Российской Федерации Институт проблем развития среднего профессионального образования




НазваниеРоссийской Федерации Институт проблем развития среднего профессионального образования
страница1/3
Дата конвертации14.10.2012
Размер0.6 Mb.
ТипГосударственный образовательный стандарт
  1   2   3
Министерство образования Российской Федерации

Институт проблем развития среднего профессионального образования


УТВЕРЖДЕН

Минобразованием России

12 марта 1999 г.

Регистрационный № 02-2311-ВР




ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников

по специальности


2311 Организация обслуживания на предприятиях общественного питания

(базовый уровень среднего профессионального образования)

Квалификация – менеджер



Вводится в действие с 1 сентября 2002 г.


Москва – 2002 г.


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 2311 Организация обслуживания на предприятиях общественного питания (базовый уровень среднего профессионального образования). – М.: ИПР СПО, 2002. 32 с.


© Институт проблем развития среднего профессионального образования, 2002


1. Общая характеристика специальности
2311 Организация обслуживания на предприятиях общественного питания



1.1. Специальность утверждена приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 10.11.98 г. №2801 «О дополнении Классификатора специальностей среднего профессионального образования».


1.2. Формы освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности 2311 Организация обслуживания на предприятиях общественного питания:

очная;

очно-заочная (вечерняя);

заочная;

экстернат.


1.3. Квалификация выпускника – менеджер. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы при очной форме обучения:

  • на базе среднего (полного) общего образования – 2 года 10 месяцев.


1.4. Характеристика сферы профессиональной деятельности выпускника.

1.4.1. Место специальности в сфере общественного разделения труда.

Обслуживание на предприятиях общественного питания – область сервиса, которая включает совокупность средств и методов профессиональной деятельности, направленных на удовлетворение реальных и прогнозируемых потребностей населения в услугах общественного питания.

1.4.2. Объекты профессиональной деятельности.

Объектами профессиональной деятельности менеджера являются услуги общественного питания и процессы, обеспечивающие их предоставление, информационное обеспечение доведения продукции и услуг от изготовителя (исполнителя) до потребителя.

1.4.3. Виды профессиональной деятельности.

Менеджер по специальности 2311 Организация обслуживания на предприятиях общественного питания в соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой может осуществлять следующие виды деятельности:

  • организационно-управленческую;

  • маркетинговую;

  • контрольную;

  • деятельность по оказанию услуг.


2. Требования к уровню подготовки менеджера по специальности
2311 Организация обслуживания на предприятиях общественного питания



2.1. Общие требования к образованности


Менеджер отвечает следующим требованиям:

  • владеет основами гуманитарных и социально-экономических наук, умеет использовать полученные знания и методы этих наук в профессиональной и иной деятельности;

  • знает основы Конституции Российской Федерации, этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей природной среде;

  • обладает культурой мышления, владеет государственным языком Российской Федерации - русским, грамотно использует профессиональную лексику, способен применять знание иностранного языка в своей профессиональной деятельности;

  • имеет целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в природе и обществе, необходимых для решения профессиональных задач с учетом технико-технологических, социально-экономических, экологических факторов;

  • имеет представление о здоровом образе жизни, владеет умениями, навыками физического совершенствования;

  • понимает сущность и социальную значимость своей профессии, обладает чувством профессиональной ответственности за результаты своего труда;

  • готов при реализации профессиональных функций решать поставленные задачи, требующие анализа ситуации и выбора решений;

  • умеет рационально организовать свой труд, в том числе планировать работу, анализировать ее результаты, организовывать рабочее место;

  • готов к применению компьютерной техники в сфере профессиональной деятельности;

  • готов к взаимодействию с коллегами по работе, знаком с методом управления и организации работы коллектива;

  • психологически готов к изменению вида и характера профессиональной деятельности, осознает необходимость повышения квалификации, способен к самостоятельному овладению дополнительными знаниями в области профессиональной деятельности.


2.2. Требования к уровню подготовки выпускника по дисциплинам и производственной (профессиональной) практике


По общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам

менеджер должен

в области философии:

  • иметь представление о философских, научных и религиозных картинах мира, смысле жизни человека; формах человеческого сознания и особенностях его проявления в современном обществе, о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, общества, цивилизации;

  • иметь представление о роли науки и научного познания, его структуре, формах и методах, социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологии;

  • иметь представление о биологическом и социальном, телесном и духовном началах в человеке, о сущности сознания, сознательного и бессознательного в его поведении;

  • иметь представление об условиях формирования личности, ее свободы и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей природной среды;

  • знать нравственные нормы регулирования отношений между людьми в обществе;

в области экономики:

  • знать общие положения экономической теории;

  • иметь представление об основах макро- и микроэкономики, о налоговой, денежно-кредитной, социальной и инвестиционной политике;

  • уметь находить и использовать экономическую информацию, необходимую для ориентации в своей профессиональной деятельности;

  • иметь представление об экономической ситуации в стране и за рубежом;

в области социологии и политологии:

  • иметь представление о социологическом подходе в понимании закономерностей в развитии и функционирования общества и личности;

  • иметь представление о социальной структуре, социальном расслоении, социальном взаимодействии и об основных социальных институтах общества;

  • знать особенности процесса социализации личности, формы регуляции и саморегуляции социального поведения;

  • иметь представление о социальных движениях и других факторах социального изменения и развития;

  • иметь представление о сущности власти, субъектах политики, политических отношениях и процессах (в России и в мире в целом);

  • иметь представление о политических системах и политических режимах;

в области права:

  • знать права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации;

  • иметь представление об основах государственного, административного, гражданского, трудового, семейного, уголовного права Российской Федерации;

  • знать правовые и нравственно-этические нормы в сфере профессиональной деятельности;

  • уметь использовать нормативно-правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность специалиста;

в области физической культуры:

  • иметь представление о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;

  • знать основы физической культуры и здорового образа жизни;

  • уметь использовать физкультурно-спортивную деятельность для укрепления здоровья, жизненных и профессиональных целей, самоопределения в физической культуре.


По математическим и общим естественнонаучным дисциплинам

менеджер должен

в области математики и информатики:

иметь представление:

  • о месте и роли математики в современном мире, общности ее понятий и представлений;

  • о методах и средствах сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;

  • о методах математического моделирования и технологии решения задач с использованием ЭВМ;


знать и уметь использовать:

  • математические методы при решении прикладных задач;

  • простые математические модели систем и процессов в сфере профессиональной деятельности;

  • методы работы с вычислительной техникой при решении графических, проектных и расчетных задач;


иметь опыт:

  • использования вычислительной техники и программного обеспечения применительно к практической деятельности;

в области экологии:

иметь представление:

  • о современном состоянии биосферы и глобальных проблемах окружающей среды;

  • о принципах природопользования;

  • о видах и формах международного сотрудничества по охране окружающей среды и основных международных программах в этой области;


знать:

  • правовые вопросы экологической безопасности.


По общепрофессиональным дисциплинам

менеджер должен


иметь представление:

  • об основных направлениях государственной экономической политики;

  • о состоянии и направлениях развития рыночных отношений;

  • об основных концепциях рыночной деятельности, сегментировании рынка товаров и услуг;

  • о направлениях научно-технического прогресса в отрасли;

  • о современном состоянии и негативных факторах среды обитания, принципах обеспечения безопасности взаимодействия человека со средой обитания;


знать:

  • правовые основы профессиональной деятельности;

  • виды, функции, сущность и принципы рынка, формы и виды собственности;

  • виды планов, их содержание, основные этапы бизнес-планирования; методы экономического обоснования планов;

  • основные экономические показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

  • классификацию и показатели издержек производства и обращения; источники и назначение доходов и прибыли, формы оплаты труда;

  • цели, задачи, объекты, субъекты маркетинга; маркетинговую окружающую среду; средства и методы маркетинговой деятельности; стратегию ценообразования;

  • основные понятия, цели, задачи, объекты, средства, методы, правовую базу стандартизации, метрологии, сертификации; особенности сертификации услуг общественного питания;

  • виды учета, бухгалтерский баланс и систему счетов, их взаимосвязь; документы хозяйственных операций; бухгалтерскую отчетность; порядок проведения и оформления инвентаризации; механизм ценообразования на продукцию и услуги;

  • сущность денежного обращения, финансовую, кредитную и налоговую систему;

  • тенденции развития международной валютной системы; формы и правила валютных расчетов, виды валюты и платежных документов;

  • особенности профессиональной этики сферы обслуживания; психологию личности и деятельности; психологическое и этическое содержание профессионального общения; межличностные взаимодействия в деловом общении; речевой этикет; способы регулирования конфликтных ситуаций; взаимодействие в группе;

  • лексический (2500-2900 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для различных форм общения (устного и письменного) на иностранном языке, чтения и перевода иностранных текстов профессиональной направленности;

  • средства современной оргтехники, их использование в профессиональной деятельности; требования к составлению и оформлению управленческой документации; организацию работы с документами и корреспонденцией; порядок составления, оформления, регистрации и хранения документов и дел; правила и методику ведения компьютерного делопроизводства;

  • возможности, принципы, методику применения АСОИ в профессиональной деятельности;

  • классификацию и ассортимент продовольственных товаров, их химический состав и пищевую ценность, технологические и потребительские свойства; требования к качеству;

  • основы физиологии питания, санитарии и гигиены; санитарно-гигиенические требования к процессам обслуживания потребителей и оказания различных услуг на предприятиях общественного питания;

  • методы обеспечения безопасности жизнедеятельности; меры по экологической безопасности предприятий общественного питания и охране окружающей среды; способы и средства защиты при авариях, пожарах и др. стихийных бедствиях;


уметь:

  • применять правовые нормы, регулирующие защиту прав потребителей, предприятия, трудового коллектива;

  • рассчитывать и анализировать основные экономические показатели хозяйственной деятельности предприятия, составлять бизнес-план;

  • собирать и анализировать маркетинговую информацию; проводить маркетинговые исследования; осуществлять политику ценообразования;

  • проводить и документально оформлять учет товаров и денежных средств, хозяйственные операции, инвентаризацию;

  • работать со стандартами, осуществлять контроль за соблюдением обязательных требований нормативных документов; пользоваться средствами измерений;

  • распознавать виды валют; оформлять платежные документы при валютных расчетах;

  • использовать знания профессиональной этики при обслуживании потребителей; предотвращать и регулировать конфликтные ситуации, психологически грамотно строить беседу;

  • вести беседы-диалоги профессиональной направленности на иностранном языке;

  • использовать средства современной оргтехники;

  • правильно оформлять и регистрировать документы, вести дела с использованием компьютерной технологии;

  • давать товароведную характеристику основных групп продовольственных товаров;

  • контролировать соблюдение санитарно-гигиенических требований к обслуживающему персоналу и процессам оказания услуг.

  • использовать АСОИ в профессиональной деятельности.


По специальным дисциплинам

менеджер должен


знать:

  • особенности функционирования предприятий общественного питания;

  • организационно-правовые формы и классификацию предприятий общественного питания, отличительные особенности их отдельных типов и классов, организацию снабжения, складского и тарного хозяйства; нормативную базу деятельности предприятий;

  • структуру предприятия, назначение и организацию его подразделений и служб; суть производственного и технологического процессов на предприятии, их элементы; принципы организации процессов производства продукции и труда на предприятии; назначение и содержание нормативной и технологической документации;

  • функции и принципы управления, их особенности и взаимосвязь; организацию, структуру, методы и стили управления; психологические аспекты управленческой деятельности; организацию принятия управленческих решений, их содержание, виды, предъявляемые требования, методы оптимизации;

  • основные правила и нормы международного сервиса; классификацию услуг общественного питания и общие требования к ним; формы, методы, средства, организацию и технику обслуживания потребителей на предприятиях различных типов и классов; материально-техническое обеспечение обслуживания; правила составления меню, прейскурантов, карт вин; порядок предоставления различных услуг; правила оформления расчетов за обслуживание и оказание услуг; требования к обслуживанию и обслуживающему персоналу; организацию труда обслуживающего персонала;

  • систему управления трудовыми ресурсами; стили управления; кадровую политику предприятия, трудовой потенциал: формирование, развитие, использование; методы оценки эффективности управления персоналом;

  • основные принципы технологии кулинарной продукции; способы и приемы кулинарной обработки; классификацию, ассортимент, характеристику, особенности приготовления, требования к качеству кулинарной и кондитерской продукции; правила отпуска готовой продукции;

  • виды баров, их планировку, оснащение, информационное обеспечение деятельности; ассортимент реализуемой продукции; рецептуру, характеристику, технологию и приемы приготовления и оформления основных групп коктейлей, требования к качеству; правила и технику обслуживания в различных барах; порядок расчета с клиентами;

  • отдельные группы торгово-технологического оборудования, его классификацию, назначение, требования, особенности устройства; правила безопасной эксплуатации; причины возникновения и профилактику производственного травматизма и профзаболеваний; основные мероприятия по охране труда и технике безопасности;

  • основы эстетики и дизайна; эстетические элементы формирования культурного уровня персонала; правила применения принципов дизайна при обслуживании;

  • основные понятия в области качества; требования к качеству услуг общественного питания; назначение контроля качества услуг; виды и методы контроля; правила проведения контроля качества;


уметь:

  • использовать нормативную, правовую документацию и справочный материал в профессиональной деятельности;

  • анализировать и оценивать производственную инфраструктуру предприятия; составлять и заключать договора на поставку товаров; разрабатывать структуру производства, схемы производственного и технологического процессов на предприятии;

  • формировать персонал предприятия и организационные структуры управления; принимать рациональные управленческие решения; осуществлять планирование и контроль в процессе управления; эффективно использовать кадровые ресурсы;

  • организовывать обслуживание потребителей в различных предприятиях общественного питания с учетом правил и норм международного сервиса, современных технологий, форм и методов обслуживания; оказывать услуги с учетом запросов разных категорий потребителей; составлять и оформлять меню, прейскуранты, карты вин; организовывать труд обслуживающего персонала; использовать средства информации для повышения эффективности предлагаемых услуг, формирования на них спроса;

  • учитывать принципы эстетики и дизайна при организации обслуживании;

  • распознавать ассортимент, определять по отличительным признакам вид и качество готовой кулинарной и кондитерской продукции;

  • приготавливать и отпускать основной ассортимент продукции баров;

  • осуществлять и оформлять различные формы расчетов с клиентами;

  • подбирать и эксплуатировать некоторые виды торгово-технологического оборудования с соблюдением правил безопасности; осуществлять мероприятия по предупреждению производственного травматизма и профзаболеваний; расследовать несчастные случаи и документально оформлять их;

  • применять рациональные методы контроля, оценки качества и идентификации услуг;

  • управлять персоналом структурного подразделения предприятия, проводить его деловую оценку; решать организационные задачи, стоящие перед коллективом.

  1   2   3


Похожие:

Российской Федерации Институт проблем развития среднего профессионального образования iconРоссийской Федерации Институт проблем развития среднего профессионального образования
Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания...
Российской Федерации Институт проблем развития среднего профессионального образования iconРоссийской Федерации Институт проблем развития среднего профессионального образования
Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания...
Российской Федерации Институт проблем развития среднего профессионального образования iconРоссийской Федерации Институт проблем развития среднего профессионального образования
Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания...
Российской Федерации Институт проблем развития среднего профессионального образования iconРоссийской Федерации Институт проблем развития среднего профессионального образования утвержден минобразованием России
Енный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню...
Российской Федерации Институт проблем развития среднего профессионального образования iconРоссийской Федерации Институт проблем развития среднего профессионального образования утвержден минобразованием России
Разовательный стандарт среднего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки...
Российской Федерации Институт проблем развития среднего профессионального образования iconРоссийской Федерации Институт проблем развития среднего профессионального образования утвержден минобразованием России
Енный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню...
Российской Федерации Институт проблем развития среднего профессионального образования iconРоссийской Федерации Институт проблем развития среднего профессионального образования
Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания...
Российской Федерации Институт проблем развития среднего профессионального образования iconГосударственный образовательный стандарт среднего институт проблем развития среднего профессионального образования профессионального образования. Государственные требования
Российской Федерации от 2 июля 2001 г. №2572 «Об утверждении государственного образовательного стан- дарта среднего профессионального...
Российской Федерации Институт проблем развития среднего профессионального образования iconРоссийской Федерации Институт проблем развития среднего профессионального образования утвержден минобразованием России 23 апреля
Рт среднего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности...
Российской Федерации Институт проблем развития среднего профессионального образования iconРоссийской Федерации Институт проблем развития среднего профессионального образования утвержден минобразованием России
Рственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню...
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница