Инновации на пост-советских предприятиях




НазваниеИнновации на пост-советских предприятиях
страница1/9
Дата конвертации14.10.2012
Размер0.7 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

ИННОВАЦИИ НА ПОСТ-СОВЕТСКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ



При обсуждении проблем экономического роста и инвестиций в России доминирует традиционный «валовый» подход: вопрос «сколько» звучит чаще, чем «как, каким образом». Рост не любой ценой (ведь это может быть восстановление экономически неэффективных производств), а рост, основанный на иннвациях в продукции, технике, технологии и организации производства, является одним из ключевых вопросов для российской промышленности. После разрушения централизованной системы инициирования инноваций и контроля предприятия становятся центральным участником инновационного процесса. Предшествующие исследования Института сравнительных исследований трудовых отношений показали, что предприятия проявили немало изобретательности, приспособляясь к весьма неблагоприятной и нестабильной экономической среде. Но что произошло и происходит с механизмами инновационного развития? Создаются ли новые процедуры отбора экономически эффективных проектов, налаживания межорганизационных и внутриорганизационных отношений, обеспечивающих продвижение новшества в производственный процесс?

Изменение механизма управления инновационным процессом на уровне предприятий как одно из ведущих направлений модернизации пост-советской промышленности стало фокусом исследований, осуществляемых в рамках проекта «Управление инновациями и модернизация пост-советской промышленности».1 Настоящая публикация представляет собой обобщение результатов первого этапа исследований. Объектом данных исследований являются «инновационные» промышленные предприятия, под которым подразумеваются предприятие, на котором за последние 3-5 лет внедрялись или внедряются новшества в продукте, в технике, технологических процессах, а также в организации производства и структуре управления. В нашем проекте мы не ограничиваемся узкой трактовкой инноваций как технических и технологических нововведений, которая используется в статистических наблюдениях и выделяем три основных типа инноваций: продуктные, технико-технологические и организационно-управленческие. Инновации это новшества в первую очередь для самого предприятия. Таким образом, предметом исследования является инновационная деятельность, которая направлена на разработку, создание и распространение новых видов изделий, технологий, организационных форм, генерирование новых организационно-экономических отношений.

На первом этапе (октябрь 1999 г. – сентябрь 1999 г.) осуществлялись монографические исследования 143 предприятий, расположенных в г. Москве, Московской, Ивановской, Нижегородской, Кемеровской, Самарской областях и Республике Коми, а также в Грузии и Белоруссии. Помимо сбора информации качественными методами, обследование предприятий включало анкетный опрос руководителей и получение структурированной информации по ряду вопросов. Тем не менее, мы не преследовали цели получения статистически достоверной информации для того, чтобы оценить масштабы инновационной деятельности или распространить результаты нашего исследования на все промышленные предприятия России, Грузии или Белоруссии, осуществляющие нововведения. Специфической задачей монографических исследований на первой стадии было получение как можно более разнообразной информации об инновационном процессе на всех его стадиях и получение представления о различных проявлениях инновационных процессов в пост-советской промышленности. В связи с этим мы уделили особое внимание критериям отбора объектов исследования – промышленных предприятий.

При выработке критериев мы опирались на результаты наших предыдущих исследований, на данные государственной статистики2 и специальных исследований инновационной деятельности промышленных предприятий3 с тем, чтобы найти ключевые и улавливаемые факторы, определяющие различия инновационной деятельности внутри промышленного сектора. Исходя из статистических данных, мы предположили, что различия в распространении отдельных видов инновационной деятельности на промышленных предприятиях будут связаны с отраслевыми особенностями, размерами предприятий и их принадлежностью к государственному, приватизированному или частному сектору экономики, а также формой корпоративного управления. Поэтому основными критериями отбора предприятий были отрасль, размер и сектор экономики с учетом формы контроля над предприятием (формы корпоративного управления). Приоритетными отраслями для исследования в России стали именно те отрасли промышленности, где статистика регистрирует большее количество технико-технологических инноваций: машиностроение и металлообработка, легкая и пищевая промышленность, промышленность строительных материалов, химическая и полиграфическая промышленность. Согласно программе, в Грузии обследовались только предприятия пищевой промышленности, в Белоруссии – преимущественно машиностроительные предприятия. Подавляющее большинство предприятий оказалось открытыми акционерными обществами (ОАО и ООО) - 59%. К закрытым акционерным обществам принадлежит 20% предприятий, в собственности государства находятся 13%.

На практике важнейшим критерием для отбора предприятий в выборочную совокупность стала открытость предприятия и свободный доступ к необходимой для исследования информации. Необходимо также упомянуть еще об одном очевидном критерии, которым руководствовались исследовательские группы при поиске объектов исследования. Предприятие не должно было быть депрессивным и испытывать серьезные трудности на момент исследования, а принадлежать к разряду относительно успешных и иметь перспективу дальнейшего развития.

В статье не рассматриваются такие количественные параметры инновационного процесса, как темпы и масштабы. В фокусе нашего внимания три главных вопроса: Что? Как? Почему? Вначале мы рассмотрим, что внедряется на промышленных предприятиях, какие типы инноваций. Затем мы обсудим, каким образом происходит инициирование инноваций, их проектирование и обоснование, финансирование, реализация и контроль, оценка результатом. Одним словом, нас будет интересовать механизм инновационного процесса внутри предприятия на всех его стадиях, понимаемый как взаимоотношения внешних и внутренних его участников. Наконец, мы затронем вопрос о том, какие экономические, технические, институциональные и социальные барьеры существуют для инноваций и проведения модернизации на пост-советских промышленных предприятиях, какие пути находят российские менеджеры для преодоления этих барьеров.

Типы инноваций

Если проанализировать изменения на предприятиях по их функциональной значимости и сфере приложения (типы инноваций), степени охвата (комплексности), то полученная информация дает представление о состоянии технического прогресса в России.

Продуктные инновации являются самым распространенным типом инноваций и представлены практически на всех исследованных предприятиях. При этом характер реальной новизны таких нововведений различается от предприятия к предприятию. Для одних это полная смена ассортимента или существенное расширение номенклатуры, выходящее за пределы традиционного профиля, для других - повышение потребительских качеств продукции традиционного профиля с учетом повышения запросов потребителя. Тем не менее, чаще всего, это модификация в том или ином виде уже существующей продукции, а не освоение принципиально новой.

Именно производство новой продукции, удовлетворяющей запросам рынка, является для обследованных предприятий ведущим мотивом технологических нововведений. Вместе с тем, конкретные предпосылки для отдельных технологических новаций могут быть различны: совершенствование самого технологического процесса, экономия ресурсов, экологические требования, недоступность имеющихся передовых технологических решений. Практически на всех предприятиях изменение технологии производства продукции в широком плане имело своей целью повышение конкурентоспособности выпускаемых изделий за счет повышения качества продукции, снижение ее себестоимости, расширение номенклатуры и ассортимента выпускаемых изделий.

Иногда выпуск новой продукции осуществлялся без изменения технологии и на старом оборудовании. Тем не менее, нередки случаи, когда освоение новой продукции сопровождается внедрением новой для предприятия технологии и закупки соответствующего оборудования.

Примечательно, что технические инновации, т.е. введение в эксплуатацию нового оборудования, чаще всего обусловлено выпуском либо новой продукции, либо радикального повышения качества уже выпускаемых изделий. Ни на одном белорусском предприятии ввод нового оборудования не был связан с плановым обновлением основных производственных фондов. На российских предприятиях отмечены случаи, когда установка и освоение нового оборудования обуславливалось двумя основными обстоятельствами: необходимостью замены морально устаревшего и изношенного оборудования и необходимостью расширения материально-технической базы в связи с исчерпанием резервов роста за счет мощности старого оборудования, не отвечающего современным требованиям.

Для предприятий, ориентированных на потребительский рынок, особенно относящихся к пищевой промышленности, характерна покупка импортного оборудования, произведенного в Голландии, Италии, Германии, Франции. С одной стороны, отечественные производители не предлагают оборудования, соответствующего современным требованиям. Попытки обратиться к отечественным предприятиям, как правило, заканчивались неудачей. Надежда на то, что высокотехнологичные оборонные производства смогут быстро переориентироваться на гражданскую продукцию, не оправдалась. Один из директоров в интервью отметил, что “все издержки старой системы наглядно проявились в отношениях с оборонкой, неповоротливой, неспособной быстро ориентироваться в ситуации”.

С другой стороны, большинство предприятий имеет слабое представление о возможностях отечественной техники и без долгих раздумий закупают импортную технику, часто совершенно случайно отобранную. После августа 1998 г. это требует обычно огромных расходов.

Нередко освоение новой продукции сопровождается -организационно-управленческими инновациями. Данные инновации характеризуются организацией (объединением, ликвидацией) в структуре предприятий новых отделов, подразделений и служб на всех уровнях, начиная от цехов до структуры руководства. Создание отделов маркетинга для прогнозирования спроса на продукцию, расширения рынков сбыта, налаживания постоянных связей характерно для большинства обследованных предприятий. На некоторых предприятиях на начальном этапе преобразований отделы маркетинга просто сменяли вывеску «отдела сбыта», а в последующем их функции были разделены на изучение спроса на продукцию и его прогнозирование и на организацию сбыта. В результате внедрения маркетинговых методов управления сбытом на продвинутых предприятиях происходит изменение в системе планирования объемов производства и ценообразования.

Помимо изменение структуры управления, организационно-управленческие инновации включают и другие мероприятия, целью которых является повышение эффективности и совершенствование методов управления производством и персоналом (а именно: улучшение управляемости предприятием, собственностью акционеров; снижение издержек на управление; повышение трудовой дисциплины, моральной и материальной заинтересованности и ответственности работающих). В качестве управленческих нововведений можно также рассматривать инновации в социально-трудовой сфере (применение новых форм найма и контрактов, введение новых систем оплаты труда). Некоторые нововведения проводятся «не от хорошей жизни», в частности, в связи с недостатком наличных денежных средств на некоторых предприятиях все еще используются неденежные формы компенсации за труд.

Как показал анализ проведенных на предприятиях инноваций, все они, как правило, носят комплексный характер. При этом разные типы инноваций тесным образом переплетены между собой по целям и результатам их внедрения. В принципе, локальные точечные инновации это рутинная деятельность предприятий, т.е. нельзя найти предприятие, где не происходило бы никаких изменений за определенный отрезок времени. Мы не задавались вопросом измерения темпов этих изменений, тем не менее, отделить одну инновацию от другой по типу и времени стало одной из сложных методических задач, с которой столкнулись исследователи. Удивительно то, что для многих предприятий непрерывные изменения стали рутиной. И это нам представляется одной из важных характеристик инновационного процесса, который происходит на уровне предприятий.

Второй общей чертой эволюции нововведений на предприятиях в 90-е гг. является

резкий поворот внимания руководства промышленных предприятий от технико-производственной сферы к области сбыта, работе с заказчиком, анализу изменений, происходящих на рынке профильной и смежной продукции. Комплексные инновации – взаимосвязанные изменения в ассортименте продукции, в технологии и оборудовании - и прежде были не редкостью на промышленных предприятиях, но они не выходили за рамки собственно производственной системы. Сегодня цепочка нововведений становится длиннее и характер комплексной инновации меняется. Комплексные инновации осуществляются на разных уровнях и в разных сферах (финансы, снабжение, производство, куда входит технология в узком смысле слова, маркетинг, организация и управление персоналом). Можно сказать, что второй чертой инновационного процесса стал переход к новому «инновационному циклу» (если под циклом подразумевать не временной аспект, а «пространственное» измерение): от технико-технологического цикла к рыночному.

Проблема заключается в следующем: почему на одних предприятиях инновации носят комплексный характер и захватывают практически все сферы деятельности, влючая продвижение продукта на рынок, т.е. предприятие переориентировлось на «рыночный» инновационный цикл, а на других эта цепочка нововведений обрывается на технологии?

Материалы исследования позволяют высказать предварительные соображения относительно факторов, которые способствуют комплексному подходу к инновационной деятельности.

Прежде всего, бросается в глаза разница между новыми и традиционными предприятиями. На новых предприятиях инновации, как правило, реализуются в комплексе, т.е. производится новый для отечественного рынка продукт, подчас по новой технологии, хотя оборудование закупается чаще не новое. Нередко внедряются новые практики управления и организации производства. Практически все вновь созданные предприятия из нашей выборки ориентируются на адаптацию зарубежных образцов техники, на использование западного опыта управления.

С одной стороны, нет ничего удивительного в комплексном характере инноваций на новых предприятиях, поскольку многое на них создается с «нуля». В связи с этим новые предприятия лишены так называемой «организационной инерции» и потому более восприимчивы к непривычным для российского менеджмента методам управления. Новые предприятия, как правило, отличаются небольшими размерами, и это тоже способствует большей гибкости. С другой стороны, и традиционные предприятия выходят за рамки технико-технологического цикла. Ориентация на передовые зарубежные образцы производства и управления также не является привилегией новых или малых предприятий. Возможно, не размер или принадлежность к новому или традиционному сектору объясняет склонность предприятия к комплексным инновациям, а нечто другое.

Возможно, степень развития рыночной или технико-технологической составляющей инновационного цикла зависит от отраслевой принадлежности предприятия. Рыночная компонента инновационного цикла более выражена на предприятиях пищевой и легкой промышленности, нежели в машиностроении и металлообработке. Вместе с тем, более важным фактором, нежели отрасль, может быть характер продукции, вернее, на какого потребителя она ориентирована.

Одним словом, идея инновационного цикла и факторов, которые могут влиять на его смену в связи с переходом к рыночному хозяйству, требует дальнейшей проработки.

Необходимо при этом учесть еще одно важное обстоятельство. Для большинства предприятий типично не одновременное осуществление нововведений, а последовательное вовлечение в инновационный процесс разных сфер деятельности предприятия. Большинство инноваций носит постепенный характер, не предполагают кардинальных изменений в деятельности предприятия. Мы предполагаем, что поэтапное внедрение инноваций является свидетельством, с одной стороны, ограниченности опыта менеджеров, в том числе умение рисковать, с другой стороной, боязни потерять управляемость процессами внутри предприятия, что в условиях неопределенности экономической среды и прав собственности вполне обоснованные опасения. Хотя последовательность изменений может быть разной, чаще всего, сначала отрабатывается знакомая для производственников техническая сторона инновации, потом организационная, следом вопросы контроля, как правило, самая последняя стадия на предприятии заключается в разработке адекватного механизма оплаты труда работников. Изменяя что-то одно (продукцию, технологию, оборудование, кадры), руководители стараются сохранить на какое-то время неизменными остальные составляющие структуры деятельности предприятия для избежания риска потерять контроль над предприятием. Именно таким эволюционным путем идет развитие промышленного производства.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


Похожие:

Инновации на пост-советских предприятиях iconПроцессов на пост-советских пищевых предприятиях
В современных условиях перед большинством предприятий пост-советской промышленности стоит задача так организовать свою деятельность,...
Инновации на пост-советских предприятиях iconЭволюция механизма технологической инновации на промышленных предприятиях
Механизм представляет собой набор элементов, приводящих в движение нововведения
Инновации на пост-советских предприятиях iconС. Ярошенко Государство как субъект технологической инновации на предприятии
Цель данной статьи (доклада) – проанализировать роль государства во внедрении технологических инноваций на современных промышленных...
Инновации на пост-советских предприятиях iconВинокурова О. Институциональные рамки принятия решения о проведении инновации на предприятиях
Основу статьи составляют отчеты об инновационной деятельности 15 промышленных предприятий из разных регионов России. Предприятия...
Инновации на пост-советских предприятиях iconКонкурентоспособность услуг автомобильного транспорта в условиях пост-кризисной
Конкурентоспособность услуг автомобильного транспорта в условиях пост-кризисной модернизации экономики
Инновации на пост-советских предприятиях iconЗапасы зерна в аграрных предприятиях (кроме малых) и предприятиях, занима
Херсонский нпз в августе 2005 г был остановлен для подготовки к реконструкции, ко
Инновации на пост-советских предприятиях iconАо «Национальный инновационный фонд» инновации в мире
Инновации в мире 23. 11. 2010
Инновации на пост-советских предприятиях iconНовости
Основной владелец афк "Система" Владимир Евтушенков покинул пост президента
Инновации на пост-советских предприятиях iconГосударственная администрация гражданской авиации п р и к а з
Примечание: См. Пост. Прав. N 1084 от 24. 09. 2008 о реорганизации некоторых центральных
Инновации на пост-советских предприятиях iconИнновации в системе высшего образования
Материалы II всероссийской научно-методической конференции Инновации в системе высшего
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница