Российской Федерации Институт проблем развития среднего профессионального образования




НазваниеРоссийской Федерации Институт проблем развития среднего профессионального образования
страница1/5
Дата конвертации14.10.2012
Размер0.63 Mb.
ТипГосударственный образовательный стандарт
  1   2   3   4   5
Министерство образования Российской Федерации

Институт проблем развития среднего профессионального образования


УТВЕРЖДЕН

Минобразованием России

13 февраля 2002 г.

Регистрационный № 11-0608-Б




ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников

по специальности

0608 Коммерция (по отраслям)


(базовый уровень среднего профессионального образования)

Квалификация – коммерсант




Вводится в действие с 1 сентября 2002 г.


Москва – 2002 г.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0608 Коммерсант (по отраслям) (базовый уровень среднего профессионального образования). – М.: ИПР СПО, 2002. 36 с.


© Институт проблем развития среднего профессионального образования, 2002


1. Общая характеристика специальности 0608 Коммерция (по отраслям)


1.1. Специальность 0608 Коммерция (по отраслям) утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 2 июля 2001г. № 2572 «Об утверждении государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования. – Классификатора специальностей среднего профессио-нального образования».


1.2. Формы освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности 0608 Коммерция (по отраслям):

очная,

очно-заочная (вечерняя),

заочная,

экстернат.


1.3. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности при очной форме обучения, образовательная база приема.


Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы при очной форме обучения:

- на базе среднего (полного) общего образования – 1 год 10 месяцев;

- на базе основного общего образования – 2 года 10 мес.1.


Абитуриент при поступлении должен иметь один из документов:

- аттестат о среднем (полном) общем образовании;

- аттестат об основном общем образовании;

- диплом о начальном профессиональном образовании с указанием о полученном уровне общего образования и оценками по дисциплинам Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений;

- документ об образовании более высокого уровня.


1.4. Квалификация выпускника – коммерсант.


1.5. Квалификационная характеристика выпускника.


Выпускник должен быть готов к профессиональной деятельности по организации процессов, связанных со сбытом, обменом и продвижением товаров (услуг) от производителей к потребителям с целью удовлетворения покупательского спроса и получения прибыли в качестве коммерсанта в организациях (предприятиях) различных организационно-правовых форм.


Основные виды деятельности коммерсанта:

торгово-сбытовая – установление хозяйственных связей; заключение договоров (купли-продажи, поставки, мены, консигнации, контрактации, аренды, лизинга, перевозки, хранения и т.п.); обеспечение процесса закупки, организация сбыта товаров; организация услуг; контроль за соблюдением договорных обязательств; управление ассортиментом товаров, товарными запасами и потоками; анализ результатов торгово-сбытовой деятельности;


маркетинговая – сбор маркетинговой информации о состоянии рынка товаров и услуг; проведение маркетинговых исследований на рынке товаров и услуг; изучение и прогнозирование спроса; формирование спроса и стимулирование сбыта; разработка новых товаров (продукции, услуг) с учетом прогнозируемого спроса; разработка стратегий маркетинга; разработка ценовой и сбытовой политики; рекламно-информационная работа;


организационно-управленческая – организация рационального товародвижения с использованием методов логистики; обеспечение транспортного обслуживания и погрузочно-разгрузочных работ; осуществление приемки товаров (сырья, материалов, продукции) по количеству и качеству; организация хранения товаров с учетом возможностей материально-технической базы; создание условий для минимизации потерь товаров (продукции) при хранении; обеспечение безопасности товаров, потребителей, окружающей среды, охраны труда на предприятии; координация деятельности персонала, занятого решением коммерческих задач организации; использование компьютерной техники в профессиональной деятельности.


Выпускник должен уметь: применять действующую законодательную и нормативную базу по вопросам профессиональной деятельности; устанавливать возможные формы партнерских связей; заключать хозяйственные договоры; обеспечивать процесс выхода организации на внешний рынок; изучать, формировать и прогнозировать спрос; формировать ассортиментную политику; анализировать поведение потребителей на рынке; учитывать влияние внешних факторов при выборе стратегии и тактики фирмы; проводить опросы потребителей; применять методы формирования и стимулирования сбыта; принимать товары производственного назначения и народного потребления по количеству и качеству; обеспечивать рациональное товародвижение с использованием методов логистики; обеспечивать рациональное использование всех видов транспорта, совершенствование погрузочно-разгрузочных работ; принимать меры к оснащению товародвижения соответствующим оборудованием при обеспечении техники безопасности и охраны труда; расшифровывать маркировку и информационные знаки товаров; идентифицировать ассортимент товаров, анализировать его по основным показателям; обеспечивать своевременное составление финансовых документов, отчетности по коммерческой деятельности; использовать компьютерную технику для обработки коммерческой информации, ведения учета товаров (сырья, продукции, тары) и других материальных ценностей.


Выпускник должен знать: нормативные документы, регламентирующие профессиональную деятельность; методы исследования, анализа и прогнозирования товарных рынков; цели, задачи, объекты и субъекты коммерческой деятельности; организационно-правовые формы организаций; виды коммерческой деятельности, условия и процессы ее осуществления; основы внешнеэкономической деятельности; материально-техническую базу организации; правила транспортирования, приемки, складирования, хранения, реализации товаров и предоставления сервисных услуг; составляющие элементы системы товародвижения; виды товарных запасов, их учет и контроль; формы и методы продажи товаров; приемы стимулирования сбыта товаров, работ и услуг; торгово-технологические процессы; организационную структуру организации, порядок взаимодействия коммерческой службы с другими подразделениями организации; товар, как объект коммерческой деятельности, его характеристики, жизненный цикл товара; инновации в коммерции; источники информационного обеспечения; финансовую, кредитную и налоговую системы; метрологическое и документационное обеспечение коммерческой деятельности; статистический и бухгалтерский учет товародвижения; методы обеспечения безопасности товаров, услуг, потребителей, окружающей среды и охраны труда на предприятии.


1.6. Возможности продолжения образования выпускника.


Выпускник, освоивший основную профессиональную образовательную программу среднего профессионального образования по специальности 0608 Коммерция (по отраслям), подготовлен:

  • к освоению основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования повышенного уровня;

  • к освоению основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования;

  • к освоению родственной основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования по специальности 351300 Коммерция (торговое дело) в сокращенные сроки.


2. Требования к уровню подготовки выпускника

по специальности 0608 Коммерция (по отраслям)


2.1. Общие требования к образованности выпускника


Выпускник должен:


  • понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

  • иметь представление о современном мире как духовной, культурной, интеллектуальной и экологической целостности; осознавать себя и свое место в современном обществе;

  • знать основы Конституции Российской Федерации, этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, обществу и природе; уметь учитывать их при решении профессиональных задач;

  • обладать экологической, правовой, информационной и коммуникативной культурой, элементарными умениями общения на иностранном языке;

  • обладать широким кругозором; быть способным к осмыслению жизненных явлений, к самостоятельному поиску истины, к критическому восприятию противоречивых идей;

  • быть способным к системному действию в профессиональной ситуации; к анализу и проектированию своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности;

  • быть готовым к проявлению ответственности за выполняемую работу, способным самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной деятельности;

  • быть способным к практической деятельности по решению профессиональных задач в организациях различных организационно-правовых форм; владеть профессиональной лексикой;

  • быть способным научно организовать свой труд, готовым к применению компьютерной техники в сфере профессиональной деятельности;

  • быть готовым к позитивному взаимодействию и сотрудничеству с коллегами;

  • быть готовым к постоянному профессиональному росту, приобретению новых знаний;

  • обладать устойчивым стремлением к самосовершенствованию (самопознанию, самоконтролю, самооценке, саморегуляции и саморазвитию); стремиться к творческой самореализации;

  • знать основы предпринимательской деятельности и особенности предпринимательства в профессиональной сфере;

  • иметь научное представление о здоровом образе жизни, владеть умениями и навыками физического совершенствования.


2.2. Требования к уровню подготовки выпускника по дисциплинам


По общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам

выпускник должен


в области философии:

  • иметь представление о философских, научных и религиозных картинах мира, смысле жизни человека, формах человеческого сознания и особенностях его проявления в современном обществе, о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, общества, цивилизации;

  • иметь представление об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей природной среды;

  • иметь представление о роли науки, научного познания и его структуре, формах и методах, социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологии;


в области права:

  • иметь представление об основных отраслях права Российской Федерации;

  • знать основные положения Конституции Российской Федерации;

  • знать права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации;

  • уметь использовать необходимые нормативно-правовые документы;


в области русского языка и культуры речи:

  • знать различия между языком и речью, функции языка как средства формирования и трансляции мысли;

  • знать нормы русского литературного языка, специфику устной и письменной речи, правила продуцирования текстов разных деловых жанров;

  • уметь строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами;

  • уметь анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности; устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи;

  • уметь пользоваться словарями русского языка;


в области иностранного языка:

  • владеть лексическим (1200-1400 лексических единиц) и грамматическим минимумом, необходимым для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности;

  • обладать элементарными умениями общения на иностранном языке;


в области физической культуры:

  • иметь представление о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; знать основы здорового образа жизни;

  • уметь использовать физкультурно-спортивную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей, самоопределения в физической культуре;


в области социальной психологии2:

  • знать закономерности общения, социально-психологические феномены группы и общества, пути социальной адаптации личности;

  • уметь пользоваться простейшими приемами саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;


в области этики:

  • иметь представление об основных категориях этики;

  • знать основные понятия и принципы этики; моральные нормы и принципы взаимоотношений; понятия долга и ответственности;

  • уметь поддерживать деловую репутацию;


в области социологии и политологии:

  • иметь представление о социологическом подходе в понимании закономерностей функционирования и развития общества и личности;

  • иметь представление о социальной структуре, социальной мобильности, социальном взаимодействии и об основных социальных институтах общества;

  • иметь представление о социальных движениях и других факторах социального изменения и развития;

  • иметь представление о сущности власти, субъектах политики, политических отношениях и процессах (в России и в мире в целом).


По математическим и общим естественнонаучным дисциплинам

выпускник должен


в области математики:

  • иметь представление о роли и месте математики в современном мире, общности ее понятий и представлений;

  • знать и уметь использовать математические методы при решении прикладных задач;

в области информатики:

  • иметь представление об основных этапах решения задач с помощью ЭВМ, методах и средствах сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;

  • иметь представление о программном и аппаратном обеспечении вычислительной техники, о компьютерных сетях и сетевых технологиях обработки информации, о методах защиты информации;

  • знать основные понятия автоматизированной обработки информации, знать общий состав и структуру персональных ЭВМ и вычислительных систем;

  • знать базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ;

  • уметь использовать изученные прикладные программные средства;


в области экологических основ природопользования:

  • иметь представление о взаимосвязи организмов и среды обитания;

  • иметь представление об условиях устойчивого состояния экосистем и причинах возникновения экологического кризиса;

  • иметь представление о природных ресурсах России и мониторинге окружающей среды;

  • иметь представление об экологических принципах рационального природопользования.


По общепрофессиональным дисциплинам

выпускник должен


иметь представление:

  • о закономерностях функционирования рыночных механизмов на микро- и макроуровнях и методах государственного регулирования экономики;

  • об основных аспектах развития отрасли, организации (предприятия) как хозяйствующих субъектах рыночной экономики;

  • о характерных чертах современного менеджмента;

  • об общих правилах и принципах статистических исследований и наблюдений;

  • о финансовой и банковской системах Российской Федерации;

  • о видах, формах бухгалтерского учета;

  • о методологических основах теории измерений;

  • о логистических системах в коммерции;


знать:

  • общие положения экономической теории;

  • основные микро- и макроэкономические категории и показатели; методы их расчета;

  • состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования, вопросы экономии ресурсов;

  • механизмы ценообразования, формы оплаты труда;

  • экономические основы развития отрасли, организации (предприятия);

  • экономические показатели коммерческой деятельности организации;

  • организационно-правовые формы организаций (предприятий);

  • методику бизнес-планирования;

  • цикл и методы менеджмента;

  • процесс принятия и реализации управленческих решений;

  • формы делового и управленческого общения в коллективе;

  • экономико-статистические методы обработки учетно-экономической информации;

  • основные составляющие комплекса маркетинга, маркетинговую информационную систему; конъюнктуру рынка, конкуренцию и конкурентоспособность организации;

  • систему документационного обеспечения управления;

  • источники формирования финансовых ресурсов в организациях и методы их распределения;

  • содержание и значение управления финансами;

  • организацию и порядок кредитования организаций банковскими учреждениями, виды ценных бумаг;

  • основы денежно-кредитной, налоговой, социальной, инвестиционной и антиинфляционной политики государства;

  • основы бухгалтерского учета в организации (предприятии);

  • структурные элементы метрологии, стандартизации и сертификации;

  • правила проведения сертификации товаров и услуг;

  • цели, задачи, методы логистики;


уметь:

  • ориентироваться в вопросах экономической теории;

  • рассчитывать по принятой методологии основные экономические показатели деятельности организации;

  • составлять бизнес-план;

  • применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;

  • использовать основные методы и приемы статистики для решения практических задач профессиональной деятельности;

  • определять проблемы и формулировать цели маркетинговых исследований;

  • проводить маркетинговые исследования, анализировать и принимать маркетинговые решения;

  • применять методы формирования спроса и стимулирование сбыта;

  • организовывать рекламные кампании;

  • оформлять документацию в соответствии с требованиями ДОУ и с использованием электронных систем документооборота;

  • составлять финансовые документы и отчеты по коммерческой деятельности;

  • использовать данные бухгалтерского учета для контроля результатов и планирования коммерческой деятельности;

  • принимать участие в инвентаризации материально-технических ценностей;

  • использовать экономическую, нормативную документацию и справочный материал в своей профессиональной деятельности;

  • работать со стандартами, осуществлять контроль за соблюдением обязательных требований нормативных документов;

  • применять логистические системы, обеспечивающие рациональную организацию материальных потоков;

  • использовать компьютерную технику в режиме пользователя;


в области правового обеспечения профессиональной деятельности:

  • иметь представление о правовом положении субъектов правоотношений в сфере профессиональной деятельности (включая предпринимательскую деятельность);

  • знать права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности;

  • знать законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правоотношения в профессиональной деятельности;

  • уметь защищать свои права в соответствии с трудовым законодательством;


в области безопасности жизнедеятельности:

  • знать принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях;

  • уметь организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

  • знать основы военной службы и обороны государства;

  • иметь представление о медицинских знаниях;


в области охраны труда:

  • знать особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности, правовые, нормативные и организационные основы охраны труда на предприятии;

  • знать общие правила техники безопасности при эксплуатации оборудования;

  • знать причины возникновения и профилактику производственного травматизма и профзаболеваний;

  • уметь применять правила охраны труда и использовать противопожарную технику.

По специальным дисциплинам

выпускник должен


знать:

  • цели, задачи, сущность и содержание, объекты, субъекты коммерческой деятельности;

  • организаторов оптового товарооборота;

  • информационное обеспечение коммерческой деятельности;

  • коммерческую деятельность по оптовым закупкам и продажам продукции, товаров и услуг;

  • организацию перевозок грузов;

  • коммерческие риски и их страхование;

  • основы внешнеэкономической деятельности;

  • техническую оснащенность отрасли;

  • теоретические основы товароведения; основополагающие характеристики товаров; классификацию и кодирование товаров;

  • организацию аналитической работы в коммерческой деятельности;

  • налоговое законодательство Российской Федерации, основные понятия теории налогообложения, порядок взимания налогов с юридических лиц и граждан, структуру налогообложения; Налоговый Кодекс Российской Федерации;

  • состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности коммерсанта;


уметь:

  • анализировать коммерческую информацию о конъюнктуре рынка, конкуренции и конкурентоспособности организации;

  • устанавливать коммерческие связи, заключать коммерческие сделки;

  • оформлять внешнеторговый контракт;

  • рассчитывать потребности в товарах и услугах;

  • контролировать выполнение договорных обязательств;

  • управлять товарными запасами и потоками;

  • организовывать перевозки грузов различными видами транспорта, в том числе грузов по экспортно-импортным операциям;

  • организовывать тарооборот;

  • обеспечивать товародвижение, принимать товары по количеству и качеству;

  • обеспечивать стимулирование сбыта и продвижение товаров на рынке;

  • технически оснащать коммерческую деятельность;

  • оценивать качество и определять градации качества товаров;

  • формировать ассортимент товаров и разрабатывать сбытовую и ценовую политику организации;

  • регулировать факторы, влияющие на сохраняемость товаров;

  • расшифровывать маркировку и информационные знаки;

  • оформлять товарно-сопроводительные документы;

  • использовать данные анализа финансово-хозяйственной деятельности для совершенствования коммерческой операций;

  • пользоваться нормативными документами и инструкциями Государственной Налоговой инспекции Российской Федерации, регулирующими механизм и порядок налогообложения;

  • использовать компьютерную технику и программное обеспечение для ведения коммерческой деятельности;

  • применять компьютерные и телекоммуникационные средства.

  1   2   3   4   5


Похожие:

Российской Федерации Институт проблем развития среднего профессионального образования iconРоссийской Федерации Институт проблем развития среднего профессионального образования
Й стандарт среднего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников...
Российской Федерации Институт проблем развития среднего профессионального образования iconРоссийской Федерации Институт проблем развития среднего профессионального образования
Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания...
Российской Федерации Институт проблем развития среднего профессионального образования iconРоссийской Федерации Институт проблем развития среднего профессионального образования
Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания...
Российской Федерации Институт проблем развития среднего профессионального образования iconРоссийской Федерации Институт проблем развития среднего профессионального образования утвержден минобразованием России
Енный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню...
Российской Федерации Институт проблем развития среднего профессионального образования iconРоссийской Федерации Институт проблем развития среднего профессионального образования утвержден минобразованием России
Разовательный стандарт среднего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки...
Российской Федерации Институт проблем развития среднего профессионального образования iconРоссийской Федерации Институт проблем развития среднего профессионального образования утвержден минобразованием России
Енный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню...
Российской Федерации Институт проблем развития среднего профессионального образования iconРоссийской Федерации Институт проблем развития среднего профессионального образования
Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания...
Российской Федерации Институт проблем развития среднего профессионального образования iconГосударственный образовательный стандарт среднего институт проблем развития среднего профессионального образования профессионального образования. Государственные требования
Российской Федерации от 2 июля 2001 г. №2572 «Об утверждении государственного образовательного стан- дарта среднего профессионального...
Российской Федерации Институт проблем развития среднего профессионального образования iconРоссийской Федерации Институт проблем развития среднего профессионального образования утвержден минобразованием России 23 апреля
Рт среднего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности...
Российской Федерации Институт проблем развития среднего профессионального образования iconРоссийской Федерации Институт проблем развития среднего профессионального образования утвержден минобразованием России
Рственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню...
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница