Российской Федерации Федеральное агентство по образованию томский государственный университет экономический факультет




НазваниеРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию томский государственный университет экономический факультет
страница1/14
Дата конвертации14.10.2012
Размер1.88 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14



Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию


ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ


Экономический факультет



УТВЕРЖДАЮ

Директор ВШБ, профессор

_________________ В.А.Гага

«____» _____________2008г.

УТВЕРЖДАЮ

Декан ЭФ, доцент

_________________ З.Е.Сахарова

«____» _____________2008г.



Бурыхин Б.С.


Управление персоналом


Часть 1

(продолжение)


Томск 2008


РАССМОТРЕНО И УТВЕРЖДЕНО методической комиссией экономического факультета Томского госуниверситета

Протокол от «___» __________ 200 г. №___________

Председатель комиссии, профессор __________________ В.С.Цитленок


РАССМОТРЕНО И УТВЕРЖДЕНО методической комиссией факультета экономики и финансов Томского госуниверситета

Протокол от «___» __________ 200 г. №___________

Председатель комиссии, профессор __________________ Б.С.Бурыхин


Составитель: докт. экон. наук, профессор Б.С.Бурыхин

ОГЛАВЛЕНИЕ


15. Лидерство

16. Оценка в управлении персоналом (общие основы)

17. Зарубежный опыт в управлении персоналом

18. Современные формы регулирования трудовых отношений и социальное партнерство

19. Организационное поведение, организационная культура и управление персоналом

20. Особенности управления персоналом в российских организациях

21. Эффективность управления персоналом

22. Командообразование и управление персоналом

23. Мотивация деятельности в управлении персоналом

24. Управление развитием персонала

87

103

111


119


122

133

135

138

170

179



Введение


В настоящее время среди учебных дисциплин управление персоналом является одним из слабоформализованных. Актуальность ее изучения чрезвычайно высока. Это объясняется как требованиями теории так и отсталыми кадровыми технологиями практики управления. Менеджмент персонал пока еще не получил должную прописку в организациях России. Вместе с тем, следует отметить, что очень большое количество литературы посвящено менеджменту персонала. Авторы литературных источников по разному рассматривают систему управления персоналом. Начинающему специалисту легко «потеряться» в недрах различных учебников и учебных пособий. В данном учебном пособии автор попытался на основе имеющейся литературы представить общую картину управления персоналом. В пособии имеются собственные разработки автора. Общее представление не позволило показать глубину менеджмента персонала. Возможности данного пособия ограничены. Для более глубоко познания системы управления персоналом следует обращаться к отдельным литературным источникам.


1. История развития системы управления персоналом.

Дифференциация наук по экономике и управлению привела к тому, что, изучая историю возникновения и развития какой-то науки, различные науки часто обращаются к одним и тем же процессам и явлениям. Примером является учение и система Тейлора. К этой системе апеллируют: экономика труда, организация труда, управление организацией, управление персоналом и другое. На это следует обратить внимание при знакомстве с историей развития управления персоналом.

Изучение истории развития управления персоналом целесообразно разделить на три этапа:

I. Общее знакомство с основными качественными состояниями управления людьми, которые находят прямое отражение в деятельности современных организаций. Здесь можно выделить:

  1. Ранние организационно-экономические процессы. К ним относятся строительство пирамид, других сооружений.

  2. Средневековый опыт. Основные элементы опыта:

А. планирование и развитие профессиональной карьеры (церковь или западноевропейские цеха с детально разработанной внутренней иерархией и критериями продвижения в ее рамках);

Б. стимулирование труда (первые планы участия наемных рабочих в прибыли);

В. профессионального обучения (цеховые школы, системы ученичества);

Г. строительство социального фабричного жилья

  1. Промышленная революция ХIХ века. В это время произошло много изменений в экономике, управленческих процессах. На них следует обратить внимание. Прежде всего, к ним относится качественное изменение промышленного производства. Появилась потребность в специалистах, занимающихся отношениями с рабочими. Их называли в Англии секретарями благополучия, в США и во Франции общественными секретарями. Представляют интерес их функции, некоторые из них в процессе дальнейшей эволюции превратились в свою противоположность. к ним относятся: устройство школ и больниц для рабочих, контроль за условиями труда, противостояние попыткам создать профессиональные союзы.

  2. 20 - 30-е годы прошлого столетия. Три фактора определяют изменения в управлении персоналом. К ним относятся: появление и распространение научной организации труда; развитие профсоюзного движения; активное вмешательство государства в отношения между работниками и работодателями.

  3. Вторая мировая война. На управление персоналом она оказала значительное влияние. Необходимо было обучить и организовать заново труд сотен тысяч людей.

  4. 50 – 70 80-е годы заслуживают внимания тем, что произошли существенные изменения в управлении кадрами. В одном из базовых учебников (Управление персоналом организации. Под. ред. А.Я.Кибанова.-3-е изд., доп. и перераб. – М.: Инфра – М., 2005г.) выделяются факторы, влияющие на подобные изменения:

а) в большинстве развитых стран имели место: падение удовлетворенности трудом, высокая текучесть. Это являлось следствием чрезмерной бюрократизации управления персоналом;

б) усилилась отчужденность персонала в производстве;

в) появился интерес работников к участию в управлении;

г) начался процесс демократизации управления.

Все факторы, которые перечислены выше, повлияли на образование в 70-е годы прошлого столетия в США, в 80-е годы прошлого столетия в Западной Европе отделов человеческих ресурсов. Эти факторы повлияли на осуществление управление персоналом на качественно новом уровне. Образовательные учреждения активизировали свою деятельность по выпуску специалистов по управлению человеческими ресурсами.

II. Углубленное изучение отдельно периодов и направлений в развитии управления персоналом. Изучаются отдельные тенденции и периоды с точки зрения содержательного начала системы управления персоналом.

III. Изучение российской истории кадровой работы. Такое изучение целесообразно осуществлять, выделяя несколько периодов:

  1. До 1917 года (дореволюционный период;

  2. Послереволюционный период:

а) административно-командный;

б) организационно-экономический;

в) современный как переход к рыночному этапу;

г) вызов ХХI века.


2. Концепция управления персоналом.

Прежде чем изучать концепцию управления персоналом необходимо ознакомиться с таким понятием каковым является философия организации. Ее можно понимать как совокупность внутриорганизационных принципов различных норм и правил взаимоотношений персонала. При этом руководствуются системой ценностей и убеждений, воспринимаемых всем персоналом. Все должно быть подчинено достижению глобальной цели организации.

Существует несколько взглядов на базовые положения, идеи, лежащие в основе формирования системы управления персоналом. Можно воспользоваться пониманием концепции как системы теоретико–методологических взглядов по определению сущности, содержания, целей, задач, критериев, принципов и методов управления персоналом. Кроме того, используются различные организационно–практические подходы к формированию механизма реализации системы в условиях функционирования организаций.

Следует обратить внимание на общие практические подходы, которые если напрямую не включать в систему управления персоналом, то они являются предпосылкой реализации этой системы. Их называют аксиомами управления персоналом. Без их использования добиться эффективного управления персоналом нельзя.

Аксиома 1.

Любая проблема предприятия – это проблема управления человеческими ресурсами.

Аксиома 2.

Персонал предприятия – это не только работники предприятия, но и те, кто на предприятие придет, и те, кто предприятие покидает.

Аксиома 3.

Понимание и сближение целей работодателя и работника – кратчайший путь к повышению эффективности работы предприятия.

Аксиома 4.

Любая проблема управления человеческими ресурсами – это общая проблема для линейных и кадровых менеджеров.

Аксиома 5.

В управлении работниками всегда присутствуют как стратегический (управление человеческими ресурсами), так и оперативный (управление персоналом) аспекты.

В основу концепции управления персоналом положена возрастающая роль личного фактора. Это отмечается во многих литературных источниках, посвященных управлению персоналом. Вместе с тем, весьма расплывчато раскрывается эта роль. Следует обратить внимание на три фактора, которые влияют на людей в организации.

Первый фактор – иерархическая структура организаций. Здесь главных результат воздействия – это отношения власти – подчинения.

Второй фактор – культура как совокупность ценностей, норм, установок поведения, вырабатываемые обществом.

Третий – рынок. Имеется ввиду рынок как совокупность равноправных отношений, которые основаны на купле – продаже продукции и услуг. Основой являются отношения собственности. Перечисленные факторы чаще всего на личность действуют отрицательно. Необходимо осуществлять перестройку системы управления в направлении положительного воздействия факторов на человека.

В процессе изучения концепции управления персоналом необходимо выработать следующую позицию. Суть ее сводится к тому, что необходимо сделать для положительного воздействия перечисленных факторов для положительного их воздействия на человека. Так, необходимо отходить от чрезмерной иерархии управления, переходя к органичным структурам управления. Затем должен следовать переход к рыночным отношениям не только самого предприятия, но и использовать их некоторые элементы внутри предприятия. Систему управления необходимо ориентировать на отношения собственности, которые базируются на экономических методах. Необходимой составляющей вырабатываемой позиции является понимание разработки принципиально новых подходов к приоритету ценностей. Главное внутри организации – работники, а за пределами – потребители продукции.

Результатом такой перестройки является поворот сознания работающего к потребителю, а не к начальнику; к прибыли, а не к расточительству; к инициативе, а не к бездумному исполнению. Иерархия должна отойти на второй план. На первый план выйдет культура и рынок.


3 Принципы построения системы управления персоналом.

Формируя систему управления персоналом, следует опираться на закономерности, модели (общие и частные) социально – трудовых отношений, принципы, требования процессов управления людьми. Совокупность закономерностей может быть следующая:

  • соответствие системы управления персоналом целям, особенностям, состоянию и тенденциям развития производственной системы;

  • системное формирование управления персоналом;

  • оптимальное сочетание централизации и децентрализации управления персоналом;

  • пропорциональное сочетание совокупности подсистем и элементов системы управления персоналом;

  • пропорциональность производства и управления;

  • необходимое разнообразие системы управления персоналом;

  • изменение состава и содержания функций управления персоналом;

  • минимизация числа ступеней управления персоналом;

  • единство действий закономерностей управления персоналом.

Среди других правил, используемых при построении системы управления персоналом по причине недостаточной развитости управления персоналом, в России следует использовать принципы, которые делятся на две группы. Первая группа их является основой формирования системы управления персоналом. Вторая группа определяет основные направления развития системы управления персоналом.


Принципы построения системы управления персоналом.

Таблица 1. Принципы построения системы управления персоналом организации


Принцип

Содержание принципа

1

2

Обусловленности функций управления персоналом целями производства

Функции управления персоналом формируются и изменяются не произвольно, а в соответствии с потребностями и целями производства


Первичности функций управления персоналом


Состав подсистем системы управления персоналом, организационная структура, требования к работникам и их численность зависят от содержания, количества и трудоемкости функций управления персоналом


Оптимальности соотношения интра- и инфрафункций управления персоналом


Определяет пропорции между функциями, направленными на организацию системы управления персоналом (интрафункции) и функциями управления персоналом (инфрафункции)


Оптимального соотношения управленческих ориентаций


Диктует необходимость опережения ориентации функций управления персоналом на развитие производства по сравнению с функциями, направленными на обеспечение функционирования производства

1

2

Потенциальных имитаций


Временное выбытие отдельных работников не должно прерывать процесс осуществления каких – либо функций управления, для этого каждый работник системы управления персоналом должен уметь имитировать функции вышестоящего, нижестоящего сотрудника и одного – двух работников своего уровня

Экономичности


Предполагает наиболее эффективную и экономичную организацию системы управления персоналом, снижение доли затрат на систему управления в общих затратах на единицу выпускаемой продукции, повышение эффективности производства. В случае если после мероприятий по совершенствованию системы управления персоналом увеличились затраты на управление, то они должны перекрываться эффектом в производственной системе, полученным в результате их осуществления

Прогрессивности

Соответствие системы управления персоналом передовым зарубежным и отечественным аналогам


1

2

Перспективности


При формировании системы управления персоналом следует учитывать перспективы развития организации


Комплектности


При формировании системы управления персоналом необходимо учитывать все факторы, воздействующие на систему управления (связи с вышестоящими органами, договорные связи, состояние объекта управления и т.д.)


Оперативности


Своевременное принятие решений по анализу и совершенствованию системы управления персоналом, предупреждающих или оперативно устраняющих отклонения


Оптимальности


Многовариантная проработка предложений по формированию системы управления персоналом и выбор наиболее рационального варианта для конкретных условий производства


Простоты


Чем проще система управления персоналом, тем лучше она работает. Безусловно, это исключает упрощение системы управления персоналом в ущерб производству


1

2

Научности


Разработка мероприятий по формированию системы управления персоналом должна основываться на достижениях науки в области управления, с учетом изменения законов развития общественного производства в рыночных условиях


Иерархичности


В любых вертикальных разрезах системы управления персоналом должно обеспечиваться иерархическое взаимодействие между звеньями управления (структурными подразделениями или отделами, руководителями), принципиальной характеристикой которого является несимметричная передача информации «вниз» (дезагрегирование, детализация) и «вверх» (агрегирование) по системе управления


Автономности


В любых горизонтальных и вертикальных разрезах системы управления персоналом должна обеспечиваться рациональная автономность структурных подразделений или

отдельных руководителей

1

2

Согласованности


Взаимодействия между иерархическими звеньями по вертикали, а также между относительно автономными звеньями системы управления персоналом по горизонтали должны быть в целом согласованы с основными целями организации и синхронизированы во времени


Устойчивости


Для обеспечения устойчивого функционирования системы управления персоналом необходимо предусматривать специальные «локальные регуляторы», которые при отклонении от заданной цели организации ставят того или иного работника или подразделение в невыгодное положение и побуждают их к регулированию системы управления персоналом


Многоаспектности


Управление персоналом как по вертикали, так и по горизонтали может осуществляться по различным каналам: административно – хозяйственному, экономическому, правовому и др.


1

2

Прозрачности


Система управления персоналом должна обладать концептуальным единством, содержать единую доступную терминологию, деятельность всех подразделений и руководителей должна строиться на единых «несущих конструкциях» (этапах, фазах, функциях) для различных по экономическому содержанию процессов управления персоналом


Комфортности



Система управления персоналом должна обеспечить максимум удобств для творческих процессов обоснования, выработки, принятия и реализации решений человеком. Например, выборочная печать данных, разнообразие обработки, специальное оформление документов с выделением существенной информации, их гармоничный внешний вид, исключение лишней работы при заполнении документов и т.д.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


Похожие:

Российской Федерации Федеральное агентство по образованию томский государственный университет экономический факультет icon1 федеральное агентство по образованию российской федерации гуо впо «елабужский государственный педагогический университет»
Гбук «елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник»
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию томский государственный университет экономический факультет iconФедеральное агентство по образованию ростовский государственный экономический университет «ринх» стратегия развития современного коммерческого банка
Современным коммерческим банком
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию томский государственный университет экономический факультет iconФедерации Федеральное агентство по образованию ббк 65. 9 (2Р) 24 Министерство труда и занятости Республики Карелия с 744 Петрозаводский государственный университет
Российской Федерации приветствовать вас на Web-портале «Рынок стране труда и рынок образовательных услуг. Регионы России»
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию томский государственный университет экономический факультет iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию
Фгу «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций»
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию томский государственный университет экономический факультет iconФедеральное агентство по образованию югорский государственный университет
Сравнение различных инвестиционных проектов и выбор лучшего из них рекомендуется проводить по показателям
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию томский государственный университет экономический факультет iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию гоу впо всероссийский заочный финансово-экономический институт
Утвердить темы выпускных квалификационных работ, научных руководителей и консультантов для студентов 6 курса специальности Менеджмент...
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию томский государственный университет экономический факультет iconФедеральное агентство по образованию
Российской Федерации русским языком, грамотно использует профессиональную
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию томский государственный университет экономический факультет iconПроблемы малого бизнеса в России
Российский Государственный Торгово-Экономический Университет (Пятигорский филиал), экономический факультет, Пятигорск, Россия
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию томский государственный университет экономический факультет iconРоссийской федерации федеральное агентство по образованию
Предлагается подход к реализации методики цифровой фильтрации информационного полигармониче
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию томский государственный университет экономический факультет iconРоссийской федерации федеральное агентство по образованию
СПбгу итмо достижения ученых, аспирантов и студентов университета в науке
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница