Фармацевтический факультет




НазваниеФармацевтический факультет
страница1/5
Дата конвертации15.10.2012
Размер0.8 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5




Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ЯРОСЛАВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

Минздравсоцразвития РФ»

ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ


производственная практика

по управлению и экономике

фармации


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


для студентов 5 курса очной и 6 курса заочной форм обучения

фармацевтического факультета


Ярославль – 2011


УДК 614. 27(079.5)

ББК 52.8

Производственная практика по управлению и экономике фармации. Методические рекомендации для студентов 5 курса очной и 6 курса заочной форм обучения фармацевтического факультета [Текст]: методические рекомендации /Л.И. Лаврентьева, Т.В. Ежова, О.В. Желткевич и др. – Ярославль: ЯГМА, 2009. – 46 с.


Составители:

зав. кафедрой управления и экономики фармации с курсом фармации ФПДО ЯГМА с курсом фармации ФПДО ЯГМА, доцент Лаврентьева Л.И.,

доцент кафедры управления и экономики фармации с курсом фармации ФПДО ЯГМА Ежова Т.В.,

доцент кафедры управления и экономики фармации с курсом фармации ФПДО ЯГМА Желткевич О.В.,

старший преподаватель кафедры управления и экономики фармации с курсом фармации ФПДО ЯГМА Мальцева С.В.,

старший преподаватель кафедры управления и экономики фармации с курсом фармации ФПДО ЯГМА Соколова О.В.,

старший преподаватель кафедры управления и экономики фармации с курсом фармации ФПДО ЯГМА Юрченко Т.В.,

старший преподаватель кафедры управления и экономики фармации с курсом фармации ФПДО ЯГМА Стрелкова Е.В.,

ассистент кафедры управления и экономики фармации с курсом фармации ФПДО ЯГМА Куликова О.А.


ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Производственная практика студентов по управлению и экономике фармации является важной частью подготовки квалифицированных специалистов–провизоров. Для студентов, выполняющих дипломные работы, производственная практика является одновременно и преддипломной, в период которой студент собирает фактический материал для написания дипломной работы. База производственной практики является объектом исследования также для экспериментальной части курсовой работы.

Цель производственной практики – закрепление, расширение и совершенствование теоретических знаний по организации административной, производственной, торгово–финансовой, маркетинговой и информационной деятельности аптечных организаций; воспитание трудовой дисциплины и профессиональной фармацевтической деонтологии; приобретение практических навыков организаторской и учебно-исследовательской деятельности.

Студенты на практике в производственных условиях конкретной аптечной организации изучают управление:

  • деятельностью трудового коллектива аптечной организации;

  • лекарственным обеспечением населения и лечебно–профилактических учреждений;

  • снабженческо–сбытовой деятельностью аптечной организации;

  • финансово–хозяйственной деятельностью аптечной организации;

  • маркетинговой деятельностью аптечной организации;

  • информационной деятельностью аптечной организации

а также организацию хозяйственного учета в аптеке и исполнение учетной политики аптечной организации.

Общее руководство производственной практикой студента осуществляют преподаватели кафедры управления и экономики фармации с курсом фармации ФПДО ЯГМА. Непосредственное руководство работой студента осуществляют руководитель аптечной организации или другие ее сотрудники, уполномоченные руководителем и назначенные приказом по аптеке, имеющие высшее фармацевтическое образование.


ГРАФИК РАСПРЕДЕЛЕНИЯ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ


№ п/п

Наименование работы

Число дней

1

Общее знакомство с работой аптеки

1

2

Работа в рецептурно-производственном отделе и отделе маркетинга:







- на рабочем месте провизора-технолога по приему рецептов и отпуску лекарств


3




- на рабочем месте провизора-технолога в ассистентской

1




- на рабочем месте провизора-технолога отдела маркетинга

2




- на рабочем месте заведующего или заместителя заведующего рецептурно-производственным отделом


2




- на рабочем месте заведующего или заместителя заведующего отделом маркетинга


3

3

Организация деятельности отдела готовых форм и отдела безрецептурного отпуска


4

4

Работа на рабочем месте руководителя аптечной организации или его заместителя


5

5

Анализ и прогнозирование хозяйственно-финансовой деятельности аптечной организации



3

6

Организация хозяйственного учета и учетная политика аптечной организации

5

7

Организация маркетинговых исследований фармацевтического рынка региона


3

8

Организация информационного обслуживания населения и специалистов здравоохранения. Рекламирование лекарственных препаратов


3

9

Оформление документации и сдача зачета

1




ИТОГО:

36



ОБЯЗАННОСТИ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ПРОХОЖДЕНИЯ

ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

1. Студент обязан выполнять правила внутреннего распорядка аптечной организации и указания своих непосредственных руководителей на рабочих местах.

2. Продолжительность рабочего дня студента на практике устанавливается в соответствии с существующей продолжительностью рабочего дня на конкретном рабочем месте, из которого один час ежедневно отводится на оформление дневника.

3. Время прихода и ухода студента фиксируется в отдельном табеле.

4. Сокращение сроков практики за счет уплотнения рабочего дня или его удлинения не допускается.

5. К моменту окончания практики студент обязан выполнить программу практики в полном объеме.

В порядке выполнения учебно-исследовательской работы кафедра выдает студенту индивидуальное задание, которое должно быть выполнено и доложено в аптеке в течение первых трех недель прохождения производственной практики по управлению и экономике фармации и представлено не позднее конца третьей недели на кафедру.

Невыполнение студентом программы практики, а также получение неудовлетворительной оценки по итогам практики влечет за собой повторное ее прохождение.


  1. ОБЩЕЕ ЗНАКОМСТВО С АПТЕКОЙ

Общее знакомство с аптекой осуществляет руководитель практики от базы. Предварительно он должен провести инструктаж по технике безопасности.

В процессе общего знакомства изучаются и отражаются в дневнике следующие вопросы:

1. Структура управления фармацевтической службой на территориальном уровне. Студент составляет схему подчиненности и взаимосвязей в работе аптечной организации с органами управления и учреждениями здравоохранения.

2. Организационно-правовая форма аптечной организации, основные цели и задачи ее деятельности. Устав аптечной организации.

3. Лицензирование фармацевтической деятельности. В дневник студент заносит номер, дату выдачи и срок действия лицензии, название органа, выдавшего лицензию, и виды разрешенной фармацевтической деятельности.

4. Основные показатели торгово-хозяйственной деятельности за предыдущий и текущий годы. Товарооборот общий, розничный, оптовый. Данные о наличии мелкорозничной сети аптеки (филиалы, аптечные пункты, аптечные киоски). Данные о лечебно-профилактических учреждениях района (число лечебных учреждений, их профиль, количество коек).

5. Организационная структура аптечной организации. Материальная ответственность.

6. Штат аптеки, общий и по отделам. Укомплектованность штата в соответствии со штатным расписанием. Замещение должностей.

7. Паспорт аптеки. Состав и размещение помещений аптеки. Студент в дневнике представляет план размещения аптеки; дает оценку правильности расположения и взаимосвязи помещений в соответствии с действующими «Указаниями по проектированию аптек» Строительных норм и правил (СНиП), а также с учетом рекомендаций в области научной организации труда (НОТ) фармацевтических работников.

8. Техническое и хозяйственное оснащение аптеки, состояние оборудования и инвентаря; соответствие действующим нормам технического и хозяйственного оснащения аптек.

2. РАБОТА В РЕЦЕПТУРНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ОТДЕЛЕ

И ОТДЕЛЕ ЗАПАСОВ

Руководство и контроль за работой студента осуществляет провизор-технолог по приему рецептов, утвержденный приказом по аптеке в качестве непосредственного руководителя практики на данном рабочем месте.

В процессе практики студенту необходимо ознакомиться, изучить и отразить в дневнике приведенные ниже аспекты работы данных отделов.


2.1. Работа на рабочем месте провизора-технолога по приему рецептов

и отпуску лекарственных препаратов

Студент изучает нормативные документы, регламентирующие фармацевтическую экспертизу и таксирование амбулаторно–поликлинических рецептов и требований–накладных лечебно–профилактических учреждений, контроль качества, организацию хранения и отпуск лекарственных препаратов (ЛП) готовых и изготовленных экстемпорально.

Студент знакомится с должностной инструкцией провизора-технолога, изучает организацию и оснащение его рабочего места. Знакомится с обеспечением рабочего места справочной литературой, таблицами, предметами оргтехники и компьютерной техникой.

Обращает внимание на использование элементов НОТ в работе по приему рецептов и отпуску ЛП и на мероприятия по ускорению отпуска ЛП.

Обращает внимание на условия хранения лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету; готовых ЛП и изделий медицинского назначения, а также других товаров, требующих особых условий хранения; раздельное хранение ЛП для внутреннего и наружного применения.

Организацию рабочего места провизора-технолога студент подробно описывает в дневнике с приведением схем, рисунков и т.д.

Студент изучает требования санитарного режима, предъявляемые к организации рабочего места провизора-технолога рецептурно-производственного отдела.

Выполняя работу по приему рецептов и отпуску ЛП, студент руководствуется действующими приказами, инструкциями и справочной литературой, Государственной Фармакопеей и Государственным реестром лекарственных средств.

Студент проверяет правильность оформления рецептов и соответствие формы рецептурных бланков выписанным ЛП, правильность дозировки наркотических, психотропных, ядовитых и сильнодействующих веществ, совместимость входящих в пропись ингредиентов. Таксирует рецепты. При необходимости оформляет сигнатуру. Производит регистрацию рецептов в соответствии с принятой в аптеке формой: оформляет чеки (квитанции, жетоны) на заказанные ЛП и рецептурный журнал.

Регистрирует отказы при временном отсутствии ЛП и устанавливает их причины. Изучает меры, принимаемые по сокращению отказов.

Рецепты, не соответствующие требованиям действующих приказов, записывает в журнал. Одновременно студент анализирует ошибки, встречающиеся в рецептах, и знакомится с тем, какие меры принимает руководство организации в данном случае.

Студент отпускает изготовленные в аптеке ЛП по чекам (квитанциям, жетонам), обращая внимание на соответствие оформления изготовленного ЛП прописи в рецепте. Разъясняет больному способ применения и хранение ЛП в домашних условиях. Студент знакомится с порядком отпуска ЛП в случае потери покупателем чека (квитанции, жетона).

Студент приводит в дневнике примеры рецептов, осуществляет проверку доз и таксировку, указывает основные и дополнительные этикетки, выписывает сигнатуру. Необходимо оформить в дневнике не менее 10 прописей, отпускаемых в РПО, отводя на каждую из них отдельную страницу.

Студент усваивает и использует принципы фармацевтической деонтологии в обращении с покупателями, во взаимоотношениях с медицинскими работниками и сотрудниками аптеки.

По данному разделу практики необходимо проработать и отразить в дневнике следующие виды документов:

  • должностную инструкцию провизора-технолога;

  • не менее 10 прописей с использованием всех видов рецептурных бланков, способов оплаты, лекарственных форм, сигнатур, в т.ч. содержащих ЛП, подлежащие предметно-количественному учету;

  • рецептурный журнал;

  • журнал учета рецептуры;

  • журнал учета неправильно выписанных рецептов.


2.2. Работа на рабочем месте провизора-технолога в ассистентской

Студент изучает организацию и оснащение рабочего места провизора-технолога, работающего в ассистентской. Знакомится с его должностной инструкцией.

Практикант изучает постановку внутриаптечного контроля качества в аптеке, выполнение требований санитарного режима в ассистентской. Осваивает виды внутриаптечного контроля качества, документальное оформление его проведения, изучает порядок оформления и хранения паспортов письменного контроля.

Изучает порядок хранения ЛП в ассистентской комнате, оформление штангласов.

Усваивает порядок выдачи наркотических, психотропных веществ, ядовитых и сильнодействующих средств, необходимых фармацевту для изготовления лекарственных форм, и его документальное оформление на оборотной стороне рецепта.

Студент знакомится с мероприятиями, направленными на предупреждение возникновения ошибок при изготовлении ЛП. Усваивает организацию получения, хранения и контроля качества воды очищенной. Оценивает полноту соблюдения рекомендаций инструкции по санитарному режиму в РПО, правильность обработки и хранения аптечной посуды, приготовление и хранение дезинфицирующих растворов и т.д. Изучает порядок и сроки, документальное оформление проверки правильности весо-измерительных приборов и устройств.

Студент участвует в мелкосерийном изготовлении лекарственных форм по часто

встречающимся прописям индивидуального изготовления в порядке внутриаптечной заготовки и фасовки.

Студент изучает порядок изъятия ЛП для анализа в испытательную и микробиологическую лаборатории центра контроля качества лекарственных средств (микробиологическую лабораторию учреждения системы Роспотребнадзора МЗСР РФ) и знакомится с результатами анализов по протоколам испытаний.

По этому разделу практики необходимо проработать и отразить в дневнике следующие документы:

  • журнал регистрации результатов качественного анализа и физического контроля;

  • журнал для записей неправильно изготовленных лекарств;

  • журналы учета лабораторных и фасовочных работ;

  • акты изъятия ЛП для анализа в испытательную и микробиологическую лаборатории и протоколы испытаний.


2.3. Работа на рабочем месте провизора-технолога отдела маркетинга

Студент изучает размещение, назначение и оборудование материальных комнат. Изучает организацию и оснащение рабочих мест провизора-технолога и фасовщика. Знакомится с их должностными инструкциями.

Студент изучает нормативные документы, регламентирующие организацию хранения товаров аптечного ассортимента с учетом влияния на их качество и потребительские свойства факторов внешней среды, их физико–химических свойств, свойств взрывоопасных и пожароопасных, особенностей учета как товарно–материальных ценностей.

Изучает правила хранения товаров аптечного ассортимента в соответствии с требованиями нормативных документов, в том числе раздельное хранение лекарств для внутреннего и наружного применения, с учетом соблюдения требований температурного режима.

Обращает особое внимание на условия хранения:

  • лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету,

  • готовых ЛП, требующих особых условий хранения,

  • изделий медицинского назначения.

При изучении организации хранения лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету студент описывает в дневнике техническую укрепленность и оснащенность помещений хранения средствами охранно-пожарной сигнализации, приводит требования к оформлению сейфов для хранения наркотических средств и психотропных веществ. Осваивает документальное оформление предметно-количественного учета лекарственных средств и учета медикаментов, имеющих ограниченный срок годности.

Знакомится с порядком работы с гигрометрами (психрометрами) и термометрами, используемых для контроля за влажностью и температурой в помещениях хранения.

Студент участвует в проведении приемочного контроля при поставке товаров, проверяет наличие и правильность оформления товаро­сопроводительных документов, а также документов по качеству товаров. Знакомится с принципами расшифровки штрих-кода товаров.

Студент знакомится с порядком ценообразования на готовые ЛП и другие товары, реализуемые в аптеке. Студент принимает участие в оформление ценников на зарегистрированные в отделе (оприходованные) товары.

Студент участвует в размещении оприходованных товаров по местам хранения.

Студент обращает внимание на наличие в помещениях хранения дублированных штангласов и оценивает правильность их оформления.

Участвует в заполнении штангласов для ассистентской комнаты, в изготовлении полуфабрикатов и концентратов с использованием средств малой механизации на рабочем месте провизора-технолога и фасовщика. Заполняет журнал лабораторных и фасовочных работ. Участвует в отпуске товаров из отдела запасов в другие отделы аптеки, в прикрепленную мелкорозничную сеть и лечебно-профилактические учреждения. Осваивает порядок ведения оперативного учета в отделе запасов аптеки.

По этому разделу практики необходимо проработать и оформить в дневнике следующие формы журналов:

  • учета температуры и влажности в помещениях хранения лекарственных средств;

  • учета дефектуры;

  • учета лабораторных и фасовочных работ;

  • предметно-количественного учета лекарственных средств и этилового спирта;

  • учета медикаментов с ограниченным сроком годности;

  • образцы товарно–сопроводительных документов по количеству и качеству поставки товаров аптечного ассортимента разных товарных групп;

  • образец стеллажной карточки.

Необходимо приложить должностные инструкции сотрудников отдела.


2.4. Работа на рабочем месте заведующего рецептурно-производственным отделом

и его заместителей

Студент анализирует организацию работы заведующего отделом и его заместителей. Знакомится с их обязанностями по организации работы отделов, соблюдению норм санитарного режима и фармацевтического порядка, по обеспечению населения, учреждений здравоохранения и других организаций ЛП и изделиями медицинского назначения, предусмотренными к отпуску из рецептурно-производственного отдела.

Практикант изучает за отчетный период (месяц) документацию по движению товарно-материальных ценностей отдела (приход, передачу товаров в другие подразделения аптеки, расход-реализацию товаров) и составляет товарные отчеты отдела.

Изучает прогрессивные методы лекарственного обеспечения населения и мероприятия по научной организации труда в отделе.

Анализирует используемый в рецептурно-производственном отделе ассортимент ЛП и других медицинских товаров. Оценивает соблюдение правил хранения ЛП в строгом соответствии с их свойствами и обращает внимание на условия, созданные для сохранности товарно-материальных ценностей в отделе.

По данному разделу необходимо проработать и приложить к дневнику:

  • схему расположения помещений рецептурно-производственного отдела с указанием расстановки оборудования и приложением перечней оснащения рабочих мест с учетом требований НОТ;

  • должностные обязанности заведующего рецептурно-производственным отделом и его заместителя;

  • документы о движении товаров в отделе;

  • товарный отчет отдела.


2.5. Работа на рабочем месте заведующего отделом маркетинга и его заместителей

Студент анализирует организацию работы заведующего отделом и его заместителей. Знакомится с обязанностями по организации работы отдела, по соблюдению норм санитарного режима и фармацевтического порядка, по обеспечению населения, учреждений здравоохранения и других организаций ЛП и изделиями медицинского назначения.

Практикант изучает за отчетный период (месяц) документацию по движению товарно-материальных ценностей отдела (приход, передачу товаров в другие подразделения аптеки, расход-реализацию товаров) и составляет товарный отчет отдела.

Изучает прогрессивные методы лекарственного обеспечения ЛПУ и мероприятия по научной организации труда в отделе.

Анализирует ассортимент ЛП и других медицинских товаров в отделе.

Студент изучает распределение обязанностей между заведующим и его заместителем по организации снабженческо-сбытовой деятельности; особенности закупочной деятельности аптечной организации.

Студент изучает пакеты документов поставки-продажи товаров в аптеку и из аптеки, знакомится с документами, характеризующими качество товаров, поставляемых в аптеку и отпускаемых из аптеки.

Студент участвует в составлении заказа-требования поставщику, в т.ч. посредством модемной связи, в приеме поставленных товаров, в проверке полноты комплекта и правильности оформления сопроводительных документов поставки, в регистрации поступления товаров.

Студент усваивает мероприятия по устранению дефектуры, в т.ч. изучает организацию совместной работы с органами справочно-информационной службы.

По данному разделу практики студенту необходимо изучить и проанализировать:

  • должностные обязанности заведующего отделом маркетинга и его заместителя;

  • прайс-листы оптовых поставщиков в соответствии с критериями их выбора;

  • способы передачи заявки (заказа-требования) на склад оптового поставщика.

По данному разделу практики необходимо приложить к дневнику следующие документы:

  • схему расположения помещений отдела маркетинга с указанием расстановки оборудования и приложением перечней оснащения рабочих мест;

  • должностные обязанности заведующего отделом маркетинга и его заместителя;

  • документы о движении товаров в отделе;

  • товарный отчет отдела;

  • прайс-листы оптового поставщика (дистрибьютора) товаров;

  • заявку (заказ-требование) на склад оптового поставщика (дистрибьютора).



3. РАБОТА В ОТДЕЛЕ ГОТОВЫХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ФОРМ

И БЕЗРЕЦЕПТУРНОГО ОТПУСКА

В процессе практики студенту необходимо ознакомиться, изучить и отразить в дневнике приведенные ниже аспекты работы данных отделов.

Студент изучает размещение и оборудование отделов, оснащение рабочих мест.

Студент изучает нормативные документы по организации рабочих мест, по рекомендованному для аптечных организаций ассортименту товаров и услуг, по размещению товаров в отделах аптеки.

Знакомится с ассортиментом лекарственных и гомеопатических препаратов, изделий медицинского назначения и других товаров, разрешенных к реализации в аптечных организациях. Оценивает правильность оформления витрин в соответствии с принципами и правилами мерчандайзинга, со способами применения и употребления ЛП, их фармакологическими группами.

Практикант изучает и оформляет документацию по движению товаров в отделах. Составляет товарные отчеты отделов за месяц.

Если в аптеке совмещены должности провизора-технолога по приему рецептов и кассира, то студент осваивает порядок работы на кассовом аппарате, правила приема денег и обслуживания населения с выдачей кассовых чеков, ведение журнала кассира-операциониста.

Студент знакомится с основами предоставления консультативных и справочно-информационных услуг покупателям, с обязательной в торговом зале аптечной организации информацией для покупателей товаров и услуг аптечного ассортимента.

По этому разделу работы необходимо проработать и приложить к дневнику:

  • схему расположения помещений отделов с указанием расстановки оборудования и приложением перечней оснащения рабочих мест с учетом требований НОТ;

  • должностные обязанности заведующих отделами или их заместителей, провизоров отделов;

  • документы о движении товаров в отделах;

  • товарные отчеты отделов за месяц;

  • копии кассовых документов.



4. РАБОТА НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ РУКОВОДИТЕЛЯ АПТЕЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ИЛИ ЕГО ЗАМЕСТИТЕЛЯ


На рабочем месте руководителя аптечной организации и его заместителей студент изучает следующие виды деятельности:

  • организация и проведение подготовительных работ в период аккредитации и лицензирования аптечной организации и ее филиалов;

  • прием на работу и его документальное оформление;

  • организация и документальное оформление, контроль периодичности проведения медицинского освидетельствования работников аптечной организации;

  • ведение личных дел, личных карточек, трудовых книжек и книги учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним;

  • издание приказов по личному составу;

  • заключение договоров о материальной ответственности;

  • мероприятия по материальному и моральному стимулированию работников аптеки;

  • контроль выполнения требований фармацевтического порядка в аптечной организации и ее филиалах;

  • организация закупочной деятельности аптеки и ее документальное оформление;

  • организация и контроль исполнения требований системы налогообложения аптечной организации и ее работников.

Студент знакомится с нормативными документами, разработанными в аптеке, по организации охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии. Анализирует выполнение инструкций и предписаний органов санитарно-эпидемиологического надзора, пожарной охраны и вневедомственной охраны.

Изучает правила внутреннего трудового распорядка и дисциплины труда, порядок расстановки кадров, организацию труда персонала с учетом особенностей труда женщин и молодежи, вопросы социального страхования, график предоставления отпусков сотрудникам аптеки.

Студент анализирует состояние делопроизводства аптечной организации: наличие номенклатуры дел, а также правил ее формирования и оформления в аптеке, наличие альбома унифицированных форм документов, правильность оформления документов (приказы, справки, протоколы, отчеты, акты и др.), регистрацию входящих, исходящих и внутренних документов; правила и сроки хранения отдельных документов.

Практикант изучает документы по связям аптечной организации с лечебно-профилактическими учреждениями, общественными организациями и службами по предоставлению коммунальных услуг, по организации проведения текущего ремонта в аптеке.

Принимает участие в производственных совещаниях.

Изучает характер жалоб и предложений населения и анализирует меры, принимаемые для устранению недостатков.

Студент изучает мероприятия по НОТ и повышению производительности труда. Осваивает новые прогрессивные формы лекарственного обслуживания населения.

Анализирует организацию работы мелкорозничной сети: структура, местоположение, оборудование, ассортимент товаров. Принимает участие в проведении фармацевтического обследования мелкорозничной сети аптеки. Знакомится с актом последнего фармацевтического обследования аптеки и ее филиалов.

Студент изучает особенности закупочной деятельности аптечной организации, знакомится с порядком заключения договоров о поставке и купле-продаже товаров, работ и услуг и изучает их структуру, порядок продления срока действия и прекращения действия, пересмотра условий и контроля выполнения обязательств сторонами. Анализирует базисные условия поставки или купли-продажи товаров в аптеку.

Изученные в процессе практики приведенные выше аспекты работы руководителя аптечной организации студенту необходимо отразить в дневнике .

Также по этому разделу практики также необходимо проработать и приложить копии следующих документов:

  • структура и краткое содержание основных разделов правил внутреннего трудового распорядка аптечной организации;

  • трудовой договор (контракт);

  • коллективный (трудовой) договор;

  • личная карточка учета кадров;

  • трудовая книжка;

  • книга учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним;

  • приказы о приеме на работу, поощрении, перемещении, наложении дисциплинарного взыскания и увольнении;

  • договор о полной (индивидуальной) и/или коллективной материальной ответственности;

  • функционально–должностная инструкция руководителя (его заместителя) аптечной организации;

  • график работы сотрудников;

  • график отпусков;

  • табель учета использования рабочего времени сотрудников аптечной организации и ее филиалов;

  • расчетно-платежная ведомость на выплату зарплаты сотрудникам аптечной организации и ее филиалов;

  • краткий протокол производственного совещания (собрания) коллектива аптеки;

  • акт фармацевтического обследования мелкорозничной сети аптечной организации;

  • договоры о поставке и купле-продаже товаров с копиями лицензий оптового поставщика (дистрибьютора) или продавца товаров.


5. АНАЛИЗ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННО-ФИНАНСОВОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АПТЕЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Студент на основе отчетных данных изучает и отражает в дневнике:

1. Организацию анализа и прогнозирования в аптеке, методы и методики анализа и прогнозирования экономических показателей.

2. Основы ценообразования и системы регулирования цен на лекарственные препараты, ценовую политику аптеки.

3. Проводит анализ структуры товарных запасов по ассортименту и анализирует товарооборачиваемость. Рассчитывает оптимальный объем запаса товаров в сумме и днях, оптимальный интервал поставки, точку заказа. Оценивает факторы, влияющие на размер товарных запасов.

4. Проводит анализ основных фондов по показателям:

  • характеристика технического состояния;

  • характеристики использования (расчет коэффициентов фондоотдачи, фондоемкости, фондовооруженности).

5. Проводит анализ за отчетный период и прогнозирование объема реализации по видам и составным частям. Рассчитывает сумму и средний уровень реализованных валовых наложений.

6. Определяет штатную численность аптечной организации и рассчитывает показатели по труду и заработной плате: производительность труда, среднюю заработную плату и фонд заработной платы.

7. Рассчитывает валовые, постоянные, переменные, предельные издержки аптеки. Проводит анализ издержек за отчетный период и составляет смету расходов по отдельным статьям.

8. Анализирует результаты финансово-хозяйственной деятельности аптеки. Рассчитывает сумму прибыли и рентабельность.

9. Изучает проводимые в аптечной организации мероприятия по обеспечению эффективности и доходности. Рассчитывает порог рентабельности (точку безубыточности), запас финансовой прочности, запас торговой наценки, операционный рычаг.

10. Самостоятельно составляет проект плана по основным показателям финансово-хозяйственной деятельности на текущий год и по кварталам.

11. Оценивает финансовое состояние аптеки, рассчитывает показатели:

  • ликвидность;

  • платежеспособность;

  • прибыльность;

  • эффективность использования активов.

12. Составляет проект бизнес-плана аптеки, оформляя его на листах формата А4. Определяет стратегию предприятия, обращая особое внимание на разделы: резюме, описание возможных рынков, конкурентов, план маркетинга, менеджмента, финансовый план.

По этому разделу практики необходимо представить в дневнике:

  • расчеты по анализу и планированию основных показателей хозяйственно-финансовой деятельности аптеки на текущий год с разбивкой по кварталам;

  • проект бизнес-плана аптечной организации.


6. ОРГАНИЗАЦИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОГО УЧЕТА И УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА

АПТЕЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Студент изучает нормативные документы, регламентирующие этот вид деятельности аптечной организации и ее филиалов.

Студент изучает организацию и ведение оперативного учета товарно-материальных ценностей. Анализирует правильность составления документов первичного бухгалтерского учета. Знакомится с приказом по учетной политике аптеки. Изучает этапы формирования учетной политики и требования, предъявляемые к ней.

В процессе практики студенту необходимо ознакомиться, изучить и отразить в дневнике приведенные ниже аспекты работы аптечной организации:

1. Учет поступления товарно-материальных ценностей.

Студент изучает организацию доставки товаров и ее документальное оформление: порядок оформления доверенностей на получение товарно-материальных ценностей и сопроводительных документов на товар (товарно-транспортной накладной, счета-фактуры, протокола согласования цен). Обращает внимание на наличие и правильность оформления документов по качеству. Вместе с руководителем аптечной организации (его заместителем) проверяет правильность выписки поставщиками счетов-фактур и регистрирует их в учетных документах. В случае обнаружения при приемке товаров недостачи, излишков или их порчи студент участвует в работе приемной комиссии и оформлении акта об установленном расхождении в количестве и качестве при приемке товара.

2. Учет расхода товарно-материальных ценностей.

Студент изучает организацию учета розничного и оптового товарооборота (реализация товаров населению, лечебно-профилактическим учреждениям и прочим организациям). Осваивает учет льготного и бесплатного отпуска ЛП и других товаров отдельным категориям больных. Изучает и анализирует используемые формы безналичных расчетов с лечебными учреждениями и другими организациями.

Особое внимание студенту необходимо уделить современным способам учета движения товаров с помощью компьютерных программ, штрих -кодовой системы и т. д..

Студент анализирует документальное оформление расходов товарно-материальных ценностей на хозяйственные нужды, на оказание первой доврачебной медицинской помощи; в случае боя, брака, порчи; по истечении сроков годности лекарственных средств; лекарственных средств, изъятых на анализ в лабораторию. Усваивает организацию учета товаров в мелкорозничной сети.

Студент изучает учет движения основных средств, тары, топлива, строительных материалов, вспомогательных материалов, и перевод различных групп ценностей в товар.

3. Учет движения денежных средств.

Студент изучает документальное отражение приходных и расходных денежных операций. Осваивает порядок оформления приходных и расходных кассовых ордеров, кассовой книги и журнала кассира-операциониста. Усваивает порядок сдачи выручки в банк. Принимает участие в ревизии кассы.

Участвует в составлении табеля учета использования рабочего времени, начислении сотрудникам аптеки заработной платы. Производит расчет командировочных расходов, отпускных и пособий по временной нетрудоспособности.

4. Инвентаризация товарно-материальных ценностей.

Студент изучает порядок и сроки проведения, документальное оформление инвентаризации (приказ, опись, сводная инвентаризационная опись, сличительные ведомости, акт результатов инвентаризации). Принимает участие в работе комиссии по проведению инвентаризации товарно-материальных ценностей. Рассчитывает суммы естественной убыли за межинвентаризационный период. Анализирует причины образования недостач или излишков товарно-материальных ценностей.

5. Отчетность аптечной организации.

Студент изучает задачи, виды, структуру и сроки представления отчетности аптеки. Изучает основные части отчета о хозяйственно-финансовой деятельности аптеки, состав бухгалтерской и статистической отчетности.

6. Основы бухгалтерского учета.

Студент знакомится с организацией бухгалтерского учета в аптеке, изучает содержание и структуру бухгалтерского баланса, счетов бухгалтерского учета, их классификацию и строение. Изучает формы и регистры бухгалтерского учета, оформление оборотных ведомостей по аналитическим и синтетическим счетам.

Работая по составлению отчета, практиканту необходимо изучить и привести в дневнике заполненные формы следующих документов или сделать ссылки на ранее оформленные и приведенные копии документов по изученным разделам программы производственной практики:

  • приказ об учетной политике аптечной организации;

  • счета-фактура оптового поставщика (дистрибьютора);

  • протокол согласования цен;

  • доверенности на право получения товаров;

  • товарно-транспортная накладная;

  • требования-накладные подразделений аптечной организации и оптовых покупателей;

  • книги покупок и продаж;

  • кассовая книга;

  • журнал кассира-операциониста;

  • отчет кассира;

  • приходный и расходный кассовые ордера;

  • препроводительная ведомость на сдачу выручки в банк;

  • книга учета мелкооптового отпуска и расчетов с покупателями;

  • ведомость выдачи товаров на хозяйственные нужды;

  • акт о списании товаров на хозяйственные нужды;

  • журнал учета лабораторных и фасовочных работ со справкой о дооценке и уценке;

  • справка о расходе вспомогательных материалов;

  • журнал учета разных учетных групп лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету, и этилового спирта;

  • инвентарная книга учета основных средств;

  • инвентарная карточка учета основного средства;

  • отчет о движении основных средств;

  • справки о переводе тары, вспомогательных материалов в товар;

  • авансовый отчет;

  • счет на отпускаемый товар лечебным учреждениям;

  • сводные реестры на бесплатный и льготный отпуск лекарственных препаратов;

  • платежное поручение;

  • табель учета использования рабочего времени;

  • расчетно-платежная ведомость на выплату зарплаты;

  • акты на бой, порчу товаров и прочих ценностей;

  • отчет о финансово-хозяйственной деятельности аптеки за месяц;

  • бухгалтерский баланс;

  • заполненные формы статистической отчетности;

  • приказ о проведении инвентаризации;

  • инвентаризационная опись;

  • сличительная ведомость;

  • сводный акт результатов инвентаризации;

  • форма расчета естественной убыли товаров за инвентаризационный период.


7. ОРГАНИЗАЦИЯ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА РЕГИОНА

Студент изучает маркетинговую политику аптечной организации, определяет виды проводимых в аптеке маркетинговых исследований: изучение рынка потребителей, рынка поставщиков, рынка маркетинговых посредников, рынка товаров аптечного ассортимента, анализ динамики спроса на конкретные лекарственные средства, определение эластичности спроса и др.

Устанавливает виды деятельности, выполняемые руководителем (заведующим) аптекой (его заместителем) по проведению маркетинговых исследований. Изучает функционально-должностную инструкцию маркетолога.

Практикант изучает и приводит в дневнике влияние на деятельность аптечной организации его микро- и макросферы: контактных аудиторий, демографических факторов, природной, культурной и научно-технической среды, экономических и политических факторов макросферы. Составляет перечень аптечных организаций, в т.ч. мелкорозничной аптечной сети, – конкурентов аптеки–базы практики, в радиусе 1 км от аптеки и перечень маркетинговых посредников аптеки.

Студент проводит качественный и количественный анализ товарного ассортимента аптечной организации, изучает его статические показатели (широту, полноту, глубину и структуру). При изучении структуры ассортимента определяет число наименований по различным группам товаров (лекарственные средства, биологические добавки, парафармацевтика, изделия медицинского назначения и др.) и рассчитывает их удельный вес.

Для освоения методики определения полноты ассортимента студент проводит анализ ассортимента по нескольким фармакотерапевтическим группам лекарственных средств (не менее 3-х по согласованию с руководителем практики) и сравнивает его с зарегистрированным в РФ перечнем препаратов по этим группам, предварительно установленным по справочной литературе.

Студент осваивает методику определения спроса и его эластичности не менее, чем для 5 лекарственных препаратов, путем анализа количества поступления и изменения цены на них в течение годового периода (методом анализа приходных документов аптеки). Определяет долю от продаж отдельных препаратов в общем товарообороте аптеки.

Осваивает методику выбора поставщиков на основании следующих критериев: цена и качество продукции, ассортимент товаров, кредитные условия поставки, организация товародвижения, деловая этика, сервисное обслуживание. Практикант изучает источники информации об оптовых поставщиках: в средствах массовой информации, телефонная, факсимильная и почтовая связь, личный контакт. Особое внимание обращает на преимущества использования современных видов связи: через Internet и территориальные компьютерные сети.

По данному разделу практики студенту необходимо изучить и представить в дневнике:

  • должностные обязанности руководителя (заведующего) аптеки (его заместителя) по организации маркетинговой деятельности;

  • функционально-должностную инструкцию маркетолога;

  • перечень конкурентов в радиусе 1 км;

  • перечень поставщиков аптеки за год;

  • перечень маркетинговых посредников;

  • структуру ассортимента по товарным группам;

  • ассортиментный перечень по 3-м фармакотерапевтическим группам;

  • расчеты коэффициентов полноты ассортимента по 3-м фармакотерапевтическим группам и эластичности спроса для 5 лекарственных препаратов;

  • расчет удельного веса анализируемых препаратов в общем товарообороте аптеки;

  • краткое описание и анализ результатов выполненного полевыми методами маркетингового исследования потребностей розничных покупателей (населения) товаров и услуг аптечного ассортимента аптеки.



8. ОРГАНИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

НАСЕЛЕНИЯ И СПЕЦИАЛИСТОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ. РЕКЛАМИРОВАНИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ

Студент проводит анализ рынка информационных услуг в регионе: изучает организацию информационной работы в области лекарственного обеспечения в регионе, взаимосвязь органов фармацевтической информации и их функции, устанавливает другие источники информации о ЛП (деятельность медицинских представителей фирм-производителей, менеджеров оптовых фирм и т.д.).
  1   2   3   4   5


Похожие:

Фармацевтический факультет iconКнига «Фармацевтический маркетинг. Принципы, среда, практика» рассматривает ключевые «четыре Р»
Книга предназначена как для опытных специалистов, так и для тех, кто только начинает свою карьеру
Фармацевтический факультет iconКнига «Фармацевтический маркетинг. Принципы, среда, практика» рассматривает ключевые «четыре Р»
Книга предназначена как для опытных специалистов, так и для тех, кто только начинает свою карьеру
Фармацевтический факультет iconПояснительная записка Принятие Минсельхоз РФ нового Государственного Образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Ветеринарный»
«Ветеринарная фармация» обусловило необходимость разработки рабочей программы по дисциплине «Фармацевтический маркетинг и менеджмент»...
Фармацевтический факультет iconПрограмма вступительных экзаменов в магистратуру Высшей школы государственного администрирования (факультет) мгу имени М. В. Ломоносова
Высшей школы государственного администрирования (факультет) мгу имени М. В. Ломоносова
Фармацевтический факультет iconЮридический факультет юридический факультет
И н с т и т у т м е ж д у н а р о д н о го п ра в а и э к о н о м и к и и м е н и а. С. Г р и б о е д о в а
Фармацевтический факультет iconУчебное пособие Екатеринбург
«Уральский государственный университет им. А. М. Горького» исторический факультет
Фармацевтический факультет iconМеханико-математический факультет
Планирование потребностей в производственных мощностях crp-capacity Requirements
Фармацевтический факультет iconФизический факультет
Учебное пособие составлено в соответствие с программой курса «Микроэкономика», раздел
Фармацевтический факультет iconГоу впо «Алтайский государственный университет» Факультет социологии Кафедра психологии коммуникаций и психотехнологий

Фармацевтический факультет iconФакультет менеджмента
По имеющимся данным о заработной плате рабочих механического цеха за сентябрь определите их
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница