Я. М. Лотош Для того чтобы эффективно использовать возможности государства и общества в решении стоящих перед нашей страной проблем модернизации российской экономики и перевода ее на инновационный путь, необх




Скачать 277.53 Kb.
PDF просмотр
НазваниеЯ. М. Лотош Для того чтобы эффективно использовать возможности государства и общества в решении стоящих перед нашей страной проблем модернизации российской экономики и перевода ее на инновационный путь, необх
страница1/17
Дата конвертации15.10.2012
Размер277.53 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
Информационно-аналитичесêий бюллетень ЦИСН 

 
 
ÏÐÎÁËÅÌÛ È ÂÎÇÌÎÆÍÎÑÒÈ ÐÀÖÈÎÍÀËÈÇÀÖÈÈ 
ÑÈÑÒÅÌÛ ÔÎÐÌÈÐÎÂÀÍÈß  
È ÐÅÀËÈÇÀÖÈÈ ÌÅÃÀÏÐÎÅÊÒÎÂ Â ÐÎÑÑÈÈ 
Я.М. Лотош 
Для  того  чтобы  эффективно  использовать  возможности  государства и общества в 
решении стоящих перед нашей страной проблем модернизации российской экономики и 
перевода ее на инновационный путь, необходимо обеспечить концентрацию и координа-
цию усилий всех участников этого процесса, добиться выявления и согласования их ин-
тересов, объединить ресурсы и выработать организационные основы оптимального взаи-
модействия государства, науки и бизнеса. Как показывает мировой опыт, реальным и хо-
рошо  показавшим  себя  инструментом  при  этом  является  государственно-частное 
партнерство (ГЧП). 
Комитет  по  научно-технологической  политике  ОЭСР  определяет  государственно-
частное партнерство в научно-технической и инновационной сферах как любые юриди-
чески оформленные равноправные договорные отношения на фиксированный или неоп-
ределенный период времени между юридическими лицами государственного и частного 
секторов.  При  этом  стороны  взаимодействуют  в  процессе  принятия  решений  и  соинве-
стируют ограниченные ресурсы, такие как финансы, персонал, оборудование и информа-
ция, для достижения конкретных целей в области науки, технологий и инноваций. 
Разнообразие реальных форм государственно-частного партнерства в России неве-
лико.  Более  того,  наиболее  распространенные  формы  институтов,  трактуемых  в  стране 
как ГЧП, во многих случаях не могут быть однозначно охарактеризованы как партнерст-
во.  Однако,  по  нашему  мнению,  существуют  пути  совершенствования  этих  институтов, 
что может не только адаптировать их к современным принципам взаимодействий обще-
ства,  государства,  бизнеса  и  науки,  но  и  существенно  повысить  их  эффективность.  И  в 
первую очередь это относится к столь важному для России и дорогостоящему институту, 
как  важнейшие  инновационные  проекты  государственного  значения  (ВИП-проекты или 
мегапроекты). 

4  Проблемы и возможности рационализации системы формирования и реализации меãапроеêтов 
1. ÂÀÆÍÅÉØÈÅ ÈÍÍÎÂÀÖÈÎÍÍÛÅ ÏÐÎÅÊÒÛ  
ÃÎÑÓÄÀÐÑÒÂÅÍÍÎÃΠÇÍÀ×ÅÍÈß ÊÀÊ ÌÅÕÀÍÈÇÌ Ã×Ï 
1.1. Êîíöåïöèÿ ÂÈÏ-ïðîåêòîâ 
Инструмент  ВИП-проектов  относительно  новый,  и  анализ  его  концепции  и  хода 
выполнения  может  и  должен  привести  к  совершенствованию  его  механизмов  и  более 
четкой взаимоувязке с нормативно-правовой базой страны. 
Свою историю ВИП-проекты ведут с февраля 2002 г., когда Минпромнауки России 
утвердило  требования  для  отбора  важнейших  инновационных  проектов  (программ)  и 
требования к описанию важнейших инновационно-технологических проектов. 
К сожалению, четких признаков, по которым тот или иной проект может быть от-
несен  к  этой  категории,  нет.  На  начальной  стадии  их  разработки  в  качестве  основных 
признаков, определяющих статус ВИП-проектов, были названы1: 
– 
масштабность с точки зрения объема финансирования, который на два порядка 
превышает среднюю стоимость НИОКР; 
– 
значимость, т. е. решение наиболее важных научно-производственных задач ин-
новационного  развития  отдельных  групп  отраслей  в  соответствии  с  перечнем  приоритет-
ных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации. 
Представляется, что названные признаки не являются необходимыми, а тем более 
достаточными, для присвоения проекту статуса ВИП. Во-первых, важность и стоимость – 
не  обязательно  коррелирующие  понятия.  Во-вторых,  решение  наиболее  важных  задач 
инновационного развития – звучная, но недостаточно четкая формулировка, особенно ес-
ли речь идет о весьма широких сферах применения, какими являются приоритетные на-
правления.  Более  корректно  соотносить  такие  проекты  с  реализацией  критических  тех-
нологий. Основным признаком должно быть партнерство государства и бизнеса ради ре-
шения ключевых проблем реализации критических технологий. 
Особенности  организации  и  нормативного  правового  обеспечения  отбора  
и реализации ВИП-проектов. Многие проблемы правового и организационного обеспе-
чения ВИП-проектов до сих пор не решены, несмотря на то что еще в 2005 г. в Стратегии 
развития науки и инноваций в Российской Федерации  на период до 2015 года (далее – 
Стратегия) подчеркивалось, что для реализации ВИП-проектов не решены только «неко-
торые вопросы многоканального финансирования». Однако, к сожалению, остаются не-
решенными не только эти вопросы. Нет пока единой системы нормативных документов, 
регламентирующих работу с проектами на всех этапах, – от формирования требований к 
отбору проектов до стадии их коммерческой реализации. Не установлены четкие правила 
                                                      
1  Приказ  Минпромнауки  России  от 11.02.2002 № 22 «Об  организации  в  Минпромнауки 
России  работы  по  подготовке  предложений  по  проектам  (программам),  имеющим  особо  важное 
значение». 
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


Похожие:

Я. М. Лотош Для того чтобы эффективно использовать возможности государства и общества в решении стоящих перед нашей страной проблем модернизации российской экономики и перевода ее на инновационный путь, необх iconПояснительная записка к докладу главы Петровского муниципального района Тамбовской области о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления за 2009 год и их планируемых значениях на трехлетний период Повышение эффективности работы муниципальны
Повышение эффективности работы муниципальных органов власти – одна из важнейших задач, стоящих перед страной
Я. М. Лотош Для того чтобы эффективно использовать возможности государства и общества в решении стоящих перед нашей страной проблем модернизации российской экономики и перевода ее на инновационный путь, необх iconКомментарии общественных организаций по поводу новой Стратегии Партнерства со страной на 2010-2014 года
Ратегии партнерства со страной (спс) на 2010-2014 годы. Мы также хотим отметить как положительную реакцию банка на запрос общественных...
Я. М. Лотош Для того чтобы эффективно использовать возможности государства и общества в решении стоящих перед нашей страной проблем модернизации российской экономики и перевода ее на инновационный путь, необх iconСовета Министров Союзного государства от 11 октября 2000 г. №7 порядок разработки и реализации программ Союзного государства
Российской Федерации при разработке и реализации программ Союзного государства, являющихся одним из важнейших средств дальнейшего...
Я. М. Лотош Для того чтобы эффективно использовать возможности государства и общества в решении стоящих перед нашей страной проблем модернизации российской экономики и перевода ее на инновационный путь, необх iconКнига адресована всем тем, кто не собирается останавливаться на достигнутом и предпочитает использовать передовые методы ведения бизнеса и управления персоналом
Сегодня для того, чтобы сделать свой бизнес преуспевающим, недостаточно иметь
Я. М. Лотош Для того чтобы эффективно использовать возможности государства и общества в решении стоящих перед нашей страной проблем модернизации российской экономики и перевода ее на инновационный путь, необх iconМетодические рекомендации по оформлению курсовых работ по программам mba leader, mba start, mba prof
Вкр представляет собой самостоятельно выполненную и преставленную к защите письменную исследовательскую работу, которая подтверждает,...
Я. М. Лотош Для того чтобы эффективно использовать возможности государства и общества в решении стоящих перед нашей страной проблем модернизации российской экономики и перевода ее на инновационный путь, необх iconИгорь Аверкиев Пермский культурный пузырь Фотографию взлетающего самолёта трудно отличить от фотографии приземляющегося
«пермский культурный проект», они совершенно естественным образом, иногда даже не ведая того, превращаются в этих самых «болтунов,...
Я. М. Лотош Для того чтобы эффективно использовать возможности государства и общества в решении стоящих перед нашей страной проблем модернизации российской экономики и перевода ее на инновационный путь, необх iconВсе виды кредитования
Перед любой развивающейся компанией время от времени встает вопрос: использовать для
Я. М. Лотош Для того чтобы эффективно использовать возможности государства и общества в решении стоящих перед нашей страной проблем модернизации российской экономики и перевода ее на инновационный путь, необх iconВыбор программы для написания бизнес плана в зависимости от того, какой бизнес план вам требуется написать, следует использовать
В зависимости от того, какой бизнес план вам требуется написать, следует использовать
Я. М. Лотош Для того чтобы эффективно использовать возможности государства и общества в решении стоящих перед нашей страной проблем модернизации российской экономики и перевода ее на инновационный путь, необх iconД. С. Белоусов Банковское право. Шпаргалка
В нашей стране отношения, складывающиеся в процессе функционирования финансовой системы государства и финансовой деятельности государства...
Я. М. Лотош Для того чтобы эффективно использовать возможности государства и общества в решении стоящих перед нашей страной проблем модернизации российской экономики и перевода ее на инновационный путь, необх iconИнтервью для руководителя отдела маркетинга
С какими проблемами на рынке сталкивается сегодня Ваше предприятие? Какое участие принимает Ваш отдел в решении этих проблем?
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница