Программа развития туризма в г. Москве на период до 2010 года




НазваниеПрограмма развития туризма в г. Москве на период до 2010 года
страница1/4
Дата конвертации15.10.2012
Размер0.79 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4
Приложение 2 ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В г. МОСКВЕ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА

Москва 2000

 

 

ПАСПОРТ

КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В МОСКВЕ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА

 

Полное наименование программы

Комплексная программа развития туризма в Москве на период до 2010 года

Основания для разработки программы

  1. Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".

  2. Постановление Правительства Москвы N449-ППМ от 28.05.96 "О программе развития гостинично - туристского комплекса г. Москвы".

  3. Распоряжение Мэра Москвы N529-РМ от 15.07.99 "О внесении изменений и дополнений в Постановление Правительства Москвы N449-ППМ от 28.05.96 "О программе развития гостинично - туристского комплекса г. Москвы".

  4. Распоряжение Премьера Правительства Москвы N267-РП от 27.03.2000 "О состоянии выполнения Плана работы Правительства Москвы на I квартал 2000 г. и плане работы Правительства на II квартал".

  5. Распоряжение Зам. Премьера N196-РЗП от 28.03.2000 "О разработке программы развития гостинично - туристской деятельности".

  6. Распоряжение Зам. Премьера N885-РЗП от 01.11.1999 "О Создании Автономной некоммерческой организации "Учебно-координационный центр "гиды и экскурсоводы" в г.Москве".

  7. Распоряжение Зам. Премьера N323-РЗП от 19.04.2000 "О внесении изменений и дополнений в распоряжения заместителя Премьера Правительства Москвы от 20.03.98 N224-РЗП "О формировании единой системы аккредитации гидов-переводчиков и экскурсоводов в г.Москве" и от 12.11.99 N884-РЗП "О внесении изменений в состав экспертного совета по аккредитации гидов-переводчиков (экскурсоводов) при Правительстве Москвы".

Период и этапы реализации Программы

2000-2010 гг.

  1. Первый этап: 2000-2001 гг. - разработка технико-экономических обоснований крупных проектов и реализация первоочередных задач.

  2. Второй этап: 2001-2005 гг. - реализация среднесрочных проектов и программ.

  3. Третий этап: 2005-2010 гг. - реализация долгосрочных проектов и ежегодных программ.

Основные цели Программы

  1. Увеличение доходов от туризма. Формирование городского бюджета, за счет поступлений от туристской деятельности в г. Москве: на 10% к 2010 году.

  2. Повышение благосостояния жителей города. Использование социальной роли туризма (отдых россиян, развитие социальных контактов, связей между людьми).

  3. Приток инвестиций и создание новых рабочих мест.

  4. Обеспечение комфортных условий пребывания туристов.

  5. Рост национального достоинства, как следствие гостеприимства и обращения к культурно-историческому наследию.

Основные задачи Программы

  1. Определение основных направлений деятельности Правительства Москвы по управлению туристскими ресурсами и туристской индустрией,

  2. Формирование нормативно-правовой базы туризма г. Москвы.

  3. Развитие предпринимательства в сфере туризма, и, прежде всего, малого и среднего предпринимательства.

  4. Стимулирование развития материально-технической базы туризма путем привлечения российских и иностранных инвестиций для реконструкции действующих и создания новых туристских объектов и средств размещения.

  5. Развитие инфраструктуры туризма г. Москвы.

  6. Создание условий для развития туристских зон на территории Москвы.

  7. Новое строительство и реконструкция действующих туристских объектов: музеев, мемориальных мест, объектов показа, архитектурных памятников, садово-парковых ансамблей и др. Приведение в порядок исторических мест в городе, часто посещаемых туристами.

  8. Развитие в г. Москве въездного, внутреннего, социального и самодеятельного туризма.

  9. Формирование программы событийного туризма (конгрессы, фестивали, конкурсы, городские праздники и т.д.). Разработка ключевых, "знаковых" событий года.

  10. Проведение рекламно-информационной деятельности, направленной на формирование имиджа Москвы как крупнейшего центра туризма в мире и продвижение его на российский и международный туристские рынки.

Объем финансовых ресурсов, запланированных по программе на предстоящий год

11 458 млн. рублей,

в том числе из бюджета Москвы - 210 млн. руб.

Объем финансирования, необходимый для завершения программы до 2010

168 147 млн. рублей,

в том числе из бюджета Москвы - 3 390 млн. руб.

Ожидаемые конечные резуль-таты, социальный и экономический эффект, важней-шие целевые показатели

  1. Формирование современной высокоэффективной туристской индустрии в Москве;

  2. Увеличение въездного туристского потока до 5 млн. чел. к 2010 г.;

  3. Обеспечение доходной части городского бюджета в размере 10% за счет поступлений от туристской деятельности.

Разработчик Программы

Комитет по туризму Правительства Москвы

Сроки разработки Программы

Апрель-май 2000 г.

Стоимость разработки Программы

 

Представитель заказчика Программы

Орджоникидзе Иосиф Николаевич

Основной исполнитель и соисполнители Программы

Комитет по туризму Правительства Москвы при участии Комитета по внешнеэкономической деятельности Правительства Москвы, других структурных подразделений Правительства Москвы, ГАО "Москва", Московской ассоциации туристических агентств, Высшей школы по туризму и гостиничному хозяйству, Музея-заповедника "Коломенское", ВАО "Интурист", ЗАО "Спутник", специалистов других высших учебных заведений системы, руководителей предприятий гостинично - туристского комплекса.

Руководитель Программы

Антюфеев Григорий Валентинович, Председатель Комитета по туризму Правительства Москвы, тел. 2902003

Постановление об утверждении Программы

Постановление Правительства Москвы N6002 от 08.08.2002

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Комплексная Программа развития туризма в г. Москве (далее по тексту - Программа) разработана по поручению Мэра г.Москвы и содержит наиболее актуальные предложения и мероприятия по их выполнению в целях создания правовой, организационно-управленческой и экономической среды, благоприятной для дальнейшего развития туристской индустрии в Москве.

Правительство Москвы придает особое значение развитию туризма, видя в нем фактор, способный решить не только многие социально-экономические проблемы города, но и обеспечить определенное положение столицы России в ряду наиболее привлекательных для туристов городов мира.

Еще в мае 1996, принимая программу развития гостинично - туристского комплекса, Правительство Москвы определило туризм как приоритетное направление в экономике города.

Цель настоящей Программы - в действительности создать условия для превращения индустрии туризма в ключевую отрасль экономики Москвы.

Программой предусмотрено решение проблемы взаимодействия в едином туристском пространстве Москвы в составе центральной части России и других регионов Российской Федерации.

Программа носит комплексный характер и призвана интенсифицировать туристскую индустрию, стабилизировать процесс рыночных отношений, а также усилить влияние государства на развитие отрасли туризма.

Реализация Программы осуществляется за счет бюджетных и внебюджетных источников финансирования, а также за счет инвестиций в проекты и мероприятия Программы.

Программа подготовлена Комитетом по туризму Правительства Москвы при участии Комитета по внешнеэкономической деятельности Правительства Москвы, других структурных подразделений Правительства Москвы, ГАО "Москва", Московской ассоциации туристических агентств, Высшей школы по туризму и гостиничному хозяйству, Государственного музея-заповедника "Коломенское", ЗАО "Спутник", специалистов других высших учебных заведений системы, руководителей предприятий гостинично - туристского комплекса.

 

 

 

 

 

I. АНАЛИЗ СИТУАЦИИ И ОБОСНОВАНИЕ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ПРОГРАММЫ

 

 

1. АНАЛИЗ СИТУАЦИИ В ОБЛАСТИ ТУРИЗМА В МОСКВЕ

 

1. Роль туризма как отрасли экономики в мире.

Туризм уже давно рассматривается как одна из наиболее доходных и интенсивно развивающихся отраслей мирового хозяйства. Об этом свидетельствует тот факт, что на долю туризма приходится около 10% мирового валового национального дохода.

К началу третьего тысячелетия на долю международного туризма приходилось 8% общего объема мирового экспорта и 30-35 % мировой торговли услугами. Общие расходы на внутренний и международный туризм составляют 12% мирового валового национального продукта.

Развитие туризма играет важную роль в решении социальных проблем. Во многих странах мира именно за счет туризма создаются новые рабочие места, поддерживается высокий уровень жизни населения, создаются предпосылки для улучшения платежного баланса страны. Необходимость развития сферы туризма способствует повышению уровня образования, совершенствованию системы медицинского обслуживания населения, внедрению новых средств распространения информации и т.д.

Туризм оказывает влияние на сохранение и развитие культурного потенциала, ведет к гармонизации отношений между различными странами и народами, заставляет правительства, общественные организации и коммерческие структуры активно участвовать в деле сохранения и оздоровления окружающей среды.

Современное развитие туризма в России характеризуется наличием глубоких противоречий в его организационной структуре, в направленности развития, в состоянии качественных и количественных характеристик.

С одной стороны, современное состояние туризма в России расценивается как кризисное, связанное с резким падением достигнутых ранее объемов предоставления туристских услуг, сокращением материальной базы туристской отрасли и значительным несоответствием потребностям населения в туристских услугах.

С другой стороны, отмечаются высокие темпы строительства туристских объектов, отвечающих самым высоким мировым стандартам, значительное увеличение выездов россиян в зарубежные поездки, рост числа туристских организаций по всей территории России.

По прогнозу Всемирной Туристской Организации к 2020 году Россия может войти в первую десятку стран - самых популярных направлений туризма. По оценке экспертов ВТО, Российская Федерация занимает 15 место в мировой классификации по посещаемости иностранцами, что составляет 2.5% мирового рынка въездного туризма. Прирост в процентном отношении в 1999 году по сравнению с 1998 годом составил 5,23%.

До кризиса туризм был одной из наиболее доходных и динамично развивающихся отраслей российской экономики, причем развивающийся, практически, без государственного участия. По данным Всемирной туристской организации по доходам от туризма Россия в 1999 году заняла 9-е место и 15-е в мире, опередив Грецию, Турцию, Бельгию и Нидерланды. По усредненным оценкам разных организаций, из-за отсутствия статистических данных по туристскому бизнесу в России за последние годы, к началу 1998 года в России насчитывалось 9-12 тыс. туристских организаций. Число людей прямо или косвенно занятых в системе услуг гостеприимства (с учетом сотрудников туристских фирм, гостиниц, аэропортов, транспортных компаний, музеев, кафе, ресторанов и т.д.), достигло 8 млн. человек. Объем услуг, предоставленных иностранным туристам в России в прошлом году, оценивается, как минимум, в 1 млрд. долларов (расходы туристов на проживание в гостиницах и других средствах размещения, питание, экскурсионное обслуживание, культурно-зрелищные мероприятия, сувениры и т.д.)

В настоящее время Россию посещает порядка 17,5 млн. иностранцев в год (в т.ч. с целью туризма только 2,5 млн. чел. в год - 14,3 % от общего объема), что составляет около 2,5% мирового потока.

В этих условиях Правительство города Москвы абсолютно правильно делает ставку на развитие туризма, видя в нем фактор, способный решить не только многие социально-экономические проблемы города, но и обеспечить определенное положение столицы России в ряду наиболее привлекательных для туристов городов мира.

2. Тенденции мирового туризма

Люди пожилого возраста представляют наиболее быстрорастущую долю туристов во всем мире. Они имеют достаточно средств, но очень требовательны к сервису. Снижается спрос на групповые поездки и активизируется индивидуальный туризм. Автобусные маршруты пользуются повышенным спросом. Растет предложение для семейных туристов в количестве 5-6 человек и для небольших дружеских кампаний. Растет предложение специализированных туров. Развлекательный компонент в инсентив-туризме в последнее время заменяется образовательным. Инсентив-туры должны быть не роскошными и праздными, а насыщенными и полезными. Туристские компании предпочитают включать проведение конгрессов, как один из компонентов инсентив-программ.

Туристская деятельность с целью поездки - деловая, в частности проведение конгрессов, относится к числу наиболее динамично развивающихся и наиболее выгодных видов путешествий. Ежегодные темпы роста этого вида туризма в мире составляют 8%. Он дает вдвое больше дохода принимающей стороне, чем туризм с целью поездки - отдых. Большим спросом стали пользоваться краткосрочные туры по городам, поездки выходного дня. Активные формы отдыха окончательно вытеснили пассивные. В этой связи приключенческие и спортивные поездки становятся все более популярными. Одним из самых перспективных видов туризма называют экотуризм - отдых в уголках нетронутой природы. Растет туризм на специализированные спортивные, культурные мероприятия, особенно на рынке США и Японии.

 

3. Оценка существующего состояния въездного туризма и туристской инфраструктуры в городе Москве.

Туризм для города Москвы имеет особое значение в силу ряда обстоятельств политического и социально-экономического плана. Москва - столица Российской Федерации, что, само по себе, уже является особым обстоятельством в плане формирования и реализации туристской политики для города. Практически ни один другой город России не может конкурировать с Москвой по своей известности в мире, что является положительным фактором при налаживании работы по формированию устойчивого имиджа Москвы как туристского центра.

Москва, обладая богатейшими рекреационными ресурсами и многовековым культурно-историческим наследием, занимает особое место на туристском рынке и вызывает интерес у иностранцев. Большинство туристов из дальнего зарубежья, выбирают Москву основной целью путешествия. Ведь более 70 % иностранцев, прибывающих в Россию, обязательно посещают Москву. В Москве и Московской области находится множество объектов показа. Архитектура, музеи, театры, церкви и соборы, современные и исторические здания и другие уникальные объекты привлекают в Москву туристов практически из всех стран мира. Москва является связующим звеном между городами и регионами страны. Здесь соединяются все железнодорожные и воздушные пути России, автомобильные трассы. В Москве в настоящее время находится 4,5 тысячи туристских агентств, свыше 170 гостиниц.

Москва имеет практически все возможности для того, чтобы стать центром мирового культурного и познавательного туризма. Однако, как объект туризма, Москва сегодня проигрывает соревнование с другими столицами мира. Объем обслуживания в Москве достигает около 1 млн. иностранных туристов ежегодно, в то время как для Парижа этот показатель составляет 25 млн. туристов, а для Лондона - 18 млн.

Любой город, являющийся популярным туристским направлением процветает экономически и находится в более выгодном положении по сравнению с городами, имеющими неразвитую туристскую инфраструктуру.

В связи с этим улучшение туристской инфраструктуры по основным компонентам системы туристского обслуживания, таким как транспортная доступность, гостиничный сектор, предприятия питания, информационное обслуживание туристов, система продвижения турпродукта на мировой рынок, кадровый потенциал, уровень и разнообразие туристского обслуживания, создание новых туристских маршрутов, развитие конгрессно-выставочной деятельности, проведение массовых культурно-спортивных мероприятий (фестивали, олимпиады, юбилейные даты), вопросы безопасности туристов и нормативно-правовая база ведет за собой рост числа иностранных туристов.

Объективно, в Москве в последние годы произошли значительные перемены в области туристской инфраструктуры. Возросло число новых комфортабельных гостиничных комплексов. Ведется большая работа по реконструкции и обновлению существующего гостиничного фонда города, по приведению его к общепризнанным мировым стандартам.

В 1992-1995 гг. экономическая ситуация не позволяла развиваться гостиничному хозяйству города. Предприятия решали вопрос выживания в тяжелых условиях - возросла стоимость тэплоэнергоресурсов и другие коммунальные услуги, загрузка не превышала 50-ти процентов при этом руководители гостиниц неохотно шли на сокращение штатной численности персонала.

1995-1998 гг. были отмечены новым этапом роста деловой активности как иностранных, так и российских инвесторов, в результате в Москве были введены в эксплуатацию новые гостиницы: "Тверская", "Палас Отель", "Гранд Отель", "Отель Виноградово", "Аврора-Люкс", "Екатерина", "Протон" введена в эксплуатацию после реконструкции гостиница "Золотое Кольцо". За эти годы практически была закрыта ниша так недостающих городу гостиниц уровня 4-5 звезд. Причиной вложения инвестиций именно в высококлассные гостиницы является их высокая рентабельность и быстрая окупаемость вложенных средств.

На сегодняшний день Москве не хватает гостиниц среднего класса уровня 2-3 звезды, рассчитанных на среднего туриста и дешевых гостиниц, в том числе для развития молодежного туризма.

Гостиничный комплекс Москвы насчитывает 172 гостиничных предприятия различной формы собственности и ведомственной принадлежности, загрузка гостиниц в 1999г. возросла до 56 процентов. Объем доходов от гостиничного хозяйства в 1999 году составил 7 млрд. рублей..

В общем числе гостиниц и других аналогичных средств размещения по РФ доля Москвы составляет только 4%, а единовременная вместимость 18,4% по числу мест и 20% по числу номеров. При этом по числу ночевок всех категорий посетителей на столицу приходилось в 1999 г. свыше 31%, а иностранных граждан 52%.

Однако, несмотря на увеличение гостиничной базы, количество посетителей г. Москвы не растет, а даже уменьшается, как и в целом по России, правда более медленными темпами (23,4% по России и 13,2 % по Москве за последние три года). При этом доля иностранцев в общем объеме обслуживания в гостиничной базе по г. Москве растет и составляла в 1999 г. 27,4 % против 16,5 % в среднем по России.

Рентабельность гостиничного комплекса г. Москвы высокая и составляет 30,5%, что выше общероссийского показателя в 1,7 раза.

В мае 1996 года Правительство Москвы приняло программу развития гостинично - туристского комплекса (ГТК) города на период до 2005 года, в которой туризм определен в качестве приоритетного направления в экономике города. Уже на сегодняшний день потребности города в высококлассных отелях категории 5 звезд, отвечающим международным стандартам полностью удовлетворены. В то же время явно недостаточно гостиниц среднего класса 3 звезды для приема и обслуживания массового клиента. По оценке специалистов, Москва должна увеличить свой гостиничный фонд, как минимум, в 2-3 раза. Помимо строительства новых отелей предусматривается реконструкция старых гостиниц "Москва", "Украина", "Будапешт", "Пекин", а также кардинально реконструировать и переоснастить другие муниципальные гостиницы.

В Москве активно расширяется количество предприятий питания. Сейчас их более 500. Появилось большое количество ресторанов иностранных фирм "Макдоналдс", "Пицца-Хат", "Патио-пицца", множество национальных ресторанов китайской, итальянской, греческой, турецкой и других кухонь.

Важное место в туристской инфраструктуре занимает транспорт. Москва является крупнейшим авиаузлом России. Она имеет пять аэропортов: Шереметьево1, Шереметьево 2, Внуково, Домодедово и Быково. Шереметьево 2 является международным аэропортом. Некоторые чартерные рейсы по выездному туризму выполняются из Внуково и Домодедово.

Москва в последние годы стала крупным деловым центром не только в масштабе России, но и на мировом уровне, что подтверждается активностью иностранных и российских инвесторов и постоянным проведением в Москве крупных конгрессно - выставочных мероприятий.

Важнейшим элементом туристского бизнеса являются туристские фирмы, организующие и обеспечивающие прием иностранных туристов. Однако число таких фирм в настоящее время невелико. Требуется проведение государственной политики по поддержке и развитию таких фирм.

Таким образом, сегодня в Москве создана и функционирует определенная база для обслуживания въездного туризма, которая в достаточной степени развита, но требует достаточно больших затрат на ее обновление и совершенствование.

В 1989 г. Москву посетило около 3,9 млн. иностранцев, в т.ч. 1,6 млн. чел. с туристскими целями. Это примерно в 3,5 раза больше, чем в последние годы.

Москва остается абсолютным лидером среди других российских городов по числу приезжающих иностранных туристов. Однако доля организованных групповых туристов несколько выше в Санкт-Петербурге. Это обстоятельство следует учитывать при планировании рекламно-информационной работы по продвижению Москвы как города культурно-познавательного туризма.

Прибытие иностранных граждан в Москву и Санкт-Петербург с туристскими и служебными целями в 1999 году показано в таблице N1.

Таб.N1. Сравнительные данные по целям поездок в Москву и Санкт-Петербург.

М о с к в а

Санкт-Петербург

Служебная

Туризм

Служебная

Туризм

568123

285086

95483

187474

Очень показательны цифры по количеству ночевок иностранцев в гостиницах города. Так например, по данным Мосгоркомстата в 1999 году в Москве было отмечено 5064685 ночевок. По количеству прибытий Москва уступает крупнейшим городам и столицам мира, хотя число приезжающих иностранных гостей велико и превышает аналогичные показатели в ряде стран.

В 1999 году услугами 170 московских гостиниц воспользовалось 889576 иностранных гостей из более чем 163 стран мира.

По оценке экспертов среднее время пребывания внутренних посетителей, останавливающихся с ночлегом в гостиницах и других аналогичных средствах размещения г. Москвы составляет 5 дней, иностранные граждане, согласно данным пограничной статистики, проводят в Москве в среднем 4,38 суток, в средствах размещения 4,5 - 5,5 дней.

Хотя в гостиницах размещались граждане из довольно многочисленного круга стран, определяющее значение имеют, особенно по линии организованного туризма, прибытия и ночевки ограниченного числа стран - США, Германии, Великобритании, Франции, Испании, Израиля, Италии и Японии.

Туристский поток в Россию и в Москву достаточно предсказуем. Самыми популярными для поездок являются летние месяцы. Самым низко посещаемым периодом является январь-март. Несколько большие потоки приходятся на четвертый квартал. К сожалению, мы не имеем возможности сравнить активность деловых поездок по сезонам в сравнении с поездками туристскими, тем не менее, можно сделать вывод, что заполнение гостиниц и туристская активность в городе в несезонный период должна строиться либо на активизации проведения культурных акций и мероприятий, либо на популяризации Москвы, как города конгрессно - выставочного и делового туризма.

Структура потока иностранных посетителей г. Москвы значительно отличается от общероссийской. Основной контингент составляют посетители со служебными целями - 57 % и с целью туризма - почти 32 %. В то время как в целом по России превалирует доля посещений с частными целями - 56 %, а на служебные и туристские цели приходится всего 19,3 % и 14,4 % соответственно. Эти направления и в будущем будут определять развитие въездного туризма.

Анализ показывает, что, несмотря на значительные усилия правительства Москвы по созданию положительного "имиджа" города, вводу в действие новых комфортабельных гостиниц, поток иностранцев, посещающих город, не увеличился, а даже снижается, при том, что в целом по России он увеличивается.

Проведенные расчеты доказывают, что поток посетителей г. Москвы (внутренних и иностранных), останавливающихся в средствах размещения, составляет порядка 3 млн. чел. (1999 г.), в т.ч. примерно 0,89 млн. иностранцев. По статистическим данным пограничной службы число иностранцев несколько больше 1,1 млн. чел., так как значительная доля приезжающих по частным приглашениям и часть других категорий останавливается у родственников, знакомых, на частных квартирах, не учитываемых статистическими данными по средствам размещения.

Кроме останавливающихся в гостиницах, культурно-туристские зоны г. Москвы посещает большое количество экскурсантов (однодневных посетителей без ночлега) - жителей города и Подмосковья.

Сопоставление масштабов развития туризма в г. Москвы с другими крупными мировыми столицами - центрами туризма показывает, что уже в настоящее время Москва занимает среди них достойное место. Однако имеется много резервов для дальнейшего развития, особенно в части увеличения потока иностранных посетителей и загрузки гостиничной базы.

Таблица N2. Статистические данные по въезду иностранных граждан в Российскую Федерацию и город Москву (чел.).

 

1999 г.

Страна

Всего

Туризм

 

РФ

Москва

РФ

Москва

Германия

335,5

135,0

142,1

32,8

США

218,9

136,9

76,7

31,7

Франция

118,8

69,2

68,2

25,6

Италия

93,7

55,3

44,0

18,7

Турция

145,4

54,6

22,0

13,8

Ю.Корея

44,1

24,8

17,3

12,5

Великобритания

133,3

80,5

39,6

11,8

Япония

74,4

32,9

32,5

10,8

Израиль

40,9

28,5

15,2

10,3

Испания

31,3

23,4

13,3

9,1

Нидерланды

49,3

26,4

14,4

6,9

Китай

349,4

31,8

128,6

5,6

Швейцария

30,8

19,9

10,9

4,7

Финляндия

1109,0

24,7

347,2

4,2

Швеция

50,8

18,3

14,3

3,3

Греция

23,3

12,0

4,1

2,6

Бельгия

18,3

4,7

4,7

2,4

Канада

24,6

8,4

2,4

1,8

 

Таблица N3. Прибытие иностранных граждан в Россию в 1999 году (чел.)

Место

Страна

Деловая

туризм

частная

Транзит

ИТОГО

1

Финляндия

472194

347221

65554

224048

1109017

2

Китай

167291

146585

29215

105941

449032

3

Германия

123881

142158

31480

38015

335534

4

США

116581

76861

7655

17991

218908

5

Турция

73301

21566

15256

35308

145431

6

Великобритания

70377

39648

3525

19776

133326

7

Франция

46633

58570

2771

10873

118847

8

Италия

39845

44013

2066

7763

93687

9

Япония

25334

32449

1599

15042

74424

10

Швеция

26147

14329

2386

7928

50790

11

Нидерланды

18966

14377

2386

7928

50790

12

Юж.Корея

17127

17278

943

8729

44077

13

Израиль

15357

15231

5851

4452

40891

14

Испания

8916

13253

644

8525

31338

15

Швейцария

13060

10895

644

6214

30813

16

Канада

14286

8348

1167

784

24585

17

Дания

11052

6255

762

5881

23950

18

Греция

9568

4120

2204

7434

23326

4. Привлекательность Москвы для иностранных туристов и негативные факторы, влияющие на развитие въездного туризма

Туризм в целом представляет собой такую отрасль экономики, которая позволяет при сравнительно небольших капиталовложениях обеспечить экономически рентабельное использование "местных ресурсов" - историко-культурного наследия, традиций, природы. Поэтому для условий Москвы абсолютно правомерным является выбор туристского развития города в качестве приоритетного по отношению к его промышленному развитию. При этом предусмотрено максимальное освобождение основных туристских зон (в основном Центра города) от промышленных предприятий и коммунально-складских сооружений. Учитывая общее состояние российской экономики и, в частности, ситуации в Москве, "экспорт достоинств" города является, по крайней мере, в ближайшие годы более простой и эффективной формой участия в экономическом разделении труда, чем участие в промышленной конкуренции, где наша продукция пока не соответствует стандартам мирового рынка.

Анализ ресурсов Москвы в соответствии с перечисленными факторами говорит о том, что город обладает достаточно широким потенциалом туристского предложения, базирующимся на уникальных ресурсах.

Следует отметить, что Московский регион (Москва и Московская область) имеет самый большой в стране историко - культурный потенциал. Количество объектов показа составляет 38% от общероссийского (для сравнения Санкт - Петербург, Новгородская и Псковская область - только 16%). Среди них более 200 объектов внесены в реестр ООН.

Привлекательность Москвы как объекта туризма определяется следующими факторами.

  1. Огромное историческое и культурное наследие города, неразрывно связанное с историей и культурой всей России

  2. Крупнейший гостинично-туристский комплекс (свыше 72 тысяч гостиничных мест, 4500 турфирм, 13 страховых обществ, 16 автопредприятий и др.)

  3. Транспортная обеспеченность определяет Москву как отправную точку туристских маршрутов по историческим и культурным объектам Подмосковья и городам Золотого кольца.

  4. Место проведения международных конгрессов, симпозиумов, семинаров, выставок, ярмарок, фестивалей - это база развития в столице делового и конгрессного туризма.

  5. Международный культурный центр, где сосредоточено более 60 музеев и 40 театров, 2 цирка и др.

  6. Крупнейший центр Русской Православной церкви (в городе более 130 храмов) - предпосылка для развития религиозного туризма

  7. В Москве проводятся международные соревнования по различным видам спорта

  8. Событийные мероприятия, связанные с историей и культурой России

  9. Поездки туристов в столицу могут совмещаются с речными и морскими круизами.

  10. Всемирная известность российской медицины и довольно низкие, в сравнении с мировыми, цены привлекают иностранцев возможностью для проведения в Москве курсов лечения.

К сожалению, в настоящее время на развитие въездного туризма влияет ряд негативных факторов:

  1. Низкая конкурентоспособность старого фонда размещения.

  2. Обеднение ассортимента туруслуг. Значительная продолжительность "мертвого сезона" говорит о неумении организовать туристское предложение, циклы рекреационных занятий с учетом индивидуальных и групповых запросов потребителей.

  3. Отсутствие комплексного взгляда на характер и специфику Москвы как туристского места

  4. Поток негативной информации в зарубежных средствах массовой информации о России, и Москве в том числе, как стране, неблагоприятной для туризма. Из-за стесненного финансирования пропагандистская работа за рубежом по укреплению туристского имиджа города ведется в недостаточных объемах.

  5. Недостаточно развита инфраструктура ГТК города, состояние ее еще не соответствует мировым стандартам в туризме,

  6. Существует проблема нехватки гостиничных номеров и малых гостиниц среднего класса, категории 3 звезды. В связи с этим в Москве начата реализация проекта по созданию сети гостиниц малой вместимости. Необходимость ее создания обусловлена как формированием деловой и туристской привлекательности города, так и расширением зон размещения и отдыха в непосредственной близости от объектов туристского показа, бизнес - центров, культурных и исторических достопримечательностей города, а также мест проведения крупных международных выставок, симпозиумов, конгрессов и фестивалей, международных спортивных соревнований.

  7. Отсутствует программа поддержки турфирм, занимающихся въездным туризмом.

  8. Не может способствовать развитию туризма состояние городской инфрастуктуры и, в первую очередь, ее транспортной составляющей. Это и нехватка современных автобусов различной вместимости для туристов, и отсутствие автомобильных стоянок, и низкий уровень сервиса в городском транспорте (например, такси).

  9. Вызывает обеспокоенность у иностранных туристов криминальная ситуация в Москве, а также вопросы обеспечения их безопасности

  10. Довольно низкий уровень медицинского обслуживания по страховым полисам в случае заболевания в период турпоездки в Москву и ряд других, менее существенных факторов.

Причины этих негативных явлений заключаются в действии следующих факторов.

  1. Разобщенность усилий по развитию внутреннего туризма, отсутствие интереса к внедрению механизмов экономической кооперации и управления.

  2. Вялая и не совсем верная методика организации совместных и смешанных предприятий с участием зарубежных инвесторов.

  3. Политическая и экономическая нестабильность в стране.

  4. Ориентация на коммерческий туризм не могла не повлиять на сокращение размеров отчислений от турдеятельности в городской бюджет, перераспределение доходов в пользу теневой экономики. Элитарный туризм обеспеченных одиночек не вызвал туристского бума, омертвил громадные основные фонды и в сотни раз уменьшил оборотные средства от туризма. Приостановлен транспорт, нет паломничества в музеи, выставочные залы.

  5. Удаленность от основных западноевропейских столиц не позволяет широко использовать автобусные маршруты. Поездки в Россию связаны с авиационным транспортом, что резко увеличивает их стоимость.

  6. Слабое проявление туристских потоков, экономическое значение которых было трудно прогнозировать. Следует вывод о неудовлетворительном использовании государственными органами своей управляющей функции, определяющей политику города в сфере туризма, роли регулятора и организатора туристского развития.

На конъюнктуру внутреннего туристского рынка повлияли в основном следующие факторы:

  1. Слишком большая доля транспортной составляющей в общей стоимости тура, делающая неконкурентоспособным предложение на внутреннем рынке по сравнению с зарубежными поездками;

  2. Недостаточное использование системы скидок на транспорт и размещение ориентируют внимание отечественных туроператоров на иностранные рынки;

  3. Значительный рост стоимости предложения на внутреннем рынке, достигшей международного уровня при более низком качестве обслуживания, что также стимулирует переориентацию спроса на зарубежные поездки;

  4. Уменьшение общей подвижности населения; более чем в 2 раза увеличилась доля населения, проводящая отпуск на даче, у родственников и знакомых; до 60 % населения проводит отпуск дома;

  5. Разрушение системы руководства отраслью, что привело к ее распаду на отдельные звенья, потере координации деятельности объектов, ликвидации региональных маршрутов;

  6. Недостаток квалифицированных кадров менеджеров, способных работать в новых экономических условиях.

Отличие столичного туристского предложения от аналогов, с избытком предлагающихся на рынке, состоит в том, что в Москве имеется уникальная возможность сочетать различные виды туризма.

Представляя центр деловой, финансовой, политической, научной, духовной и культурной жизни России, Москва получает уникальные возможности развивать наиболее перспективные виды туризма во всех имеющихся формах. Существующие возможности по развитию различных видов туризма позволяют существенно разнообразить предложение и повышают конкурентоспособность туристского продукта Москвы.

Спектр туристского предложения столицы достаточно широк и может базироваться, прежде всего, на сохранившихся фрагментах историко-архитектурной среды города, памятниках архитектуры, инженерного искусства, истории, археологии и культуры.

Природные возможности близлежащих областей, где имеются объекты, принадлежащие московским предприятиям и учреждениям, позволяют расширять традиционное предложение за счет организации кратковременных выездов из столицы на природу.

Развитию туризма благоприятствует и удобное географическое положение Москвы, связанной с другими историко-культурными памятниками и городами прямым водным, автомобильным и железнодорожным сообщением. Для правильного определения основных направлений и масштабов развития туризма в Москве целесообразно проанализировать общие тенденции развития туризма в исторических городах (предлагающих аналогичный продукт), основываясь, в том числе, на зарубежный опыт.

С точки зрения организации туристских путешествий в Москве преломляются две противоположные тенденции:

  1. во внутреннем туризме (российских граждан в Москву) будет проявляться тенденция, характерная и для большинства других стран мира, - развитие индивидуального туризма, путешествия семьями или в иных небольших группах. Определяющим при этом является заранее обусловленная возможность свободы выбора маршрута и изменений его программы, что при малом числе туристов достаточно легко осуществимо. Следует активно пользоваться механизмом скидок на групповые маршруты на транспорте, предприятиях размещения и питания для стимулирования групповых туров во внутреннем туризме.

  2. во въездном туризме доля групповых туристов выше, чем среди внутренних посетителей. Это, отчасти, обусловлено распространением негативной информации о России в средствах массовой информации Запада, поэтому туристы чувствуют себя в большой группе соотечественников более уверенно, чем в малом коллективе. Определенную роль играет и ценовой фактор, поскольку действуют групповые скидки.

 

2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

 

Главная стратегическая цель Программы заключается в формировании в Москве конкурентоспособной туристско-рекреационной отрасли в качестве одной из ведущих, приоритетных отраслей экономики, обеспечивающей, с одной стороны, спрос потребителей (как российских, так и зарубежных) на удовлетворение своих потребностей в туристско-рекреационных услугах, а с другой, значительный вклад в социально-экономическое развитие региона за счет увеличения доходной части местного бюджета, притока инвестиций, увеличения числа рабочих мест, улучшения здоровья населения, сохранения и рационального использования культурно-исторического и природного наследия.

Разработка Программы исходит из модели устойчивого туризма. Устойчивым туризмом называется модель экономического развития в следующих целях:

  1. Увеличение доходов от туризма, совершенствование системы налогообложения. Городской бюджет должен формироваться в значительной степени за счет поступлений от туристской деятельности в Москве: на 10% к 2010 году.

  2. Повышение качества жизни местного населения, благосостояния москвичей. Использование социальной роли туризма (отдых россиян, развитие социальных контактов, связей между людьми).

  3. Приток инвестиций и создание новых рабочих мест.

  4. Обеспечение комфортных условий пребывания туристов.

  5. Рост национального достоинства, как следствие гостеприимства и обращения к культурно-историческому наследию.

 

В качестве основных задач программы выступают:

 

  1. Определение основных направлений деятельности Правительства Москвы по управлению туристскими ресурсами и туристской индустрией.

  2. Формирование нормативно-правовой базы туристской отрасли.

  3. Развитие предпринимательства в сфере туризма, и, прежде всего, малого и среднего предпринимательства

  4. Стимулирование развития материальной базы туристкой отрасли путем привлечения российских и иностранных инвестиций для реконструкции действующих и создания новых туристских объектов и средств размещения.

  5. Развитие инфраструктуры туризма, необходимое для повышения конкурентоспособности Москвы на международном и внутреннем туристских рынках, что, в свою очередь, скажется на развитии социальной инфраструктуры города.

  6. Создание условий для развития туристских зон на территории Москвы и в соседних регионах России на основе соглашений в области туризма. Новое строительство и реконструкция действующих туристских объектов: музеев, мемориальных мест, объектов показа, архитектурных памятников, садово-парковых ансамблей и др. Приведение в порядок исторических мест в городе, часто посещаемых туристами.

  7. Развитие событийного туризма, опирающегося на привлечение массового контингента туристов, пользуясь каким-либо событием в жизни города. Формирование программы событийного туризма (конгрессы, фестивали, конкурсы, городские праздники и т.д.). Разработка ключевых, "знаковых" событий года и своевременное информирование о них.

  8. Возрождение в Москве социального туризма, подъем внутреннего туризма в городе и на этой основе - подъем жизненного уровня населения, гармонизация социальной и общественной жизни, возрождение интереса к родной стране, решение вопросов сохранения историко-культурного наследия и защита окружающей среды.

  9. Превращение столицы в современный международный центр деловой активности, привлечение бизнес-туристов из-за рубежа и из других регионов России, поскольку бизнес-туристы представляют наиболее платежеспособную категорию туристов, а деловой туризм наиболее подходит для условий современного города.

  10. Проведение активной рекламно-информационной деятельности, направленной на формирование имиджа Москвы как крупнейшего центра туризма в мире и продвижение его на российский и международный туристские рынки.

Программа рассчитана на период до 2010 года и включает в себя краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные мероприятия.

  1. Первый этап:

2000-2001 гг. - разработка технико-экономических обоснований крупных проектов и реализация первоочередных задач.

  1. Второй этап:

2001-2005 гг. - реализация среднесрочных проектов и программ.

  1. Третий этап:

2005-2010 гг. - реализация долгосрочных проектов и ежегодных программ.

 

3. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

 

Система программных мероприятий включает разделы, разработка которых позволит получить инструмент, позволяющий Москве сформировать новый туристский продукт, отвечающий потребностям и возможностям города, а также основным тенденциям развития туризма.

Система программных мероприятий разбита на несколько разделов, объединяющих схожие по своей направленности мероприятия

  1. Продвижение образа Москвы как города, благоприятного для туризма. Рекламно-информационная деятельность. Создание комфортной информационной среды для туристов.

  2. Развитие инфраструктуры и материальной базы туризма

  3. Разработка московского туристского продукта

  4. Создание условий для развития туризма. Государственная поддержка туризма в Москве. Совершенствование структуры управления и развития туризма.

  5. Подготовка кадров.

  6. Научное обеспечение туристской деятельности.

 

 

Раздел I. Образ Москвы как города, благоприятного для туризма.

Рекламно-информационная деятельность.

Создание комфортной информационной среды для туристов.

 

  1. Создание двух имиджевых стратегий Москвы как туристского места:

    1. Стратегии для внешнего рынка (места, открытого всему миру, безопасного, с развитой инфраструктурой и богатейшим культурно-историческим наследием);

    2. Стратегии для внутреннего российского рынка (места, доступного для желанных гостей из различных российских регионов, интересного и разнообразного для различных социальных групп туристов).

  2. Консолидация рекламно-информационной работы различных участников туррынка в руках независимой от влияния отдельных компаний городской структуре - Туристском информационном центре (ТИЦ), - в целях оказания информационно-справочных, туристских и деловых услуг приезжающим туристам, а также для ведения рекламной и маркетинговой деятельности. Строительство ТИЦ общей площадью 3 тыс. кв. м. Создание сети унифицированных информационных бюро ТИЦ общей площадью 0,6 тыс. кв. м.

    1. Информационно-справочная деятельность

      1. Информационный блок. Создание и регулярное обновление информационных баз данных для туристов.
  1   2   3   4


Похожие:

Программа развития туризма в г. Москве на период до 2010 года iconПроекта подпрограммы «Развитие туризма в городе Москве» раздела
Видится обязательным подчеркнуть важность организации круглого стола, проведенного Общественным советом города Москвы 15 августа,...
Программа развития туризма в г. Москве на период до 2010 года icon2. развитие индустрии туризма
По итогам 2010 года областью выполнены два прогнозных показателя социально-экономического развития в сфере туризма
Программа развития туризма в г. Москве на период до 2010 года iconПрограмма господдержки малых инновационных предприятий стартовала в Новосибирске
Региональные новости в области развития малого предпринимательства за период с 17. 05. 2010 по 21. 05. 2010
Программа развития туризма в г. Москве на период до 2010 года iconРешение №680 от 21 февраля 2008 года
Заслушав доклад ректора тгу о перспективах развития университета на период до 2010 года, Ученый совет решил
Программа развития туризма в г. Москве на период до 2010 года iconОб основных направлениях социально-экономического развития
«Об утверждении Стратегии социально-экономичес-кого развития Ставропольского края на период до 2020 года» и Законом Ставропольского...
Программа развития туризма в г. Москве на период до 2010 года iconПроект государственной программы «Развитие индустрии отдыха и туризма»
Видится обязательным подчеркнуть важность организации круглых столов, проведенных Общественным советом города Москвы 15 августа и...
Программа развития туризма в г. Москве на период до 2010 года iconРаспоряжение от 15 июля 2009 г. N 221-рп об утверждении стратегии социально-экономического развития ставропольского края до 2020 года и на период до 2025 года
Утвердить прилагаемую Стратегию социально-экономического развития Ставропольского края до 2020 года и на период до 2025 года
Программа развития туризма в г. Москве на период до 2010 года iconПрограмма развития муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Буинска Республики Татарстан» по теме «Школа самореализации как модель адаптивной школы»
Настоящая программа определяет основные направления и системообразующие принципы функционирования и развития средней общеобразовательной...
Программа развития туризма в г. Москве на период до 2010 года iconЗаконом Забайкальского края от 10 декабря 2009 года №295-ззк
В целях реализации Закона Забайкальского края от 10 декабря 2009 года №295-ззк «О стратегических направлениях развития Забайкальского...
Программа развития туризма в г. Москве на период до 2010 года iconО конкурсном отборе молодежных предпринимательских
Оз "Об утверждении областной целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Томской области на период 2008 2010...
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница