Программа курса регионального компонента «основы проектирования»




Скачать 373.74 Kb.
НазваниеПрограмма курса регионального компонента «основы проектирования»
страница1/4
Дата конвертации14.10.2012
Размер373.74 Kb.
ТипПрограмма курса
  1   2   3   4
Голуб Г.Б., руководитель сектора

«Модернизация образовательных ресурсов» ЦПО,

Ерёмина А.П., заведующая отделением

довузовской подготовки

Международного института рынка,

Туркин А.К., заместитель директора

МОУ Медико-технический лицей г. Самары


Программа курса регионального компонента

«ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ»

для старшей школы


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Региональный компонент содержания образования должен обеспечивать реализацию основных направлений образовательной политики субъекта РФ, которая нацелена на решение средствами образования задач, относящихся к социально-экономической сфере региона. Постановление Правительства Самарской области от 19 мая 2004 года определило запрос к системе образования в форме Концепции компетентностно-ориентированного образования. Ключевые компетентности учащихся рассматриваются как наиболее актуальный для Самарской области в современный условиях результат образования. Исходя из этого, образовательный процесс в школе следует преобразовать так, чтобы возникали пространства для осуществления основных этапов формирования компетентностей школьников.

В образовательном учреждении созданию естественной среды (то есть условий деятельности, максимально приближенных к реальным) для формирования ключевых компетентностей способствует введение метода проектов, который, на наш взгляд, является базовой компетентностно-ориентированной образовательной технологией.

Под проектом в этом случае подразумевается специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий по решению личностно значимой для учащегося проблемы, завершающихся созданием продукта. Под методом проектов – технология организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, а также как технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося. Таким образом, метод проектов обеспечивает опыт соорганизации учащимся своих внутренних и внешних ресурсов для достижения поставленной им цели, т.е. представляет собой организованную в рамках учебного процесса деятельность, в которой формируются и проявляются его ключевые компетентности.

Современная школа успешно формировала ряд внутренних ресурсов учащегося – его знания, умения, навыки. Однако в образовательном процессе не было специального места для формирования такого ресурса, как освоенные способы деятельности, применимые в различных ситуациях к различным объектам. Этот пробел восполнил курс регионального компонента «Основы проектной деятельности» для основной школы.

Процесс формирования ключевых компетентностей учащегося можно представить как:

  • постепенное освоение отдельных элементов компетентностей (способов деятельности),

  • рост степени интеграции данных элементов и внутренних и внешних ресурсов в деятельности учащегося,

  • увеличение самостоятельности учащегося в планировании и реализации собственных действий.

Поэтому курс, поддерживающий формирование ключевых компетентностей учащихся через проектную деятельность, на следующем этапе обучения – на старшей ступени – должен обеспечить учащемуся возможность интегрировать в своей деятельности освоенные ранее способы, самостоятельно встроить их в алгоритм разработки и реализации проекта.

Следует также помнить, что одной из задач обучения на старшей ступени является предоставление учащимся возможности спроектировать свое будущее и сформировать необходимые ресурсы для осуществления осознанного профессионального и образовательного выбора (профилизация старшей школы).

В силу того, что период «проектирования будущего» наступает в возрасте около 14 лет, а единственной областью, где такие размышления могут перейти из разряда «мечтаний» в разряд целеполагания, является образование, важно вывести учащегося через образовательные ситуации на проживание ситуаций социальных. Это тем более важно, что образ идеального будущего формируется в раннем юношеском возрасте под влиянием успешного настоящего. Поэтому необходимо, чтобы помимо «академического настоящего» у старшеклассника появился опыт реальной деятельности в рамках наиболее общих профессиональных направлений с тем, чтобы он смог примерить на себя не столько профессиональную, сколько социально-профессиональную роль.

Поэтому курс, поддерживающий формирование ключевых компетентностей учащихся через проектную деятельность, на старшей ступени обучения должен предоставить учащемуся возможность сформировать и реализовать проектный замысел в той или иной сфере деятельности, освоив соответствующие способы деятельности в системе.

Таким образом, интеграция курса «Основы проектирования» и собственно проектной деятельности учащихся, осуществляемой в рамках реализации метода проектов, в старшей школе осуществляется несколько иначе, чем курса «Основы проектной деятельности» в основной школе.

В основной школе модули представляют собой тренинги, проводимые учителем, а освоенные способы деятельности применяются при разработке и реализации проектов при сопровождении руководителя проекта. Поскольку предметом освоения в старшей школе становится полный проектный цикл, учащийся нуждается в сопровождении со стороны того педагога, который ведет курс «Основы проектирования». Поэтому интеграция становится более полной: учащиеся осваивают определенные способы деятельности в классно-урочном формате, затем реализуют их самостоятельно (индивидуально или в группе), работая над собственным проектом и получая консультации у педагога, ведущего данный курс. Таким образом, в учебно-тематическом планировании курса выделяется 17 часов на урочную работу и 17 часов на индивидуальные и групповые консультации учащихся данной группы (класса) по конкретному содержанию их проектов. Учитывая большой объем самостоятельной работы учащегося, предлагается выделить часы на его самостоятельную работу из часов, отводимых на проектную деятельность и считать разрабатываемый и реализуемый в рамках освоения курса проект одним из двух проектов, обязательных для учащегося1.

По своей структуре курс «Основы проектирования» не является систематическим и сквозным, а состоит из отдельных модулей. Модуль программы регионального компонента понимается как логически законченная единица содержания образования.

Курс «Основы проектирования» представлен избыточным набором модулей. Каждый модуль автономен и самодостаточен. При этом следует понимать, что общая логика осваиваемой деятельности – проектная логика – дублируется. Но акцент в изучении модуля делается на специфику ведущей деятельности. Предлагаются следующие модули:

  • Инженерный проект.

  • Социальный проект.

  • Исследовательский проект

  • Бизнес-план.

  • Технологический проект.

Предполагается, что данные модули будут представлены в учебном плане школы в статусе элективных курсов регионального компонента. Т.е. учащийся будет иметь возможность выбора осваиваемого курса, основываясь на своих приоритетах. При этом он обязан на протяжении обучения в старшей школе выбрать два из пяти модулей. Таким образом, обязательная учебная нагрузка по региональному компоненту учебного плана будет выполнена. Из этого также следует рекомендация организовывать изучение курса «Основы проектирования» не в классах, а во временных группах, сформированных по результатам выбора учащихся, так же, как это должно происходить при изучении элективных курсов.

Следует обратить внимание на то, что, как правило, программы модулей носят рамочный характер, то есть задают структуру организации и содержание модулей в самом общем виде. Тематические блоки описывают элементы содержания модуля, поэтому можно выстраивать программу работы с учетом подготовки и интересов учащихся (например, конкретное содержание деятельности учащихся в рамках изучения модуля «Исследовательский проект» будет существенно отличаться при реализации естественнонаучного и гуманитарного исследования). Таким образом, соблюдается еще одно требование к организации образовательного процесса в рамках компетентностного подхода – регламентируется не процесс, а результат

Принципиальным является интерактивный характер модулей. Работа с учащимися должна проводиться в деятельностном режиме, преимущественно рекомендуются групповые формы работы на занятиях.

Следует обратить внимание на структуру тематического планирования:

  • Содержание темы: включает в себя те способы деятельности, которые должны быть освоены учащимися через разнообразные конкретные приемы и техники,

  • Практическая деятельность учащихся: включает в себя тренинги конкретных приемов и техник, задачи и упражнения, которые отрабатываются фронтально, в группах или индивидуально в пределах класса и урока.

  • Проектная деятельность учащегося: описывает те действия, которые должны быть совершены учащимися самостоятельно в рамках разработки и реализации его проекта, и стать предметом консультаций с учителем.

Планируемые результаты обучения учащихся определены по каждому модулю на основе конкретизации сложных умений, необходимых для работы над проектом, с учетом требований, предъявляемых учащимся при проектной деятельности, с одной стороны, и спецификой того или иного вида деятельности, с другой.

Рекомендуется использовать ситуацию с изучением модулей курса «Основы проектирования» для осуществления оценки разных результатов образования:

Предмет оценки:

Уровень сформированности ключевых компетентностей учащихся

Надпредметные умения, сформированные в рамках изучения курса

Объект оценки

  • рабочие листы портфолио проектной деятельности учащихся (компетентность разрешения проблем),

  • наблюдение за консультацией (информационная компетентность),

  • наблюдение за работой в группах и презентацией (коммуникативная компетентность)

  • учебный продукт – результаты выполнения практических заданий модуля,

  • продукт проектной деятельности учащихся.

Критерии оценки

Критерии оценки уровня сформированности ключевых компетентностей учащихся, рекомендованные министерством образования и науки Самарской области.

Критерии оценки надпредметных умений, заданные в программе модуля

Отметка

Выставляется в графу «проектную деятельность»

Выставляется за предмет «Основы проектирования



БИЗНЕС-ПЛАН



Целью данного модуля является получение учащимися опыта проектирования в коммерческой сфере, позволяющий освоить общие алгоритмы деятельности, связанной с созданием и продвижением нового продукта – товара или услуги в самом широком смысле этих слов.

Принципиальным отличием проектных заданий от учебных, предметных задач и упражнений является практически неограниченное количество способов выполнения каждого проекта, возможность почти неограниченно улучшать качество выполняемого проекта. При этом в условиях рыночной экономики и механизма ценообразования получение даже небольшого конкурентного преимущества за счет найденного нестандартного варианта позволяет добиваться значительных успехов.

Предлагаемый учебный модуль нацелен на освоение таких способов деятельности, которые позволяют учащемуся, используя его социальный опыт, а также уже сделанные открытия и изобретения и применявшиеся при этом методы, разработать бизнес-идею и ее оформить в структурный план, соответствующий нормам бизнес-планирования.

Программа модуля носит рамочный характер, то есть задает структуру организации и содержание модуля в самом общем виде. Тематические блоки описывают отдельные элементы содержания модуля. Поэтому можно выстраивать программу работы с учетом подготовки и интересов учащихся.

В рамках самостоятельной работы над проектом учащиеся используют техники, освоенные в рамках изучения модулей регионального компонента «Основы проектной деятельности» «Анализ ресурсов», «Продвижение продукта на рынке», «Расчет стоимости продукта». Если учащиеся не изучали хотя бы один из указанных модулей необходимо потратить часть времени, отведенного на консультирование для проведения тренинга и освоения минимального числа техник.

Продуктом деятельности учащегося в рамках освоения данного модуля станет собственно проектная разработка в формате бизнес-плана. Несомненно, важной, с точки зрения формирования ключевых компетентностей учащихся, является не только разработка, но и реализация проекта. В рамках освоения данного модуля мы не можем настаивать на реализации бизнес-идеи, поскольку этот процесс может потребовать от учащегося неоправданно большого вложения ресурсов – финансовых, ресурса времени и т.п. Но при этом следует поощрять попытки учащихся реализовать свой бизнес-план, особенно, если речь идет о локальном рынке услуг или о проведении некоммерческого мероприятия на основе самоокупаемости.


Планируемые результаты обучения:

Учащиеся освоят алгоритм разработки бизнес-плана, начиная от стадии выработки идеи, проверки ее жизнеспособности и кончая расчетом необходимых средств для ее реализации, поиском источников финансирования.

Учащиеся получат опыт:

  • разработки бизнес-идеи;

  • планирование деятельности в рамках бизнес-плана;

  • финансового планирования.

Учащиеся освоят техники:

  • определения потребностей;

  • проектирования товара \ услуги;

  • позиционирования товара \ услуги на рынке;

  • разработки производственного и маркетингового планов;

  • анализа конкурентных преимуществ;

  • расчета прибыли \ убытков;

  • планирования движения наличности;

  • анализа альтернативных решений.

Основанием для промежуточного контроля являются задания для практической деятельности учащихся. Необходимо организовать проведение качественной оценки и самооценки, которая может не быть связана с выставлением отметки.

Основанием для итоговой оценки является анализ бизнес-плана, разработанного учащимся (группой учащихся). При этом оценивается не содержание проекта, а корректность реализации алгоритма бизнес-планирования и применения конкретных техник, которая найдет свое отражение в данном документе.

Тематическое планирование


Тема 1. Бизнес-план – проект в системе рынка.

Бизнес–план как рамка осуществления проектной деятельности. Определений назначения и содержания бизнес-плана в рамках реализации коммерческого проекта или проекта, основанного на самоокупаемости. Основные разделы бизнес-плана.

Практическая деятельность учащихся:

анализ бизнес-планов коммерческих и некоммерческих направлений

Предприятие: товар или услуга. Сходство и различия понятий товар и услуга. Процесс проектирования товара. Производство товара и услуги. План производства.

Практическая деятельность учащихся:

дидактическая игра «Выгодная покупка»,

нахождение основной функции товара и поиск дополнительных функций

Рынок. Действие рыночного механизма. Виды рынков, конкуренция. Покупатели и потребители. Сегментация рынка. Понятие рыночной ниши.

Практическая деятельность учащихся:

моделирование рынка олигополии и монополии,

позиционирование товаров (услуги),

дидактическая игра «Автобусная остановка».

Проектная деятельность учащихся:

Разработка бизнес-идеи,

направленной на улучшение товара \ услуги

направленной на разработку товара \ услуги

  • изучение потребностей

  • проведение системного анализа качества товара \ услуги,

  • разработка способа улучшения качества товара \ услуги (с применением техник: идеальное конструкторское решение товара, системный оператор)

  • разработка идеи товара \ услуги с применением традиционных (метод проб и ошибок, комбинирование и перебор вариантов, метод применения всего увиденного) и нетрадиционных (метод фокальных объектов, метод взаимного обмена, метод «обратить вред в пользу», оператор РВС) методов

  • определение стратегии создание нового товара \ услуги: объединение уже имеющихся ресурсов традиционным способом, новым способом, добавление нового ресурса.

  • выбор наилучшего решения (с помощью сетки принятия решения, дерева решений, списка, двумерного списка и т.п.)

Разработка плана производства товара \ услуги


Тема 2. План продвижения товара \ услуги.

Реклама и стимулирование бизнеса. Продвижение товаров \ услуг на рынок. Понятие маркетинговой стратегии. Стимулирования сбыта и реклама: пути сбыта; способы рекламирования; создание имиджа фирмы; целевая аудитория, юридические требования к рекламе.

Сведения о владельце (владельцах) как элемент продвижения товара \ услуги.

Практическая деятельность учащихся:

составление рекламной кампании товаров, выданных на карточках,

составление резюме владельца.

Проектная деятельность учащихся:

Составление плана маркетинга:

  • определение сегмента рынка,

  • анализ конкурентных преимуществ \ недостатков товара \ услуги,

  • составление плана.

Планирование рекламной кампании


Тема 3. Финансовое обоснование.

Финансы. Определение стоимости производства товара или услуги. Определение цены товара или услуги. Определение источников финансирование проекта. Расчет прибылей и убытков за определенный период работы. Прогноз движения наличности.

Практическая деятельность учащихся:

дидактическая игра «Утиная фабрика»,

решение задач на расчет прибыли \ убытков,

решение задач на контроль движения финансовых средств.

Проектная деятельность учащихся:

Финансовое обоснование проекта.


Тема 4. Организация бизнеса.

Организационно-правовые формы предприятия. Анализ различных форм предприятий. Понятие собственности.

Практическая деятельность учащихся:

выбор формы организации бизнеса.

Проектная деятельность учащихся:

Презентация бизнес-плана.


Учебно-тематическое планирование

Тема

Количество часов:

Формы контроля

Аудиторные часы

Часы консультаций

по проекту




Всего

В т.ч. на практ. деят. уч-ся




Бизнес-план – проект в системе рынка

7

5

6

Рефлексия результатов дидактических игр.

Оценка результатов работы по определению функций товара

План продвижения товара \ услуги

4

3

6

Оценка плана модельной рекламной компании.

Оценка резюме владельца

Финансовое обоснование

4

3

5

Рефлексия результатов дидактической игры.

Оценка решения расчетных задач

Организация бизнеса

2

1

0

Оценка бизнес-плана.

Оценка презентации по критериям для оценки публичного выступления

Всего

17

17





Список литературы для учителя:

  1. Круглова О.С. Технология проектного обучения \\ Завуч. № 6, 1999. С 90-94.

  2. Крылова О. Освоение Амазонии, или Использование метода проектов в преподавании. \\ Директор школы. 1999. № 2 с.71-76.

  3. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Моделирование педагогических ситуаций. – М.: Просвещение, 1981.

  4. Деловая активность. Учебное пособие, Самара. - 1998.

  5. Липсиц И.В. Экономика. – М.: Вита – Пресс, 1996

  6. Шмелькова Л.В. Цель - проективно-технологическая компетентность педагога \\ Школьные технологии, №4. - 2002.

  7. Сандерс Ф. Основные экономические понятия. Структура преподавания. – М.: Аспект Пресс, 1995.

  8. Хейне П. Экономический способ мышления. М.: Аспект Пресс, 1994.



ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ



Исследование – один из четырех универсальных типов мыследеятельности, соответствующий социокультурной миссии образования. В общественном сознании существуют представления об исследовании как установлении, обнаружении, понимании действительности. «Исследование» при этимологическом анализе обозначает извлечь нечто из «следа», т.е. восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в конкретных, случайных предметах. Это является принципиальной особенностью организации мышления, с которой сопряжены развитие наблюдательности, внимательности, аналитических навыков.

Учащимся, прежде всего, недостает опыта в организации своей работы, в использовании методов исследования и применении логических законов и правил. Несмотря на то, что всякое научное исследование – от замысла до окончательного оформления - осуществляется индивидуально, можно определить и некоторые общие методологические подходы к его проведению, которые принято называть изучением в научном смысле.

Весь ход научного исследования можно представить в виде следующей логической схемы:

  • поиск проблем, выбор тем и обоснование актуальности выбранной темы,

  • постановка цели и конкретных задач исследования,

  • определение объекта и предмета исследования,

  • выбор метода (методики) проведения исследования,

  • описание процесса исследования,

  • обсуждение результатов исследования,

  • формулирование выводов и оценка полученных результатов,

  • презентация (выступление).

Исследовательские проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов. Такие проекты приближены к научному исследованию. Они содержат аргументацию актуальности принятой для исследования темы, обозначения задач и методов исследования, указание источников информации. Поэтому приступая к организации работы учащихся в рамках исследовательского проекта, необходимо прежде всего познакомить их с языком, на котором принято проводить описание замысла, действий и результата. От владения понятийным аппаратом зависит, насколько точно, грамотно и понятно исследователь может выразить свою мысль, объяснить тот или иной факт.

Предлагаемый курс предназначен для освоения учащимися алгоритма выполнения исследовательского проекта. Содержание занятий предусматривает обучение технологиям организации деятельности, работе с информацией, работе с техническими средствами, получение опыта проведения исследований и публичных выступлений.

Следует заметить, что в режиме тренинга учащимся предстоит опробовать избыточное число техник по отношению к тем, которые они применят при разработке и реализации собственного исследовательского проекта и таким образом присвоят. Это обусловлено, с одной стороны, реализацией принципа вариативности, с другой стороны, спецификой той сферы, в которой будет разворачиваться исследование, проводимое учащимся.

Планируемые результаты обучения:

Учащиеся освоят приемы:

- поиска и отбора проблем для исследования;

- сбора и анализа информации для исследования;

- планирования подготовки и проведения исследования;

- обработки результатов исследования;

- подготовки отчета и презентации по проекту.

Учащиеся получат представление:

- о методах научного исследования;

- о правилах научной коммуникации.

Учащиеся получат опыт:

- обработки информации;

- письменной и устной коммуникации.

В рамках самостоятельной работы над проектом учащиеся используют техники, освоенные в рамках изучения модулей регионального компонента «Основы проектной деятельности» «Наблюдение и эксперимент», «Публичное выступление», «Способы первичной обработки информации», «Методы сбора информации: анкетный опрос и интервью», «Основы информационных технологий…». Если учащиеся не изучали хотя бы один из указанных модулей необходимо потратить часть времени, отведенного на консультирование для проведения тренинга и освоения минимального числа техник.

Продуктом деятельности учащегося в рамках освоения данного модуля станет отчет о проведении исследования. Таким образом, урочные занятия предназначены для отработки техник в классе и накладываются, как своеобразная рамка, на процесс разработки и реализации учащимися индивидуальных или групповых (что менее ценно) исследовательских проектов, которые сопровождаются консультациями педагога.

Оптимальными условиями реализации данной программы являются:

  • деление учащихся на рабочие группы по 5-7 человек;

  • разработка и реализация индивидуальных проектов, в случае групповых проектов приветствуются малые группы (2-3 человека),

  • построение графика проведения занятий по гибкой схеме, обеспечивающей выполнение заданий и проведения исследования,

  • возможность для учащихся консультироваться с учителями по соответствующей области знаний,

  • свободный доступ к источникам информации и необходимым техническим средствам для учащихся.

Принципиальным условием реализации данной программы является использование ИКТ учащимися в процессе обработки информации и подготовки материалов отчета, поскольку в современном мире информационно-коммуникационные технологии являются необходимым ресурсом исследовательской деятельности.

В рамках реализации исследовательского проекта может быть проведена оценка уровня сформированности ключевых компетентностей учащихся на основании стандартных критериев. При этом оценка освоения содержания данного модуля проводится на основании анализа продукта и его презентации. Рекомендуется давать ученику качественную оценку по следующим параметрам:

Операции с числами (объект оценки – продукт: отчет об исследовании):

  • количественный анализ, вербальное заключение

  • функциональный анализ, вербальное заключение

  • графический анализ, вербальное заключение

Коммуникация (объект оценки – презентация)

  • владение терминологией,

  • устное предъявление информации, созданной в процессе исследования, в соответствии с логикой вопроса и нормами научного стиля,

  • умение вести дискуссию.

  • письменное предъявление информации, созданной в процессе исследования, в соответствии с логикой вопроса и нормами научного стиля.

Работа с информацией (объект оценки – рабочие материалы исследования, предъявляемые в ходе консультаций, отчет)

  • первичная обработка информации (структурирование),

  • аналитическая обработка информации,

  • обработка информации средствами ИКТ,

  1   2   3   4


Похожие:

Программа курса регионального компонента «основы проектирования» iconЗадачами эстетического воспитания
Моу сош пос. Новоколхозное за 2009-2010 учебный год в рамках регионального компонента и компонента
Программа курса регионального компонента «основы проектирования» iconРабочая программа по дисциплине «оценка бизнеса»
Рабочая программа составлена на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности...
Программа курса регионального компонента «основы проектирования» iconОбразовательная программа учебного курса регионального компонента среднего (полного) общего образования Новосибирской области по технологии «технология профессиональной карьеры. Эффективное поведение на рынке труда» 11 класс
Изучение принципов построения деловой карьеры, а также психологических основ поведения людей, понимание мотивов их поступков помогут...
Программа курса регионального компонента «основы проектирования» iconРабочая программа составлена доцентом, к э. н. О. В. Мамателашвили рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры «Экономический анализ и статистика»
Рабочая программа составлена на основе Государственного образовательного стандарта по специальности 080105. 65 Финансы и кредит с...
Программа курса регионального компонента «основы проектирования» iconРабочая программа дисциплины «Реклама в социально-культурном сервисе и туризме»
Рабочая программа составлена на основе Государственного образовательного стандарта по специальности 100103. 65 «Социально-культурный...
Программа курса регионального компонента «основы проектирования» iconПрограмма дисциплины «Современный интерактивный музей как пространство толерантности» национально-регионального компонента цикла специальных дисциплин Стандарт 071400 «Социально-культурная деятельность»
Программа дисциплины «Современный интерактивный музей как пространство толерантности» составлена в соответствии с требованиями
Программа курса регионального компонента «основы проектирования» iconРуководство для покупателя Глава Основы языка программирования
Описание, постановка задачи и разработка бизнес-правил Глава Основы теории проектирования баз данных
Программа курса регионального компонента «основы проектирования» iconПримерная программа дисциплины
При чтении курса целесообразно излагать основы деятельности торговых и
Программа курса регионального компонента «основы проектирования» iconПредмет и задачи курса основы финансовой и
Предмет и задачи курса «основы финансовой и хозяйственной деятельности предприятия»
Программа курса регионального компонента «основы проектирования» iconПрограмма учебной дисциплины основы предпринимательства
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница