Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «тюменская государственная академия культуры и искусств» Институт сервиса и социально-информационных коммуникаций




Скачать 461.17 Kb.
НазваниеФедеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «тюменская государственная академия культуры и искусств» Институт сервиса и социально-информационных коммуникаций
страница1/3
Дата конвертации14.10.2012
Размер461.17 Kb.
ТипКурсовая
  1   2   3


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО КУЛЬТУРЕ И КИНЕМАТОГРАФИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ и ИСКУССТВ»

Институт сервиса и социально-информационных коммуникаций






Утверждаю

Проректор по учебной работе

______________ Голиков Н.А.

«____» __________ 2007г.



Рабочая программа


Кафедра ___________Социально-культурной деятельности

(Наименование кафедры, обеспечивающей преподавание дисциплины)


Наименование дисциплины и шифр

Экономика социально-культурной сферы (СД. Ф. 01. 07) _

(Шифр с указанием шифра подготовки)


Направление 080800 прикладная информатика (по областям)

(Код специальности, направления)


Степень (квалификация) – бакалавр прикладной информатики


Форма обучения __________Дневная________________________

(Дневная, заочная)


Объем дисциплины ________________________________104________

(общий объем дисциплины в час)

Статус дисциплины ________________________обязательная______

(Обязательная, элективная, факультативная)


Распределение по семестрам


Семестр

Предмет

Объем учебной работы студентов (в час.)

Курсовая работа

Итоговая аттестация

Общий объем

В том числе

Аудиторные

Самостоятельная работа студента

Всего

Из них

Лекций

Лабораторных работ

Практических занятий

6

Экономика социально-культурной сферы


104

52

18

-

34

52




экзамен



Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 080800 Прикладная информатика; степень (квалификация) – бакалавр прикладной информатики, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации, 27 декабря 2005г. Номер государственной регистрации 774 эк/бак.


Составитель: к. пед. наук, профессор кафедры СКД, заслуженный работник культуры России Попов В.В.


Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры

«___» ______ 2007г., протокол № __


Заведующий кафедрой_______________

«_____» __________2007г.

Пояснительная записка


Учебная дисциплина «Экономика СКС» ориентирована на экономическую специфику культурной деятельности в условиях рынка. В ее рамках анализируется экономическая составляющая культурной деятельности, особенности использования основных и оборотных фондов, структура затрат, характер трудовых отношений, формирование себестоимости услуг, порядок финансирования и ценообразования в сфере культуры. Излагаются принципы ведения бухгалтерского учёта в учреждениях социально-культурной сферы с учётом новейших нормативных и инструктивных документов. Рассматриваются основные направления предпринимательской деятельности в социально-культурной сфере, хозяйственный механизм организаций культуры в условиях реформирования отрасли.

Актуальность курса определяется широким внедрением рыночных отношений во все сферы жизнедеятельности современного общества, в том числе и в социально-культурную сферу. Экономика социально-культурной сферы учитывает современные экономические модели, сохраняя положительный хозяйственный опыт организации культуры. Законы, действующие во всех отраслях национальной экономики применимы и обязательны для отрасли культуры. Специалисты сферы культуры должны владеть практическими экономическими навыками, особенно в современных условиях глобализации общественно-производственных процессов.

В результате изучения курса студенты должны:

- знать основные понятия, связанные с экономикой социально-культурной сферы;

- иметь представление о хозяйственном механизме отрасли культуры, и в частности, организации культуры;

- уметь работать с организационно-правовыми, хозяйственными документами организации культуры.

Ведущими видами учебной подготовки являются лекционные и семинарские занятия. Вместе с тем из-за ограниченности аудиторных часов ряд вопросов рассчитан на самостоятельную работу и выполнение контрольных заданий.

Темы курса сгруппированы по семи разделам. Первый раздел ориентирован на изучение сущности экономических процессов в социально-культурной сфере, экономического пространства отрасли культуры. Второй раздел знакомит студентов с современными экономическими явлениями в сфере культуры (предпринимательство, изменение отношений собственности), в третьем - анализируются экономические фонды и источники финансирования сферы культуры. Четвертый раздел изучает трудовые отношения в сфере культуры, организацию, оплату труда. Пятый раздел посвящен изучению ресурсного потенциала сферы культуры. В шестом разделе анализируются проблемы налогообложения отрасли культуры. Курс завершается разделом, представляющим изучение структуры затрат и калькулирования себестоимости в сфере культуры. Основные темы выносятся на итоговую государственную аттестацию, по результатам которой присваивается соответствующая квалификация.

Курс рассчитан на 1 семестр. Учебным планом предусмотрены следующие формы отчетности: экзамен, защита курсового проекта. Курсовой проект является одной из форм самостоятельной научно-исследовательской работы студентов.

Виды учебных занятий: лекции, семинарские занятия, дискуссии, доклады и сообщения.


Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования

Специальность 080800 – Прикладная информатика

Степень (квалификация) – Бакалавр прикладной информатики


Цикл

Обязательный минимум содержания

Час

СД

Ф. 01. 07

Экономика социально-культурной сферы

104




Социально-культурная сфера как отрасль экономики.







Структура, показатели развития.







Характер продукта социально-культурной сферы.







Понятие материального и нематериального продуктов, их классификация.







Специфика ценообразования на продукт предприятий социально-культурной сферы.







Вторичные рынки и вторичный продукт.







Коммерческие и некоммерческие предприятия социально-культурной сферы, экономические механизмы их функционирования.







Источники формирования финансовых ресурсов предприятий социально-культурной сферы.







Особенности предпринимательской деятельности в социально-культурной сфере.







Экономика и организация репертуарных театров и антрепризы.







Организация гастрольной деятельности.







Экономика и организация туризма.







Туроператоры и турагенты, их функции на туристическом рынке.







Организация гостиничного хозяйства.







Экономика и организация музеев. Экономика кинопроизводства.







Экономика и организация рекламного и издательского бизнеса.







Экономика и организация игорного бизнеса






Тематический план курса

«Экономика социально-культурной сферы»

Темы занятий

Лекц

Сем

СРС

Раздел 1. Введение в курс. Социально-культурная сфера как отрасль экономики. Структура, показатели развития.

1. Предмет и методы экономики социально – культурной сферы.

2. Экономическое пространство социально-культурной сферы.

3. Экономический механизм культурной политики в России.

4. Специфика потребительной стоимости культурного продукта.

5. Отраслевое и организационное деление сферы культуры.

6. Классификация хозяйствующих субъектов по организационно – правовой форме в сфере культуры.

2

0

2

Раздел 2. Современные экономические процессы в социально – культурной сфере

1. Приватизация в сфере культуры.

2.Отношения собственности в сфере культуры и ее современная структура.

3. Коммерческие и некоммерческие предприятия социально-культурной сферы, экономические механизмы их функционирования.

0

2

2

Раздел 3. Источники формирования финансовых ресурсов предприятий социально-культурной сферы.

1.Основные фонды в социально – культурной сфере и принципы их эксплуатации

2. Оборотные фонды в сфере культуры

3. Понятие об интеллектуальной собственности и нематериальных активах

4. Экономические фонды учреждений культуры

5. Источники финансирования в социально – культурной сфере

2

4

6

Раздел 4. Труд: организация, оплата в сфере культуры

1. Трудовые отношения в социально – культурной сфере.

2. Современная система оплаты труда работников социально – культурной сферы

1

4

6

Раздел 5. Ресурсный потенциал сферы культуры

1. Общие положения и принципы размещения объектов культуры.

2. Классификация ресурсов сферы культуры

1

2

6

Раздел 6. Структура затрат и калькулирование себестоимости в сфере культуры

1. Налоги в сфере культуры. Реформирование налогообложения в социально – культурной сфере.

2. Затраты в сфере культуры Методы учета и калькулирования творческо – производственных затрат

3.Ценообразование в социально – культурной сфере Нормативная база экономики социально – культурной сферы

4.Общая характеристика принципов бухгалтерского учета в учреждениях культуры. Особенности формирования учетной политики в учреждениях культуры.

2

4

4

Раздел 7. Особенности предпринимательской деятельности в социально-культурной сфере.

1. Экономика и организация репертуарных театров и антрепризы.

2. Организация гастрольной деятельности.

2

4

4

3. Экономика и организация туризма. Туроператоры и турагенты, их функции на туристическом рынке.

2

2

4

4. Организация гостиничного хозяйства.

2

2

4

5. Экономика и организация музеев. Экономика кинопроизводства.

1

4

6

6. Экономика и организация рекламного и издательского бизнеса.

1

4

4

7. Экономика и организация игорного бизнеса

2

2

4

Всего

18

34

52


Программа курса

Раздел 1. Введение в курс

Тема 1.1. Предмет и методы экономики социально-культурной сферы

Предмет экономики социально-культурной сферы как экономические взаимосвязи людей и законы функционирования хозяйственных отношений в сфере культуры. Социально-экономический характер деятельности в сфере культуры. Экономическое значение сферы культуры как непроизводственной отрасли. Социально-культурная деятельность как часть системы организации жизнедеятельности людей в соответствии с их потребностью в саморазвитии, общении, оздоровлении, отдыхе и досуге. Отличительные особенности социально-культурной деятельности от производственной деятельности. Анализ социально-культурной ситуации с экономических позиций. Экономика социально-культурной сферы как одна из самых молодых научных учебных дисциплин. Соотношение понятий экономика и культура. Сфера культуры как отрасль национальной экономики с целой системой внутренних подотраслей (библиотечное и музейное дело, туризм, театрально-концертная деятельность и т.п.). Взаимосвязь в обществе культуры и экономики. Методы экономики социально-культурной сферы.

Тема 1.2. Экономическое пространство социально-культурной сферы

Вовлечение сферы культуры в систему экономических отношений общества. Социально-культурная сфера (СКС) как непроизводственный макрокомплекс в системе национальной экономики. Функционирование культурно-досугового комплекса как объекта экономики социально-культурной сферы посредством культурной деятельности. Соотношение понятий культурные ценности и культурные блага. Экономическая модель культурного процесса сопоставимая с материальной сферой, с учетом специфики культурной отрасли. Творческо-производственный процесс (субъекты культурной деятельности в позиции «производителя», «потребителя»; предмет труда в сфере культуры, средства труда, услуга как продукта труда). Особенности социально-культурной услуги. Стадии творческо-производственного процесса. Отличительные черты хозяйственного механизма в сфере культуры от материальной сферы.

Тема 1.3. Экономические механизмы государственной культурной политики

Реформы в сфере культуры с середины 80-х гг. 20 в. Переход от старой традиционной системы управления к новой общественно-государственной системе развития сферы культуры. Создание современных экономических, правовых предпосылок эффективного функционирования отрасли культуры, новых структур и институтов. Государственная культурная политика как совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей культурной деятельности, а также сама деятельность государства в области культуры. Анализ государственной культурной политики в условиях командно-административной и рыночной экономики. Федеральная целевая программа «Культура России (2001 - 2005 годы)» и ФЦП «Культура России (2006 - 2010 годы)» как экономические механизмы государственной культурной политики. Основные направления политики государства в сфере культуры на 2006-2010 г.г. Принципы построения государственной культурной политики. Особенности региональной культурной политики, ее экономические цели, задачи и приоритеты. Муниципальная культурная политика. Основные направления современной культурной политики в Тюменской области.

Тема 1.4. Специфика потребительной стоимости культурного продукта

Специфика взаимоотношений в сфере культуры "производитель — потребитель". Степень удовлетворенности от продуктов культуры. Общественно-необходимая, общественно- пассивная, общественно- вредная потребительная стоимость в сфере культуры. Форма реализации потребительной стоимости (материальная и нематериальная). Форма потребления результатов деятельности в сфере культуры (активная, пассивная). Потребительная стоимость как полезность продукта, возможность удовлетворить какую-либо потребность человека или общества в целом, она не выражается в деньгах. Особенности реализации потребительной стоимости в сфере культуры. Соотношение величины потребительной стоимости от износа основных фондов.

Тема 1.5. Отраслевое и организационное деление

сферы культуры

Методы группировки субъектов, принимающих участие в решении текущих производственно-хозяйственных задач. Отраслевое деление сферы культуры. Отрасль как совокупность предприятий и организаций, вырабатывающих однородную продукцию из одинакового сырья или создающих одинаковые услуги. Деление экономической системы на производственную и непроизводственную сферы. Отрасль культуры как специфические виды деятельности с объективными качественными "границами". Разделение отраслей на подотрасли, объединенных общностью цели, сходством материальной базы, производственных функций. Составные части отрасли «культурное просвещение» (библиотеки, музеи и выставки, зоопарки, культурно-досуговые учреждения и т.д.). Составные части отрасли «театрально-концертная и цирковая деятельность» отрасли культуры. Процесс реорганизации управленческих структур отраслью культуры. Основные тенденции организационного деления отрасли культуры.

Тема 1.6. Классификация хозяйствующих субъектов в отрасли культуры по организационно-правовой форме

Классификация субъектов в экономической системе как процесс институциональной формализации, при которой формируются структурные элементы большой системы. Регламентация деятельности институциональных субъектов в России Гражданским кодексом и иными законодательными актами. Классификация хозяйствующих субъектов в отрасли культуры по организационно-правовой форме: индивидуальные предприниматели, товарищества («полное», «на вере»), кооперативы, общества с ограниченной и дополнительной ответственностью, акционерные общества. Типы некоммерческих организаций: автономная некоммерческая организация, учреждение, общественные организации, фонды, объединения юридических лиц.

Раздел 2. Современные экономические процессы в социально-культурной сфере

Тема 2.1. Приватизация в социально-культурной сфере


Приватизация как сущность рыночной трансформации российской экономики. Приватизация как особая система экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства: с «государственной» на «частную». Непосредственные цели приватизации. Основные критерии выбора способа приватизации. Способы приватизации. Особенности начального этапа приватизации в России. Основные концепции приватизации («традиционный» подход, «трудовой», «субъективный», «западный»). Общие тенденции приватизационного процесса. Объективные препятствия при проведении приватизационных мероприятий в России. Позитивные и негативные черты приватизационного процесса в российской экономике. Приватизация и ее экономическая роль в современной культурной политике; условия приватизации объектов социально-культурной сферы. Приватизация культурного наследия.

Тема 2.2. Отношения собственности в сфере культуры и её современная структура

Рыночные отношения в России как основа появления разнообразных форм собственности в сфере культуры. Влияние экономических и неэкономических факторов на формирование отношений собственности в сфере культуры. Законодательная основа отношений собственности. Группы культурных ценностей в системе собственности. Современная структура собственности в сфере культуры. Главные направления формирования отношений собственности в сфере культуры и искусства в современной России.

Тема 2.3. Предпринимательская деятельность в сфере культуры

Предмет бизнеса, его признаки. Предпринимательство как культурно-исторический феномен организации человеческих усилий. Философия предпринимательства как совокупность разнородных составляющих (творческая активность, практичность (прагматизм), этичность (этика хозяйственной жизни)). Принципы предпринимательства. Факторы, влияющие на развитие предпринимательства в нашей стране. Структура доходов от предпринимательской деятельности в учреждениях культуры и некоммерческих организациях культуры. Правовая основа предпринимательской деятельности в сфере культуры. Стимулирование предпринимательской деятельности в социально-культурной сфере. Основные направления деятельности учреждений культуры в условиях рынка. Планирование коммерческой деятельности учреждений культуры. Механизм реализации планов коммерческой деятельности учреждений культуры. Взаимодействие коммерческой и творческой деятельности в учреждениях культуры.

Раздел 3. Экономические фонды и финансирование сферы культуры

Тема 3.1. Основные фонды в социально-культурной сфере и принципы их эксплуатации

Понятие основных фондов, их отличие от оборотных фондов. Видовая классификация непроизводственных основных фондов, их функциональная специфика. Основные фонды сферы культуры – совокупная стоимость материально-вещественных ценностей, необходимых для эффективного обслуживания культурных потребностей населения. Активные и пассивные, собственные и арендованные основные фонды в отрасли культуры. Нематериальные активы в сфере культуры. Принципы эксплуатации основных фондов в сфере культуры. Изменение эксплуатационных характеристик основных фондов под действием временного и природно-климатического факторов. Понятия физического и морального износа. Необходимость своевременной замены оборудования в сфере культуры. Нормы амортизации. Полное и частичное воспроизводство основных фондов в отрасли культуры. Формы воспроизводства: новое строительство, модернизация, восстановительный ремонт. Виды ремонта: текущий, капитальный, профилактический. Источники средств на проведение ремонта в бюджетных и хозрасчетных организациях культуры. Оценка и переоценка основных фондов. Понятие о первоначальной, восстановительной, балансовой, остаточной стоимости основных фондов. Порядок и значение переоценки. Показатели и анализ использования основных фондов. Инвентаризация основных фондов. Рекомендации для повышения эффективности использования основных фондов в учреждениях культуры.

Тема 3.2. Понятие об интеллектуальной собственности и нематериальных активах

Нематериальные активы как определенная группа активов учреждения, обладающих стоимостью и приносящих учреждению доход (или создающих условия для получения дохода), используемых в течение длительного срока, но не имеющих физического содержания (права пользования земельными участками и природными ресурсами; патенты, лицензии, монопольные права и привилегии, торговые марки и товарные знаки, знаки обслуживания, организационные расходы, связанные с созданием учреждения культуры). Группы нематериальных активов: интеллектуальная собственность, имущественные права, отложенные расходы, цена фирмы (деловая репутация, имидж фирмы). Понятие об интеллектуальной собственности. Интеллектуальная собственность как исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности, а именно: результаты творческой деятельности, охраняемые патентным и авторским правом; «ноу-хау»; средства индивидуализации юридического лица (слоган; цветовое решение названия организации, продукта; фирменная одежда и т.д.). Интеллектуальная собственность как вид имущества и специфическая сфера вложения капитала. Имя в культуре как разновидность интеллектуальной собственности. Регулирование правовых отношений в сфере интеллектуальной собственности специальным государственным органом — Российским авторским обществом (РАО).

Тема 3.3. Оборотные фонды в социально-культурной сфере

Понятие об оборотных фондах, их отличие от основных средств. Структура оборотных средств. Особенности оборотных фондов в отрасли культуры. Состав оборотных фондов в сфере культуры: товарно-материальные ценности (малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, производственные запасы, незавершенное производство); денежные средства; средства в расчетах. Источники формирования оборотных средств. Собственные и заемные оборотные средства. Анализ использования оборотных средств в сфере культуры.

Тема3.4. Экономические фонды учреждений культуры

Целевое назначение экономических фондов. Автономный характер экономических фондов: фонд творческо-производственного и социального развития; фонд оплаты труда (или два отдельных фонда – заработной платы и материального поощрения); фонд валютных операций. Назначение каждого из фондов. Способы формирования экономических фондов.

Тема 3.5. Источники финансирования в социально-культурной сфере

Понятие о финансировании. Источники формирования финансовых ресурсов учреждения. Многоканальная система финансирования современной социально-культурной сферы. Особенности финансового механизма государственной поддержки культуры в современных рыночных условиях. Правовая регламентация государственного финансирования сферы культуры. Анализ восьмого раздела ФЗ-№ 122 (22.08.2004). Тенденция сокращения бюджетных обязательств государства в области культуры. Различные подходы к проблеме финансирования культуры и принципам расчета на ее нужды. Роль местных бюджетов в финансировании социально- культурной сферы. Смета доходов и расходов в бюджетных учреждениях культуры. Государственный заказ – основа бюджетного финансирования автономных некоммерческих организаций культуры. Прямое и косвенное (налоговые льготы) бюджетное финансирование. Программное финансирование сферы культуры. Социально-творческий заказ как экономический метод управления культурной деятельностью в современных условиях. Внебюджетные источники финансирования: спонсорство; благотворительность (для культуры и искусства - меценатство); патронаж; предпринимательская деятельность; коммерческая деятельность (платные услуги); кредиты банков и др. Спонсорство и меценатство как источники дополнительного финансирования в сфере культуры. Разграничение этих понятий. Мировой и отечественный опыт спонсорства в сфере культуры. Предпринимательская и коммерческая деятельности в сфере культуры. Частные предприятия в сфере досугового бизнеса. Платные услуги, их роль в индивидуализации и дифференциации культурных потребностей населения. Преимущества и недостатки системы платных форм культурной деятельности. Примерный перечень платных услуг, предоставляемых учреждениями культуры.

Раздел 4. Труд: организация, оплата в сфере культуры
  1   2   3


Похожие:

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «тюменская государственная академия культуры и искусств» Институт сервиса и социально-информационных коммуникаций iconУчреждение высшего профессионального образования «тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий»
«тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий»
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «тюменская государственная академия культуры и искусств» Институт сервиса и социально-информационных коммуникаций iconУчебное пособие Москва, 2007 федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Государственная
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Государственная академия профессиональной...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «тюменская государственная академия культуры и искусств» Институт сервиса и социально-информационных коммуникаций iconФедеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный университет культуры и искусств» Утверждаю: Ректор
Программные документы интегрирующего, междисциплинарного и сквозного характера
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «тюменская государственная академия культуры и искусств» Институт сервиса и социально-информационных коммуникаций iconФедеральное государственное образовательное учреждение высшего профессиолнального образования «Московский государственный университет культуры и искусств» Утверждаю: Ректор
Программа итоговых комплексных испытаний (ига) студентов-выпускников ву
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «тюменская государственная академия культуры и искусств» Институт сервиса и социально-информационных коммуникаций iconГ. Л. Левина основы культуры
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «тюменская государственная академия культуры и искусств» Институт сервиса и социально-информационных коммуникаций iconФедеральное государственное образовательное учреждение высшего профессиолнального образования «Московский государственный университет культуры и искусств» Утверждаю: Ректор
Программные документы интегрирующего, междисциплинарного и сквозного характера, обеспечивающие целостность компетентностно
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «тюменская государственная академия культуры и искусств» Институт сервиса и социально-информационных коммуникаций iconПроектирование информационных систем курс лекций
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «тюменская государственная академия культуры и искусств» Институт сервиса и социально-информационных коммуникаций iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «горно-алтайский государственный университет» влияние отраслей промышленности
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «тюменская государственная академия культуры и искусств» Институт сервиса и социально-информационных коммуникаций iconИнститут иностранных языков
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «тюменская государственная академия культуры и искусств» Институт сервиса и социально-информационных коммуникаций icon«Финансовая академия при Правительстве рф» Кафедра «Экономика и антикризисное управление»
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница