппарат. Поэтому в пункт 1.6. предлагается включить следующие изменения и дополнения: [слайд 7]

«внедрение результатов НИОКР – мероприятия, направленные на использование (в т.ч. коммерциализацию) научно-технической продукции, технологий, ноу-хау в отраслях экономики;»

3.2. заменить слова «получатели – потребители» на «заказчики». Данный термин считаем более понятным для аудитории.

3.3. включить абзац следующего содержания: «Единый реестр - Единый реестр результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и инновационных разработок, выполняемых за счёт средств республиканского бюджета».

Немного о реестре. Реестр содержит следующие сведения: [слайд 8]

наименование объекта учёта;

регистрационный номер объекта учёта и дату его регистрации в Реестре;

название и сроки проведения научно-исследовательской, опытно- конструкторской и инновационных разработок, выполняемой за счет республиканского бюджета, в рамках которой получен новый объект учёта;

полный отчет о выполненной НИОКР;

наименование Заказчика;

наименование Исполнителя;

объем прав, установленных государственным контрактом или иным документом, которым определены условия закрепления прав на объект учета (за Республикой Саха (Якутия) и/ или Исполнителем);

Порядок занесения информации в реестр определяется административным регламентом. [слайд 9]

5. Исключить абзац следующего содержания: [слайд 10]

«научные и научно-технические мероприятия - научные экспедиции, конференции, симпозиумы, семинары, научно-технические выставки, направленные на координацию деятельности организаций и творческих работников в научно-технической сфере, быстрейшее внедрение инновационных технологий в сферу материального производства, издание научных трудов, сборников материалов конференций, семинаров, подготовку научных кадров;»

Исключение вносится в связи с тем, что финансирование научно-технических мероприятий не должно обеспечиваться за счет средств государственного заказа на НИОКР.

По разделу II. Порядок формирования перечня республиканских НИОКР:

1. Исключить пункт: [слайд 11]

«Совет по науке и технической политике при Президенте Республики Саха (Якутия) в срок до 15 марта предшествующего года утверждает предварительные объемы финансирования научно-исследовательских работ по направлениям научных исследований на следующий год в рамках приоритетных направлений развития науки, техники и технологий Республики Саха (Якутия)», в связи с тем, что Совет по науке является консультативным органом. Утверждение объемов финансирования научно-исследовательских работ является прерогативой Правительства Республики Саха (Якутия).

Объемы же финансирования по направлениям научных исследований определяются исходя из заявок министерств, результатов проведенной экспертизы и перспектив внедрения результатов НИОКР в отраслях экономики и социальной сферы Республики Саха (Якутия).

Теперь о том, какие документы должны представляться заказчиком в составе заявки. Это пункты 2.3. и 2.5. раздела. [слайд 12]

Предлагаю их рассмотреть более подробно. Нам представляется необходимым включить в пункт 2.3. пункт о включении в состав заявки документа (к примеру, пояснительной записки) содержащего план внедрения разработки в соответствующих отраслях, информацию о предполагаемых предприятиях и учреждениях - потребителях научно-технической продукции, сроках внедрения разработки.»

Это положение мы относим как к заявкам технического (технологического) характера, так и к заявкам гуманитарного характера. Смысл этого положения состоит в том, что заказчик должен четко представлять, каким образом он предполагает использовать данную разработку в курируемой отрасли и представить соответствующий план, независимо от того, носит данная разработка гуманитарный характер или технический или естественнонаучный.

В действующем положении, в пункте 2.5. достаточно высокие требования установлены в отношении заявок технического (технологического) профиля, в частности имеется требование предоставить бизнес-план внедрения разработки. Мы считаем, что данное положение подлежит исключению так как, не имея на руках продукта (готового НИОКР), мы не можем говорить в разработке бизнес-плана. Поэтому данная норма является неработающей и подлежит исключению.

Что касается гарантий софинансирования в размере не менее объема средств, затраченных на выполнение разработки из государственного бюджета республики, мы считаем, что в случае если заказчик проведет соответствующую работу и предоставит гарантии софинансирования проекта НИОКР со стороны внешнего инвестора, то данный проект должен пользоваться правом приоритетного (или внеочередного) включения в перечень НИОКР. Вместе с тем это положение не должно быть обязательным, иначе, если мы будем строго по букве положения подходить к формированию госзаказа по техническим темам, у нас просто может не состояться заявочная кампания по техническим темам.

В связи с этим мы предлагаем исключить эту норму из пункта 2.5. дополнив пункт 2.7., как указано на сладе. после слов «В перечень НИОКР в первоочередном порядке включаются:» подпунктом следующего содержания: «проекты НИОКР по которым предоставлены гарантии софинансирования со стороны внешнего инвестора (потребителя) на сумму не менее объема средств, затраченных на выполнение разработки из государственного бюджета республики.»

Кроме того, мы предлагаем дополнить пункт 2.7. подпунктом следующего содержания: [слайд 13]

«внедренческие проекты, направленные на непосредственную апробацию и внедрение разработок и технологий в отраслях экономики».

Что касается сроков, то предлагается: [слайд 14]

1. Срок приема заявок государственным заказчиком оставить без изменения (до 1 апреля);

2. Министерство науки и профессионального образования Республики Саха (Якутия) совместно с Министерством экономического развития Республики Саха (Якутия) определяют предварительные объемы финансирования республиканских НИОКР на следующий год в срок до 1 июня.

3. Сроки окончания научной экспертизы перенести на 1 августа;

4. Установить срок согласования перечня и внесения проекта решения в Правительство РС(Я) до 1 октября.

Такие сроки предлагаются исходя из сложившейся практики.

В раздел III предлагается внести уточнения, приведя его в соответствие с разделом I.

По разделу IV предлагается внести ряд изменений.

В частности, внести следующие положения. О порядке внесения информации в Единый Реестр [слайд 15]:

1. По итогам выполнения работ по государственному заказу Республики Саха (Якутия) исполнитель вносит информацию о выполненной работе в Единый реестр результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и инновационных разработок, выполняемых за счёт средств Республики Саха (Якутия).

2. Акт сдачи - приемки выполненных работ подписывается со стороны заказчика после внесения соответствующей информации в Единый реестр.

3. о порядке выборочной экспертизы завершенных исследований и обсуждении результатов на Совете [слайд 16]

При необходимости, Министерство науки и профессионального образования Республики Саха (Якутия):

3.1. совместно с Академией наук Республики Саха (Якутия) организует экспертизу отчетов на основании Положения о государственной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 04.03.2005 N 113 "Об утверждении Положения о государственной экспертизе в сфере научной, научно-технической и проектно-инновационной деятельности в Республике Саха (Якутия)».

3.2. вносит предложения председателю Совета по науке и технической политике при Президенте РС(Я) о рассмотрении отчетов о выполненных НИОКР на заседании Совета.

4. О порядке предоставления информации о внедрении по завершенным исследованиям[слайд 17]

Заказчики НИР и НИОКР в срок до 1 ноября года следующего за отчетным предоставляют государственному заказчику информацию о внедрении результатов НИР и НИОКР в отраслях экономики и социальной сферы Республики Саха (Якутия).

5. Государственный заказчик направляет сводный отчет о внедрении результатов НИР и НИОКР в отраслях экономики Президенту Республики Саха (Якутия), Председателю Совета по науке и технической политике при Президенте Республики Саха (Якутия).

Считаю, что эти нормы позволят Министерству, во-первых, составить четкую картину о ходе внедрения выполненных НИОКР Заказчиками, во-вторых, окажут стимулирующее и дисциплинирующее действие.

И завершающий слайд 18. Как было сказано ранее, эта работа должна стать публичной, результаты выполненных научно-исследовательских работ должны стать достоянием общественности.


Спасибо за внимание, готов ответить на ваши вопросы


Включение в тематические планы работ нормативно-методи-

ческого, аналитического характера, по разработке проектов городс-

ких программ осуществляется при наличии независимого экспертного

заключения о наличии в работе научной составляющей.


Тезисы.

  • Министерство науки и профессионального образования РС(Я) ежегодно представляет отчет Президенту РС(Я) о завершенных НИОКР в текущем году и перспективах внедрения результатов в отраслях экономики республики.

  • Отчеты о результатах проведенных НИОКР по представлению министерства науки и профессионального образования РС(Я) выборочно заслушиваются на заседаниях Совета по науке и технической политике при Президенте Республики Саха (Якутия).

  • Министерство науки и профессионального образования ежегодно представляет Президенту Республики Саха (Якутия) сводную информацию о внедрении результатов НИОКР в отраслях экономики Республики Саха (Якутия).

  • Руководители министерств и ведомств РС(Я) несут персональную ответственность за внедрение результатов НИОКР в курируемых отраслях.



Похожие:

Выступление заместителя министра науки и профессионального образования Республики Саха (Якутия) А. Д. Сафронова на коллегии iconО внесении изменений и дополнений в постановление правительства республики саха (якутия)
Социально-экономическое развитие села Республики Саха (Якутия) на 2009 2011 годы, утвержденной Указом Президента Республики Саха...
Выступление заместителя министра науки и профессионального образования Республики Саха (Якутия) А. Д. Сафронова на коллегии iconАвтономное учреждение дополнительного образования «бизнес-школа» республики саха (якутия) план-проспект
Министерство по делам предпринимательства и развития туризма республики саха (якутия)
Выступление заместителя министра науки и профессионального образования Республики Саха (Якутия) А. Д. Сафронова на коллегии iconАвтономное учреждение дополнительного образования «бизнес-школа» республики саха (якутия) план-проспект
Министерство по делам предпринимательства и развития туризма республики саха (якутия)
Выступление заместителя министра науки и профессионального образования Республики Саха (Якутия) А. Д. Сафронова на коллегии iconО проекте государственной программы Республики Саха (Якутия) «Развитие предпринимательства в Республике Саха (Якутия) на 2012-2016 годы» в целях реализации Федерального закона от 24 июля 2007 года
Фз «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», Закона Республики Саха (Якутия) от 29 декабря
Выступление заместителя министра науки и профессионального образования Республики Саха (Якутия) А. Д. Сафронова на коллегии iconСокуона республики саха (якутия)
Настоящий закон определяет правовые, экономические и социальные условия регулирования инвестиционной деятельности на территории Республики...
Выступление заместителя министра науки и профессионального образования Республики Саха (Якутия) А. Д. Сафронова на коллегии iconРеспублики саха (якутия)
Схема управления Республикой Саха (Якутия) – описание основ взаимодействия субъектов управления Республикой Саха (Якутия)
Выступление заместителя министра науки и профессионального образования Республики Саха (Якутия) А. Д. Сафронова на коллегии iconРеспублики Саха (Якутия) от 12 октября 2011 года №980
Саха (Якутия)» цифру «1 549 171,33» заменить цифрой «1 550 992,32»
Выступление заместителя министра науки и профессионального образования Республики Саха (Якутия) А. Д. Сафронова на коллегии iconЗакон Республики Саха (Якутия) от 29 декабря 2008 года
«Развитие предпринимательства в Республике Саха (Якутия) Программы на 2012-2016 годы»
Выступление заместителя министра науки и профессионального образования Республики Саха (Якутия) А. Д. Сафронова на коллегии iconЗакон республики саха (якутия) об инвестиционной деятельности в республике саха (якутия)
Закона рс(Я) от 18. 10. 2007 500-з n 1015-iii, с изм., внесенными решением Верховного суда рс(Я) от 14. 11. 2006 n 3-56/06)
Выступление заместителя министра науки и профессионального образования Республики Саха (Якутия) А. Д. Сафронова на коллегии iconВерховный суд республики саха (якутия) Именем Российской Федерации решение от 14 ноября 2006 г по делу n 3-56/06
Верховный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующей Семеновой М. Н. с
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница