Учебно-методическое обеспечение дисциплины «Экономика организаций ( предприятий )»




НазваниеУчебно-методическое обеспечение дисциплины «Экономика организаций ( предприятий )»
страница1/7
Дата конвертации10.09.2012
Размер0.97 Mb.
ТипУчебно-методическое обеспечение
  1   2   3   4   5   6   7
СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. … 4

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ БИЗНЕСА…………….. 7

1.1 Особенности развития бизнеса в сфере услуг……………………… 7

1.2 Условия и факторы развития малого бизнеса……………….…….. 12

2 ПРОЕКТ ОРГАНИЗАЦИИ САЛОНА КРАСОТЫ В Р.П. ЧИК……….... 19

2.1 Суть проекта……………………………………………………………. 19

2.2 Производственный план………………………………………………… 20

2.3 Организационный план…………………………………………………. 23

2.4 Анализ рынка услуг и конкурентов……………………………………. 26

2.5 План маркетинга………………………………………………………… 27

2.6 Финансовый план……………………………………………………….. 29

2.7 План риска и перспективы развития бизнеса….……………………. 36

3 РАЗРАБОТКА УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ « ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИЙ ( ПРЕДПРИЯТИЙ ) ». 37

3.1 Методика обучения: особенности лекционной формы подачи материала ………………………………………………………….…….. 37

3.2 Учебно-методическое обеспечение дисциплины « Экономика организаций ( предприятий ) »………………………………………… 48

3.3 Разработка плана-конспекта теоретического занятия по теме « Трудовые ресурсы предприятия »………………………………….. 63

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………… 73

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………….................... 77

ПРИЛОЖЕНИЕ А ( справочное) Оборудование салона красоты...................... 80

ПРИЛОЖЕНИЕ Б ( справочное ) Модные прически лето-осень 2009………… 81


ВВЕДЕНИЕ


Социальная значимость малых предприятий определяется массовостью группы мелких собственников - владельцев малых предприятий и их наемных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных каче­ственных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка.

Хотелось бы надеяться, что в ближайшее время наша страна, учитывая обширный зарубежный опыт, пойдет по пути адаптации предприятий малого бизнеса к сегодняшним экономическим условиям хозяйствования в России. Тем более, что имеющий глубокие корни в экономической истории нашей страны малый и средний бизнес не используется в полной мере, как в увеличении объемов производства, так и в повышении его эффективности и сбалансированности. Малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом. Следовательно, лучшим выходом из создавшейся в России кризисной ситуации была бы государственная политика правительства, направленная на расширение и развитие предприятий малого предпринимательства в нашей стране.

Надо заметить, что несомненная перспективность сектора малого и среднего предпринимательства в современной экономике и, следовательно, большой интерес к нему не следует рассматривать лишь как очередную компанию в системе антикризисных мер, но и как долговременное направление структурной политики, реализацию современной стратегии экономического роста в течение долговременного перехода. Ибо, именно малые предприятия, особенно в случае удовлетворительной разработки новой государственной политики в области малого предпринимательства, могут стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечить перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного приложения ресурсов и тем самым соединить процессы структурной политики и формирование всероссийского рынка.

Динамичное развитие малого бизнеса обусловлено рядом преимуществ, которыми он обладает. Именно наличие существенных достоинств обеспечивает малым фирмам, находящимся в условиях куда менее привилегированных, имеющим гораздо меньше средств для проведения жизненно важных стратегических исследований, возможность отвоевать свою долю на рынке.

Таким образом, проблема становления и развития малого предпринимательства - одна из серьезных, современных и насущных экономических проблем для развития экономических рыночных отношений.

Данный вопрос достаточно актуален для современной России, в период мирового экономического кризиса.

Объектом исследования является деятельность салона красоты.

Предмет исследования – закономерности экономических отношений, складывающихся в процессе создания и функционирования предприятия малого предпринимательства по организации салона красоты.

Рассмотрение данного вопроса позволило определить цель работы – разработка бизнес-плана организации салона красоты в р.п. Чик

Основными задачами работы являются:

  1. Рассмотрение основных теоретических аспектов организации бизнеса;

  2. Разработка основных элементов планирования по организации салона красоты в р.п. Чик и его финансового плана;

  3. Разработка учебно – методических материалов по экономике предприятия.

Для решения данных задач использовались различные методы исследования. В первую очередь это методы эмпирического исследования, которые основываются на опыте и практической деятельности: изучение наблюдение/ изучение опыта работы салонов красоты, оценивание. Использованы были также методы теоретического поиска, связанные с анализом и синтезом, абстрагированием и моделированием ситуации.

Также для достижения поставленных задач использовалось изучение и анализ специальной литературы учебно - методического содержания по основам рыночной экономики, развития бизнеса и предпринимательства, публицистическая литература.

Представленный в дипломной работе материал состоит из введения, трех разделов основной части, заключения, библиографического списка и приложений.

Во введение представлены актуальность темы работы, объект и предмет исследования. В данной части работы определена её главная цель и поставлены задачи, решение которых помогает достичь данной цели, а также представлены приемы и методы исследования.

В первом разделе дано понятие «малый бизнес» и его основные критерии. В разделе рассмотрены особенности развития бизнеса в сфере услуг. В нём определены основные преимущества малого бизнеса и одновременно его недостатки, а также показаны условия и факторов, которые позволяют развиваться малому бизнесу в современных условиях.

Второй раздел посвящен описанию проекта по организации салона красоты, где представлены анализ рынка услуг и конкурентов, производственный, организационный и финансовый план, рассмотрены риски при организации данного бизнеса и перспективы его дальнейшего развития.

В третьем разделе представлена разработка учебно-методических материалов по дисциплине «Экономика организаций ( предприятий)» с разработкой плана-конспекта теоретического занятия по теме «Трудовые ресурсы предприятия».

В заключении кратко сообщаются основные теоретические положения работы и приводятся выводы по результатам исследования.

В работе имеется 10 таблиц и 2 приложения. Библиографический список насчитывает 39 источников.



  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ БИЗНЕСА



1.1 Особенности развития бизнеса в сфере услуг


Одной из основных черт, определяющих принадлежность экономики той или иной страны к данному типу, является принципиально изменившиеся роль и место в ее структуре сферы услуг. Количественно это нашло выражение в значительном повышении удельного веса сферы услуг в общественном производстве и в структуре общей занятости населения, в результате которого данная сфера стала безусловно доминировать среди всех других отраслей и сфер хозяйственной деятельности. Качественная сторона этого изменения характеризуется такой ступенью развития «третьего сектора» экономики, при котором появляется и закрепляется зависимость функционирования промышленной, аграрной и других отраслей от происходящих в сфере услуг явлений, зачастую даже не имеющих ярко выраженного экономического характера. Данная качественная трансформация дополняется реструктуризацией мировой торговли и других сторон интернационализации мирового хозяйства, проявляющих отчетливую тенденцию к значительному увеличению доли услуг в экспорте государств с развитыми экономическими системами[ 9, с. 21] .

Изменение роли, места и значения «третьего сектора», ставшего доминирующим и определяющим в составе постиндустриальных экономических систем, существенно изменяет содержание современных рыночных отношений и требует поиска новых подходов к объяснению экономико-теоретических аспектов функционирования рынка услуг. Эти исследования, в свою очередь, делают возможным проведение логических и исторических сопоставлений особенностей рыночных отношений современных постиндустриальных экономических систем с более ранним и менее развитым индустриальным типом. Поэтому выявление сущности, форм и этапов процесса, который можно назвать гегемонизацией сферы услуг на пути к постиндустриальному обществу особенно актуально для стран с индустриальным типом экономики, к которому относится и Россия.

Сфера услуг в нашей стране настоятельно нуждается в дальнейшем реформировании и динамичном ускоряющемся развитии. Именно данная сфера призвана сыграть решающую роль в процессе построения постиндустриального общества, что наглядно демонстрирует мировой опыт создания современных функционально эффективных рыночных систем постиндустриального типа. В связи с этим исследование всех аспектов развития сферы услуг, его направлений, форм, качественных и количественных характеристик представляется не только актуальным с научной точки зрения, но и непосредственно практически значимым с позиции поиска наиболее оптимальных путей дальнейшего реформирования российской экономики и определения направлений преобразования ее индустриального типа в современный постиндустриальный[ 11, с. 32] .

Несмотря на многочисленные исследования различных аспектов изменения роли и места сферы услуг в развитии постиндустриальных экономических систем в экономической науке не сложился целостный подход к определению функционального содержания и перспективам развития «третьего сектора» экономики, его принципиально нового значения в структуре современных хозяйственных систем. Многие теоретические положения носят описательный и дискуссионный характер, отсутствует даже общепринятая классификация услуг. Тем более теоретически неясны перспективы трансформации сферы услуг в экономиках, не достигших статуса постиндустриального развития.

Исторические формы услуги характеризуются отличиями в выраженности двух параметров - содержания и доступности, а исторический генезис услуги, соответствующий четырем определяющим ее историческим формам, связан с развитием торговли, степенью свободы человека в межличностных и межнациональных коммуникациях, уровнем развития культурных ценностей и экономическим благополучием[ 23, с. 67] .

Специфичность услуги непосредственно воздействует и определяет особенности функционирования рынка услуг. В связи с этим сфера услуг выделяется в особый, третий сектор экономической системы, а рынок услуг специфичен неотделимостью от услуги продавца или покупателя, постоянной изменчивостью качества услуги и обязательной длительностью услуги во времени.

Ценообразование на рынке современных услуг не может быть ни теоретически, ни практически выражено через классические представления о природе стоимости и цены. Принципиально недостаточной является и теория предельной полезности. Качественно новая роль сферы услуг и возрастание роли личного фактора продавца и покупателя услуги предполагает создание новой концепции ценообразования на современном рынке услуг, подрывающей принципы «экономического, целерационального человека» и учитывающей особенности человека постиндустриального общества, конституирующего свои потребности и желания не идентично потребностям других людей не только количественно, но и качественно. Цена услуги как специфического товара включает как минимум три особых компонента: цену гарантии реализации услуги, являющуюся подтверждением наличия процесса производства и наследуемый из этапа индустриализации, цену риска продавца по причине специфики услуг, особенно в случае превышения цены гарантий реализации услуг над запланированной или в случае простоя, и цены впечатления покупателя от приобретенной услуги, то есть учет продавцом субъективного отношения покупателя к услуге, определяемого его личным характером[ 23, с. 73] .

Современный рынок услуг имеет ряд функциональных особенностей и отличий от рынков других товаров, диктуемых специфичностью самой современной услуги. К этим особенностям относятся единство и ограниченность спроса на услугу: суммарный спрос ограничен конечностью свободного времени потребителей. Приобретенные услуги являются длящимися во времени процессом и обменивается на часть свободного времени покупателя. Спрос на услуги неэластичен, поскольку зависит не только от изменения доходов населения, но и от государственной политики. В структуре суммарного спроса на услуги всегда присутствует потенциальный резерв потребителей, нежелающих обменивать свои средства и свободное время для приобретения предлагаемых услуг на рынке. Гипотеза о единстве суммарного спроса предполагает, что повышение доли спроса на одну конкретную услуг, обязательно сопровождается снижением доли спроса на другую услугу.

Концепция ценообразования на современном рынке услуг позволяет по-новому определить категорию качества услуги, существенно отличную от категории качества товара. Уровень качества услуги тем более высок, чем больше в ее цене доля цены впечатления покупателя при одинаковой цене издержек производства единицы услуги и степени риска продавца.

Величина цены впечатления выражает степень привлекательности услуги для клиента, зависящую от ее уникальности и высокого уровня гарантий наступления только позитивных впечатлений от покупки услуги. Впечатления клиентов от приобретения услуги включают ожидаемые и объективные факторы и определяются в значительной степени профессионализмом и мастерством продавца. Качественные особенности услуги объясняют такие реальности рынка услуг как бронирование, «чаевые», удорожание цены долгосрочной услуги в момент ее приобретения, неполное возмещение оплаченной покупателем цены[ 14, с. 66] .

Процесс формирования качественно нового, доминирующего положения сферы услуг в структуре и функциональных особенностях постиндустриальных экономических систем может быть названо процессом гегемонизации сферы услуг. Гегемонизация сферы услуг имеет количественную и качественную стороны и характеризуется причинностью, длительностью и поэтапностью. Количественная сторона выражается в постоянном росте доли «третьего сектора» в объеме ВВП, в структуре общей занятости населения и в структуре экспорта. Качественная сторона отражает изменение функциональных зависимостей между отраслями и сферами общественного    производства,    в    результате    которого    сфера    услуг становится определяющим фактором постиндустриальных экономических систем.

Гегемонизация сферы услуг проходит три исторических этапа, каждому из которых присущи свои характерные особенности, при том, что основные закономерности предшествующих этапов продолжают осуществляться в последующих. На первом этапе происходит значительный рост сферы услуг в ВВП и сокращение доли материального производства. Второй этап связан с оформлением и развитием международного рынка услуг специфичного по отношению к международному рынку товаров. Третий, органический этап процесса гегемонизации характеризуется внутренним качественным изменением взаимоотношений и взаимозависимостей между отраслями и сферами экономической системы[ 25, с. 11] .

Положение сферы услуг в постиндустриальных обществах позволяет определить основные направления развития «третьего сектора» в экономиках стран, не достигших ступени постиндустриальности. Важнейшим фактором развития процесса гегемонизации сферы услуг является государственное регулирование по созданию поощрительно-ограничительной среды для экономической и социальной активности субъектов рынка. Специфика сферы услуг определяет особенности государственного вмешательства в отношения на рынке услуг. При отсутствии регулирующей деятельности государства рынок услуг будет постоянно воспроизводить неравновесные состояния. Основные направления государственного регулирования третьего сектора охватывают инфраструктуру его рынка, гарантии качества предоставляемых услуг, поддержание высокой занятости, антимонопольную политику, равномерность распределения информации в рыночной среде, инвестиционную активность.

На пути к постиндустриализму сфера услуг российской экономики нуждается в первоочередном реформировании и обеспечении ускоренного роста. Именно данная сфера способна стать «локомотивом» отечественной экономки из-за колоссальной емкости российского рынка услуг, конкурентоспособности целого ряда отечественных услуг по сравнению с зарубежными, меньшей в сравнении с промышленностью и сельским хозяйством капиталоемкостью, быстрым сроком окупаемости капиталовложений и низким стартовым уровнем, обусловленным наследием административно-командной системы[ 9, с. 27] .

Наиболее приоритетными, способными обеспечить России ускоренный экономический рост, высокую занятость населения, приток иностранных капиталов и сохранение территориальной целостности, могут стать три отрасли сферы услуг: образование и наука, транспорт, туризм. Концептуальными основами реформирования и стимулирования ускоренного развития отечественной сферы услуг должны стать усиление государственного регулирования с учетом специфики и особенностей сферы услуг, создание действительно благоприятных условий развития малого и среднего бизнеса, мобилизация внутренних инвестиционных ресурсов и привлечение иностранного капитала в российскую сферу услуг, прекращение миграции квалифицированных кадров за рубеж, повышение квалификации занятого в «третьем секторе» персонала.

  1   2   3   4   5   6   7


Похожие:

Учебно-методическое обеспечение дисциплины «Экономика организаций ( предприятий )» iconПрограмма учебной дисциплины «экономика организаций ( предприятий)»
Опд. Ф. 01. Экономика организаций (предприятий)Структура национальной экономики
Учебно-методическое обеспечение дисциплины «Экономика организаций ( предприятий )» icon7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Пояснительная записка
Учебно-методическое обеспечение дисциплины «Экономика организаций ( предприятий )» icon7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Пояснительная записка
Учебно-методическое обеспечение дисциплины «Экономика организаций ( предприятий )» iconЛитература по курсу дисциплины. 22 Методическое обеспечение дисциплины 23
Экономика строительства составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методическое обеспечение дисциплины «Экономика организаций ( предприятий )» iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки 080100 Экономика Профиль подготовки «Экономика предприятий и предпринимательская деятельность»
Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения обучаю
Учебно-методическое обеспечение дисциплины «Экономика организаций ( предприятий )» iconУчебно-методический комплекс батырево 2009 Усманова Р. М. Экономика предприятия (организации): Учебно-методический комплекс. 2009.
Курс «Экономика организаций (предприятий)» изучается на основе непосредственного
Учебно-методическое обеспечение дисциплины «Экономика организаций ( предприятий )» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Проектирование процесса оказания услуг» 2008
Виды, типы и функции предприятий сервиса, организаций и их служб. Состояние и пути развития производственно-технологической базы...
Учебно-методическое обеспечение дисциплины «Экономика организаций ( предприятий )» iconУчебно-методическое обеспечение дисциплины
Практическая работа № Диагностика проекта. Анализ факторов успеха. Критические факторы успеха проекта
Учебно-методическое обеспечение дисциплины «Экономика организаций ( предприятий )» iconУчебно-методический комплекс по специальностям: 080105 «Финансы и кредит» 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Экономика организаций (предприятий): Учебно-методический комплекс. — Новосибирск: нгуэу
Учебно-методическое обеспечение дисциплины «Экономика организаций ( предприятий )» iconАттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение для
Модель национальной и мировой экономики В. Леонтьева в системе моделей национальной экономики и экономического равновесия
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница