Проект «Менеджмент и трудовые отношения в современной России» исито 2003 "хбк 2"




Скачать 483.21 Kb.
НазваниеПроект «Менеджмент и трудовые отношения в современной России» исито 2003 "хбк 2"
страница1/9
Дата конвертации14.10.2012
Размер483.21 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Проект «Менеджмент и трудовые отношения в современной России» ИСИТО - 2003

"ХБК - 2"


Октябрь-ноябрь 2003

Summary


Предприятие интересно с нескольких точек зрения:

  1. Входит в холдинг, полностью принадлежа внешнему собственнику.

  2. На предприятии за последние годы были как внешние инвестиции (вложения со стороны нового собственника), так инвестиции за счет банковских кредитов. Инвестиции направлены на ввод новых линий, освоение новой продукции.

  3. Предприятие находится в процессе довольно активных организационных реформ, связанных со сменой собственника и менеджмента и ориентированных на сертификацию по системе ISO-9002.


На наш взгляд, предприятие можно рассматривать как пример переходного состояния от прежних советских структур к новым рыночным. С одной стороны, активный, рыночно ориентированный менеджмент действует в направлении перевода трудовых отношений на предприятии в сторону четких западных моделей (введение стандартов качества, системы оплаты труда и пр.). С другой стороны, сложившиеся на старом советском предприятии система отношений, социальная структура успешно сопротивляется нововведениям, несмотря на практически отсутствие «рабочего костяка», столь характерного для предприятий тяжелой промышленности.

Общее описание предприятия и информация о развитии предприятия за последние 5 лет



Комбинат создан в 30-е гг., в 70-е гг. добавилось макаронное производство. В 1992 году предприятие было акционировано и стало самостоятельным. Акции принадлежали трудовому коллективу, управлялось же предприятие генеральным директором, выбранным трудовым коллективом.

В 90-е гг. после приватизации предприятие развивалось очень неровно. Стабильный выпуск хлебной продукции практически не менялся. Макаронное же производство то практически останавливалось, то его начинали активно развивать. Так, в 1994 г. была зарегистрирована собственная торговая марка, но системным развитием брэнда в то время никто не занимался. На предприятии постоянно менялась управленческая команда. В течение 90-х – начала 2000-х годов сменилось 11 генеральных директоров1, 7 из них – уже после кризиса 1998 года, когда предприятие, не сумев воспользоваться открывшимися возможностями, само оказалось в кризисе. Предприятие оказалось на грани банкротства, акции арестовывались.

Изменение формы собственности и корпоративного управления. В апреле 2000 г. предприятие было приобретено внешним собственником (далее – холдинг) и в настоящее время находится в его 100% собственности.

Интересы холдинга в расширении своего бизнеса прослеживаются как в интервью руководства, так и в оценках управленцев на ХБК-2: приобретение этого предприятия произошло на фоне быстрого посткризисного роста объемов производства и в условиях нехватки производственных мощностей. Таким образом, при приобретении активов ХБК-2 рассматривался исключительно как производственная площадка.

В холдинге последовательно проводится политика привлечения к управлению квалифицированных наемных менеджеров, которые не владеют акциями. По этой же схеме был нанят в 2001 году сегодняшний ген. директор, имеющий опыт управления другими хлебными заводами.

Производственная структура предприятия. Основная продукция предприятия – макароны и хлебобулочные изделия. Это два производственных сегмента, существенным образом отличающихся как в отношении рыночной ситуации, так и в отношении систем управления на предприятии. Поэтому их имеет смысл в некоторых фрагментах описывать отдельно.

Производство макарон. В макаронном цехе работают 2 линии. Производство макарон – приоритетное направление собственника, поэтому все ключевые решения в этой сфере принимаются именно в холдинге. Сверху жестко контролируются, прежде всего, объемы производства и качество продукции марки холдинга. Функция организации сбыта макарон также полностью отдана холдингу.

Несмотря на то, что комбинат производит и собственную марку макарон, приоритет отдается марке холдинга. В 2002 году руководство холдинга решило развивать марку ХБК-2, позиционируя ее на более низкий, по сравнению с собственной маркой, ценовой сегмент. Но пока активных шагов для развития брэнда предпринято не было, новые макароны просто предлагаются наряду с маркой холдинга дистрибьюторам последней. Однако, на производстве это никак не сказалось. По-прежнему приоритетным остается выполнение заказа на выпуск макарон марки холдинга. Таким образом, в части макаронного производства комбинат выполняет роль производственной площадки для холдинга.

Производство хлебобулочных изделий. Это направление бизнеса практически не контролируется собственником (контроль по финансовым результатам). Руководством же предприятия оно рассматривается как приоритетное для развития. Ассортимент хлебной продукции включает как традиционные сорта хлеба, так и более дорогие.

Кроме того, в структуру предприятия входит хлебомакаронная экспедиция (задача – доставка продукции до потребителей) и сеть фирменных магазинов.

Динамика экономического положения. Ситуация на рынках макарон и хлебобулочных изделий различается существенным образом. Российский макаронный рынок развивался быстрыми темпами в 1999-2000 гг. В 1999 за счет импортозамещения рост в отрасли составил почти 30%. Но к настоящему времени, по оценкам специалистов, рост отрасли прекратился2. По сходной траектории развивалось производство в холдинге - быстрый рост в 1999-2000 году, наращивание объемов производства, и стагнация начиная с 2001 года. На положении макаронного производства комбината это сказалось следующим образом: сразу же после приобретения холдингом предприятие сумело от практически полной остановки производства перейти к полной загрузке мощностей. Дальнейшее развитие в этом направлении не проводится и не планируется: «по большому счету холдинг устраивает сложившиеся положение дел. Их интересуют только макаронные объемы3». Более того, после ввода холдингом новых площадей в другом городе, значение ХБК-2 для холдинга уменьшилось. По словам директора предприятия, сейчас вырабатываются производственные мощности, ресурс которых – не более 5 лет, потом, скорее всего, комбинат будет продан.

Хлебное производство развивается быстрыми темпами. За два года (2001-2003) производство хлеба выросло в 2 раза: в денежном выражении это с 5-6 млн. руб. в месяц в 2001 году до 12 млн. руб. в 2003. Среднесуточный выпуск хлебной продукции – около 25т. Развитие идет по пути расширения ассортимента и освоения смежных видов продукции. В настоящее время построен и запускается новый цех по выпуску мелкоштучной продукции (слоеные булочки).

Рынок хлеба весьма специфичен в силу того, что это – социально значимый продукт и спрос на массовые виды хлебной продукции чутко реагирует на малейший рост цен. В этих условиях предприятие поставило стратегической целью освоение средне- и высокодоходных сегментов рынка. Поэтому расширение ассортимента идет в сторону выпуска более дорогих видов продукции. Выпуск булочек – еще один шаг в этом же направлении. Эти шаги можно оценить как усиление «рыночной» направленности предприятия, поскольку развивая бизнес в этом направлении ХБК-2 уходит из зоны регулируемого властями рынка в зону конкурентного рынка. В частности, конкурирует с кондитерскими цехами, частными пекарнями и собственным производством супермаркетов (многие из них выпускают фирменные булочки).

Как будет строится сбыт булочек, пока неясно, но в отношении сбыта хлебобулочных изделий, по словам и ген. директора и коммерческого директора, предприятие в настоящее время не испытывает никаких трудностей. Проблемы сконцентрированы в сфере организации производства. Основная проблема предприятия – ограниченность производственных площадей (предприятие находится в центре города и расширить свою территорию не может). Мощности хлебного производства, оставшиеся с советских времен, изношены более, чем на 50%, необходим ввод новых мощностей и эта задача в настоящее время постепенно решается.


Инвестиции и инновации.


  1. Ввод новых производственных мощностей.

  • В макаронном цехе инвестиции со стороны нового собственника в 2000 году – новый упаковочный автомат (упаковка мелких макаронных изделий). Позже – некоторое оборудование для санитарно-технологической лаборатории, которая осуществляет контроль качества продукции и новая матрица4 для макаронной линии.

  • За счет банковских кредитов, полностью по инициативе и под ответственность комбината (холдинг выступает только поручителем по кредиту) в 2002 году куплена импортная печь для выпечки хлеба, что позволило увеличить его выпуск. В 2003 году – строительство нового цеха мелкоштучной продукции (слоеные булочки). Стоимость проекта – 25 млн. руб. Финансирование – частично за счет собственных средств, по большей части – за счет привлеченных банковских кредитов.




  1. Изменение организационной структуры предприятия.

Эти изменения начались с приходом нового директора, по его словам: Два директора от холдинга, которые были до меня, практически не меняли ничего, в этом была проблема – коллектив их съел, втянул в себя. Изменения коснулись, в основном, структуры управленческого аппарата – произошло сокращение управленческих позиций с 15 до 8 с совмещением функций. В настоящее время идет выстраивание системы управления и подчинения.

Кроме смены структуры произошла полная смена управленческой команды.


  1. Организационные изменения.

Внедрение системы контроля качества инициировано управлением холдинга. ХБК-2 в настоящее время готовится к сертификации по системе ISO-9002. Сертификация предполагает внедрение значительного количества организационных нововведений: создание системы контроля (проверок) качества продукции, системы непрерывного обучения и переподготовки кадров, оптимизации информационных потоков и документооборота между подразделениями, постоянного анализа ситуации на предприятии и результатов его деятельности, удовлетворенности потребителей и пр.


  1. Кадровая политика.

Наиболее заметные изменения в кадровой политике – разработка и введение новых должностных инструкций и реформа системы начисления заработной платы. Эти изменения происходят в настоящее время.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9


Похожие:

Проект «Менеджмент и трудовые отношения в современной России» исито 2003 \"хбк 2\" iconПроект «Менеджмент и трудовые отношения в современной России» исито 2005
Тп 1 представляет собой торговый холдинг, в состав которого входят региональные филиалы в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Екатеринбурге...
Проект «Менеджмент и трудовые отношения в современной России» исито 2003 \"хбк 2\" iconПроект «Менеджмент и трудовые отношения в современной России»
Ежегодный прирост производства в последние годы составляет 10% объема или 1 млн единиц продукции. С нашей точки зрения, интерес представляют...
Проект «Менеджмент и трудовые отношения в современной России» исито 2003 \"хбк 2\" iconПроект «Менеджмент и трудовые отношения в современной России». июль-сентябрь 2004г
Машиностроительный завод 5 представляет собой пример выживания и развития предприятия в результате смены собственника и управленческой...
Проект «Менеджмент и трудовые отношения в современной России» исито 2003 \"хбк 2\" iconОао «МетЗ-4» является крупнейшим в России производителем продукции 1 и продукции ОАО «МетЗ-4»
Проект Менеджмент и трудовые отношения: практики управления на современных российских предприятиях
Проект «Менеджмент и трудовые отношения в современной России» исито 2003 \"хбк 2\" iconН. М. Карамышева приватизация и трудовые отношения
Стерлитамака проводились в 1990-1992 гг., 1995-1996 гг., 2001 г; городов Мелеуз и Кумер
Проект «Менеджмент и трудовые отношения в современной России» исито 2003 \"хбк 2\" iconОт издателя Business Excellence #8’10
В своих ежегодных отчетах надо как права человека, трудовые отношения, ввести раздел, информирующий обще
Проект «Менеджмент и трудовые отношения в современной России» исито 2003 \"хбк 2\" iconВы хотите работать, но начальство требует, что вы написали заявление об уходе по собственному
Помните, что сокращение начинается с предлагаемую работу, трудовые отношения
Проект «Менеджмент и трудовые отношения в современной России» исито 2003 \"хбк 2\" iconРабочая программа учебной дисциплины «Бизнес-планирование» для специальностей спо 080501 «Менеджмент (по отраслям)» 080106 «Финансы (по отраслям)», 080114 «Земельно-имущественные отношения»
Спо 080501 «Менеджмент (по отраслям)», 080106 «Финансы (по отраслям)», 080114 «Земельно-имущественные отношения» и соответствует...
Проект «Менеджмент и трудовые отношения в современной России» исито 2003 \"хбк 2\" iconГосударственная система профилактики правонарушений в современной россии
Головкина Анастасия Геннадьевна представила диссертацию на тему: «Государственная система профилактики правонарушений в современной...
Проект «Менеджмент и трудовые отношения в современной России» исито 2003 \"хбк 2\" iconТрудовые ресурсы россии и занятость населения
Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова (г. Барнаул)
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница