Концепция инновационной научно-технической политики Ульяновской области на 2006–2010 годы и дальнейшую перспективу




Скачать 300.45 Kb.
НазваниеКонцепция инновационной научно-технической политики Ульяновской области на 2006–2010 годы и дальнейшую перспективу
страница1/3
Дата конвертации15.10.2012
Размер300.45 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3

Приложение 14. Концепция инновационной научно-технической политики Ульяновской области на 2006–2010 годы и дальнейшую перспективу




УТВЕРЖДЕНА

                                                                                  Постановлением

                                                                                  № 240 от 13.12.2005

                                                                                  Губернатора области

 

 

 

 

 

КОНЦЕПЦИЯ

инновационной научно-технической политики Ульяновской области

на 2006–2010 годы и дальнейшую перспективу

 

Концепция инновационной научно-технической политики Ульяновской области на 2006–2010 годы и дальнейшую перспективу (далее – Концепция) определяет:

               основные цели, принципы, задачи и роль инновационной научно-технической  деятельности в социально-экономическом развитии региона;

               формы и методы создания, поддержки и развития инфраструктуры инновационной научно-технической деятельности;

               систему экономических и иных мер, стимулирующих научную, научно-техническую и инновационную деятельность.

Концепция разработана на основании Федерального закона от 24.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»; Указа Президента Российской Федерации от 30.03.2002 № Пр-576 «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу», постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1999 № 1460 «О комплексе мер по развитию государственной поддержки малых предприятий в сфере материального производства и содействию их инновационной деятельности», распоряжения Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 № 1174-р «Основные направления государственной инвестиционной политики Российской Федерации в сфере науки и технологий», постановления Правительства Российской Федерации от 24.06.1998 № 832 «О концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998–2000 годы», постановления Правительства Российской Федерации от 05.08.2005 № 2473п-П7 «Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года».

 

I. Анализ состояния, проблемы и перспективы развития инновационной деятельности в Ульяновской области

Ульяновская область обладает большим научным, научно-техническим и инновационным потенциалом, который позволяет осуществлять уникальные технологические разработки, конкурентоспособные на мировом рынке.

В настоящее время проводить научные исследования и разработки на территории области могут более 100 предприятий и организаций, в том числе 7 вузов, 8 научных, научно-исследовательских и научно-производственных организаций, 11 крупных предприятий и более 70 средних и малых предприятий. Общая численность работников в организациях науки составляет около 9 тысяч человек, в том числе более 250 докторов наук и 1400 кандидатов наук.

 

Структура научно-технического комплекса Ульяновской области

 

1. Вузы, имеющие развитую научно-техническую и исследовательскую базу и осуществляющие научно-исследовательскую работу:

Ульяновский государственный университет (УлГУ);

Ульяновский государственный технический университет (УлГТУ);

Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия (УГСХА);

Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (УВАУГА);

Ульяновский государственный педагогический университет (УлГПУ);

Ульяновское высшее военно-техническое училище (УВВТУ);

Ульяновское высшее военное училище связи (УВВУС).

 

2. Отраслевые научно-исследовательские институты и научно-технологические центры:

ФГУП «Государственный научный центр Российской Федерации – Научно-исследовательский институт атомных реакторов» (ФГУП «ГНЦ РФ НИИАР»);

открытое акционерное общество «Научно-исследовательский институт авиационной технологии и организации производства» (ОАО «Ульяновский НИАТ»);

Ульяновский научно-технический центр ФГУП «Всероссийский институт авиационных материалов» (УНТЦ ФГУП ВИАМ);

государственное научное учреждение Ульяновский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук (ГНУ УНИИСХ Россельхозакадемии);

открытое акционерное общество «Ульяновский научно-исследовательский и проектно-технологический институт машиностроения» (УНИПТИМАШ).

 

3. Организации академической науки и общественные объединения:

Ульяновский филиал Института радиотехники и электроники Российской академии наук (УФ ИРЭ РАН);

Ульяновское отделение Российской академии естественных наук (УО РАЕН);

Ульяновское региональное отделение Академии наук Республики Татарстан (УРО АН РТ);

Ульяновский союз научных и инженерных общественных объединений (УС НИО).

 

4. Организации научного обслуживания и инновационной инфраструктуры, осуществляющие научно-техническую и консультационную помощь предприятиям и организациям, связанную с развитием новых технологий, реализацией инновационных проектов, поддержкой развития изобретательской и рационализаторской деятельности и защитой интеллектуальной собственности:

государственное учреждение «Центр научно-технической информации» (ЦНТИ);

инвестиционно-инновационный центр Ульяновской торгово-промышленной палаты (ИИЦ УТПП);

Ульяновский региональный центр CALS-технологий УлГУ;

научный центр региональных исследований и разработок УлГУ;

центр наукоемких технологий УлГТУ;

Ульяновский инновационный центр «БИНК»;

исследовательский университет высоких технологий УлГУ;

Ульяновский центр стандартизации, метрологии и сертификации;

государственное научное учреждение «Средневолжский научный центр»;

Ульяновский областной совет Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов (УОС ВОИР);

закрытое акционерное общество «Поиск»;

закрытое акционерное общество «Инновационно-технологический центр»;

некоммерческое партнерство «Технопарк УлГТУ»;

региональный центр трансфера технологий на базе УлГУ.

 

5. Высокотехнологичные предприятия промышленного комплекса:

Федеральное государственное унитарное предприятие «Научно-производственное объединение «Марс»;

государственное предприятие «Ульяновский центр микроэлектроники и автоматизации»;

открытое акционерное общество «Ульяновское конструкторское бюро приборостроения»;

закрытое акционерное общество «Авиастар–СП»;

открытое акционерное общество «Ульяновский автомобильный завод»;

открытое акционерное общество «Утес»;

открытое акционерное общество «Ульяновский механический завод»;

открытое акционерное общество «Автодеталь-Сервис»;

открытое акционерное общество «Димитровградский автоагрегатный завод»;

открытое акционерное общество «Волжские моторы»;

закрытое акционерное общество «Контактор» и другие.

Однако как в целом по стране, так и в области сложилось несоответствие между достаточно большой численностью занятых в сфере научной деятельности, количеством получаемых патентов и низким технологическим уровнем производства. По количеству поданных вузами заявок на объекты интеллектуальной собственности и полученных вузами патентов Ульяновская область устойчиво занимает лидирующее положение в Приволжском федеральном округе. Из всех заявок от вузов Приволжского федерального округа в 2004 году треть были поданы от вузовских ученых нашей области, и четверть выданных вузам патентов в Приволжском федеральном округе пришли в нашу область. В то же время инновационной деятельностью в 2004 году занимались всего 32 предприятия, о научной деятельности отчитались 17 предприятий.

Объем выполненных научно-технических работ в 2004 году составил  2,87 млрд. рублей (108,9 % к 2003 году), из них 2,53 млрд. рублей (88 %) затрачено на исследования и разработки. При этом затраты на технологические инновации составили 1,77 млрд. рублей, из них 0,69 млрд. рублей (39 %) – на исследование и разработку новых продуктов и новых производственных процессов и 0,82 млрд. рублей (46 %) затрачено на приобретение машин и оборудования. Следует отметить, что в объеме затрат на инновационную деятельность 86 % составляют собственные средства предприятий, 0,07 % – федеральные средства и 0,04 % – средства из областного бюджета.

Удельный вес инновационно-активных предприятий Ульяновской области – около 7 % (в среднем по России – 11 %, в США – 30 %).

Такое положение определяется прежде всего состоянием инновационного климата и отсутствием в последние годы областной поддержки инновационной, научной, научно-технической и научно-исследовательской деятельности, несформированностью целостной инновационной системы, способной обеспечить технологический коридор «идея – технология – производство продукции – рынок» от научного потенциала и непосредственных результатов его деятельности к рынку.

 Основными причинами, вызывающими противоречие между существующим инновационным потенциалом и результатами его функционирования, являются:

   недостаточность законодательной и правовой базы инновационной деятельности;

   невысокий социальный статус ученого-исследователя, предпринимателя-инноватора, отсутствие значимых стимулов для занятия инновационной деятельностью;

   нерыночный менеджмент в научно-технической сфере и слабые знания большей части управленцев основ инновационного развития экономики и общества;

   отсутствие инфраструктуры инновационной деятельности;

   неразвитость системы страхования инвестиционных и инновационных рисков;

   низкий уровень информационно-консультативной системы для участников инновационного процесса.

 

Реализация инновационной научно-технической политики должна способствовать созданию и обеспечению эффективного функционирования в Ульяновской области целостной, способной к воспроизводству и саморазвитию инновационной научно-технической системы, ориентированной на производственно-технологическую сферу с большой добавленной стоимостью и на сферу высококвалифицированных услуг, то есть на экономику, основанную на знаниях, на рост на межрегиональном и мировом рынках доли конкурентоспособной высокотехнологичной продукции Ульяновской области и занятие видного места в межрегиональной и международной кооперации и разделении труда.

II. Основные цели, принципы и задачи областной инновационной
научно-технической политики


Главной целью инновационной научно-технической политики Ульяновской области является ускорение экономического развития области, качественное изменение статуса Ульяновской области как субъекта Российской Федерации и территории Российской Федерации через раскрытие (реализацию) и развитие научно-технического инновационного потенциала области для создания и восприятия инноваций посредством:

-          создания условий для роста наукоемкого, высокотехнологичного производства и развития малого и среднего инновационного предпринимательства;

-          эффективного использования научно-технического потенциала научных, научно-исследовательских и опытно-конструкторских организаций области для решения актуальных проблем развития экономики и социальной сферы региона;

-          повышения инвестиционной и инновационной активности предприятий, привлечения инвестиций в развитие реального сектора экономики.

 

Основными целями инновационной научно-технической политики Ульяновской области являются:

1)           стимулирование разработок новой наукоемкой продукции для удовлетворения потребностей населения и всех отраслей экономики области;

2)           создание новых производств, удовлетворяющих современным требованиям и мировым стандартам, для изготовления наукоемкой продукции, как результат – создание новых рабочих мест, увеличение налогооблагаемой базы и загрузка неиспользуемых (простаивающих) производственных площадей;

3)           создание системы координации деятельности субъектов инновационной деятельности и эффективного взаимодействия образования, науки и производства;

4)           поддержка ведущих ученых, научных коллективов и научно-педагогических школ, способных обеспечить опережающий уровень образования и научных исследований.

 

Государственная политика при осуществлении инновационной научно-технической деятельности в Ульяновской области осуществляется исходя из следующих основных принципов:

1)  научность, системность, целенаправленность и непрерывность развития;

2)  признание инновационной сферы экономически и социально значимой отраслью, определяющей уровень развития производительных сил государства и его регионов;

3)  стимулирование создания, эффективного функционирования и развития рыночной инфраструктуры научной, научно-технической и инновационной деятельности в Ульяновской области и поддержка конкуренции в сфере науки и техники;

4)  стимулирование межрегионального и международного научно-технического сотрудничества;

5)  единство образовательного, научного и производственного процессов и их направленность на экономическое, социальное и духовное развитие общества;

6)  оптимальное сочетание государственного регулирования и самоорганизации рыночных структур;

7)  полномасштабное информационное обеспечение развития инновационного комплекса области.

 

Для достижения поставленных целей и реализации основных принципов необходимо решение следующих основных задач:

         формирование целостной системы организационно-правовых, экономических и иных форм стимулирования, поддержки и регулирования инновационной деятельности (разработка законодательных и нормативных правовых актов, обеспечивающих функционирование инновационной системы; оценка реального научно-технического и инновационного потенциала; создание механизмов предоставления государственной поддержки при реализации приоритетных инновационных и инфраструктурно-инновационных проектов);

         координация действий органов исполнительной и законодательной власти области, муниципальных образований в целях создания эффективной системы реализации инновационной политики, обеспечения благоприятных экономических и финансовых условий для активизации инновационной деятельности и опережающего развития высокотехнологичных производств;

         выбор рациональных стратегий и отбор инновационных проектов, оказывающих решающее влияние на повышение эффективности регионального производства и конкурентоспособности продукции;

         создание системы конкурсного отбора и финансирования научных и инновационных проектов и программ, возвратности финансирования;

         создание рынка предложений по совершенствованию существующих и созданию уникальных технологий и продуктов;

         поддержка разработок в сфере высоких технологий с целью производства на их основе товаров и услуг в рамках областной производственной кооперации и выполнения областного и муниципального заказов, расширение межрегиональной и международной интеграции и кооперации в этой области, создание условий для привлечения инвестиций из других регионов страны и зарубежных инвестиций;

         создание условий для повышения престижности инженерного и научного труда, возрождение отраслевой науки и науки производственного сектора, привлечение молодежи в сферу науки;

         создание условий для подготовки и переподготовки кадров в области менеджмента инноваций, научно-технического предпринимательства и дизайна, обеспечивающих повышение инновационной активности, коммерциализацию результатов научных исследований, создание сети центров коллективного пользования уникальным научным оборудованием;

         концентрация и вовлечение внебюджетных финансовых средств в процесс создания инновационных продуктов и продвижения их на рынок;

         содействие в создании и развитии рыночной инновационной инфраструктуры, в том числе:

создание центров трансфера технологий;

создание инновационно-технологических центров, ориентированных на содействие передаче новых знаний из области науки в производство и реализации наукоемкой продукции;

развитие малого инновационного предпринимательства на базе создаваемых бизнес-инкубаторов, технопарков и технополисов;

образование центров науки и высоких технологий на основе крупных научных организаций и производственных комплексов, занимающих лидирующее положение в соответствующих областях науки и техники;

создание системы подготовки и переподготовки кадров для инновационной деятельности.

 

Для решения поставленных задач необходимо обеспечить создание и функционирование следующих инфраструктурных систем научно-технического и инновационного развития:

         система информационного обеспечения научно-технической и инновационной деятельности;

         система обеспечения изобретательской и рационализаторской активности;

         система экспертизы научно-технических и инновационных программ и проектов, в том числе метрологической экспертизы;

         система финансово-экономического обеспечения научно-технической и инновационной деятельности;

         система производственно-технологической поддержки;

         система сертификации наукоемкой продукции;

         система менеджмента риска, требования надежности и определения отказов научно-технических проектов;

         система продвижения на рынок научно-технических разработок и наукоемкой продукции;

         система обеспечения кооперации научных, образовательных организаций и предприятий промышленности;

         система координации научно-технической и инновационной деятельности.

 

Для обеспечения функционирования перечисленных систем необходимо создание в регионе следующих основных объектов инновационной инфраструктуры (с учетом уже имеющихся объектов инфраструктуры и с непосредственным участием вузов, научных организаций и предприятий промышленности региона):

         областной фонд развития и инноваций (венчурный фонд);

         областной научно-технологический инновационный технопарк;

         отраслевые профильные центры прикладных разработок и центры коллективного пользования дорогостоящим оборудованием;

         отраслевые научные лаборатории (на базе предприятий и центров коллективного пользования).

 

В качестве индикаторов достижения целей инновационной научно-технической политики Ульяновской области применяются следующие основные показатели (индикаторы), которые могут быть измерены на основании данных федеральной статистики:

Индикатор

Значение по годам
(Россия[1])

к 2005**

году

к 2007

году

к 2010

году

Доля инновационно-активных предприятий (удельный вес организаций, занимающихся инновационной деятельностью, в общем числе обследованных), %

7
(11,0/11,0)

12
(12,2/13,6)

20
(18,0/20,0)

Затраты на технологические инновации,
млрд. руб.

1,77

2,0

2,5

Доля инновационной продукции в общем объеме продаж (удельный вес инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции инновационно-активных предприятий), %

18,1

25

35

Число научных организаций и учреждений, выполняющих исследования и разработки

17

25

50

Объем выполненных научно-технических работ, млрд. руб.

2,87

3,0

3,2

Удельный вес сектора высшего образования в объеме выполненных научно-технических работ, %

2,1
(6,8/6,8)

3,0
(7,2/9,0)

5,0
(7,9/13,5)

Показатели (индикаторы), которые необходимо определять отдельно:

         количество новых малых инновационных предприятий;

         количество новых рабочих мест на малых инновационных предприятиях;

         количество нового оборудования и технологий, внедренных на предприятиях области.




[1] В соответствии с проектом «Стратегии Российской Федерации в области развития науки и инноваций на период до 2010 г.» указан показатель при инерционном развитии/с учетом реализации стратегии.

** По данным Ульяновскоблстата.

  1   2   3


Похожие:

Концепция инновационной научно-технической политики Ульяновской области на 2006–2010 годы и дальнейшую перспективу iconО порядке субсидирования из областного бюджета
Ульяновской области, в соответствии с областной целевой программой "Развитие малого и среднего предпринимательства в Ульяновской...
Концепция инновационной научно-технической политики Ульяновской области на 2006–2010 годы и дальнейшую перспективу iconОб утверждении порядка предоставления субсидий (грантов)
Ульяновской области, в соответствии с областной целевой программой "Развитие малого и среднего предпринимательства в Ульяновской...
Концепция инновационной научно-технической политики Ульяновской области на 2006–2010 годы и дальнейшую перспективу iconУтверждено
Ульяновской области, в соответствии с Программой развития малого и среднего предпринимательства в Ульяновской области на 2005-2010...
Концепция инновационной научно-технической политики Ульяновской области на 2006–2010 годы и дальнейшую перспективу iconО порядке субсидирования из областного бюджета
Ульяновской области, в соответствии с Программой развития малого и среднего предпринимательства в Ульяновской области на 2005 2010...
Концепция инновационной научно-технической политики Ульяновской области на 2006–2010 годы и дальнейшую перспективу iconОб утверждении порядка предоставления субсидий (грантов)
Ульяновской области, в соответствии с Программой развития малого и среднего предпринимательства в Ульяновской области на 2005 2010...
Концепция инновационной научно-технической политики Ульяновской области на 2006–2010 годы и дальнейшую перспективу iconОб утверждении Порядка предоставления субсидий (грантов) начинающим субъектам малого предпринимательства Ульяновской области на открытие собственного дела
Ульяновской области, в соответствии с Программой развития малого и среднего предпринимательства в Ульяновской области на 2005-2010...
Концепция инновационной научно-технической политики Ульяновской области на 2006–2010 годы и дальнейшую перспективу iconО внесении изменений в отдельные нормативные правовые акты Правительства Ульяновской области
Правительства Ульяновской области от 04. 06. 2007 №194 «Об утверждении Порядка финансирования из областного бюджета Ульяновской области...
Концепция инновационной научно-технической политики Ульяновской области на 2006–2010 годы и дальнейшую перспективу iconЗакон Ульяновской области
Основные понятия, определенные Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике» от 23. 08. 96 №127-фз,...
Концепция инновационной научно-технической политики Ульяновской области на 2006–2010 годы и дальнейшую перспективу iconРешение о вступлении России в церн будет принято до конца года 23
Владимир Путин провёл совещание о реализации государственной политики в области развития опк на период до 2020 года и дальнейшую...
Концепция инновационной научно-технической политики Ульяновской области на 2006–2010 годы и дальнейшую перспективу iconГоу впо саратовский государственный технический университет
В соответствии с принятой комплексной программой развития сгту на 2010-2012 годы, положениями о развитии инновационной и научно-технической...
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница