1. Понятие управление и педагогического менеджмента 8 Тема Государственно-общественная система управления




Название1. Понятие управление и педагогического менеджмента 8 Тема Государственно-общественная система управления
страница1/15
Дата конвертации15.10.2012
Размер2.24 Mb.
ТипУчебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
Министерство образования Российской Федерации         Калмыцкий государственный университет

Г. М. БОРЛИКОВ

ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ

СИСТЕМАМИ

Элиста 2001


Учебное пособие


УДК 371.4:371.031

Основы управления педагогическими системами: Учеб. посо­бие/ Г. М. Борликов Гос. Ун-т. Элиста, 2001.-96с.

5-230-20156-8

Излагаются основные понятия и функции педагогического менеджмен­та: педагогический анализ, целеполагание, планирование, организация, ре­гулирование и контроль.

Рассматривается школа как педагогическая система и объект управле­ния, управленческая культура руководителя, повышение квалификации и аттестация педагогических кадров, а также взаимодействие социальных институтов в управлении образовательными системами.

Пособие предназначено для студентов педагогических специальностей вузов, учителей и учащихся старших классов школ, гимназий и лицеев.

Печатается по решению редакционно-издательского совета Калмыцкого государственного университета.

Рецензенты: Симонов В.М., доктор педагогических наук, профессор Волгоградского государственного педагогического университета;

Чермит К. Д., доктор педагогических наук, профессор

Адыгейского государственного университета

СОДЕРЖАНИЕ

Программа курса 4

Тема 1. Понятие управление и педагогического менеджмента 8

Тема 2. Государственно-общественная система управления

образованием 11

Тема 3. Основные функции педагогического управления:

педагогический анализ, целеполагание, планирование, организация,

регулирование и контроль 1 5

Тема 4. Принципы управления педагогическими системами 27

Тема 5. Школа как педагогическая система и объект управления 33

Тема 6. Службы управления 36

Тема 7. Управленческая культура руководителя 39

Тема 8. Взаимодействие социальных институтов в управлении

образовательными системами 43

Тема 9. Повышение квалификации и аттестация работников школы 55

Семинарское занятие 1. Принципы раскрытия личности: законы

мышления 97

Семинарское занятие 2. Каждое повторение-это углубление 100

Семинарское занятие 3. Законы внушения.

Внушение + самовнушение = самосознание. Рецепты суггестии 101

Семинарское занятие 4. Сила слова. Голос как фактор успеха.

Как выступать перед аудиторией 106

Семинарское занятие 5. Установление контактов. Техника постановки

вопросов 110

Семинарское занятие 6. Почему человек критикует?

''Уход" за своим настроением 113

Литература 115


I8ВN 5-230-20156-8

1 Калмыцкий государственный университет, 2001

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ

Государственные требования к минимуму содержания: Понятие уп­равления и педагогического менеджмента. Государственно-общественная си­стема управления образованием. Основные функции педагогического управ­ления: педагогический анализ, целеполагание, планирование, организация, ре­гулирование и контроль. Принципы управления педагогическими системами. Школа как педагогическая система и объект управления. Службы управления. Управленческая культура руководителя. Взаимодействие социальных институ­тов в управлении образовательными системами. Повышение квалификации и аттестация работников школы.

Цель изучения дисциплины: на основе обобщения и систематизации знаний, полученных на младших курсах и приобретённых на педагогической практике, сформировать представление об управлении целостными образова­тельными системами.

Задачи изучения дисциплины: сформировать представление об основ­ных этапах развития теории и практики воспитания и обучения, постепенного осмысления целей, содержания, методов и организации педагогической дея­тельности; помочь студентам научиться мыслить педагогическими категория­ми; раскрыть качественные изменения в развитии школьной практики и педаго­гической мысли; обучить основным приёмам аутотренинга.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1. Понятие управления и педагогического менеджмента. Понятие управления. Эволюция управленческой мысли. Основные понятия теории управления. Педагогический менеджмент. Системный и ситуационный подхо­ды как методология управления.

Тема 2. Государственно-общественная система управления образова­нием. Система образования. Образовательное учреждение как социально-пе­дагогическая система. Гарантии, принципы образования. Общеобразователь­ные и профессиональные образовательные программы.

Тема 3. Основные функции педагогического управления: педагоги­ческий анализ, целеполагание, планирование, организация, регулиро­вание и контроль. Внутришкольная информация. Методы получение инфор­мации. Социологические методы. Объекты и методы контроля. Педагогичес­кий анализ. Педагогическая диагностика. Анализ уроков, внеклассных мероп­риятий, итогов учебного года. Обработка и анализ управленческой информа­ции. Основные функции (педагогический анализ, целеполагание, планирование, организация, регулирование и контроль) и закономерности педагогического уп­равления. Понятие о программно-целевом подходе. Управление функциониро­ванием и развитием.

Тема 4. Принципы управления педагогическими системами Лринци-пы управления и стимулирования. Делегирование полномочий. Принципы уп­равления образовательным учреждением. Система методов и средств управ­ления школой.

Тема 5. Школа как педагогическая система и объект управления. Учреждение образования как объект управления, особенности управления. 11редмет труда руководителя современной школы. Распределение прав и обя­занное гей участников образовательного процесса. Аттестация и лицензирова­ние учреждения образования. Устав школы.

Тема 6. Службы управления. Управленческие циклы. Система методи­ческой работы, её современные формы. Инспектирование в школе. Самоана­лиз деятельности образовательного учреждения среднего (полного) общего образования.

Тема 7. Управленческая культура руководителя. Законы и приёмы пе­дагогического общения. Педагогический коллектив и его развитие. Циклог­раммы управленческой деятельности. Документирование деятельности учите­ля, школы. Финансово-хозяйственная документация. Ежегодная тарификация.

Смета расходов. Новые информационные технологии (НИТ) в управлении об­разованием. Показатели качества управления. Управление на основе проекти­рования личностно развивающей образовательной системы.

Тема 8. Взаимодействие социальных институтов в управлении обра­зовательными системами. Деятельность органов коллегиального руковод­ства школой. Правовая основа предпринимательской деятельности школы. Особенности предпринимательской деятельности в условиях учреждения об­разования. Оптимизация финансово-хозяйственной деятельности школы.

Тема 9. Повышение квалификации и аттестация работников шко­лы. Управление инновационной деятельностью педагога, учреждения обра­зования. Экспериментальная деятельность. Профессионально-значимые ка­чества учителя. Единая тарифная сетка (ЕТС). Аттестация педагогических кадров на основе ЕТС. Аттестация учителей на диагностической основе. Осо­бенности аттестации учителей начальных классов и технологии.

Распределение тем по видам учебных занятия и их объём



Тема

Лекции

Семинары

Сам-я. р.

1 . Понятие управление и педагогического менеджмента

2







2. Государственно-общественная система управления










образованием

4







3. Основные функции педагогического управления

8







4. Принципы упрааления педагогическими системами

4







5. Школа как педагогическая система и объект управ-










ления

4







6. Службы управления

4







7. Управленческая культура руководителя

4







8. Взаимодействие социальных институтов в управ-










лении образовательными системами

4







9. Повышение квалификации и аттестация работников










школы

4







10. Принципы раскрытия личности: законы мышления




2




1 1 . Каждое повторение - это углубление




2




12. Законы внушения. Внушение + самовнушение =










самосознание. Рецепты суггестии




2




13. Сила слова. Голос как фактор успеха. Как высту-










пать перед аудиторсй




2




14. Установление контактов. Техника постановки










вопросов




4




15. Отрицательные привычки превращать в положи-










тельные! Техника умственного труда




2




16. Почему человек критикует? "Уход" за своим на-










строением




2




ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

Студент изучивший курс "Основы управления педагогическими сис­темами",

должен знать: сущность основных управленческих позиций; существенные признаки понятия "система", виды систем, понятие "деятельность", сущность системно-деятелыностного подхода в управлении педагогическими система­ми' сущность информационно-аналитической деятельности; существенные при­знаки понятий "мотив", "мотивация", "цель", технологию образования древа целей' существенные признаки понятий: принятие управленческого решения, планирование, прогнозирование, виды планов, основные подходы к их разра­ботке; сущность организационно-исполнительской деятельности, правила де­легирования полномочий; сущность, цель, принципы, содержание, методы, виды и формы контроля; сущность, цель, принципы, методы, формы и виды регулятивно-коррекционной деятельности.

должен уметь: использовать основные понятия при характеристике педаго­гических систем; проектировать различные виды педагогических систем; про­водить сбор информации и анализ урока, внеклассного мероприятия; осуще­ствлять формирование целей и задач; составлять личный план и комплексную целевую программу; делегировать полномочия по всему составу функций уп­равления; формировать систему самоконтроля; формировать умения регули­ровать процессы по отклонениям.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


Похожие:

1. Понятие управление и педагогического менеджмента 8 Тема Государственно-общественная система управления iconТема Денежная и валютная система России § Понятие и структура денежной системы
Денежная система представляет собой совокупность отношений, связанных с обращением национальной валюты в стране
1. Понятие управление и педагогического менеджмента 8 Тема Государственно-общественная система управления iconТема финансовый маркетинг и приемы финансового менеджмента
В зависимости от той или иной функции, выполняемой маркетингом, он трактуется как философия производства, как философия бизнеса,...
1. Понятие управление и педагогического менеджмента 8 Тема Государственно-общественная система управления iconРазработка экономической части
...
1. Понятие управление и педагогического менеджмента 8 Тема Государственно-общественная система управления iconУчебно-методический комплекс дисциплины Управление проектами аннотация минимальные требования к содержанию дисциплины/модуля/спецкурса Понятие «проект»
Требования, предъявляемые к проектам. Методологические аспекты управления проектной деятельностью. Технологии и методы управления...
1. Понятие управление и педагогического менеджмента 8 Тема Государственно-общественная система управления iconМенеджмент: понятие, цели, задачи Вопросы для обсуждения: Содержание и сущность менеджмента. Менеджмент и управление
Семинарское занятие является одной из наиболее используемых форм проведения учебных занятий, предполагающей обсуждение основополагающих...
1. Понятие управление и педагогического менеджмента 8 Тема Государственно-общественная система управления iconСодержание дисциплины
Лекция «Состояние управления современной российской экономикой. Понятие, цели и функции менеджмента»
1. Понятие управление и педагогического менеджмента 8 Тема Государственно-общественная система управления iconОпорный конспект Составитель: д э. н., проф. А. Н. Цветков Содержание Желаю всем больших успехов в изучении основ менеджмента! 4 Раздел Основные понятия 5 Тема Сущность и категории менеджмента 5
Последовательность общих функций 12 Тема Связующие (фоновые) функции в менеджменте 13
1. Понятие управление и педагогического менеджмента 8 Тема Государственно-общественная система управления icon«Антикризисное управление»
Лидерство в организации. Способы управленческого воздействия. Объект организации. Взаимосвязь объекта и субъекта управления. Прямая...
1. Понятие управление и педагогического менеджмента 8 Тема Государственно-общественная система управления iconПланы семинарских занятий Тема Сущность и содержание стратегического менеджмента Школы стратегического менеджмента
Раскройте основные положения и недостатки методологических приоритетов школ стратегического менеджмента
1. Понятие управление и педагогического менеджмента 8 Тема Государственно-общественная система управления iconСтратегическое управление в системе обеспечения качества список литературы
Ключевые слова: стратегическое управление; система качества; объект управления; стратегическое планиро
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница