Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов общие положения




НазваниеМетодические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов общие положения
страница1/44
Дата конвертации15.10.2012
Размер4.77 Mb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   44
Утверждено

Министерством экономики РФ,

Министерством финансов РФ,

Государственным комитетом РФ

по строительной, архитектурной

и жилищной политике

21.06.1999 N ВК 477


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ


ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. НАЗНАЧЕНИЕ РЕКОМЕНДАЦИЙ


1.1. Методические рекомендации (далее - Рекомендации) содержат описание корректных (непротиворечивых и отражающих правила рационального экономического поведения хозяйствующих субъектов) методов расчета эффективности инвестиционных проектов (ИП).

В этих целях Рекомендации предусматривают:

- унификацию терминологии и перечня показателей эффективности ИП, разрабатываемых различными проектными организациями, а также подходов к их определению;

- систематизацию и унификацию требований, предъявляемых к предпроектным и проектным материалам при рассмотрении расчетов эффективности ИП, а также к составу, содержанию и полноте исходных данных для проведения этих расчетов;

- рационализацию расчетного механизма, используемого для определения показателей эффективности, и приведение его в соответствие с нормативными требованиями и расчетными формами, принятыми в международной практике;

- установление требований к экономическому сопоставлению вариантов технических, организационных и финансовых решений, разрабатываемых в составе отдельного ИП;

- учет особенностей реализации отдельных видов ИП, обусловливающих использование нестандартных методов оценки эффективности.

1.2. Рекомендации предназначены для предприятий и организаций всех форм собственности, участвующих в разработке, экспертизе и реализации ИП.

При привлечении сторонних проектно - изыскательских организаций Рекомендации могут являться основой для формулирования требований к технико - экономическим расчетам и обоснованиям при выдаче этим организациям заданий на разработку проектных материалов.

Рекомендации могут быть приняты в качестве основы для создания нормативно - методических документов по разработке и оценке эффективности отдельных видов ИП, учитывающих их специфику.

1.3. Рекомендации используются:

- для оценки эффективности и финансовой реализуемости ИП;

- для оценки эффективности участия в ИП хозяйствующих субъектов;

- для принятия решений о государственной поддержке ИП;

- для сравнения альтернативных (взаимоисключающих) ИП, вариантов ИП и оценки экономических последствий выбора одного из них;

- для оценки экономических последствий отбора для реализации группы ИП из некоторой их совокупности при наличии фиксированных финансовых и других ограничений;

- для подготовки заключений по экономическим разделам при проведении государственной, отраслевой и других видов экспертиз обоснований инвестиций, ТЭО, проектов и бизнес - планов;

- для принятия экономически обоснованных решений об изменениях в ходе реализации ИП в зависимости от вновь выявляющихся обстоятельств (экономический мониторинг).


2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ОЦЕНКИ

ЭФФЕКТИВНОСТИ И ФИНАНСОВОЙ РЕАЛИЗУЕМОСТИ

ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ (ИП)


2.1. Определение и виды эффективности ИП


Эффективность ИП - категория, отражающая соответствие проекта, порождающего данный ИП (см. разд. П1.1 Приложения 1), целям и интересам его участников.

Осуществление эффективных проектов увеличивает поступающий в распоряжение общества внутренний валовой продукт (ВВП), который затем делится между участвующими в проекте субъектами (фирмами (акционерами и работниками), банками, бюджетами разных уровней и пр.). Поступлениями и затратами этих субъектов определяются различные виды эффективности ИП.

Рекомендуется оценивать следующие виды эффективности:

- эффективность проекта в целом;

- эффективность участия в проекте.

Эффективность проекта в целом оценивается с целью определения потенциальной привлекательности проекта для возможных участников и поисков источников финансирования. Она включает в себя:

- общественную (социально - экономическую) эффективность проекта;

- коммерческую эффективность проекта.

Показатели общественной <*> эффективности учитывают социально - экономические последствия осуществления ИП для общества в целом, в том числе как непосредственные результаты и затраты проекта, так и "внешние": затраты и результаты в смежных секторах экономики, экологические, социальные и иные внеэкономические эффекты. "Внешние" эффекты рекомендуется учитывать в количественной форме при наличии соответствующих нормативных и методических материалов. В отдельных случаях, когда эти эффекты весьма существенны, при отсутствии указанных документов допускается использование оценок независимых квалифицированных экспертов. Если "внешние" эффекты не допускают количественного учета, следует провести качественную оценку их влияния. Эти положения относятся также к расчетам региональной эффективности.

--------------------------------

<*> В тех случаях, когда ИП затрагивает интересы не одной страны, а нескольких, общественная эффективность характеризует проект с точки зрения всей системы в целом. В случае же "чисто российского" ИП общественная эффективность совпадает с народнохозяйственной.


Показатели коммерческой эффективности проекта учитывают финансовые последствия его осуществления для участника, реализующего ИП, в предположении, что он производит все необходимые для реализации проекта затраты и пользуется всеми его результатами.

Показатели эффективности проекта в целом характеризуют с экономической точки зрения технические, технологические и организационные проектные решения.

Эффективность участия в проекте определяется с целью проверки реализуемости ИП и заинтересованности в нем всех его участников.

Эффективность участия в проекте включает:

- эффективность участия предприятий в проекте (эффективность ИП для предприятий - участников);

- эффективность инвестирования в акции предприятия (эффективность для акционеров акционерных предприятий - участников ИП);

- эффективность участия в проекте структур более высокого уровня по отношению к предприятиям - участникам ИП, в том числе:

- региональную и народнохозяйственную эффективность - для отдельных регионов и народного хозяйства РФ;

- отраслевую эффективность - для отдельных отраслей народного хозяйства, финансово - промышленных групп, объединений предприятий и холдинговых структур;

- бюджетную эффективность ИП (эффективность участия государства в проекте с точки зрения расходов и доходов бюджетов всех уровней).


2.2. Основные принципы оценки эффективности


В основу оценок эффективности ИП положены следующие основные принципы, применимые к любым типам проектов независимо от их технических, технологических, финансовых, отраслевых или региональных особенностей:

- рассмотрение проекта на протяжении всего его жизненного цикла (расчетного периода) - от проведения прединвестиционных исследований до прекращения проекта;

- моделирование денежных потоков, включающих все связанные с осуществлением проекта денежные поступления и расходы за расчетный период с учетом возможности использования различных валют;

- сопоставимость условий сравнения различных проектов (вариантов проекта);

- принцип положительности и максимума эффекта. Для того чтобы ИП, с точки зрения инвестора, был признан эффективным, необходимо, чтобы эффект реализации порождающего его проекта был положительным; при сравнении альтернативных ИП (см. 12.2) предпочтение должно отдаваться проекту с наибольшим значением эффекта;

- учет фактора времени. При оценке эффективности проекта должны учитываться различные аспекты фактора времени, в том числе динамичность (изменение во времени) параметров проекта и его экономического окружения; разрывы во времени (лаги) между производством продукции или поступлением ресурсов и их оплатой; неравноценность разновременных затрат и / или результатов (предпочтительность более ранних результатов и более поздних затрат);

- учет только предстоящих затрат и поступлений. При расчетах показателей эффективности должны учитываться только предстоящие в ходе осуществления проекта затраты и поступления, включая затраты, связанные с привлечением ранее созданных производственных фондов, а также предстоящие потери, непосредственно вызванные осуществлением проекта (например, от прекращения действующего производства в связи с организацией на его месте нового). Ранее созданные ресурсы, используемые в проекте, оцениваются не затратами на их создание, а альтернативной стоимостью (opportunity cost), отражающей максимальное значение упущенной выгоды, связанной с их наилучшим возможным альтернативным использованием (см. п. 11.6 и Приложение 9). Прошлые, уже осуществленные затраты, не обеспечивающие возможности получения альтернативных (т.е. получаемых вне данного проекта) доходов в перспективе (невозвратные затраты, sunk cost), в денежных потоках не учитываются и на значение показателей эффективности не влияют <*>;

--------------------------------

<*> Сказанное относится именно к оценке эффективности. В других случаях, например при определении доли в составе капитала, учет прошлых затрат может оказаться необходимым.


- сравнение "с проектом" и "без проекта". Оценка эффективности ИП должна производиться сопоставлением ситуаций не "до проекта" и "после проекта", а "без проекта" и "с проектом";

- учет всех наиболее существенных последствий проекта. При определении эффективности ИП должны учитываться все последствия его реализации, как непосредственно экономические, так и внеэкономические (внешние эффекты, общественные блага - см. Приложение 1). В тех случаях, когда их влияние на эффективность допускает количественную оценку, ее следует произвести. В других случаях учет этого влияния должен осуществляться экспертно;

- учет наличия разных участников проекта, несовпадения их интересов и различных оценок стоимости капитала, выражающихся в индивидуальных значениях нормы дисконта;

- многоэтапность оценки. На различных стадиях разработки и осуществления проекта (обоснование инвестиций, ТЭО, выбор схемы финансирования, экономический мониторинг) его эффективность определяется заново, с различной глубиной проработки;

- учет влияния на эффективность ИП потребности в оборотном капитале <*>, необходимом для функционирования создаваемых в ходе реализации проекта производственных фондов;

--------------------------------

<*> Вопросы влияния потребности в оборотном капитале на показатели эффективности ранее в проектной документации не прорабатывались. В то же время оборотный капитал может существенно влиять на эффективность инвестиционных проектов, особенно при наличии инфляции. Поэтому Рекомендации уделяют большое внимание расчетам потребности в оборотных средствах (см. Приложение 7).


- учет влияния инфляции (учет изменения цен на различные виды продукции и ресурсов в период реализации проекта) и возможности использования при реализации проекта нескольких валют;

- учет (в количественной форме) влияния неопределенностей и рисков, сопровождающих реализацию проекта.


2.3. Общая схема оценки эффективности


Перед проведением оценки эффективности экспертно определяется общественная значимость проекта. Общественно значимыми считаются крупномасштабные, народнохозяйственные и глобальные проекты (см. Приложение 1).

Далее оценка проводится в два этапа (см. схему на рис. 2.1) <*>.

--------------------------------

<*> Рекомендации не регламентируют обязательного порядка расчета эффективности ИП. Приводимая схема носит ориентировочный характер.


На первом этапе рассчитываются показатели эффективности проекта в целом. Цель этого этапа - агрегированная экономическая оценка проектных решений и создание необходимых условий для поиска инвесторов. Для локальных проектов оценивается только их коммерческая эффективность и, если она оказывается приемлемой, рекомендуется непосредственно переходить ко второму этапу оценки. Для общественно значимых проектов оценивается в первую очередь их общественная эффективность в соответствии с разд. 4. При неудовлетворительной общественной эффективности такие проекты не рекомендуются к реализации и не могут претендовать на государственную поддержку. Если же их общественная эффективность оказывается достаточной, оценивается их коммерческая эффективность в соответствии с разд. 5.

При недостаточной коммерческой эффективности общественно значимого ИП рекомендуется рассмотреть возможность применения различных форм его поддержки, которые позволили бы повысить коммерческую эффективность ИП до приемлемого уровня.

Если источники и условия финансирования уже известны, оценку коммерческой эффективности проекта можно не производить.

Второй этап оценки осуществляется после выработки схемы финансирования. На этом этапе уточняется состав участников и определяются финансовая реализуемость и эффективность участия в проекте каждого из них <*> (региональная и отраслевая эффективность, эффективность участия в проекте отдельных предприятий и акционеров, бюджетная эффективность и пр.).

--------------------------------

<*> Кроме кредиторов, эффективность для которых определяется процентом за кредит.


Для локальных проектов на этом этапе в соответствии с разд. 6 и 8 определяется эффективность участия в проекте отдельных предприятий - участников, эффективность инвестирования в акции таких акционерных предприятий и эффективность участия бюджета в реализации проекта (бюджетная эффективность). Для общественно значимых проектов на этом этапе в первую очередь определяется региональная эффективность в соответствии с разд. 7 и в случае, если она удовлетворительна, дальнейший расчет производится так же, как и для локальных проектов. При необходимости на этом этапе может быть оценена также отраслевая эффективность проекта в соответствии с п. 7.3.


┌────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Первый этап │

│ │

│ ┌───────────────────┐ │

│Э │Оценка общественной│ │

│ф │значимости проекта │ │

│ф ├──────────┬────────┤ │

│е │ + │ - │ │

│к └─────┬────┴───┬────┘ │

│т ┌────────────────┘ └──────────┐ │

│и │ │ │

│в \ / │ │

│н ┌───────────────────┐ │ │

│о │Оценка общественной│ │ │

│с │ эффективности │ │ │

│т ├─────────┬─────────┤ \ / │

│ь │ - │ + │ ┌───────────────────┐ │

│ └────┬────┴────┬────┘ │Оценка коммерческой│ │

│п Проект <─┘ │ │ эффективности │ │

│р неэф- │ ├─────────┬─────────┤ │

│о фективен │ │ + │ - │ │

│е \ / └────┬────┴────┬────┘ │

│к ┌───────────────────┐ │ └──> Проект │

│т "в │Оценка коммерческой│ │ неэффек-│

│а │ эффективности │ │ тивен │

│ ц ├─────────┬─────────┤ │ │

│ е │ - │ + │ │ │

│ л └────┬────┴────┬────┘ │ │

│ о │ │ │ │

│ м" \ / └────────┐ │ │

│ ┌─────────────┐ │ │ │

│ │Рассмотрение │ │ │ │

│ │и оценка ва- │ │ │ │

│ │риантов под- │ │ │ │

│ │держки про- │ │ │ │

│ │екта. Оценка │ │ │ │

│ │коммерческой │ │ │ │

│ │эффективности│ │ │ │

│ │с учетом под-│ │ │ │

│ │держки │ │ │ │

│ ├──────┬──────┤ │ │ │

│ │ - │ + │ │ │ │

│ └───┬──┴──┬───┘ │ │ │

│ Проект <─┘ │ │ │ │
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   44


Похожие:

Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов общие положения iconМетодические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов общие положения
Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (утв. Минэкономики рф, Минфином рф, Госстроем РФ 21. 06....
Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов общие положения iconМетодические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов общие положения
Методические рекомендации (далее Рекомендации) содержат описание корректных (непротиворечивых и отражающих правила рационального...
Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов общие положения iconМетодические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов общие положения
Методические рекомендации (далее Рекомендации) содержат описание корректных (непротиворечивых и отражающих правила рационального...
Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов общие положения iconМетодические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных
Российской Федерации и Положения об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на
Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов общие положения iconМетодические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов
См также Методику расчета показателей и применения критериев эффективности инвестиционных проектов, претендующих на получение государственной...
Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов общие положения iconМетодические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов
Оценка финансовой реализуемости проекта и расчет показателей эффективности участия предприятия в проекте
Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов общие положения iconПрограмма дисциплины Проектно-инвестиционные решения
«Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов» (2-я ред.) М., Экономика, 2000
Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов общие положения iconМетодические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов
Рекомендации разработаны авторским коллективом в составе: Н. Г. Алешинская, П. Л. Виленский, В. И. Волков, А. Г. Гранберг, В. В....
Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов общие положения iconМетодические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов
Институт системного анализа ран, Центральный экономико-математический институт ран и др
Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов общие положения iconМетодические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных про- ектов, утверж
Минстроем России 26. 02. 1996 № вб-11-37/7 макет бизнес-плана, представляемого пре
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница