Бизнес-план: теория и практика москва Альфа-Пресс 2007 удк 005. 511 Введение




Скачать 60.88 Kb.
PDF просмотр
НазваниеБизнес-план: теория и практика москва Альфа-Пресс 2007 удк 005. 511 Введение
Дата конвертации10.09.2012
Размер60.88 Kb.
ТипБизнес-план
В. З. Черняк
БИЗНЕС-ПЛАН: 
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
Москва
Альфа-Пресс
2007

УДК 005.511
ВВЕДЕНИЕ
ББК 65.290-2
Ч 49
С тех пор как в России начат переход к рыночной экономике, уже 
никто  не  считает,  что  бизнес  —  бизнесом,  а  план  —  планом  и  что 
в одну телегу их «впрячь не можно». Новые условия хозяйствования 
предполагают  самостоятельное  планирование  своей  деятельности, 
Ч 49 Черняк В. З.
т.е.  без  постоянного  контроля  вышестоящей  организации,  руко-
водствуясь, например, заключенными договорами и конъюнктурой 
БИЗНЕС-ПЛАН: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА. — М.: Издательство 
рынка.
«Альфа-Пресс», 2007. — 464 с.
Постепенный  переход  экономики  России  от  централизованно-
плановой  к  рыночной  заставляет  по-новому  относиться  к  органи-
ISBN 978-5-94280-283-7
зации  управления,  объективному  анализу  и  научно  обоснованной 
оценке любого бизнеса, предпринимательского начинания, государ-
Бизнес-план — основа деятельности любой организации, а хорошо подго-
ственной, муниципальной, частной и другой собственности.
товленный и разработанный бизнес-план — залог ее успеха. Бизнес-планирова-
ние безусловно требует тщательной подготовки, анализа и разработки, но также 
В рыночной экономике бизнес-план — рабочий инструмент, ис-
имеет и выгоды для организации: четко координирует действия всех участников 
пользуемый  практически  во  всех  сферах  предпринимательства, — 
бизнеса; позволяет предвидеть ожидаемые перемены и способствует снижению 
описывает  процесс  функционирования  фирмы  (предприятия,  ор-
возможных рисков; обеспечивает основу для принятия эффективных управлен-
ганизации), показывает, каким образом спланировать деятельность 
ческих решений. Не каждая фирма умеет составить бизнес-план и зачастую об-
ращается за помощью к компаниям, занимающимся их разработкой и состав-
(бизнес), чтобы решить тактические задачи и достичь в намеченные 
лением.
сроки  основную  стратегическую  цель  —  получить  (повысить)  при-
Данная  книга  может  помочь  организациям,  начинающим  свой  бизнес, 
быльность работы. Бизнес-план может подсказать пути: роста фир-
в подготовке  бизнес-плана.  В  книге  раскрыты  теоретические  аспкты  бизнес-
мы;  завоевания  новых  позиций  на  рынке,  где  она  функционирует; 
планирования, даны методические рекомендации по разработке всех разделов 
бизнес-плана. Кроме того, в ней приведены примеры реальных бизнес-планов 
получения инвестиций и кредитных ресурсов; составления перспек-
различных организаций производственной и непроизводственной сфер.
тивных  планов  развития  и  концепции  производства  новых  товаров 
Настоящая книга предназначена для руководителей и специалистов пред-
и услуг; выбора рациональных способов их реализации. Бизнес-план 
приятий,  начинающих  дело  предпринимателей,  а  также  может  быть  полезна 
может  предостеречь  от  неверных  действий  и  даже  «посоветовать» 
студентам  и  аспирантам  экономических  вузов  и  факультетов  для  подготовки 
к экзаменам и семинарским занятиям.
не заниматься данным бизнесом в данной время на данном рынке.
Для  разработки,  анализа  и  оценки  инвестиционных  проектов 
в начале 1990-х гг. в России распространено несколько компьютер-
ных имитирующих программ — COMFAR и PROPSPIN, созданные 
в UNIDO (ЮНИДО) — Организации Объединенных Наций по про-
мышленному развитию. Затем к ним добавилась отечественная, так 
называемая  Projekt  Expert,  разработанная  группой  специалистов 
под руководством Александра Идрисова. Все три авторитетные про-
граммы основаны на методических рекомендациях UNIDO по про-
ведению  промышленных  технико-экономических  исследований. 
Однако даже эксперты известной фирмы «Эрнст энд Янг Внешкон-
УДК 005.511
сульт»  отдают  предпочтение  российской  программе.  Полагают,  что 
ISBN 978-5-94280-283-7
ББК 65.290-2
созданный  с  ее  помощью  бизнес-план  инвестиционного  проекта, 
независимо от отраслевой принадлежности, соответствует не только 
© Черняк В. З., 2007
специфическим условиям России, но и международным стандартам. 
© ООО Издательство «АЛЬФА-ПРЕСС», 2007
Эта  программа  позволяет  вести  детальное  сопровождение  проекта 
3

до 15–30 лет на производстве товаров и услуг и до 8 лет в строитель-
своего предприятия или предпринимательского начинания, ставить 
стве.  В  условиях  переходной  экономики  программа  Projekt  Expert, 
задачи и прорабатывать способы эффективного решения.
утвержденная  и  рекомендованная  к  применению  Минэкономики, 
В  этом  учебном  пособии  изложены  методы  и  особенности  раз-
Минфином,  Минстроем  и  Госкомпромом  России,  нашла  широкое 
работки  каждого  из  разделов  бизнес-планов,  проблемы,  с  которы-
применение  и помогает  разрабатывать  стратегию  развития  любого 
ми  могут  столкнуться  предприниматели  на  разных  стадиях  своего 
предприятия,  составлять  достоверный  бизнес-план,  рассчитанный 
бизнеса, и методы их решения, комментарии к отдельным разделам 
на получение денег.
бизнес-плана.
Основных адресатов бизнес-планов — банкиров и финансистов, 
интересующихся вопросами прибыльности, — беспокоят не только 
результаты,  но  и  аргументы  в  пользу  проекта,  благодаря  которым 
эти  результаты  получены,  т.е.  технические  и  финансовые  и  другие 
вопросы.  Общепринятыми  в  мировой  практике  являются  методы 
планирования, основанные на cash flow (англ., букв.: «поток налич-
ности»).  Это,  собственно,  и  есть  процесс  описания  проекта  в  фи-
нансовых терминах, в форме бизнес-плана. Без него никто никаких 
средств не выдаст даже на короткое время. В экономически развитых 
странах нельзя пройти регистрацию нового предприятия в соответ-
ствующих органах управления без предоставления в комплекте всей 
необходимой для этого документации и бизнес-плана.
Организация  предпринимательской  деятельности  в  условиях 
рыночной  экономики,  как  показала  мировая  практика,  становится 
надежным делом только тогда, когда у ее истоков находится бизнес-
план — основа для оценки перспективности вновь создаваемых пред-
приятий, намеченных ими для реализации проектов выпуска новой 
продукции, а также для мероприятий при реконструкции предпри-
ятий с сохранением или с изменением их функций, в антикризисном 
управлении, приватизации и др.
Бизнес — экономическая деятельность, направленная на получе-
ние прибыли; цель любого бизнеса — прибыль; это экономическая 
деятельность субъекта в условиях рыночной экономики, нацеленная 
на получение прибыли созданием и реализацией определенной про-
дукции.
Исключительная  роль  бизнес-плана  как  средства  решения  про-
блем практической организации бизнеса отражается не только в обя-
зательности его присутствия в повседневной деятельности предпри-
нимателей,  но  и  в  колоссальном  количестве  теоретических  работ 
и методических  руководств  по  составлению  бизнес-планов.  Эти 
методические руководства различаются между собой по построению 
материала,  по  объему  рассматриваемых  вопросов,  отраслевой  спе-
цифике, ориентации на конечные результаты, акценту на одних или 
других проблемах. Но есть и другие отличия, цель которых образо-
вание  грамотного  бизнесмена,  умеющего  анализировать  проблемы 
4

ГЛАВА 1. БИЗНЕС-ПЛАН ПРЕДПРИЯТИЯ. 
Бизнес-план  —  необходимый  в  рыночных  условиях  документ; 
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
описывает  основные  аспекты  будущего  коммерческого  предпри-
ятия,  анализирует  проблемы,  с  которыми  оно  может  столкнуться, 
определяет способы их решения.
1.1. Определение бизнеса и бизнес-плана
Бизнес-план — инструмент технического, организационно-эко-
Еще недавно наши толковые словари и специальные (экономиче-
номического,  финансового,  управленческого  обоснования  дела, 
ские, философские, политические) справочники в понятие «бизнес» 
включая взаимоотношения с банками и инвестиционными, сбыто-
привносили  откровенно  пренебрежительный  оттенок,  считая,  что 
выми организациями, посредниками, потребителями. На основании 
предпринимательская деятельность связана с личной наживой. Биз-
этого инструмента партнеры и инвесторы дают деньги.
несмен  трактовался  как  делец,  капиталист,  воротила,  стремящийся 
Бизнес-план  —  план  предпринимательской  деятельности  фир-
из всего извлечь крупные барыши, не гнушаясь для этого никакими 
мы,  предприятия;  в  условиях  рыночной  экономики  необходимый 
средствами.
инструмент  технико-экономического  обоснования  и  организации 
Переход России к рыночной экономике изменил многие форму-
дела,  включая  взаимоотношения  с  банками  и  инвестиционными, 
лировки.  В  новых  справочниках  и  словарях  «бизнес»  тактично  на-
сбытовыми организациями, посредниками, потребителями.
зывается экономической деятельностью субъекта в условиях рыноч-
Бизнес-план имеет два принципиальных направления:
ной экономики, нацеленной на получение прибыли путем создания 
1)  внутреннее — подготовить заказчику информационное досье, 
и  организации  определенной  продукции.  В  современных  изданиях 
программу  реализации  проектного  предложения  (бизнеса) 
«бизнесмен»  называется  по-прежнему  «дельцом»,  но  в  то  же  время 
с оценкой результатов на каждом этапе его реализации;
уважительно представлен как человек, занимающийся любым видом 
2)  внешнее  —  информировать  о  технических,  организационно-
экономической деятельности, приносящей прибыль, имея при этом 
экономических, финансовых, юридических и прочих преиму-
необходимые средства — собственные или заемные.
ществах  (а  также  рисках  и  проблемах)  внешнего  инвестора 
Предпринимательская  деятельность  (предпринимательство) — 
и другие заинтересованные организации, муниципальные ор-
инициативная  самостоятельная  деятельность  граждан  и  их  объеди-
ганы,  принимающие  решения  (например,  об  отводе  участка, 
нений, направленная на получение прибыли; осуществляется граж-
получении права на застройку); коммерческие банки, предо-
данами на свой риск и под имущественную собственность в пределах, 
ставляющие кредит.
определяемых организационно-правовой формой предприятия.
Бизнес-план  —  объективная  оценка  собственной  предпринима-
По одному из определений, основанном на американском опы-
тельской  деятельности  предприятия,  фирмы  и  в  то  же  время  необ-
те,  предпринимательская  деятельность  —  «это  прежде  всего  интел-
ходимый инструмент производства продукции в соответствии с по-
лектуальная  деятельность  энергичного  и  инициативного  человека, 
требностями  рынка  и  сложившейся  ситуации.  В  нем  описываются 
который, владея полностью или частично какими-либо материаль-
основные  аспекты  будущего  коммерческого  предприятия;  с  доста-
ными ценностями, использует их для организации бизнеса, которым 
точной  полнотой  анализируются  возможные  проблемы,  с  которы-
управляет».
ми оно столкнется; самыми современными методами определяются 
Бизнес-план  (англ.  Business  plan)  —  динамичная  оценка  проек-
способы решения этих проблем.
та  (программы),  что  и  отличает  его  от  других  методов,  например, 
Бизнес-план — основа управления как коммерческим проектом, 
от статичной технико-экономической оценки. Если оценку проекта 
так  и  самим  предприятием,  осуществляющим  этот  проект.  Благо-
в  системе  технико-экономических  показателей  можно  представить 
даря бизнес-плану у руководства появляется реальная возможность 
в виде фотографии, то в системе блоков бизнес-плана — в виде ки-
взглянуть  на  собственное  предприятие  как  бы  со  стороны,  глазами 
ноленты, причем в стереокино с массой других эффектов, прибли-
придирчивого эксперта.
жающих  оцениваемый  проект  к  максимально  реалистичному  виду. 
Разработчики бизнес-плана: фирмы, специализирующиеся в об-
Он не относится к «одноразовым» документам. Требуюет системати-
ласти  маркетинговой  деятельности;  авторские  коллективы;  отдель-
ческой  корректировки,  адаптации  к  меняющимся  условиям  внеш-
ные  авторы.  При  необходимости  привлекаются  консалтинговые 
ней и внутренней среды.
фирмы и эксперты.
6
7

На составление бизнес-плана уходит обычно месяц. За это вре-
•  оценить затраты, необходимые для изготовления и сбыта нуж-
мя  специалисты  знакомятся  с  документами,  которые  предостави-
ной этому рынку продукции, и соизмерить их с теми ценами, 
ла  фирма,  и  делают  расчеты.  Такой  план  может  разрабатываться 
по которым можно будет продавать, чтобы определить потен-
по собственной  инициативе  как  необходимость  для  ориентации 
циальную прибыльность задуманного дела;
в мире  бизнеса.  Но  может  разрабатываться  и  в  соответствии  с  за-
•  обнаружить  всевозможные  «подводные  камни»,  подстерега-
данием на его составление, выдаваемым заказчиком, на основе по-
ющие новое дело в первые годы его реализации, и предложить 
лученной  от  последнего  исходной  информации,  а  также  с  учетом 
мероприятия по минимизации проектных рисков в случае не-
осуществляемых разработчиками бизнес-плана маркетинговых ис-
желательного развития событий;
следований.
•  определить критерии и показатели, по которым можно регу-
По согласованию с заказчиком при разработке бизнес-плана мо-
лярно определять — идет ли дело на подъем или катится к раз-
гут  подготавливаться  и  рассматриваться  альтернативные  варианты 
валу.
проектного предложения (два или больше). В этом случае проводит-
Бизнес-план — документ перспективный и составлять его реко-
ся  сравнительная  характеристика  вариантов,  но  окончательное  со-
мендуется на три—пять лет вперед. Несмотря на отсутствие законо-
держание бизнес-плана отражает данные лишь по одному варианту, 
дательных  актов,  прямо  обязывающих  разработку  бизнес-планов, 
выбранному на основании анализа для реализации. Выбор оконча-
в России принято значительное количество указов и других законо-
тельного варианта бизнес-плана принадлежит заказчику бизнес-пла-
дательных  документов,  формирующих  деловую  среду  предприни-
на. Например, при ограниченных возможностях привлечения инве-
мательства.  Функционирование  в  ней  предполагает  необходимость 
стиций заказчик вправе выбрать для реализации вариант с меньшим 
разработки  бизнес-плана  для  получения  финансирования  проекта. 
размером  первоначальных  (стартовых)  капитальных  вложений  или 
В  кризисных  же  условиях  переходного  периода  бизнес-план  пред-
отдать предпочтение варианту, обеспечивающему быстрейший ввод 
приятия должен прежде всего решать задачи улучшения его финан-
объекта в эксплуатацию, на продажу и т. п.
сового состояния или финансового оздоровления (сонирования).
При разработке бизнес-планов подлежат взаимному учету и увяз-
ке интересы и условия заинтересованных сторон:
1.2. Цели и задачи бизнес-плана
•  заказчика  (клиента)  бизнес-плана,  являющегося  самосто-
Подавляющее  большинство  строительных  организаций  (проек-
ятельным  инвестором  или  использующего  привлеченный 
тно-конструкторских  бюро,  фирм,  институтов)  создается  для  раз-
капитал  путем  акционирования,  займа,  выпуска  облигаций 
работки архитектурно-строительных проектов; проведения научных 
и т. п.;
исследований,  связанных  с  градостроительными  и  строительными 
•  муниципальных органов, определяющих потребности и при-
аспектами,  технико-экономическими  обоснованиями  инвестици-
оритеты,  например,  в  строительстве  объектов  в  соответствии 
онных проектов; для составления бизнес-планов, ориентированных 
с  общей  (например,  отраслевой)  концепцией  развития,  фор-
на получение банковского кредита для начала или завершения дан-
мирующих  проектное  задание,  рассматривающих  заявки 
ного  строительства  и  т.п.  Как  правило,  аналогичные  работы  могут 
и оформ ляющих  соответствующие  документы  (например, 
быть  выполнены  и  другими  борющимися  за  заказ  строительными 
планиру ющих налоговые поступления в бюджет, участвующих 
организациями. Но возможны исключения, например, если проект 
в надзоре за внедрением);
(допустим,  здание  гостиницы,  аквапарк,  автозаправочная  станция) 
•  подрядных фирм, детализирующих концепции бизнес-плана, 
или  услуги  (например,  рекомендации  по  составлению  бизнес-пла-
осуществляющих  технические  изыскания,  проектирование, 
нов) уникальны, основаны на каком-либо изобретении, новшестве, 
составление сметной документации, авторский надзор и т.п.;
ноу-хау,  специальных  компьютерных  программах  или  своеобразны 
•  потребителя, использующего продукцию или услуги.
по  каким-либо  другим  причинам,  гарантирующим  быструю  окупа-
Назначение бизнес-плана — решить следующие принципиальные 
емость затрат, возврат банковского кредита, безусловно, есть смысл 
задачи:
воспользоваться этой уникальностью в своих коммерческих целях.
•  изучить перспективы развития будущего рынка сбыта продук-
Большинство  проектных  организаций,  работающих  на  одном 
ции, чтобы производить только то, что можно продать;
рынке, могут предложить проекты и услуги, имеющие очень много 
8
9

общего, например проекты мансард или культурно-социальных цен-
•  определение намечаемого источника финансирования реали-
тров в составе микрорайонов со стандартным набором услуг. Можно 
зации выбранной стратегии;
сколько угодно утверждать, что ваша продукция уникальна, но ры-
•  подбор персонала, способного реализовать данный план.
нок  совсем  не  обязательно  согласится  с  ваим.  И  тогда  никакая  ре-
Каждая задача может быть решена во взаимосвязи с другими.
клама, никакой маркетинг не смогут изменить это мнение, если этой 
Процесс  бизнес-планирования  —  последовательное  изложение 
уникальности нет или она не доказана.
системы  реализации  проекта,  т.е.  тех  ключевых  моментов  бизнеса, 
Успех в бизнесе приходит к тому, кто умеет угадывать и удовлетво-
которые  могут  быть  проверены,  причем  не  только  экономистами-
рять рыночные потребности. Только в небольшой части строитель-
профессионалами, но и инвесторами, решающими, в какой бизнес 
ного бизнеса преимущество (зачастую огромное) достигается благо-
вложить определенную сумму собственных денег; аргументированно 
даря  новой  технологии.  В  результате  возникает  новая  потребность 
убеждающих инвестора или партнера в выгодности данного бизнеса 
или даже новый рынок. Такие достижения на слуху, вокруг них мно-
и  необходимости  участия  в  нем  или,  напротив,  предостерегающих 
го рекламного шума, например, когда речь вдруг заходит о высотных 
от вложения денег в данный бизнес из-за слишком большого и не-
жилых домах, подземных многоярусных или надземных многоэтаж-
оправданного риска.
ных гаражах, об автозаправочных станциях с широким набором со-
По объему, полноте изложения фактов, документально подтверж-
путствующих  услуг,  двухэтажных  мансардах  в  престижных  районах 
денных и научно обоснованных аргументов бизнес-план может быть 
города или других столь же необходимых проектах и объектах и свя-
трех видов:
1) 
занных  с  ними  рекомендациях  по  проектированию,  строительству, 
полный,  содержащий  все  расчеты,  справки,  свидетельства  и 
другие материалы, всю «кухню» получения тех или иных резуль-
разработке  технико-экономических  обоснований  и  бизнес-планов. 
татов. Этот вид бизнес-плана (с вариантами и поисковыми рас-
Большинство  предпринимательских  действий  в  проектировании 
суждениями) должен храниться у руководителя фирмы и предъ-
и  строительстве  весьма  обыденны,  и  успех  в  них  не  носит  такого 
являться  ограниченному  числу  заинтересованных  лиц,  самым 
взрывного характера.
серьезным участникам бизнеса, например, инвестору, банкиру;
Цели бизнес-плана: получение кредита; привлечение инвестиций 
2)  достаточный, т.е. содержащий все разделы бизнес-плана (ком-
в рамках уже существующего предприятия; определение стратегиче-
пьютерные  версии)  по  предлагаемому  варианту  и  не  обяза-
ских и тактических направлений и ориентиров самой фирмы в мире 
тельно  включающий  подробные  расчеты  по  альтернативным 
бизнеса.
вариантам.  Он  носит  доказательный  характер  относительно 
Бизнес-план  предусматривает  решение  следующих  стратегиче-
перспектив реализации проекта и развития предприятия;
ских и тактических задач, стоящих перед предприятиями:
3) 
• 
резюме, т.е. краткие выводы по каждому разделу бизнес-плана, 
организационно-управленческая  и  финансово-экономиче-
без обоснования и расчетов. Резюме может быть приложением 
ская оценка сегодняшнего состояния предприятия;
к деловому предложению. Последний вид — самый краткий — 
•  выявление  потенциальных  возможностей  предприниматель-
от одной до четырех страниц текста «с ответами без решений», 
ской деятельности предприятия, акцентируя внимание на силь-
имеет значение некоей «визитной карточки» или даже рекла-
ных сторонах и не скрывая слабых;
мы  самой  фирмы  или  разрабатываемой  продукции  (проекта, 
•  формирование  инвестиционно-проектных  целей  этой  дея-
программы, услуги).
тельности на планируемый период.
Процесс  бизнес-планирования  выявляет  необходимые  звенья 
Бизнес-план  позволяет  решить  многофакторную  задачу.  Ее  ос-
(элементы) правовой и финансовой обеспеченности для превраще-
новные выводы:
ния экономического замысла в его материальное воплощение.
•  обоснование  экономической  целесообразности  направлений 
Задачи, решаемые в бизнес-плане, многообразны. Ключевые со-
развития фирмы (стратегий, концепций, проектов);
ставляющие бизнес-планирования:
•  расчет  ожидаемых  финансовых  результатов  деятельности, 
•  обоснование необходимости выпуска продукции (услуг);
в первую очередь объемов продаж, прибыли, доходов на вло-
•  обоснование возможности выпуска продукции (услуг);
женные средства;
•  выявление потенциальных потребителей;
10
11

Шим  Джей  К.,  Мигел  Джоел  Г.  Методы  управления  стоимостью  и  ана-
ОГЛАВЛЕНИЕ
лиз затрат / Пер. с англ. М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 
1996.
Шмален Г. Основы и проблемы экономики предприятия / Пер. с нем. М.: 
ВВЕДЕНИЕ ......................................................................................... 3
Финансы и статистика, 1996.
Шапиро В. Д. и др. Управление проектами. СПб.: ДваТрИ, 1993.
Глава 1. БИЗНЕС-ПЛАН ПРЕДПРИЯТИЯ. 
Шеремет  А.  Д.,  Сайфулин  Р.  С.  Методика  финансового  анализа.  М.: 
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ .................................................................... 6
 ИНФРА-М, 1995.
1.1. Определение бизнеса и бизнес-плана ............................... 6
Экономика предприятия / Авт. кол. под рук. акад. МАН ВШ Семенова В.М. 
1.2. Цели и задачи бизнес-плана .............................................. 9
2-е изд., перераб. и доп. М., 1999.
1.3. Бизнес-план — основа управления проектом ..................17
Экономическая стратегия фирмы: Учеб. пособие / Под ред. А.П. Градова.  
1.4. Особенности различных типов 
СПб.: Специальная литература, 1995.
и видов бизнес-проектов ..................................................19
Эмерсон  Г.  Двенадцать  принципов  производительности.  М.:  БИЗНЕС-
1.5. Источники бизнес-идей. 
ИНФОРМ, 1997.
Классификация бизнес-проектов ....................................21
1.6. Формирование альтернативных вариантов 
проектного решения .........................................................23
1.7. Структура и основные разделы бизнес-плана .................27
1.8. Порядок разработки бизнес-плана ..................................33
1.9. Определение сметы и стоимости бизнес-плана ...............36
1.10. Информационное обеспечение бизнес-плана ...............44
Глава 2. ФИНАНСОВЫЙ РАЗДЕЛ БИЗНЕСА .................................59
2.1. Сущность и функции финансов .......................................59
2.2. Финансовые инструменты, основные понятия. 
Показатели финансового анализа ....................................69
2.3. Предприятие в условиях рынка ......................................122
2.4. Партнерские связи предпринимательства .....................141
2.5. Анализ рынка ...................................................................150
2.6. Маркетинг ........................................................................162
2.7. Раздел бизнес-плана — финансы и кредит ....................214
2.8. Раздел бизнес-плана — 
местонахождение предприятия ......................................229
2.9. Раздел бизнес-плана — финансовые сведения ..............232
2.10. Раздел бизнес-плана — анализ безубыточности ..........237
Глава 3. ФИНАНСОВАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА 
БИЗНЕС-ПЛАНА
 ............................................................................239
3.1. Оценка эффективности инвестиций ..............................239
3.2. Раздел бизнес-плана — оценка эффективности 
инвестиционных проектов .............................................243
3.3. Организационно-финансовый механизм реализации 
инвестиционной программы ..........................................251
3.4. Оценка финансового состояния предприятия 
в процессе инвестиционного проектирования ..............260
456
457

3.5. Источники инвестиций в условиях ограниченных 
Для заметок
финансовых ресурсов ......................................................283
3.6. Анализ эффективности инвестиционных проектов ......290
3.7. Анализ рисков .................................................................294
3.8. Типичные ошибки в бизнес-планировании ...................319
3.9. Программные средства разработки бизнес-плана .........324
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ .............................................237
ЗАДАЧИ ............................................................................................330
ПРИЛОЖЕНИЯ ..............................................................................342
Бизнес-план строительства и дальнейшей 
эксплуатации офисного здания (пример) ......................342
Гостиничный комплекс на 150 мест бизнес-план .................364
Бизнес-план по организации производства 
пластиковой тары (упаковки) .........................................398
ЛИТЕРАТУРА ...................................................................................451
458



Похожие:

Бизнес-план: теория и практика москва Альфа-Пресс 2007 удк 005. 511 Введение iconУчебно-практическое пособие Москва Альфа-Пресс 2007 удк 336. 71(075) введение
Длительное время в го- но рассмотрены: актуальные проблемы российских банков, их место в финансово-кредитной сфере, роль в ней Центрального...
Бизнес-план: теория и практика москва Альфа-Пресс 2007 удк 005. 511 Введение iconТеория и практика
Стратегический менеджмент: Теория и практика: Учебное пособие для вузов. — M.: Аспект Пресс, 2002. — 415 с
Бизнес-план: теория и практика москва Альфа-Пресс 2007 удк 005. 511 Введение iconУчебно-практическое пособие Под научной редакцией профессора О. С. Сухарева Москва Альфа-Пресс 2008 удк 330. 322 Предисловие
Учитывая зна- чительное число публикаций по данной тематике, авторы не стре
Бизнес-план: теория и практика москва Альфа-Пресс 2007 удк 005. 511 Введение iconРебрендинг – дань моде или естественная необходимость?
Чумиков А. Н., Бочаров М. П. Связи с общественностью: теория и практика. Уч пособие М.: Дело, 2007
Бизнес-план: теория и практика москва Альфа-Пресс 2007 удк 005. 511 Введение iconТехническое задание тренера-фасилитатора семинаров Проекта проон/гэф
Проекта проон/гэф «Готовый бизнес-план за один день. Теория и практика бизнес-планирования» для заинтересованных сторон проектной...
Бизнес-план: теория и практика москва Альфа-Пресс 2007 удк 005. 511 Введение iconПрограмма соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта © Борисовская Т. А., 2007 цели и задачи курса тематика лекций, темы и планы семинарских занятий, вопросы для повторения по курсу «Экономическая теория»
Сборник методических материалов по курсу «Экономическая теория». – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2007. – 35 с
Бизнес-план: теория и практика москва Альфа-Пресс 2007 удк 005. 511 Введение iconТеория и практика
Рекомендовано к изданию Президиумом Совета умс по группам специальностей «Социальные науки и бизнес» высшего и послевузовского образования...
Бизнес-план: теория и практика москва Альфа-Пресс 2007 удк 005. 511 Введение iconБ59 В. П. Галенко, Г. П. Самарина, О. А. Страхова Б59 Бизнес-планирование
Б59 Бизнес-планирование. — Спб.: Питер, 2004. — 384 с: ил. — (Серия «Теория и практика менеджмента»)
Бизнес-план: теория и практика москва Альфа-Пресс 2007 удк 005. 511 Введение icon1 Предмет и. задачи курса.«Теория и. практика массовой информации»

Бизнес-план: теория и практика москва Альфа-Пресс 2007 удк 005. 511 Введение iconТ337 Теория и практика массовой информации : методические указания / сост. Е. В. Лапина. Тамбов : Изд-во Тамб
Теория и практика массовой информации : методические указания / сост. Е. В. Лапина. – Тамбов : Изд-во Тамб
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница