Проблемы качества образования материалы XIV всероссийского совещания Книга 5 Управление качеством образования Москва Уфа 2004




НазваниеПроблемы качества образования материалы XIV всероссийского совещания Книга 5 Управление качеством образования Москва Уфа 2004
страница1/8
Дата конвертации14.10.2012
Размер1.07 Mb.
ТипКнига
  1   2   3   4   5   6   7   8
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Департамент образовательных программ и стандартов

профессионального образования



Исследовательский центр проблем

качества подготовки специалистов

Московского государственного института стали и сплавов

(технологического университета)



Уфимский государственный

авиационный технический

университет








ПРОБЛЕМЫ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ


Материалы

XIV Всероссийского совещания


Книга 5


Управление качеством образования


Москва – Уфа – 2004


УДК 378

ББК 74.202


ПРОБЛЕМЫ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ. Книга 5. Управление качеством образования // Материалы XIV Всероссийского совещания – М.; Уфа: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 78 с.


ISBN 5-7563-0257-3


В шести книгах материалов XIV Всероссийского совещания «Проблемы качества образования» (28 мая – 2 июня 2004 года на базе Уфимского государственного авиационного технического университета) представлены статьи и доклады по следующей тематике:

  • Образовательные стандарты и программы: общие проблемы;

  • Ключевые социальные компетентности студента;

  • Сравнительные исследования образовательных стандартов высшей школы стран СНГ;

  • Оценка и мониторинг качества образования;

  • Управление качеством образования;

  • Общие проблемы качества образования.


В настоящий сборник помещены статьи, представляющие различные аспекты управления качеством образования на вузовском и региональном уровнях. Рассматриваются организационные механизмы и технологии обеспечения и управления качеством образования.

Тексты материалов совещания изданы в авторской редакции. Мнение Оргкомитета может не совпадать с мнением авторов.


ISBN 5-7563-0257-3 УДК 378

ББК 74.202



© Авторы, 2004.

© Исследовательский центр проблем

качества подготовки специалистов, 2004.

© Уфимский государственный авиационный
технический университет, 2004.



СОДЕРЖАНИЕ


стр.

Инвариантные аспекты
внутривузовских систем качества

Г.П. Савельева, В.П. Соловьев, Л.С. Самощенко

(г. Москва) 5


Управление качеством образования
как условие достяжения целей образования

И.Г. Галямина, И.Е. Димитрова

(г. Москва) 9


Комплексная экспертиза
внутривузовских систем
управления качеством образования
на основе иммунокомпьютинга

Г.П. Савельева, Л.А. Соколова

(г. Москва) 15


Составляющие качества высшего образования

И.Г. Галямина

(г. Москва) 22


Совершенствование университетской
системы управления качеством образования

В.И. Звонников, В.А. Нефедов

(г. Москва) 31


О роли самооценки в системе менеджмента качества вуза

Е.Ю. Игнатьева

(г. Новосибирск) 35


Роль руководства учебного заведения в обеспечении качества образования

К.А. Чугаев

(г. Новосибирск) 43


Управление образовательными системами
начального профессионального образования
Новосибирской области с ориентацией
на его качественные аспекты

Я.Я. Боргено, А.В. Красюк

(г.Новосибирск) 49


О социальном партнерстве в сфере
начального профессионального образования
Новосибирской области

Я.Я. Боргено

(г. Новосибирск) 54


Обеспечение качества
начального профессионального образования

на основе внедрения новых информационных технологий

А.А. Вяткин

(г. Новосибирск) 60


Самообследование — одна из форм управления
качеством профессионального образования
в образовательных учреждениях НПО
Новосибирской области

А.И. Евсеев, А.В. Красюк

(г. Новосибирск) 65


Из опыта деятельности студенческих коллективов

и молодых учителей

по управлению качеством образования

Н.В. Полякова

(г. Москва) 71


Инвариантные аспекты
внутривузовских систем качества


В.П. Соловьев,

Г.П. Савельева,

Л.С. Самощенко

(г. Москва)


Создание внутривузовских систем качества, а точнее — систем менеджмента качества (СМК), продиктовано современным уровнем требований к высшему образованию, высокой конкуренцией на рынке образовательных услуг, а также необходимостью максимально эффективного функционирования любого учебного заведения.

Обеспечение высокого качества образования в вузе имеет, по крайней мере, два важных следствия. Оно направлено, в первую очередь, на повышение культуры качества внутри вуза, то есть на совершенствование преподавания и научных исследований, и, соответственно, на улучшение положения вуза в конкурентной среде. С точки зрения общества (внешней среды) обеспечение качества повышает надежность вузов по отношению к заинтересованным лицам – студентам, работодателям, различным общественным организациям и государству как источникам финансирования.

Любой процесс управления, в том числе процесс управления качеством, имеет общие характеристики, параметры, этапы, подробно рассматриваемые в теории менеджмента [1—3]. Современный менеджмент характеризуют следующие основные положения:

  • успех любой организации зависит не столько от рациональной схемы её деятельности, снижения издержек и т. п., но, главным образом, от гибкости организации, её адаптируемости к постоянным изменениям внешней среды. Это означает, что основным фактором эффективного функционирования учебного заведения становится его ориентация на непрерывный учет изменений внешней среды, а не воздействие на внутренние факторы, хотя последние ни в коем случае нельзя игнорировать;

  • любая организация представляет собой целостную систему, неразрывно связанную с внешней средой потоками разнообразных ресурсов (материальных, энергетических, информационных). Таким образом, высшее учебное заведение необходимо рассматривать как открытую систему, зависящую от изменений внешней среды;

  • важность выделения наиболее значимых факторов, воздействуя на которые в конкретной ситуации можно достичь цели наиболее эффективным путем, то есть применение ситуационного подхода.

В новой управленческой парадигме важное место отводится профессионализму и личностным качествам работающих, мотивации их поведения, а также системе взаимоотношений в коллективе; предполагается высокая ответственность руководителей всех уровней за успешную деятельность организации. Эти и другие основные положения современного менеджмента качества отражены в стандартах ИСО 9000 и принципах TQM (total quality management).

Для выявления инвариантных элементов внутривузовских систем качества мы обращали внимание, в первую очередь, именно на те характеристики, которые отражают основные положения современного менеджмента, то есть на наличие прямых и обратных связей между высшим учебным заведением и его окружением (обществом), а также внутри вуза — на всех структурных уровнях его организации.

Известно, что основой высокого качества продукции (товаров и услуг, в т. ч. образовательных) является эффективное управление не столько объектами, сколько процессами, поэтому главными элементами в любой внутривузовской СМК должны быть нормативные документы (положения, стандарты, руководства и т. п.), регламентирующие процессы получения и передачи информации, принятия и исполнения управленческих решений. Анализ имеющихся данных о внутривузовских СМК показал, что не во всех вузах, в которых функционируют такие системы, достаточно четко осознают это обстоятельство. В большинстве вузов разработаны миссия, стратегия, политика в области качества, руководства по качеству, программы качества, должностные инструкции и другие документы, предусмотренные, в частности, стандартами ИСО серии 9000, однако документированные процедуры, рабочие инструкции на отдельные процессы и т. п. есть далеко не во всех СМК.

Поскольку главным условием успешного функционирования любой организации (в т.ч. вуза) является её гибкость и непрерывное взаимодействие с внешней средой, направленное на учет происходящих в ней изменений; необходимо обратить особое внимание на разработку документов, регламентирующих процессы взаимодействия вуза и общества, в частности, на процессы опроса (анкетирования):

  • абитуриентов и их родителей,

  • студентов,

  • выпускников,

  • аспирантов,

  • руководителей предприятий, организаций, фирм, на которых работают выпускники вуза,

  • других представителей общественности.

Как правило, для осуществления такой деятельности в крупных вузах создаются отделы или службы по связям с общественностью, маркетинговые службы и другие подобные подразделения. Например, в Московском государственном институте стали и сплавов [4], который неоднократно был лауреатом конкурса «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов», постоянно проводятся опросы студентов, выпускников, руководителей предприятий и организаций; результаты внешней оценки качества образовательного процесса и уровня подготовки выпускников накапливаются и анализируются службой мониторинга для выявления несоответствий и порождающих их причин.

В Чебоксарском кооперативном институте (филиал Московского института потребительской кооперации), который также является лауреатом конкурса 2001 года, вместе с дипломом выпускникам вручается анкета, которую затем возвращают в институт.

Тульский государственный педагогический университет активно взаимодействует с Департаментом образования, школами, лицеями, гимназиями, дошкольными учреждениями города и области, а также с Орловским и Брянским университетами. Можно привести и другие примеры активного взаимодействия вузов с обществом, в частности, проведение научных и научно-практических конференций не только регионального и российского, но и международного уровня, создание ассоциаций выпускников (Томский политехнический университет, Сибирский государственный технический университет), университетских комплексов (Петрозаводский государственный университет) и др.

Процессы взаимодействия вуза с внешней средой должны быть, по возможности, формализованы и документированы для того, чтобы получаемая информация оперативно поступала к менеджерам соответствующего уровня и была использована при принятии управленческих решений. Таким образом реализуется и ситуационный подход к управлению, что повышает эффективность функционирования вуза.

Не менее важно документировать процессы взаимодействия внутри вуза, на всех иерархических уровнях его организации. В качестве потребителей и поставщиков, в данном случае, должны рассматриваться различные структурные подразделения вуза, как учебные, так и вспомогательные. Особо следует подчеркнуть необходимость регулярного анкетирования студентов, преподавателей, сотрудников вуза с целью использования результатов для постоянного усовершенствования содержания и методов преподавания и обучения, выявления проблем взаимодействия подразделений и управления вузом.

Практически во всех вузах, имеющих СМК, обязательно проводится анкетирование, например, в Томском политехническом университете постоянно осуществляются опросы преподавателей, сотрудников, студентов, аспирантов, выпускников и др. потребителей, при этом разработку анкет, мониторинг и обработку результатов осуществляет информационно-аналитический центр. В Сибирском государственном технологическом университете (г. Красноярск) также регулярно проводятся опросы, а результаты используются для улучшения деятельности вуза [5]; можно привести и другие примеры.

Одним из главных принципов TQM является активное участие руководителей высшего звена в деятельности по созданию СМК и реализации всех процедур системы, а также активное вовлечение всех работающих и обучающихся в вузе в эти процессы. Этот принцип также широко применяется во внутривузовских СМК, что благоприятно сказывается на взаимоотношениях в коллективах, мотивации поведения, и отражается в высокой степени удовлетворенности работой в вузе. Например, в Татарском институте содействия бизнесу (г. Казань) все поступающие на работу обязательно знакомятся в отделе кадров с «Политикой качества» и поэтому заранее информированы о СМК.

Все методы и документированные процедуры не дадут никакого эффекта, если их будут применять люди, не знающие, для чего они предназначены и не умеющие ими пользоваться, поэтому большое внимание во всех СМК отводится обучению сотрудников и преподавателей, повышению их квалификации в сфере обеспечения (культуры) качества.

Инвариантные аспекты внутривузовских систем качества могут быть соотнесены с критериями, используемыми при оценке вузов в конкурсе «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов», но реализация основных принципов и положений менеджмента качества имеет свои особенности в каждом вузе.

Это неудивительно, так как любой вуз представляет собой систему, развивающуюся в особых, отличных от других, условиях и с этой точки зрения каждый вуз уникален. Именно поэтому не существует единой и универсальной схемы создания и функционирования СМК, однако одно правило современного менеджмента следует выполнять неукоснительно – система должна быть простой и гибкой.

В каждом случае необходимо учитывать юридический статус, традиции и социальную обстановку в вузе и регионе, используя выше упомянутые принципы менеджмента, что и позволит создать подходящую для конкретного вуза систему обеспечения качества, такую же индивидуальную, как сам вуз.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. — Основы менеджмента. М., 1992.

  2. Менеджмент. Под ред. М. М. Максимцова, А. В. Игнатьевой. — М., 2001.

  3. Гиссин В. И. Управление качеством. — М. — РнД., 2003.

  4. Соловьев В. П. Менеджмент качества в образовании. Материалы конференции-совещания «Менеджмент качества в образовании». — Санкт-Петербург, 2002, с. 91 95.

  5. Левшина В. В, Зиненко В. К., Бука Э. С., Харин В. Ф. Формирование системы менеджмента качества вуза. Материалы конференции «Качество. Инновации. Образование». — Судак, 2003, с. 47 48.

Управление качеством образования
как условие достижения целей образования


И.Г. Галямина,

И.Е. Димитрова

(г. Москва)


В соответствии с законом РФ «Об образовании» под образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) определенных государственных образовательных уровней (образовательных цензов), т.е.




С другой стороны, образование можно представить как систему с соответствующими входами и выходами





Вход — абитуриенты (для образования на младших курсах, в первую очередь), студенты младших курсов (для образования на старших курсах)

Выход — студенты (после завершения младших курсов), выпускники – после завершения образования

Статья 4 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» гласит:

«Структура системы высшего и послевузовского профессионального образования представляет собой совокупность:

  • государственных образовательных стандартов высшего и послевузовского профессионального образования и образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования;

  • имеющих лицензии высших учебных заведений и образовательных учреждений соответствующего дополнительного профессионального образования независимо от их организационно-правовых норм;

  • научных, проектных, производственных, клинических, медико-профилактических, фармацевтических, культурно-просветительских предприятий, учреждений и организаций, ведущих научные исследования и обеспечивающих функционирование и развитие высшего и послевузовского профессионального образования;

  • органов управления высшим и послевузовским профессиональным образованием, а также подведомственных им предприятий, учреждений и организаций;

  • общественных и государственно-общественных объединений (творческих союзов, профессиональных ассоциаций, научных и методических советов и иных объединений)».

Система высшего образования состоит, как видно из статьи 4, из множества разнородных элементов. Кроме того, система образования характеризуется множеством разнородных и сложнейших взаимосвязей. Все это позволяет отнести систему высшего образования к большим кибернетическим системам и применить к ее управлению принципы и методы системного анализа. Прежде всего необходимо определить цели высшего образования и пути их достижения.

Как известно из теории системного анализа, достижение глобальной

Цели возможно при ее декомпозиции на локальные цели (путем построения «дерева целей».

.




Глобальная цель высшего образования (ВО) — комплекс интересов личности, общества, государства, работодателя. Возможна следующая декомпозиция глобальной цели на локальные цели.





Локальные цели личности, общества, государства, работодателя (локальные цели 1-го уровня) при получении высшего образования, в свою очередь, путем декомпозиции можно представить в виде следующих деревьев (локальные цели 2-го уровня).




— цель не каждой личности, получающей ВО.








ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Системный анализ позволяет рассмотреть пути достижения глобальной цели системы высшего образования путем последовательного решения на разных уровнях.

ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛЕЙ ЛИЧНОСТИ

А.



В.




С.




ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛИ ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА

А.




В.




ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛЕЙ РАБОТОДАТЕЛЯ





Термины «качественный, качественное» предполагает достижение качества на высоком уровне.

Таким образом, управление качеством образования на уровне вуза является условием достижения всех локальных целей образования и, следовательно, его глобальной цели.

Комплексная экспертиза
внутривузовских систем
управления качеством образования
на основе иммунокомпьютинга


Г.П. Савельева,

Л.А. Соколова

(г. Москва)


Качество подготовки специалистов в современных условиях является одной из важнейших задач, определяющих как востребованность выпускников социальной практикой, так и конкурентоспособность учебного заведения на рынке образовательных услуг.

В последнее время “традиционные” подходы по осуществлению контроля за качеством образования стали трансформироваться в создание систем качества (управления качеством, обеспечения качества), суть которых сводится к установлению степени соответствия заданным целям при помощи самооценки деятельности образовательного учреждения, дополненное суждением внешних экспертов. Процедуры самооценки качества подготовки выпускников функционируют в условиях как неполноты, так и субъективности информации, связанной с присутствием в системе человеческого фактора.

В свою очередь разнообразие, большой объем и противоречивость данных, используемых при этом, предопределяют применение новых информационных технологий искусственного интеллекта, важное место, среди которых занимают методы распознавания и категоризации образов.

Большое разнообразие современных информационных технологий резко контрастирует с тем, что вся живая природа имеет единую информационную основу: универсальный генетический код и универсальный алфавит, в котором словами являются молекулы белков. Новейшие методы молекулярной биологии демонстрируют изящество и экономичность процессов обработки информации, реализуемых белками, а также единство принципов их функционирования во всех основных регуляторных системах высших организмов (гормональной, иммунной, нервной). Наверное, не являются исключением и интеллектуальные процессы, поскольку их биологические механизмы тесно связаны с белками.

В настоящее время проблема математического моделирования биологических принципов обработки информации рассматривается как одна из ключевых в области искусственного интеллекта (ИИ). Наиболее развитыми современными направлениями искусственного интеллекта, основанными на моделировании биологических прототипов, являются искусственные нейронные сети (ИНС) или нейрокомпьютеры, клеточные автоматы (КА), генетические алгоритмы (ГА). При этом свойства подобных систем ИИ во многом определяются математическими моделями их базовых элементов и правил взаимодействия между элементами. Имеющиеся результаты, в частности, помогают лучше осознать эффективность с которой биологические системы обрабатывают информацию. Практически, анализ возможностей вышеперечисленных направлений демонстрирует, насколько могут быть полезными для информатики подобные биологические принципы, даже на достаточно примитивном и абстрактном уровне их понимания и математического моделирования. Более того, эти принципы могут определять новые подходы к обработке информации, а также к созданию компьютеров нового типа.

Искусственные нейронные сети являются одним из методов для решения задач распознавания образов в ситуациях, когда в экспериментальных данных отсутствуют значительные фрагменты информации, а имеющаяся информация предельно зашумлена. Искусственные нейронные сети или нейрокомпьютеры являются вычислительными системами параллельного действия. Они могут быть настроены на некоторое правило обработки информации без явного его задания, путем реализации процедуры обучения по эталонам типа «вход-выход», «ситуация-действие». Запомненные образы при этом могут трактоваться, как стационарные состояния сети, соответствующие минимумам энергии. Проблемы обучения и распознавания ситуаций сводятся к решению некоторых задач оптимизации.

Однако, несмотря на широкое применение искусственных нейронных сетей, при их использовании отмечается ряд серьезных ограничений. К их числу можно отнести появление устойчивых ложных образов, малая информационная емкость по сравнению с размерностью сети, трудности с представлением и извлечением знаний, локализацией ошибок, синхронизацией событий и определенной непредсказуемостью их поведения.

В последние годы возникло и активно развивается новое научное направление информатики, называемое искусственные иммунные системы. Это научное направление основано на принципах обработки информации биологической иммунной системой и предлагает новые возможности для решения сложных проблем обучения и принятия решений в условиях неопределенности. Новые возможности этого направления можно объяснить тем, что иммунная система изучена в настоящее время значительно лучше, чем мозг, и она обладает всеми основными свойствами системы искусственного интеллекта – памятью, способностью к обучению, узнаванию и принятию решений в незнакомых ситуациях.

Вышеперечисленные свойства искусственных иммунных систем активно используются для решения задач распознавания, группировки по классам в пространстве вычисленных значений энергий связи, принятия решений в условиях неопределенности для различных классов объектов.

Интеллектуальные системы, к числу которых относятся искусственные иммунные системы, оказывают все большее влияние на такие сферы человеческой деятельности как образовательная деятельность, в которых возможность решать сложные трудноформализуемые задачи связана с наличием разнообразных аспектов, затрудняющих формализацию задачи, в рассматриваемой предметной области.

Здесь можно отметить три положительных момента:

  • благодаря интеллектуальной системе информация, полученная от эксперта, приобретает технологическую основу, которая позволяет применять и формировать новые знания;

  • деятельность по сбору информации, ее организации, хранению, передаче и использованию активизируется, что ведет к расширению и уточнению самих знаний;

  • просматривается принципиальная возможность использования накопленного банка данных и знаний, что открывает совершенно новые перспективы по организации и переработке полученной информации о качестве образования.

Остановимся на функциях эксперта, оценивающего качество образовательной деятельности вуза, которым может являться высококвалифицированный специалист, обладающий огромным багажом знаний, в том числе и индивидуальных личных. Такие знания в значительной степени состоят из эмпирических правил, называемых эвристиками. Именно эвристики позволяют эксперту при необходимости выдвигать разумные предложения, находить перспективные подходы к решаемым задачам и эффективно работать при неточных и неполных данных. Поэтому при создании интеллектуальной системы одной из главных проблем является извлечение знаний у эксперта и придание им формы, позволяющей использовать знания в компьютерной обработке.

Чтобы понять, как работает эксперт, полезно рассмотреть различие между знанием и умением. Умелое выполнение некоторой задачи часто обладает многими чертами, которые не свойственны работе хоть и хорошо информированного, но неумелого человека. В их число входят большая скорость или другой показатель эффективности, меньшее число ошибок, меньшая умственная напряженность (требования к вниманию), большая приспособляемость и робастность (устойчивость к сбоям). В этих чертах проявляются как сами знания экспертов, так и техника их использования.

Рассмотрим в качестве предметной области экспертизу внутривузовских систем качества, которые принимают участие в конкурсе на соискание Премии Правительства РФ “Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов”, объявленного в 2000 году приказом Минобразования России № 839 от 22.03.2000.

Каждая система характеризуется определенным набором критериев [1].


ВОЗМОЖНОСТИ:

  • роль руководства в организации работ по обеспечению качества подготовки специалистов;

  • использование потенциала преподавателей, сотрудников, обучаемых;

  • планирование в области качества подготовки специалистов;

  • рациональное использование ресурсов.



РЕЗУЛЬТАТЫ:

  • удовлетворенность преподавателей и сотрудников работой в вузе;

  • удовлетворенность потребителей качеством подготовки специалистов вуза;

  • влияние вуза на общество;

  • результаты итоговой аттестации выпускников вуза.

Интеллектуальная система, позволяющая провести комплексную экспертизу системы качества и сформировать оценку этой системы, может работать в двух режимах: обучения с экспертом и обучения без эксперта (самообучения). В режиме обучения с экспертом она использует опыт и знания эксперта. В режиме самообучения на основе исходной информации о значениях критериев (индикаторов), характеризующих качество подготовки специалистов, обладая способностью к узнаванию и принятию решений в условиях неопределенности и неполноты информации, формирует комплексную оценку рассматриваемой системы, по качеству не уступающую оценке эксперта.

Такие возможности предоставляют так называемые искусственные иммунные системы, основанные на принципах обработки информации биологической иммунной системой [2].

Рассмотрим, как можно использовать подход искусственных иммунных систем для комплексной экспертизы внутривузовских систем качества [3, 4].

Предположим, что имеется некоторая система качества, которая характеризуется определенным набором критериев (индикаторов) Xk, k = 1,2,3,…,N. Такой произвольный вектор значений критериев можно трактовать как образ, принадлежащий пространству признаков {X}. Множество образов представляется в виде множества векторов, состоящего из k подмножеств или классов:


z1={X}1 ,..., zk={X}k .

Исследуя и анализируя указанным образом ряд систем с привлечением эксперта-человека, можно на основании его знаний и личного опыта выстроить классификацию и оценивать качество представленных систем как низкое (оценка=1), среднее (оценка=2) и высокое (оценка=3). Набор критериев системы, перечисленный выше, эксперт может оценивать либо по 10-бальной системе, либо в пределах от 0 до 1, как в нашем примере. На основе полученной информации и с учетом мнения эксперта формируется обучающая выборка:

Таблица 1


Обучающая выборка

Номер
системы

Значения признаков

Классификация эксперта

















1

1

0,3

1




1

3

2

0,1

0,6

1




1

2

3

0,2

0,8

0,9




0,7

1

4

0,5

1

0,7




0,1

2








































N

1

1

0,5




0,1

3



Задача обучения сводится к разбиению пространства критериев на классы (т.е. к проведению классификации или кластеризации), а задача распознавания сводится к определению класса zj ={X}j , j=1,...,k, с помощью векторной нормы:


Zk(X): mink //X - {X}k//.


Структурная схема используемой искусственной иммунной системы, позволяющей оценивать качество внутривузовской системы качества образования в высшем учебном заведении, представлена на рисунке 1. Как видно из структурной схемы, на основе исходной информации формируется база данных и база знаний для рассматриваемой предметной области, которой является экспертиза или оценка систем. При формировании этих баз используются как общедоступные, так и личные знания эксперта.




Рис. 1. Структурная схема искусственной иммунной системы


База данных содержит фактографические данные. База знаний содержит сведения, которые отражают закономерности, существующие в рассматриваемой предметной области, позволяют выводить новые знания и прогнозировать потенциально возможные состояния исследуемой области; сведения о структуре и содержании базы данных; сведения по языку общения; метазнания, определяющие способы представления и переработки знаний.

Для процедуры обучения с экспертом исходной информацией служат векторы значений признаков ситуаций по каждому из рассматриваемых (эталонных) систем и сформированная на основе мнения эксперта обучающая выборка, представленная выше в таблице. Эта процедура включает следующие шаги:

  • свертывание вектора в матрицу, т.е. исходное множество свертывается в матрицу, которая определяет энергию связи:



X = [x1, x2,…,xn]T A(X).



  • определение набора эталонных сингулярных чисел, эталонных правых и левых сингулярных векторов для каждого класса k=1,...,m посредством сингулярного разложения матриц Ak = A({X}k), т.е.



{L1, R1, ... ,Lp, Rp}1, ... , {L1, R1, ... ,Lp, Rp}m ,

(s1, …,sp)1,….(s1,….,sp)m.


  • распознавание, когда для каждого оцениваемого вектора X определяется класс {Li,Ri}k с минимальной энергией связи (наиболее сильным связыванием):


Z(X) = k: ωk = minkip=1//A(X)[Ri]k – (si)k[Li]k//+ Σip=1//AT(X)[Li]k – (si)k[Ri]k//


Процедура самообучения (обучение без эксперта) основана на автоматической классификации. При этом набор классов вычисляется как функция от норм сингулярных векторов единственной матрицы, которая включает данные по всем векторам:


A = A({X}) Σip=1//(Ri)k// Zk.


Результатом работы предлагаемой искусственной иммунной системы является возможность оценивания системы качества образования с учетом всего множества исходной информации по данной системе. Учитывая, что система способна к самообучению, качество формируемых оценок значительно улучшается в ходе эксплуатации рассмотренной системы.

Литература

  1. Соловьев В.П., Кочетов А.И., Богданова О.В. Методические рекомендации по проведению самооценки высших учебных заведений. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. — 13 с.

  2. Tarakanov A.O. Formal peptide as a basic agent of immune networks: from natural prototype to mathematical theory and applications. // Proc. of the 1st Int. Workshop of Central and Eastern Europe on Multi-Agent Systems (CEEMAS’99). — St.Petersburg, Russia, 1999. — P. 281—292.

  3. Tarakanov A., Dasgupta D. A formal model of an artificial immune system. // BioSystems, 2000, 55 (1—3). — P. 151—158.

  4. Sokolova S. P., Sokolova L. A. Immunocomputing for Complex Interval Objects. // Proc. 1-st International Conference on Artificial Immune Systems (ICARIS - 2002), — University of Kent at Canterbury, UK, 2002. — P. 222—230.

  5. Sokolova S. P., Sokolova L.A. Interval Artificial Immune System for Complex Objects. // Труды Международной научной конференции “Информационные технологии и автоматизация производственных процессов”, Алматы, 2002. — С. 34—37.

Составляющие качества высшего образования


И.Г. Галямина

(г. Москва)

1. Понятие составляющих качества

Качество высшего образования, иначе называемое результатом, зависит от качества целей и качества процессов и ресурсов, обеспечивающих качество.




«Качество результатов» можно назвать «качество деятельности вуза» или «показатели качества».

«Качество процессов» и «Качество ресурсов» можно объединить в одно понятие «показатели, обеспечивающие качество»

В таком случае вышеприведенную зависимость можно представить для дальнейшего анализа в следующем виде





Конечный результат, который необходимо достичь, как видно, зависит от качества целей и показателей, обеспечивающих качество.

Рассмотрим вышеприведенные составляющие применительно к качеству управления вузом как основы достижения целей образования.

2. Цели управления

2.1 Зависимость качества целей управления
от факторов






В свою очередь, информация для определения рынка труда и ожиданий общества зависит от множества факторов, а именно



2.2 Использование информации для формирования целей управления





3. Управление процессами

    1. Перечень процессов, определяющих качество






3.2 Зависимость качества управления процессами
от факторов




3.3 Характеристика процессов

3.3.1 Учебно-воспитательный процесс (УВП)


Учебный и воспитательный процессы являются основными в вузе. Они тесно связаны друг с другом, поэтому их можно характеризовать в одном блоке. Можно провести декомпозицию характеристики этих процессов следующим образом.




3.3.2 Процесс управления качеством


Декомпозицию сложного процесса управления качеством образования в вузе можно представить в виде нескольких схем.
  1   2   3   4   5   6   7   8


Похожие:

Проблемы качества образования материалы XIV всероссийского совещания Книга 5 Управление качеством образования Москва Уфа 2004 iconКонцепция содержит следующие основные разделы: Введение I. Основные положения осоко II. Внешняя оценка качества образования III. Внутренняя оценка качества образования IV. Механизмы организации и проведения оценки качества образования
Российской Федерации на период до 2010 года, одобренных Правительством Российской Федерации, предусмотрено создание моделей организации...
Проблемы качества образования материалы XIV всероссийского совещания Книга 5 Управление качеством образования Москва Уфа 2004 iconСовершенствование методики аудита системы менеджмента качества на основе оценки результативности процессов
Работа выполнена на кафедре «Управление качеством и сертификация» Государственного образовательного учреждения высшего профессионального...
Проблемы качества образования материалы XIV всероссийского совещания Книга 5 Управление качеством образования Москва Уфа 2004 iconМетодические материалы Москва Институт международного права и экономики имени А. С. Грибоедова 2004
В 12 Финансовый менеджмент: Методические материалы. – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2004. – 64 с
Проблемы качества образования материалы XIV всероссийского совещания Книга 5 Управление качеством образования Москва Уфа 2004 iconЯрославль 2011 альманах экологического образования и просвещения
Альманах экологического образования и просвещения. Т. II: Материалы Всероссийского Форума с
Проблемы качества образования материалы XIV всероссийского совещания Книга 5 Управление качеством образования Москва Уфа 2004 iconМатериалы Всероссийской конференции Камышин 2004 материалы конференции министерство образования РФ
Газет
Проблемы качества образования материалы XIV всероссийского совещания Книга 5 Управление качеством образования Москва Уфа 2004 iconИ специалистов будущего материалы Международной научно-методической конференции Уфа Издательство угнту 2012 2
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Проблемы качества образования материалы XIV всероссийского совещания Книга 5 Управление качеством образования Москва Уфа 2004 iconАктуальные проблемы бизнес-образования материалы
Предполагается, что особое внимание будет сосредоточено на проблемах и путях подготовки и повышения квалификации специалистов для...
Проблемы качества образования материалы XIV всероссийского совещания Книга 5 Управление качеством образования Москва Уфа 2004 iconСтан: опыт, проблемы, перспективы материалы Республиканской научно-практической конференции 21 марта 2006 г в 2-х частях Часть 1 Казань Издательство «Таглимат» иэуп 2006 1
Казанский государственный технический университет им. А. Н. Туполева Управление образования моин рт г. Казани
Проблемы качества образования материалы XIV всероссийского совещания Книга 5 Управление качеством образования Москва Уфа 2004 iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки 221400 «Управление качеством»
Федерального государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению подготовки высшего профессионального образования...
Проблемы качества образования материалы XIV всероссийского совещания Книга 5 Управление качеством образования Москва Уфа 2004 iconСтудент и аграрная наука материалы III всероссийской студенческой конференции (23-24 апреля 2009 г.) Часть 1 Уфа 2009
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница