Оао «Полотно»1




НазваниеОао «Полотно»1
страница1/8
Дата конвертации14.10.2012
Размер0.59 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8

ОАО «Полотно»1


Ноябрь 2002

Введение


В ходе исследования мы сконцентрировали внимание на базовой задаче проекта - определить характер трансформации социальной структуры и управления советского производства. Иными словами, что отличает трудовые отношения современного российского «продвинутого» предприятия и становится залогом его успешности? Рыночные ли это рычаги управления и развития производства? В какой мере прежние «советские» отношения по поводу производства интегрированы в успешную практику? С точки зрения процессов классообразования - формируется ли средний класс из числа занятых здесь управленцев?

Основные черты традиционно советского предприятия и продвинутого капиталистического представлены в программе исследования в виде моделей того и другого. На наш взгляд, ключевое отличие – технологизм первого и экономизм второго – может проявляться во всех перечисленных (ведущее звено, механизм контроля над производством, позиции средних управленцев, организация оплаты труда и связь с территориальным обществом) и не перечисленных (внешние отношения, дисциплинарный режим, корпоративная культура и т.п.) элементах модели. Нам важно понять какие, в конечном счете, элементы являются структурообразующими и в какой мере, в каком сочетании в них проявляется «старое» и «новое» качество.

Основной тезис, который разворачивается в данном отчете, касается экономической (рыночной) траектории трансформации советского производства – технологизм советского производства заменяется прорыночной социальной структурой. Основными элементами новой структуры отношений по поводу современного российского производства являются договорные отношения с потребителями и рост влияния руководителей служб, координирующих взаимодействие с потребителями продукции; усиление управленческого контроля за производством и повышение статуса профессионального ядра, состоящего из квалифицированных рабочих и специалистов.

Но «про» означает остатки элементов прежнего: маркетинговая составляющая еще только интегрируется в производство и больше напоминает коммерциализацию, а не изучение рынка, сохраняется тенденция клановой сегментации рынка и создания монополии; сохраняется авторитаризм руководства и срытое недовольство рабочих. Формируется структура отношений, которая несмотря на эгалитарную фразеологию иерархизирована. Однако это уже не социалистические производственные иерархии, где высший менеджмент и рабочий контроль сосуществовали. Вершину современной иерархии на производстве явно занимает управленческая команда, организующая производство, связующим звеном становится – средний менеджмент и рабочая аристократия из числа профессионалов. На низу оказываются неквалифицированные рабочие, лишенные как прежде рычагов контроля над производством. Однако, на наш взгляд, длительное отсутствие действенных институтов рабочего представительства и защиты интересов рабочих может вести к формированию новых институтов рабочего контроля.

Общее описание предприятия и информация о развитии предприятия за последние 5 лет)

Предприятие до перестройки: численность, основная продукция, репутация.


Предприятие ОАО “Полотно” относительно молодое: введено в эксплуатацию 29 декабря 1979 года.

Предприятие относится к отрасли легкой промышленности: производит нетканые материалы для предприятий различных отраслей промышленности, линолеум и молочные фильтры. Это крупнейшее предприятие в отрасли - 70% производимых нетканых материалов приходится на его долю. В советское время оно считалось уникальным производством. В России предприятий, аналогичных этому, было всего два. До сих пор предприятий данного профиля в СНГ не так много (9): два на Украине, одно в Узбекистане, одно в Казахстане, три в странах Прибалтики и два российских предприятия. Основной конкурент находится в Ульяновской области.

Хорошая техническая база, доставшаяся с советских времен, да слабость конкурентов некоторое время составляли его запас прочности. Однако с середины 90-х годов все больше в качестве залога успеха проявляется маркетинговая составляющая: организация изнутри предприятия устойчивого взаимодействия с потребителями продукции. Выбор схем взаимодействия серьезно определял ситуацию на производстве: направления и формы его модернизации. С изменением идеологии производства гибкость, а не вал становятся важным ориентиром в проводимой модернизации и основанием экономического благополучия. Гибкость в первую очередь была обусловлена учетом интересов потребителей и потенциальных заказчиков в ассортименте и качестве продукции.

Предприятие можно отнести к благополучным как по объему производства, так и по спросу и конкурентоспособности выпускаемой продукции.

Индекс благополучия предприятия может выстраиваться по разным критериям, в том числе исследовательским. В последнем случае в качестве признаков благополучия ранее нами рассматривались прибыль, размер заработной платы и стабильность занятости. По мнению руководителей предприятия, наиболее яркий показатель благополучия предприятия – это балансовая прибыль компании.

За 2000 год она составила более 30 млн. руб. и продолжала расти в 2001 году. Несмотря на усиление конкуренции предприятие рассчитывает сохранить в 2002 году уровень прошлого года.

С точки зрения рабочих предприятия работа здесь становится менее привлекательной и престижной из-за уровня заработной платы. Со стабилизацией рынка труда тот факт, что предприятие всегда выплачивало заработную плату, оказался уже не значимым.

Изменение формы собственности и корпоративного управления


В 1992 г. предприятие было приватизировано трудовым коллективом, и преобразовано в акционерное общество открытого типа (ОАО). В настоящее время его возглавляет Совет Директоров, который состоит из крупных держателей акций, среди которых представители поставщиков, потребителей и руководители компании.

Контрольный пакет акций находится в руках «трудового коллектива», представленного большей частью нынешними или бывшими управленцами предприятия. Несмотря на необходимость привлечения инвестиций для кардинальной модернизации предприятия «внутренние» собственники придерживаются правила – не пускать чужих на кухню предприятия.

Динамика экономического положения


в общих чертах отражает колебания российского производства: кризис (1994-1996), стабилизация (1997-1999), развитие/сохранение достигнутого (2000-...)

Благополучие советского времени было определено государственным заказом и уникальностью производства.

Экономические проблемы начинаются с 1992 года, когда происходит резкое сокращение спроса на продукцию2, и растет финансовая несостоятельность потребителей. Распространение бартера было одной из форм реагирования на изменение среды. Бартерные цепочки связывали предприятие с крупнейшими поставщиками сырья и потребителями. Цепочки были настолько развернутыми и сложными, а работа с ними – отлаженной, что специалисты отдела снабжения и маркетинга в то время оценивали их как «новое и перспективное слово в мировой экономике».

Другим ответом экономическому кризису было диверсификация производства. Вместо массового производства нескольких наименований продукции предприятие ориентируется на гибкое и многоассортиментное производство.

  • В 1992 году были созданы дочерние предприятия про производству полиэтилена – «Полотно-полимер», линолеума, печати на нетканых материалах и наружной рекламе «Полотно-принт», и торговое предприятие «Полотно-трейдинг». Основная цель их создания – помочь предприятию преодолеть нехватку оборотных средств (живых денег), так как в это время большая доля сделок осуществлялась по взаимозачетам и другим формам оплаты. В результате у предприятия с 1994 года не было задержек по выплате зарплаты налогов в бюджет и других выплат, а такие направления деятельности как производство линолеума и торговая деятельность стали прибыльными.

  • Расширение ассортимента основной продукции. С 1992 года разрабатываются новые виды полотна (объемное полотно, холстопрошивное полотно, полотно для производства респираторов) для новых сфер применения и по новым современным технологиям, под которые закупается импортное оборудование. В 1995 году начинается производство нетканых материалов для автомобильной промышленности. В частности, в 1997 было налажено производство материалов для отделки салонов автомобилей. Для этого была приобретена французская иглопробивная машина. В 1998 на ОАО «Полотно» был освоен выпуск трехслойного линолеума.

Следует подчеркнуть, что гибкость производства повышалась за счет расширения ассортимента основной продукции. Здесь не столь активно развивалось производство «ширпотреба», как на других предприятиях города (например, типография или маниностроительный завод). Во многом тому способствовала изначальная специализация предприятия на выпуске комплектующих к изделию, а не конечного продукта.

Гибкость производства основной продукции, а не развитие ширпотреба становится одним из оснований стабилизации 1997-1999 годов и залогом последующей экономической устойчивости.

В настоящий момент предприятие весьма прочно держится на ногах: незначительно, но наращиваются объемы производства, сформировался пакет заказов - большая часть которых от постоянных клиентов. При росте конкуренции на рынке предприятие контролирует значительную долю рынков выпускаемой продукции. Период стабилизации позволил в ходе краткосрочных инноваций и частичной модернизации качественно изменить производство и создать структуру, способную к инновации и эффективному реагированию на колебания внешней среды.

Динамика численности персонала


На момент начала работы и выведения к 1982 году предприятия на проектные мощности здесь было занято около 400 человек. В последующее десятилетие численность предприятия постепенно росла, и достигла примерно 1200 человек к началу реструктуризации производства. Кризис производства в 1992 году привел к значительному сокращению персонала – до 700 человек. Начиная с 1997 года, на предприятии наметилась тенденция роста занятых здесь, и сейчас на нем трудится около 1000 человек.

Таблица 1

Динамика численности персонала (чел.)

Годы

Численность

1985

700

1987

1256

1990

1118

1995

700

1997

794

1998

833

1999

936

2000

950

2002

960

Структура персонала остается неизменной в течение последних лет: 82% составляют рабочие, 18% - управленцы и служащие.

Основные организационные изменения


Организационные изменения последних пяти лет, начиная с 1998 года, касаются реструктурирования внешней среды, производства и управления.

Внешняя среда

  1. Бартерные сети, начиная с 1999 года, уже не действуют. Это было очень серьезным шагом в смене идеологии внешних отношений. Контроль внешней среды через план и договорные отношения, столь характерный для советского предприятия, трансформируется в качественно новую практику договорных отношений.

  2. В 1999 г. в связи с централизацией производства дочерние предприятия - "Полотно-полимер" (выпуск линолеума и полиэтиленовой плёнки) и "Полотно-принт" (производство рекламной продукции) - были ликвидированы и вошли в состав самой компании ОАО «Полотно», став их структурными подразделениями. Но все еще сохраняются дочерние предприятия, охватывающие сферу торговли и сбыта товаров, ориентированные на контроль сферы реализации продукции предприятия. Так, «Полотно трейдинг», занимавшееся ранее реализацией товаров, полученных по взаимозачетам (автомобили, газ, нефть и т.п.), продолжает торговать розничными товарами и является крупнейшим интернет-провайдером по Республике. «Полотно сервис» и «Полотно авто» занимаются реализацией продукции ОАО «Полотно» в в на местном рынке и за его пределами (Москва и Самарская область)3. Чтобы обеспечить своевременность и ритмичность поставок продукции, прежде всего, крупным потребителям продукции, в последнее время все активнее решается вопрос о создании собственных консигнационных складов под контролем дочерних предприятий в Москве и Самарской области.

  3. Повышение выпуска товаров, более приближенных к потребительским (молочных фильтров) стимулирует развитие дилеровской и посреднической сети при распределении продукции. В частности, формируется сеть представителей ОАО «Полотно» в регионах, где находятся основные потребителя продукции предприятия (Москва, Санкт-Петербург, Киров, Тольятти).

Производство

  1. Чтобы избежать зависимости от поставщиков сырья, предприятие ориентируется на создание замкнутого технологического цикла от заготовки сырья, его переработки и сбыта потребителям. В связи с этим с 2001 года реализуется технологическая инновация - строительство цеха по производству сырья.

  2. Руководство активно пропагандирует идею горизонтальных связей и изменение/выравнивание, пока на уровне идеологии, статуса основного и вспомогательного производства. В свете новой идеологии «сохранения производственного ядра предприятия» означает выплату высокой заработной платы всем, зарекомендовавшим себя в качестве высококвалифицированных работников или специалистов, независимо от места в технологической цепи.

Управление

  1. В том же 2001 году проводится реорганизация структуры управления, основная задача которой, - поднять статус маркетинговой службы до уровня производственной и финансовой.

  2. Параллельно решается задача – коллективной управленческой ответственности за происходящее на предприятии и организация проектной работы сотрудников различных отделов.

  3. Повышение эффективности работы КСИ (корпоративной системы управления) как в сборе информации, так и в контроле над работниками.

  4. Изменение системы оплаты труда ключевых специалистов и управленцев – переход от контрактной системы, определяющей ставку заработной платы на год по показателям выработки предыдущего года, к системе участия в разделе прибыли (процент от произведенной прибыли)
  1   2   3   4   5   6   7   8


Похожие:

Оао «Полотно»1 iconОтчет по кейс-стади на ООО «Пилорама»
Интересно для исследования, как образец выстраивания социальных отношений по поводу и внутри производства, формально не имеющего...
Оао «Полотно»1 iconИнтервью Председателя Совета директоров ОАО афк «Система»
Оао «ситроникс» совместно с ОАО «роснано» запустили в зеленограде первую в россии
Оао «Полотно»1 iconОао «РейлТрансАвто»: планы перевыполнены 30. 07. 2007 (12: 45) Совет директоров ОАО «РейлТрансавто»
Совет директоров ОАО «РейлТрансавто», специализированного дочернего общества ОАО
Оао «Полотно»1 iconРешение об утверждении Стандарта (протокол от 20. 05. 2008 №14). Приказываю: Утвердить Стандарт ОАО рао «еэс россии»
Оао «энин» и других ведущих научно- исследовательских и научных организаций стандарта организации ОАО рао
Оао «Полотно»1 iconОао «Калмэнерго» за 2006 финансовый год
Ревизионной комиссии ОАО «Калмэнерго» от 15. 01. 07 №2 Ревизионной комиссией ОАО «Калмэнерго», действующей на основании Устава Общества...
Оао «Полотно»1 iconГодовой отчёт 2007 ОАО «иркутскэнерго» г. Иркутск
И р к у тс ко е о т к р ы то е а к ц и о н е р н о е о б щ е с т во э н е р г е т и к и и э л е к т р и ф и к а ц и и ( ОАО «и р...
Оао «Полотно»1 iconГодовой отчёт 2007 ОАО «иркутскэнерго» г. Иркутск
И р к у тс ко е о т к р ы то е а к ц и о н е р н о е о б щ е с т во э н е р г е т и к и и э л е к т р и ф и к а ц и и ( ОАО «и р...
Оао «Полотно»1 iconОписание инвестиционного проекта
Характеристика инженерной инфраструктуры: ОАО «Пензаэнерго»- удаленность 200 м., ОАО «Пензагазификация»
Оао «Полотно»1 iconОао агропромышленный комп
Оао апк "Максимо изводства 44 тысячи свиней в год вский" является стратегически
Оао «Полотно»1 iconРегламент взаимодействия ОАО «Российская венчурная компания»
Федерации и направлен на унифицирование процесса согласования инвестиционных проектов в ОАО «рвк»
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница