Евгений Гонтмахер




НазваниеЕвгений Гонтмахер
Дата конвертации15.10.2012
Размер50.7 Kb.
ТипДокументы






Евгений Гонтмахер,

научный руководитель

Центра социальных

исследований и инноваций




Социальные проблемы вышли на первый план публичной государственной политики. Самый яркий пример – приоритетные национальные проекты. Различные политические силы пытаются продолжить предложенный Владимиром Путиным ряд вдруг вспыхнувшей заботой о детях, судьбами культуры и прочая, прочая, прочая. Короче, идет массовое заигрывание как перед власть имущими, так и перед собственным народом. За всей этой популистской шелухой уже и не видно реальной проблемы: как нам выстроить в России действительно эффективную и действительно социальную политику.

Сложность ситуации в том, что мы уже доросли до такого пункта, когда заниматься социальной политикой социальными подходами невозможно, непродуктивно.

Что я имею в виду?

Нужна «нормальная» заработная плата - такой социальный лозунг весьма популярен. Но никто не понимает, что такое «нормальная» заработная плата: это раздача денег за факт пребывания на рабочем месте или экономически обоснованное вознаграждение?

Много говорится о бедности. Но одно дело бедность в Дагестане, другое дело, бедность в Москве или в Хабаровском крае. Качественные различия в укладах жизни часто перевешивают голую цифирь «доли населения с доходами ниже прожиточного минимума».

Мы пишем о завышенных и тем не менее постоянно растущих тарифах на жилищно-коммунальные услуги, но никто не понимает, какие тарифы должны быть «обоснованными».

Та парадигма подходов к решению социальных проблем, которая тянется еще с советского времени, когда все решалось только в рамках выбора «есть деньги – нет денег», устарела. От того, что сейчас появилась возможность подкормить здравоохранение, образование, пенсионную систему дополнительными денежными вливаниями, ничего в социальной сфере (а значит и в жизни большей части наших людей) принципиально не изменится. А все потому, что накопилось много внешних, но определяющих по отношению к социальным вопросам проблем, на которые в России все еще нет ответа.

Вот некоторые из этих проблем, каждая из которых заслуживает отдельной общенациональной дискуссии.

Во-первых, у нас полная катастрофа со статистикой. Мы вообще не понимаем, с каким обществом имеем дело. И проблема не только в том насколько точны оценки объема нелегальных доходов. Как я уже упоминал, у нас в стране существует несколько укладов жизни. Возьмите домохозяйство в Ингушетии, домохозяйство в калужской деревне или домохозяйство в Москве, другом крупном городе. Вопрос не в том, что у кого-то больше денег, у кого-то меньше или кто-то больше на огороде работает. Появились совершенно другие источники формирования доходов и образа жизни. Например, в Ингушетии огромные кланы живут за счет родственников, которые в Москве владеют крупным бизнесом (банковским, нефтяным, игорным и т.п.). А у нас нет исследований таких кейсов, как это сейчас любят говорить. Мы всё усредняем и поэтому наши «вздохи» и «ахи» по поводу региональной дифференциации сильно устарели, и делать на основе этого вывод о том, где у нас беднее или не беднее, по крайней мере ошибочно. Нужна совершенно другая информация, совершенно другая статистика. Без этого мы, как слепые, тыкаемся и делаем постоянно ошибки.

Во-вторых, демография. Вроде бы социальный вопрос. Но на самом деле проблема не в том, какая у нас смертность, какая рождаемость. Здесь решается будущее страны. Если у нас будет сто миллионов населения через 30-40 лет и оно будет, между прочим, стареть, то возникает куча принципиальных вопросов к пенсионной системе, системе социального страхования, здравоохранению, образованию. А какая будет у нас структура занятости при такой демографии? Не противоречит ли острая нехватка пока не очень интеллектуальных, а скоро и любых рабочих рук выстраиванию наукоемкой «энергетической сверхдержавы»? А если все-таки нам удастся заманить в страну мигрантов, то будут ли среди них квалифицированные специалисты? Ведь конкуренция за их головы между США, Канадой, Западной Европой и Австралией идет уже не первый год. А если через 15-20 лет спрос на наши энергоресурсы резко упадет, то за счет чего мы будем жить? Только ответив на эти вопросы, мы можем рассуждать о «достойной» заработной плате.

Или другой пример. Если мы сейчас ставим вопрос, что, допустим, в нашей легкой промышленности, лежащей сейчас «на боку», тоже должна быть «нормальная» заработная плата, то сначала давайте поймем: а есть ли у этой отрасли в России перспективы? Может быть ее надо закрыть, людей переквалифицировать и перевести на те рабочие места, где они могут заработать себе «нормальную» заработную плату? У нас есть ответ на этот макроэкономический вопрос?

Другой пример: ипотека. Здесь проблема не в том, какой процент населения может ей воспользоваться (сейчас только 5%). Проблема в монополизации строительного рынка, острой нехватке вновь вводимого жилья из-за дефицита даже элементарных строительных материалов и вытекающей отсюда заоблачной цены на квадратный метр. Но это проблема экономическая и административная, но никак не социальная. Она становится социальной только на выходе, потому что для массового покупателя квадратный метр 1500-2000 долларов стоить не может. При таких цифрах у нас никогда средний класс не сформируется и ипотека останется возможностью только для избранных. Но ставя вопрос чисто социальный вопрос о необходимости улучшать жилищные наших граждан и особенно молодых семей, нужно обязательно понимать, что то звено, которое может вытащить все звено, лежит не в социальной сфере.

Аналогично и с жилищно-коммунальным хозяйством. Кинули призыв приватизировать, привлекать к обслуживанию сетей частные фирмы. С одной стороны, это правильно, а с другой стороны, не созданы условия для их реально вхождения на этот рынок. Все знают, что с развитием малого и среднего бизнеса ситуация катастрофическая, поэтому давайте сначала облегчим ему жизнь и тогда на выходе мы увидим некие социальные последствия. Например, снижение (а не повышение) тарифов ЖКХ для населения.

Следующий, четвертый пункт: налоги, разграничение полномочий между различными уровнями власти. Я глубоко убежден в том, что налоговая реформа не только не заканчивается, а она еще и не начиналась, или она идет не туда, куда надо. Понятие субсидиарного государства можно трактовать по-разному. Понимание, которое распространено в федеративных странах Европы, заключается в том, что самый низший уровень публичной власти - местное самоуправление - получает большую часть налоговых поступлений и только те функции, полномочия, которые не может взять на себя местное самоуправление, оно передает выше, на уровень региона. А то, что регион не может поднять сам, он передает на уровень общенациональный. А что у нас? Сейчас уже 60% налоговых поступлений идут в федеральный бюджет, в региональные бюджеты - процентов 25 и оставшиеся 15% - в бюджет местного самоуправления.

Вот и получается, что те, кто отвечает в стране за «социальную политику», обречены выпрашивать деньги у добренького Президента или губернатора и иногда у правительства, прижатого к стенке обстоятельствами наподобие волнений годичной давности. Пока федеральная власть будет категорически не доверять обществу, заменяя выборы губернаторов их назначением, сажая местное самоуправление на голодный паек и тем самым обрекая его на прямую зависимость от государства, загоняет НКО в выгодное для себя, а не для простых людей стойло, и налоговая система будет поставлена с ног на голову. А это уже чистая политика, в жертву которой приносится решение социальных проблем конкретных людей.

И завершая. Только тогда, когда мы поймем – через общенациональную и открытую дискуссию - концептуальную основу долгосрочного будущего России, мы сможем спокойно приступить к формированию традиционной, но уже эффективной социальной политики, касающейся и зарплат, и занятости, и пенсий, и здравоохранения с образованием, не забудем и культуру.


Похожие:

Евгений Гонтмахер iconЕвгений Примаков: Опыт Белгородской тпп надо распространять в других регионах
Президиума Правления Торгово-промышленной палаты РФ. Вел заседание Президент тпп россии Евгений Примаков. В числе других на заседании...
Евгений Гонтмахер iconСПб. Евгений Иванов, заместитель генерального директора компании «Главстрой», входящейв холдинг «Базэл», рассказывает о перспективах группы в регионе
СПб. Евгений Иванов, заместитель генерального директора компании «Главстрой», входящей
Евгений Гонтмахер iconЕвгений Чичваркин, обвиняемый «Возможность прогнуться и не уезжать у меня была»

Евгений Гонтмахер iconИсполкомы
Лаговский Евгений Владимирович технический директор, тел.: (+375-17) 234-62-24
Евгений Гонтмахер iconТ о р г о в о п р о м ы ш л е н н о й п а л а т ы р ф
Открывая работу Президиума Правления тпп рф, Евгений Примаков выделил основной во
Евгений Гонтмахер iconНедели
Евгений Челпанов ваты не только их акционеры и менеджеры, но и Розничные продажи
Евгений Гонтмахер iconЕвгений Смирнов «11 знаний в пользу информационного бизнеса»
Глубже, теплее, больше!
Евгений Гонтмахер iconДипломная работа Лившиц Евгений Михайлович «Венчурное финансирование инновационного предприятия»
Содержание
Евгений Гонтмахер iconТехнологическое и емкостное оборудование
Евгений Пакерманов, генеральный директор изготовления атомного оборудования и имеет
Евгений Гонтмахер iconНовиков Евгений Александрович
Всесезонный горнолыжный комплекс; Потребители – жители Пермского края и соседних
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница