1: «Основы внутрифирменного планирования»




Название1: «Основы внутрифирменного планирования»
страница1/9
Дата конвертации14.10.2012
Размер1.09 Mb.
ТипЛитература
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


Федеральное агентство по образованию РФ


ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ


ВЫСШАЯ ШКОЛА БИЗНЕСА

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ


УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета

экономики и финансов

ВШБ ТГУ, профессор

_________________/Б.С.Бурыхин/

«___» __________________ 2010г.


Планирование на предприятии


Учебное пособие


Томск 2010


РАССМОТРЕНО И УТВЕРЖДЕНО методической комиссией экономического факультета Томского госуниверситета

Протокол от

Председатель комиссии, профессор________________/В.С.Цитленок/


Составители: канд. экон. наук, доц. И.П.Каргин


Содержание

Тема 2. Планирование производственной программы фирмы 10

Тема 3. Планирование технического развития 23

Тема 4. Планирование инвестиций и капитального строительства 33

Тема 5. Планирование материально-технического обеспечения 37

Тема 6. Разработка плана по труду и кадрам на предприятии 45

Тема 7. Планирование себестоимости, прибыли и рентабельности 57

Тема 8. Планирование социального развития 69

Основная литература 83

ЛИТЕРАТУРА 82


Тема 1: «Основы внутрифирменного планирования»

1 вопрос. Понятие и содержание внутрифирменного планирования

Планирование в самом общем виде представляет собой основополагающую функцию менеджмента.

Никакое управление невозможно без планирования деятельности фирмы, так как именно на основе системы планов, созданных в фирме, в последствии осуществляются организация запланированных работ, мотивация задействованного на их выполнении персонала, контроль результатов и их оценка с точки зрения выполнения плановых результатов.

Основная задача планирования состоит в том, чтобы разработать программу действий, обеспечивающих получение предприятием максимально возможной прибыли как результата согласованного осуществления всех важнейших функций предприятия, к которым относятся:

  • производственная;

  • инновационная;

  • технологическая;

  • организационная;

  • социальная и др.

Кроме того, многие предприятия видят в планировании эффективное средство для преодоления возникающих диспропорций, для рационального использования ресурсов, для обеспечения ритмичности производственного процесса, для устранения изменчивости среды функционирования фирмы, а также рассматривают планирование как возможность воздействия на нежелательные с точки зрения предприятия факторы – внешние и внутренние.

С управленческой точки зрения, планирование – умение предвидеть цели фирмы, результаты ее деятельности и ресурсы, необходимые для достижения поставленных целей.

С экономической точки зрения, планирование представляет собой механизм, который призван устранить или уменьшить стихийное действие основных рыночных законов (спроса и предложения и формирования цены под воздействием спроса и предложения).

Нет прямой связи между планированием и успехами и не успехами фирмы. Одни фирмы много планируют, другие – нет, НО планирование помогает предвидеть результат.

3 составные части механизма планирования:

  1. Установление цели деятельности фирмы. Цель – желаемый результат. Цели должны быть конкретными, измеримыми, реальными и непротиворечивыми. Большинство фирм выбирают свою основную цель из числа следующих:

  • завоевать или удержать максимально возможную долю рынка для своего товара;

  • занять лидирующее положение в области технологии изготовления продукции или в области качества;

  • добиться минимизации издержек производства путем эффективного использования имеющихся людских, сырьевых и финансовых ресурсов;

  • обеспечить максимально возможный уровень занятости персонала.

  1. Разработка основных стратегических направлений действий. На практике они разрабатываются по всем главным сферам деятельности фирмы, к которым относятся:

  • НИОКР;

  • маркетинг;

  • производство;

  • управление.

Разрабатываются стратегические направления действий в результате стратегической оценки всех внешних факторов, которые могут оказать воздействие на деятельность фирмы и перспективные оценки основных возможностей фирмы, ее сильных и слабых сторон.

  1. Создание гибкой, вписывающейся в общую структуру деятельности фирмы, системы планирования, обеспечивающей достижение поставленных целей. Для того, чтобы система планирования была такой, она должна строится на принципах планирования:

  • Принцип единства. Планы разрабатываются для всех элементов системы.

  • Принцип участия. Как можно большее количество работников должно принимать участие в разработке и реализации планов.

  • Принцип непрерывности.

  • Принцип гибкости.

  • Принцип точности.

Результатом планирования на фирме является система планов. Эта система может включать в себя следующие виды планов:

  • долгосрочные (стратегические). В них устанавливается генеральная цель деятельности фирмы и ее стратегия, которая характеризует способ развития фирмы в планируемом периоде;

  • среднесрочные (тактические). Главная задача – выбор конкретных средств для реализации стратегии и достижения поставленных целей;

  • текущие (оперативные). Они разрабатываются, как правило, на один год и представляют собой программы использования имеющихся ресурсов фирмы (материальных, трудовых, финансовых). Оперативные планы еще более конкретны и определяют цели и задачи фирмы на короткие промежутки времени – смены, декады, месяцы, кварталы.



2 вопрос. Этапы развития систем внутрифирменного планирования

Первые формализованные системы внутрифирменного планирования создавались на базе многолетнего опыта фирм в организации простейших форм бюджетно-финансового планирования и бюджетно-финансового контроля, которые являлись главными инструментами управления ресурсами фирмы в основных функциональных областях ее деятельности.

Бюджет фирмы – финансовая и количественная ведомость, свод доходов и расходов фирмы, подготовленный и принятый на определенный период времени и содержащий сведения о политике, проводимой фирмой в течение этого периода.

Различают бюджет фирмы в целом и функциональные бюджеты. Основными видами функциональных бюджетов являются:

  • производственный бюджет;

  • маркетинговый бюджет;

  • бюджет исследований и разработок;

  • административный бюджет.

Бюджетный контроль – постоянное сравнение фактических результатов деятельности фирмы с бюджетными данными для гарантирования достижений целей фирмы.

Основными отличительными особенностями этой системы планирования являются исключительно внутренняя направленность и краткосрочный характер. Бюджеты разрабатываются не более, чем на один год, исходя исключительно из внутренних возможностей фирмы. Такая ситуация приводила к тому, что менеджеры всех уровней были заинтересованы в обеспечении высокой текущей прибыльности фирмы в ущерб интересам перспективного развития.

Отмеченные недостатки вызвали необходимость перехода к долгосрочному планированию деятельности фирмы.

Первой такой системой стала система экстраполятивного планирования (США, 50-е годы). Эта система могла возникнуть и эффективно функционировать в условиях устойчиво растущей экономики. Суть ее состояла в том, что фирмы разрабатывали прогноз объема продаж на несколько лет вперед. Исходя из этого прогноза, разрабатывались функциональные планы, которые сводились затем в общефирменный план и бюджет. Этот план содержал те же показатели, что и традиционный бюджет, только на несколько лет вперед. Однако с усилением внешней и внутренней конкуренции, оптимистичные прогнозы роста продаж все чаще стали расходиться с реальными показателями.

В этих условиях на ряде предприятий перешли к системе стратегического планирования. Главной отличительной чертой этой системы является учет не только внутренних возможностей фирмы, но и внешних конкурентных сил, а также других факторов, косвенно влияющих на деятельность фирмы (демографические, социальные, международная политика) и поиск путей наилучшего использования внутренних возможностей фирм с учетом внешних ограничений. Ключевым словом является «стратегия».

Стратегия – такое сочетание ресурсов и возможностей фирмы, с одной стороны, с возможностями и рисками, исходящими из окружающей среды, с другой стороны, при котором фирма надеется достичь основных целей своей деятельности.

Однако опыт применения стратегического планирования показал, что только около 10% разработанных стратегий воплощались в практические дела. В связи с этим, в начале 70-х годов ряд ведущих предприятий США перешли от системы стратегического планирования к системе стратегического управления. В этой системе меняется парадигма планирования. Планы разрабатываются не по принципу от прошлого к будущему, как было до сих пор, а по принципу – от будущего к настоящему. Намеченные результаты подкрепляются действенной системой мотивации и контроля.


3 вопрос. Планирование на предприятии как процесс

Внутрифирменное планирование представляет собой процесс, включающий в себя следующие этапы:

  1. Уточнение миссии фирмы. Миссия – предназначение фирмы, т.е. четко выраженная причина ее существования. Миссия должна ответить на вопрос: «Во имя удовлетворения чьих и каких потребностей создана фирма?»

  2. Анализ исходной ситуации, который включает в себя:

  • анализ факторов успеха в прошлой деятельности;

  • анализ внешнего окружения;

  • анализ сильных и слабых сторон деятельности фирмы;

  • анализ интересов связанных групп (собственники, персонал предприятия, клиенты, конкуренты, органы государственной власти).

  1. Разработка коммерческих идей, т.е. определение того, как фирма должна зарабатывать деньги.

  2. Определение целей (см. выше).

  3. Разработка стратегии, которая характеризует способ развития фирмы для достижения поставленных целей.

  4. Выработка деловой политики


4 вопрос. Методы внутрифирменного планирования

Метод планирования – способ выполнения определенной последовательности операций, приемов, процедур аналитического, логического и вычислительного характера, завершающийся разработкой варианта плана.

В практике внутрифирменного планирования широкое распространение получили следующие методы:

  1. Расчетно-аналитический.

  2. Балансовый.

  3. Экономико-математические методы.

В современных условиях в связи с широким применением персональных компьютеров, появилась реальная возможность объединения положительных качеств всех перечисленных методов путем перехода к активным методам планирования. Основу этих методов составляет программированный расчетно-аналитический метод. Второй составной частью данных методов является инициативное планирование, реализующее принцип участия. Третьей составной частью – напряженное планирование. Напряженным считается план, который обеспечивает достижение поставленных целей, но не любой ценой, а при, как минимум, нормативном уровне эффективности использования применяемых ресурсов (материальных, трудовых, финансовых). Напряженность плана оценивается по системе показателей, которые включают в себя показатели эффективности использования основных видов ресурсов предприятия: производительность труда, фондоотдача, материалоемкость, себестоимость, рентабельность.


Кнапряженности = ,


где А – соответствующий показатель.

В качестве нормативных значений можно брать показатели родственных предприятий (как отечественных, так и зарубежных).

  1   2   3   4   5   6   7   8   9


Похожие:

1: «Основы внутрифирменного планирования» iconВопросы к итоговому государственному междисциплинарному экзамену по специальности 080507 «Менеджмент организации» по дисциплине «Внутрифирменное планирование»
Ирменного планирования. Эволюция внутрифирменного планирования: традиционное планирование; оптимальное планирование; адаптивное планирование....
1: «Основы внутрифирменного планирования» icon1. Основы внутрифирменного планирования Тема Планирование маркетинга
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
1: «Основы внутрифирменного планирования» iconБизнес-планирование в структуре внутрифирменного планирования 4 2 Зависимость структуры бизнес-план от его целей 5
Методологические основы разработки бизнес-плана современного предприятия 4
1: «Основы внутрифирменного планирования» iconОсновы планирования на предприяти процесс планирования на предприятии
Этапы планирования
1: «Основы внутрифирменного планирования» iconРазработка и экспертиза бизнес-планов
...
1: «Основы внутрифирменного планирования» iconБизнес-план является документом внутрифирменного планирования, в котором определены основные направления производственной и коммерческой деятельности организации
Одним из разделов бизнес-плана является финансовый план. Он включает баланс доходов
1: «Основы внутрифирменного планирования» iconНаучные основы планирования и прогнозирования

1: «Основы внутрифирменного планирования» iconТеоретические основы бизнес-планирования

1: «Основы внутрифирменного планирования» iconI. основы планирования деятельности предприятия лекция 1

1: «Основы внутрифирменного планирования» iconВведение Теоретические и методологические основы бизнес-планирования в апк

Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница