Риа-«Вести», бывш. Риа-новости, итар-тасс




НазваниеРиа-«Вести», бывш. Риа-новости, итар-тасс
страница1/29
Дата конвертации14.10.2012
Размер4.82 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29
ПРОЦЕСС МОНОПОЛИЗАЦИИ ПРЕССЫ

Издание крупнейших газет и журналов в ряде развитых в информационном от­ношении стран сосредоточено в руках небольшого числа издательских концернов, газетных трестов и других объединений, собственники которых тесно связаны с фи­нансово-промышленными группами. Это процесс не обошел и Россию, где по раз­ным причинам сложилась своеобразная империя СМИ — система медиа-холдингов.

1.3.1. Российские империи СМИ Контролируются федеральными властными структурами

Электронные СМИ

  • Государственный медиа-холдинг на базе ВГТРК: ВГТРК, телеканал «Куль­тура», Радио «Россия», Радио «Маяк», Радио-1; 98ITPK в регионах как до­черние предприятия ВГТРК; 110 региональных передающих радиотелецен­тров как филиалы госкомпаний на местах; Метеор-ТВ (кабельный проект);

  • РИА-«Вести», бывш. РИА-Новости, ИТАР-ТАСС;

  • ОРТ (51% акций);

  • Интерфакс (хотя агентство является частным);

  • ОТИК — Общероссийский технический информационный канал, обеспечи­вающий региональные СМИ и местные органы власти новостями, выбран­ными из сообщений ведущих российских и западных информагентств.

Печатные СМИ

«Российская газета»; «Российские вести», газета; «Парламентская газета»; «Россия», журнал; «Российская Федерация», журнал.

Контролируются правительством Москвы

(Московская мэрия, «Банк Москвы», компания АФК-«Система», «Мосбиз­несбанк», Московский банк реконструкции и разлития)

Электронные СМИ

• Консорциум ТВ ЦЕНТР (67 % акций): ТВ ЦЕНТР (метровый канал), ТВ-
ЦЕНТР-Столица (кабельный канал);

  • Метеор-ТВ (спутниковый проект);

  • ТЕЛЕЭКСПО (ночное и утреннее вещание на частоте канала «Культура» для Москвы и Московской области);

о REN ТВ («Банк Москвы» предоставил первоначальный кредит в 1996 г., был возвращен через год), 70 % акций сейчас у РАО «АЭС»;

• М-радио, а также проводное радио.

Печатные СМИ

  • Издательский дом «Метрополис»: контрольный пакет — «Литературная га­зета», субсидии — «Росс1я», «Метро», «Культура», «Вечерняя Москва»;

  • «Московская правда»;

  • «Вечерник клуб» — газета;

  • «Тверская, 13»;

  • «Центр плюс»;

  • «Куранты»;

  • «Общая газета» (субсидии);

  • «Максима» — рекламное агентство;

  • «Киностудия «Мосфильм».

Контролируются до 2001 г. группой «Мост»

(холдинговая компания Медиа-Мост В.Гусинского)

Электронные СМИ

  • НТВ-Холдинг: НТВ, НТВ- плюс, НТВ- кино, НТВ- профит, НТВ- дизайн;

  • Телесеть ТНТ;

  • Радио «Эхо Москвы»;

  • БОНУ М-1 (оператор телекоммуникаций).

Печатные СМИ

  • Издательский дом «7 дней»;

  • «Сегодня» (на паях с Лужковым и Каданниковым);

  • «Итоги»;

  • «Караван» (ежемесячная программа телеканалов НТВ-плюс);

  • «Караван историй» — журнал;

  • «Новая газета» (в прошлом предоставлял субсидии);

  • «Общая газета» (субсидии, на паях с Лужковым и Каданниковым);

  • «Искусство кино» (при участии «НТВ-кино).

Контролируются РАО «Газпром»

(холдинговая компания Газпром-Медиа)

Электронные СМИ

• «Прометей» — продюсерская фирма, на базе которой строится региональная
вещательная система;

  • ACT -- региональная спутниковая телесеть;

  • НТВ (68 % акций; 30 % акций РАО вынуждено купить у Гусинского за $ 120 млн в ходе предвыборной кампании Ельцина, а в 2000 г. приобрело еще 38 %);

  • НТВ+(25 % акций);

  • ТНТ-Телесеть (25 % акций);

  • Изд-во «Семь дней» (25 % акций);

  • ОРТ (3 % акций);

  • «Открытое радио»;

  • Спутниковый канал ACT.

Печатные СМИ

  • Газоил-пресс: журналы «Газовая индустрия», «Фактор»;

  • «Трибуна» (бывш. «Рабочая трибуна», контрольный пакет акций);

  • «Труд» (субсидии);

  • «Профиль», журнал;

  • «Компания», журнал;

  • Сборник «Киносценарии»;

  • Более 100 региональных изданий.

Контролируется РАО ЕЭС

(председатель Правления А. Чубайс, Президент медиа-холдинга руководитель REN-TV И. Лесневская)

  • Телекомпания REN-TV - (70 % акций РЕН-ТВ);

  • Телеканал REN-TV;

  • Региональная телесеть.

Контролируются группой «ОНЭКСИМ»

(В. Потанин. Холдинг «Проф-медиа» в составе ФПГ, «Интеррос», созданной на базе ОНЭКСИМбанка)

Электронные СМИ

  • Информационное агентство «Прайм»;

  • Радио «Европа плюс» (включая сеть региональных радиостанций, работаю­щих под единой торговой маркой);

  • Холдинг «Связьинвест» (РТР сигнал).

(Издательство «Сегодня-пресс», холдинг «Интеррос» совместно с француз­ской издательской группой «Ашетт» участвует в ряде проектов — «Европа плюс», «Erie», «Parents»).

Печатные СМИ

• «Известия» (на паях с ЛукОйлом в том числе «Неделя», «Закон», «Видео-
Асе» — 51 % акций;

  • «Эксперт», журнал (34% акций);

  • Издательский дом «Комсомольская правда» (в том числе ИД «Сегодня- пресс», издающий региональные приложения «КП», газету «Антенна», рекламные издания «Ва-банк» и др. Под торговой маркой «КП» выходят «Экспресс-газе­та» и еще почти 30 различных изданий;

  • «АйДа!».

Контролируются компанией «ЛукОйл»

(президенте. Алекперов)

Электронные СМИ

  • Телевизионное агентство ТСН на ТВ-6;

  • 31-й канал (на паях с С. Лисовским);

  • RENTV/HBC(5%aKiiHH).

Печатные СМИ

• «Известия» (в том числе «Неделя», «Закон», «Видео-Асе»), 49 % акций.

Контролируются Б. Березовским

(ЛогоВаз, АВВА, Объединенный банк, до 2002 г. Сибнефть)

Электронные СМИ

  • ОРТ («ЛогоВАЗ» Березовского ~ 8 % акций; «Объединенный банк» конт­ролируемый Березовским, входит в консорциум 4-х банков, который владел 38% акций ОРТ);

  • ТВ-6 (75 % акций). (Ликвидирована судом в ноябре 2001 г.). В январе 2001 г. коллектив ТВ-6 создал свое ООО без прежних акционеров и получил лицен­зию на право вещания на той же шестой кнопке (СТС), победив на конкурсе в конце марта 2002 г. Однако в 2003 г. новая телекомпания стала банкро­том, ее руководитель Е. Киселев перешел в газету «Московские новости» главным редактором, а затем стал работать обозревателем радиостанции «Эхо Москвы»;

  • радио НСН (бывшее Престиж-радио).

Печатные СМИ

  • Издательский дом «КоммерсантЪ » (газета «Коммерсант», журналы « Власть», «Деньги», «Автопилот», «Домовой», «Столица» — контрольный пакет приоб­ретен в 1999 г.);

  • «Независимая газета» (контрольный пакет акций через Объединенный банк»);

  • «Новые Известия» (субсидии);

  • журнал «Огонек» (акции);

Информ. агентство «Национальная служба новостей» (оно из первых в Рос­сии сетевых агентств, его адрес www.nns.ru).

Коммерческие масс-медиа

Аргументы и факты (Владислав Старков): «Аргументы и факты», «Интерфакс-АиФ», «АиФ-здоровье», «АиФ-любовь», «Арт-фонарь», «Я-молодой!» и др., а так­же сеть региональных приложений.

Совершенно секретно: газеты «Совершенно секретно», «Версия», журнал «Лица».

Московские новости (Виталий Третьяков): «Московские новости» (еженедель­ник издается на русском и английском языках), ежедневная газета «Время-MN» (фи­нансируется Сбербанком, Внешторгбанком, ММВБ, Еврофинанс — компаниями, крупным акционером которых является Центробанк), радиостанция «Максимум».

Московский комсомолец (Павел Гусев, московское правительство финанси­рует создание сети региональных изданий): газеты «МК», «Час пик» (Санкт-Пе­тербург), провинциальные выпуски «МК»; журналы «МК-Бульвар» (49 % акций принадлежит банку «Московский»), «Деловые люди».

Издательский дом «Экономическая газета» (Юрий Якутии): газеты «Экономи­ка и жизнь», «Экономическая газета», «Финансовая газета», «Промышленно-эконо-мическая газета», всего 39 изданий; журналы «Журналист», «Чудеса и приключения».

ЗАО «Виктор Шварц и К» : «Тайная власть», «Частная жизнь», «Очная став­ка», «Врачебные тайны», «Женские дела», «Поле чудес».

Сергей Лисовский (президент ассоциации региональных телевещателей — РАРТ): Телевидение — телекомпания «Первый московский канал» (бывший 31 канал), журна­лы «ТВ-парк», «КИНО-парк», рекламные агентства «Премьер СВ», «ОРТ-реклама».

Альфа-ТВ (Альфа-груп и Сергей Лисовский): телеканалы МузТВ, СТС-8.

Индепендент Медиа (управляющий Дерк Сауэр, среди владельцев есть ино­странные инвесторы): «Москоу Тайме», «Санкт-Петербург Тайме», «Капитал»; журналы «Плейбой», «Космополитен», «Гуд хаускипинг», «Харперс базаар» (вы­пускает русскую версию по соглашению с владельцами), а также Русское радио и информационное агентство «Скейт-пресс».

Издательский дом «Бурда»: журналы «Cool», «Coolgirl», «Лиза», «Вот так!», «Автомир» и др.

Региональные медиа-холдинги

«Провинция» (владелец Издательского дома — Борис Гиллер, начинал за­ниматься медиа-бизнесом в Казахстане; по данным аудита Национальной тираж­ной службы РФ, общий тираж всех газет холдинга вырос со 100 тыс. экземпляров в 1998 г. до миллиона экземпляров весной 2000 г.). В «Провинцию» входят еже­недельники: «Десница» (г. Владимир), «Хронометр» (г. Владимир), «Хронометр» (г. Вологда), «Хронометр» (г. Иваново),«Хронометр» (г. Кострома), «Провинци­альный репортер» (г. Липецк), «Проспект» (г. Нижний Новгород), «Новое Ом­ское слово» (г. Омск), «Яикъ» (г. Оренбург), «Орловский меридиан» (г. Орел), «Газета Дона» (г. Ростов-на-Дону), «Мещерская сторона» (г. Рязань), «Пульс Поволжья» (г. Самара), «Саратовский Арбат» (г. Саратов), «Амурский меридиан» (г. Хабаровск), «Караван РОС» (г. Ярославль), «Янтарный караван» (г.' Кали­нинград), «Ямская слобода» (г.Тюмень), «Сибирский календарь» (г. Красноярск), «Томь» (г. Кемерово), а также еженедельная газета на русском языке, выходящая в Германии

«Ведомости-Медиа» (группа Арама Габриэляна, который впервые начал за­ниматься медиа-бизнесом в Ульяновске). В медиа-холдинг входят газеты «Дело­вой мир» и «Московские ведомости», а также почти 30 газет в 22 регионах России.

Группа «КОМОК»: газеты «Комок», выходящие в разных городах России, а также детская газета «Комочек».

Источники: Иваницкий В. Л. Практические методы достижения экономической стабиль­ности независимых СМИ — М., 2000; Засурский И. Масс-медиа второй республики. — М., 1999. -С. 237-241; Яйчкаевя А Российские империи СМИ//Журналист. 1998. № 6. С. 22-23; Пелехова Ю., Семенов А. Предвыборные холдинга// Коммерсантъ-Daily. 1998. 11 июня.

На Западе медиа-империи имеют по сравнению с российскими значительно больший стаж.

1.3.2. Крупнейшие собственники СМИ за рубежом

Первый в истории газетный трест Скриписа возник в США. Вслед за ним там же появились газеты треста Херста, Мак-Кормика, Паттерсона и другие. В Соеди­ненных штатах Америки сегодня — 1700 ежедневных газет. Их общий разовый тираж составляет свыше 60 млн экземпляров, 70 % которых приходится на долю 149 газетных трестов, синдикатов и компаний. Ведущее место среди них занимают «Ганнет компани, инкорпорейтед», <<Найт-Риддер нъюспейперз, инкорпорейтед», «Херст корпорейшн», «Трибюн компани», «Нью-Йорк тайме компани», «Нъю Аме­рика паблишинг», группа Руперта Мэрдока, «Тайме миррор компани», газетный трест Ньюхауза.

Процесс концентрации и монополизации в издательском деле превратил прессу в одну из важных отраслей американской экономики. Десять газетных компаний вхо­дят в число 500 наиболее крупных американских корпораций. «Ганнет компани» в июле 1995 г. приобрела за 1,7 млрд долларов компанию «Малитмедиа», выпускающую 11 ежедневных и 49 других изданий, а также владеющую системами кабельного теле­видения и вещательными станциями. Таким образом, «Ганнет компани» стала еще более мощной: 93 газеты с общим тиражом 6,4 млн экземпляров, 15 телестанций, 13 ра­диостанций и 450 тысяч подписчиков кабельного телевидения [44]. А «Пулитцер паб­лишинг компани», владеющая только тремя газетами в Тусоне (Аризона) и Сент-Луи­се, купила в 1996 г. за 214 млн долларов целую компанию провинциальной прессы «Скриппс лиг ньюспейперс» с 16 ежедневными и 30 еженедельными газетами — тира­жом от несколько от нескольких тысяч до 32 тыс. экз. на Среднем Западе и Западе [45].

В 1990-х годах несколько изменилась стратегия купли-продажи газет. Если раньше газетную собственность приобретали хаотично, то с 1995 г. перешли на гео­графический принцип — «пачками» в одном месте, там, где уже у компании имеют­ся свои газеты, чтобы легче было ими управлять. Так сделала корпорация «Найт-Риддер» в 1995 г., купив компанию «Лешер коммьюникейшнз» с пятью газетами в Калифорнии, где у нее уже есть газета «Сан Хосе меркюри ньюс». Так же поступи­ли компании «Холлингер» и Дина Синглтона в 1996 г. [46].

В Великобритании, как и в других странах, последние десятилетия идет про­цесс концентрации прессы в руках немногочисленной групп газетных концернов, также транснациональных объединений. Газетный рынок с Мэрдоком делят круп­нейшие газетно-издательские монополии.

Так, группе лорда Ротермира — «Ассошиэйтед нъюспейперз», совмещаюшей га­зетное дело с ресторанным и нефтяным бизнесом, принадлежат газеты «Дейли мейл» и «Мейл он санди», акции четырех коммерческих радиостанций. В концерн зходят несколько провинциальных газетно-издательских компаний, а также газет­ные компании «Нортклиф ньюспейперз груп» и «Ивнинг стандарт», издающие лондонскую вечернюю газету «Стандард» (The Standard — «Знамя»). Группа по­лучает большие доходы от добычи нефти в Северном море, имеет вклады в ресто­ранный бизнес, является крупным земельным собственником.

«Миррор груп консорциум» — газетный концерн, один из крупнейших в Европе. Принадлежит издательскому объединению «Бритиш принтингэнд комьюникейшн хорпорейшнл», издательской компании «Пергамон пресс». Ее президент Роберт Максвелл погиб в 1991 г. при невыясненных обстоятельствах: его тело обнаружили в океанских волнах недалеко от собственной яхты. Дело продолжили его сыновья. Концерн издает две ежедневные общенациональные газеты «Миррор» и «Спортинг лайф» («Спортивная жизнь»), воскресные «Санди пипл» и «Санди миррор».

«Томсонридженл ньюспейперз», входит в группу Томсона, канадского газетно­го магната. Контролирует 14 ежедневных, в основном провинциальных газет, вклю­чая шотландские издания «Дейли рекорд» (Daily Record — «Ежедневные события»), «Санди мейл» и «Скотсмен» (The Scotsman — «Шотландец»), одну воскресную и 40 еженедельных.

Газетный трест «Нъюс интпернэшнл» принадлежит австралийскому магнат}' Ру-верту Мэрдоку, принявшему в 1985 г. гражданство США. Объединяет компании: <Таймс ньюспейперз» (издает общенациональные газеты «Тайме» и «Санди тайме») й «Ньюс груп ньюспейперз (издает газеты — общенациональную «Сан» и воскрес-- ."-э «Ньюс оф уорлд», имеющие самые высокие, свыше 4 млн каждая, тиражи).

«Юнайтед ньюспейперз» — газетно-издательский концерн принадлежит фи­нансисту Дэвиду Стивенсу. Издает общенациональные газеты «Дейли стар», «Дей­ли экспресс», «Санди экспресс»; выпускает сотни провинциальных газет, из кото­рых крупнейшей являются «Йоркшир пост», журналы «Панч», «Кантримен» и ряд других.

Германия. В 1947 г. в Гамбурге Аксель Цезарь Шпрингер основал газетно-изда-ряьский концерн, который в 1970 г. был преобразован в акционерное общество «Ак-|вь-Шпрингер-ферлаг». Контрольный пакет акций (51 %) принадлежит издатель­ствам Шпрингера (26,1 %) и братьям Фридеру и Хуберту Бурда (24,9 %), которые определяют политику концерна. Интересы других акционеров (49 %) представляют «Немецкий банк», химический концерн «Шеринг», торговая фирма «Отто-ферзанд» | концерн «Мерседес-аутомобиль-холдинг». После смерти Шпрингера в 1985 г. боль­шая часть его акций перешла к его вдове Фриде Шпрингер.

Концерн Шпрингера выпускает свыше 80 % тиражей всех ежедневных и вос-хресных газет, издаваемых в Германии, ему принадлежит пять крупнейших еже­дневных газет — «Вельт» (Die Welt — «Мир»), «Бильд» (Bild — «Иллюстрирован­ная газета»), «Гамбургер абенблат» (Hamburger Abendblatt — «Гамбургский вечер­ний листок»), «Бильд Берлин», две воскресные газеты «Бильд ам зоннтаг» (Bild am Sonntag — «Воскресная иллюстрированная газета») и «Вельт ам зонтаг» (Welt am Sonntag — «Мир в воскресенье»), еженедельные иллюстрированные журналы радио и телевидения «Херцу» и «Функ ур».

Активную роль в печатном мире страны играет концерн «Бертпелъсман», имею­щий финансовые интересы во всех средствах массовой информации, книгоизда­тельстве, кинематографии. «Бертельсман» является владельцем второго по вели­чине, после шпригеровского, газетно-журнального издательства «Грунер унд Яр» (Gruner und Jahr AG), которому принадлежит такое влиятельное издание, как жур­нал «Штерн» (тираж свыше 2 млн) и еженедельная газета «Цайт», журналы «Ка­питаль» и «Гео», иллюстрированные издания для молодежи и женщин. Полити­ческим весом обладает выпускаемый в Гамбурге объединением Аугштейна ежене­дельник «Шпигель» (Der Spiegel — «Зеркало», тираж свыше млн экз.).

Газетно-издательское объединение в Мюнхене «Зюддойчер-ферлаг» (Suddeut-scher-Verlag) издает ежедневную проправительственную газету «Зюдддойче цайтунг» («Южногерманская газета») и вечернюю «Абендцайтунг».

Издательский концерн «Генрих Бауэр-ферлаг» (Heinrich Bauer-Verlag) принадле­жит Генриху Бауэру. Наряду с «Грунер унд Яр» играет ведущую роль в выпуске иллюст­рированных журналов. Издает иллюстрированные журналы «Квик» (Quick — «Быст­рый»), «Нойе ревю» (Neue Revue — «Новое обозрение»), «Пралине», еженедельную га­зету «Нойе блат» (Das Neue Blatt — «Новый листок»), еженедельный журнал «Браво».

Франция. Группа «Ашетт» (Le groupe Hachette) была основана еще в 1826 г. Она контролирует работу издательств «Грассе-Фаскель», «Файяр», «Сток», «Ле Шен», «Мазорин» и др., производит почти треть общего количества учебников по различным дисциплинам, обладает монополией на продажу книг, в значительной степени контролирует продажу газет и журналов через фирму «Нувель мессажри де ла пресс паризьен», где владеет 49 % акций. Выпускает серии изданий: «Великие художники», «Популярная медицина», «Музеи» и т.п. Ежегодно издает 70 млн экз. книг, два десятка газет и журналов, в том числе «Журналь дю диманш» (Le Journal du Dimanche — «Воскресная газета»), «Эль» (Elle — Она»), «Теле-сетжур» (Tele 7 jours — «Теленеделя») и др., что составляет 15 % журнальной продукции Франции. Общая численность персонала «Ашетт» 20 тыс. человек.

Группа ЭрсанаSX^- groupe de presse Hersant) основана в 1950 г. Робером Эрса-ном (умер в 1996 г.). Первым его изданием был журнал для автолюбителей «Ото-журналь» В настоящее время группа Эрсана контролирует 20 % всей печатной га-зетно-журнальной продукции Франции, финансирует ряд изданий Бельгии. На­следники Р. Эрсана являются владельцами шести издательских компаний (самая крупная из них — концерн «Сокпресс»), выпускающих в столице и в провинции 18 ежедневных газет, 9 общеполитических еженедельников, 10 специализирован­ных журналов. Среди них влиятельные ежедневные газеты «Фигаро», «Франс-суар» (France-Soir — Франция вечером»), «Паризьен либере» (Le Parisien Libere — «Освобожденный парижанин») — в Париже, «Дофине либере (Le Dauphine Libere — «Освобожденная Дофине») — в Гренобле, «Пари-Норманди» — в Руане, «Сюд-Уэст» (Sud-Ouest — «Юго-Запад» - в Бордо и др. На предприятиях Эрсана рабо­тает свыше 10 тыс. человек. Однако группа с начала 90-х гг. переживает экономи­ческие трудности. Уже в 1994 г. ее долги составляли 4 млрд франков, а доходы от рекламы в 1990-1993 гг. снизились с 4 млрд до 2,6 млрд франков [47]. Эрсан был вынужден поэтому продать большинство изданий, принадлежащих ему в Восточ­ной Европе, закрыть некоторые газеты в Центральной Европе, объединить три газеты в одну во Франции. Впрочем трудности переживали не только издания, при­надлежащие Эрсану. В течение последних лет борется за сокращение дефици­та газета «Либерасьон». В 1994 г. были истрачены огромные деньги на преобразо­вание издания (третье по счету!), но они не оправдались, и жестокий кризис при­вел к передаче контрольного пакета акций промышленной группе «Шаржер».

Появление на французском рынке в конце 70-х гг. XX в. немецкой группы Бер-тельсмана, а в начале 90-х гг. английской ЕМАП резко изменило журнальный ры­нок Франции, где доминировала группа «Ашетт». К тому же в 1995 г. одна из круп­нейших в мире групп в области телекоммуникаций «Ллъкателъ-Алъстом» приоб­рела 21 % акций французской группы «Гавас». Взамен «Гавас» получила филиал «Алькатель Женераль оксиданталь», который объединяет журнальную периодику («Экспресс», «Пуэн» и др.), издание книг, вклады в радиостанции (в частности, в «Ностальжи») и телестанции («Евроньюс»). Таким образом, «Гавас» становится мощной группой журнальной периодики. А группа «Ашетт» вынуждена укреплять свои позиции за пределами Франции. В 1995 г. ее деятельность в США принесла ей 3 млрд франков, в Испании — 630 млн, в Азии и Океании — 200 млн [48]. В том же году «Ашетт» приобрела у Мэрдока журнал «Мирабелла» и заключила согла­шение с «Комсомольской правдой» об издании в Москве и Санкт-Петербурге рус­ского варианта женского журнала «Эль» (это его 27-е издание за рубежом) [49].

Канада. Группа Томсона (The Thomson Group) — крупнейший транснациональ­ный газетно-журнальный концерн. Штаб-квартира в г. Торонто, основан в конце 20-х гт. канадским магнатом-миллионером лордом Роем Томсоном (умер в 1976 г.). Дело Томсона продолжил его сын — лорд Кеннет Рой Томсон. Объединяет изда­тельские и радиотелевизионные компании, действующие в Канаде, США, Великоб­ритании, ряде стран Азии и Африки. Группе Томсона принадлежат также нефтяные и газовые предприятия, транспортные, торговые, страховые, финансовые, туристские компании, предприятия сферы обслуживания. Но самые большие прибыли концерн получает от средств массовой информации. Издательства Томсона выпускают около 200 газет и более 100 журналов, в том числе в США и Великобритании.

В Торонто находится газетно-издательский трест «Саугпэм жкорпорейтед» (Southam Incorporated), созданный в 1927 г. и объединяющий существующие с XIX в. издательские компании семейства Саутэм. Издает 11 ежедневных газет, в том чис­ле «Газетт», «Калгари геральд» («Вестник Калгари»), «Провинс» («Провинция»), «Ситизен» («Гражданин»), еженедельник «Файнэншл тайме оф Канада» («Финан­совое время Канады»), 39 коммерческих изданий, 24 справочника, контролирует 27,6 % тиража ежедневных канадских газет. Владеет 10 типографиями, 53 выстав­ками, имеет значительные вклады в предприятиях связи, располагающих большим количеством радиотелевизионных станций и систем кабельного телевидения в Канаде и за границей. Имеет ряд филиалов и дочерних компаний, в частности «Па-гифик пресс», а также свою пресс-службу Саутэм ньюс.

А канадская компания «Холлингер жкорпорейтед», которой принадлежат та­кие крупные газеты, как «Чикаго сан тайме» в США, а в Лондоне — «Дейли теле граф», путем закупки газет у одних, продаже своих другим в 1996 г., вышла в лиде­ры мировой прессы — 137 ежедневных газет и 397 неежедневных в разных странах мира. Это больше, чем у Р. Мэрдока [50].

В процессе монополизации прессы можно выделить четыре группы предприя­тий СМИ: 1) индивидуально-капиталистические («фамильные), выпускающие одно издание или один вид прессы, в которых собственность на контрольный пакет акций переходит из поколения в поколение представителям одной и той же семьи или одного и того же круга владельцев; 2) многоотраслевые концерны или так на­зываемые цепные монополии, т.е. цепочки компаний и предприятий прессы, радио и телевидения, связанных между собой общим контролирующим финансовым ин­тересом; 3) конгломераты, т.е. предприятия, являющиеся компонентами смешан­ных монополий — «конгломератов», охватывающих различные виды коммерчес­кой деятельности; 4) государственно-монополистические корпорации. Особняком стоят кооперативно-паевые объединения, создаваемые пропагандистскими моно­полиями для обслуживания общих нужд (в первую очередь телеграфные агент­ства), а так же частные газетные предприятия, допускающие участие сотрудников газет во владении акциями (пример — газета «Монд») [51].

ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В НАЦИОНАЛЬНЫХ ГРАНИЦАХ РАЗЛИЧНЫХ СТРАН

Инфраструктура (лат. infra — под, structural — строение) — неотъемлемая часть материально-технической базы общества, при помощи которой создаются условия для эффективного развития и функционирования общественного производства. Инфраструктура включает дороги, различные виды связи, коммуникации, матери­ально-технического снабжения и т. д., представляя собой систему органического вза­имодействия всех сфер общественного производства. Термин «инфраструктура» по­явился в конце 40-х гг. XX в. и был заимствован из военного лексикона, где им обозначался комплекс вспомогательных сооружений, обеспечивающих действия вооруженных сил. В настоящее время он широко используется в экономической географии (при анализе проблем размещения производительных сил), в социоло­гии, что является отражением возросшего значения инфраструктуры для эффек­тивного функционирования социального организма.

С точки зрения теории и практики массовой информации можно рассматри­вать четыре виды инфраструктуры: компьютерную, информационную, интернетов­скую, социальную.

Компьютерная инфраструктура: количество персональных компьютеров на душу населения; количество домашних компьютеров в расчете на семью; соотно­шение числа ПК, установленных в государственном секторе и числе ПК, установ­ленных в коммерческих структурах; количество ПК для обучения студентов и для учебных заведений; процент персональных компьютеров, объединенных в сети; расходы на компьютерное оборудование и программное обеспечение.

Информационная инфраструктура: количество телефонных линий на семью; количество сбоев на линию; стоимость переговоров на местных телефонных лини ях; количество телевизоров на душу населения; количество факсов на душу насе­ления; количество сотовых телефонов на душу населения; число абонентов кабель­ного телевидения.

Интернетовская инфраструктура: объем электронной торговли; количество домашних пользователей Интеркета; количество пользователей Интернет в биз­нес-целях; количество пользователей Интернета для обучения.

Социальная инфраструктура: число учащихся средних школ; число учащихся школ третьей ступени; число читателей прессы; свобода печати, гражданские свободы.

С учетом этих показателей в каждой конкретной стране разработан индекс ин­формационного общества ИИО в баллах. Но этому индексу 55 основных стран мира подразделяются на четыре группы: «лидеры» (skaters), «догоняющие лидеров» (striders), «движущиеся рывками» (sprinters), «бредущие» (strollers).

Лидеры (Skaters)



Место

Страна

Балл 2000 г.

Балл 1999 г.

1.

Швеция

5062

4084

2.

США

5041

4238

3.

Финляндия

4238

3740

4.

Норвегия

4481

3621

5.

Дания

4336

3621

6.

Канада

4257

3363

7.

Голландия

4230

3532

8.

Швейцария

4174

3333

9.

Австралия

4129

3492

10.

Япония

4093

3475

И.

Сингапур

4014

3728

12.

Великобритания

3807

3029

13.

Германия

3558

2883

Догоняющие лидеров (Striders)



Место

Страна

Балл 2000 г.

Балл 1999 г.

14.

Гонконг

3484

3045

15.

Бельгия

3419

2960

16.

Австрия

3397

2679

17.

Новая Зеландия

3289

3044

18.

Тайвань

3177

2526

19.

Ирландия

3144

2485

20.

Израиль

3140

2832

21.

Франция

3140

2560

22.

Корея

2931

2550

23.

Италия

2703

2251

24.

Испания

2533

2206

25.

ОАЭ

2301

1497

26.

Португалия

2199

1848

26.

Чехия

2130

1761

28.

Венгрия

2130

1807

29.

Греция

2033

1765



Место

Страна

Балл 2000 г.

Балл 1999 г.

30.

Польша

1808

1572

31.

Румыния

1679

1410

32.

Чили

1677

1473

33.

Аргентина

1651

1604

34.

Коста-Рика

1635

1376

35.

Малайзия

1583

1412

36.

Болгария

1578

1446

37.

Панама

1539

1320

38.

Южная Африка

1537

1330

39.

Венесуэла

1491

1328

40.

Россия

1444

1283

41.

Саудовская Аравия

lobZ

1064

42.

Бразилия

1354

1186

43.

Эквадор

1314

1171

44.

Мексика

1286

1169

45.

Турция

1259

1080

46.

Колумбия

1136

1108

47.

Филиппины

1012

1085

48.

Таиланд

1010

1107

Бредущие» (Strollers)







Место

Страна

Балл 2000 г.

Балл 1999 г.

49.

Иордания

942

916

50.

Египет

931

853

51.

Китай

915

776

52.

Индонезия

888

776

53.

Перу

877

983

54.

Индия

871

793

55.

Пакистан

719

657

Источник: Уэлч У. Цифровая эра. Приливная волна прогресса // Новое время. 2000. № 13.

Одним из показателей социальной инфраструктуры является число читате­лей прессы, а следовательно, и объем газетных изданий. В 1986 г. вышел краткий справочник «Зарубежная печать», в котором были представлены 3840 газет и жур­налов из 204 государств. Из справочника можно было легко вычислить и список газет-ветеранов, продолжающих выходить триста и более лет — с XVII в. Их остава­лось мало — всего 23 издания, что свидетельствует о сложном и тернистом пути ми­ровой журналистики. В то же время отмечалось, что в таких странах, как Вануату, Тонга, Папуа-Новая Гвинея и некоторых других, нет ежедневных газет. С той поры прошло 15 лет, конечно, многое изменилось в мире, но информационное воздействие прессы в разных странах по-прежнему неодинаково. По данным газеты «Монд», в 1996 г. на 1000 жителей Швеции приходилось 600 экземпляров газет, Японии — 567, Швеции и Финляндии - по 464, Швейцарии - 365, Сингапура - 345, Люксембургга — 338, Австрии и Великобритании — по 317, Германии — 314, США — 225 (15 мес­то), Франции — 156 экземпляров (22 место), а по продаже ежедневных газет пер­вое место занимала Япония — 72 млн экземпляров, далее шли Россия — 30 млн, Германия — 25,4, Индия — 23,8, Великобритания — 18,3, Франция — 8,9, Брази­лия — 6,5, Италия — 6,2 млн экземпляров [52].

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29


Похожие:

Риа-«Вести», бывш. Риа-новости, итар-тасс iconМенеджер по рекламе и pr итар-тасс, риа новости Ирина Петрова водитель откликнется на взмах твоей руки. Если у вас нет денег
Конаковский р-н, с. Свердлово, ул. Каменка, 55 тел.: (495) 795 55 30, (905) 126 82 72
Риа-«Вести», бывш. Риа-новости, итар-тасс iconПромышленности до 2020 года. /Риа «Новости»
Вирхилио Сильвейра, глава «дочки» испанской Bodegas, вынужден вести бизнес по–российски. Фото: андрей кульгун
Риа-«Вести», бывш. Риа-новости, итар-тасс iconБорис Ремезенцев: по риа перед юбилеем
Каданников Владимир Васильевич Вице-президент риа по пфо, Председатель Совета директоров
Риа-«Вести», бывш. Риа-новости, итар-тасс iconНовости питерский завод gm ждут
Воспитывать более трех детей станет так же доходно, как работать дворником. Фото итар-тасс
Риа-«Вести», бывш. Риа-новости, итар-тасс iconРиа новости, 07. 02. 2012
К нам пожаловал колосс
Риа-«Вести», бывш. Риа-новости, итар-тасс iconПервый канал, новости, 12. 12. 2005, Крискевич Вячеслав, 15: 00 11
Ведомости, Использована информация "Интерфакса" и "риа новости", 13. 12. 2005, №234, Стр. А3 20
Риа-«Вести», бывш. Риа-новости, итар-тасс iconРиа «Новости»
«Экономико-правовое регулирование инновационной деятельности 2010», который продлится 2 дня
Риа-«Вести», бывш. Риа-новости, итар-тасс iconРан. Элеонора Черная, риа новости Сибирь
Томского государственного архитектурно-строительного университета (тгасу) и
Риа-«Вести», бывш. Риа-новости, итар-тасс iconОбзор средств массовой информации
Риа «Новости»: Путин и Меркель обсудили сотрудничество РФ и Германии в энергетике
Риа-«Вести», бывш. Риа-новости, итар-тасс iconБлогосфера 20 водопроводной станции. / Риа «Новости»
Минэкономразвития РФ эльвира Набиуллина и губернатор Петербурга Валентина Матвиенко вручают
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница