Приложение 14. Концепция инновационной научно-технической политики Ульяновской области на 2006–2010 годы и дальнейшую перспективу
УТВЕРЖДЕНА Постановлением № 240 от 13.12.2005 Губернатора области КОНЦЕПЦИЯ инновационной научно-технической политики Ульяновской области на 2006–2010 годы и дальнейшую перспективу Концепция инновационной научно-технической политики Ульяновской области на 2006–2010 годы и дальнейшую перспективу (далее – Концепция) определяет: основные цели, принципы, задачи и роль инновационной научно-технической деятельности в социально-экономическом развитии региона; формы и методы создания, поддержки и развития инфраструктуры инновационной научно-технической деятельности; систему экономических и иных мер, стимулирующих научную, научно-техническую и инновационную деятельность. Концепция разработана на основании Федерального закона от 24.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»; Указа Президента Российской Федерации от 30.03.2002 № Пр-576 «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу», постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1999 № 1460 «О комплексе мер по развитию государственной поддержки малых предприятий в сфере материального производства и содействию их инновационной деятельности», распоряжения Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 № 1174-р «Основные направления государственной инвестиционной политики Российской Федерации в сфере науки и технологий», постановления Правительства Российской Федерации от 24.06.1998 № 832 «О концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998–2000 годы», постановления Правительства Российской Федерации от 05.08.2005 № 2473п-П7 «Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года». I. Анализ состояния, проблемы и перспективы развития инновационной деятельности в Ульяновской области Ульяновская область обладает большим научным, научно-техническим и инновационным потенциалом, который позволяет осуществлять уникальные технологические разработки, конкурентоспособные на мировом рынке. В настоящее время проводить научные исследования и разработки на территории области могут более 100 предприятий и организаций, в том числе 7 вузов, 8 научных, научно-исследовательских и научно-производственных организаций, 11 крупных предприятий и более 70 средних и малых предприятий. Общая численность работников в организациях науки составляет около 9 тысяч человек, в том числе более 250 докторов наук и 1400 кандидатов наук. Структура научно-технического комплекса Ульяновской области 1. Вузы, имеющие развитую научно-техническую и исследовательскую базу и осуществляющие научно-исследовательскую работу: Ульяновский государственный университет (УлГУ); Ульяновский государственный технический университет (УлГТУ); Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия (УГСХА); Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (УВАУГА); Ульяновский государственный педагогический университет (УлГПУ); Ульяновское высшее военно-техническое училище (УВВТУ); Ульяновское высшее военное училище связи (УВВУС). 2. Отраслевые научно-исследовательские институты и научно-технологические центры: ФГУП «Государственный научный центр Российской Федерации – Научно-исследовательский институт атомных реакторов» (ФГУП «ГНЦ РФ НИИАР»); открытое акционерное общество «Научно-исследовательский институт авиационной технологии и организации производства» (ОАО «Ульяновский НИАТ»); Ульяновский научно-технический центр ФГУП «Всероссийский институт авиационных материалов» (УНТЦ ФГУП ВИАМ); государственное научное учреждение Ульяновский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук (ГНУ УНИИСХ Россельхозакадемии); открытое акционерное общество «Ульяновский научно-исследовательский и проектно-технологический институт машиностроения» (УНИПТИМАШ). 3. Организации академической науки и общественные объединения: Ульяновский филиал Института радиотехники и электроники Российской академии наук (УФ ИРЭ РАН); Ульяновское отделение Российской академии естественных наук (УО РАЕН); Ульяновское региональное отделение Академии наук Республики Татарстан (УРО АН РТ); Ульяновский союз научных и инженерных общественных объединений (УС НИО). 4. Организации научного обслуживания и инновационной инфраструктуры, осуществляющие научно-техническую и консультационную помощь предприятиям и организациям, связанную с развитием новых технологий, реализацией инновационных проектов, поддержкой развития изобретательской и рационализаторской деятельности и защитой интеллектуальной собственности: государственное учреждение «Центр научно-технической информации» (ЦНТИ); инвестиционно-инновационный центр Ульяновской торгово-промышленной палаты (ИИЦ УТПП); Ульяновский региональный центр CALS-технологий УлГУ; научный центр региональных исследований и разработок УлГУ; центр наукоемких технологий УлГТУ; Ульяновский инновационный центр «БИНК»; исследовательский университет высоких технологий УлГУ; Ульяновский центр стандартизации, метрологии и сертификации; государственное научное учреждение «Средневолжский научный центр»; Ульяновский областной совет Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов (УОС ВОИР); закрытое акционерное общество «Поиск»; закрытое акционерное общество «Инновационно-технологический центр»; некоммерческое партнерство «Технопарк УлГТУ»; региональный центр трансфера технологий на базе УлГУ. 5. Высокотехнологичные предприятия промышленного комплекса: Федеральное государственное унитарное предприятие «Научно-производственное объединение «Марс»; государственное предприятие «Ульяновский центр микроэлектроники и автоматизации»; открытое акционерное общество «Ульяновское конструкторское бюро приборостроения»; закрытое акционерное общество «Авиастар–СП»; открытое акционерное общество «Ульяновский автомобильный завод»; открытое акционерное общество «Утес»; открытое акционерное общество «Ульяновский механический завод»; открытое акционерное общество «Автодеталь-Сервис»; открытое акционерное общество «Димитровградский автоагрегатный завод»; открытое акционерное общество «Волжские моторы»; закрытое акционерное общество «Контактор» и другие. Однако как в целом по стране, так и в области сложилось несоответствие между достаточно большой численностью занятых в сфере научной деятельности, количеством получаемых патентов и низким технологическим уровнем производства. По количеству поданных вузами заявок на объекты интеллектуальной собственности и полученных вузами патентов Ульяновская область устойчиво занимает лидирующее положение в Приволжском федеральном округе. Из всех заявок от вузов Приволжского федерального округа в 2004 году треть были поданы от вузовских ученых нашей области, и четверть выданных вузам патентов в Приволжском федеральном округе пришли в нашу область. В то же время инновационной деятельностью в 2004 году занимались всего 32 предприятия, о научной деятельности отчитались 17 предприятий. Объем выполненных научно-технических работ в 2004 году составил 2,87 млрд. рублей (108,9 % к 2003 году), из них 2,53 млрд. рублей (88 %) затрачено на исследования и разработки. При этом затраты на технологические инновации составили 1,77 млрд. рублей, из них 0,69 млрд. рублей (39 %) – на исследование и разработку новых продуктов и новых производственных процессов и 0,82 млрд. рублей (46 %) затрачено на приобретение машин и оборудования. Следует отметить, что в объеме затрат на инновационную деятельность 86 % составляют собственные средства предприятий, 0,07 % – федеральные средства и 0,04 % – средства из областного бюджета. Удельный вес инновационно-активных предприятий Ульяновской области – около 7 % (в среднем по России – 11 %, в США – 30 %). Такое положение определяется прежде всего состоянием инновационного климата и отсутствием в последние годы областной поддержки инновационной, научной, научно-технической и научно-исследовательской деятельности, несформированностью целостной инновационной системы, способной обеспечить технологический коридор «идея – технология – производство продукции – рынок» от научного потенциала и непосредственных результатов его деятельности к рынку. Основными причинами, вызывающими противоречие между существующим инновационным потенциалом и результатами его функционирования, являются: недостаточность законодательной и правовой базы инновационной деятельности; невысокий социальный статус ученого-исследователя, предпринимателя-инноватора, отсутствие значимых стимулов для занятия инновационной деятельностью; нерыночный менеджмент в научно-технической сфере и слабые знания большей части управленцев основ инновационного развития экономики и общества; отсутствие инфраструктуры инновационной деятельности; неразвитость системы страхования инвестиционных и инновационных рисков; низкий уровень информационно-консультативной системы для участников инновационного процесса. Реализация инновационной научно-технической политики должна способствовать созданию и обеспечению эффективного функционирования в Ульяновской области целостной, способной к воспроизводству и саморазвитию инновационной научно-технической системы, ориентированной на производственно-технологическую сферу с большой добавленной стоимостью и на сферу высококвалифицированных услуг, то есть на экономику, основанную на знаниях, на рост на межрегиональном и мировом рынках доли конкурентоспособной высокотехнологичной продукции Ульяновской области и занятие видного места в межрегиональной и международной кооперации и разделении труда. II. Основные цели, принципы и задачи областной инновационной научно-технической политики Главной целью инновационной научно-технической политики Ульяновской области является ускорение экономического развития области, качественное изменение статуса Ульяновской области как субъекта Российской Федерации и территории Российской Федерации через раскрытие (реализацию) и развитие научно-технического инновационного потенциала области для создания и восприятия инноваций посредством: - создания условий для роста наукоемкого, высокотехнологичного производства и развития малого и среднего инновационного предпринимательства; - эффективного использования научно-технического потенциала научных, научно-исследовательских и опытно-конструкторских организаций области для решения актуальных проблем развития экономики и социальной сферы региона; - повышения инвестиционной и инновационной активности предприятий, привлечения инвестиций в развитие реального сектора экономики. Основными целями инновационной научно-технической политики Ульяновской области являются: 1) стимулирование разработок новой наукоемкой продукции для удовлетворения потребностей населения и всех отраслей экономики области; 2) создание новых производств, удовлетворяющих современным требованиям и мировым стандартам, для изготовления наукоемкой продукции, как результат – создание новых рабочих мест, увеличение налогооблагаемой базы и загрузка неиспользуемых (простаивающих) производственных площадей; 3) создание системы координации деятельности субъектов инновационной деятельности и эффективного взаимодействия образования, науки и производства; 4) поддержка ведущих ученых, научных коллективов и научно-педагогических школ, способных обеспечить опережающий уровень образования и научных исследований. Государственная политика при осуществлении инновационной научно-технической деятельности в Ульяновской области осуществляется исходя из следующих основных принципов: 1) научность, системность, целенаправленность и непрерывность развития; 2) признание инновационной сферы экономически и социально значимой отраслью, определяющей уровень развития производительных сил государства и его регионов; 3) стимулирование создания, эффективного функционирования и развития рыночной инфраструктуры научной, научно-технической и инновационной деятельности в Ульяновской области и поддержка конкуренции в сфере науки и техники; 4) стимулирование межрегионального и международного научно-технического сотрудничества; 5) единство образовательного, научного и производственного процессов и их направленность на экономическое, социальное и духовное развитие общества; 6) оптимальное сочетание государственного регулирования и самоорганизации рыночных структур; 7) полномасштабное информационное обеспечение развития инновационного комплекса области. Для достижения поставленных целей и реализации основных принципов необходимо решение следующих основных задач: формирование целостной системы организационно-правовых, экономических и иных форм стимулирования, поддержки и регулирования инновационной деятельности (разработка законодательных и нормативных правовых актов, обеспечивающих функционирование инновационной системы; оценка реального научно-технического и инновационного потенциала; создание механизмов предоставления государственной поддержки при реализации приоритетных инновационных и инфраструктурно-инновационных проектов); координация действий органов исполнительной и законодательной власти области, муниципальных образований в целях создания эффективной системы реализации инновационной политики, обеспечения благоприятных экономических и финансовых условий для активизации инновационной деятельности и опережающего развития высокотехнологичных производств; выбор рациональных стратегий и отбор инновационных проектов, оказывающих решающее влияние на повышение эффективности регионального производства и конкурентоспособности продукции; создание системы конкурсного отбора и финансирования научных и инновационных проектов и программ, возвратности финансирования; создание рынка предложений по совершенствованию существующих и созданию уникальных технологий и продуктов; поддержка разработок в сфере высоких технологий с целью производства на их основе товаров и услуг в рамках областной производственной кооперации и выполнения областного и муниципального заказов, расширение межрегиональной и международной интеграции и кооперации в этой области, создание условий для привлечения инвестиций из других регионов страны и зарубежных инвестиций; создание условий для повышения престижности инженерного и научного труда, возрождение отраслевой науки и науки производственного сектора, привлечение молодежи в сферу науки; создание условий для подготовки и переподготовки кадров в области менеджмента инноваций, научно-технического предпринимательства и дизайна, обеспечивающих повышение инновационной активности, коммерциализацию результатов научных исследований, создание сети центров коллективного пользования уникальным научным оборудованием; концентрация и вовлечение внебюджетных финансовых средств в процесс создания инновационных продуктов и продвижения их на рынок; содействие в создании и развитии рыночной инновационной инфраструктуры, в том числе: создание центров трансфера технологий; создание инновационно-технологических центров, ориентированных на содействие передаче новых знаний из области науки в производство и реализации наукоемкой продукции; развитие малого инновационного предпринимательства на базе создаваемых бизнес-инкубаторов, технопарков и технополисов; образование центров науки и высоких технологий на основе крупных научных организаций и производственных комплексов, занимающих лидирующее положение в соответствующих областях науки и техники; создание системы подготовки и переподготовки кадров для инновационной деятельности. Для решения поставленных задач необходимо обеспечить создание и функционирование следующих инфраструктурных систем научно-технического и инновационного развития: система информационного обеспечения научно-технической и инновационной деятельности; система обеспечения изобретательской и рационализаторской активности; система экспертизы научно-технических и инновационных программ и проектов, в том числе метрологической экспертизы; система финансово-экономического обеспечения научно-технической и инновационной деятельности; система производственно-технологической поддержки; система сертификации наукоемкой продукции; система менеджмента риска, требования надежности и определения отказов научно-технических проектов; система продвижения на рынок научно-технических разработок и наукоемкой продукции; система обеспечения кооперации научных, образовательных организаций и предприятий промышленности; система координации научно-технической и инновационной деятельности. Для обеспечения функционирования перечисленных систем необходимо создание в регионе следующих основных объектов инновационной инфраструктуры (с учетом уже имеющихся объектов инфраструктуры и с непосредственным участием вузов, научных организаций и предприятий промышленности региона): областной фонд развития и инноваций (венчурный фонд); областной научно-технологический инновационный технопарк; отраслевые профильные центры прикладных разработок и центры коллективного пользования дорогостоящим оборудованием; отраслевые научные лаборатории (на базе предприятий и центров коллективного пользования). В качестве индикаторов достижения целей инновационной научно-технической политики Ульяновской области применяются следующие основные показатели (индикаторы), которые могут быть измерены на основании данных федеральной статистики: Индикатор | Значение по годам (Россия[1]) | к 2005** году | к 2007 году | к 2010 году | Доля инновационно-активных предприятий (удельный вес организаций, занимающихся инновационной деятельностью, в общем числе обследованных), % | 7 (11,0/11,0) | 12 (12,2/13,6) | 20 (18,0/20,0) | Затраты на технологические инновации, млрд. руб. | 1,77 | 2,0 | 2,5 | Доля инновационной продукции в общем объеме продаж (удельный вес инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции инновационно-активных предприятий), % | 18,1 | 25 | 35 | Число научных организаций и учреждений, выполняющих исследования и разработки | 17 | 25 | 50 | Объем выполненных научно-технических работ, млрд. руб. | 2,87 | 3,0 | 3,2 | Удельный вес сектора высшего образования в объеме выполненных научно-технических работ, % | 2,1 (6,8/6,8) | 3,0 (7,2/9,0) | 5,0 (7,9/13,5) | Показатели (индикаторы), которые необходимо определять отдельно: количество новых малых инновационных предприятий; количество новых рабочих мест на малых инновационных предприятиях; количество нового оборудования и технологий, внедренных на предприятиях области.
 [1] В соответствии с проектом «Стратегии Российской Федерации в области развития науки и инноваций на период до 2010 г.» указан показатель при инерционном развитии/с учетом реализации стратегии. ** По данным Ульяновскоблстата.
|