Программа вступительного экзамена в магистратуру по направлению 080500. 68 «менеджмент»




Скачать 95.02 Kb.
НазваниеПрограмма вступительного экзамена в магистратуру по направлению 080500. 68 «менеджмент»
Дата конвертации14.10.2012
Размер95.02 Kb.
ТипПрограмма


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования «Уральский государственный университет им. А. М. Горького»


Институт управления и предпринимательства


ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА В МАГИСТРАТУРУ ПО НАПРАВЛЕНИЮ 080500.68 «МЕНЕДЖМЕНТ»


Екатеринбург

2008

УТВЕРЖДАЮ

Институт управления и

предпринимательства УрГУ

им.А.М.Горького

_______ Клюев А.К.

(Подпись) (ФИО)

_______

(Дата)


Программа вступительного экзамена в магистратуру по направлению 080500.68 «Менеджмент» составлена для подготовки выпускников непрофильного направления (бакалавриат) или специальности


Составитель (разработчик)

Бакунова Татьяна Владимировна, кандидат экономических наук, доцент, зав. кафедрой экономики, финансов и менеджмента Института управления и предпринимательства УрГУ им. А.М.Горького

Воронина Людмила Ивановна, кандидат социологических наук, доцент, зав. кафедрой государственного и муниципального управления Института управления и предпринимательства УрГУ им. А.М.Горького

Иванцов Герман Борисович, доктор философских наук, профессор кафедры экономики, финансов и менеджмента Института управления и предпринимательства УрГУ им. А.М.Горького

Гребенкин Анатолий Викторович, доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой теории управления и инноваций Института управления и предпринимательства УрГУ им. А.М.Горького

(ФИО, ученая степень, ученое звание, кафедра, вуз)


Введение

Для поступления на магистерскую программу направления «Менеджмент» выпускник непрофильного направления (бакалавриат) или специальности должен показать знакомство с базовыми понятиями науки и практики управления экономическими системами, а также иметь представление о современных требованиях к профессии менеджера.


Общие положения.

Представление о понятиях: менеджмент, маркетинг, стратегия, инновация, фирма, предприятие, цель, ресурсы, затраты, эффект (социальный и экономический), технологическая система, экономическое развитие, жизненный цикл организации.


1. Предпринимательство как объект управления

Организация бизнеса, бизнес-план, изменения в предпринимательской среде, крупный бизнес и его изменение, малый и средний бизнес, возможности развития бизнеса, риски и угрозы, предупреждение кризиса, финансовый анализ, финансовое оздоровление, особенности инновационного бизнеса.


2. Экономическая теория

Экономика, ее место и роль в жизни общества. Методы исследования в экономической теории и ее функции.

Сущность и типология хозяйственно-экономических систем. Хозяйственно-экономическая система: основные характеристики. Рыночно регулируемые, центрально-управляемые и смешанные хозяйственно-экономические системы: основные принципы функционирования.

Отношения собственности: социально-экономическое содержание и организационно-правовые формы. Типы собственности: индивидуальное, совместное и смешанное присвоение.

Государственная собственность, объективная необходимость и границы распространения.

Основной вопрос экономики. Редкость и ограниченность ресурсов. Разделение труда и специализация. Кругооборот продукта и дохода. Потребности. Блага - экономические, свободные и анти-блага. Способы получения благ. Производство. Факторы производства (производственные ресурсы).

Основные понятия микроэкономического анализа. Экономические агенты (субъекты): домашние хозяйства, фирмы, посредники.

Потребители и производители. Рациональность экономических агентов. Государство как экономический субъект и его функции.

Рыночный механизм (механизм «спрос - предложение – цены»). Потребитель-покупатель и спрос. Производитель-продавец и предложение.

Спрос и факторы, его определяющие. Ценовой и неценовые факторы спроса (денежный доход, цены комплементарных благ и благ-субститутов, система вкусов и предпочтений, богатство, ожидания; число потребителей как фактор отраслевого спроса).

Эмпирический закон спроса и предложения. Рыночное равновесие.

Производство благ. Факторы производства (производственные ресурсы). Затраты производственных факторов (в натурально-вещественной и денежной формах).

Взаимозаменяемость и взаимодополняемость производственных факторов. Производственная функция. Экономическая характеристика производственного процесса: затраты и выпуск. Понятие «эффективность».

Понятие «фирма». Классификация фирм. Фирма в условиях совершенной конкуренции.

Доходы фирмы. Выручка от реализации. Издержки фирмы. Фактические (явные) и неявные (вмененные) издержки. Нормальная прибыль как элемент издержек. Экономическая и бухгалтерская прибыль.

Типы рыночных структур: совершенная конкуренция, чистая монополия, монополистическая конкуренция, олигополия; монопсония, олигопсония. Барьеры для вступления в отрасль.

Экономические и технологические барьеры. Естественные монополии.

Собственность на сырьевые ресурсы.

Экономическая роль государства. Совокупный спрос Совокупное предложение.

Основные макроэкономические показатели: валовой национальный продукт, чистый национальный продукт, национальный доход. Номинальные и реальные ВНП.

Теории макроэкономического равновесия. Инвестиции и сбережения.

Фискальная (налогово-бюджетная) политика. Инструменты фискальной политики. Виды фискальной политики. Налоговая система. Виды налогов.

Правительственные расходы как компонент совокупного спроса. Фискальная политика как средство стабилизации развития экономики.

Цикличность экономического развития. Фактор времени в экономике. Виды экономических циклов. Поворотные точки цикла: пик и "дно". Фаза расширения: оживление и подъем. Фаза сжатия: спад и депрессия.

Деньги: сущность и функции. Природа современных денег.

Агрегаты денежной массы. Современная банковская система и ее функции.

Спрос и предложение на денежный рынке. Влияние процентной ставки на состояние экономики. Монетарная (денежно-кредитная) политика: цели и инструменты.

Инфляция: классическое определение. Современная инфляция и ее причины. Виды инфляции и факторы, ее вызывающие.

Проблемы использования трудовых ресурсов: занятость и безработица. Трудовые ресурсы.

Безработица. Уровень безработицы. Виды безработицы (фрикционная, структурная, циклическая). Причины безработицы. Последствия безработицы


3. Правоведение

Конституция Российской Федерации. Особенности федеративного устройства России.

Система органов государственной власти в Российской Федерации.

Понятие гражданского правоотношения. Физические и юридические лица. Обязательства в гражданском праве и ответственность за их нарушение.

Право собственности и его защита. Наследственное право.

Трудовой договор. Трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение.

Административные правонарушения и административная ответственность.

Особенности правового регулирования управленческой деятельности.


4. Организация производства

Организация производства. Организация производственного процесса. Понятие производственного цикла, его структура, методы, расчеты, анализ состояния и ход процесса.

Качество и сертификация продукции. Понятие качества продукции. Качество и конкурентоспособность продукции.

Предпринимательство как явление. Предприниматель и предпринимательство. Развитие предпринимательства в России.

Переговорный процесс и организация переговоров с поставщиками, клиентами, покупателями.

Фирма как основной субъект предпринимательской деятельности. Виды предпринимательских структур.


5. Маркетинг

Концепции маркетинга: определение, содержание, функции, процесс маркетинга.

Система маркетинговой информации. Виды и источники маркетинговой информации. Методы и технология сбора и обработки маркетинговой информации.

Маркетинговые исследования, как часть аналитического блока маркетинга: значение, содержание, методы исследований.

Потребитель и его поведение в процессе покупки. Основные концепции и терминология поведения потребителя. Модели поведения потребителя. Влияние на решение о покупке. Референтные группы. Восприятие и влияние.

Инструментарий маркетинга. Понятие сегментирования. Общие модели.

Понятие позиционирования продукта. Целевые рынки.

Маркетинг продукта. Концепция продукта и ее значение для разработки “маркетинговой смеси”. Новые продукты.

Ценообразование в маркетинге. Цена и процесс разработки “маркетинговой смеси”. Методы ценообразования. Значение скидок в ценообразовании.

Каналы распределения. Определения, сущность и значение “маркетинговой смеси” в общем процессе маркетинга, разработка каналов распределения. Реклама как составная часть процесса маркетинга.

Связи с общественностью (PR): определение, сущность и содержание. Основные направления “PR”- деятельности организации.


6. Менеджмент

Понятие менеджмента. Менеджмент как наука управления организациями. Цели и задачи менеджмента. Виды и функции менеджмента. Методы управленческой деятельности и принципы их реализации.

Организация. Природа и характеристика организации. Уровни взаимодействия организации. Типы организационных систем. “Жизненный” цикл организации. Организационный диагноз. Организация как открытая система.

Функции, права и обязанности менеджера. Содержание профессиональной компетентности менеджера: знания, навыки, умения, социально-психологические характеристики. История менеджмента и управленческой мысли. Современные научные школы и концепции управления.

Понятие управленческого решения. Содержание и виды управленческих решений. Информационная среда управления. Процесс разработки, принятия и реализации управленческого решения. Менеджер и принятие решений в организации. Модели принятия решений. Процесс и методы принятия решений. Принятие групповых решений.

Понятие коммуникаций. Коммуникационный процесс. Элементы и этапы процесса коммуникации.

Межличностная коммуникация. Групповая и межгрупповая динамика. Отношения “индивид-группа”. Типы групп.

Стратегическое управление организацией. Сущность, основные элементы и концепции стратегического управления. Миссия, цели и задачи организации. Содержание и соотношение понятий: цель, средство и результат.

Типы стратегий. Методы разработки стратегий организаций. Содержание процесса стратегического управления. Внутренняя среда организации. Элементы внутренней среды: содержание и их взаимосвязь. Средства анализа внутренней среды. Внешняя среда организации. Характеристика элементов среды микроокружения организации. Характеристика элементов среды макроокружения организации. Средства анализа элементов внешней среды организации.

Структура организации и структура управления организацией. Факторы и элементы проектирования организации. Типы организационных структур управления.

Управление и изменения. Природа организационных изменений. Управление изменениями. Сопротивление изменениям. Организационное развитие.

Управление проектом. Проект и его окружение. Его роль в управлении, финансировании и ресурсообеспечение для достижения выбранных целей. Среда проекта, его окружение: институциональное, политическое и экономическое.

Управление персоналом. Кадровая стратегия и политика. Планирование потребности организации в человеческих ресурсах. Процесс набора персонала. Роль кадровых агентства в наборе и отборе персонала. Методы эффективного отбора персонала. Обучение и развитие персонала. Развитие карьеры. Оценка персонала. Методы оценки. Место и роль кадровых служб в управлении персоналом

Мотивация деятельности. Теории содержания мотивации.

Организационная культура: ее роль в эффективном функционировании бизнеса.

Роль менеджеров в управлении внутренними и внешними конфликтами.

Лидерство в организации.

Процесс контроля в организации.


Рекомендуемая литература


Нормативно-правовые акты

  1. Бюджетный кодекс

  2. Гражданский кодекс

  3. Конституция РФ

  4. Налоговый кодекс


Учебники и учебные пособия

  1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. - 3-е изд. - М.: Экономистъ, 2005.

  2. Егоршин А.П. Управление персоналом - 2-е изд. – Н. Новгород. НИМБ, 1999.

  3. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 2001.

  4. Ковалев В.В. Финансовый анализ: управление капиталом, выбор инвестиций, анализ отчетности. - М.: Финансы и статистика,2002

  5. Рой О.М. Система государственного и муниципального управления. – Спб.: ПИТЕР, 2005.

  6. Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент - М.: Перспектива, 2003.

  7. Теория управления: Учебник / Под ред. А.Л.Гапоненко – М.:РАГС, 2004.

  8. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации: Учебник для вузов. - М.:ИНФРА-М, 2000.

  9. Финансы: Учебник / Под ред. В.В.Ковалева. – 2-е изд. – М.: Проспект, 2007.




Похожие:

Программа вступительного экзамена в магистратуру по направлению 080500. 68 «менеджмент» iconПрограмма вступительного испытания в форме письменного экзамена по направлению подготовки магистратуры 080200. 68 «менеджмент»
Вступительного экзамена в магистратуру по направлению 080500. 68 «менеджмент» магистерская
Программа вступительного экзамена в магистратуру по направлению 080500. 68 «менеджмент» iconПрограмма вступительных испытаний в магистратуру по направлению 080200. 68 «Менеджмент»
В рамках подготовки по данному модулю программы вступительного экзамена в магистратуру по направлению 080200. 68 «Менеджмент» абитуриент...
Программа вступительного экзамена в магистратуру по направлению 080500. 68 «менеджмент» iconПрограмма междисциплинарного вступительного экзамена в магистратуру тти юфу по направлению 080500 «менеджмент»
Управление проектами», «Государственное и муниципальное управление», «Информационный менеджмент», «Логистика», «Общий и стратегический...
Программа вступительного экзамена в магистратуру по направлению 080500. 68 «менеджмент» iconПрограмма вступительного экзамена в магистратуру по направлению 080500 «Бизнес-информатика»
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа вступительного экзамена в магистратуру по направлению 080500. 68 «менеджмент» iconПрограмма вступительного экзамена для поступления в магистратуру мгимо (У) мид россии по направлению «Менеджмент»
Общая характеристика Программы
Программа вступительного экзамена в магистратуру по направлению 080500. 68 «менеджмент» iconПрограмма вступительного экзамена в магистратуру по направлению: 080300. 68 "Коммерция"
Программа вступительного экзамена в магистратуру по направлению 080300. 68
Программа вступительного экзамена в магистратуру по направлению 080500. 68 «менеджмент» iconПрограмма вступительного экзамена в магистратуру по направлению «менеджмент», магистерская программа
Возникновение научного управления. Школа научного менеджмента Ф. У. Тейлора. История
Программа вступительного экзамена в магистратуру по направлению 080500. 68 «менеджмент» iconПрограмма вступительного испытания для поступающих в магистратуру по направлению подготовки 080500 «Менеджмент» в Северный (Арктический) федеральный университет (С(А)ФУ) в 2011 году
Басовский Л. Е., Мировая экономика [Текст]: Курс лекций. – М.: Инфра-м, 2006. – 208
Программа вступительного экзамена в магистратуру по направлению 080500. 68 «менеджмент» iconПрограмма вступительного экзамена в магистратуру по направлению подготовки «Биология»
Ланцетник современный представитель подтипа головохордовых простейшая
Программа вступительного экзамена в магистратуру по направлению 080500. 68 «менеджмент» iconПрограмма вступительного испытания для поступающих в магистратуру по направлению подготовки 080200. 62 «Менеджмент»
Программа вступительного испытания для поступающих в магистратуру по направлению подготовки
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница