Рабочая программа дисциплины управление инновациями о наименование дисциплины (модуля) Направление подготовки 080200. 62 «Менеджмент»




Скачать 50.39 Kb.
PDF просмотр
НазваниеРабочая программа дисциплины управление инновациями о наименование дисциплины (модуля) Направление подготовки 080200. 62 «Менеджмент»
Дата конвертации14.10.2012
Размер50.39 Kb.
ТипРабочая программа
 
Государственное образовательное учреждение 
высшего профессионального образования 
«Липецкий государственный технический университет» 
 
«УТВЕРЖДАЮ» 
 
Декан экономического факультета 
 
   _________________Московцев В.В.                             
 
«         » _________________________ 
 
 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  ДИСЦИПЛИНЫ 
                Управление инновациями                о            
наименование дисциплины (модуля) 
 
 

Направление подготовки  080200.62 «Менеджмент»                                         а 
  ______________________________________________________________________ 
 
Профиль подготовки 
  Маркетинг                                                                         а 
  ______________________________________________________________________ 
 
Квалификация (степень) выпускника
  бакалавр                                               а 
  ______________________________________________________________________ 
(бакалавр, магистр, дипломированный специалист) 
Форма обучения      очная ___________________________________________ 
(очная, очно-заочная и др.) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
г. Липецк – 2011 г. 
 
 
 


Содержание 
 
1. Цели  освоения дисциплины 
2.  Место дисциплины в структуре ООП ВПО  
3. Компетенции студента, формируемые в результате освоения дисциплины  
4. Структура и содержание дисциплины (модуля)  
5. Образовательные технологии  
6.  Оценочные  средства  для  текущего  контроля  успеваемости,  промежуточной  атте-
стации  по  итогам  освоения  дисциплины  и  учебно-методическое  обеспечение  само-
стоятельной работы студентов 
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 
(модуля)  
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля) 
 
 
 
 
 
 


 
1. Цели  освоения дисциплины  
Целями освоения дисциплины   Управление инновациями   являются:  
- выработка целостного представления о теоретических и методологических основах 
управления инновациями;  
- освоение студентами инновационных процессов и жизненных циклов различных 
видов инноваций, а также стратегий инновационного развития организации, методов и 
форм управления инновационными проектами и программами;  
- формирование у студентов представления о единстве эффективной профессио-
нальной деятельности и необходимости постоянного инновационного развития, обеспечи-
вающего достижение нового качества жизни. 
 
 
2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО  
 
Данная дисциплина входит в раздел «Б.3. Профессиональный цикл» ФГОС-3 по на-
правлению подготовки ВПО 080200.62 – «Менеджмент». Дисциплина «Управление инно-
вациями»  является  вариативной  в  обучении  бакалавра  менеджмента,  ей  предшествуют 
курсы:  «Экономика  предприятия»,  «Теория  менеджмента»,  «Маркетинг»,  «Инвестицион-
ный анализ», «Управление проектами», «Проектный менеджмент», предполагающие про-
ведение лекционных и семинарских занятий с обязательными итоговыми контролями.  
Для  изучения  дисциплины  необходимы  компетенции,  сформированные  у  обучаю-
щихся в результате обучения в средней общеобразовательной школе и в результате освое-
ния выше перечисленных дисциплин ООП подготовки бакалавра. 
Изучение  дисциплины  «Управление  инновациями»  необходимо  в  качестве  предше-
ствующей формы учебной работы для успешного завершения обучения в форме итоговой 
государственной аттестации. 
 
 
3. Компетенции студента, формируемые в результате освоения дисциплины  

−  готов  участвовать  во  внедрении  технологических  и  продуктовых  инноваций 
(ПК-21). 
 
В результате освоения дисциплины студент должен: 
1)  Знать: понятийный и терминологический аппарат в области управления иннова-
циями; основные модели инновационного развития; основные концепции и методы 
анализа и выбора нововведений; модели и методы выбора и реализации инноваций; 
 
особенности процесса и функций управления инновационным проектом. 
2)  Уметь: формализовано описывать проект как объект управления; осуществлять 
бизнес-планирование инновационных проектов. 
3)  Владеть:инструментальными (программно-техническими) средствами управления 
инновационными проектами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


4. Структура и содержание дисциплины (модуля)  
 

Курс  Семестр  Трудоемкость 
Кол-во часов 
Итоговая 
(в зачетных 
Общее  Лекции 
Практ. 
Лаб. 
ИРС 
СРС 
форма 
Задание 
единицах) 
занятия  работы 
контроля 



144 
20 
20 

18 
50 
экзамен  задание 
 
Общая трудоемкость дисциплины составляет      4      зачетных единицы,      144      часа. 
 
а 
Формы текущего 
Виды учебной работы, вклю-
 
контроля успеваемо-
естр
чая самостоятельную работу 
сти (по неделям се-
№ 
Раздел 
естр
студентов 
местра) 
п/п 
дисциплины 
ем
я сем
и трудоемкость (в часах) 
С
ел
Форма промежуточ-
ед
Лекции 
Практ. 
ИРС  СРС 
ной аттестации (по 
Н
занятия 
семестрам) 

Научно-технический 

1,2 




Тест  
прогресс  и  инновацион-
ные процессы 

Основные 
понятия 

3,4 




Тест  
управления 
инноваци-
онными проектами 

Методы  и  технологии 

5,6 




Тест 
управления  инновация-
ми 

Бизнес-планирование 

7,8 




Тест 
инновационных  проек-
тов 

Инструментальные 

9,10 




Тест 
средства 
управления 
проектом 

Итоговая аттестация 

 
 
 

10 
Экзамен 
 
 
5. Образовательные технологии  

 
 
Рекомендуемые образовательные технологии: лекции, практические занятия, семи-
нары  (проблемные,  проектировочные,  дискуссионные,  тренинговые),  внеаудиторная  са-
мостоятельная  работа:  подготовка  рефератов,  докладов,  контрольных,  курсовых  работ. 
Использование  средств  электронного  обучения,  работа  в  Интернете,  методы  активного 
обучения. 
Необходимо  использовать  активные  и  интерактивные  формы  обучения  (разбор 
конкретных ситуаций, обсуждение отдельных разделов дисциплины). В сочетании с вне-
аудиторной  работой  это  способствует  формированию  и  развитию  профессиональных  на-
выков обучающихся. 
 
 
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной ат-
тестации  по  итогам  освоения  дисциплины  и  учебно-методическое  обеспечение 
самостоятельной работы студентов
 
 
Оценочные средства составляются преподавателем самостоятельно при ежегодном 
обновлении банка средств.  Количество вариантов зависит от числа обучающихся. 

В  качестве  формы  семестрового  задания  предполагается  написание  и  защита  ре-
ферата. Предложенная преподавателем тематика рефератов является примерной. Студенту 
целесообразно самостоятельно подходить к выбору темы, руководствоваться собственны-
ми интересами и наклонностями. Исходя из круга своих интересов, студенты могут пред-
лагать темы рефератов, не вошедшие в перечень тем, рекомендуемых преподавателем.  В 
данной  ситуации  необходимо  обязательно  согласовать  предлагаемую  тему  реферата  с 
преподавателем. 
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ 
1.Жизненный цикл инновации.  
2.Фундаментальные исследования. 
3.Классификация инноваций. 
4.Классификация инновационных проектов. 
5.Разработка и реализация инноваций и инновационных проектов. 
6.Этапы создания и реализации инновационных проектов. 
7.Схемы  построения  организационных  структур  управления  инновационных  орга-
низаций, их преимущества и недостатки. 
8.Стадии и этапы проведения научно-исследовательских работ. 
9.Определение затрат на реализацию инновационного проекта. 
10.Управление инновационными проектами посредством структуризации. 
11.Функционально-стоимостной  анализ  при  проектировании  инновационного  про-
дукта. 
12.Технико-экономический анализ при проектировании инновационного продукта. 
13.Управление инновационными проектами. 
14.Системы оплата труда и методы стимулирования творческого труда. 
15.Формирование цен на инновационную продукцию. 
16.Показатели эффективности инноваций и инновационных проектов. 
17.Факторы риска и неопределенности инновационного проекта. 
18.Экспертиза и выбор лучшего варианта инновационного проекта. 
19.Составление бизнес-плана производства инновационного продукта. 
20.Стратегии продвижения инновационного продукта. 
21.Оценка и учет риска в бизнес-плане производства инновационного продукта. 
22.Расчет  «точки-безубыточности»  в  бизнес-плане  производства  инновационного 
продукта. 
23.Процесс управления в инновационной сфере. 
 
ФОНД ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОГО 

КОНТРОЛЯ  
Инновация – это: 

а) новое достижение, совершаемое в процессе научного познания природы и обще-
ства;  
б)  первое  практическое  применение  нового  научно-технического  (технологическо-
го), организационно-экономического, производственного или иного решения; 
в)  техническое  решение,  обладающее  новизной,  практической  применимостью,  по-
лезностью  для  хозяйственной  деятельности,  это  решение  также  не  должно  быть  очевид-
ным, исходя из текущего уровня знаний специалистов. 
Что необходимо для быстрого распространения инновации? 
а) сплоченный творческий коллектив; 
б) наличие идей; 
в) развитая инфраструктура. 
Укажите, что из перечисленного относится к инновациям на входе в предприятие? 

а) изменение в выборе и использовании сырья и оборудования; 
б) новая технология производства; 
в) создание новой управленческой структуры. 
Внедрение нового продукта определяется как радикальная инновация если: 
а) охватывает технологические изменения продукта; 
б) касается использования усовершенствованного технологического процесса; 
в)  предполагаемая  область  применения,  функциональные  характеристики  или  ис-
пользованные материалы и компоненты существенно отличаются. 
Расположите в правильном порядке фазы (стадии) инновационного процесса: 
а) разработка;      
б) потребление;   
в) наука;               
г) производство;  
д) исследование.  
Что относится к неэкономическим эффектам: 
а) прибыль от лицензионной деятельности, от внедрения патентов, изобретений, ноу-
хау; 
б) сокращение окупаемости инвестиций; сроков капитального строительства; 
в)  повышение  конкурентоспособности инновационной  организации и  ее  товаров  на 
рынках промышленно развитых стран 
г) прирост объема продаж; 
д) увеличение рабочих мест; 
е) улучшение использования производственной мощности; 
ж) снижение отходов производства. 
 Что  относится  к  прямым  методам  государственной поддержки  инновационной дея-
тельности: 

а)  финансовая  поддержка  процессов  лицензирования  государственных  научно-
исследовательских организаций и вузов; 
б)  партнерство  с  частными  организациями,  направленного  на  снижение  рисков  вы-
полняемых ими проектов; 
в) льготное кредитование; 
г) налоговые льготы; 
д)  финансирование  работ,  проводимых  в  промышленности  для  разработки  коммер-
ческих продуктов, процессов и услуг. 
Что относится к косвенным методам государственной поддержки инновацион-
ной деятельности: 
а)  финансовая  поддержка  процессов  лицензирования  государственных  научно-
исследовательских организаций и вузов; 
б)  партнерство  с  частными  организациями,  направленного  на  снижение  рисков  вы-
полняемых ими проектов; 
в) льготное кредитование; 
г) налоговые льготы; 
д)  финансирование  работ,  проводимых  в  промышленности  для  разработки  коммер-
ческих продуктов, процессов и услуг. 
 
Новому поколению стиральных машин не нужны больше ни порошок, ни мы-
ло,  ни  какие-либо  другие  средства!  Такой  инновационный  процесс  стирки,  в  кото-
ром не только очень экономно расходуется вода, но и отпадает необходимость в по-
рошке, впервые был реализован в продукте компании Haier. Дело в том, что машина 
применяет  для  очистки  белья  ионы  OH-  и  H+,  которые  генерируются  путем  элек-


тролиза  воды.  Отрицательно  заряженные  ионы  OH-  отвечают  за  удаление  грязи,  а 
положительно заряженные H+ стерилизуют вашу одежду. 

Выберите правильные варианты ответов, характеризующие описанную инновацию: 
По причине возникновения данная инновация является: 
а) реактивной; 
б) стратегической. 
Данная инновация является для потребителей: 
в) процессной; 
г) продуктовой. 
По  характеру  удовлетворяемых  потребностей  инновация  является  ориентирован-
ной: 

д) на существующие потребности; 
е) на формирование новых потребностей. 
По эффективности инноваций данная инновация является: 
ж) экономической; 
з) социальной; 
и) экологической; 
к) интегральной. 
По области применения данная инновация является: 
л) управленческой; 
м) организационной; 
н) социальной; 
о) промышленной. 
 
Рассчитайте  эффективность  Финансово-промышленной  группы  и  показатель 
взаимодействия.  Чистая  прибыль  управляющей  компании  составляет  1200  тыс.  руб., 
затраты  на  содержание  управленского  аппарата  Финансово-промышленной  группы  - 
1200 тыс. руб. Интегральная эффективность технологической цепочки равна 0,8. 
 
Показатель 
НИИ 
Марке-
Призводст-
Торговая 
тинговая 
венная 
фирма 
фирма 
фирма 
Чистая прибыль предприятия, тыс. руб. 
580 
640 
820 
1100 
Валовые активы предприятия, млн. руб. 
2,0 
1,0 
2,0 
1,0 
 
Определите показатели исполнения маркетинговых прогнозов, показатели производ-
ственного  ресурсосбережения  и  результативности  инновационного  развития.  Планирова-
лось производство и реализация 100 новых вертолетов по цене 50 тыс. долларов, при себе-
стоимости производства и реализации одной машины – 25 тыс. долларов. По факту себе-
стоимость  производства  и  реализации  вертолетов  оказалась  равной  3000  тыс.  долларов. 
Общий  размер  чистой  прибыли,  полученной  предприятием,  составил  5000  тыс.  руб.,  а 
чистая прибыль, полученная за счет реализации вертолетов, 2300 тыс. руб. 
 
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ: 
1. Проект как объект управления. Отличительные признаки, основные определения. 
2. Обобщенная модель проекта как объекта управления. Управляемость и наблюдае-
мость хода выполнения проекта. 
3. Классификационные признаки проектов. 
4. Виды проектов и их характеристика. 

5.  Научно-технический  прогресс  и  инновационная  деятельность.  Национальная  ин-
новационная система. 
6. Идея и бизнес-идея. Классификация инноваций. Инновационный проект и его от-
личительные особенности. 
7. Модифицирующие инновации. Примеры модифицирующих инноваций по катего-
риям. 
8. Улучшающие инновации. Примеры улучшающих инноваций по категориям. 
9. Прорывные инновации. Примеры прорывных инноваций по категориям. 
10.  Интегрирующие  инновации.  Примеры  интегрирующих  инноваций  по  категори-
ям. 
11. Инновационная матрица. Анализ и планирование инновационной деятельности с 
использованием инновационной матрицы. 
12.  Показатели  инновационной  деятельности.  Источники  инноваций.  Научно-
технологические приоритеты, критические и макротехнологии. 
13. Жизненный цикл проекта, его характеристика и состав фаз. 
14. Содержание работ и результаты выполнения фаз проекта. 
15.  Концептуальный  бизнес-план.  Цель  разработки  бизнес-плана  и  дерево  целей. 
Оценка перспектив проекта (на примере индивидуального проекта). 
16.  Концептуальный  бизнес-план.  Стратегия  достижения  цели  и  SWOT-анализ  про-
екта. Оценка перспектив проекта (на примере индивидуального проекта). 
17.  Концептуальный  бизнес-план.  Календарный  план  работ  и  бюджет  проекта. 
Оценка перспектив проекта (на примере индивидуального проекта). 
18.  Взаимодействие  основных  участников  проекта.  Внешнее  и  внутреннее  окруже-
ние проекта. 
19. Руководитель проекта: роль, функции, профессиональный профиль. 
20.  Управление  проектом.  Определение,  методы  и  средства.  Наиболее  распростра-
ненные причины неудач проектов. 
21. Функции управления проектами и критерии оценки. 
22. Источники возникновения инвестиционных рисков. Численная оценка рисков. 
23. Виды инструментальных u1089 средств, используемых на различных этапах жиз-
ненного цикла проекта. 
24. Пакет Power Point и его использование для презентации проекта. 
25. Структурное моделирование проекта на базе пакета BPWin. 
26. Анализ эффективности проекта с помощью пакета Project Expert. 
27. Пакет Microsoft Project и его использование для построения план-графика работ и 
управления ресурсами проекта. 
28.Логико-структурный  подход  в  управление  проектами.  Суть,  сильные  и  слабые 
стороны,  логико-структурная  матрица.  Особенности  применения  на  аналитической  фазе 
проекта (этапы 1,2,3). 
29.Методы  и  техники  управления  инновационными  проектами.  Необходимость  ис-
пользования, функции, выполняемые при реализации инновационного проекта. 
 
 
7. 

Учебно-методическое 
и 
информационное 
обеспечение 
дисциплины 
(модуля)  
а) Основная литература: 
1. Управление инновационными проектами: методология управления. Учебное пособие / 
под ред. И.Л.Туккеля – СПб.: СПбГПУ, 2008 . 
2.  Милошевич Д. Набор инструментов для управления проектами. – М.: ДМК, 2006. 
3.  Василевская И. В. Инновационный менеджмент  – М.: РИОР, 2009 – 129 с. 

4.  Гонтарева И.В., Нижегородцев Р.М., Новиков Д.А. Управление проектами. – М.: Либро-
ком, 2009. 
б) Дополнительная литература: 
1.  Грей К.Ф., Ларсон Э.У. Управление проектами: практическое руководство. – М.:  «Сер-
вис», 2007. 
2.  Культин Н.Б. Инструменты управления проектами: Project Expert и MS Project. – СПб.: 
BHV, 2009. 
3.  Ципес  С.Л.,  Товб  А.С.  Проекты  и  управление  проектами  в  современной  компании. 
Учебн. Пособие. – М.: Олимп-Бизнес, 2009. 
4.  Аксельрод Алан. Думай и изобретай, как Эдисон. 102 урока креативности для бизнеса и 
не только 1-е издание  – М.: 2010 год – 208 с. 
в)  Программное обеспечение и Интернет-ресурсы: 
1.  www.cfin.ru 
2.  www.eup.ru 
3.  www.dis.ru 
4.  www.aup.ru 
 
 
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)  

 
Компьютерный класс  с выходом в Интернет. Базы данных. Программное обеспече-
ние  для  моделирования  инновационных  процессов.  Программное  обеспечение  для  разра-
ботки прогнозов развития отраслей. Программное обеспечение для разработки бизнес-плана 
инновационного  проекта.  Программное  обеспечение  для  экономической  экспертизы  инно-
вационных проектов. Программное обеспечение для оценки рисков инновационных проек-
тов. 
 При изучении дисциплины в качестве раздаточных материалов слушатели полу-
чают  материалы, содержащие комплект слайдов, иллюстрирующих лекционный и прак-
тический материал, раздаточные материалы (до 5 стр. на 1 час лекционных занятий), пре-
зентации, выполненные в пакете Power Point, демонстрируемые с использованием  средств 
мультимедиа, и опорный конспект лекций в электронном виде.  
 Для проведения практических занятий с использованием интерактивных методов 
по дисциплине необходима аудитория, оснащенная раздвижными столами и стульями, 
флипчартом, мультимедийным проектором и компьютерами класса Pentium, с установ-
ленным на них программным пакетом Power Point и имеющими доступ в сеть Интернет.  
 
 
 
 
 
 
 
Программа  составлена  в  соответствии  с  требованиями  ФГОС  ВПО  с  уче-
том  рекомендаций  и  ПрООП  ВПО  по  направлению  и  профилю  подготовки 
080200.62 «Менеджмент», профиль подготовки Маркетинг                        ___        . 
 
Автор(ы)                                      асс. каф. менеджмента Уваров А.А. а 
 
 
Программа одобрена на заседании кафедры «   » _______2011 г., протокол № ___. 



Похожие:

Рабочая программа дисциплины управление инновациями о наименование дисциплины (модуля) Направление подготовки 080200. 62 «Менеджмент» iconРабочая программа дисциплины стратегический менеджмент наименование дисциплины (модуля) Направление подготовки 080200. 62 «Менеджмент»
Цель освоения дисциплины (модуля)
Рабочая программа дисциплины управление инновациями о наименование дисциплины (модуля) Направление подготовки 080200. 62 «Менеджмент» iconРабочая программа дисциплины (модуля) производственный менеджмент направление подготовки: 080200 «Менеджмент»
В свою очередь, знания, полученные студентами при изучении данной дисциплины
Рабочая программа дисциплины управление инновациями о наименование дисциплины (модуля) Направление подготовки 080200. 62 «Менеджмент» iconРабочая программа дисциплины (модуля) бизнес-планирование направление подготовки: 080200 «Менеджмент»
Знать экономические основы поведения предприятий, иметь представление о различных
Рабочая программа дисциплины управление инновациями о наименование дисциплины (модуля) Направление подготовки 080200. 62 «Менеджмент» iconРабочая программа дисциплины (модуля) экономика предприятия направление подготовки: 080200 «Менеджмент»
Знать экономические основы поведения предприятий, иметь представление о различных
Рабочая программа дисциплины управление инновациями о наименование дисциплины (модуля) Направление подготовки 080200. 62 «Менеджмент» iconПрограмма учебной дисциплины «Стратегическое управление инновациями»
Программа учебной дисциплины «Стратегическое управление инновациями» для подготовки магистров, обучающихся по направлению 080200....
Рабочая программа дисциплины управление инновациями о наименование дисциплины (модуля) Направление подготовки 080200. 62 «Менеджмент» iconРабочая программа дисциплины (модуля) Бизнес-планирование Направление подготовки 080200 «Менеджмент»
Целями освоения дисциплины «Бизнес-планирование» являются получение комплекса теоретических знаний о содержании бизнес-планирования,...
Рабочая программа дисциплины управление инновациями о наименование дисциплины (модуля) Направление подготовки 080200. 62 «Менеджмент» iconРабочая программа дисциплины (модуля) Антикризисное управление Направление подготовки 080200. 62 «Менеджмент»
Целью изучения курса является формирование у студентов целостного представления о наборе инструментов и методов антикризисного управления,...
Рабочая программа дисциплины управление инновациями о наименование дисциплины (модуля) Направление подготовки 080200. 62 «Менеджмент» iconРабочая программа дисциплины Управление человеческими ресурсами Направление подготовки 080200. 62- «Менеджмент»
Управление человеческими ресурсами – дисциплина, изучающая сложную систему, включающую в себя взаимосвязанные и взаимозависимые подсистемы...
Рабочая программа дисциплины управление инновациями о наименование дисциплины (модуля) Направление подготовки 080200. 62 «Менеджмент» iconРабочая программа дисциплины методы исследований в менеджменте Направление подготовки (специальность) 080200. 68 «Менеджмент»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа дисциплины управление инновациями о наименование дисциплины (модуля) Направление подготовки 080200. 62 «Менеджмент» iconОсновная образовательная программа по направлению подготовки бакалавра 080200 Менеджмент (профиль «Управление проектами») предусматривает изучение следующих
Направление подготовки бакалавров 080200 Менеджмент утверждено Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации. Федеральный...
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница