Российской Федерации Институт проблем развития среднего профессионального образования утвержден минобразованием России




НазваниеРоссийской Федерации Институт проблем развития среднего профессионального образования утвержден минобразованием России
страница1/4
Дата конвертации14.10.2012
Размер0.68 Mb.
ТипГосударственный образовательный стандарт
  1   2   3   4
Министерство образования Российской Федерации

Институт проблем развития среднего профессионального образования


УТВЕРЖДЕН

Минобразованием России

14 марта 2002 г.

Регистрационный № 04-2303-Б




ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников

по специальности


2303 Сервис по химической обработке изделий

(базовый уровень среднего профессионального образования)

Квалификация – технолог




Вводится в действие с 1 сентября 2002 г.


Москва – 2002 г.


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 2302 Сервис по химической обработке изделий (базовый уровень среднего профессионального образования). – М.: ИПР СПО, 2002. 44 с.


© Институт проблем развития среднего профессионального образования, 2002


1. Общая характеристика специальности

2303 Сервис по химической обработке изделий


1.1. Специальность 2303 Сервис по химической обработке изделий утверждена приказом Министерства образования Российской Федераций от 2 июля 2001 г. № 2572 «Об утверждении государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования – Классификатора специальностей среднего профессионального образования».


1.2. Формы освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности 2303 Сервис по химической обработке изделий:

очная,

очно-заочная (вечерняя),

заочная,

экстернат.


1.3. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности при очной форме обучения, образовательная база приема.

Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы при очной форме обучения:

  • на базе среднего (полного) общего образования – 2 года 10 месяцев;

  • на базе основного общего образования – 3 года 10 месяцев1.

Абитуриент при поступлении должен иметь один из документов:

  • аттестат о среднем (полном) общем образовании;

  • аттестат об основном общем образовании;

  • диплом о начальном профессиональном образовании с указанием о полученном уровне общего образования и оценками по дисциплинам Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений;

  • документ об образовании более высокого уровня.


1.4. Квалификация выпускника – технолог.


1.5. Квалификационная характеристика выпускника.

Выпускник должен быть готов к профессиональной деятельности по организации и осуществлению процессов химической обработки изделий (чистки и крашения текстильных и кожевенно-меховых изделий, стирки белья) в качестве технолога в организациях сферы сервиса, в научно-исследовательских организациях.


Основные виды деятельности технолога:


производственно-технологическая – выбор методов и режимов обработки изделий в соответствии с разработанным технологическим процессом; контроль за всеми операциями технологического процесса и эффективным использованием оборудования и химических материалов; эксплуатация технологического оборудования; экспертиза химических препаратов и красителей; выявление и анализ причин брака и определение способов его устранения; консультации и помощь специалистам более низкой квалификации; внедрение прогрессивных технологических процессов; участие в испытаниях нового технологического оборудования; участие в апробации проектируемых технологических процессов;


организационно-управленческая – организация сервисной деятельности, контактной зоны для общения с потребителями услуг; организация приема заказов на оказание услуг; принятие управленческих решений по оказанию услуг; нахождение компромисса с потребителем по возможностям и требуемому качеству оказания услуг; организация работы бригады исполнителей; участие в расчете технико-экономических показателей деятельности производственного участка, цеха; организация и ведение документационного обеспечения управления; использование компьютерной техники в профессиональной деятельности; обеспечение техники безопасности на производственном участке;


сервисная – анализ заказов на услуги; определение оптимальных возможностей и методов оказания услуг; обеспечение необходимого качества оказываемых услуг; согласование и доведение услуг до потребителя, применение инноваций в профессиональной деятельности.


Выпускник должен уметь: распознавать волокнистый состав текстильных материалов, натуральные и искусственные кожевенно-меховые материалы, пятнообразующие вещества на изделиях; выбирать химические препараты; использовать технологическое оборудование предприятий по химической обработке изделий; выбирать режимы обработки изделий (чистки, крашения, стирки и др.); соблюдать основы профессиональной этики и психологии делового общения; пользоваться нормативной и справочной литературой; осуществлять контроль качества услуг; рассчитывать основные технико-экономические показатели, оценивать эффективность производственной деятельности; использовать информационные технологии в профессиональной деятельности; анализировать и оценивать состояние техники безопасности на предприятии.


Выпускник должен знать: схемы прохождения заказов; основные положения действующей нормативной документации; современный ассортимент и свойства текстильных и кожевенно-меховых материалов; методы распознавания волокнистого состава текстильных материалов, натуральных и искусственных кожевенно-меховых материалов и пятнообразующих веществ на изделиях; современные виды и физико-химические свойства химических материалов и технические требования, предъявляемые к ним; методику нормирования расхода материалов, топлива, энергии на основные виды работ по химической обработке изделий; назначение и принципы работы современного технологического оборудования; основные правила построения чертежей и схем; теоретические основы и традиционные и новейшие технологии всех видов химической обработки текстильных и кожевенно-меховых изделий; режимы обработки изделий; принципы выбора технологического оборудования и химических материалов; методы технической экспертизы химических препаратов и красителей; причины технологического брака в процессе химической обработки изделий, методы его оценки, предупреждения и устранения; этику делового общения; основы сервисной деятельности; правила обслуживания населения; документационное обеспечение управления; основы экономики отрасли и предприятия, принципы организации предприятия и управления им; основные показатели производственно-хозяйственной деятельности предприятия; основы информационных технологий и их применение в профессиональной деятельности; правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.


1.6. Возможности продолжения образования выпускника.

Выпускник, освоивший основную профессиональную образовательную программу среднего профессионального образования по специальности 2303 Сервис по химической обработке изделий, подготовлен:

  • к освоению основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования повышенного уровня;

  • к освоению основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования;

  • к освоению основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования по специальности 230700 Сервис в сокращенные сроки.


2. Требования к уровню подготовки выпускника

по специальности 2303 Сервис по химической обработке изделий


2.1. Общие требования к образованности выпускника


Выпускник должен:

  • понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

  • иметь представление о современном мире как духовной, культурной, интеллектуальной и экологической целостности; осознавать себя и свое место в современном обществе;

  • знать основы Конституции Российской Федерации, этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, обществу и природе; уметь учитывать их при решении профессиональных задач;

  • обладать экологической, правовой, информационной и коммуникативной культурой, элементарными умениями общения на иностранном языке;

  • обладать широким кругозором; быть способным к осмыслению жизненных явлений, к самостоятельному поиску истины, к критическому восприятию противоречивых идей;

  • быть способным к системному действию в профессиональной ситуации; к анализу и проектированию своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности;

  • быть готовым к проявлению ответственности за выполняемую работу, способным самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной деятельности;

  • быть способным к практической деятельности по решению профессиональных задач в организациях различных организационно-правовых форм; владеть профессиональной лексикой;

  • быть способным научно организовать свой труд, готовым к применению компьютерной техники в сфере профессиональной деятельности;

  • быть готовым к позитивному взаимодействию и сотрудничеству с коллегами;

  • быть готовым к постоянному профессиональному росту, приобретению новых знаний;

  • обладать устойчивым стремлением к самосовершенствованию (самопознанию, самоконтролю, самооценке, саморегуляции и саморазвитию); стремиться к творческой самореализации;

  • знать основы предпринимательской деятельности и особенности предпринимательства в профессиональной сфере;

  • иметь научное представление о здоровом образе жизни, владеть умениями и навыками физического совершенствования.


2.2. Требования к уровню подготовки выпускника по дисциплинам


По общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам

выпускник должен


в области философии:

  • иметь представление о философских, научных и религиозных картинах мира, смысле жизни человека, формах человеческого сознания и особенностях его проявления в современном обществе, о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, общества, цивилизации;

  • иметь представление об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей природной среды;

  • иметь представление о роли науки, научного познания и его структуре, формах и методах, социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологии;


в области права:

  • знать основные положения Конституции Российской Федерации;

  • иметь представление об основных отраслях права Российской Федерации;

  • знать права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации;

  • уметь использовать необходимые нормативно-правовые документы;


в области русского языка и культуры речи:

  • знать различия между языком и речью, функции языка как средства формирования и трансляции мысли;

  • знать нормы русского литературного языка, специфику устной и письменной речи, правила продуцирования текстов разных деловых жанров;

  • уметь строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами;

  • уметь анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности; устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи;

  • уметь пользоваться словарями русского языка;


в области иностранного языка:

  • владеть лексическим (1200-1400 лексических единиц) и грамматическим минимумом, необходимым для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности;

  • обладать элементарными умениями общения на иностранном языке;


в области физической культуры:

  • иметь представление о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; знать основы здорового образа жизни;

  • уметь использовать физкультурно-спортивную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей, самоопределения в физической культуре;


в области социальной психологии2:

  • знать закономерности общения, социально-психологические феномены группы и общества, пути социальной адаптации личности;

  • уметь пользоваться простейшими приемами саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;


в области экономики:

  • знать общие положения экономической теории;

  • иметь представление об основах микро- и макроэкономики, экономической ситуации в стране и за рубежом, о денежно-кредитной и налоговой политике;

  • уметь находить и использовать необходимую экономическую информацию;


в области социологии и политологии:

  • иметь представление о социологическом подходе в понимании закономерностей функционирования и развития общества и личности;

  • иметь представление о социальной структуре, социальной мобильности, социальном взаимодействии и об основных социальных институтах общества;

  • иметь представление о социальных движениях и других факторах социального изменения и развития;

  • иметь представление о сущности власти, субъектах политики, политических отношениях и процессах (в России и в мире в целом).


По математическим и общим естественнонаучным дисциплинам

выпускник должен


в области математики:

  • иметь представление о роли и месте математики в современном мире, общности ее понятий и представлений;

  • знать основные понятия и методы дискретной математики, теории вероятностей и математической статистики;

  • знать и уметь использовать математические методы при решении прикладных задач;


в области информатики:

  • иметь представление об основных этапах решения задач с помощью ЭВМ, методах и средствах сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;

  • иметь представление о программном и аппаратном обеспечении вычислительной техники, о компьютерных сетях и сетевых технологиях обработки информации, о методах защиты информации;

  • знать основные понятия автоматизированной обработки информации, знать общий состав и структуру персональных ЭВМ и вычислительных систем;

  • знать базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ;

  • уметь использовать изученные прикладные программные средства;


в области экологических основ природопользования:

  • иметь представление о взаимосвязи организмов и среды обитания;

  • иметь представление об условиях устойчивого состояния экосистем и причинах возникновения экологического кризиса;

  • иметь представление о природных ресурсах России и мониторинге окружающей среды;

  • иметь представление об экологических принципах рационального природопользования.


По общепрофессиональным дисциплинам

выпускник должен


иметь представление:

  • о месте сервиса в жизнедеятельности человека;

  • о принципах удовлетворения потребностей человека;

  • о способах и формах оказания услуг;

  • об этике, эстетике и культуре обслуживания в сфере сервиса;

  • о влиянии психологических факторов на формирование профессиональных качеств специалиста сферы сервиса;

  • о Государственной системе документационного обеспечения управления;

  • о принципах маркетинга;

  • об объектах и субъектах предпринимательства;

  • о системах автоматического управления, регулирования и контроля технологических процессов;

  • о теоретических основах органической, аналитической, физической и коллоидной химии;

  • о взаимосвязи свойств и применения различных органических и неорганических веществ при химической обработке изделий;


знать:

  • правила обслуживания населения;

  • нормы и правила профессионального поведения и делового этикета;

  • психологические особенности делового общения и его специфику в сфере сервиса;

  • основные понятия и определения метрологии, стандартизации и сертификации;

  • основные положения Государственной системы стандартизации Российской Федерации и систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических стандартов;

  • систему документационного обеспечения управления;

  • стратегию маркетинга;

  • законодательные и нормативные документы, регламентирующие предпринимательскую деятельность;

  • основные правила построения и оформления чертежей и схем;

  • электромеханические характеристики работы технологического оборудования, применяемого на предприятиях сервиса по химической обработке изделий;

  • принципы автоматического управления технологическим оборудованием;

  • основные направления комплексной механизации и автоматизации предприятий сервиса по химической обработке изделий;

  • основы теории химического строения органических соединений и их классификацию;

  • характерные химические свойства важнейших классов органических соединений;

  • практическое применение отдельных представителей основных классов органических соединений;

  • методы качественного и количественного анализа химического состава вещества;

  • основные законы физической и коллоидной химии;


уметь:

  • использовать различные средства делового общения;

  • управлять конфликтами и стрессами в процессе профессиональной деятельности;

  • применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов;

  • применять документацию систем качества;

  • применять основные правила и документы системы сертификации Российской Федерации;

  • оформлять документацию в соответствии с требованиями документационного обеспечения управления;

  • организовывать маркетинговые исследования;

  • составлять договоры и претензионные документы;

  • читать чертежи отдельных деталей;

  • оформлять проектно-конструкторскую, технологическую и другую техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой;

  • производить расчет основных электромеханических характеристик технологического оборудования;

  • снимать и оценивать показания приборов;

  • определять качественными реакциями органические вещества;

  • производить анализ химического состава вещества различными методами; производить расчеты в объемном анализе;

  • работать с аналитическими весами;

  • производить расчеты кинетических параметров реакций химического равновесия;

  • выполнять физико-химические эксперименты и анализировать их;

  • в области правового обеспечения профессиональной деятельности:

  • иметь представление о правовом положении субъектов правоотношений в сфере профессиональной деятельности;

  • знать права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности;

  • знать законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной деятельности;

  • уметь защищать свои права в соответствии с трудовым законодательством;


в области экономики отрасли:

  • иметь представление об основных аспектах развития отрасли, организации (предприятия) как хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;

  • знать организацию производственного и технологического процессов;

  • знать материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы отрасли, организации (предприятия), показатели их эффективного использования;

  • знать механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных условиях;

  • знать методику разработки бизнес-плана;

  • знать и уметь рассчитывать по принятой методологии основные технико-экономические показатели производственной деятельности организации;


в области менеджмента:

  • иметь представление о современном менеджменте;

  • знать функции, виды и психологию менеджмента;

  • знать основы организации работы коллектива исполнителей;

  • знать принципы делового общения в коллективе;

  • знать информационные технологии в сфере управления производством;

  • знать особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;


в области безопасности жизнедеятельности:

  • знать принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях;

  • уметь организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

  • знать основы военной службы и обороны государства;

  • иметь представление о медицинских знаниях;


в области охраны труда:

  • знать особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности, правовые, нормативные и организационные основы охраны труда на предприятии;

  • уметь проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности;

  • уметь использовать экобиозащитную технику.


По специальным дисциплинам

выпускник должен


знать:

  • виды, состав, строение и свойства текстильных и кожевенно-меховых материалов;

  • физико-химические свойства химических препаратов и требования, предъявляемые к ним;

  • устройство, принципы работы и правила эксплуатации технологического оборудования;

  • виды химической обработки текстильных изделий и схемы технологических процессов;

  • операции по подготовке изделий к химической обработке;

  • технологические процессы и режимы химической обработки текстильных изделий, их физико-химическую сущность;

  • причины технологического брака на различных операциях химической обработки изделий, методы его оценки, предупреждения и устранения;

  • особенности и проблемы химической обработки изделий из кожи и меха;

  • методы экспертизы химических препаратов и красителей;

  • состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в сфере сервиса;


уметь:

  • определять волокнистый состав текстильных материалов;

  • различать меховые шкурки в полуфабрикатах и изделиях;

  • различать искусственный мех (по способам получения), натуральные и искусственные одежные кожи;

  • определять показатели качества химических препаратов и красителей;

  • определять основные эксплуатационные показатели технологического оборудования;

  • использовать технологическое оборудование;

  • определять пятнообразующие вещества на изделиях;

  • подбирать технологические режимы химической обработки текстильных и кожевенно-меховых изделий;

  • выполнять операции по подготовке и проведению химической обработки изделий;

  • выявлять и устранять причины технологического брака;

  • проводить экспертизу химических препаратов и красителей (химический анализ и расчеты);

  • использовать программное обеспечение, компьютерные и телекоммуникационные средства.

  1   2   3   4


Похожие:

Российской Федерации Институт проблем развития среднего профессионального образования утвержден минобразованием России iconРоссийской Федерации Институт проблем развития среднего профессионального образования утвержден минобразованием России
Енный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню...
Российской Федерации Институт проблем развития среднего профессионального образования утвержден минобразованием России iconРоссийской Федерации Институт проблем развития среднего профессионального образования утвержден минобразованием России
Разовательный стандарт среднего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки...
Российской Федерации Институт проблем развития среднего профессионального образования утвержден минобразованием России iconРоссийской Федерации Институт проблем развития среднего профессионального образования утвержден минобразованием России
Енный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню...
Российской Федерации Институт проблем развития среднего профессионального образования утвержден минобразованием России iconРоссийской Федерации Институт проблем развития среднего профессионального образования утвержден минобразованием России
Твенный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню...
Российской Федерации Институт проблем развития среднего профессионального образования утвержден минобразованием России iconРоссийской Федерации Институт проблем развития среднего профессионального образования утвержден минобразованием России
Нный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки...
Российской Федерации Институт проблем развития среднего профессионального образования утвержден минобразованием России iconРоссийской Федерации Институт проблем развития среднего профессионального образования утвержден минобразованием России
Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания...
Российской Федерации Институт проблем развития среднего профессионального образования утвержден минобразованием России iconРоссийской Федерации Институт проблем развития среднего профессионального образования утвержден минобразованием России 23 апреля
Рт среднего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности...
Российской Федерации Институт проблем развития среднего профессионального образования утвержден минобразованием России iconРоссийской Федерации Институт проблем развития среднего профессионального образования утвержден минобразованием России
Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания...
Российской Федерации Институт проблем развития среднего профессионального образования утвержден минобразованием России iconРоссийской Федерации Институт проблем развития среднего профессионального образования утвержден минобразованием России 21февраля
Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания...
Российской Федерации Институт проблем развития среднего профессионального образования утвержден минобразованием России iconРоссийской Федерации Институт проблем развития среднего профессионального образования утвержден минобразованием России
Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания...
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница