Элективный курс «Моя фирма». План работы элективного курса «Моя фирма»




Скачать 109.21 Kb.
НазваниеЭлективный курс «Моя фирма». План работы элективного курса «Моя фирма»
Дата конвертации10.09.2012
Размер109.21 Kb.
ТипЭлективный курс
В первом триместре 2011-2012 уч. года учителем технологии Зажимаевой Т.А. проводился элективный курс «Моя фирма».


План работы элективного курса


«Моя фирма»




Список учащихся:


  1. Дулова Полина



  1. Поймерова Полина



  1. Баландин Сергей



  1. Катайцев Дмитрий



  1. Кузьмин Никита



  1. Панасов Алексей



  1. Патрошкин Александр



  1. Федцов Дмитрий



  1. Ошмарина Екатерина



  1. Пискулина Ангелина



  1. Железняков Ю



  1. Черемных А



  1. Тугушев И



  1. Шестаков А





Моя фирма

Программа курса по выбору для 9 классов

(предпрофильная подготовка)


Пояснительная записка

 В рыночной экономике способность к предпринимательству рассматривается как один из факторов производства и является главным условием эффективного функционирования рынка. Поэтому в настоящий момент признается возможность ознакомления учащихся общеобразовательных школ с основами предпринимательства.

Предпринимательство стало естественной составной частью Российской экономики. Изучая основы предпринимательства, учащиеся знакомятся, как устроен его мир и учатся успешно действовать в нем.


Элективный курс «Моя фирма» предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов.

Данный курс рассчитан на 8 часов.

Цели курса:

  • познакомить учащихся с разнообразными сторонами деятельности фирмы: от выбора цели и наёма работников до выявления источников финансирования и определения места фирмы в экономике.

  • стимулировать интерес учащихся к экономическим проблемам и вопросам бизнеса.

  • способствовать профессиональному самоопределению учащихся, формированию личности, адаптированной к сознательному выбору будущей специальности;

  • развивать интеллектуальные и практические умения учеников в области экономики.

Изучение элективного курса призвано помочь школьникам в выборе профиля обучения в старших классах.

Задачи:

  • познакомить с профессиями, связанными с экономикой;

  • познакомить учеников с проблемами в области экономики;

  • научить правильному решению задач;

  • научить анализировать нужную информацию;

  • научить учеников применять теоретические знания в жизни

  • способствовать развитию самостоятельной работы;

  • развивать логическое, творческое и аналитическое мышление;

  • способствовать развитию коллективной работы.                                        

Особенности курса

Содержание учебного материала соответствует целям предпрофильной подготовки, способствует самоопределению учащихся в отношении профилирующего направления собственной деятельности, помогает восполнить пробелы экономических знаний.

Использование личностно-ориентированных видов образовательной деятельности (игровые, проектные, информационные и др. современные образовательные технологии), необходимо помочь учащимся обрести уверенность в своих силах и способностях, создать “атмосферу успеха”.

Методические особенности изучения курса

В рыночной экономике возрастает значение практического интеллекта, в структуру которого входят следующие качества ума: предприимчивость, экономность, расчетливость, умение быстро и оперативно решать возникающие задачи. На формирование этих качеств уделяется особое внимание.

Для развития предприимчивости учащимся предлагается больше самостоятельности при выполнении практических работ.

Экономность, как качество практического ума, проявляется в умении учащимися самостоятельно производить расчеты материальных затрат, себестоимости, смет доходов и расходов.

Расчетливость проявляется в умении заглядывать вперед, предвидя последствия тех или иных решений и действий, точно определять их результат и оценивать, что он может стоить.

Выработка умения оперативно решать поставленные задачи зависит от темперамента учащегося. Одинаково быстро думать и действовать всех учащихся научить невозможно, но каждому предлагается руководствоваться в практических делах общим правилом: как только проблема возникла, необходимо сразу же приступать к ее решению.

Поэтому методика изучения курса опирается на деятельностный подход в обучении школьников основам предпринимательства, суть которого состоит в том, что учащиеся должны вовлекаться в сам процесс предпринимательства, то есть ставить себя на место предпринимателя.

В качестве основных форм организации учебных занятий выступают семинары, лекции, круглые столы, а также предусмотрены практические занятия и деловые игры.

Наряду с объяснительно-иллюстративным и репродуктивным методами я использую метод самостоятельной работы учащихся – проблемно-поисковый, что позволяет учащимся овладеть опытом творческой деятельности.

В процессе прохождения курса учащиеся разработают собственный бизнес-проект.

Требования к результатам усвоения учебного материала

Учащиеся должны знать:

  1. Особенности развития экономики России в условиях рыночных отношений;

  2. Определение рынка, его сущности, виды;

  3. Основные сферы предпринимательской деятельности и основные понятия, связанные с
    рыночным механизмом:
    а) что такое рынок, виды рынка;
    б) что такое спрос и предложение;
    в) что такое деньги, функции денег;
    г) что такое бизнес-план, его ценность и назначение;
    д) что такое конкуренция, фирмы;
    е) что такое маркетинг и его основные разделы;
    ж) что такое менеджмент;
    з) основные риски и способы защиты от них;
    и) что такое налоги и их основные виды.

Учащиеся должны уметь:

  1. Оценивать экономическую ситуацию в стране и в мире; понимать процессы экономического характера, происходящие в стране и в мире; выражать собственную точку зрения, иметь собственную позицию; определить собственное место в изучении экономических процессов;

  2. Анализировать и оценивать возможности объединения различных экономических ресурсов для производства товаров и услуг;

  3. Планировать предпринимательскую деятельность и разработать бизнес-план;

  4. Составлять производственный план;

  5. Рассчитывать себестоимость продукции, цену товара, основные налоги;

  6. Составлять финансовый план, план доходов и расходов, расчет точки самоокупаемости;

  7. Оформлять выставку собственной продукции и показывать товар лицом; аргументировано отстаивать собственные позиции.

Оценка качества знаний, умений, навыков

  1. Организация самостоятельной работы учащихся и осуществление оперативного контроля за  ходом их выполнения.

  2. По мере изучения каждой темы, учащиеся сдают зачет в устной форме и отчитываются о составлении бизнес-проектов.

  3. Презентация законченных бизнес-проектов.



Учебно-тематический план





Тема занятия

Кол-во часов

1.

Где начинается и заканчивается фирма. Границы фирмы

1

2.

Выбор цели для фирмы

1

3.

Конкуренция и сотрудничество. Оценка рынка и конкурентов фирмы

1

4.

Определение оптимальной занятости на фирме

1

5.

Откуда взять деньги? Источники финансирования фирмы

1

6.

Ценовые и неценовые стратегии фирмы

1

7.

Государство и фирма. Взаимодействие.

1

8.

Создание собственной фирмы. Бизнес-план

1




Итого:

8


Занятие 1. Где начинается и заканчивается фирма. Границы фирмы.


Цель занятия: выяснить основные характеристики фирмы и основные виды фирм; ответить на вопросы: почему существуют фирмы и почему в экономике действует такое большое разнообразие видов фирм?

Признаки фирмы как самостоятельного экономического агента. Фирма и предприятие. Торговая марка фирмы. Фирма как первичная организационная единица бизнеса. Функции фирмы в экономике. Издержки, выручка и прибыль фирмы. Минимально эффективный размер производства. Определение числа фирм в отрасли. Продуктовая цепочка.


Занятие 2. Выбор цели для фирмы.

Цель занятия: выявить различные цели фирмы, показать связь поведения фирмы с её целью.

Причины, по которым у фирм могут быть различные цели. Большое число действующих лиц на фирме: собственники, менеджеры, работники, поставщики, потребители.

Роль акционеров фирмы как поставщиков капитала для её деятельности. Что такое акция. Для чего люди покупают акции. Крупные и мелкие акционеры. Изменение курсовой стоимости акций.

Интересы собственников фирмы. Хорошо ли быть единоличным собственником фирмы? Распределение времени собственника между фирмой и другими занятиями. Есть ли у собственника фирмы свободное время?

Интересы менеджеров фирмы. Престиж работы управляющего. Совет директоров и его функции. Общее собрание акционеров. Конкуренция на рабочем месте.

Фирма, управляемая работниками. Цель работников.


Занятие 3. Конкуренция и сотрудничество. Оценка рынка и конкурентов фирмы.

Цель занятия: изучение разных типов структур рынка.

Определение числа фирм-конкурентов. Широкое и узкое определение рынка. Территориальные границы рынка.

Рыночные структуры. Признаки рынка совершенной конкуренции. Крупные фирмы на рынке. Монополия и монопсония.

Анализ рынка. Значение сезонных продаж, темпов роста населения, способов покупки, местоположения покупателей. Характеристика поведения фирмы на рынке.


Занятие 4. Определение оптимальной занятости на фирме.


Цель занятия: выявить особенности спроса на труд со стороны фирмы, ответить на вопросы: почему фирма привлекает именно данное количество труда, почему она может (или вынуждена) платить каждому работнику определённую заработную плату, каким образом рынок готового продукта оказывает на рынок труда?

Особенности спроса на труд: сходство и различие со спросом на продукт.

Факторы, оказывающие влияние на величину спроса на труд. Роль производительности труда. Формирование предложения труда.

Равновесие на рынке труда. Почему работники получают различную, а не одну и ту же заработную плату. Особенности качества труда.

Работник на фирме: успешность его карьеры. Факторы успешной карьеры. Мотивация работников. Внутренние и внешние награды работнику.


Занятие 5. Откуда взять деньги? Источники финансирования фирмы.


Цель занятия: выявить источники денежных ресурсов для фирмы.

Особенности финансового выбора фирмы. Характеристики денег как особого товара.

Виды финансовых ресурсов фирмы. Акции и облигации как источники финансирования. Рискованность ценных бумаг. Кредиты фирмы. Денежный и товарный кредит.


Занятие 6. Ценовые и неценовые стратегии фирмы.


Цель занятия: изучить ценовые и неценовые способы воздействия фирмы на спрос.

Понятие ценовой дискриминации. Цель ценовой дискриминации. Роль рыночной власти фирмы. Ценовая дискриминация на рынке товаров и услуг: где легче осуществить?

Как продать товар покупателю, который готов платить самую большую цену.

Психологические особенности ценообразования, которые учитывает фирма при назначении цены на свой товар.

Реклама как фактор воздействия на спрос. Роль интенсивности рекламы.


Занятие 7. Государство и фирма. Взаимодействие.


Цель занятия: выявить цели, методы и последствия политики регулирования поведения фирмы на рынке; охарактеризовать особенности современного общества как фактора внешнего ограничения деятельности фирмы, показать, в чём заключается и как проявляется социальная ответственность бизнеса.

Различные цели регулирования государством поведения фирмы на рынке. Антимонопольная политика. Политика поддержки конкуренции. Регулирование внешних эффектов деятельности фирмы.

Действия фирм, считающиеся незаконными. Понятие и причины, по которым эти действия запрещаются: ограничения покупки; ограничения продажи; взаимосвязанные продажи; недобросовестная реклама; недобросовестная маркировка товара.

Социальная ответственность современного бизнеса. Важность правильной философии ведения бизнеса. Формы взаимодействия фирмы и общества.


Занятие 8. Создание собственной фирмы. Бизнес-план.

Цель занятия:

  • обобщить и систематизировать полученные знания об организации и создании фирм; актуализировать экономическое и правовое мышление;

  • развивать мотивацию собственной учебной деятельности, соответствующей склонностям школьника;

  • помочь приобрести опыт самостоятельного принятия экономических решений на практике (как гражданина, как работника, как потребителя);

  • проверить, закрепить и обобщить знания по пройденному материалу.

  • научиться разрабатывать и презентовать бизнес-план.


Примерный план написания творческого проекта «Открой своё дело»:

  1. Название предприятия, дата открытия, руководитель;

  2. Характеристика предприятия;

  3. Цели и задачи предприятия;

  4. Режим работы предприятия;

  5. Санитарно- гигиенические нормы предприятия;

  6. Виды оказываемых услуг;

  7. Условия труда работников предприятия;

  8. Заключение.

Оценка качества и защита проекта.

При защите проекта ученик должен определить сложность проекта, выявить положительные и отрицательные его стороны и указать на то, что можно изменить. Показать недостатки и достоинства собственного дела, рассказать о новых знаниях и умениях, полученных при выполнении проекта. Рассказать, с какими трудностями столкнулся и как с ними справился.

Целесообразным ли оказался его проект? Объективно самостоятельно оценить выполненную проектную работу, выслушать мнения одноклассников и оценку учителя.

Заключение, выводы.

Литература:

  1. Розавнова Н.М. Моя фирма: Учебное порсобие по элективному курсу для 8-9 кл. – М.: Вита-Пресс, 2006.

  2. Школа и производство. №7 2006 г.

  3. Симоненко В.Д., Бронников Н.Л., Самородский П.С., Синицина Н.В. Технология: Учебник для учащихся 8-й класс общеобразовательной школы. / Под. Ред. В.Д. Симоненко. – М.: “Вентана–Графф”, 2008.

  4. Симоненко В.Д., Бронников Н.Л., Самородский П.С., Синицина Н.В. Технология: Учебник для учащихся 9-й класс общеобразовательной школы. / Под. Ред. В.Д. Симоненко. – М.: “Вентана–Графф”, 2008.

  5. Черняк В.З. “Введение в предпринимательство” 10-11 класс, Вита Пресс 2001г.



Похожие:

Элективный курс «Моя фирма». План работы элективного курса «Моя фирма» iconА. И. Сальников «12» января 2011 год
Настоящее Положение регламентирует статус и порядок проведения конкурса молодежных авторских проектов, направленных на социально-экономическое...
Элективный курс «Моя фирма». План работы элективного курса «Моя фирма» iconУважаемая Юлия! Я совершенно случайно нашел Ваше сообщение в жж пятинедельной давности. Готов Вам помочь. Напишите более обстоятельно о Вашей
Это мой нарыв, моя боль. Но моя боль – вторична. Главное не в ней, а в
Элективный курс «Моя фирма». План работы элективного курса «Моя фирма» iconКнига является продолжением предыдущих публикаций: «Карма жизнь моя, мой судья, моя судьба»
В книге содержатся интересные материалы исследователей по теме «Карма и деньги». Книга представляет интерес для широкой публики
Элективный курс «Моя фирма». План работы элективного курса «Моя фирма» iconЭлективный курс «Деловой английский» в системе профильного обучения английскому языку
Элективный курс «Деловой английский» является обязательным для посещения в рамках определенного профиля и реализуется за счет школьного...
Элективный курс «Моя фирма». План работы элективного курса «Моя фирма» iconПоложение о конкурсе молодёжных авторских проектов
Настоящее Положение регламентирует статус и порядок проведения конкурса молодежных авторских проектов, направленных на социально-экономическое...
Элективный курс «Моя фирма». План работы элективного курса «Моя фирма» icon1. роль и значение мсп в экономике малая фирма это фирма, занимающая лишь малую долю рынка и управляемая лично владельцем и совладельцем, но не через посредство детально разработанной системы
Одно из преимуществ прихода в малый бизнес – вызов себе, всегда сопутствующий
Элективный курс «Моя фирма». План работы элективного курса «Моя фирма» iconБизнес-план первомайская Туристическая фирма: «помпей»
Это самый главный результат нашей работы. Если Вы остались довольны, это значит, что
Элективный курс «Моя фирма». План работы элективного курса «Моя фирма» iconРоман Масленников СуперФирма: Краткий курс по раскрутке. От Тинькова до Чичваркина Роман Михайлович Масленников СуперФирма. Краткий курс по раскрутке. От Тинькова до Чичваркина Старт-ап! Внимание! Марш!!!
«Это раскрученная фирма», – так констатируют успех. В глубине души люди думают, что, достигни они этого статуса, останется только...
Элективный курс «Моя фирма». План работы элективного курса «Моя фирма» iconДипломная работа бизнес-план название проекта: Организация кафе быстрого обслуживания
Каждая фирма, начиная свою деятельность, должна ясно представлять потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых...
Элективный курс «Моя фирма». План работы элективного курса «Моя фирма» iconЖкх в детях, кто, не жалея сил, вкладывает в душу вос- одной из них была я. Возможно, это была моя треб
В. Ключевский взгляд, приятная улыбка, кажется, что она рождена для работы с малышами
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница