Отчет по первому этапу исследования Самара 1999 г




Скачать 220.35 Kb.
НазваниеОтчет по первому этапу исследования Самара 1999 г
Дата конвертации14.10.2012
Размер220.35 Kb.
ТипОтчет
Проект “Управление инновациями и модернизация постсоветской промышленности”

Отчет по первому этапу исследования


Самара - 1999 г.

  1. Инновационная деятельность промышленных предприятий Самарской области (по данным областного комитета по статистике)



В 1997 г. инновационной деятельностью занимались 44 предприятия области (по данным обследования 200 промышленных предприятий). Из общего числа инновационно-активных предприятий большинство приходится на отрасли машиностроения (16 предприятий) и пищевой промышленности (13).


Преобладают крупные предприятия со среднесписочной численностью работников тысяча и более человек, и средние, со среднесписочной численностью до 500 человек, которые составили 54% от всех инновационно-активных предприятий.


Затраты на технологические инновации составили 1153,8 млрд. руб., в том числе текущие затраты – 18%, капитальные затраты - 77%.


Текущие затраты, в основном, были направлены на технологическую подготовку производства, пробное производство и испытания (45%), исследования и разработки (43%), проектно-конструкторские работы, связанные с технологическим оснащением производства и начальным этапом выпуска продукции (2,5%). На приобретение прав на промышленную собственность, беспатентные лицензии, ноу-хау и другие объекты интеллектуальной собственности – 1% всех текущих затрат. На обучение, подготовку и переквалификацию персонала в связи с внедрением технологических инноваций – 0,2%, маркетинговые исследования – 0,2%.


Капитальные затраты в большей степени направлены на приобретение машин, оборудования и прочих основных фондов (97%). Затраты на производственные проектно-конструкторские работы занимают около 2% всех капитальных затрат. Из общей суммы затрат на исследования и разработки 87% выполнялись самими предприятиями. 80% всех затрат на эти виды работ сосредоточено в автомобильной промышленности.


Из общей суммы затрат на технологические инновации 95% выполнялись собственными силами и 5 сторонними организациями.


Из общего объема затрат промышленных предприятий на инновации 0,7% (7,8 млрд. руб.) финансировалось из федерального бюджета, из местного –14% (156,3 млрд. руб.). Иностранные инвестиции составили 6,5%. За счет кредитов и займов (на льготных условиях) обеспечивалось лишь 0,1% (686 млн. руб.). 80% (910,2 млрд. руб.) всех затрат на технологические инновации предприятия компенсировали за счет собственных средств.


Основными целями своей инновационной деятельности предприятия указали:

Расширение ассортимента продукции (40 предприятий)

Улучшение качества продукции (11)

Создание новых рынков сбыта (9)

Сохранение традиционных рынков сбыта (8)

Снижение загрязнения окружающей среды (9)

Замену снятой с производства устаревшей продукции (8)

Сокращение материальных затрат(7)

Сокращение энергозатрат (7).


Приобретения осуществлялись в основном в форме покупки оборудования (11 предприятий), результатов исследований и разработок (11), лицензий на использование изобретений, промышленных образцов, права на патенты (2), ноу-хау, соглашения на передачу технологий (2). За пределами РФ осуществлялось приобретение новых технологий для пищевой продукции. Преобладающая форма приобретения – покупка оборудования.


Из общего объема отгруженной продукции инновационных предприятий инновационная продукция составила 8%. Половину из них составляет экспорт (99% в страны дальнего зарубежья, 1% в страны СНГ). Таким образом, подавляющая часть инновационной продукции оставалась на внутреннем рынке.


Доля инновационной продукции выше на предприятиях, ведущих самостоятельные исследования. В общем объеме промышленной продукции доля продукции освоенной впервые, составила в 1997 г. лишь 6%, что свидетельствует о том, что продукт - инновации в основном были направлены не на освоение принципиально новой продукции, а на модификацию уже существующей.


  1. Характеристика предприятий


Отбор предприятий для пилотажного исследования проводился из “Списка предприятий, занимавшихся инновационной деятельностью в 1997 г.”. Таким образом, первым критерием отбора являлось собственное заявление предприятия о факте внедрения инновации. Вторым критерием отбора являлась возможность доступа к информации. На большинстве предприятий процесс внедрения инновации на момент исследования не был завершен. На данном этапе исследования мы ограничивались проведением интервью с представителями топ - менеджмента предприятия. По большей части это были: директор главный инженер, директор по маркетингу, главный экономист, главный бухгалтер, руководитель кадровой службы. Наиболее информированным по нашему опыту является главный инженер.


Время создания большинства исследованных предприятий приходится на сороковые годы, пять предприятий образованы в 30-х годах, одно – в 60-х годах, одно – в начале 90-х годов. Три предприятия были образованы в конце прошлого века, то есть существуют более 100 лет. Одно из подразделения ОАО “Спирт” функционирует уже 200 лет.


Пять предприятий относятся к различным отраслям машиностроения: производство радиоэлектроники, производство аэродромного оборудования, производство клапанов, производство грузоподъемной техники, производство измерительных трансформаторов тока и напряжения. Семь предприятий относятся к пищевой промышленности: производство хлеба и хлебобулочных изделий, производство кондитерских изделий, производство масложировой продукции, изготовление плавленых сыров, изготовление продуктов мясопереработки, переработка спирта и выпуск ликероводочной продукции, производство макаронных изделий. Одно предприятие относится к химической промышленности (производство красок и моющих средств), одно предприятие деревообрабатывающей промышленности (производство мебели), одно занимается производством стекла (автомобильного и оконного), одно – производством медицинского оборудования (различные виды протезов).


Среди них семь крупных предприятий (из которых 3 имеют свыше 1000 работающих), семь средних предприятий и одно малое предприятие.


Большинство исследованных предприятий существуют в форме ОАО. Три предприятия имеют статус ЗАО, одно предприятие ООО, одно – унитарное государственное, одно – общественная организация инвалидов. Согласно предложенной классификации предприятий по секторам экономики, мы относим три предприятия к государственному сектору. Это унитарное протезно-ортопедическое предприятие, ОАО “Электрон” и ОАО “Спирт” (51% акций принадлежит государству). Одно предприятие относится к новому частному сектору – ООО “Стекло”, основанное группой частных лиц в 1991 году. Остальные предприятия относятся к смешанному (приватизированному) сектору экономики. Непонятно куда относить маслосырбазу, имеющую статус общественной организации.


По форме корпоративного управления внешняя форма (управление под контролем “аутсайдеров”) характерна для ОАО “Маргарин”, контрольный пакет акций которого куплен местным банком и ОАО “Рассвет”, контрольный пакет находится у международной корпорации. Кроме того, к этой группе, видимо, относятся государственные предприятия и предприятие “Пуск” где в настоящее время осуществляется процедура внешнего управления. На остальных реализуется управление под контролем “инсайдеров”. Мы отнесли к группе предприятий с внутренним управлением и те два предприятия, на которых большая доля акций принадлежит сторонним юридическим и физическим лицам, ни одно из которых не обладает крупным пакетом акций


  1. Процесс инновационной деятельности


На исследованных предприятиях представлены все виды инновационной деятельности:

Продукт - инновации характерны для всех без исключения предприятий. Тем не менее, чаще всего, это модификация в том или ином виде уже существующей продукции, а не освоение принципиально новой.


Как правило, внедрение нового продукта сопровождается незначительными технологическими и организационными нововведениями. Мы не смогли выделить как отдельную группу социальные инновации, поскольку считаем, что изменение организации системы оплаты труда и занятости относятся к организационным инновациям.


Практически на всех предприятиях была реорганизована система сбыта, созданы маркетинговые отделы. На большинстве предприятий, ориентированных на потребительский рынок, произошло расширение сферы деятельности за счет создания собственных торговых сетей.


Основными причинами внедрения инновации является поиск своей ниши на рынке. Предприятия, ориентированные на потребительский рынок (все пищевые предприятия, мебельная фабрика, завод технического стекла), к этому вынуждает возросшая конкуренция. Во-первых, со стороны импортной продукции, во вторых, со стороны, местных мелких производителей (часто подпольных, например, производство водки, майонеза) чья продукция более дешевая, но менее качественная. Августовский кризис создал благоприятные условия отечественным производителям в том плане, что цены на импорт резко возросли. С другой стороны, те, кто не успел расплатиться за поставленную импортную технику, оказались в трудном положении.


Основными причинами внедрения инноваций для предприятий машиностроения является переориентация сбыта на платежеспособного заказчика. Происходит постепенный процесс замещения традиционных, но территориально удаленных поставщиков, на местных. С одной стороны, это вызвано снижением стоимости продукции за счет отсутствия расходов на транспортные услуги. То есть часто выгодно потребителям. С другой стороны, на потребителя определенное давление оказывают местные власти, проявляющие заботу о занятости населения на местных предприятиях.


На двух предприятиях причинами нововведений были названы физический износ оборудования (“Спирт”) и необходимость снижения энергозатрат (“Люкс-Самара”). Еще одна причина - борьба общественных движений за экологию. Проект утилизации отходов производства зернового спирта (барды) на спиртозаводе был принят под давлением экологических движений.


ПОЯВЛЕНИЕ ИДЕИ И РАЗРАБОТКА


Инициаторами инновационной деятельности практически во всех случаях называется высший менеджмент предприятия, практически всегда – директор.


Появление конкретной идеи часто содержит элемент случайности. Источниками информации о нововведениях чаще всего выступают организованные местным руководством или отраслевыми вышестоящими организациями выставки и поездки по обмену опытом. В некоторых случаях – это собственный поиск по родственным предприятиям и даже по рекламным буклетам. В двух случаях (“Трансформер” и “Автодеталь”) идею подсказал руководству сам потенциальный заказчик, которого перестала устраивать ситуация закупки комплектующих деталей в территориально удаленных областях. В одном случае были использованы старые связи в вышестоящем департаменте для того, чтобы перехватить заказ на новую продукцию у другого предприятия. (“Кран”).


ЭТАП ПРОЕКТИРОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ


Использование собственных разработок: “Электрон” “Пуск”, “Трансформер”, “Протез”. Эти предприятия традиционно располагают собственными исследовательскими и конструкторскими подразделениями. На “Электроне” даже есть собственный НИИ, правда, основная сфера его деятельности – научные и конструкторские разработки для космоса и вооружения. Причиной по которой внешние партнеры не привлекались называлось и отсутствие средств у предприятия: заводы просто не в состоянии их оплатить.


Привлечение отечественных организаций и специалистов на условиях договора (“Кран”, “Стекло”). Среди привлеченных организаций назывались, в основном, местные: Самарский Аэрокосмический университет, Самарский политехнический институт, ЦСКБ завода “Прогресс”, НПО “Труд”, лаборатория стекла и керамики ВАЗа. И иногородние: из Санкт-Петербурга и Казани. Как правило, эти организации являются традиционными партнерами предприятий. Новых конструкторских или исследовательских организаций названо не было.


Покупка готового пакета документации и технологий (“Химик”, “Парадиз”, “Трансформер”). Покупка осуществлена на предприятиях Москвы, Санкт-Петербурга, Владимира. Характерно, что это тоже старые партнеры предприятий.


Для предприятий, ориентированных на потребительский рынок, особенно относящихся к пищевой промышленности, характерна покупка импортного оборудования (Голландия, Италия, Германия, Франция). Объясняется это тем, что технологий, соответствующих современным требованиям на отечественном рынке практически нет. Это обусловлено традиционно низким уровнем развития разработок товаров группы “Б”. Попытки обратиться к отечественным предприятиям, как правило, заканчивались неудачей. Идея о том, что высокотехнологичные оборонные производства смогут быстро переориентироваться на гражданскую продукцию, оказалась блефом.

“Люкс-Самара”: “Пришлось собственными силами модернизировать установку “Ула” для фасовки пельменей. Ее купили на Самарском Авиационном заводе в то время, когда оборонные предприятия стали выпускать оборудование для предприятий пищевой промышленности. А так как конверсионные предприятия не были приспособлены к выпуску такого оборудования, они сделали машину, которая оказалась недоработанной, и дорабатывали ее уже специалисты нашего конструкторского отдела.

“Макаронная фабрика”: “…был заключен договор с “Рыбинскими моторами” на производство по швейцарской технологии еще одной линии. Однако этот проект оказался очень неудачным, до сих пор заказ не выполнен. Директор считает, что “все издержки нашей системы наглядно проявились в отношениях с “оборонкой”, неповоротливой, неспособной быстро ориентироваться в ситуации”.


Причиной неудачного опыта сотрудничества с “новыми” отечественными фирмами является их ненадежность, нестабильное положение.

Хлебозавод: “…был заключен договор с одной из самарских фирм на разработку упаковки (дизайн, форма, материал) и поставку упаковочного материала. Фирма представила образцы, и получила предоплату. Однако к моменту исполнения обязательств по договору она оказалась несостоятельной. Сейчас руководство хлебозавода пытается получить с этой фирмы либо упаковку, либо свои деньги через арбитражный суд”.


ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ.


  • В семи случаях из шестнадцати внедрение инноваций производилось за счет собственных средств предприятия. Эти деньги получены, в основном, за счет жесткой экономии: поддержания низкого уровня зарплаты, сокращения кадров, ужесточения дисциплины, невыплат дивидендов, сокращения потребления энергии и пр. В некоторых случаях возможность финансирования из собственных средств определялась путем достижения выгодных условий поставки. Например, товарный кредит на приобретение технологической линии с двухлетней рассрочкой платежей без банковской гарантии, лишь под личную ответственность директора (“Макаронная фабрика”). Схема кредита предусматривала оплату 45 % стоимости оборудования до монтажа, 35 % - после запуска линии, а оставшиеся 25 % необходимо выплатить через 7 месяцев.




  • Бюджетное финансирование на внедрение новой продукции получили пять предприятий. Бюджетное финансирование осуществляется в разных формах. Во-первых, льготные кредиты, которые выделяются на конкурсной основе. По решению областного инвестиционного комитета кредиты получили: “Электрон” (на освоение выпуска нового цветного телевизора) и “Стекло” (на выпуск стекла с теплоотражающим покрытием). Во вторых, бюджетное финансирование проектов, включенных в целевые областные или городские программы (на конкурсной основе). Программа “Чистый город” - “Пуск” (производство автомобильных моек). Программа “Дети Самары” - “Парадиз” (производство детских плавленых сырков). В третьих, прямое бюджетное финансирование инновационных проектов государственных предприятий через соответствующие министерства. “Протез” (технологии и выпуск приемных гильз для протезов). При этом значительную часть средств выделяет не федеральный, а областной бюджет ““Одно только, что на бумаге они это выделили, а когда реально они их дадут?…в том году немного помогли дополнительными финансами, но, в основном, мы сидим на областном бюджете”.




  • За счет инвестиций нового внешнего собственника. ОАО “Рассвет” и “Парадиз”. Причем иностранный собственник проводил комплексную инвестиционную политику строго по разработанной программе с большим объемом финансирования. Отечественный собственник (банк) довольствовался небольшими эпизодическими денежными вливаниями.




  • Банковский кредит (на приобретение импортного оборудования) использовало только одно предприятия – “Десна”. Кредит был получен от одного из местных коммерческих банков. По словам главного экономиста, процентная ставка по кредиту была ниже ставки Центрального банка России, что возможно свидетельствует о наличии неких скрытых механизмов сотрудничества.




  • За счет авансирования средств заказчиком (Министерство путей сообщения) проводились проектно-изыскательские работы по разработке крана на гусеничном ходу на предприятии “Кран”. Это не было кредитованием т.к. рассчитывалось предприятие продукцией. “За счет продажи четырех кранов мы погасили эту задолженность, и дальнейшее развитие производства осуществляли своими средствами”.


На тех предприятиях, где финансирование инновационной деятельности проводится из собственных средств, расчет эффективности инновации производится, как правило, своими силами, без привлечения сторонних организаций или специалистов. В процессе получения банковского кредита как минимум необходимо техническое обоснование его возвратности. Этот документ собственно и является расчетом эффективности инновации. В документах такого типа обычно предполагается несколько показателей, но главное на что нацелен этот документ - это доказать банку возвратность средств. Участие в инвестиционном конкурсе предполагает более серьезный подход к расчету эффективности. Составляется бизнес-план, и далее, проект документа в обязательном порядке проходит экспертизу (оценку риска), доработку и надлежащее оформление в специальных фирмах. Например, на предприятии “Стекло” был составлен документ, в котором представлен анализ сложившейся ситуации на рынке современных стеклоконструкций, в частности стекол со специальными теплоотражающими свойствами для использования в строительстве и автомобилестроении. Сделали множество экспертиз, заключений. Несколько отраслевых институтов дали положительные заключения, подтвердили перспективность, подтвердили возможности сбыта. Самарский центр проектного финансирования провел финансово-экономическую экспертизу на европейском уровне. Они просчитали 22 варианта экономических ситуаций: и не выход на нужный объем, и падение курса рубля и не та цена. Только в двух ситуациях проект оказался не устойчивым.

Таким образом, оценка эффективности планируемой инновации в полном объеме проводится только под давлением внешних обстоятельств.


Несколько слов по поводу терминологии и типологии.


В предложенной “Структуре окончательного отчета по предприятию по результатам первой фазы исследования” используются такие понятия как инновация, нововведение, инновационный процесс. Нам кажется, что необходимо для себя уточнить эти понятия. Innovation (нововведение) - это существительное, которое означает, в соответствии с толковым словарем Русского языка, “новое правило, вновь установленный порядок”. Innovate - вводить новшество, обновлять - это глагол, означающий некое действие. В толковом словаре обновлять – “пополниться чем либо новым”. Соответственно, предлагается под инновацией понимать нововведение (новое явление в рамках предприятия), под инновационным процессом - процесс внедрения единичного, конкретного нововведения – новшества. (Новшество - новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явление). Далее необходимо определиться какие нововведения мы будем отслеживать, поскольку на предприятии ежедневно могут происходить какие-либо изменения. Предлагается отслеживать только те нововведения, которые будут для наших экспертов, работников предприятий, значимыми, актуализированными в их сознании.


Несколько слов о типологиях. Предложенная типология исходит как бы из нескольких оснований: из вида инновации, например, внедрение новой техники - техническая инновация, из места проведения инновационного процесса в структуре предприятия - изменение системы сбыта - маркетинговая инновация, из цели инновации: цель-замена старого оборудования новым. Здесь, скорее, если согласиться с авторами, это не цель, а задача, поскольку цель более глобальна. На наш взгляд, в данном случае целью могло бы быть: появление нового продукта, снижение себестоимости продукции и т.п., а для этого руководству предприятия необходимо решить одну из задач - заменить старое оборудование новым. Данная типология может позволить нам количественно сосчитать виды инновационных процессов, разделить их по целям и задачам и по месту проведения в структуре предприятия. Поскольку предметом нашего исследования является управление инновационными процессами, то вершиной нашего исследования может быть установление связи между инновационными процессами и способами их проведения, управления. Возможно в дальнейшем создание типологии инновационных процессов с точки зрения их проведения и характеристика управления предприятия через типы инновационных процессов.


Далее предлагаем схему описания инновационных процессов, которая связана с управлением ими. Инновационный процесс - это деятельность аппарата управления предприятия. Как всякая деятельность она включает в себя следующие моменты: цель, план (модель действий), участников, сами действия, результат деятельности и оценку результата (эффективность). С точки зрения управления цели инновационного процесса могут быть “стратегическими” и “тактическими”, соответственно решающие перспективные и сиюминутные проблемы. Планы соответственно могут быть “перспективными” и “ситуативными”. Перспективный план инновационного процесса, разработанный на длительное время, может носить комплексный и долгосрочный характер. Этот план предполагает пути преодоления трудностей, с которым может столкнуться предприятие в будущем. “Ситуационный” план - разработанный как ответная реакция на обстоятельства.


Что касается участников, мы уже выделили две группы: внешние и внутренние. Кемеровская группа предложила типологию инновационного процесса исходя из принципа привлечения внешних участников. Они выделили следующие процессы: “фирменный” - с привлечением внешних участников, “кустарный” - без привлечения, “смешанный”. Ими же выдвинута гипотеза о том, что инновационный процесс протекает благополучно, если в нем участвуют активно внешние участники. С нашей точки зрения это важный момент, характеризующий управление предприятия как “закрытое” или “открытое”. “Открытость” управления позволяет развиваться стороннему рынку услуг, в том числе и научно-исследовательскому.


Говоря о самих действиях, нам интересны, прежде всего, управленческие механизмы реализации инновации, процедуры контроля. Со стороны управления их можно охарактеризовать как “традиционные” и “реформационные”. “Традиционные” - без использования каких-либо новых механизмов и процедур, без создания новых управленческих структур.


Результатом инновационного процесса является его “законченность” или “незавершенность”. Незавершенность инновационного процесса - поражение руководителей предприятия, его управления. Незавершенность процесса есть ошибка руководителя на той или иной стадии его проведения.


Оценка инновации выражается в “эффективности”, “неэффективности”. На наш взгляд, трудно будет какими-либо объективными показателями доказать то или другое особенно это касается “стратегического” инновационного процесса. Субъективное мнение эксперта, лица участвовавшего в инновационном процессе должно стать измерителем этого показателя.

  1. Гипотезы


1. Экономические неблагоприятные внешние и внутренние условия являются мощным стимулом для внедрения инноваций. Внешние условия (налоговые, инвестиционная и экономическая политики государства, общая нестабильность в стране) не создают благоприятных условий для получения прибыли в сфере производства. Тем не менее, можно предположить, что конечные цели внедрения инноваций на промышленных предприятиях в настоящее время лежат не столько в сфере экономики (получение прибыли) сколько в сфере социальной (выживание предприятия как социальной единицы: сохранение занятости и заработной платы). Система налогообложения ведет к тому, что “прибыль показывать невыгодно”. Ситуация инфляции в какой-то мере тоже стимулирует руководство предприятий не накапливать деньги, а рационально использовать, вкладывать в совершенствование производства и в переоборудование. Таким образом, в основе решения о внедрении инноваций лежит идеология выживания, а не развития.

Как можно развиваться в таких условиях? Ни одной лишней копейки. Все кругом друг другу должны. Конечно стараемся планировать развитие, внедрение новой техники, освоение новых технологий, но все это требует затрат, вот и кроим, дыры латаем. Вся инновационная деятельность из-за этого носит вынужденный характер. Когда припрет, тогда решаются вопросы. Упал спрос на один вид продукции, хочешь - не хочешь нужно новую технику осваивать, иначе прогоришь. Закупаешь новую технику. Госстандарт выдвигает требование обязательной упаковки - ничего не остается делать, как выкраивать и покупать оборудование и материалы”.


Мы не в состоянии как-то противостоять экономическому беспределу, поэтому только приспосабливаемся насколько это возможно. Как люди в семьях поступают? Пересматривают бюджет, урезают какие-то затраты, оставляют только жизненно важные. Так и мы, о развитии производства как таковом речи не идет. На это нет средств. А то, что делаем, это жизненно необходимо, чтобы выжить. Поэтому все инновации, которые внедрялись на предприятии, являются вынужденными: либо рынок диктует, либо госстандарт требует, а мы из последних сил пытаемся выжить”.


Пришлось выбирать: или закрывать завод, сокращать рабочих или искать выход. Все нововведения идут от желания жить и кушать хлеб с маслом и красной икрой…”.


2. Поиск идей для внедрения инновационного продукта нацелен на получение “живых” денег, как конечный результат. На это “работает” и создание собственной торговой сети и переориентация на платежеспособного заказчика, например, на АВТОВАЗ. Источником “живых” денег является и дополнительное бюджетное финансирование. Поэтому сама идея инновации может быть рождена желанием участвовать в “кредитообеспечиваемом” проекте, что позволяет на какое-то время занять людей и выплатить зарплату. На выпуск старой продукции, которую с удовольствием покупают, у нас нет оборотных средств. На новую продукцию хоть и с трудом, но можно получить кредит, но ведь он очень небольшой и позволяет выпустить небольшие партии, освоить новую продукцию, а на массовый выпуск все равно нужны средства... (“Экран”).

ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ И ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


  • Размер предприятия. Наилучшие возможности для внедрения инноваций имеют средние предприятия. На относительно небольшом предприятии легче, чем на крупном минимизировать расходы, в том числе и регулировать численность, добиваясь адекватного объема загрузки мощностей. Проще реализовать механизм создания благоприятного социального фона для выполнения инновационных проектов. Этому способствует большая включенность персонала в общие дела предприятия, меньшее число управленческих ступеней. В то же время размер оборотных средств, при жесткой экономии позволяет сделать вложения в новую технику или в новую разработку, что даже при условии успешной работы недоступно малым предприятиям. Крупные традиционные предприятия имеют преимущество на этапе разработки, поскольку обладают собственными научными и конструкторскими резервами. На внедрение и налаживание массового производства, им нужны огромные средства, которые брать неоткуда. “У нас есть все необходимое: квалифицированные рабочие, замечательные конструктора, которые сейчас почти бесплатно работают и с радостью берутся за все новое. Мы располагаем отличным оборудованием, наукоемкими технологиями. Спрос на продукцию есть, рынок огромный, заказчиков достаточно. У нас нет одного - оборотных средств. Выкручиваемся, как можем. Разрабатываем новую продукцию, осваиваем выпуск, сертифицируем, выпускаем на рынок. Радуемся, что получилось отлично, лучше, чем у других, что есть спрос. А потом снова ищем средства, разрабатываем что-то новое... Для того, чтобы наладить массовое производство у нас нет финансовых возможностей”. (“Электрон”).




  • Фактором, препятствующим внедрению инноваций, является наличие на предприятии мобилизационных мощностей. Отсутствие оборотных средств, необходимых для массового производства нового продукта, отчасти объясняется необходимостью оплачивать содержание простаивающих мощностей. В условиях многократного сокращения объемов производства и отсутствия полной загрузки оборудования, заводу, тем не менее, приходится содержать в работоспособном состоянии все цеха (как предприятие ВПК на случай Чрезвычайных Ситуаций) - отопление, освещение, водоснабжение и др. (“Электрон”). Примерно в подобном положении макаронная фабрика, где не могут получить разрешение на демонтаж старого оборудования: макароны делали на прессах, предназначенных для производства пороха.




  • Форма собственности. Государственная форма собственности мало стимулирует внедрения инноваций для получения прибыли, поскольку последняя уходит в доход государства. В то же время необходимость занять людей, обслуживающих, в том числе и мобилизационные мощности, толкает к внедрению нового продукта. Форма закрытого акционерного общества позволяет легче получить одобрение коллектива (пайщиков) на внедрение инновации. Но затрудняет привлечение внешних инвесторов за счет расширения числа держателей акций. Форма открытого акционерного общества дает такую возможность, но наличие внешних держателей акций повышает вероятность конфликта интересов.




  • Отрасль. Различные темпы развития отраслей определяют необходимость и темпы внедрения инноваций. Например, радиоэлектроника: Мы работаем в такой отрасли, которая развивается буквально семимильными шагами. Без новых разработок, новой продукции мы просто потеряем квалификацию, и с рынка нас в два счета вытолкнут те, кто окажется впереди” (“Электрон”). В то же время спиртозавод, которому 200 лет, мог бы ничего не внедрять и дальше, если бы не активность общественных экологических движений.




  • Инновационная политика местных властей. Несомненной заслугой местных властей является создание общей инвестиционной привлекательности региона. Это способствует появлению зарубежных инвесторов, создает объективно больше возможностей для получения информации о технологиях, возможных партнерах, для участия в европейских программах и пр. В настоящее время готовится закон о налоговых льготах для внешних инвесторов. Помимо этого, политика областных властей направлена на переориентацию производства комплектующих на местных предприятиях. Существует определенное давление, в частности, на АВТОВАЗ, с тем, чтобы размещать заказы на поставку комплектующих на самарских заводах, хотя это подчас дороже, чем покупка у традиционных поставщиков. В самарской губернии администрация пошла по пути конкурсного финансирования инновационных проектов и размещения местного заказа (бюджетные средства) через систему тендеров. С одной стороны, это, несомненно, повышает инновационную активность предприятий. С другой стороны большое значение имеет то, как эта политика реализуется. Во-первых, практика показывает, что существует довольно узкий круг предприятий допущенных к “кормушке”. Во вторых, как правило, средства выделяются не своевременно и не в полном объеме, что негативно сказывается на результатах. “Это (льготный кредит, полученный на конкурсной основе) в какой-то степени в начале нам помогло, а потом и погубило. Потому что на освоение этой моечной машины нам требовалось 40 млн. руб. Нам первое вливание дали - 14 млн. и то не всю сумму. Условия такие - банк, который выделяет кредиты на эти вещи должен их вернуть с плюсом. А вернуть мы можем, только когда продадим свое изделие. Вовремя мы не успели освоить выпуск, не смогли расплатиться, и нам начали крутить пени. И получилась сумма настолько большая, что мы не смогли рассчитаться” (“Пуск”).



  • На большинстве исследованных предприятий авторитарный стиль руководства. Основной фактор – личность руководителя. Способствовать процессу внедрения инноваций может его заинтересованность в сохранении и развитии производства. Она может быть обусловлена как крупной долей в собственности предприятия, так и патерналистской направленностью. В последнем случае руководители не берутся за внедрение таких инноваций, которые не могут сделать с теми людьми, которые работают на предприятии.


Похожие:

Отчет по первому этапу исследования Самара 1999 г iconСводный отчет московской группы исито по первому этапу исследования содержание
Одним словом, в этих гипотезах мы должны отразить работающий механизм инноваций или указать на те элементы, в которых происходят...
Отчет по первому этапу исследования Самара 1999 г iconСводный отчет минской группы цэси при егу по первому этапу исследования содержание
Причем, удельный вес обрабатывающих отраслей в общем объеме продукции промышленности составлял из года в год более 95 %, из которых...
Отчет по первому этапу исследования Самара 1999 г iconЯмр исследования в психологии
Уфа, ноябрь, 1999 г., посвященной развитию образования на основе приоритетных направлений науки и техники, утвер­жден­ных Правительственной...
Отчет по первому этапу исследования Самара 1999 г iconОтчет состоит из
Первая часть исследования содержит описание объекта исследования, в ней приведена
Отчет по первому этапу исследования Самара 1999 г iconОтчет является 2
Целью данного исследования является анализ версией готового российского рынка радиаторов отопления и исследования определение перспектив...
Отчет по первому этапу исследования Самара 1999 г icon005 проблемы ресурсного планирования в ООО «самаранипинефть» Кулакова Т. Н., Великанова Т. В. Фгбоу впо самарский
Фгбоу впо самарский государственный технический университет, Самара, Россия 443000 Самара, ул
Отчет по первому этапу исследования Самара 1999 г iconОтчет о работе проектно-учебной группы «исследования корпоративных инновационных систем»
«исследования корпоративных инновационных систем»
Отчет по первому этапу исследования Самара 1999 г iconЗаконодательное регулирование
Предисловие к первому изданию
Отчет по первому этапу исследования Самара 1999 г iconОтчет является
Целью исследования является анализ российского отчет является рынка "эковаты" целлюлозного рыхлого второй материала, используемого,...
Отчет по первому этапу исследования Самара 1999 г iconПостановление от 12 октября 1999 г. N 931 о проекте планировки квартала 47-48 района северное измайлово (УЛ. 11-я и 9-я парковая, щелковское ш.
В соответствии с постановлениями Правительства Москвы от 25 мая 1999 года n 457 О
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница