Управление Верховного Комиссара ООН по делам беженцев серия исследований по правовой политике и политике защиты




НазваниеУправление Верховного Комиссара ООН по делам беженцев серия исследований по правовой политике и политике защиты
страница1/57
Дата конвертации14.10.2012
Размер6.99 Mb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   57


Неофициальный перевод




Управление Верховного Комиссара ООН по делам беженцев


СЕРИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ

ПО ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКЕ И ПОЛИТИКЕ ЗАЩИТЫ


Альтернативы задержанию (содержанию под стражей)

лиц, ищущих убежища, и беженцев


Офелия Филд

(внештатный консультант)


при участии

Элис Эдвардс

(внештатный консультант)


ДЕПАРТАМЕНТ УСЛУГ ПО МЕЖДУНАРОДНОЙ ЗАЩИТЕ


POLAS/2006/03

Апрель 2006 г.


ОПЕРАТИВНЫЙ ОТДЕЛ ПО ЗАЩИТЕ И ЮРИДИЧЕСКИМ КОНСУЛЬТАЦИЯМ

(POLAS)

Департамент УСЛУГ ПО МЕЖДУНАРОДНОЙ ЗАЩИТЕ

УПРАВЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО КОМИССАРА ООН ПО ДЕЛАМ БЕЖЕНЦЕВ


CP 2500, 1211 Geneva 2

Switzerland


E-mail: hqpr02@unhcr.org

Веб-сайт: http://www.unhcr.org


Настоящий доклад подготовлен по поручению УВКБ ООН Офелией Филд, внештатным консультантом, при участии внештатного консультанта Элис Эдвардс.


Точка зрения авторов этой работы не обязательно отражает взгляды УВКБ ООН. Данную работу можно свободно цитировать, упоминать в ссылках и копировать в научных, образовательных и некоммерческих целях без предварительного разрешения УВКБ ООН при условии указания источника. В Интернете это исследование доступно по адресу http://www.unhcr.org/protect.


© Управление Верховного Комиссара ООН по делам беженцев, 2006


СОДЕРЖАНИЕ


стр.

БЛАГОДАРНОСТЬ v

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА vi

АББРЕВИАТУРЫ viii

I. ВВЕДЕНИЕ 1

A. Содержание исследования 1

B. Сфера исследования, его структура и цель 2

C. Методология исследования 4

II. ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРАВОВЫЕ НОРМЫ 4

A. Международное право по вопросам беженцев 4

1. Задержание (содержание под стражей) 5

2. Другие ограничения свободы передвижения 6

B. Международные правовые акты в области прав человека 6

1. Задержание (содержание под стражей) 6

2. Другие ограничения свободы передвижения 10

a. Основания для ограничений 11

b. Общие правовые требования 13

C. Региональное право по вопросам беженцев и региональные правовые акты

в области прав человека 14

1. Задержание (содержание под стражей) 14

2. Другие ограничения свободы передвижения 15

D. Согласованность с другими правами 16

E. Специальные меры правовой защиты детей 18

F. Аналогичные нормы в сфере уголовного правосудия для мер, не связанных с лишением свободы 19

G. Выводы 20

III. ПРИМЕНЕНИЕ МЕР, АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ЗАДЕРЖАНИЮ И СОДЕРЖАНИЮ ПОД СТРАЖЕЙ, НА ПРАКТИКЕ 22

A. Обзор альтернативных мер 22

B. Практика применения альтернативных мер 23

1. Залог, гарантия, поручительство 25

2. Требование отмечаться 28

3. Открытые центры, полуоткрытые центры, проживание

по назначенному адресу, рассредоточение и ограничение

проживания конкретным районом 30

4. Регистрация и документирование 34

5. Освобождение под надзор неправительственных организаций 35

6. Электронный мониторинг и домашний комендантский час 35

7. Альтернативные меры для детей 38

8. Альтернативные меры для других уязвимых лиц 40

C. Альтернативные меры, предназначенные для лиц, которые получили отказ

или ищут убежища 40

D. Вопрос эффективности 46

1. Факторы, влияющие на эффективность 46

2. Экономическая эффективность 48

IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ 50


ПРИЛОЖЕНИЯ


Разделы по странам стр.

АВСТРАЛИЯ 52

АВСТРИЯ 65

БЕЛЬГИЯ 71

БОЛГАРИЯ 79

КАНАДА 84

ДАНИЯ 97

ФИНЛЯНДИЯ 100

ФРАНЦИЯ 103

ГЕРМАНИЯ 109

ГРЕЦИЯ 116

ВЕНГРИЯ 118

ИНДОНЕЗИЯ 124

ИРЛАНДСКАЯ РЕСПУБЛИКА 127

ИТАЛИЯ 130

ЯПОНИЯ 134

КЕНИЯ 142

ЛИТВА 147

ЛЮКСЕМБУРГ 152

НЕПАЛ 153

НИДЕРЛАНДЫ 156

НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ 161

НОРВЕГИЯ 166

ФИЛИППИНЫ 169

ПОЛЬША 171

РУМЫНИЯ 176

ЮЖНО-АФРИКАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА 178

ИСПАНИЯ 185

ШВЕЦИЯ 189

ШВЕЙЦАРИЯ 192

ТАИЛАНД 200

УГАНДА 206

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ 208

СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ 226

ЗАМБИЯ 257


БЛАГОДАРНОСТЬ


Настоящее исследование было проведено и написано Офелией Филд для Отдела политики защиты и юридических консультаций Департамента международной защиты Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев. Исследование проводилось в основном с сентября по ноябрь 2003 года, после чего была выполнена дополнительная работа для обновления его содержания по состоянию на 31 марта 2004 года. Кроме того, свой вклад в исследование и написание Части II о применяемых правовых нормах внесла Элис Эдвардс, которая также осуществляла редакторское руководство всей работой.


Данную работу невозможно было бы выполнить без всесторонней и великодушной помощи многочисленных членов неправительственных организацией и персонала представительств УВКБ ООН в тридцати четырех государствах, где проводилось исследование. Автор хотела бы выразить свою благодарность всем этим людям, особенно сотруднице УВКБ ООН Бренде Годдард, за помощь в содействии проведению исследования. Тем не менее, мнения, выводы и все ошибки, содержащиеся в этой работе, принадлежат исключительно автору, за исключением случаев, когда конкретно указан источник. Точка зрения, отраженная в этой работе, не обязательно разделяется УВКБ ООН.


Офелия Филд

Апрель 2006 г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


В 2002 году Программа защиты УВКБ ООН в ответ на все более широкое применение правительствами принимающих стран задержания и содержания под стражей лиц, ищущих убежища, и (или) беженцев призвала государства более активно сотрудничать в «изыскании соответствующих альтернативных мер для задержания лиц, ищущих убежища, и беженцев …»1. Настоящее исследование вносит свой вклад в достижение этой цели. В ходе исследования была изучена практика применения мер, альтернативных задержанию и содержанию под стражей лиц, ищущих убежища, и (или) беженцев, в тридцати четырех государствах. Представленная здесь информация действительна по состоянию до 31 марта 2004 года и не учитывает изменения в законодательстве или практике, введенные в период с этой даты до даты публикации. Исследование состоит из двух основных частей. Во-первых, представлен краткий обзор норм международного права, применимых как к задержанию (содержанию под стражей), так и к альтернативным ему мерам, которые могут повлечь определенные ограничения свободы передвижения лиц, ищущих убежища, и (или) беженцев. Во-вторых, как главная часть исследования, представлен ряд применяемых многими принимающими странами мер, альтернативных задержанию (содержанию под стражей), и предпринята попытка оценить эти меры, в частности, по критерию интенсивности побегов.


В ходе исследования было обнаружено, что существует значительная разница в эффективности конкретной альтернативной меры в зависимости от того, применяется ли она в стране, выступающей преимущественно государством «назначения», или в стране, которая в основном является транзитной. Имеющиеся статистические данные показывают, что ограничивающие альтернативные меры, предполагающие строгий надзор или мониторинг для обеспечения соблюдения процедур предоставления убежища в государствах назначения, где хотят остаться большинство лиц, ищущих убежища, требуются редко, если вообще требуются. В таких государствах интенсивность побегов лиц, ищущих убежища, в период до получения окончательного отказа по ходатайству и (или) возникновения реальной перспективы высылки из страны, как представляется, низкая. Поэтому в таких странах все проекты, созданные для обеспечения альтернативных содержанию и содержанию под стражей мер во время прохождения процедур определения статуса беженца, отличаются высокой эффективностью. Однако это, вероятно, в меньшей степени обусловлено их структурой, нежели случайностью, то есть лица, ищущие убежища и достигшие «своей» страны назначения, вряд ли станут сбегать, потому что они заинтересованы в том, чтобы остаться на территории этой страны и соблюдать процедуру предоставления убежища. В этом контексте существует реальный риск того, что определенные альтернативные меры, например электронная маркировка, будут ошибочно применяться к таким ищущим убежища лицам, которые в других обстоятельствах не были бы и не должны были бы быть заключены под стражу. Следовательно, подобные альтернативные меры станут излишним ограничением свободы передвижения и других прав этих лиц.


В некоторых странах с четко сформулированным национальным законодательством, которое требует перед выдачей приказа о заключении под стражу рассмотреть возможность применения альтернативных мер, официальная информация о выполнении соответствующих статей отсутствует. Однако фактические данные и полученные путем наблюдения свидетельства юристов, специализирующихся в этих странах на вопросах предоставления убежища, показывают, что альтернативные меры к их клиентам применялись редко – если вообще применялись. Хотя содержание лиц, ищущих убежища, до вынесения решения по ходатайству на данный момент в таком контексте является относительно исключительной мерой, неприменение доступных альтернативных мер вызывает тревогу. В государствах транзита, где интенсивность побегов обычно выше, автор исследования обнаружила несколько примеров политики и программ приема, которые успешно снизили этот показатель, не прибегая к задержанию и содержанию под стражей. В некоторых странах Южной Европы, например, частичное или недавно введенное предоставление государством жилья и поддержки лицам, ищущим убежища, способствует заметному снижению интенсивности побегов таких лиц и их незаконного переезда в другие страны.


Даже в странах, которые главным образом являются государствами назначения, были выявлены определенные факторы, которые еще более снижают и без того низкий показатель интенсивности побегов лиц, ищущих убежища. Например, было установлено, что предоставление компетентных юридических консультаций и обеспечение качественного управления делами – что служит ненавязчивой формой мониторинга и обеспечивает полное понимание лицами, ищущими убежища, последствий нарушения процедур – повышает уровень явки и соблюдения процедур. Было также обнаружено, что юридическая поддержка, опека и специализированные «групповые дома», которые содержат неправительственные организации, снижают интенсивность, с которой в некоторых европейских странах исчезают разлученные с семьей дети, ищущие убежища. Предварительное подробное собеседование с такими детьми на границе с целью полного установления характера их положения также является действенной альтернативной мерой применения «защитных» ограничений на свободу их передвижения после допуска в страну.


Эффективность альтернативных мер, используемых для обеспечения высылки лиц, признанных не нуждающимися в международной защите, или для соблюдения ими требований производства о высылке, менее очевидна, хотя даже здесь можно привести несколько успешных примеров. Несколько стран сообщают об успешных результатах проектов консультирования лиц, не нуждающихся в международной защите, с целью получения их согласия на обязательное возвращение; как австралийские, так и британские неправительственные организации сообщают о высоком проценте успешных результатов в мониторинге выборочных групп лиц, освобожденных на период до высылки. Центры, занимающиеся проблемами возвращения, созданные в некоторых европейских странах для лиц, которые отказываются сотрудничать в процессе их принудительного возвращения (или для лиц, ищущих убежища, с явно необоснованными ходатайствами либо, в одном случае, для разлученных c семьей детей) подобных доказательств успеха до сих пор не дали. Для лиц, признанных не нуждающимися в международной защите, которые не могут быть возвращены на родину, в ряде стран в качестве альтернативной меры негуманной и незаконной перспективе бессрочного содержания под стражей используется требование отмечаться.


В ходе исследования было также установлено, что там, где есть сведения о сравнительных затратах на содержание под стражей и стоимости альтернативных мер, альтернативные пути во всех случаях оказываются экономически более эффективными. Наконец, в данной работе подчеркивается необходимость дальнейшего эмпирического исследования, обеспечения «прозрачности» и просвещения общественности на национальном и международном уровнях относительно всего, что касается этой проблематики.


АББРЕВИАТУРЫ


Конвенция 1951 года Конвенция о статусе беженцев 1951 года

Протокол 1967 года Протокол о статусе беженцев 1967 года

КПП Комитет против пыток

КПР Конвенция о правах ребенка 1989 года

ЕКПЧ Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод

1950 года

Исполком Исполнительный комитет Программы Верховного Комиссара ООН по делам беженцев

КПЧ Комитет по правам человека

МПГПП Международный пакт о гражданских и политических правах 1966

года

НПО неправительственная организация

УВКБ ООН Управление Верховного Комиссара ООН по делам беженцев


I. ВВЕДЕНИЕ


A. Содержание исследования


1. В Руководстве УВКБ ООН 1999 года по задержанию и содержанию под стражей лиц, ищущих убежища («Руководстве УВКБ ООН по задержанию и содержанию под стражей»)2, был подтвержден общий принцип, гласящий, что задержание и содержание под стражей лиц, ищущих убежища, является нежелательным3. В исключительных случаях, где такое задержание и содержание под стражей может быть необходимым, руководящий принцип 3 рекомендует прибегать к задержанию только после «всестороннего рассмотрения всех возможных альтернативных мер или же после того, как было четко показано, что механизмы контроля не достигают законной и оправданной цели». Органы защиты прав человека аналогичным образом подчеркивали, что задержание и содержание под стражей лиц, ищущих убежища, должно производиться только как крайняя мера, после того, как другие альтернативные меры, не связанные с содержанием под стражей, оказались или признаны недостаточными в отношении данного лица4.


2. Вопреки этому руководящему принципу, для многих государств задержание и содержание под стражей продолжает оставаться предпочтительным средством обеспечения того, чтобы лица, ищущие убежища, оставались доступными для вынесения решения по их заявлениям и для высылки, если заявления будут отклонены. Используется также, иногда явно, политика приема, включающая значительный элемент задержания и содержания под стражей, чтобы предотвратить прибытие лиц, ищущих убежища, в будущем, причем должное различие между нелегальными мигрантами и лицами, ищущими убежища в месте, которое даст им действенную защиту, не проводится. Произвольное задержание и содержание под стражей как лиц, ищущих убежища, так и беженцев, продолжает применяться в большом количестве стран пребывания5.


3. В июне 2002 г. Программа защиты УВКБ ООН призвала государства более активно сотрудничать в «изыскании соответствующих альтернативных мер для задержания лиц, ищущих убежища, и беженцев…»6. В настоящем исследовании представлена информация по существующим альтернативным задержанию (содержанию под стражей) мерам и их анализ, что является вкладом в достижение этой цели.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   57


Похожие:

Управление Верховного Комиссара ООН по делам беженцев серия исследований по правовой политике и политике защиты iconМестная интеграция беженцев в
Управление Верховного Комиссара ООН по делам беженцев (увкб оон) в рамках совместного
Управление Верховного Комиссара ООН по делам беженцев серия исследований по правовой политике и политике защиты iconМестная интеграция беженцев в
Управление Верховного Комиссара ООН по делам беженцев (увкб оон) в рамках совместного
Управление Верховного Комиссара ООН по делам беженцев серия исследований по правовой политике и политике защиты iconОбъединенная коллегия по промышленной политике протокол
Заседание Объединенной коллегии по промышленной политике при Департаменте науки и
Управление Верховного Комиссара ООН по делам беженцев серия исследований по правовой политике и политике защиты iconОбъединенная коллегия по промышленной политике протокол
Заседание Объединенной коллегии по промышленной политике при Департаменте науки и
Управление Верховного Комиссара ООН по делам беженцев серия исследований по правовой политике и политике защиты iconРоссийской Федерации Комитет по инвестиционной политике материалы заседаний комитета тпп РФ по инвестиционной политике
В настоящий сборник включены материалы заседаний Комитета Торгово-промышленной палаты Российской Федерации по инвестиционной политике,...
Управление Верховного Комиссара ООН по делам беженцев серия исследований по правовой политике и политике защиты iconА. Ю. Мельвиля; Рос ассоциация междунар исследований. М
«Южный Кавказ в реалиях меняющегося мира: глобальное, региональное, локаль- ное», проведенной в рамках 4-го Конвента Российской ассоциации...
Управление Верховного Комиссара ООН по делам беженцев серия исследований по правовой политике и политике защиты iconПроекта Евросоюза и увкб ООН «Местная интеграция беженцев»
...
Управление Верховного Комиссара ООН по делам беженцев серия исследований по правовой политике и политике защиты iconПроекта Евросоюза и увкб ООН «Местная интеграция беженцев»
Проекта по Местной интеграции беженцев, состоявшееся в Минске, утвердило рабочий план для Беларуси на 2010 год и получении каких-либо...
Управление Верховного Комиссара ООН по делам беженцев серия исследований по правовой политике и политике защиты iconОтчёт по прессе 11 июня
Российской Федерации, Федеральным агентством по делам молодежи, Национальным Советом молодежных и детских объединений России, Комитетом...
Управление Верховного Комиссара ООН по делам беженцев серия исследований по правовой политике и политике защиты iconI. Основные сведения о проводимой процедуре запроса котировок цен
Управление культуры Комитета по социальной политике и культуре администрации г. Иркутска
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница